Формы, способы и виды наблюдения в психологии
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
Виды наблюдения | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ
Виды (типы) наблюдения (англ. kinds of observations) — как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т.зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.
Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.:
- явным (в этом случае оно часто называется «обычным»)
- скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала). Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б.
- явной, известной или
- скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы.
В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.
Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением, тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.
Кроме того, виды наблюдения можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т.п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение. См. Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Психология, Самонаблюдение. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики)
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Виды наблюдения
Методы наблюдения — annabelpsychology
Опубликовано автор: annabel987
Наблюдение — это метод проведения исследований в психологии, который можно разделить на три категории: контролируемое наблюдение, естественное наблюдение и включенное наблюдение. Наблюдения, как правило, дешевы и требуют немного ресурсов и материалов, но могут занять много времени в зависимости от того, что вы наблюдаете. Наблюдения также можно рассматривать как явные (участники знают о том, что их изучают и дали свое разрешение) или скрытые (исследователь скрывает от участников свою настоящую личность, выступая также в качестве участника).
‘наблюдать’‘Глаз просто наблюдает…’Контролируемые наблюдения обычно проводятся открыто, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, поэтому участники знают, что за ними наблюдают. Обычно это проводится в психологических лабораториях. Исследователь отвечает за такие факторы, как, где происходит наблюдение, когда, с кем и при каких обстоятельствах. Участники случайным образом распределяются по каждой независимой группе переменных, и исследователь обычно избегает любого прямого контакта с участниками, но все же может наблюдать через двустороннее окно (например, «Эксперимент с куклой Бобо», Бандура, 19 лет).62. Его выводы также подтверждают его теорию социального научения (1977)). Преимущества контролируемых наблюдений заключаются в том, что они упрощают проверку надежности, поскольку другие исследователи могут легко воспроизвести их, используя тот же график наблюдения. Кроме того, полученные количественные данные легче и быстрее анализировать и отнимать меньше времени, чем анализ данных, полученных в результате естественных наблюдений.
Естественные наблюдения включают изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Преимущество заключается в том, что данные, собранные в ходе натуралистических наблюдений, можно использовать для генерации новых идей. Данные также имеют большую экологическую достоверность, потому что субъекты находятся в своей естественной среде, а поведение может быть намного более искренним. Их поведение и реакции на вещи воспринимаются как неуправляемые, в отличие от многих других типов методов исследования (таких как контролируемое наблюдение), когда субъект осознает, что его исследуют. Недостатки заключаются в том, что другим исследователям может быть сложно повторить исследование точно так же, как оно проводилось ранее, из-за переменных, которые нельзя контролировать, что делает этот тип наблюдения менее надежным. Кроме того, наблюдения проводятся в микромасштабе и могут быть предвзятыми с точки зрения таких факторов, как пол, возраст и т. д., что означает, что результаты не могут быть обобщены.
Наблюдение с участием может быть открытым или скрытым и похоже на естественное наблюдение, но исследователь становится активным членом группы участников, чтобы получить более четкое представление. Леон Фестингер (1956) провел такое наблюдение, в ходе которого он стал членом религиозного апокалиптического культа, верившего в приближение конца света, и изучил реакцию членов, когда пророчество не сбылось. Преимущества такого наблюдения в том, что исследователю предоставляются возможности просмотра или участия в незапланированных событиях. Также улучшается качество сбора и интерпретации данных, что облегчает разработку новых исследовательских вопросов или гипотез. Недостатки заключаются в том, что может быть сложно записывать результаты в частном порядке или иметь на это время, особенно при скрытых наблюдениях, когда исследователю придется вспоминать события по памяти с возможностью забыть детали и неправильно процитировать. Кроме того, достоверность результатов может быть снижена, если исследователь теряет объективность и становится предвзятым в отношении собственных ожиданий и предположений.
«Я стал одним целым с птицами»Нравится:
Нравится Загрузка…
Оставить комментарий«Наблюдение» как метод исследования – психология
Вам необходимо убедиться, что вы можете описывать, применять, сравнивать и оценивать следующие виды наблюдения:
- скрытое и открытое
- участник и неучастник
- структурированных наблюдений и натуралистических наблюдений
Также необходимо понимать, что означают следующие термины:
- суммирование
- выборка события и времени
наблюдение-Powerpoint-1 (2)
лист планировщика эссе наблюдения
Vimeo: Повествование (всего 53 минуты я говорил через наблюдение в PowerPoint, вы могли бы сделать это в несколько частей, если это поможет;) извините, это было действительно длинный!)
vimeo.com/video/306067504″ frameborder=»0″ webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»» allowfullscreen=»»>Оценочный вопрос:
пересмотр-вопрос-1
hilarys-study-of-superstition (5)
Убедитесь, что вы понимаете все следующие термины:
подсчет; выборка события и времени; скрытый, явный, участник, неучастник; структурированные наблюдения; натуралистические наблюдения
Практические вопросы
- Морису нужно было провести наблюдение для своей курсовой работы уровня A. Он решил понаблюдать за языком тела в однополых и смешанных группах. На стенах общей комнаты шестиклассников он повесил таблички с указанием времени проведения обсервации. Морис сидел в углу гостиной и наблюдал за повседневным поведением. Этот тип наблюдения
A структурированный
B натуралистический
C тайный
D участник
2. Морис создал определения поведения, которое он искал, прежде чем приступить к наблюдению. Затем Морис попросил друга посмотреть вместе с ним телевизионную программу, используя эти определения. Когда Морис и его друг сравнили результаты, они обнаружили, что у них есть большие различия. Разница в баллах в основном связана с
B достоверность задачи
C обобщаемость
D объективность
3. Сильная сторона открытых наблюдений заключается в том, что…
участники A знают, что они принимают участие в исследовании, поэтому могут дать согласие действовать естественно, чем если бы они были в скрытом наблюдении
C меньше шансов, что характеристики спроса повлияют на результаты
D наблюдатель уже является частью группы, поэтому лучше понимает изучаемое поведение
4. Одним из методов исследования, используемых в подходе к обучению, является метод наблюдения. Одним из видов наблюдения является открытое наблюдение.
я. Опишите метод открытого наблюдения. (3)
ii. Укажите, являются ли следующие четыре утверждения, относящиеся к оценке метода наблюдения, истинными или ложными. (4)
- Данные могут быть неверными, так как поведение участников может измениться, если они будут знать, что за ними наблюдают
- Если наблюдатель является частью наблюдаемой группы, его данные более объективны, чем если бы он не был членом наблюдаемой группы
- Структурированные наблюдения более достоверны, чем естественные наблюдения, поскольку они проводятся в контролируемой среде
- Если два или более наблюдателя имеют одинаковые результаты, надежность низкая.
5. Укажите одну из сильных сторон использования временной выборки, а не выборки событий (2)
6. Сравните использование открытого и скрытого наблюдения (4)
7. Укажите одну сильную и одну слабую сторону включенного наблюдения (4)
Все материалы на этом сайте предназначены для исключительного использования преподавателями и студентами психологии. Любое несанкционированное копирование или размещение материалов с этого сайта является нарушением авторских прав и может привести к судебному преследованию против вас.