Что такое нейропсихология: что это такое, какие методы изучает современная и клиническая нейропсихология

Содержание

Кто такой нейропсихолог и что он лечит

Врач этого направления — один из самых востребованных специалистов в реабилитации. Об особенностях профессии и о том, как перестроить работу мозга, рассказывает Юлия Зуева.

Чем занимается нейропсихолог?

Нейропсихолог — это клинический психолог. Приставка «нейро-» означает, что у пациентов, с которыми он работает, есть нарушения функций мозга. И в работе с пациентами после черепно-мозговой травмы, и с пациентами без травмы, жалующимися на плохое настроение, нейропсихолог будет искать нарушения мозговой деятельности. Сначала он выясняет состояние пациента: какой навык оказался утрачен, насколько адекватно человек воспринимает, что с ним произошло.

Один из основных методов нейропсихологии — синдромный анализ. Когда становится ясно, где именно проблема, можно приступать к реабилитации — выстраиванию системы внешних и внутренних опор, которые частично заменяют нарушенные функции мозга. Например, пациент после разрыва аневризмы с нарушениями кратковременной памяти не удерживает информацию больше пяти-десяти минут. Нейропсихолог внедряет систему внешних напоминаний. На видном месте у пациента лежит дневник с информацией о себе: кто я такой, что со мной случилось, кто мои ближайшие родственники. Через приложения на телефон приходят напоминания от жены: пообедать, выпить лекарство.

Или другой случай. Пациентка после инсульта. Очень подавлена, речь перестала ей подчиняться, и, кроме речевого эмбола (повторение одного и того же слова), ей ничего не удается произнести. Нейропсихологи разрабатывают для нее специальную книжку-альбом с картинками, чтобы пациентка могла показывать, чего она хочет. Уровень тревоги снижается, налаживается коммуникация. Память и речь в обоих случаях не восстановились, но функциональная независимость людей и качество их жизни повысились.

Как работает синдромный анализ?

Нейропсихологическую диагностику можно сравнить с расследованием. Например, человек жалуется на то, что испытывает трудности со счетом. За нарушение счета может отвечать первый, второй и третий блоки мозга. Начинается поиск. Предлагаем пациенту задачу: из 100 вычесть 7, а затем еще раз вычесть 7. Если человек сразу быстро устает, отключается уже на первой части арифметического действия, значит, причина в первом блоке — в подкорковых структурах.

Второй, операциональный, блок ответственен среди прочего за пространственные нарушения. Пациент получил 93, отняв 7 от 100. Дальше нужно из 93 снова вычесть 7. Обычно считают так: 93 минус 3 равно 90, 90 минус 4 — 86, то есть мы разбиваем 7 на 3 и 4. Проблема возникает, когда пациент получил эти две цифры, 3 и 4, и запутался, какую нужно дальше отнять и от чего. Значит, нарушения во втором блоке. Если же, получив 93, пациент дальше стал уверенно вычитать не 7, а 3, потому что переключил внимание на цифру 93, то есть потерял программу действий, значит, мы имеем дело со слабостью регуляции и причина в префронтальной коре — в третьем блоке.

Может ли врач перестроить работу мозга?

Если понятны механизмы нарушений, перестроить работу мозга можно. Например, пациентов с паркинсонизмом, которые из-за тремора не могут сделать несколько шагов по комнате, просят не идти, а перешагивать через разбросанные на полу листы бумаги. Это более сложное, произвольное движение. Происходит удивительное: больные могут долго ходить по комнате. Это значит, что деятельность была перенесена с поврежденного при паркинсонизме подкоркового уровня на уровень более сохранной коры больших полушарий, и поэтому стала успешной. Поможет ли это больным в реальной жизни? Да, если теперь перед ними будут иначе ставить задачи. «Достаньте с верхней полки шапку» вместо «поднимите руку вверх», «поднимите с пола мусор» вместо «наклонитесь», «перешагните через препятствие» вместо «сделайте несколько шагов».

На что ориентируется нейропсихолог?

В командном подходе к реабилитации врач помогает ответить на вопрос, что восстанавливать, физио- и эрготерапевты — как восстанавливать, нейропсихолог — зачем восстанавливать. Психолог должен соотнести командную цель с интересами и пожеланиями самого пациента. Даже если цель пациента кажется мало реалистичной, именно она обладает необходимым мотивационным зарядом. При правильном подходе нейропсихолог каждый раз перед началом занятия говорит: «Да, мы помним, что вы хотите научиться водить машину. Чтобы этого достичь, вы должны сначала научиться пересаживаться, потом вставать».

Бывает, что пациент формулирует социально желательный запрос своих близких. Например, они хотят, чтобы он научился пересаживаться на унитаз, а он на самом деле хочет кататься на горных лыжах. Ложный запрос, который вызывает у него внутренний протест, будет только мешать реабилитации.

Начните реабилитацию

Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Website *

Lastname *

Ваш телефон

Опишите состояние пациента (необязательно)

Прикрепите выписку +

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Что такое нейропсихология? — Детский развивающий центр TimmiClub

Что такое нейропсихология? — Детский развивающий центр TimmiClub

Перейти к содержимому

Детская нейропсихология встала в один ряд по популярности с такими общеизвестными понятиями, как детская психология, дефектология, сенсорная интеграция. Детские развивающие центры начали предлагать услуги специалистов по нейропсихологии. Давайте разберемся, что это такое нейропсихология, какие проблемы в развитии и поведении ребенка она решает и как проходит процесс нейропсихологической диагностики и коррекции?

Итак, нейропсихология – это направление психологии, которое изучает:

  • как устроен мозг и как он функционирует,
  • как процессы в мозге влияют на психику и поведение человека;
  • какие участки мозга отвечают за развитие высших психических функций человека (внимание, память, восприятие, мышление).
Девочка занимается со сложными пазлами

Если ребенок родился с признаками ПЭП (перинатальной энцефалопатии), перинатального поражения центральной нервной системы, в дальнейшем ему могут быть поставлены такие диагнозы, как СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипертензиозный синдром (повышенное внутричерепное давление), СПНРВ (синдром повышенной нерво-рефлекторной возбудимости). У детей с подобными диагнозами часто наблюдаются речевые нарушения, недостаточность развития общей и мелкой моторики, трудности в обучении, а также такие невротические реакции, как нарушение сна, энурез, страхи, заикание, повышенная тревожность. Такие дети подвержены частым сменам настроения, им трудно сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание на чем-либо. Возможно, в школе им будет с трудом даваться обучение чтению, счету и письму, но не из-за задержки развития или снижения интеллекта, а из-за нарушения восприятия.

Или другой вариант: у ребенка высокий уровень интеллекта, но при этом он не может запомнить таблицу умножения, делает много ошибок, много времени тратит на выполнение домашнего задания. Часто у таких детей наблюдаются нарушения речевого развития, они неправильно произносят некоторые звуки, с трудом строят фразы. Кроме того, наблюдаются нарушения координации движений, им плохо даются спортивные игры. Они также могут испытывать трудности при выполнении мелких движений – шнуровании обуви, застегивании пуговиц, пользовании ножницами, не могут провести прямую линию. В дальнейшем у ребенка могут возникнуть трудности с обучением в школе.

Мальчик раскладывает карточки на занятии у нейропсихолога

В каких случаях ребенка рекомендуется показать нейропсихологу?

  • родовая травма;
  • получение общего наркоза;
  • часто болеет, в том числе простудными заболеваниями;
  • СДВГ, ПЭП, ММД, ЗПР, ЗПРР в анамнезе;
  • не ползает или мало ползает;
  • поздно начал говорить;
  • быстро утомляется, но засыпает с трудом;
  • гиперактивен, импульсивен, раздражителен;
  • имеет трудности с усвоением учебного материала;
  • имеет трудности с запоминанием, обобщением, сравнением;
  • пропускает буквы, пишет их зеркально;
  • рассеян, невнимателен; неуклюж, травматичен, часто спотыкается или натыкается на предметы;
  • часто отвлекается, не может сосредоточиться.

Как проходит нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихолог при помощи специальных проб определяет актуальное состояние развития высших психических функций ребенка. Нейропсихологические пробы представляют собой двигательные задания, рисунки, ответы на вопросы, рассматривание картинок, составление рассказов, задачи на запоминание. Такую диагностику можно проходить в любом возрасте, но для коррекционных занятий существуют возрастные ограничения – от 4 до 12 лет. 

Работаем со слаймом на занятии у нейропсихолога

На основе полученных результатов составляется индивидуальная программа нейропсихологической коррекции. Эта программа включает в себя двигательные, дыхательные и когнитивные упражнения. Длительность курса определяется индивидуально.

В детском развивающем центре TimmiClub вы можете записать ребенка на нейропсихологическую диагностику и получить рекомендации специалиста. Коррекционные занятия построены на основе методики Семенович А.В. по принципу замещающего онтогенеза.

Часто по результатам диагностики, рекомендуются занятия по сенсорной интеграции. Кроме того, помощь нейропсихолога оказывается необходимой при запуске речи, когда логопед-дефектолог выявляет определенные потребности у ребенка.

В любом случаем, можно с уверенностью сказать, что занятия нейропсихологом помогают комплексному и гармоничному развитию ребенка.

Получите больше информации о Детском развивающем центре TimmiClub