Виды мышления: классификация, особенности, нарушения
В статье представлена развернутая характеристика видов мышления человека. Классификация, особенности, нарушения.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет человеку логически связывать происходящие события и явления, а также обобщать результаты личного чувственного опыта и отражать общие свойства предметов. На основе обобщений мы затем решаем конкретные познавательные задачи. Мышление помогает нам давать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить путём одного только чувственного отражения. Оно помогает нам ориентироваться в окружающем мире и применять в постоянно изменяющейся обстановке обобщения и опыт, полученные нами прежде.
Классификация видов мышления
Развиваясь в процессе социализации, способ мышления человека постепенно изменялся, продвигаясь от конкретного к абстрактному, вот внешнего (предметного) к внутреннему. Чаще всего мышление делят на практическое и теоретическое. Практическое мышление, в свою очередь, бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое —образным и абстрактно-логическим (понятийным). Основные виды мышления можно изобразить, согласно этой классификации, таким образом:
От наглядно-действенного,– основного вида мышления ребёнка до 3 лет (пробуем все на ощупь, «на зуб»), взрослея (к 4-7 годам), через наглядные образы и представления (слуховые, тактильные, зрительные и т.д.) мы осваиваем наглядно-образное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различны по типу задач, которые они решают, и по проистекающим из этого особенностям (структурным и динамическим). Теоретическое мышление считается стоящим на более высокой ступени развития, чем практическое, а понятийное (словесно-логическое) – на уровень выше образного. Интересно, что даже в процессе осуществления какой-либо конкретной деятельности могут мирно сосуществовать все эти виды мышления, но один из них всегда доминирует, исходя из конечных целей и характера этой деятельности. В этой связи можно говорить о преобладающем виде мышления в данный момент. Все виды мышления человека равноценны по уровню сложности, а также по требованиям, предъявляемым к способностям человека, и в первую очередь – к интеллектуальным способностям.
Несколько подробнее остановимся на каждом из видов процесса мышления:
Практическое мышление
Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.
Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).
Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. При этом виде процесса мышления человек использует образы, представленные в его оперативной и кратковременной памяти (а не извлекает их из долговременной памяти с последующим преобразованием, как это происходит при использовании теоретического образного мышления).
Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.
Теоретическое мышление
Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.
Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.
Теоретическое образное мышление даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.
Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.
Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:
По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.
По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.
По степени развёрнутости — дискурсивное и интуитивное мышление.
Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.
При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.
По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.
Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.
Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.
Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:
- Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
- Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
- Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
- Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.
Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:
- Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
- Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
- Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
- Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
- Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
- Продуктивное – создающее нечто новое.
- Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
- Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
- Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.
Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.
Виды нарушений мышления
В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:
- Нарушение динамики мышления.
- Нарушение операциональной стороны мышления.
- Нарушение мотивационного компонента мышления.
- Нарушение критичности мышления.
Нарушения динамики мышления
К ним относят инертность мышления и его лабильность.
Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.
Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:
- обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
- логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
- образовываются одноимённые группы.
Нарушения операциональной стороны мышления
К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.
Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.
Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.
Нарушение мотивационного компонента мышления
Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.
Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».
Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.
Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.
Нарушение критичности мышления
При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Тренинг мозга онлайн — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты.
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Виды мышления | Блог 4brain
Мышление – тема в некоторой степени абстрактная. Но в то же время она очень конкретна – взять хотя бы типологию мышления. Она относится к области психологии и представляет собой классификацию видов и типов мышления. Между тем, в разных направлениях психологической науки толкования могут отличаться. Предлагаем вам познакомиться с видами мышления, которыми люди оперируют в своей жизни наиболее часто и которые более остальных требуются в повседневной деятельности. Также мы рассмотрим эффективные рекомендации по развитию разных видов мышления – они обязательно вам пригодятся.
1
Математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения. Учитывая то, что математика – это наука не только об уравнениях и формулах, но и о структурах, порядке и отношениях, главное отличие математического мышления от обычного (повседневного) состоит в том, что оно прививает и развивает у человека навык критического восприятия окружающего мира, желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины и суть самых разных понятий и явлений. Поговорим о нем подробнее. Читать подробнее…
2
Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему. Читать подробнее…
3
Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся в статье. Читать подробнее…
4
Логическое, творческое, аналитическое мышление – известные всем виды мышления. Однако, есть и такие, услышать о которых можно не часто. К их числу относится комбинаторное мышление – способность человека к решению комбинаторных задач. Оно представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, т. к. включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные. В этой статье мы хотим поговорить именно о комбинаторном мышлении: рассмотрим само понятие и побеседуем на тему актуальности его развития. Читать подробнее…
5
Когда речь заходит о реакции на внешние раздражители, всех людей можно условно разделить на реактивных и проактивных. Реактивные зависят от внешних условий, все их мысли, поступки и слова подчиняются этим факторам. Проактивные же люди не зависят от них, они способны размышлять и принимать хорошие решения без оглядки на ситуацию и условия, что значительно повышает их личную и профессиональную эффективность. Данная статья призвана помочь вам увидеть ключевую разницу между этими типами мышления и выяснить, как развить в себе проактивность. Читать подробнее…
6
Основная мысль ставшей очень популярной книги Кэрол Двек «Новая психология успеха. Думай и побеждай» сводится к тому, что существует два типа мышления: первое заставляет человека деградировать и обвинять всех окружающих в своих неудачах, второе же приводит к росту личности и ответственности за свою жизнь. Люди, обладающие фиксированным мышлением, верят, что их способности «высечены в камне», то есть не могут измениться в течение жизни. Они не работают над своим развитием. Люди с мышлением роста, наоборот, уверены в том, что всему можно научиться и освоить практически любой навык. Они считают, что их базовые способности – лишь отправная точка. В статье мы детально поговорим именно о фиксированном мышлении, ведь врага нужно знать в лицо. Читать подробнее…
7
Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ими в процессе решения практических и творческих задач. Какие преимущества имеет этот навык? Как его развить? Об этом наша статья. Читать подробнее…
8
Несмотря на то, что понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей, способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный. Эмпирический способ мышления, считающийся обыденным, повседневным, предполагает то, что человек воспринимает мир субъективно, просто постоянно с ним взаимодействуя. Научный же способ отличается – при мышлении научном человек применяет методы объективности, системности и доказательности. Что это значит, какие несет преимущества, в чем особенности и нюансы? Ответить на эти вопросы призвана данная статья. Читать подробнее…
9
Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет наше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Мышление целиком и полностью определяет человека, его цели и ценности. От его образа зависит то, как мы относимся к риску и справляемся с ним, будем ли мы поддаваться страху или преодолевать его, как реагируем на вызовы и неудачи и многое другое. Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить. Читать подробнее…
10
В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения. А короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…
Чем больше видов мышления сумеет развить в себе человек, тем боле «универсальным» он станет. Это значит, что он сможет эффективно подстраиваться под любую ситуацию или задачу и грамотно с ней справляться. Желаем вам удачи в развитии мышления, у вас обязательно все получится!
Ключевые слова:1Когнитивистика
Разоблачение возможностей успеха колледжа
Цели обучения
- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
На протяжении всей этой книги мы доказываем, что колледж на самом деле сильно отличается от средней школы. Конечно, социальная жизнь другая, и в колледже есть разные нагрузки, возможно, семья, которую нужно поддерживать, или график работы, который нужно координировать с учебой. Но два наиболее фундаментальных различия связаны с ожиданиями — ожиданием того, что вы будете независимы и будете нести ответственность за свои действия, и ожиданием того, что вы будете думать самостоятельно.
Помните тяжелое «мышление», которым вы занимались в старшей школе? В основном это были воспоминания о фактах или информации, которые вы ранее запоминали. Возможно, на некоторых курсах вас просили подтвердить утверждение или гипотезу, используя содержание вашего учебника или курса. Ваше мышление в старшей школе было очень структурировано и тесно связано с отражением того, чему вас учили в классе.
В колледже предполагается, что вы должны думать самостоятельно; получить доступ и оценить новые подходы и идеи; внести свой вклад в вашу базу знаний; и для разработки или создания новых, свежих идей. Вам потребуется развивать и использовать различные мыслительные навыки — навыки мышления более высокого порядка, — которые вы редко использовали в средней школе. В колледже роли ваших инструкторов будут заключаться не только в предоставлении базы новой информации и идей, поскольку хорошие инструкторы бросят вам вызов, чтобы вы расширили свои навыки и базу знаний с помощью критического и творческого мышления. Большая часть их обучения включает в себя вопросы, которые они задают, а не указания, которые они дают. Ваш успех в учебе в колледже — и в жизни после окончания колледжа — напрямую связан с тем, чтобы стать более совершенным и целостным мыслителем.
Чтобы стать более совершенным мыслителем, необходимо овладеть некоторыми навыками и последовательной практикой.Так что же представляют собой различные типы мыслительных навыков и что мы делаем, когда применяем их? В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, которая до сих пор полезна; она известна как таксономия Блума. Он перечисляет шесть типов навыков мышления, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Рисунок 4.1 «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления, обновленный Лорином Андерсоном и Дэвидом Кротволем.
Думая все еще | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и припоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является наиболее сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Все эти мыслительные навыки важны для работы в колледже (а также для жизни в «реальном мире»). Вероятно, у вас уже есть большой опыт работы с навыками мышления более низкого уровня. Навыки среднего уровня — это навыки, с которыми вы будете много практиковаться в колледже, и, возможно, вы уже находитесь на пути к их освоению. Навыки мышления более высокого уровня являются наиболее требовательными, и вам нужно будет приложить целенаправленные усилия для их развития.
*
В этой книге мы даем советы, которые помогут вам развить мыслительные способности. Вы прочитали о цикле обучения и важности применяя свои знания. Вы узнаете советы для , запоминая информацию из своих заметок и занятий. Подготовка к уроку требует от вас анализа того, что вы знаете и что вам нужно выучить. Разделы, посвященные аудированию и чтению, помогут вам развить навыки понимания . Ищите эти советы и практикуйте их.
В этой главе мы сосредоточимся на критическом мышлении (оценке) и творческом мышлении. Они заслуживают особого внимания, потому что они, вероятно, будут навыками, с которыми вы будете меньше всего практиковаться. Это навыки, наиболее полезные для успеха в колледже и в «реальной жизни». Креативное мышление поможет найти возможные решения проблем и новые идеи. Критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.
Ключевые выводы
- Мы используем различные типы мыслительных навыков для удовлетворения различных требований, и эти навыки классифицируются в таксономии Блума.
- С детства вы используете множество мыслительных навыков.
- Два очень важных навыка мышления, которые вам необходимо развить для достижения успеха в колледже и в жизни, — это критическое (или оценочное) мышление и творческое мышление.
Андерсон, Л. В., и Дэвид Р. Кратвол, ред., Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума (Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon, 2001).
15 типов мышления и их характеристики
8 минут
Хорошее мышление позволяет жить лучше. Один из способов добиться этого — узнать, какие типы мыслей может производить ваш мозг.
Автор: Валерия Сабатер
Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.
Ежедневно ваш разум производит различные типы мыслей. Некоторые более ценны, чем другие. Многие из них позволяют принимать решения перед лицом как мелких, так и крупных проблем. Однако в настоящее время нейронаука до сих пор не знает, что такое человеческая мысль и как она создается.
Что они действительно знают, так это то, что мысли реагируют на удивительный результат активности нейронов и что они требуют активации различных областей мозга. Фактически, немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц однажды заявил, что когнитивная магия является результатом бессознательных умозаключений. Позже Роджер Шепард определил их как мысленные представления.
Сегодня нейробиологи подчеркивают, что мысль и эмоция имеют прямую связь, до такой степени, что то, как вы думаете, может влиять на то, как вы себя чувствуете. На самом деле, несмотря на сложность определения этих психологических процессов, нельзя отрицать, что хорошее мышление, как сказал бы нобелевский лауреат Даниэль Канеман, позволяет жить лучше.
Один из способов лучше овладеть своими мыслями — узнать их и понять, как различать каждую модальность мысли, которую производит ваш мозг.
«Мир, каким мы его создали, — это процесс нашего мышления. Его нельзя изменить, не изменив наше мышление».
-Альберт Эйнштейн-
Определение мышления
Мышление – это любой психический процесс, произвольный и непроизвольный, посредством которого вы развиваете содержание информации об окружающей среде, других и себе. На самом деле мышление относится ко всем идеям, воспоминаниям, рассуждениям, убеждениям и образам, созданным вашим разумом.
Однако, как бы учёные ни пытались дать определение мышлению, они, как правило, терпят неудачу. В конце концов, — чрезвычайно сложный процесс. Действительно, лежащий в его основе неврологический механизм до сих пор остается загадкой не только для неврологии, но и для науки в целом.
Тем не менее, мы можем определить некоторые характеристики мышления:
- Это абстрактная деятельность разума .
- Это обусловлено нервным, физическим и моторным развитием. Кроме того, на него влияют язык, окружающая среда, опыт и эмоции.
- Искажения мышления могут привести к проблемам с психическим здоровьем .
- Мышление — это способность, которую можно улучшить с помощью умственных упражнений и включения нового содержания.
Дисциплины, изучающие мышление
Поскольку это такой сложный объект, к изучению мышления подходят разные дисциплины и с разных точек зрения. Среди них:
- Психология . В этой области рассматривается влияние мышления на поведение и эмоции, а также влияние последнего на наши мысли. Он также изучает искажения, возникающие в наших мыслях, и предлагает более здоровые альтернативы мышлению. Кроме того, он изучает, как язык и окружающая среда влияют на мышление и наоборот.
- Логика . Это формальная наука, изучающая законы, управляющие человеческим мышлением. Он также определяет правильные формы рассуждений.
- Философия . С древних времен эта область давала многочисленные размышления о природе мысли и ее характеристиках. Философская область способствовала развитию эмпирических наук, изучающих мышление и другие психические явления.
- Психиатрия . Это раздел медицины, который анализирует способы мышления и лечит расстройства, возникающие в результате их изменения.
Типы мышления
В течение дня у вас возникает много разных мыслей. Вы представляете, мечтаете, беспокоитесь о вещах, которые еще не произошли, выносите суждения и думаете о решениях проблем, из-за которых вы, возможно, теряете сон. Все они модулируют то, как вы обрабатываете и реагируете на то, что вас окружает и что происходит.
Чрезвычайно полезно осознать образ мышления, который преобладает над вами в течение дня . На самом деле, несмотря на то, что многие из них появляются в вашем уме непроизвольно, осознание их может позволить вам стремиться к большему контролю над ними.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы мышления.
1. Рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление позволяет глубоко, вдумчиво и спокойно анализировать различные окружающие вас реальности . Это способствует принятию лучших решений, не ведущих к импульсивности.
В исследовании, проведенном Университетом Тунку Абдул Рахман (Малайзия), подчеркивается необходимость развития этой компетенции у детей для достижения способности к критическому мышлению.
2. Критическое мышление
Немногие навыки так необходимы, как рассуждение и критическое мышление . Они выходят за рамки того, что очевидно, нормативно или установлено, чтобы улавливать нюансы, подвергать сомнению очевидное и находить противоречия и недоработки. На самом деле, именно в этих маленьких уголках повседневной жизни иногда обнаруживаются великие откровения.
3. Дедуктивное мышление
Человек, который мыслит дедуктивно, выводит информацию из анализа конкретных переменных. Они делают это с помощью , начиная с некоторых общих предпосылок, чтобы позже прийти к конкретному выводу . В некотором смысле, это один из самых распространенных типов мыслей, которые используются ежедневно.
Например, если вы заходите в магазин и видите, что одежда, на которую вы смотрите, дорогая, вы делаете вывод, что этот магазин слишком дорог для вас.
4. Индуктивное рассуждение
В 1938 году Леон Терстон, пионер психометрии, определил индукцию как способ рассуждения о том, что начинается с ряда конкретных наблюдений. Они позволяют производить общие законы и выводы 90–104 (противоположное дедуктивному мышлению).
5. Логическое мышление
Логические мыслители — отличные наблюдатели. Они тщательно анализируют каждый факт, затем сравнивают, делают выводы, делают выводы, а затем делают выводы на основе имеющейся информации. Это позволяет им всегда обосновывать каждый шаг благодаря собранным данным.
Логически мыслящие люди не руководствуются своими инстинктами. Они отбрасывают предположения и предрассудки, чтобы использовать вдумчивые и всегда объективные подходы.
6. Креативное мышление
Такой способ рассуждения может изменить вашу жизнь. Это потому, что творческие мыслители исследуют множество точек зрения и возможностей. На самом деле, , обладающий новаторскими и подлинными идеями, позволяет вам идти разными путями познания.
Исследование, проведенное Радбаудским университетом в Неймегене (Нидерланды), показало, что создание программ обучения творческому мышлению улучшает академические результаты студентов.
7. Систематическое мышление
Одним из самых интересных видов мышления является систематическое. В этом случае вы вступаете в контакт с тем, что вас окружает, чтобы понять каждый компонент, не трансформируя его. Это включает в себя просмотр вещей через увеличительное стекло, чтобы попытаться понять, из чего они сделаны.
8. Обдуманное мышление
Человек, практикующий обдуманное мышление, действует, решает и думает на основе своих ценностей и эмоций. В этом случае размышления оставлены в стороне, и они ведут себя и реагируют подлинным, человеческим, эмоциональным образом.
9. Дивергентное мышление
Спонтанность, креативность, вызов, оригинальность. Дивергентное или латеральное мышление способно генерировать множество оригинальных решений конкретной проблемы . Эта когнитивная гибкость позволяет деактивировать догматизм повседневной жизни.
10. Конвергентное мышление
Логика, разум, индукция, дедукция. Конвергентное мышление — один из самых интересных типов мышления. Он использует логический, основанный на опыте подход, обычно используемый для решения проблем.
11. Магическое мышление
Магическое мышление характерно для детей, суеверных людей и даже некоторых религий. Он также встречается в некоторых литературных жанрах. Он состоит из выводов, основанных на необоснованных, необоснованных, фантастических или сверхъестественных переменных.
Однако в некоторых случаях вы даже можете использовать это волшебное рассуждение самостоятельно. Например, когда вы думаете, что достаточно чего-то очень сильно захотеть, чтобы это произошло.
12. Аналоговое мышление
Это мышление используется людьми при понимании мира и принятии решений. Он характеризуется использованием воспринимаемых сходств в качестве основы для вмешательства в некоторые другие сходства, которые еще не были восприняты или подтверждены с уверенностью .
Один из примеров рассуждений по аналогии следующий: Анна и Джон — спортсмены. Анна здорова; следовательно, вполне вероятно, что и Джон тоже. Это тип мышления, типичный для науки. Например, об этом свидетельствуют аналогии между исследованиями на животных и людях.
13. Мягкое мышление
Этот тип мышления характеризуется обращением к абстрактным и неясным понятиям , часто метафорическим, и тенденцией не избегать противоречий.
Люди, которые так думают, склонны избегать окончательных выводов . Кроме того, его обычно связывают с дискурсом постмодернистских философских течений и психоанализа.
14. Тяжелое мышление
Этот тип мышления был предложен Роджером ван Оехом. это характеризуется тем, что предлагает конкретные понятия и идеи, которые идут прямо к пункту и не допускают двусмысленности в своих словах.
Кроме того, упорное мышление известно своей точностью, последовательностью, четкостью и логической достоверностью . Люди, которые склонны рассуждать таким образом, предлагают идеи и мнения, которые больше похожи на науку, чем на субъективные или фантастические рассуждения.
15. Синвергентное мышление
Синвергентное мышление было предложено Майклом Дж. Гелбом. Речь идет об оптимальном использовании обоих полушарий головного мозга: правого и левого. В свою очередь это подразумевает соединение двух упомянутых выше типов мышления: конвергентного и дивергентного.