«Вертикаль власти» и самосознание нации — Россия в глобальной политике
В период президентства Владимира Путина значительная часть
усилий федеральной власти была сосредоточена на создании и
совершенствовании административной «вертикали». Это несколько
повысило общий уровень управляемости, но не сделало систему
управления безупречной, а главное – не приблизило жителей России к
отождествлению самих себя с единой гражданской нацией.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ VS НАЦИЯ
Понятия, однокоренные со словами «нация» и «национальность»,
имеют в России специфическую окраску. Хотя пятая графа в анкетах
давно упразднена, а в паспортах не указывается этническая
принадлежность, «национальность» все еще часто ассоциируется с
советским словечком «нацмен» – презрительным сокращением от
словосочетания «национальное меньшинство». Национальный вопрос
всплывает либо в связи с этнической преступностью, либо когда речь
заходит о шайках бритоголовых «защитников коренного населения» в
больших городах, столкнувшихся с проблемой миграции.
Даже представители экспертного сообщества часто пользуются
словом «нация» в советском смысле, то есть, в сущности, в значении
этнической группы. Достаточно вспомнить, что республики в составе
современной России сплошь и рядом продолжают именоваться
«национальными». Нацию как согражданство, как единство граждан
одной страны независимо от их этнической принадлежности не
воспринимает в России практически никто. Это может в конечном счете
поставить под угрозу институциональную устойчивость и целостность
государства.
Трудно представить себе стабильное развитие страны,
многомиллионное и этнически разнообразное население которой не
осознаёт собственного единства или, по крайней мере, испытывает с
этим явные сложности. Попытки формирования общего самосознания,
во-первых, крайне робки и малопоследовательны, во-вторых, явно не
воспринимаются массами.
Обращение «россияне», звучавшее из уст первого российского
президента Бориса Ельцина, вызывало подобие усмешки у большинства
сограждан и раздражало по двум причинам. Это ущемляло «фантомную»
державную идентичность жителей бывшего СССР либо казалось
эвфемизмом, подменявшим обозначение этнической принадлежности – не
обязательно русской, но также чеченской, татарской, украинской…
Между тем смысл такого обращения состоял именно в том, чтобы
подчеркнуть гражданское единство жителей России.
Путин активно использовал ностальгию по Советскому Союзу.
Общепринятым стало представление о необходимости укрепления
политической целостности страны, о правительстве «вертикали
власти», которая связала бы расползавшуюся, как казалось в начале
путинской восьмилетки, федеративную конструкцию и улучшила бы
управляемость. Однако общий идеологический тон восстановления
утраченного державного величия не слишком способствовал
формированию единой идентичности людей, живущих в разных частях
страны или даже по соседству друг с другом.
Задача поиска идентичности оказалась в тени проблемы управления
территориями – как когда-то в Советском Союзе, который, благодаря
большевистскому проекту нациестроительства, к моменту распада
оказался хрупкой совокупностью нескольких десятков «этнических
квартир». Общая идентичность призвана была цементировать
конструкцию огромной державы, но в критический момент оказалось,
что за казенными плакатами о «пролетарском интернационализме» и
«многонациональном советском народе» ничего не стоит.
Риски достаточно велики и теперь. Представители власти часто и не
без оснований говорят об угрозе отчуждения преимущественно русского
Дальнего Востока либо, наоборот, этнически пестрого Северного
Кавказа. При этом внимание редко фокусируется на проблемах,
возникающих в центральных губерниях и городах, и еще реже
предлагаются пути их решения.
ПОСТРОЕНИЕ «ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ»
Владимир Путин возглавил кабинет министров в критической
ситуации. Во второй половине 1999 года Россия оказалась перед лицом
реальной угрозы территориальных потерь на Северном Кавказе. А
это теоретически могло спровоцировать новую волну сепаратистских
движений в республиках Поволжья и таких регионах, как Тува или
Якутия.
Первая война в Чечне (1994–1996) закончилась соглашением о так
называемом «отложенном статусе» – решение о судьбе территории
должно было быть принято в течение пяти лет после окончательного
вывода оттуда российских военных, правоохранительных и
административных структур.
В 1999-м, когда до окончания оговоренного срока оставалось еще
два года, в соседнем Дагестане произошло выступление исламских
фундаменталистов. Их поддержали ряд полевых командиров из Чечни,
фактически совершивших нападение на дагестанскую территорию.
Российское правительство (а его тогда возглавлял Сергей Степашин,
который до этого нанес вполне дружественный визит в контролируемые
фундаменталистами анклавы) оказалось в состоянии, близком к панике.
Открытие боевых действий в многонациональном Дагестане, чрезвычайно
сложном в ландшафтном отношении, казалось многократно более
опасным, чем война в Чечне.
Но новый премьер Путин не остановился перед силовым решением. В
августе – сентябре 1999 года федеральные войска провели три
широкомасштабные операции в Дагестане и начали
контртеррористическую операцию в Чечне. Она завершилась ликвидацией
сепаратистского режима, созданием лояльной Москве администрации и
принятием республиканской Конституции, в которой была зафиксирована
принадлежность к Российской Федерации.
Лозунг укрепления единства России стал важной составляющей
политической программы Владимира Путина. Его администрация при-
ступила к осуществлению шагов, направленных на создание более
жестких, чем прежде, связок между федеральным центром и
регионами.
Весной 2000-го появляется унитаристский, по сути, институт
полномочных представителей президента – своеобразных наместников в
семи федеральных округах, на которые поделена вся страна.
Начинается работа по приведению региональных законодательств в
соответствие с федеральными законами. Министерство юстиции,
Генеральная прокуратура, Верховный и Конституционный суды РФ
проводят в 2000–2002 годах большую работу по анализу и коррекции
законодательных актов.
В 2003-м Администрация президента выдвинула инициативу слияния
Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа – пробный шар
проекта укрупнения регионов. Число субъектов федерации – 89 –
кажется чрезмерным, и его решают постепенно сократить. Для начала в
основном за счет присоединения «матрешечных» автономных округов к
«материнским» регионам.
На первый президентский срок Путина приходится и реформа Совета
Федерации – верхней палаты федерального парламента, где каждый
регион был представлен губернатором и спикером законодательного
органа. В таком виде палата, одобрение которой требуется для
принятия любого законопроекта, служила эффективным инструментом
регионального лоббизма. После реформы Совет Федерации формируется
из назначенных представителей исполнительной и законодательной
властей на местах. В таком виде он отчасти сохраняет лоббистскую
функцию, но уже не может быть сценой для губернаторской фронды и
все больше превращается в кадровую «пересылку» для политиков и
бизнесменов, «зависших» между Москвой и регионом происхождения.
В 2004 году обесценивается и сам губернаторский пост. После
нападения боевиков на школу в североосетинском Беслане среди мер
обеспечения безопасности оказывается замена выборности региональных
руководителей их фактическим назначением.
Местное управление еще больше замыкается на Москву, когда
выдвигается идея партийности губернаторов: предпочтение отдается
фигурам, которые выдвинуты партией, имеющей большинство в
региональном законодательном органе. Сегодня во всех без исключения
субъектах Федерации это партия «Единая Россия». Она же доминирует в
Государственной думе, фактически определяя и степень
представительства регионов в нижней палате федерального парламента.
Если в третьей думе (1999–2003) региональные группы еще
представляли собой серьезную политическую силу, способную
конкурировать с партией власти, то в Госдуме пятого созыва (избрана
2 декабря 2007-го) партия власти диктует свои правила региональным
представителям, получившим депутатский мандат по милости партийного
начальства.
К последним по времени «вертикальным» идеям можно отнести и
начавшееся прошлой осенью строительство федерального суперведомства
на базе Министерства регионального развития. Возглавляющий его
Дмитрий Козак имеет трехгодичный опыт весьма успешного менеджмента
на взрывоопасном Северном Кавказе. Он рассчитывает сконцентрировать
в своем учреждении все важнейшие рычаги регулирования отношений
центр – периферия, включая экономические.
Перечисленные меры, носящие в целом откровенно унитаристский
характер, не потребовали изменения Конституции, что говорит о
достаточно низком юридическом качестве этого документа. Ведь
изменения, произошедшие в 2000–2008 годах во взаимоотношениях
центра и субъектов Федерации, ни в коем случае нельзя назвать
малозначительными.
ДЕФЕКТЫ «ВЕРТИКАЛИ»
Усилия Кремля были направлены на унификацию правового поля,
достижение большей эффективности и прозрачности управления,
ограничение политического и экономического всевластия региональных
элит, то есть на сугубо благие цели. Результаты, правда, далеки от
желаемых.
Институт полпредов в подавляющем большинстве случаев (за
исключением Южного федерального округа, где полпредство, особенно с
2004 по 2007-й, работало почти в экстремальных условиях), к концу
путинской восьмилетки оказался фантомом. Функции полпреда, по сути,
ограничены лишь формальными «консультациями с общественностью»
относительно кандидатов в губернаторы.
Процедура назначения глав регионов выведена из плоскости
публичной политики и перешла в сферу закулисной интриги. Во многих
случаях она теперь зависит либо непосредственно от личных отношений
того или иного губернатора с главой государства или с кем-то из его
ближайшего окружения, либо от коррупционных и лоббистских
возможностей кандидатов.
Идея замены выборности на назначение через утверждение мест-ным
законодательным органом возникла на фоне трагедии в Беслане, и
можно предположить, что одним из мотивов было стремление избежать
волнений, сопровождавших почти каждый раз прямые выборы президентов
республик Северного Кавказа в 1990-х годах – начале 2000-х. В ряде
случаев этот эффект был достигнут. В четырех из семи
северокавказских республик в 2005–2007 годах по данному сценарию
осуществлены весьма качественные замены первых лиц. Эти меры
отчасти уменьшили недоверие населения к региональной и федеральной
властям: именно оно является основным мотором кавказской
нестабильности.
Как ни парадоксально, образцом взаимодействия центра и регионов
стала Чечня. Рамзан Кадыров, выходец из семьи бывших сепаратистов,
в обмен на беспрекословную личную лояльность президенту
страны получил карт-бланш на управление регионом по
собственному усмотрению и с помощью контролируемых им силовых
структур, лишь формально подчиняющихся центру. Москва практически
не вмешивается в жизнь республики за исключением ее экономического
«хребта» – нефтедобычи, которая осуществляется контролируемой
Кремлем компанией «Роснефть».
Любые попытки Кадырова «отодвинуть» «Роснефть» встречают жесткое
сопротивление со стороны менеджмента компании и федерального
руководства. Речь, таким образом, идет об обмене личной преданности
регионального лидера в комплекте с извлекаемыми в регионе
экономическими ресурсами на практически полную внутреннюю
самостоятельность.
Любой, кто был в кадыровской Чечне, представляет себе, насколько
она отличается от остальной России в политическом, правовом,
полицейском и культурном смысле. По большому счету это замкнутый
моноэтничный анклав, соединенный с Федерацией только нефтедобычей и
часто повторяемым лозунгом о принадлежности к России. Часто звучит
довод о том, что Москву и Грозный также связывают бюджетные дотации
центра, от которых зависит Чечня. Однако объем работ по
послевоенному восстановлению столь масштабен, что он просто
несопоставим с теми федеральными средствами, что реально достигают
республики. Иными словами, в Чечне достаточно и других денег.
Такое положение, безусловно, несравнимо лучше, чем попытка
создания на территории Чечни и Дагестана независимого от России
исламского государства. Оно значительно лучше, чем широкомасштабные
боевые действия, которые способствовали расползанию диверсионной
опасности, фундаменталистских идей, оружия и боевого опыта по всему
Северному Кавказу и даже за его пределы. Но положение это едва ли
свидетельствует о восстановлении в Чечне правопорядка,
соответствующего российской Конституции.
Между тем есть признаки того, что Москва склонна сходным образом
строить отношения и с другими регионами, ресурсы которых
представляют интерес. Например, главной интригой ожидаемых замен
президентов Башкирии и Татарстана является поиск лояльного
кандидата, способного обеспечить перераспределение в пользу центра
экономических ресурсов, контролируемых региональной элитой. В то же
время отсутствие должного внимания к таким конфликтным, но бедным
территориям, как Ингушетия и Карачаево-Черкесия, не имеет
рационального объяснения.
Взаимоотношения местных лидеров и президента, а также
региональные балансы интересов являются в большой степени системой
неформальных договоренностей. Личная лояльность губернатора
президенту как одна из основных категорий нынешней системы
отношений между центром и периферией становится, естественно,
источником проблем в момент смены главы государства, даже если
допустить, что она окажется чисто формальной. Губернаторам придется
«перезаключать» неформальные договоренности с новым хозяином
Кремля. А если Владимир Путин предпочтет сохранить свою ведущую
роль в федеральной политике, то и с ним нужно будет сохранять
прочные связи.
В Чечне, которая по понятным причинам остается исключительным
случаем, риски, связанные с переоформлением отношений между
регионом и центром, наиболее очевидны. Кадыров продолжает именовать
себя не иначе как «человеком Путина», но готов сотрудничать и с
Дмитрием Медведевым, с которым у него сложились вполне рабочие
отношения. Уже ясно, что сама по себе замена Путина на Медведева не
спугнет новую чеченскую элиту и не заставит ее снова смотреть в
сторону леса. Но, как пишет эксперт Московского центра Карнеги
Алексей Малашенко, «именно “завязанность” обоих (текущего и
грядущего) российских лидеров на Кадырове делает
федерально-чеченские отношения уязвимыми. Если, например, по той
или иной причине Кадыров будет не в состоянии выполнять свои
функции, то ситуация в республике может измениться непредсказуемым
образом и поставить в тупик уже привыкший к своему ставленнику
Кремль».
Число «тех или иных причин», которые могут привести к сбою и
обрушению системы управления, сведенной к личной унии губернатора и
главы государства, в других регионах меньше, чем в Чечне. Но суть
проблемы от этого не меняется. Переподчинение губернаторов
Медведеву либо их двойное подчинение Путину и Медведеву создаст
массу процедурных и управленческих проблем и поставит под угрозу
сложившийся в регионах относительный баланс интересов. Не случайно
в основном от местных элит исходили призывы продлить полномочия
действующего президента за пределы конституционного срока. «Нужно
просить Путина на коленях, чтобы он остался и правил государством»,
– заявил летом прошлого года Рамзан Кадыров.
Дополнительный инструмент контроля в лице «Единой России»,
который начал играть важную роль в региональном управлении
приблизительно с начала 2007 года, также не является
институционально надежным.
Во-первых, думские выборы 2 декабря 2007-го
показали невыстроенность механизма регионального представительства
в нижней палате парламента при избрании его на чисто
пропорциональной основе. В декабре 2007 – январе 2008 года группа
общественных деятелей из Ингушетии публично оспорила результаты
голосования на выборах в Госдуму. Ни один из экспертов российского
Центризбиркома так и не сумел сформулировать, к каким процедурным
последствиям может привести такого рода казус.
Во-вторых, те же выборы показали, что «Единая
Россия», этот политический супертяжеловес, остается во многом
партией без программы, объединением чиновников, конфигурация
которого также может быть изменена в любой момент вплоть до ухода в
политическое небытие.
Новому президенту, скорее всего, придется заново строить
отношения с регионами. И будет только лучше, если они приобретут
формальные и институциональные рамки, а не останутся зыбкой
системой непубличных договоренностей. Не менее важно, чтобы
нормативная система не осталась «скелетом без мяса» – попыткой
выстроить схему управления совокупностью регионов, население
которых не осознаёт своего «надрегионального» единства.
ПРИГОВОР ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Социологические данные (надо сказать, по этой теме не очень
богатые) свидетельствуют: федеративные или, лучше сказать,
унитаристские реформы администрации Путина воспринимались обществом
без большого интереса. Вопросы единства страны и схемы управления
территориями мало волнуют граждан, сосредоточенных, главным
образом, на решении собственных бытовых проблем по месту
жительства. «Объединительная» риторика Владимира Путина,
безусловно, принесла ему дополнительные проценты на президентских
выборах, но реальные шаги в этом направлении не вызвали
энтузиазма.
Так, в июне 2000-го, через несколько дней после введения
федеральных округов и института полпредов, больше трети
респондентов фонда «Общественное мнение» (ФОМ) никак не смогли
оценить эту реформу. 29 % заявили, что впервые слышат о
нововведении. Правда, 42 % одобрили эту идею, но 61 % сторонников
не нашли ответа на вопрос о целях реформы.
Положение мало изменилось и к 2006-му: Всероссийский центр изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) в течение года исследовал отношение
жителей к деятельности полпредов, губернаторов и глав местных
администраций. Положительную оценку работе полпредов стабильно
выставляло от 23 до 30 % населения, примерно столько же работой
полпредов было недовольно. Около 40 % опрошенных затруднялись
оценить работу полпредов.
Зато губернаторы лидировали по числу поставленных им плюсов: их
деятельность получила одобрение более половины респондентов. Только
в четырех регионах из 69 обследованных в 2005 году работа
губернатора оценивалась выше, чем президента страны (Москва,
Тюменская область, Кемеровская область и Хабаровский край). Но
президенту в современной России вообще свойственна почти сакральная
роль. Соотношение же оценок работы губернаторов и полпредов в
конечном счете является одним из сигналов наличия стойких
региональных идентичностей, отличных от идентичности
общефедеральной.
Склонность людей считать себя прежде всего жителями своего
региона и лишь затем гражданами страны неизбежно возникает в
ситуации, когда значительные части государства в силу
экономических, транспортных и инфраструктурных причин оказываются в
определенной изоляции от остальных регионов, но экономически
связаны с сопредельными странами. Доминирование региональной
идентичности, в частности, характерно для Дальнего Востока. «Ездить
в европейскую Россию для них просто дорого», – объясняет директор
Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская.
В части регионов Кавказа мера такого отчуждения – не
политического, а бытового – выражается довольно распространенной
фразой: «Едем в Россию». Любая поездка за пределы, к примеру,
Дагестана в Ставрополь, Астрахань либо Ростов приравнивается чуть
ли не к выезду за рубеж.
Доля респондентов, считающих себя в первую очередь жителями
России, редко где превышает 50 %. Среди остальных чаще встречаются
те, кто идентифицирует себя со своим регионом или даже населенным
пунктом. Опросы начала 2000-х еще показывали такую экзотическую
группу, как «граждане бывшего СССР», число которых в некоторых
регионах достигало 30 %, но сейчас таких уже практически нет.
Исследователи из группы ЦИРКОН, изучавшие особенности
региональной идентичности в России, пришли к выводу, что наиболее
ярко она выражена не только в республиках, где доминирует
«титульная» этническая группа, но и в традиционно русских регионах,
удаленных от центра, например в Калининградской области либо в
Приморском крае. В малонаселенных местностях, где сосредоточена
добыча сырьевых ресурсов, зачастую проявляется прежде всего не
гражданская идентичность с регионом или страной, а корпоративная с
компанией-работодателем – «Газпромом», «Роснефтью», «АЛРОСой». В
социологическом аспекте эта идентификационная группа может казаться
незначительной, но экономико-демографическая структура России
приводит к тому, что именно подобный взгляд на вещи
распространяется на обширных территориях Севера и Дальнего Востока
– малонаселенных, но стратегически важных в ресурсном
отношении.
Региональная, а тем более корпоративная идентичность,
разумеется, не означает стремления к сецессии. Но рост
сепаратистских настроений – вероятный сценарий в случае ослабления
связей регионов друг с другом и с центром, в том числе ментальных и
культурных. На сегодняшний день это даже более тревожный фактор,
чем миграционный отток населения из периферийных регионов,
составляющий только для Дальнего Востока 40–45 тысяч человек в
год.
Между тем авторы упомянутого исследования обнаружили сразу
несколько «механизмов» региональной автономизации общественного
сознания: это уже упомянутая выше поддержка местной власти,
предпочтение местных средств массовой информации и «отгораживание»
от других регионов.
«Отгораживание», как и устойчивая региональная идентичность,
фиксируется разными исследованиями. Регионализм «выглядывает» из
опросов, которые были посвящены, казалось бы, совсем другим вещам,
и тесно пересекается с таким тревожным явлением, как взаимная
неприязнь разных национальных групп.
В ноябре 2003 года ФОМ провел большое исследование в связи с
началом политики укрупнения регионов, в ходе которого
осуществлялись не только количественные замеры, но и опросы
представителей экспертного сообщества и региональной политической
элиты. Представители элит, в большинстве своем согласные с
политикой центра, но недовольные разницей в статусе республик и
других субъектов Федерации, в ряде случаев высказывали предложение
повременить с объединением регионов до тех пор, пока
общенациональная, российская идентичность не возобладает над
этнической.
Исследование показало, что 74 % опрошенных не знают, зачем нужно
укрупнение. Опросы ФОМа в мае 2002-го и в ноябре 2005-го выявили,
что слияние регионов одобряют не более 31 % респондентов, причем
эта цифра имеет тенденцию к снижению (в 2005 году – уже всего 26
%). Не желают объединения своего региона с соседним около 48 %
опрошенных, тогда как «за» выступают 28–29 %.
ВМЕСТЕ, НО ПОРОЗНЬ
Опросы фиксируют не только сдержанное отношение к слиянию
регионов, но и выраженное стремление ограничить въезд мигрантов.
(Стоит отметить, что общественное мнение не видит разницы между
приезжими из других государств, скажем Южного Кавказа, и
гражданами РФ из северокавказских республик.) Весной 2006-го за те
или иные миграционные ограничения выступали 63 % жителей
мегаполисов, 57 % – больших городов, 61 % – малых городов и 50 %
сельского населения.
Наиболее жесткое отторжение мигрантов имеет место в крупных
городах и мегаполисах, которые отличаются по уровню и качеству
жизни от остальной страны, привлекают массу приезжих и вынуждены их
принимать по причине дефицита на рынке труда. Скорость миграции в
мегаполисы и большие города такова, что даже при наличии
гипотетической возможности аккультурации мигрантов и их внутренней
готовности к ней для этого просто не хватает времени. Как и во всем
мире, такая ситуация приводит к появлению в городах демографически
значимых общин, замкнутых и отличных по культуре от коренного
населения, которое пока еще составляет большинство, но уже
подвержено фрустрации.
Представители власти во многих случаях признают, что помощь в
аккультурации и социализации приезжих необходима, но для ее
оказания нет ни специального финансирования, ни технологий. Даже
опыт «продвинутых» европейских демократий в области аккультурации
меньшинств пока остается в основном негативным.
Одним из первых решений правительства РФ при президенте
Владимире Путине в 2000 году было постановление о создании
специальной четырехлетней федеральной целевой программы
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе». Программа, состоящая в основном
из образовательных мероприятий, должна была хотя бы сфокусировать
внимание на блоке межэтнических проблем в стране. Но сейчас от нее
остался, по сути, лишь сайт в Интернете и «букет» отдельных
просветительских проектов, в которые академические и некоммерческие
организации пытаются выборочно вовлекать представителей
разрозненных сегментов общественной структуры, например сотрудников
милиции, постоянно общающихся с мигрантами в больших городах.
Из регулярных опросов ФОМа явствует, что наибольшее раздражение
вызывают кавказцы, за которыми с большим отрывом следуют цыгане и
выходцы из Центральной Азии. Среди народов Кавказа значительную
долю составляют наши соотечественники из Чечни, Дагестана,
Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и
Осетии.
Число тех, кто открыто признается социологам в неприязненном
отношении к представителям других этнических групп, в 2002-м
составляло 32 %, в 2004-м – 29 %, а в 2006-м всего 21 %. Но этот
рост числа «интернационалистов» – недостаточный повод для
оптимизма. К примеру, в 2002 году из тех 65 % опрошенных, которые
не питают раздражения по отношению к представителям других
национальных групп, 49 % высказались за введение ограничений на
въезд в регион. Стабильно высока доля людей, считающих допустимой
тотальную депортацию представителей иных этнических групп. В 2006-м
за депортацию высказались 42 % респондентов. Правда, высока и доля
тех, кто считает такую меру недопустимой, – 41 %.
Надо отдать должное федеральным чиновникам: в ситуациях, которые
могли спровоцировать всплеск ненависти по отношению к определенным
группам населения (к примеру, после взрывов чеченских смертниц в
Москве в 2004 году), они старались максимально смягчить этническую
окраску происшедшего. Но это мало способствует общественному
одобрению деятельности властей по предотвращению межэтнической
напряженности. Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение»
после событий в карельском городе Кондопога (осень 2006-го),
красноречивее, чем регулярные исследования, проводившиеся в
«ровном» режиме.
В Кондопоге, как известно, в результате преступления с
этнической окраской произошли массовые выступления коренных
жителей, требовавших депортации кавказских диаспор. Через неделю
после кризиса в Карелии 89 % респондентов констатировали, что в
регионе их проживания есть приезжие, 72 % заметили, что тех много,
а 30 % признали наличие проблем между коренным населением и
мигрантами. Только 7 % полагали, что власти что-то предпринимают
для смягчения межэтнических трений. 22 % посчитали, что волнения,
подобные тем, которые произошли в Кондопоге, могут повториться и в
их регионе – подтверждением тому стали аналогичные события в
Сальске, Ставрополе и ряде других городов (2006–2007).
Через неделю после случившегося в Кондопоге 39 % опрошенных
заявили, что «многонациональность» России, то есть сосуществование
в ней множества этнических групп, приносит больше вреда, чем
пользы. В 2002 году вред в «многонациональности» склонны были
видеть лишь 34 %, а пользу – 41 % респондентов. Если принять во
внимание этнодемографическую структуру России, в которой доля
русских неуклонно сокращается, трудно не увидеть в этом тревожную
тенденцию.
Характерно, что первым, кто адекватно отреагировал на события в
Кондопоге, был президент Чечни Рамзан Кадыров, потребовавший
наказать виновных вне зависимости от их этнической принадлежности.
Заявление, в котором многие усмотрели чуть ли не свидетельство
готовности чеченских силовых структур вмешаться в ситуацию в другом
регионе РФ, на самом деле было весьма корректным. «Мы всегда жили и
должны жить одной дружной семьей, по законам России», – сказал
чеченский лидер, комментируя карельские события. Не может не
тревожить то, что функцию общественного адвоката национальных
меньшинств взял на себя лидер региона, в котором действие этих
самых «законов России» им же самим в значительной степени
ограничено. С другой стороны, как выразился чеченский политолог
Шамиль Бено, «Россия сама убедила чеченцев в том, что они – часть
России, и теперь чеченцы намерены требовать от России соблюдения
своих прав».
Как ни парадоксально, но именно этнически окрашенные регионы
России, в том числе Чечня, заинтересованы в сохранении единства
страны и стабильности межэтнических отношений на основной части ее
территории. Вполне естественно, что представители «титульных»
этнических групп этих регионов, живущие, работающие и пытающиеся
социализироваться в российских мегаполисах, склонны видеть в
собственных региональных лидерах свою институциональную опору.
Другой подходящей структуры просто нет, если, конечно, не считать
таковой милиционеров, привыкших зарабатывать легкие деньги на
проверке паспортов.
Именно региональные лидеры и представители диаспор регулярно
предлагают воссоздать Министерство по делам национальностей,
ликвидированное в 2002-м. Сейчас межэтническими отношениями
формально занимается один из департаментов Министерства
регионального развития, однако пласт проблематичного, а иногда и
прямо взрывоопасного материала, с которым имеют дело его чиновники,
явно слишком велик. «Вопросами национальной политики должен
заниматься специальный орган – в составе Минрегиона или
самостоятельно, но серьезно и целенаправленно», – заявил в конце
прошлого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев. В феврале
2008-го идея реанимации Миннаца прозвучала на Первом съезде
Российского конгресса народов Кавказа.
Едва ли воскрешение министерства в одночасье приведет к
установлению безоблачной погоды в межнациональных отношениях. Они
отягощены свежей памятью об открытых конфликтах на Кавказе и
новейшими столкновениями в Кондопоге, Сальске, Ставрополе, Москве.
Но политики и государственные деятели должны отдавать себе отчет в
том, как именно меняются отношения, и принимать участие в
формировании этого процесса. Россия давно перестала быть советской
и постепенно становится все менее русской страной, а управляющие ею
чиновники зачастую ведут себя так, как будто не замечают
тектонических сдвигов, «искрящих» открытыми конфликтами и
столкновениями.
Новая Россия, в которой вместе и по действительно общим законам
живут ее граждане, равные в правах и обязанностях независимо от
национальности, места рождения и вероисповедания, имеет шанс
появиться только в том случае, если целенаправленные усилия для ее
строительства будут предпринимать чиновники, этнические общины,
гражданские организации.
Жесткая вертикальная иерархия / НГ-Политика / Независимая газета
Тэги: путин, маруани, киркоров, трунов, сша, несистемная оппозиция, буш, трамп, сечин
В отсутствие горизонтальных связей с властью на местах президент видится большинству российского народа единственным гарантом справедливости. Фото Reuters
«Лидер французской группы Space Дидье Маруани и представляющий его интересы юрист Игорь Трунов обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой разобраться в действиях полиции, которая задержала их в Москве, и в конфликте исполнителя с российским певцом Филиппом Киркоровым», – эта новость с Lenta.ru должна была бы оказаться в разделе «Курьезы», но нет, все серьезно. Известный иностранный музыкант вместе с лишенным адвокатского статуса отечественным юристом спорят о правах на музыкальную композицию 15-летней давности с теряющим былую популярность российским певцом (у-меня-ремейков-нет), а в качестве арбитра привлекают главу 150-миллионной ядерной сверхдержавы. Это примечательный аспект российской политической действительности, наглядно характеризующий, кто в стране является «последней инстанцией» для искателей правды.
И таковым этот человек будет еще довольно долго. Российская политика постепенно погружается в президентскую кампанию: политики и политологи чем дальше, тем больше увязывают все происходящие в стране события (и даже президентские выборы в США) с фактором предстоящих выборов. В то время как несистемная оппозиция строит прожекты постпутинского будущего, те из наблюдателей, кто трезво смотрит на вещи, предпочитают анализировать, как будет выглядеть Россия во время четвертого срока президента Владимира Путина. Если суммировать эти мнения, выводы таковы: с 2018 года нас ожидают еще шесть лет абсолютизма. Весь вопрос в том, будет ли он «просвещенным».
Одна из главных характеристик российской политической модели – ее президентскоцентричность. Пресловутая «вертикаль власти» подразумевает, что на ее вершине находится единственный человек, отвечающий за нормальное функционирование всей нижестоящей иерархии. В этой модели многим видятся приметы авторитаризма, хотя исторически она в чем-то оправданна: традиции диктуют первому лицу необходимость концентрации власти, поскольку ее расползание чревато политической дестабилизацией и вспышками сепаратизма.
Недостатки этой системы очевидны: чрезмерно сильная зависимость политической стабильности от личности первого лица, неразвитость горизонтальных связей, расширенные возможности для манипуляций коррупционного характера из-за отсутствия политической конкуренции и прочее.
В России такие расчеты по понятным причинам невозможны: слишком многое во время президентских выборов ставится на кон, слишком мало сдержек и противовесов имеет президентская власть для балансировки влияния первого лица. Это не означает, что самовластию нет ограничений: кремлевские башни продолжают драться друг с другом под неусыпным контролем президента, предпочитающего роль арбитра во внутриэлитных конфликтах. «Мы проснулись или в России Сечина, или в России без Сечина», – написал блогер Михаил Соломатин после ареста теперь уже бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.
Эмоциональность этого отклика понятна, но за ее вычетом в сухом остатке остается одно: на самом деле мы как заснули, так и проснулись в России Путина, в которой как раз и возможны подобные пертурбации (почему-то мало кто допускает, что Улюкаев арестован по делу).
Одна из ключевых проблем – неразвитость механизмов обратной связи, ответного влияния общества на власть. Жесткая вертикальная иерархия делает подчиненный президенту руководящий слой маловосприимчивым к сигналам снизу: для собственного политического выживания руководителям любого ранга нужно обращать пристальное внимание прежде всего на указания вышестоящих начальников, чем на недовольство населения. Последнее, в свою очередь, видя бессмысленность попыток достучаться до нижестоящих руководителей, вынуждено апеллировать напрямую к главе государства.
Эта традиционная особенность российского управления вполне осознается и принимается на самом верху. Не случайно Владимир Путин во время прямых линий с народом столь часто занимается мелкими, в общем-то, несвойственными для главы государства проблемами «маленького человека». «Я сейчас сказал об этом с трибуны, вся страна теперь будет за этим смотреть внимательно», – сказал президент в ходе недавнего Послания Федеральному собранию – и в этом тоже есть что-то от неизбывного русского желания считать, что там, наверху, все на контроле, во всем разберутся и все решат ко всеобщему благополучию.
Французский композитор Дидье Маруани решил напрямую попросить заступничества у российского президента. Фото РИА Новости |
В эту игру играют даже те, кому не должны быть свойственны иллюзии в отношении власти. Вот, например, режиссер Александр Сокуров (прославившийся серией замечательных фильмов о природе власти, то есть вроде бы понимающий, что к чему) едва ли не унижается перед президентом, прося за осужденного за терроризм в Крыму коллегу Олега Сенцова: «У меня есть сердечная просьба к вам, Владимир Владимирович, как у гражданина России, как у режиссера. Давайте решим проблему Олега Сенцова. 20 лет. Украинский режиссер. 20 лет лагерей. В северном лагере сидит парень. Мне стыдно, что мы до сих пор не можем решить эту проблему. Умоляю вас, найдите решение этой проблемы. Это невозможно. Режиссер должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая, точка зрения, но не сидя на севере в тюрьме… Владимир Владимирович, по-русски, по-христиански милосердие выше справедливости.
Умоляю вас. Пожалуйста».«По-русски и по-христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда. Решение суда состоялось. Да, есть определенные правила и нормы, которыми можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия», – уклончиво отвечает глава государства.
Доходит до смешного. Российское Военно-историческое общество проводит в московском Манеже выставку, посвященную мифам о Второй мировой войне. Для ориентации посетителей к полу приклеены стрелки-стикеры: «Гитлер», «Геббельс» и даже «Верховная рада». Среди прочих оказалась и стрелка с названием «Гозман» – известный либерал в свое время приравнял Смерш к нацистским преступным организациям, за что его, видимо, и присовокупили к «мифотворцам». Казалось бы, идиотизм ситуации налицо, но оскорбленный Леонид Гозман пишет в ответ гневную и несколько путаную отповедь председателю общества, министру культуры Владимиру Мединскому и члену попечительского совета общества, вице-премьеру Дмитрию Рогозину: «Вы не унизили меня: оказаться в числе персональных врагов людей, представляющих, на мой взгляд, максимальную угрозу России, то есть ваших врагов – это не унижение, а честь… Года три назад я написал, что НКВД и Смерш-НКВД, по сути, не отличаются от СС и гестапо и должны рассматриваться как преступные организации.
Теперь вынужден констатировать, что и сегодня в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов».«Это, в общем, такие погромные проявления, – согласен с Гозманом журналист Николай Сванидзе. – Потому что человек неподготовленный или соответствующим образом, наоборот, подготовленный, который туда приходит, он получает заряд агрессии, причем заряд, уже направленный на определенных людей, на определенные организации. Вот он приходит, он видит, что патриотично ненавидеть вот тех или иных граждан. И он будет ненавидеть, дальше уже зависит от степени его дикости, от его темперамента и т. д. Здесь есть, конечно, элемент натравливания». Возможно, так и есть, но возникает вопрос: стоит ли напольный стикер столь жестких выводов и надо ли так откровенно выводить эту проблему на суд людей, которые такими вопросами явно не занимаются?
Еще один пример из того же ряда: жалоба, направленная, как пишут СМИ, главе государства потомками сотрудников НКВД в ответ на публикацию базы данных сотрудников внутренних дел, работавших во время «большого террора», хотя и необязательно участвовавших в нем. Среди них есть и мой прадед – Владимир Иванович Казанцев, особист, пограничник и сотрудник Смерша, не полумифической гозмановской карательной структуры, а той реальной организации, чья работа так великолепно описана в «Моменте истины» Владимира Богомолова. У меня нет ни малейших оснований сомневаться в честности и порядочности своего предка, да даже если бы и были, это ровным счетом ничего не меняет: я это я, а он – это он. Однако же нет, кто-то из других потомков чекистов недоволен раскрытием сведений о своих родственниках и требует закрыть базы данных, конечно, от президента Владимира Путина.
Все эти примеры демонстрируют, насколько российская политика сужена до уровня одной фигуры. Проблема в том, что российскую политическую систему принято сравнивать с ее европейскими (и американским) аналогами, имеющими в своем достатке такие демократические завоевания, как десакрализация власти, ее регулярная сменяемость, разделение полномочий и т.д. А почему бы, собственно, не сравнить с азиатскими деспотиями? Россия в глубине своей не столько Европа, сколько Азия – это данность, с которой можно соглашаться или не соглашаться, но которую вряд ли удастся опровергнуть. «Россия вернулась к самодержавию», – написала недавно политолог Лилия Шевцова – по другому поводу, но с явным неодобрением. Допустим, что это так, но при этом как раз самодержавный XIX век считается «золотым веком» России во всех смыслах: культурном (в первую очередь), политическом, экономическом. «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», – писал столь любимый (во всяком случае, читаемый) Путиным Николай Карамзин. Похоже, глава государства видит себя именно тем самым «мудрым самодержцем», спасшим отечество от гибели. Остается только надеяться, что мудрости ему хватит надолго.
Где кончается вертикаль – Власть – Коммерсантъ
2K 5 мин. . ..
ФОТО: ДМИТРИЙ ДУХАНИН У путинской вертикали есть недостаток: она существует только там: куда смотрит президент, и только до тех пор, пока он на нее смотрит |
«Стране необходим настоящий прорыв на всех направлениях»,— заявил Владимир Путин депутатам Госдумы в конце декабря на первом заседании палаты четвертого созыва. Фактически именно это заявление можно считать главным лозунгом на только предвыборной кампании, но и всего второго срока президентства Владимира Путина. На первый взгляд необходимые ресурсы для осуществления этого прорыва у президента уже есть. И прежде всего — выстроенная за минувшие четыре года вертикаль власти.
Исполнительная власть в современной России де-факто всегда была подконтрольна президенту — но только в том смысле, что он, по сути, лично формировал федеральное правительство и лично контролировал его работу. Теперь в эту систему встроены и губернаторы, которые являются полноправными хозяевами на своих территориях и без участия которых никакие действия федеральных властей не могут претендовать на эффективность. После изменения порядка формирования Совета федерации губернаторы потеряли депутатскую неприкосновенность, президент имеет право отстранять их от должности, федеральные власти вскоре получат возможность вмешиваться в работу не справляющихся со своими обязанностями региональных администраций. Но главное — федеральный центр доказал, что при желании может добиться благоприятного для себя исхода губернаторских выборов в любом субъекте федерации. Поэтому даже самые авторитетные и казавшиеся неуязвимыми региональные лидеры поняли, что единственной гарантией их власти является лояльность Кремлю. До самых низов исполнительная вертикаль дойдет только к концу 2005 года, когда будет реформирована система местного самоуправления и мэры станут настолько же зависимыми от губернаторов, насколько губернаторы зависимы от федерального центра. Однако фактически уже сейчас лишь считанное число глав районов и мэров в считанных регионах неподконтрольны губернаторам.
После декабрьских выборов в Госдуму в президентскую вертикаль прочно вошла и законодательная власть. Кремль и в прошлой Думе имел большинство голосов, однако теперь большинство «Единой России» стало абсолютным, и отпала необходимость учитывать позицию других политических сил даже в ходе предварительного обсуждения законопроектов (см. стр. 27). Совет федерации после изгнания оттуда губернаторов вообще превратился в канцелярию, штампующую принятые Госдумой законы. А какое-либо проявление самостоятельности со стороны региональных парламентов просто исключено: в случае принятия законов, противоречащих федеральному законодательству, они подлежат роспуску.
Наконец, судебную власть тоже можно считать элементом президентской вертикали. Высшие судебные органы (Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды) полностью лояльны президенту и в случае необходимости всегда корректируют «неправильные» решения нижестоящих судебных органов. Впрочем, чаще всего любая фронда пресекается уже на уровне субъектов федерации, а районные и городские судьи крайне редко рискуют противиться верховной власти — ведь судьба простых судей напрямую зависит от расположения начальства.
Однако вся эта стройная вроде бы система в действительности имеет серьезнейший недостаток. Поскольку замыкается вертикаль на одного человека — президента, она работает эффективно лишь в том случае, если задача поставлена непосредственно президентом, а ее реализация контролируется им лично. Каждый элемент этой системы выполняет свою функцию, когда идет «раскулачивание» и выдавливание из страны опальных олигархов, когда в каком-то регионе президент решает сменить губернатора или ему нужна победа на федеральных выборах, когда принимаются инициированные лично президентом законопроекты или под его негласным контролем проходит процесс укрупнения регионов.
Если же речь идет о процессах, не инициированных или не контролируемых непосредственно Владимиром Путиным, единая вертикаль распадается на множество составляющих, за каждой из которых свои интересы разных политических и экономических групп. Даже центристские парламентские объединения, безоговорочно поддерживающие главу государства жестко критиковали правительственные инициативы и добивались изменения внесенных кабинетом министров законопроектов. На региональных выборах время от времени сталкивались интересы разных кремлевских группировок, а президентская администрация в свое время боролась против попыток полпредов президента в федеральных округах расширить свои полномочия. Как правило, противостояние различных властных структур немедленно прекращается после того, как свой выбор делает президент — в этом случае система консолидируется и начинает работать на решение ставшей общей задачи.
Все это означает, что в действительности существующая сейчас система управления страной не дает ни Владимиру Путину, ни кому-либо другому осуществить действительно масштабные системные реформы. У власти, безусловно, есть силы и возможности для решения отдельных задач — тех, которые возьмет под свою личную опеку глава государства. Но и только.
ИЛЬЯ БУЛАВИНОВ
В ходе «прямой линии с президентом» 18 декабря 2003 года Владимир Путин, говоря о планах на 2004 год, сам себе задал вопрос: «Мы вообще-то чего ждем от государства?» И сам на него ответил, сформулировав восемь прорывных задач. Для того чтобы их решить, число Путиных должно быть не меньше. *»Государство в первую очередь должно обеспечить права и свободы своих граждан, без этого вообще ничего невозможно сделать… И нельзя позволить всяким проходимцам злоупотреблять терминологией из демократического словаря, решая свои клановые интересы». *»Создалась уникальная ситуация, при которой мы можем создать действительно действенную многопартийную систему с мощным правым центром, с левым центром в виде, скажем, социал-демократической идеи и с их сторонниками и союзниками по обоим флангам» *»Нужно выполнить и решить ряд других вопросов, а именно: нужно принять поправки к Налоговому и Бюджетному кодексу, чтобы заработал в полном объеме пакет принятых ранее законов о разграничении полномочий между уровнями власти — между федеральным, региональным и местным». *»Отдельная задача по созданию базовых условий для предоставления более качественных услуг населению в сфере ЖКХ, в сфере образования и в сфере медицинского обслуживания. Есть конкретные планы, они могут и должны быть реализованы». *»Нужно принять Водный кодекс, Лесной кодекс и свод законов о недропользовании. Нужно прекратить разбазаривание национальных ресурсов и навести порядок в их использовании». *»Будем укреплять армию. Надеюсь, что таким образом будет укрепляться и положение России в мире». *»Никогда не должна быть забыта задача борьбы с бедностью… Ясно, сколько нужно будет денег на решение этой проблемы и сроки, которые потребуются для того, чтобы эту проблему решить. Нужно только настойчиво, последовательно и с полной отдачей сил трудиться». *»Нужно начать, наконец, полномасштабную административную реформу». |
Вся лента
Vertical Power Home
Discover Vertical Power
Самая современная, надежная и простая в установке электрическая система для экспериментальных и легких спортивных самолетов.
Благодаря более чем 10-летнему опыту работы в воздухе, компания Vertical Power делает ваше строительство и полет проще , безопаснее и лучше .
Узнать больше
Распределение питания и защита цепей в одном устройстве
Vertical Power — это единственная современная полупроводниковая система, которая упрощает проводку в самолете, делает полет более безопасным и обеспечивает лучшее и более гибкое решение, чем традиционные компоненты. С Vertical Power вы можете попрощаться с термовыключателями, предохранителями, реле, контакторами, соленоидами, шунтами и другими электромеханическими устройствами, которые подвержены износу.
Надежное твердотельное питание для самолетов
Получите систему вертикального питания для сильноточного первичного питания и гибкого питания от шины. Эта комбинация обеспечивает высоконадежное комплексное решение для всех потребностей вашего самолета в электропитании.
Узнайте о системе VP
Основное питание, на которое можно положиться
Установите самую надежную силовую систему с большим током быстрее, чем традиционные компоненты, с помощью новой вертикальной системы основного питания (PPS)
Узнайте о PPS
Лучшее решение для простой проводки
Упростите проводку вашего самолета с помощью Vertical Power VP-X. Вы будете летать с новым уровнем информации и контроля, а также с гибкостью, позволяющей легко изменять конфигурацию при изменении или добавлении новой авионики.
Узнайте о VP-X
Ваша электрическая система на вашем EFIS
Мониторинг и взаимодействие с вашей электрической системой прямо на вашем EFIS. Интеграция Vertical Power означает, что вы всегда знаете о состоянии вашей электрической системы.
Узнайте об интеграции EFIS
ПРОЩЕ
Избавьтесь от догадок
при подключении вашего самолета.
Вертикальная мощность упрощает задачу.
Подробнее
БЕЗОПАСНЕЕ
Получите помощь в наблюдении и защите
вашего ценного оборудования.
Вертикальная сила поможет вам.
Подробнее
ЛУЧШЕ
Летайте с дополнительной информацией, большим контролем
и большей надежностью.
Вертикальная сила — лучший способ.
Подробнее
Первый шаг к созданию электрической системы мирового класса — это планирование, и мы предлагаем самый простой инструмент для помощи. Vertical Power Planner — это онлайн-инструмент, который поможет вам в процессе планирования вашей электрической системы. И самое главное, это совершенно бесплатно!
Начните прямо сейчас
Vertical Power набирает обороты
Как ни посмотри, продукты Vertical Power помогают строителям и летчикам по всему миру.
Запланированные системы
Поставленные системы
Типы самолетов
Доверенные годы
Строители ЛЮБЯТ Вертикальную мощность
Строители и покупатели экспериментальных и легких спортивных самолетов любят Вертикальную мощность. Они говорят, что простота установки и возможность контролировать состояние своей электрической системы являются важными факторами в их решении установить Вертикальную мощность.
Builder Spotlight
Jack La Bounty
Jack La Bounty восстанавливает T-28A и выбрал для проекта как Vertical Power VP-X Pro, так и PPS…
Подробнее
Читать все новости производителей
OEM-производители доверяют компании Vertical Power
OEM-производители самолетов доверяют компании Vertical Power, которая обеспечивает высочайший уровень надежности и функций для своих покупателей. Они знают, что с Vertical Power их клиенты будут более удовлетворены и с меньшим количеством проблем, чем с традиционными системами.
OEM Profile
UniPlanes Flywhale
Самолет-амфибия Flywhale FW02-650 будет включать в себя как Vertical Power VP-X, так и PPS для своей электрической системы…
Подробнее
Читать все профили OEM
Новости Vertical Power
См. Vertical Power на AirVenture 2022
AirVenture уже почти здесь, и мы рады быть частью этого! Загляните к нам в ангар C, стенд 3149.
Подробнее
Новые обновления руководств — 6 апреля
Мы выпустили обновленные версии руководств по установке и эксплуатации VP-X и PPS. Если вы в настоящее время строите, мы рекомендуем вам использовать последние версии. Вы можете скачать последние
…
Подробнее
Самый быстрый летающий VP-X
…в полностью электрическом самолете!
Узнайте об этом очень захватывающем начинании в форме партнерства между Electroflight и Rolls-Royce и их усилиях по созданию самого быстрого в мире
. ..
Подробнее
Читать все новости
Что говорят люди
«Благодаря VP-X такой проект, как RV-8R, идет гладко… Я смог настроить всю электрическую систему самолета, не вставая с самолета, за считанные минуты. Вы не можете победить такую гибкость ».
«Мы очень рады использовать VP-X в Switchblade… это просто и имеет смысл».
«Одной из причин, по которой я купил систему VPX, была репутация Чада Дженсена, гуру Vertical Power, который является связующим звеном между инженерами и нами, строителями… Приятно знать, что у людей из Astronics/Ballard есть такой отличный продукта, и что Чад поддерживает его и помогает строителям на этом пути».
«Проводка моего планера завершена, и VPX Pro был отличным решением. Это сэкономило мне массу времени и позволило очень аккуратно разместить большую массу проводки под дополнительной панелью».
Наши ценные реселлеры
Подробнее о том, где купить
Наши EFIS Partners
Подробнее о EFIS Integration
Вертикальная мощность VP-X
Electronic System
.
Переключи свое мышление!
Система электронных автоматических выключателей VP-X — это лучший способ подключения и управления вашим экспериментальным и легким спортивным самолетом. Эта усовершенствованная полупроводниковая система обеспечивает более простую проводку в самолете, более безопасный полет и обеспечивает лучшее и более гибкое решение, чем традиционные термовыключатели или автомобильные предохранители.
VP-X — лучший способ подключить и управлять самолетом
Система электронных автоматических выключателей Vertical Power VP-X обеспечивает беспрецедентный уровень детализации и контроля вашей электрической системы, в то же время значительно упрощая проводку . Благодаря тому, что заслонка, триммер и другие функции встроены прямо в VP-X, вы просто подключаете напрямую VP-X к каждому электрическому устройству. Вам больше не нужно устанавливать автоматические выключатели, шины, реле, модули отделки и заслонки, шунты, диоды электронной шины или другую сложную проводку на задней стороне приборной панели.
Преимущества VP-X
- Провод от VP-X напрямую к каждому электрическому устройству
- Обнаружение коротких замыканий, перегрузок по току, разомкнутых цепей (отсутствие потребления тока)
- Настраиваемые пользователем значения автоматических выключателей для каждой цепи
- Возможности резервной цепи для критической авионики
- Твердотельная конструкция – без искрения, без движущихся частей
Интеграция EFIS
- Визуальный контроль состояния вашей электрической системы
- Просмотр и управление состоянием отдельных цепей
- Немедленное уведомление о неисправности цепи с возможностью быстрого реагирования
- Отображение индивидуального и общего потребляемого тока, напряжения основного аккумулятора, напряжения вспомогательного аккумулятора (если он установлен), положения триммера, положения заслонки и включения стартера
Управление заслонками
- Встроенное полупроводниковое управление двигателем заслонки
- Промежуточные остановы закрылков или мгновенное управление
- Предупреждения о превышении скорости закрылками
- Защита от выбега двигателя заслонки
- Отключение переключателя выпуска закрылков выше заданной воздушной скорости
- Управление резервной заслонкой на EFIS
- Индикатор положения закрылков на EFIS
Блок управления триммером
- Встроенный полупроводниковый блок управления мотором триммера
- Защита от разбега
- Триммер по тангажу с переменной скоростью в зависимости от воздушной скорости
- Резервное управление триммером на EFIS
- Отображение положения дифферента на EFIS
Входы переключателей
- Каждый переключатель можно настроить для управления одним или несколькими электрическими устройствами
- Гибкость в использовании любого переключателя для монтажа на панель
Управление париком
- Встроенное управление париком посадочной фары
- Регулируемый период прогрева
- Посадочные огни, когда они включены, постоянно находятся на земле, а затем автоматически пульсируют, когда самолет находится в воздухе
Защита генератора
- Защита генератора от перенапряжения
- Одинарная или двойная опора генератора
Защита стартера
- Отключение стартера при работающем двигателе
- Сигнализатор включения стартера на ЭФИС
Ваша электрическая система на вашем EFIS
Интеграция с EFIS обеспечивает новый уровень информации и контроля
Мониторинг и взаимодействие с вашей электрической системой прямо на вашем EFIS. Интеграция Vertical Power означает, что вы всегда знаете о состоянии вашей электрической системы.
Узнайте об интеграции EFIS
Система VP-X
На этой схеме системы показано, как VP-X (показан справа) подключен к вашим электрическим нагрузкам и другим компонентам. Здесь он получает питание по шине от вертикальной энергосистемы PPS (основной энергосистемы). В качестве альтернативы его можно подключить к традиционному аккумуляторному контактору.
Посетите страницу Vertical Power System для получения дополнительной информации обо всей системе PPS/VP-X.
Единственная полупроводниковая электрическая система для экспериментальных и легких спортивных самолетов.
Vertical Power — единственная полупроводниковая электрическая система, разработанная специально для использования на экспериментальных и легких спортивных самолетах. Независимо от того, используете ли вы VP-X отдельно или вместе с PPS для сквозной системы, вы будете использовать лучшую и самую надежную электрическую систему, доступную на сегодняшний день.
Выберите одну из двух моделей: VP-X Pro и VP-X Sport
Не все самолеты одинаковы, поэтому мы не применяем универсальный подход к VP-X.
Полнофункциональный VP-X Pro
Лучший выбор для больших самолетов или для тех, кто любит улучшать свои самолеты с помощью последних достижений в области авионики в будущем.
VP-X Pro — наша самая полнофункциональная система электронных автоматических выключателей. Он включает 32 коммутируемые силовые цепи и может работать как с системами 14 В, так и с 28 В, поэтому он идеально подходит для самого широкого спектра самолетов. Он также имеет конструкцию с двумя банками с двумя процессорами и блоками питания для дополнительного уровня резервирования и безопасности. Дополнительные цепи также могут обеспечить достаточное пространство для роста в будущем.
Эффективный VP-X Sport
Лучший выбор для средних и экспериментальных самолетов. Он также идеально подходит для легких спортивных самолетов.
В VP-X Sport есть все, что вам нужно для самых разных самолетов, от простых флаеров до самых популярных сегодня комплектов. Он имеет 24 коммутируемых силовых цепи на шине 14 В. С VP-X Sport строитель получает все преимущества вертикальной системы силовых электронных автоматических выключателей — более простую проводку, более быструю установку, расширенную информацию и контроль и многое другое — примерно по той же цене, что и традиционная система с тепловым выключателем. .
См. полное сравнение
Краткий обзор характеристик
Описание | VP-X Pro | VP-X Sport |
---|---|---|
Процессоры | 2 | 1 |
Блоки питания | 2 | 1 |
Вольт | 14 В или 28 В | 14 В |
Всего коммутируемых силовых цепей | 31 | 23 |
15А цепи* | 3 | 3 |
10А цепи* | 8 | 7 |
Цепи 5А* | 15 | 8 |
3A цепи* | 1 | 1 |
2A цепи* | 2 | 2 |
1А цепи (подстроечные цепи) | 2 | 2 |
Цепь контактора стартера | √ | √ |
Сигнализатор стартера | √ | √ |
Контроллер двигателя регулировки шага | √ | √ |
Контроллер двигателя для обрезки рулона | √ | √ |
Реверсивный привод заслонки с торможением | √ | √ |
Входы датчиков положения закрылков и триммера | √ | √ |
Входы переключателей: панель/заслонка и отделка | 6/10 | 6/10 |
Измерение напряжения вспомогательной батареи | √ | – |
Основной ввод питания от PPS или аккумуляторного контактора | √ | √ |
Интерфейс RS-232 к EFIS | √ | √ |
Интерфейс Ethernet для ПК | √ | √ |
*Значение автоматического выключателя может быть установлено в диапазоне от 1 А до указанного максимального значения. |
Преимущества VP-X
Экспериментальные авиастроители и производители LSA во всем мире восхваляют систему электронных автоматических выключателей Vertical Power VP-X уже более полувека. И легко понять, почему. Просто взгляните на приведенные ниже преимущества, чтобы понять, почему VP-X проще, безопаснее и лучше всех других методов.
Легче
- Упрощает проводку самолета
- Уменьшает количество деталей и сложность
- Включает встроенный полупроводниковый блок управления мотором триммера
- Включает встроенный полупроводниковый блок управления двигателем заслонки
- Включает встроенный парик управления посадочными огнями
- Позволяет настраивать значения автоматического выключателя для каждой цепи
- Позволяет использовать панельный переключатель любого типа
- Упрощает изменение или расширение системы
- Снижает нагрузку на пилота
- Обеспечивает больше контроля и информации
- Четко показывает потребляемый ток для каждой цепи
- Обнаруживает короткие замыкания, перегрузки по току и обрывы цепи (нет потребления тока)
- Обеспечивает защиту трима от развала
- Предупреждает о превышении скорости закрылков
- Защищает от выбега двигателя заслонки
- Отключает переключатель выпуска закрылков выше указанной воздушной скорости
- Отключает стартер при работающем двигателе
Better
- Позволяет легко контролировать и управлять вашей электрической системой с вашего EFIS
- Устраняет монтируемые на панели выключатели и предохранители, освобождая место для авионики и аксессуаров
- Обеспечивает «интеллектуальное» управление, такое как автоматическое включение и выключение парика посадочных огней или изменение скорости балансировки в зависимости от заданной пользователем воздушной скорости
- Обеспечивает более высокую надежность и более длительный срок службы — без искрения и движущихся частей
- Продвигает чистую, современную кабину
Первым шагом к созданию электрической системы мирового класса является планирование, и мы предлагаем самый простой инструмент для помощи.
Vertical Power Planner — это онлайн-инструмент, который поможет вам в процессе планирования вашей электрической системы. И самое главное, это совершенно бесплатно!Приступайте к работе
Технические характеристики VP-X
Ниже приведены вес и размеры устройства Vertical Power VP-X. Чтобы получить полную информацию о VP-X, посетите нашу страницу документов и загрузите Руководство по установке и эксплуатации VP-X.
Питание
- 6–32 В пост. тока, макс. 70 А (Pro) / макс. 50 А (Sport), непрерывный
Масса
- VP-X Pro: 1,0 кг (2,1 фунта)
- VP-X Sport: 1,8 фунта (0,8 кг)
- Вес не включает монтажные кронштейны или ответные соединители
Крепление
- Включает монтажный кронштейн, который крепится сбоку VP-X
- Пользователь также может изготовить собственный монтажный кронштейн
Соединители
- Три разъема питания (Pro)
- Два разъема питания (отсутствует разъем J10 на Sport)
- Два 25-контактных разъема d-sub
Рабочая температура
- от -40 до +85°C
Сертификация
- — VP-X предназначен только для экспериментальных и легких спортивных самолетов
Размеры VP-X Pro и VP-X Sport
Цены
Цены основной системы питания (PPS)
Цены указаны ниже для основной системы питания.
- Первичная система питания, включая подключения к:
- Одиночная батарея
- 1 или 2 генератора переменного тока
- Стартер
- Главная шина
- Включает комплект жгута проводов PPS и комплект крепежа.
- Комплект включает:
- 14 проводов с соединительными клеммами
- Прямоугольный разъем и кожух
- *Комплект жгута проводов PPS включает в себя всю проводку и аксессуары, необходимые для подключения круглого разъема J1 к основной системе питания. Провод включает клеммы, уже обжатые на одном конце.
Цена на систему электронного автоматического выключателя VP-X
Выберите одну из двух моделей VP-X: Pro и Sport .
- Электронная система выключателей цепи, включающая в себя:
- 32 Силовые схемы
- 14 или 28 В операция
- 2 Процессоры
- 2 Power Spearch
- Dual Bank Design
- 4 -й пауток
- Dual Banc * Включая монтажные кронштейны. Требуется комплект разъемов VP-X Pro. Комплект жгута проводов VP-X Pro является дополнительным и заменяет комплект разъемов.
- Система электронных автоматических выключателей, включает:
- 24 цепи питания
- Работа 14 В
- 1 Процессор
- 1 Источник питания
- Измерение напряжения первичной батареи
- * Включает монтажные кронштейны. Требуется комплект спортивного разъема VP-X. Комплект спортивного жгута проводов VP-X является дополнительным и заменяет комплект разъемов.
Аксессуары VP-X
Дополните установку VP-X комплектами проводки и разъемов, соответствующими VP-X Pro и VP-X Sport.
- Kit includes:
- About 600 feet of Tefzel wiring terminated with connector terminals
- Connectors
- Gold plated terminal pins
- 5-conductor trim wire
- Backshells for connectors
- Shielded data wire
- Diodes
- Rubber чехол
- Набор изолированных обжимных клемм
- *Комплекты проводки включают в себя всю проводку и аксессуары, необходимые для проводки вашего самолета, как показано в описании комплектов. Провод включает клеммы, уже обжатые на одном конце.
- Kit includes:
- Connectors
- Gold plated terminal pins
- 5-conductor trim wire
- Backshells for connectors
- Shielded data wire
- Diodes
- Rubber boot
- Assorted insulated crimp terminals
- *В комплект разъема не входит провод.
- *Комплект разъема не требуется при покупке комплекта жгута проводов.
- *Для использования комплекта соединителей вам потребуется собственный провод соответствующего размера, а затем обжать концы клеммами. Чтобы сделать это безопасно и правильно, ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБЖИМНОЙ ИНСТРУМЕНТ. Не используйте плоскогубцы или обжимные инструменты, предназначенные для других разъемов, с этими контактами.
- Подходящим инструментом является обжимной инструмент для разъемов питания Molex 63811-4400 производственного класса. Его можно приобрести у различных дистрибьюторов, таких как Mouser или Digikey. У нас есть ограниченное количество обжимных инструментов производственного класса, которые можно взять в аренду в порядке живой очереди.
- Чтобы запросить обжимной инструмент во временное пользование, отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
- В комплект входят:
- Около 550 футов проводки Tefzel с соединительными клеммами
- разъемы
- Золотая терминальная терминала
- 5-канал отделка для отделки
- Бэк-оболочки для разъемов
- ЭКСПЛЕКТОРНЫЕ ДАННЫЕ ДАННЫЕ
- DIODES
- СИДЕРНЫЕ ДАННЫЕ ДАННЫЕ
- DIODES
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ДАННЫЕ
- DIODES
- ОБЩЕСТВЕННАЯ БУТКА
- DIODES
- . для подключения вашего самолета, как показано в описании комплекта. Провод включает клеммы, уже обжатые на одном конце.
- В комплект входит:
- разъемы
- Золотые терминальные контакты
- 5-проводниковые проводной отделки
- Бэк-оболочки для разъемов
- .
- *Комплект разъема не требуется при покупке комплекта жгута проводов.
- *Для использования комплекта соединителей вам потребуется собственный провод соответствующего размера, а затем обжать концы клеммами. Чтобы сделать это безопасно и правильно, ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБЖИМНОЙ ИНСТРУМЕНТ. Не используйте плоскогубцы или обжимные инструменты, предназначенные для других разъемов, с этими контактами.
- Подходящим инструментом является обжимной инструмент для разъемов питания Molex 63811-4400 производственного класса. Его можно приобрести у различных дистрибьюторов, таких как Mouser или Digikey. У нас есть ограниченное количество обжимных инструментов производственного класса, которые можно взять в аренду в порядке живой очереди.
- Чтобы запросить обжимной инструмент во временное пользование, отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
- Дополнительный монтажный лоток позволяет прочно закрепить основание лотка на самолете, а затем просто установить VP-X с помощью двух винтов, затянутых вручную.