Виды восприятия: свойства, характеристики, примеры
Содержание:
- Восприятие — основное понятие
-
Функции восприятия
- Ориентирование
- Оценка месторасположения предметов
- Познание предметов и явлений
- Контроль и регулирование деятельности
-
Основные свойства
- Предметность
- Структурность
- Постоянство
- Активность
- Осмысленность
- Уровни восприятия
- Факторы восприятия
-
Виды восприятия
- В зависимости от анализаторов
- По форме материи
- По видам деятельности
- Сознательное, подсознательное
- Примеры людей с разным восприятием
Содержание
- Восприятие — основное понятие
-
Функции восприятия
- Ориентирование
- Оценка месторасположения предметов
- Контроль и регулирование деятельности
-
Основные свойства
- Предметность
- Целостность
- Структурность
- Постоянство
- Активность
- Осмысленность
- Уровни восприятия
- Факторы восприятия
-
Виды восприятия
- В зависимости от анализаторов
- По форме материи
- По видам деятельности
- Сознательное, подсознательное
- Примеры людей с разным восприятием
Восприятие — основное понятие
Восприятие или перцепция – это механизм интерпретации чувственных данных, который заключается в целостном отражении предметов, явлений, ситуаций, действующих на организм в определенный момент времени.
Способность ощущать выделена с рождения живым существам, которые обладают нервной системой. Воспринимать мир в виде образов может лишь человеческая личность и высшие животные, так как у них складывается и совершенствуется данная способность на протяжении всей жизни.
Функции восприятия
Существует несколько функций восприятия живыми организмами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ориентирование
Заключается в общем ориентировании в познании, поведении или эстетике.
Оценка месторасположения предметов
Происходит оценивание расположения объектов, их величин, форм, физических свойств и расположения относительно друг друга, а также значения ситуации, поведения, содержания символики или эстетики.
Познание предметов и явлений
Заключается в отображении новых предметов, явлений, связи между ними и их сущности, но не ограничивается этим.
Контроль и регулирование деятельности
Происходит во время создания и визуализации новых объектов.
Основные свойства
Предметность
Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.
Целостность
Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.
Структурность
Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.
Постоянство
Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия. Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля.
Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:
- По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т. д.).
- По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).
Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.
Активность
Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия.
Осмысленность
Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:
- Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
- Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
- Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
- Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.
Уровни восприятия
Выделяют четыре уровня перцепции:
- Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
- Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
- Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
- Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.
Факторы восприятия
Существует два вида факторов перцепции:
- Внешние. Относятся размер, новизна, узнаваемость, повторяемость, контрастность, интенсивность (физическая или эмоциональная), движение.
- Внутренние. Относятся стереотипность перцепции, потребность, мотивация, опыт, личностные особенности (оптимизм, пессимизм).
Виды восприятия
В зависимости от анализаторов
От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:
- Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
- Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.
Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:
- Зрительный.
- Слуховой.
- Осязательный.
- Кинестетический.
- Обонятельный.
- Вкусовой.
Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.
По форме материи
Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:
- Восприятие времени.
Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
- Восприятие пространства.
Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.
- Восприятие движения.
Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.
По видам деятельности
По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:
- Самопроизвольное (непреднамеренное)
Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.
- Преднамеренное
Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.
Сознательное, подсознательное
Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.
Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.
Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:
- Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
- Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
- Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
- Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.
Примеры людей с разным восприятием
Восприятие у каждого человека разное, это доказано многими опытами.
Например, восприятие формы зависит от четкости изображения, которое получается на сетчатке глаза, и восприятия фигуры и фона. Иногда фигура и фон могут меняться местами, но наше восприятие не дает им делать это постоянно, так как наша перцепция основана на модели «Фигура на фоне». В качестве примера можно изучить изображение ниже.
На этих четырех изображениях разные люди могут видеть разные фигуры. На рисунке «а» можно увидеть молодую девушку либо грустную пожилую женщину, на изображении «б» вазу либо два профиля лица, на «в» – женское лицо или музыканта, играющего на саксофоне, на рисунке «г» утку либо кролика.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.20 (Голосов: 5)
Поиск по содержимому
Восприятие, основные виды и свойства восприятия, законы восприятия
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершать в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный или мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостный предметов, и сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного из отражения.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения – ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии – направления научных исследований, сложившегося в начале ХХ в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:
1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения из размера может не происходить.
В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большими кажется человеку и сам предмет.
Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов и их деталей (фокусировка изображений на сетчатке). Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.
Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие – оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.
Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм тела. Алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.
Законы восприятия.
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.
Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того, чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.
Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур в механизме мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено.
Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе и абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т. п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Рассмотренные факторы свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся факторов.
Со времени английского философа и психолога Дж.Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
«3.3 Определение выпуклости многоугольника» — тут тоже много полезного для Вас.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которыми воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Следовательно, восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
Особенности восприятия
Восприятие включает в себя множество атрибутов, но три наиболее признанных свойства восприятия включают постоянство, группировку (особенно принципы гештальта) и эффект контраста.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы сходства и близости: гештальт-законы
- Избирательное восприятие
Постоянство
С точки зрения восприятия, постоянство относится к способности одной или нескольких перцептивных систем идентифицировать один и тот же объект среди множества сенсорных входов. Например, монета выглядит круглой, если держать ее лицевой стороной, и эллиптической, если держать ее стороной. Но постоянство позволяет нам идентифицировать объект как монету, даже если он находится в любом положении. Без постоянства мы могли бы воспринимать один объект как другой сенсорный вход, если воспринимать его под другим углом, углом, интенсивностью или частотой.
Существуют различные виды постоянства. Один тип цветового постоянства называется основным фокусом в области восприятия. Например, белая бумага обычно воспринимается как «белая» даже при различной интенсивности и цвете света. Другие включают запах, мелодию, яркость, слова и шероховатость. Вид воспринимаемой информации идентифицируется мозгом прежде, чем перцептивные системы достигают соответствующего перцептивного постоянства.
Группировка
Группировка — это характеристика восприятия, которая следует принципам, изначально предложенным гештальт-психологами. Принципы группировки были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных и структурированных. Шесть принципов группировки гештальта включают близость, сходство, завершенность, хорошее продолжение, общую судьбу и хорошую форму. Узнайте больше о них здесь.
Эффект контраста
Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению восприятия по отношению к нормальной интенсивности, степени, частоте или другим характеристикам. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека.
Джон Локк, философ 17 века, был одним из первых ученых, наблюдавших эффект контраста. Предположим, вы коснулись чашки А горячей водой. По его словам, чуть теплая вода в чашке Б может восприниматься как «горячая». Но теплая вода будет казаться «холодной», если ваша рука до этого коснулась чашки с холодной водой. Много лет спустя Вильгельм Вундт заявил, что контраст является основным принципом восприятия. Для правильного контраста сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга. С начала 20 века исследователи провели несколько наблюдений, чтобы подтвердить эффекты контраста. Одно исследование восприятия музыки показало, что испытуемые определяли песню как «хорошую» или «плохую» в зависимости от того, насколько ранее услышанная музыка субъективно «хорошая» или «плохая». Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также на другие параметры, такие как вес и легкость.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или все) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
aardvark. ucsd.edu
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Глава 5.2: Восприятие — AllPsych
Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервы Система 3: Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6 : Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память , интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6. 2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки
- Глава 5.1: Ощущение
- Глава 5.2: Восприятие
Как упоминалось во введении, восприятие относится к интерпретации того, что мы воспринимаем через наши органы чувств. То, как мы воспринимаем окружающую среду, отличает нас от других животных и друг от друга. В этом разделе мы обсудим различные теории о том, как наши ощущения организованы и интерпретируются, и, следовательно, как мы понимаем, что мы видим, слышим, ощущаем на вкус, осязаем и обоняем.
Гештальт-принципы группирования
Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», и гештальт-психологи искренне верили, что целое больше, чем сумма его частей. Чтобы интерпретировать то, что мы получаем через наши чувства, они предположили, что мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет нам полностью интерпретировать информацию без ненужного повторения. Например, когда вы видите одну точку, вы воспринимаете ее как таковую, но когда вы видите вместе пять точек, вы группируете их вместе, говоря «ряд точек». Без этой тенденции группировать наше восприятие тот же самый ряд воспринимался бы как «точка, точка, точка, точка, точка», что требует больше времени для обработки и снижает нашу способность восприятия. Гештальт-принципы группировки включают четыре типа: сходство, близость, непрерывность и завершенность.
Сходство относится к нашей склонности группировать вещи на основе того, насколько они похожи друг на друга. На первом рисунке выше мы видим два ряда красных точек и два ряда черных точек. Точки сгруппированы по похожему цвету. На следующем рисунке мы склонны воспринимать три столбца по две строки в каждом, а не шесть разных строк. Линии сгруппированы вместе из-за того, насколько они близки друг к другу или их близость друг к другу. Непрерывность относится к нашей склонности видеть паттерны и, следовательно, воспринимать вещи как связанные друг с другом, если они образуют какой-то непрерывный паттерн. На третьем рисунке, хотя это всего лишь ряд точек, он начинает выглядеть как «X», поскольку мы воспринимаем верхнюю левую сторону как продолжающуюся до самого нижнего правого угла, а нижний левый — до самого верхнего правого. Наконец, на четвертом рисунке мы демонстрируем закрытие или нашу тенденцию доделывать знакомые объекты, в которых есть пробелы. Даже на первый взгляд мы воспринимаем круг и квадрат.
Поддержание постоянства восприятия
Представьте, что каждый раз, когда объект изменяется, нам приходится полностью перерабатывать его. В следующий раз, когда вы пойдете к зданию, вам придется переоценивать размер здания с каждым шагом, потому что все мы знаем, что чем ближе мы приближаемся, тем больше становится все. Здание, которое когда-то было всего в несколько дюймов, теперь каким-то образом превышает 50 футов в высоту.
К счастью, этого не происходит. Благодаря нашей способности поддерживать постоянство в нашем восприятии, мы видим это здание одинаковой высоты, независимо от того, на каком расстоянии оно находится. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, без необходимости переосмысливать свойства объекта. Обычно есть три константы: размер, форма, яркость.
Постоянство размера относится к нашей способности видеть, что объекты сохраняют один и тот же размер, даже если наше расстояние от них заставляет предметы казаться больше или меньше. Это справедливо для всех наших органов чувств. Когда мы отходим от нашего радио, кажется, что песня становится мягче. Мы понимаем и воспринимаем его таким же громким, как и раньше. Разница заключается в нашем расстоянии от того, что мы чувствуем.
Все видели тарелку в форме круга. Однако, когда мы видим ту же пластину под углом, она больше похожа на эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту пластину как круг, даже если угол, под которым мы на нее смотрим, искажает форму.
Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается одним и тем же независимо от того, как он выглядит при разных уровнях освещения. Та темно-синяя рубашка, в которой вы ходили на пляж, внезапно становится черной, когда вы входите в помещение. Без постоянства цвета мы бы постоянно переинтерпретировали цвет и были бы поражены чудесным преобразованием, которое происходит с нашей одеждой.
Восприятие расстояния
Мы определяем расстояние, используя два разных ориентира: монокулярный и бинокулярный. Монокулярные сигналы – это такие сигналы, которые можно увидеть только одним глазом. Они включают размер; текстура, перекрытие, затенение, высота и четкость.
Размер относится к тому факту, что более крупные изображения воспринимаются как более близкие к нам, особенно если два изображения одного и того же объекта. Текстура объектов, как правило, становится более гладкой по мере удаления объекта, что позволяет предположить, что объекты с более детализированной текстурой находятся ближе. Из-за перекрытия те объекты, которые перекрывают часть другого объекта, воспринимаются как более близкие. Затенение или тени объектов могут дать представление об их расстоянии, позволяя более близким объектам отбрасывать более длинные тени, которые будут перекрывать объекты, находящиеся дальше. Объекты, которые находятся ближе к нижней части нашего поля зрения, воспринимаются как более близкие к нам из-за нашего восприятия горизонта, где выше (высота) означает дальше. Подобно текстуре, объекты имеют тенденцию становиться размытыми по мере удаления, поэтому более четкие или четкие изображения имеют тенденцию восприниматься как более близкие (четкость).
Бинокулярные признаки относятся к тем признакам глубины, для восприятия которых необходимы оба глаза. Есть два важных бинокулярных сигнала; конвергенция и диспаратность сетчатки.