Понятие ведущей деятельности
Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством — усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль (Леонтьев А.Н.).
Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944— 1945 гг.
Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени.
В ведущей деятельности формируются и развиваются (перестраиваются) основные психические процессы.
От ведущей деятельности зависит формирование личности ребёнка, её основные изменения в данный период, т.е происходят изменения психологических особенностей личности.
Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие.
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.
Периодизация выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков:
социальная ситуация развития;
ведущая деятельность;
центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребёнка и тех отношений, которые устанавливаются у ребёнка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность».
Д.Б. Эльконин рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребёнок-вещь и ребёнок — взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несёт в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный предмет, действиям с которым ребёнок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребёнком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания.
Следовательно, взрослый — это общественный взрослый. Деятельность ребёнка внутри систем “ребёнок — общественный предмет” и “ребёнок — общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребёнок — предмет” и “ребёнок — взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребёнок — предмет” и “ребёнок — взрослый”.Таким образом, в основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот как представляется в целом хронология смены ведущей деятельности в онтогенезе личности (таблица 1).
Таблица 1. Хронология смены ведущей деятельности в онтогенезе личности
Возрастные периоды | Годы | Ведущая деятельность | Система отношений |
1 | 2 | 3 | 4 |
Младенчество | 0-1 | Общение со взрослым (непосредственно-эмоциональное общение) | человек-человек |
Ранний возраст | 1-3 | Предметно-манипулятивная деятельность | человек-вещь |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | Ролевая игра | человек-человек |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | Учебная деятельность | человек-вещь |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) — 14(15) | Общение со сверстниками (интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности) | человек-человек |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) — 16(17) | Учебно-профессиональная деятельность | человек-вещь |
1 | 2 | 3 | 4 |
Поздняя юность | 18-20(23) | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | |
Ранняя зрелость | 20(23)-30 | Трудовая деятельность, профессиональная учеба внутрисемейные отношения | |
Средняя зрелость | 30-45 | Трудовая деятельность | |
Поздняя зрелость | 45-55 | ||
50 – 55 (для жен), 55 – 60 (для муж) | |||
Старость | 60-… |
Эпоха раннего детства (до 3 лет).
1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2 – 2,5 месяца у ребёнка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребёнок узнаёт маму. Взрослые развивают руку ребёнка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с предметом. К году у ребёнка начинает возникать потребность в вербальном общении.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.2. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1 – 3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребёнок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.
В этот период времени предметные действия служат для ребёнка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребёнка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребёнок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я», «Я сам».
Эпоха детства (3 – 11 лет)
1. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребёнка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приёмам ребёнок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.
Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребёнка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребёнка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
2. Младшее школьное детство (7 – 11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребёнок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребёнка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха.
Эпоха подростничества (11 – 17 лет).
1. Младшее подростничество (11 – 14 лет). Появляется новая деятельность — деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.
Здесь важно, чтобы круги общения ребёнка не выходили из-под контроля взрослых — «трудный возраст», «переломный возраст».
2. Юность — старшее подростничество (14 – 17 лет). У ребёнка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Чётких установленных границ юности нет. По мнению одних учёных, она наступает с 11 – 12 лет, по мнению других – с 16 – 17 лет.
Существует определенный стандарт, которого все придерживаются. Он определяет границы юности следующим образом: её начало – 16 – 17 лет, а окончание – 20 – 23 года.
Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора.
Сложность определения нижней границы юности заключается в том, что не все проходят одинаковые этапы обучения.
Некоторые, заканчивая 9 классов школы, уходят в колледжи, лицеи, училища, кто-то начинает работать, кто-то переводится на вечернюю форму обучения. Их социальная ситуация изменяется раньше, чем у других, влияя на жизненные установки, мировоззрение и личность в целом. Их период юности наступает раньше, так же как и кризис развития, который проходит у них в 15 лет.
Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.
Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также переживают кризис развития, вставая на пути выбора своей дальнейшей деятельности.
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространённой в отечественной психологии.
Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза.
Эпоха взрослости (18 – 60 лет).
1. Поздняя юность (18 – 20 лет). Появляется новая деятельность – трудовая. Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями.
Человек продолжает своё индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.
Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).
Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.
В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встаёт перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.
2. Ранняя зрелость (23 – 30 лет).
Так, для стадии ранней зрелости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.
Ранней зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности. Происходит его становление в профессиональном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя. Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной.
3.Средняя зрелость (30-45 лет).
Средняя зрелость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность занимает ведущее место в жизни взрослого человека.
4.Поздняя зрелость (45 – 55 лет).
Поздняя зрелость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей.
Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.
В 40 – 45 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.
Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.
К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).
Супруги, связанные до этого момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.
Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к жизни. В этот период происходит становление новой «я-концепции». Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться.
Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.
Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.
Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать своё мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.
Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время нашёл для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.
Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.
5. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин) – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.
Старость (60 – …). Старение – это биологический процесс, который характерен для всего живого. И. И. Мечников выделил патологический и физиологический процессы старения.
В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций: замедляется процесс мышления, менее активными становятся познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика. Физическое состояние человека ухудшается: нарушается обмен веществ, снижается работоспособность отдельных систем и органов.
Человек, вступая в пожилой возраст, подвержен изменениям личности. Пожилые люди становятся пассивными, менее эмоциональными. На первый план выступает семья, забота о ней. Пожилые люди становятся очень внушаемыми и беспомощными. Они сосредоточивают внимание на своём здоровье. Желая окружить себя заботой близких, начинают жаловаться на реальные и мнимые болезни.
Порой пожилые люди настолько изолируют себя от окружающего мира, что сводят свою жизнь к удовлетворению основных физиологических потребностей, перестают испытывать спады и подъемы настроения, оно становится стабильным. Чаще всего они находятся в спокойном и уравновешенном состоянии. Для некоторых характерны стойкие отклонения в проявлении настроения: они могут быть беспричинно подавленными или возбужденными.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.
Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ТИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психология и педагогика. Шпаргалка
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ТИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая деятельность характеризуется определенными признаками. В форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности; в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы; от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка.
Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.
Изучение закономерностей смены на разных возрастных этапах ведущих типов деятельности, имеющих различные функции и различное воспитательное значение, позволило психологам построить периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного процесса воспитания детей.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она связана с усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, в ней формируются у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей семи – десяти лет возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия как важнейшие особенности сознания.
При переходе к подростковому возрасту вновь меняется ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя актуальность и значение, выступает по своей психологической роли лишь как одна из частных форм совокупной общественно полезной деятельности подростков. Ведущим типом деятельности можно считать теперь развернутую общественно полезную деятельность во всех ее вариантах: учебную, трудовую, общественно-организационную, художественную, спортивную.
Ведущей деятельностью старшего школьного возраста становится особая форма учебной деятельности. Эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную профориентационную направленность, установку на определенную профессиональную деятельность. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы, что свидетельствует о развитии самосознания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ЛЕКЦИЯ № 7.
Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темпераментаЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17]
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17] В предыдущих главах, основыв аясь на проведенных психологами исследованиях, мы установили, что реализация воспитательной роли группы возможна лишь в процессе специально организованной педагогом
11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности
11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов
Глава 1 Организация совместной деятельности
Глава 1 Организация совместной деятельности Становление функций программирования и контроля – длительный процесс, который заканчивается в юношеском возрасте, то есть значительно позднее, чем становление всех остальных психических функций. Здесь выделяют несколько
4.3.5. Рабочие места ведущих релаксационные тренинги
4.3.5. Рабочие места ведущих релаксационные тренинги Рабочее место ведущего занятия ПСР включает:•кресло/стул;•небольшой стол с встроенной клавиатурой для управления компьютеризованной системой, обеспечивающей демонстрацию видео– и аудиопрограмм, сопровождающих
2.
3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели
Глава 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 3.1. НЕЙРОН КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСтруктурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон, или нейроцит. Всю нервную систему
32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:
Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания
Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания Выше мы подробно осветили основные вопросы психологии речевой деятельности. Мы остановились на структуре слова и фразы, на происхождении этих основных составных единиц языка, на
Ведущая деятельность | 77 публикаций | 38402 Цитаты | Ведущие авторы
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов
[…]
Л. С. Выготский
01 января 1978
TL;DR: В этой статье Коул и Скрибнер обсуждают роль игры в детском развитие и игра как средство и символ в развитии восприятия и внимания в предыстории письменности.
…читать дальшечитать меньше
Резюме: Введение Майкл Коул и Сильвия Скрибнер Биографические заметки о Л.С. Выготском Основная теория и данные 1 Инструмент и символ в развитии ребенка 2 Развитие восприятия и внимания 3 Овладение памятью и мышлением 4 Интернализация Высшие психологические функции 5 Проблемы метода Воспитательное значение 6 Взаимодействие обучения и развития 7 Роль игры в развитии 8 Предыстория письменной речи Послесловие Вера Джон-Штайнер и Эллен Соуберман Примечания Указатель произведений Выготского
. ..читать дальшечитать меньше
32855 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Российской и восточноевропейской психологии
TL;DR: В этой статье обсуждаются игра и ее роль в развитии дошкольника. Но игра не является для ребенка этого возраста ведущей формой деятельности или просто преобладающей формой.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: Говоря об игре и ее роли в развитии дошкольника, нас интересуют два основных вопроса: во-первых, как возникает в развитии сама игра, ее происхождение и генезис; во-вторых, роль той развивающей деятельности, которую мы называем игрой, как формы развития ребенка дошкольного возраста. Является ли игра ведущей формой деятельности ребенка этого возраста или просто преобладающей формой?
…читать дальшечитать меньше
2130 цитирований
Инструменты разума: подход Выготского к дошкольному образованию
[. ..]
Дебора Дж. Леонг, Елена Бодрова
01 ноября 1995
TL;DR: The Vygotskian Framework — Представлены историческая теория развития и другие теории развития и обучения, а также стратегии развития и обучения.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: РАЗДЕЛ I Выготский подход: культурно-историческая теория развития Глава 1. Введение в выготский подход Глава 2. Овладение психическими инструментами и высшими психическими функциями Глава 3. Выготский подход и другие теории развития Развитие и обучение РАЗДЕЛ II Стратегии развития и обучения Глава 4 Зона ближайшего развития Глава 5 Тактика: использование посредников Глава 6 Тактика: использование языка Глава 7 Тактика: использование совместных действий РАЗДЕЛ III Применение подхода Выготского к развитию и обучению в раннем детстве Глава 8 Достижения в развитии и ведущая деятельность: Младенцы и малыши Глава 9Поддержка достижений в развитии младенцев и детей ясельного возраста Глава 10 Достижения в развитии и ведущая деятельность: дошкольное учреждение и детский сад Глава 11 Поддержка достижений в развитии в дошкольном и детском саду Глава 12 Достижения в развитии и ведущая деятельность: начальные классы Глава 13 Поддержка достижений в развитии в начальной школе Оценки Глава 14 Динамическое оценивание: Применение зоны ближайшего развития Эпилог Глоссарий Ссылки Авторский указатель Предметный указатель
. ..читать дальшечитать меньше
1021 цитат
Глава книги•DOI•
Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения Выготского.
[…]
Сет Чайклин
01 сентября 2003
TL;DR: В этой статье авторы обращаются к научной психологии и исследованиям в области образования за советом относительно этой практической проблемы, какой ответ(ы) ) выглядит как? И какое обучение оптимально для конкретного ребенка?
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: Какое обучение оптимально для конкретного ребенка? Без сомнения, этот вопрос сразу же понятен любому преданному своему делу учителю практически в любой стране мира, и большинству из них, вероятно, нужны конкретные ответы на этот вопрос не только как на теоретическую загадку, но и в связи с их непосредственной практикой. Если бы кто-то обратился к научной психологии и исследованиям в области образования за советом относительно этой практической проблемы, как бы выглядел(-или) ответ(-а)?
. ..читать дальшеЧитать меньше
929 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Самость в культурно-исторической деятельности Теория восстановления единства социального и индивидуального измерений человеческого развития
[…]
Анна Стеценко 1 , Игорь М. Ариевич 1 •Учреждения (1)
Городской университет Нью-Йорка 1
01 августа 2004 г.-Теория и психология
TL;DR: В этой статье важность индивидуальное измерение и деятельность могут быть восстановлены в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя, а концепция «я» как ведущей деятельности обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, и какова его цель и отношение. обществу.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: В этой статье предлагается структура, в которой важность индивидуального измерения и деятельности может быть восстановлена в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя. В сопоставлении с недавними исследованиями самости обсуждается культурно-историческая теория деятельности, в том числе ее основополагающие положения, сформулированные Выготским, и ее концепция самости, сформулированная Леонтьевым. Эта теория, расширенная рядом способов, предложенных в этой статье, помогает теоретизировать самость (а) в ее практической значимости, как законный и необходимый момент в человеческих коллективных практиках, (б) как наделенную способностью генерировать новые циклы практике, и (c) как имманентная деятельность, которая позволяет людям внести свой вклад в значимое изменение мира. Концепция «я как ведущей деятельности» обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, каковы его цель и отношение к обществу.
…читать дальшеЧитать меньше
290 цитат
Зона ближайшего развития и строительные леса Выготского
Зона ближайшего развития (ЗБР) относится к разнице между тем, что учащийся может делать без посторонней помощи, и тем, чего он может достичь под руководством и поддержкой опытного партнера.
Таким образом, термин «ближайшие» относится к тем навыкам, которыми учащийся «близок» к освоению.
ZPD — это зона, где обучение является наиболее полезным, так как это когда задача выходит за рамки возможностей человека.
Чтобы учиться, нам должны ставить задачи, которые выходят за рамки наших возможностей. Сложные задачи способствуют максимальному когнитивному росту.
Зона ближайшего развития была разработана советским психологом и социальным конструктивистом Львом Выготским (1896 – 1934).
Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется как:
«расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым посредством решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничество с более способными сверстниками» (Выготский, 19 лет).78, с. 86).
Выготский считал, что когда учащийся находится в зоне ближайшего развития для конкретной задачи, оказание соответствующей помощи даст учащемуся достаточный «толчок» для выполнения задачи.
Чтобы помочь человеку пройти через зону ближайшего развития, преподавателям рекомендуется сосредоточить внимание на трех важных компонентах, помогающих процессу обучения: другой).
Содержание
Более осведомленный другой
Более осведомленный другой (MKO) не требует пояснений; это относится к тому, кто лучше понимает или имеет более высокий уровень способностей, чем учащийся, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.
Хотя подразумевается, что MKO является учителем или пожилым человеком, это не обязательно так. Во многих случаях сверстники ребенка или дети взрослого могут быть людьми с большими знаниями или опытом.
Социальное взаимодействие
Согласно Выготскому (1978), очень важное обучение ребенка происходит через социальное взаимодействие с умелым наставником. Репетитор может моделировать поведение и/или давать ребенку словесные инструкции. Выготский называет это кооперативным или совместным диалогом.
Ребенок стремится понять действия или инструкции, данные воспитателем (часто родителем или учителем), затем усваивает информацию, используя ее, чтобы направлять или регулировать свои действия.
Что такое теория строительных лесов?
ZPD стал в литературе синонимом термина строительные леса. Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен Вудом, Брунером и Россом (1976).
Поддержка состоит из действий, проводимых педагогом или более компетентным сверстником для поддержки учащегося, когда он или она проходят через зону ближайшего развития.
Опора сужается (т. е. убирается) по мере того, как она становится ненужной, подобно тому, как строительные леса снимаются со здания во время строительства. После этого учащийся сможет выполнить задание самостоятельно.
Вуд и др. (1976, стр. 90) определяют леса как процесс, «который позволяет ребенку или новичку решить задачу или достичь цели, которая была бы за пределами его усилий без посторонней помощи».
Как они отмечают, строительные леса требуют, чтобы взрослый «контролировал те элементы задачи, которые изначально находятся за пределами способностей учащегося, что позволяет ему сосредоточиться и выполнять только те элементы, которые находятся в пределах его компетенции» (стр. 9).0).
Важно отметить, что термины «совместное обучение», «скаффолдинг» и «управляемое обучение» в литературе имеют одно и то же значение.
Следующее исследование предоставляет эмпирическую поддержку как концепции строительных лесов, так и ZPD.
Вуд и Миддлтон (1975)
Процедура : 4-летние дети должны были использовать набор блоков и колышков, чтобы построить трехмерную модель, показанную на рисунке. Сборка модели была слишком сложной задачей для 4-летнего ребенка, чтобы справиться с ней в одиночку.
Вуд и Миддлтон (1975) наблюдали за тем, как матери взаимодействовали со своими детьми при создании трехмерной модели. Тип поддержки включал:
• Общее поощрение, например, «Теперь вы можете попробовать».
• Специальные инструкции, например, «соберите четыре больших блока».
• Прямая демонстрация, например, показ ребенку, как ставить один кубик на другой.
результаты исследования показали, что ни одна стратегия не является наилучшей для помощи ребенку в развитии. Наиболее эффективной была помощь матерей, которые меняли свою стратегию в зависимости от того, как себя чувствовал ребенок.
Когда у ребенка все было хорошо, с их помощью он становился менее конкретным. Когда ребенок начинал бороться, они давали все более конкретные инструкции, пока ребенок снова не начал делать успехи.
Исследование иллюстрирует строительные леса и концепцию ZPD Выготского. Поддержка (то есть помощь) наиболее эффективна, когда поддержка соответствует потребностям учащегося. Это дает им возможность добиться успеха в деятельности, которую они раньше не могли делать в одиночку.
Вуд и др. (1976) назвали некоторые процессы, которые помогают эффективному построению лесов:
- Получение и поддержание интереса учащегося к задаче.
- Упрощение задачи.
- Подчеркивание определенных аспектов, которые помогут в решении.
- Контролируйте уровень разочарования ребенка.
- Продемонстрируйте задание.
Интерсубъективность
Интерсубъективность — это когда два человека (т. е. ребенок и помощник) вместе начинают задание с разным уровнем навыков и понимания, и оба в итоге приходят к общему пониманию.
По мере того, как каждый член диады приспосабливается к точке зрения другого, помощник должен интерпретировать свои собственные идеи таким образом, чтобы ребенок мог понять его, и у ребенка развивается более полное понимание задачи.
Важно, чтобы они работали для достижения одной цели, иначе никакого сотрудничества не будет. Важно, чтобы они договаривались или шли на компромисс, всегда работая на общее мнение.
Если вы попытаетесь заставить кого-то передумать, вы просто получите конфликт. Вам нужно оставаться в границах зоны ближайшего развития другого человека.
Scaffolding vs. Discovery Learning
Фройнд (1990) хотел выяснить, учатся ли дети более эффективно с помощью концепции Пиаже исследовательского обучения или управляемого обучения с помощью ZPD.
Она попросила группу детей в возрасте от трех до пяти лет помочь марионетке решить, какую мебель следует расставить в разных комнатах кукольного дома. Сначала Фрейнд оценил, что каждый ребенок уже понял о расстановке мебели (в качестве исходного показателя).
Затем каждый ребенок работал над аналогичным заданием либо один (re: обучение на основе открытий), либо вместе с матерью (re: строительные леса / управляемое обучение). Чтобы оценить, чему научился каждый ребенок, каждому из них дали более сложную задачу по сортировке мебели.
Результаты исследования показали, что дети, которым помогала мать, лучше справлялись с сортировкой мебели, чем дети, работавшие самостоятельно.
Образовательные приложения
Выготский считает, что роль образования состоит в том, чтобы дать детям опыт, который находится в их ZPD, тем самым поощряя и продвигая их индивидуальное обучение. (Берк и Уинслер, (1995).
«С точки зрения Выготского, роль учителя заключается в посредничестве в учебной деятельности ребенка, когда они делятся знаниями посредством социального взаимодействия» (Диксон-Краусс, 1996, стр. 18).
Лев Выготский рассматривает взаимодействие со сверстниками как эффективный способ развития навыков и стратегий. Он предлагает учителям использовать упражнения на совместное обучение, где менее компетентные дети развиваются с помощью более умелых сверстников – в зоне ближайшего развития.
Использование строительных лесов является ключевой особенностью эффективного обучения, когда взрослый постоянно регулирует уровень своей помощи в зависимости от уровня успеваемости учащегося.
В классе формирование подмостков может включать в себя моделирование навыка, предоставление подсказок или подсказок, а также адаптацию материала или деятельности (Copple & Bredekamp, 2009).
Примите во внимание эти рекомендации по обучению возведению строительных лесов (Silver, 2011).
- Оценка текущих знаний и опыта учащегося по академическому содержанию.
- Свяжите содержимое с тем, что учащиеся уже понимают или могут делать.
- Разбейте задачу на небольшие, более управляемые задачи с возможностью периодической обратной связи.
- Используйте словесные сигналы и подсказки, чтобы помочь учащимся.
Строительные леса не только дают немедленные результаты, но и прививают навыки, необходимые для самостоятельного решения задач в будущем.
Современное применение теорий Выготского — «взаимное обучение», используемое для улучшения способности учащихся учиться по тексту.
В этом методе учитель и ученики совместно изучают и практикуют четыре ключевых навыка: подведение итогов, вопросы, уточнение и прогнозирование. Роль учителя в процессе со временем снижается.
Теории Выготского также подпитывают нынешний интерес к совместному обучению, предполагая, что члены группы должны иметь разные уровни способностей, чтобы более продвинутые сверстники могли помочь менее продвинутым членам действовать в пределах своей зоны ближайшего развития.
Пример ZPD
Мария только что поступила в колледж в этом семестре и решила пройти вводный курс тенниса. Ее класс каждую неделю изучает и отрабатывает новый удар. Проходят недели, и они учатся правильно подавать и бить слева.
В течение недели обучения удару справа инструктор замечает, что Мария очень расстроена тем, что продолжает наносить удары справа либо в сетку, либо далеко за лицевую линию.
Он проверяет ее подготовку и замах. Он замечает, что ее стойка идеальна, она заранее готовится, правильно поворачивает туловище и бьет по мячу точно на нужной высоте.
Однако он замечает, что она все еще сжимает ракетку так же, как бьет слева, поэтому он подходит к ней и показывает, как изменить положение руки, чтобы бить справа, подчеркивая, что она должна держать указательный палец параллельно к ракетке.
Он демонстрирует ей хороший удар справа, а затем помогает изменить захват. Немного потренировавшись, форхенд Марии превращается для нее в грозное оружие!
В данном случае Мария находилась в зоне ближайшего развития для удачного удара справа. Все остальное она делала правильно, но просто нуждалась в небольшом обучении и поддержке со стороны «Более знающего другого», чтобы помочь ей добиться успеха в этой задаче.
Когда эта помощь была оказана, она смогла достичь своей цели. При условии соответствующей поддержки в нужный момент учащиеся в классе также смогут выполнять задачи, которые в противном случае были бы для них слишком сложными.
Ссылки
Берк, Л., и Уинслер, А. (1995). Развитие обучения детей: Выготский и обучение в раннем детстве. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.
Коппл, К., и Бредекамп, С. (2009 г.). Соответствующая развитию практика в программах для детей младшего возраста .