Виды детерминизма: записки сумасшедших редакторов

записки сумасшедших редакторов

24. Детерминизм. Его виды.

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимо­связи и взаимообусловленности явлений материально­го и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порож­дает, производит другое явление (следствие).

 

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объек­тивно существующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из которых выражаются в виде соотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.  Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).

Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр.

Социальный детерминизм —  признает развитие общества от низших форм к высшим. При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.

Концепции социального детерминизма объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например: Гегель – путем развития разума и свободы; О.Конт — смена типов мировоззрения; Маркс – смена способа производства.

Мыслители всех времен пытались найти социальные детерминанты. Одни их искали в географическом факторе, другие — в духовном, третьи — в материальном.

Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И. Мечников. Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу». Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью. В распространении географического детерминизма важную роль сыграл Л.И. Мечников. Прежде всего он анализирует вопросы свободы человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Свободу Л.И. Мечников выводит из соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на формирование различных видов деятельности людей, в частности на кооперацию. Там, где существует, по выражению русского ученого, «кооперативная солидарность», имеется больше возможностей для свободы и меньше для возникновения деспотических форм правления.

Идеалистический детерминизм. Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: «Мнения правят миром». Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях» [6].

Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум — это разум индивида; во-вторых, разум — это закономерное развитие истории; в-третьих, разум — это основа истории. «Разум, — пишет Гегель, — есть субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь… Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина…»

Материалистический детерминизм. Маркс тоже искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. «Предпосылки, с которых мы начинаем, — не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем» [9]. Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д.

Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к «К критике политической экономии» выразил следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»

16Принцип детерминизма. Виды детерминизма.

  1. Античность.

— Понятия «причина»и «начало» не разведены. Ум – порядок мира, он же им движет.

Виды причин:1.Материя, субстрат 2. Форма вещи, ее сущность3. Целевая причина (откуда движется) 4. Ради чего движется

Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.

Средние века

Августин: индетерминизм души в материальном мире.

Потом – Причина – Божественное провидение.

Новое время. Механистический детерминизм сменяется биологическим

I. Линейная детерминация.

В основе классической картины мира – физикалистская причинность

(влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действ условие (в реализации)

Вероятностный детерминизм В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. Явлений, статистика как средство выявления причинных связей.

Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.

              1. II. Биологический детерминизм

Воздействующая причина стала дополняться целевой. Дарвин – естественный отбор целесообразен в борьбе за выживание вида.

Предположение о развитии, о взаимодействии в системе «организм-среда», о стабилизации биологических процессов и тд.

Гальтон: ввел в статистику умственных способностей фактор наследственности.

Спенсер: зависимость психических явлений не от свойств нервной системы, а от среды.

Торндайк: связи закрепляются в нервной системе благодаря переживанию удовлетворения.

Анохин: теория функциональных систем – акцептор действия – психофизиологическое основания целевой регуляции поведения.

Бернштейн: включение образа потребного будущего в психологическую регуляцию.

Биологический редукционизм.

  1. Социальный детерминизм и социальный редукционизм.

  2. Психологическая причинность.

Декарт: Непротяженная духовная субстанция не могла анализироваться с детерминистических позиций. Движения души по своим законам. А тело – да.

Ассоцианисты 1 половины 19 в: психическое как самостоятельная реальность, со своими специфическими явлениями и законами.Ассоциация – основное причинное основание психического бытия.

Развитие экспериментального метода  понятие действующей причины (казуальности).

                1. Условия причинного вывода (связь исследования и логики вывода) в Новое время

  • Причина предшествует во времени следствию.

    Управление причинно действующего фактора, или экспериментального воздействия.

  • Существует ковариация (не случайная связь) между изменениями причинно действующей переменной (называемой также независимой) и следствием, или изменениями фиксируемой зависимой переменной.

  • Отсутствуют конкурирующие гипотезы, т. е. проверяемой теоретической гипотезе как объясняющей устанавливаемую эмпирическую закономерность не могут быть противопоставлены столь же сильные объяснения, исходящие из другой теории или анализа другого круга переменных (как воздействующих факторов).

В современной квантовой физике уже не может предполагаться идея воздействия.

6. Неклассические теории

Культурно-историческая психология ввела в представления о причинности идею знакового опосредствования.

Рубинштейн: по самой природе своей психические явления включаются в причинную взаимосвязь бытия и как обусловленные действием условий жизни и как обуславливающие, осуществляющие регуляторную функцию по отношению к действию. Причинный ряд охватывает весь континуум бытие-сознание, причинность задана всеобщей детерминацией.

Проблема свободы воли:самоопределение как внутреннее в детерминации поведения,свободы личности в обществе ,свобода контроля сознания над стихией влечений

Ситуация всегда еще и выход за ее пределы (в ней есть то, что будет заполнено человеком)

Суммарный эффект действия множества причин через внутренние условия не аддитивен.

Явление обратной связи.

Процессуальная причина: изменеие объектами со временем самих себя.

Леонтьев: категория деятельности — не столько объяснительный принцип, сколько то пространство жизни, в рамках которого и реализуются причинно-следственные связи взаимообусловливания «деятельность — сознание — деятельность».

Различие в понимании предмета психологии и психологические школы.1. Ассоцианизм. Возник в середине 19 века.Порядок и связь идей объяснялись с позиции — законов механики (в последствии с поправками на химические и био законы- психологизма как инд-психологических особенностей, внутренне присущих сознанию субъекта.Дж.С. Милль: сознание сквозь призму ассоциаций, но асс-ии мыслились как действующие в системе логики (как хим. реакции). Опыт — единственный источник знания и IQ способностей. Следующий важный шаг- выдвижение на 1й план проблемы методологии научного иссл-я.- «

психология должна быть опытной наукой«. Идеализм: он не рассматривал психическое в контексте взаимодействия субъекта с внешним миром. Сформулировал законы индуктивного вывода.Гартли, ассоциации по типу рефлекса. Физиологическая наука — ориентир для психологии. Проблема психофизиологического параллелизма. Без «Я» а закон асс-ии стал не преобладающим. , которое было у Милля, ассоциации стали не преобладающим, а единственным основанием сознания.Идеи эволюции  замена механистического детерминизма биологическим. Герберт Спенсер: возможности признания психологии как позитивной науки. В сознании связывается то, что было связано в среде — идея опыта как связующего начала между внутр и внеш отношениями.
Как и позитивисты отрицал возможность говорить об объективных законах асс-й и обобщать за пределами эмпирического знания. Идея детерминации асс-й со стороны частоты испытывания организмом тех или иных воздействий. Прочность асс-й — критерий объективного положения вещей в реальном мире.Основания для выделения психологии в самостоятельную науку включали, с одной стороны. Направленность на причинный способ объяснения психологических фактов, а с другой — существенные его изменения в трактовках ассоциаций.

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

Каузальность (лат. causalis) — т.е. причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина), происходит соответствующее ожидаемое изменение другого предмета, объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании ее понятия строились механицистская картина мира, концепции детерминизма (Лаплас,Спиноза).

Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине, либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия ее как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития — важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

  1. Культурно – историческая концепция Выготского и проблема единицы анализа.

типов детерминизма | Свобода воли

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

LUCAS, J. R.,

Типы детерминизма ‘

,

Свобода Will

(

Oxford,

1970;

онлайн EDN,

Oxford Academac

, 3

Online EDN,

Oxford

, 3

, 3,

Academac

,

EDN,

Academan

, 3

. октябрь 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198243434.003.0012,

, по состоянию на 29 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В разное время выдвигались четыре разновидности детерминизма, которые, как считалось, угрожают свободе воли и ответственности человека. Это: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм и физический детерминизм. Логический детерминизм утверждает, что будущее уже зафиксировано так же неизменно, как и прошлое. Теологический детерминизм утверждает, что, поскольку Бог всеведущ, Он знает все, включая будущее. Психологический детерминизм утверждает, что существуют определенные психологические законы, которые мы начинаем открывать и которые позволяют нам предсказывать, обычно на основе своего опыта в раннем детстве, как человек будет реагировать на различные ситуации на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Физический детерминизм основан на существовании физических законов природы, многие из которых были действительно открыты и в истинности которых мы можем разумно надеяться быть вполне уверенными, а также на утверждении, что все другие особенности мира зависят от физических факторов.

Ключевые слова: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм, физический детерминизм, свобода, воля, ответственность

Субъект

Философия действияМоральная философияМетафизикаФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

4.2: Детерминизм — Гуманитарные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    29974
    • Ной Левин
    • Golden West College via NGE Far Press

    «Физический детерминизм»

    33

    Физический детерминизм обычно относится к утверждению детерминированной физической вселенной (большей физической системы). Это означает, что полное описание физического состояния мира в любой данный момент времени и полное изложение физических законов природы вместе влекут за собой всю истину относительно того, какие физические события происходят после этого времени. В научном контексте термин «событие» является несколько техническим, в зависимости от того, какую теорию мы рассматриваем, и в основном представляет собой возникновение некоторого «состояния», характерного для этой теории, например, квантового состояния или термодинамического состояния. Физический детерминизм включает (но не ограничивается) номологический детерминизм, который утверждает, что все будущие события управляются прошлым или настоящим согласно всеобъемлющим детерминистическим законам.

    Понятие физического детерминизма также использовалось для обозначения предсказуемости физической системы, хотя это использование редко. Физический детерминизм также можно рассматривать как наблюдаемое явление нашего опыта или тезис, относящийся только к математическим моделям физики и других физических наук. Физический детерминизм также использовался как особая детерминистическая гипотеза о человеческом поведении. Хотя физический детерминизм несколько не связан с его стандартным контекстом, он также использовался в теории социальной инженерии.

    История

    Понятие физического детерминизма принимает свою классическую форму в идеях Лапласа, который постулировал (в согласии с физикой своего времени), что всеведущий наблюдатель (иногда называемый демоном Лапласа), знающий с бесконечной точностью положения и скорости каждой частицы во Вселенной может полностью предсказать будущее. Хотя такой всеведущий наблюдатель является гипотетической конструкцией, а бесконечная точность превышает возможности человеческого измерения, иллюстрация представлена ​​как утверждение того, что в принципе было бы возможно, если бы физический детерминизм был верен, и поэтому сведение к практике не является проблемой.

    Физический детерминизм в настоящее время является предметом бурных дебатов в современной науке. Например, физический индетерминизм был предложен для учета различных интерпретаций квантовой механики. Были также сделаны предложения переформулировать концепцию детерминизма в отношении его применения к физическому закону.

    Каузальная полнота

    Физический детерминизм связан с вопросом о каузальной полноте физики, что является синонимом более слабой формы каузальной замкнутости. Это идея о том, что каждое реальное событие имеет научное объяснение, что науке не нужно искать объяснения вне себя. Если причинная полнота не применима ко всему во вселенной, то дверь открыта для событий, не подчиняющихся физическим законам. Например, относительно распространенное представление о психических событиях состоит в том, что они представляют собой эпифеномен, возникающий как побочный продукт неврологической активности и не имеющий причинного воздействия. В этом случае только несостоятельность детерминистского физического закона даст место для их причинной значимости.

    Другие формулировки

    Более современная формулировка физического детерминизма обходит вопрос каузальной полноты. Он основан на связях между «событиями», обеспечиваемыми теорией:

    «теория детерминистична тогда и только тогда, когда при заданных переменных состояния для некоторого начального периода теория логически определяет уникальный набор значений этих переменных для любого другой период».

    — Эрнест Нагель, Альтернативные описания физического состояния с. 292

    В этой цитате идея «причины и следствия» заменяется идеей «логического следствия» в соответствии с той или иной теорией, связывающей события. Кроме того, «событие» связано самой теорией с формализованными состояниями, описываемыми с использованием параметров, определенных этой теорией. Таким образом, детали интерпретации размещаются там, где они должны быть, в соответствии с контекстом, в котором применяется выбранная теория. Используя приведенное выше определение физического детерминизма, ограничение теории некоторой конкретной областью опыта также ограничивает связанное определение «физического детерминизма» той же областью.

    «Детерминизм»

    34

    Детерминизм — это философская позиция, согласно которой для каждого события существуют условия, которые не могут вызвать никакого другого события. «Существует много детерминизмов, в зависимости от того, какие предварительные условия считаются определяющими для события или действия». Детерминированные теории на протяжении всей истории философии возникали из различных, а иногда и частично совпадающих мотивов и соображений. Некоторые формы детерминизма можно эмпирически проверить с помощью идей физики и философии физики. Противоположностью детерминизму является своего рода индетерминизм (иначе называемый недетерминизмом). Детерминизм часто противопоставляется свободе воли.

    Детерминизм часто понимается как каузальный детерминизм, который в физике известен как причинно-следственная связь. Это концепция, согласно которой события в рамках данной парадигмы связаны причинностью таким образом, что любое состояние (объекта или события) полностью определяется предшествующими состояниями. Это значение можно отличить от других разновидностей детерминизма, упомянутых ниже.

    Другие дебаты часто касаются объема детерминированных систем, при этом некоторые утверждают, что вся вселенная представляет собой единую детерминированную систему, а другие идентифицируют другие, более ограниченные детерминированные системы (или мультивселенную). Многочисленные исторические дебаты затрагивают многие философские позиции и разновидности детерминизма. Они включают в себя дебаты о детерминизме и свободе воли, технически обозначаемые как компатибилистские (позволяющие им сосуществовать) и некомпатибилистские (отрицание их сосуществования возможно).

    Детерминизм не следует путать с самоопределением человеческих действий причинами, мотивами и желаниями. Детерминизм редко требует, чтобы идеальное предсказание было практически возможно.

    Разновидности

    Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных точек зрения, подразумеваемых или путаемых с «детерминизмом».

    • Причинный детерминизм — это «идея о том, что каждое событие обусловлено предшествующими событиями и условиями вместе с законами природы». Однако каузальный детерминизм является достаточно широким термином, чтобы считать, что «обсуждения, выбор и действия человека часто являются необходимыми звеньями в причинно-следственной цепи, приводящей к чему-либо. Другими словами, даже если наши обдумывания, выбор и действия сами по себе детерминированы как и все остальное, согласно каузальному детерминизму, возникновение или существование еще каких-то вещей зависит от нашего обдумывания, выбора и действия определенным образом». Каузальный детерминизм предполагает, что существует непрерывная цепь предшествующих событий, простирающаяся до происхождения Вселенной. Связь между событиями не может быть указана, как и происхождение этой вселенной. Каузальные детерминисты считают, что во Вселенной нет ничего беспричинного или самопричинного. Исторический детерминизм (вид зависимости от пути) также может быть синонимом причинного детерминизма. Причинный детерминизм также рассматривался в более общем смысле как идея о том, что все, что происходит или существует, вызвано предшествующими условиями. В случае номологического детерминизма эти условия также считаются событиями, подразумевая, что будущее полностью определяется предшествующими событиями — сочетанием предшествующих состояний Вселенной и законов природы. Однако их также можно считать метафизическими по происхождению (например, в случае теологического детерминизма).
    • Номологический детерминизм — наиболее распространенная форма каузального детерминизма. Это представление о том, что прошлое и настоящее полностью и обязательно диктуют будущее в соответствии с жесткими законами природы, что каждое событие неизбежно является результатом предшествующих событий. Квантовая механика и различные ее интерпретации бросают серьезный вызов этой точке зрения. Номологический детерминизм иногда иллюстрируется мысленным экспериментом с демоном Лапласа. Номологический детерминизм иногда называют «научным» детерминизмом, хотя это неправильное название. Физический детерминизм обычно используется как синоним номологического детерминизма (его противоположностью является физический индетерминизм).
    • Несесситаризм тесно связан с каузальным детерминизмом, описанным выше. Это метафизический принцип, отрицающий всякую простую возможность; существует ровно один способ существования мира. Левкипп утверждал, что беспричинных событий нет, и что все происходит по причине и по необходимости.
    • Предопределенность — это идея о том, что все события предопределены заранее. Концепция преддетерминизма часто аргументируется ссылкой на каузальный детерминизм, подразумевая, что существует непрерывная цепь предшествующих событий, восходящая к происхождению Вселенной. В случае преддетерминизма эта цепь событий была предустановлена ​​заранее, и действия человека не могут вмешиваться в результаты этой предустановленной цепочки. Предетерминизм может использоваться для обозначения такого заранее установленного причинного детерминизма, и в этом случае он классифицируется как особый тип детерминизма. Его также можно использовать взаимозаменяемо с каузальным детерминизмом — в контексте его способности определять будущие события. Несмотря на это, преддетерминизм часто рассматривается как независимый от каузального детерминизма. Термин преддетерминизм также часто используется в контексте биологии и наследственности, и в этом случае он представляет собой форму биологического детерминизма.
    • Фатализм обычно отличается от «детерминизма» и является формой телеологического детерминизма. Фатализм — это идея о том, что всему суждено случиться, так что люди не могут контролировать свое будущее. Судьба обладает произвольной властью и не обязана следовать каким-либо причинно-следственным или иным детерминистическим законам. Типы фатализма включают жесткий теологический детерминизм и идею предопределения, согласно которой есть Бог, который определяет все, что будут делать люди. Это может быть достигнуто либо путем знания их действий заранее, с помощью некоторой формы всеведения, либо путем предопределения их действий заранее.
    • Теологический детерминизм — это форма детерминизма, утверждающая, что все происходящие события предопределены или предопределены монотеистическим божеством или что им суждено произойти благодаря его всеведению. Существуют две формы теологического детерминизма, называемые здесь сильным и слабым теологическим детерминизмом. Первый, сильный теологический детерминизм, основан на концепции божества-творца, диктующего все события в истории: «Все, что происходит, было предопределено всеведущим, всемогущим божеством». Вторая форма, слабый теологический детерминизм, основана на понятии божественного предвидения — «поскольку всеведение Бога совершенно, то то, что Бог знает о будущем, неизбежно произойдет, а значит, следовательно, будущее уже определено». Существуют небольшие вариации приведенной выше классификации. Некоторые утверждают, что теологический детерминизм требует предопределения всех событий и исходов божеством (т. е. они не классифицируют более слабую версию как «теологический детерминизм», если, как следствие, не предполагается отрицание либертарианской свободы воли) или что более слабая версия не составляют «теологический детерминизм». Что касается свободы воли, «теологический детерминизм — это тезис о том, что Бог существует и обладает безошибочным знанием всех истинных утверждений, включая утверждения о наших будущих действиях», более минимальные критерии, предназначенные для инкапсуляции всех форм теологического детерминизма. Теологический детерминизм также можно рассматривать как форму причинного детерминизма, в котором предшествующими условиями являются природа и воля Бога.
    • Логический детерминизм или Определенность — это представление о том, что все суждения о прошлом, настоящем или будущем либо истинны, либо ложны. Обратите внимание, что можно поддерживать каузальный детерминизм, не обязательно поддерживая логический детерминизм, и наоборот (в зависимости от взглядов на природу времени, а также на случайность). Проблема свободы воли особенно актуальна сейчас с логическим детерминизмом: как выбор может быть свободным, если суждения о будущем уже имеют истинностное значение в настоящем (т. е. оно уже определено как истинное или ложное)? Это называется проблемой будущих контингентов.
    • Часто синонимом Логического детерминизма являются идеи, лежащие в основе Пространственно-временного детерминизма или Этернализма : точки зрения специальной теории относительности. Дж. Дж. Смарт, сторонник этой точки зрения, использует термин «безвременность» для описания одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. В физике «блочная вселенная» Германа Минковского и Альберта Эйнштейна предполагает, что время является четвертым измерением (подобно трем пространственным измерениям). Другими словами, все остальные части времени реальны, как городские кварталы вверх и вниз по улице, хотя порядок, в котором они появляются, зависит от водителя (см. Аргумент Ритдейка-Патнэма).
    • Адекватный детерминизм — это идея о том, что квантовую неопределенность можно игнорировать для большинства макроскопических событий. Это происходит из-за квантовой декогеренции. Случайные квантовые события «усредняются» в пределе большого числа частиц (где законы квантовой механики асимптотически приближаются к законам классической механики). Стивен Хокинг объясняет аналогичную идею: он говорит, что микроскопический мир квантовой механики — это мир детерминированных вероятностей. То есть квантовые эффекты редко изменяют предсказания классической механики, которые достаточно точны (хотя и не вполне точны) в больших масштабах. Таким образом, что-то размером с животную клетку будет «адекватно детерминировано» (даже в свете квантовой неопределенности).
    • Многомировая интерпретация принимает линейные случайные наборы последовательных событий с адекватной последовательностью, но также предлагает постоянное разветвление случайных цепочек, создающих «множественные вселенные», чтобы объяснить множественные результаты отдельных событий. Это означает, что случайный набор событий, ведущих к настоящему, все действителен, но проявляется как единый линейный поток времени в гораздо более широком невидимом коническом поле вероятностей других результатов, которые «отделяются» от локально наблюдаемой временной шкалы. В рамках этой модели каузальные наборы по-прежнему «непротиворечивы», но не являются исключительными для единичных повторяющихся результатов. Сторонняя интерпретация затрагивает исключительную ретроспективную проблему случайной цепи «не мог поступить иначе», предполагая, что «другой результат действительно существует» в наборе временных потоков параллельной вселенной, которые разделились, когда произошло действие. Эта теория иногда описывается на примере выбора, основанного на агентах, но более сложные модели утверждают, что рекурсивное причинное расщепление происходит со всеми задействованными волновыми функциями частиц. Эта модель вызывает многочисленные возражения со стороны научного сообщества.

    Философские связи

    С полемикой о природе и воспитании

    Хотя некоторые из вышеперечисленных форм детерминизма касаются человеческого поведения и познания, другие формулируют себя как ответ на дебаты о природе и воспитании. Они предполагают, что один фактор будет полностью определять поведение. Однако по мере роста научного понимания самые сильные версии этих теорий были широко отвергнуты как ошибочные по одной причине.

    Другими словами, современные детерминистские теории пытаются объяснить, насколько предсказуемо взаимодействие природы и воспитания. Концепция наследственности помогла провести это различие.

    Биологический детерминизм, иногда называемый генетическим детерминизмом, представляет собой идею о том, что каждое человеческое поведение, убеждения и желания закреплены генетической природой человека.

    Бихевиоризм включает в себя идею о том, что любое поведение можно проследить до конкретных причин — либо экологических, либо рефлексивных. Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер разработали этот ориентированный на воспитание детерминизм.

    Культурный детерминизм или социальный детерминизм — это теория, ориентированная на воспитание, согласно которой культура, в которой мы выросли, определяет, кто мы есть.

    Экологический детерминизм, также известный как климатический или географический детерминизм, предполагает, что физическая среда, а не социальные условия, определяет культуру. Сторонники экологического детерминизма часто также поддерживают поведенческий детерминизм. Среди ключевых сторонников этого понятия были Эллен Черчилль Семпл , Эллсуорт Хантингтон , Томас Гриффит Тейлор и, возможно, Джаред Даймонд , хотя его статус экологического детерминиста обсуждается.

    С особыми коэффициентами

    Другие «детерминистские» теории на самом деле стремятся только подчеркнуть важность определенного фактора в предсказании будущего. Эти теории часто используют фактор как своего рода руководство или ограничение на будущее. Им не нужно предполагать, что полное знание этого единственного фактора позволит нам делать точные прогнозы.

    Психологический детерминизм может означать, что люди должны действовать в соответствии с разумом, но он также может быть синонимом своего рода психологического эгоизма. Последнее представляет собой точку зрения, согласно которой люди всегда будут действовать в соответствии со своими предполагаемыми интересами.

    Лингвистический детерминизм утверждает, что наш язык определяет (по крайней мере, ограничивает) то, что мы можем думать и говорить и, таким образом, знать. Гипотеза Сепира-Уорфа утверждает, что люди воспринимают мир на основе грамматических структур, которые они обычно используют.

    Экономический детерминизм — это теория, приписывающая экономической структуре главенство над политикой в ​​развитии человеческой истории. Он связан с диалектическим материализмом Карла Маркса.

    Технологический детерминизм — это редукционистская теория, которая предполагает, что технология общества стимулирует развитие его социальной структуры и культурных ценностей.

    Со свободой воли

    Философы обсуждали как истину детерминизма, так и истину свободы воли. Компатибилизм относится к точке зрения, согласно которой свобода воли в некотором смысле совместима с детерминизмом. С другой стороны, три инкомпатибилистские позиции отрицают эту возможность. Жесткие инкомпатибилисты считают, что и детерминизма, и свободы воли не существует, либертарианцы считают, что детерминизм не придерживается и что свобода воли может существовать, а жесткие детерминисты считают, что детерминизм действительно придерживается, а свобода воли не существует.

    Стандартный аргумент против свободы воли, согласно философу Дж. Дж. К. Смарту, фокусируется на последствиях детерминизма для «свободы воли». Однако он предполагает, что свобода воли отрицается независимо от того, верен детерминизм или нет. С одной стороны, если детерминизм верен, все наши действия предсказуемы и предполагается, что мы не свободны; с другой стороны, если детерминизм ложен, наши действия предполагаются случайными, и как таковые мы не кажемся свободными, потому что мы не участвовали в управлении происходящим.

    В своей книге «Моральный ландшафт» писатель и нейробиолог Сэм Харрис также выступает против свободы воли. Он предлагает один мысленный эксперимент, в котором сумасшедший ученый представляет детерминизм. В примере Харриса сумасшедший ученый использует машину для управления всеми желаниями и, следовательно, всем поведением конкретного человека. Харрис считает, что в данном случае уже не так заманчиво говорить, что у жертвы есть «свободная воля». Харрис говорит, что ничего не меняется, если машина управляет желаниями случайным образом — у жертвы по-прежнему отсутствует свобода воли.

    Затем Харрис утверждает, что мы тоже являемся жертвами таких непредсказуемых желаний (но из-за бессознательных махинаций нашего мозга, а не сумасшедшего ученого). Основываясь на этом самоанализе, он пишет: «Это раскрывает настоящую тайну свободы воли: если наш опыт совместим с ее полным отсутствием, как мы можем сказать, что мы вообще видим какие-либо доказательства этого?» добавив, что «независимо от того, предсказуемы они или нет, мы не являемся причиной наших причин». То есть он считает, что существуют убедительные доказательства отсутствия свободы воли.

    Некоторые исследования (основанные Фондом Джона Темплтона) показали, что снижение веры человека в свободную волю опасно, делает его менее полезным и более агрессивным. Это может произойти из-за того, что у человека страдает чувство собственной эффективности.

    С душой

    Некоторые детерминисты утверждают, что материализм не дает полного понимания вселенной, потому что, хотя он может описывать определенные взаимодействия между материальными вещами, он игнорирует умы или души сознательных существ.

    Можно выделить ряд позиций:

    1. Все, что существует, это нематериальные души (идеализм).
    2. Нематериальные души существуют и оказывают недетерминированное причинное влияние на тела. (Традиционная свобода воли, интеракционистский дуализм).
    3. Нематериальные души существуют, но являются частью детерминированной структуры.
    4. Нематериальные души существуют, но не оказывают причинного влияния, свободного или детерминированного (эпифеноменализм, окказионализм)
    5. Нематериальных душ не существует — нет дихотомии разум-тело, и есть противоположное материалистическое объяснение интуиции.

    С этикой и моралью

    Еще одна тема для споров — влияние детерминизма на мораль. Жесткий детерминизм (вера в детерминизм, а не в свободную волю) особенно критикуется за то, что, кажется, делает невозможными традиционные моральные суждения. Некоторые философы, однако, находят это приемлемым выводом.

    Философ и инкомпатибилист Питер ван Инваген вводит этот тезис как таковой:

    Аргумент о том, что для моральных суждений требуется свободная воля

    1. Моральное суждение о том, что вы не должны были делать X, подразумевает, что вместо этого вы должны были сделать что-то другое
    2. То, что вместо этого вы должны были сделать что-то другое, означает, что вам нужно было сделать что-то еще
    3. То, что у вас было что-то еще, подразумевает, что вы могли бы сделать что-то еще
    4. То, что вы могли бы сделать что-то другое, означает, что у вас есть свобода воли
    5. Если у вас нет свободной воли сделать что-либо кроме X, мы не можем выносить моральное суждение о том, что вы не должны были делать X.

    Однако у компатибилиста может возникнуть проблема с процессом Инвагена, потому что нельзя изменить прошлое, вокруг которого сосредоточены его аргументы. Компатибилист, сосредоточенный на планах на будущее, мог бы постулировать:

    1. Моральное суждение о том, что вы не должны были делать X, подразумевает, что вместо этого вы можете сделать что-то другое
    2. То, что вы можете сделать что-то другое вместо этого, означает, что вам есть чем заняться
    3. То, что вы можете сделать что-то еще, подразумевает, что вы можете сделать что-то еще
    4. То, что вы можете сделать что-то еще, подразумевает, что у вас есть свобода воли для планирования будущего обращения за помощью
    5. Если у вас есть свободная воля делать что-либо кроме X, мы можем вынести моральное суждение о том, что вы должны делать что-то другое, кроме X, и наказание вас как ответственной стороны за совершение X, которое, как вы знаете, вы не должны были делать, может помочь вам не забыть сделать X в будущем.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts