Виды научения в психологии: Ваш браузер не поддерживается

Педагогическая психология — УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

« Предыдущий вопрос

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являю

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.

д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по педагогической психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по педагогической психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

ПОНЯТИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ

Научение может быть стихийным, возникать в общении и взаимодействии человека с другими людьми

Конечная цель всей мыслительной (умственной, или интеллектуальной) деятельности человека состоит в успешном решении разнообразных практических задач, которые ставит перед ним производственная и общественная жизнь.

Для этого идеальные решения, полученные в действиях с представлениями и понятиями, необходимо реализовывать в практических действиях с конкретными предметами в реальных задачах. Иначе говоря, для этого нужно прилагать знания к решению практических задач, т. е. овладевать умениями.

Таким образом, полноценное интеллектуальное научение дополняется научением умениям. Научение у человека представляет собой сложный многоступенчатый процесс, протекающий на разных уровнях. Так, один уровень включает сенсорное и моторное научение. При сенсорном научении формируется различение образов восприятия, а также процессы узнавания и опознания. При моторном научении происходит выбор и объединение движений в соответствующие программы, их дифференцировка, генерализация и систематизация. Их синтез – сенсомоторное научение – обеспечивает формирование двигательных программ под контролем образов восприятия и представления. Результаты этих видов научения выражаются в форме сенсорных, моторных и сенсомоторных умений и навыков.

На когнитивном уровне научения у человека формируются процессы обнаружения, анализа, отбора, обобщения и закрепления существенных свойств и связей предметов деятельности, а также целесообразные действия по использованию этих свойств и связей.

Научение осуществляется на основе наблюдения, осмысливания упражнений и самоконтроля, которые управляются сознательно поставленными целями и задачами. С одной стороны, на когнитивном уровне происходит научение фактическим знаниям и практическим действиям, необходимым для решения соответствующих классов задач, с другой – научение обобщенным теоретическим знаниям и умственным действиям.

Перечисленные уровни и виды научения вычленены в определенной мере искусственно. Фактически в ходе научения человека они тесно переплетены и взаимосвязаны. Однако каждый из них имеет определенные особенности. Кроме того, эти уровни выступают и как генетические ступени научения. Однако предшествующие уровни не исчезают и не теряют своего значения, они только перестраиваются, подчиняются научению последующего уровня и начинают входить в его структуру. Например, на самых высоких уровнях когнитивного научения в него входят и усвоение фактических знаний, и усвоение новых практических действий, и формирование новых образов восприятия, а также моторных дифференцировок.

📖 Виды научения, Теоретические основы поведенческой терапии, Интеграция поведенческой терапии, Глава 7. Интегративная психотерапия. Александров А. А. Страница 48. Читать онлайн


Теоретические основы поведенческой терапии

Современная поведенческая психотерапия не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур. На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы; на другом конце — теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.

Поведенческая терапия (называемая также «модификация поведения») – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

Рассмотрим различные виды научения в их значении для терапии.

Виды научения

Классическое обусловливание

Основы классического обусловливания были созданы в начале XX века И. П. Павловым. В опытах Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).

Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Джона Б. Уотсона (J. B. Watson). В 1918 г. Уотсон начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Уотсон показывал ему другие белые объекты. В этом опыте он использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию — условную реакцию страха — на прежде нейтральное животное.

Этот опыт также демонстрирует феномен, открытый Павловым и называемый «генерализацией стимулов». Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный. Уотсон продемонстрировал: ребенка можно приучить бояться того, что прежде представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети научаются всему, в том числе фобиям.

Другое понятие, пришедшее из лаборатории Павлова и имеющее отношение к поведенческой терапии, – это различение стимулов (или стимульная дискриминация). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок.

И еще один феномен, открытый Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется «угасание».

Инструментальное, или оперантное, обусловливание

Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями и стимулами, которые следуют за ними, другими словами, между поведением и его последствиями. Например, собака научается «служить», чтобы получить угощение; ребенок научается говорить «пожалуйста», чтобы получить конфетку. Эти реакции являются инструментами для получения какой-то награды. Инструментальное обусловливание — это процедура научения, при которой реакции приводят к награждению или желаемому эффекту.

Принципы инструментального научения открыл американский психолог Эдвард Торндайк (Edward Thorndike) примерно в то время, когда Павлов проводил эксперименты в России. Животное — обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку, названную «загадкой», и должна была научиться какой-то реакции; например, наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.

Формирование реакции происходило путем проб и ошибок, как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Торндайку, управляется законом эффекта: поведение контролируется его результатами и последствиями; поведение, которое приводит к достижению положительного результата, удовлетворению, закрепляется, и наоборот — не приводящее к положительному результату стирается или ослабляется.

Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка другой американский психолог, Б. Скиннер (B. Skinner), развил идеи своего предшественника. Скиннер подчеркивал, что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой, производит какое-нибудь движение, воздействует на среду. Поэтому процесс научения этим реакциям он назвал оперантным обусловливанием.

Для изучения оперантного обусловливания Б. Скиннер изобрел экспериментальную камеру, получившую название скиннеровского ящика. Камера звуко– и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура, и она полностью контролируется. Камера снабжена приспособлением, которым животное может оперировать для получения вознаграждения. Например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки. Скиннеровский ящик позволил изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.

Оперантное обусловливание подчеркивает, что поведение есть функция его последствий. Поведение усиливается позитивным или негативным подкреплением; оно ослабляется наказанием.

Позитивное подкрепление – это предъявление стимулов, которые усиливают реакцию. Иными словами, это награждение. Примером может служить учитель, который хвалит ребенка за прилежную учебу.

Негативное подкрепление – процесс усиления поведения путем изъятия, удаления негативных стимулов, таких как боль, скука, избыток тепла или холода и т. п. Примером может служить прием таблетки анальгина при головной боли. Другой пример: пациент, испытывающий страх в метро, может избежать этого переживания, оставшись дома.

Наказание. И позитивное и негативное подкрепления усиливают частоту реакции. Наказание уменьшает частоту реакции. Часто путают наказание и негативное подкрепление, но они совершенно различны. Подкрепление усиливает поведение, а наказание ослабляет его. Если ток выключается, когда крыса нажимает на рычаг, – это негативное подкрепление; оно увеличивает вероятность того, что крыса нажмет на педаль, когда ток снова включат. Но если ток включается, когда крыса нажимает на рычаг, то это наказание; менее вероятно, что крыса снова нажмет на рычаг.

Дискриминационное научение имеет место тогда, когда реакция награждается (или наказывается) в одной ситуации, но не награждается (не наказывается) – в другой. В таком случае говорят, что реакция (поведение) находится под контролем стимула. Этот процесс особенно важен в объяснении гибкости поведения в различных социальных ситуациях. Дискриминация (различение) стимулов позволяет научиться тому, что является подходящим (подкрепляемым) и неподходящим (неподкрепляемым) в данной ситуации. Например, ворчливая жена вряд ли будет бранить мужа в присутствии гостей.

Генерализация состоит в том, что поведение обнаруживается в иных ситуациях, а не только тех, в которых оно было приобретено. Например, терапевт может помочь пациенту стать более уверенным и экспрессивным во время терапии. Но цель терапии в том, чтобы пациент стал более уверенным в реальных жизненных ситуациях, другими словами, очень важно, чтобы произошла генерализация.

При сравнении классических и оперантных условных рефлексов видно, что, во-первых, классическое обусловливание требует повторного парного предъявления нейтрального стимула (звонок) и стимула, вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием экспериментатора. В экспериментах же с оперантным обусловливанием животное само осуществляет перебор стереотипов поведения и выбор стереотипа, приводящего к достижению результата, протекает активнее. Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом; в экспериментах же с классическим обусловливанием появление условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам формирования оперантных условных рефлексов.

Социальное научение

Как правило, научение у людей имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. И в большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики же социального научения утверждают, что люди также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как викарное обусловливание и викарное научение (или моделирование).

Викарное обусловливание может быть классическим и инструментальным. Посредством викарного классического обусловливания, например, на основе поведения какого-либо человека у нас может возникнуть и закрепиться эмоциональная реакция на определенный стимул. Скажем, ваш друг восхищается каким-то писателем; его эмоция может действовать как безусловный стимул, который вызывает подобную же реакцию у вас (безусловную реакцию). Поскольку имя писателя сочетается с безусловным стимулом, то оно может стать для вас условным стимулом; и, хотя вы сами не читали книг этого писателя, его имя вызывает у вас положительную эмоциональную реакцию (условную реакцию).

Викарное инструментальное обусловливание демонстрируют опыты Альберта Бандура (Albert Bandura). Маленьким детям был показан короткий фильм с участием мужчины и большой надувной куклы. Мужчина бил куклу кулаком по лицу, молотком по голове, пинал ее, бросал в нее различные предметы. Но финалы в этом фильме были различными. Одни дети смотрели фильм с окончанием, в котором агрессивного героя другой мужчина назвал «чемпионом» и угощал сладостями и напитками; другие дети смотрели, как героя фильма ругали и называли «плохим человеком», и, наконец, третьи дети смотрели фильм, в котором не было ни награждения, ни наказания героя. После фильма каждому ребенку было позволено одному поиграть с куклой. Было обнаружено, что имитация агрессивной модели поведения была наибольшей у детей, которые наблюдали награждение. Таким образом, подкрепление, которое дети видели в фильме, но непосредственно не переживали, влияло на их поведение.

Психология bookap

Опыты с куклой показали, что научение может осуществляться не только посредством прямого обусловливания, но также и посредством викарного (замещающего) обусловливания. Викарное научение — это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

Бандура также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показывали фильмы, в которых мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Мало того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые видели, то есть научение возможно без подкрепления. (Следовательно, закон эффекта Торндайка не является универсальным.)

Различные типы обучения в психологии

ЭНН ПАЙБЕРН КРЕЙГ
КЛАСС

… Comstock/Stockbyte/Getty Images

Психологи придумали множество различных теорий, чтобы объяснить, что на самом деле происходит, когда кто-то чему-то учится. Теория поведенческого обучения, теория когнитивного обучения, конструктивистская теория обучения и теория обучения, основанная на запросах, — это четыре способа анализа процесса обучения, которые повлияли на стратегии обучения, клиническое лечение и рекомендации для родителей. Многие теории обучения не исключают друг друга.

Исследуйте эту статью

  • Теория поведенческого обучения
  • Теория когнитивного обучения
  • Конструктивистская теория обучения
  • Основанная на исследованиях. внешние раздражители. Учащийся рассматривается как пустой сосуд , который будет учиться на основе использования учителем положительных и отрицательных стимулов, ответов, наказаний и вознаграждений. Учитель, использующий систему вычета баллов за невыполненную домашнюю работу или вознаграждающий подготовленных учеников похвалой или дополнительным свободным временем, или заключающий контракт с учеником, чтобы изменить его успеваемость, использует принципы поведенческого обучения. В этой парадигме обучение произошло, если поведение изменилось .

    2 Теория когнитивного обучения

    В теории когнитивного обучения наиболее важным фактором обучения является внутренняя работа мозга учащегося . Когнитивные теоретики анализируют развитие интеллектуальных способностей человека, пытаясь понять, что на самом деле происходит в чьей-то голове, когда он вспоминает, думает или решает проблемы. В теории когнитивного обучения разум рассматривается как информационный процессор , а не чистый лист, который нужно заполнить. Учитель, использующий песни или стишки, чтобы помочь учащимся запомнить факты, использует когнитивный подход. Обучение измеряется изменением схемы учащегося или осмыслением предмета .

    3 Конструктивистская теория обучения

    Конструктивистская теория выходит за рамки концепции учащегося как нейтрального обработчика информации, чтобы рассмотреть, какие фактические данные он сам вносит как активный участник. Обучение происходит, когда учащийся, сочетая предшествующие знания и опыт с предлагаемой информацией, берет на себя полную ответственность, заново конструируя обучение в своем собственном мозгу . Учащийся рассматривается как очень активный участник, и его опыт и знания будут влиять на то, как новые знания будут закрепляться. Учитель, ведущий исследовательское обсуждение стихотворения или рассказа, применяет конструктивистскую теорию.

    4 Теория обучения на основе запросов

    В теории обучения на основе запросов целью является целостное и тонкое понимание предмета, достигаемое путем решения проблем, выполнения проектов и экспериментов . Когнитивные и конструктивные принципы — методы обработки учащегося, его предшествующие знания и опыт — считаются важными. Теория обучения, основанная на запросах, делает упор на метакогнитивные процессы, ментальные методы, которые учащиеся развивают по мере того, как они осваивают искусство обучения как такового . Учитель, использующий междисциплинарный подход к предмету, который объединяет связанное искусство, литературу по истории и научные эксперименты по связанной теме, применяет обучение на основе запросов.

    ссылки

    • 1 Learning-Theories.com: резюме теорий и моделей обучения
    • 2 Berkeley Graduate Division: аспирант Инструктор Учебно-ресурсный центр: Когнитивный конструктивизм
    • 3 Концепция: Ed Online Thirteen.org Класс: конструктивизм как парадигма преподавания и обучения

    Об авторе

    Энн Пайберн Крейг написала для ряда региональных и местных изданий, начиная от подробных местных журналистских расследований и заканчивая воспитанием детей, бизнесом, недвижимостью и экологией. строительные публикации. Она часто пишет статьи о туризме и образе жизни для изданий торговой палаты и является уважаемым книжным обозревателем.

    Похожие статьи

    Значение, природа, типы и теории обучения

    РЕКЛАМА:

    Обучение: значение, природа, типы и теории обучения!

    Значение и природа :

    Обучение является ключевым процессом человеческого поведения. Все живое учится. Если мы сравним простые, грубые способы чувств и поведения ребенка со сложными формами поведения взрослых, его навыков, привычек, мыслей, чувств и т. п., мы поймем, какое значение обучение оказало на индивидуума.

    Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и находится под ее влиянием. Этот опыт заставляет его изменить или модифицировать свое поведение, чтобы эффективно справиться с ним. Таким образом, обучение – это изменение поведения под влиянием предыдущего поведения. Как указывалось выше, навыки, знания, привычки, взгляды, интересы и другие характеристики личности являются результатом обучения.

    Обучение определяется как «любое относительно постоянное изменение в поведении, происходящее в результате практики и опыта». Это определение имеет три важных элемента.

    а. Обучение — это изменение поведения — в лучшую или худшую сторону.

    б. Это изменение, происходящее благодаря практике или опыту, но изменения, вызванные ростом или взрослением, не являются обучением.

    в. Это изменение в поведении должно быть относительно постоянным и длиться довольно долго.

    Любое обучение включает деятельность. Эти действия включают физическую или умственную деятельность. Это может быть простая умственная деятельность или сложная, включающая различные мышцы, кости и т. д. Таким же образом умственная деятельность может быть очень простой, включающей одно или два действия ума, или сложной, включающей высшую умственную деятельность.

    Действия, которым обучается человек, относятся к типам обучения. Например, привычки, навыки, факты и т. д. Существуют разные типы обучения. Здесь объясняются некоторые важные и распространенные учебные действия.

    Типы обучения :
    1. Двигательное обучение:

    Большая часть нашей повседневной деятельности связана с двигательной активностью. Человек должен выучить их, чтобы поддерживать свою обычную жизнь, например, ходьба, бег, катание на коньках, вождение автомобиля, скалолазание и т. д. Все эти действия включают мышечную координацию.

    2. Вербальное обучение:

    Этот тип обучения включает в себя язык, на котором мы говорим, и средства коммуникации, которые мы используем. Знаки, изображения, символы, слова, фигуры, звуки и т. д. являются инструментами, используемыми в такой деятельности. Мы используем слова для общения.

    3. Изучение концепций:

    Это форма обучения, которая требует умственных процессов более высокого порядка, таких как мышление, рассуждение, интеллект и т. д. Мы изучаем различные концепции с детства. Например, когда мы видим собаку и присоединяем термин «собака», мы узнаем, что слово «собака» относится к определенному животному. Изучение концепции включает в себя два процесса, а именно. Абстракция и обобщение. Это обучение очень полезно для распознавания, идентификации вещей.

    4. Обучение различению:

    Обучение различению стимулов и демонстрация соответствующей реакции на эти стимулы называется обучением различению. Например, звуковые сигналы различных транспортных средств, таких как автобус, автомобиль, скорая помощь и т. д.

    5. Изучение принципов:

    Люди изучают определенные принципы, связанные с наукой, математикой, грамматикой и т. д., чтобы эффективно управлять своей работой. Эти принципы всегда показывают отношения между двумя или более понятиями. Пример: формулы, законы, ассоциации, соотношения и т. д.

    6. Решение проблем:

    Это процесс обучения более высокого порядка. Это обучение требует использования когнитивных способностей, таких как мышление, рассуждение, наблюдательность, воображение, обобщение и т. д. Это очень полезно для преодоления сложных проблем, с которыми сталкиваются люди.

    7. Обучение установкам:

    Установка – это предрасположенность, которая определяет и направляет наше поведение. С детства у нас вырабатываются разные взгляды на людей, предметы и все, что мы знаем. Наше поведение может быть положительным или отрицательным в зависимости от нашего отношения. Пример: отношение медсестры к своей профессии, пациентам и т. д.

    Теории обучения :

    Психологи пытались объяснить, как люди учатся и почему они учатся. Они провели много экспериментов над животными и детьми и пришли к определенным выводам, объясняющим способы обучения.

    Это называется теориями обучения. Во многих книгах эти объяснения трактуются как разновидность обучения. В некотором смысле это правда. Но термин обучение очень всеобъемлющий. Он охватывает широкий спектр действий, которые не могут быть объяснены в ограниченных рамках. Существует множество теорий, объясняющих способы обучения. Важными среди них являются:

    Теория обучения методом проб и ошибок :

    Эта теория была разработана американским психологом Э. Л. Торндайком (1874-1949). Он утверждает, что обучение происходит методом проб и ошибок. По его словам, обучение — это постепенный процесс, в ходе которого человек будет предпринимать много попыток учиться. Суть этой теории заключается в том, что по мере увеличения количества испытаний количество ошибок уменьшается.

    Это возможно благодаря ассоциации, формируемой между чувственными впечатлениями и побуждениями к действию. Такая ассоциация стала известна как «связь» или «связь», потому что именно эти связи или связи укрепляются или ослабевают при формировании и разрушении привычек. Согласно этой теории, когда человек попадает в новую ситуацию, он совершает ряд случайных движений. Среди них отсеиваются неудачные и фиксируются удачные.

    Эти случайные движения не устраняются сразу. В первой попытке их количество очень велико, во второй попытке количество ошибок уменьшается, а круг деятельности сужается. Постепенно человек учится избегать лишних движений и достигает цели. Улучшение происходит через повторение.

    Торндайк изучает характер обучения методом проб и ошибок в ряде экспериментов над кошками, используя коробку, которую он назвал «коробкой-головоломкой». В одном из экспериментов в ящик помещали голодного кота и закрывали дверцу, которую можно было открыть, нажав на защелку. Рыба была помещена вне коробки в тарелке.

    Кошка могла видеть эту рыбу. Кошке давали 100 проб — десять утром и десять днем ​​в течение пяти дней. Кошку кормили в конце каждого экспериментального периода, а затем не давали больше ничего есть до окончания следующего сеанса. Если ему удавалось случайно открыть дверь в каком-либо испытании, он шел есть пищу (рыбу). Велась полная запись поведения кошки во время каждого испытания.

    В начале кошка совершала ряд случайных движений, таких как кусание, царапание, рывок и т. д. Постепенно в последующих испытаниях кошка уменьшала неправильные реакции (ошибки), так как была в состоянии манипулировать защелкой, как только она положили в коробку.

    Этот эксперимент показал, что случайные движения постепенно уменьшались, то есть по мере увеличения количества попыток ошибки уменьшались. По мере увеличения числа испытаний было найдено решение открыть дверь (нажав на защелку), и в конце концов кошка смогла открыть дверь с нулевой ошибкой. Время, затрачиваемое на каждое испытание, в конечном итоге сокращалось.

    Торндайк провел множество экспериментов с изучением лабиринтов и ящиков с головоломками, в которых использовались кошки и крысы. Он продемонстрировал, что благодаря многочисленным испытаниям животное многому учится и постепенно совершенствует свои усилия.

    С помощью этого метода мы все учимся многим навыкам, таким как плавание, езда на велосипеде, верховая езда и т.д. Только этим методом дети учатся сидеть, стоять, ходить и бегать. Однако этот метод сопряжен со значительной тратой времени и сил.

    Обучение путем обусловливания :

    В буквальном смысле обусловливание означает «привыкание» или «приспособление» к новой ситуации или стимулу. Это процесс замены исходного стимула новым и связывания с ним реакции. Существует два типа теорий обусловливания:

    1. Классическое обусловливание:

    Этот метод обусловливания получил свое название из-за того, что это своего рода обучающая ситуация, существовавшая в ранних классических экспериментах Ивана Павлова (1849-1936), русского физиолога, который был удостоен Нобелевской премии в 1904 году за свои эксперименты.

    Павлов разработал прибор для измерения количества слюны, вырабатываемой в ответ на прием пищи (энергия мяса). В начале своего опыта Павлов заметил, что при звонке в колокол слюна не течет. Затем он дрессировал собаку, звоня в колокольчик и вскоре после этого предлагая еду.

    После того, как звук звонка несколько раз сочетался с едой, он проверил эффект тренировки, измерив количество слюны, которая вытекала, когда он звонил в звонок и не предлагал еду. Он обнаружил, что некоторое количество слюны выделяется только в ответ на звук колокольчика. Затем он несколько раз возобновлял тренировочную парную презентацию звонка и еды, а затем снова тестировал только звоночек.

    По мере продолжения обучения количество слюны на тестах с одним только звонком увеличивалось. Таким образом, после дрессировки у собаки текла слюна-слюна во рту всякий раз, когда звучал звонок. Это то, что было изучено; это условный ответ.

    Эта теория утверждает, что CS (звонок) становится заменой после соединения с UCS (еда) и приобретает способность вызывать реакцию. Это связано с тем, что ассоциация (обусловленность) формируется между CS и UCS. Символически это может быть представлено следующим образом:

    UCS<———————————à UCR

    (Пища) (Слюна)

    ↓ (Кондиционирование)

    CS<——————— —————-à CR

    (Колокольчик) (Слюна)

    Подпринципы классического обусловливания :

    Существуют определенные подпринципы, объясняющие различные явления этого эксперимента.

    а. Угасание и спонтанное восстановление:

    Угасание означает прекращение реакции. Сила CS постепенно уменьшается, когда она представлена ​​одна и не сопровождается UCS для ряда трасс. Этот процесс называется «угасание». В этом опыте, когда в течение ряда проб без еды предъявляли только колокольчик, у собаки постепенно прекратилось слюноотделение.

    Но когда CS (звонок) снова соединили с UCS (еда) для некоторых испытаний, CR (слюноотделение) восстановился. Это известно как «спонтанное выздоровление». При спонтанном выздоровлении собаке потребовалось меньше попыток, чем в первый раз, так как в мозгу животного еще существовала связь между КС и СК.

    б. Обобщение стимула:

    Тенденция реагировать на стимул, похожий на исходный, называется генерализацией стимула, чем больше сходство, тем больше генерализация. В этом эксперименте у собаки начиналось слюноотделение даже при звуке зуммера, похожего на колокольчик.

    в. Различение стимулов:

    Когда между двумя стимулами существует большая разница, животное может различать их. Например, если собака приучена выделять слюну при сигнале красного света, у нее не будет слюноотделения при подаче зеленого света.

    д. Кондиционирование высшего порядка:

    Если подать «свет», а затем звонок, а затем еду в течение ряда попыток, у собаки начнет выделяться слюна, чтобы зажечь себя. Это явление называется состоянием высшего порядка.

    Все эти принципы очень полезны в поведенческой терапии. Кондиционирование не ограничивается только лабораторией.

    В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся со многими примерами такого обучения. Например, маленький ребенок, который ничего не знает, дотрагивается до горящей свечи, она вызывает у него болезненные ощущения и отдергивает руку. Позже этот опыт заставит его отказаться от горящих предметов и избегать их всех вместе.

    Обусловливание очень эффективно используется в качестве психотерапевтической техники при лечении ненормального поведения, такого как фобии, алкоголизм, энурез и т. д. Это называется методами модификации поведения. Уотсон и другие провели множество экспериментов, чтобы доказать полезность этого метода.

    2. Оперантное обусловливание:

    Этот метод обусловливания был разработан американским психологом Б. Ф. Скиннером. Эта теория также известна как «Инструментальная обусловленность», потому что животные используют определенные операции или действия в качестве инструментов для поиска решения.

    Скиннер провел свой знаменитый эксперимент, поместив голодную крысу в коробку, названную в честь его имени «ящик Скиннера». Эта коробка содержала рычаг и поднос с едой в углу коробки. Он был устроен так, что животное могло свободно перемещаться внутри ящика, но при нажатии рычага животное получало поддон с едой в лотке в качестве подкрепления.

    Предусмотрена также регистрация количества нажатий рычага механическим устройством. Вначале было обнаружено, что крыса время от времени нажимала на рычаг и получала пищу в качестве подкрепления за каждое нажатие.

    Постепенно, по мере того, как животное узнавало, что нажатие рычага дает немного еды, оно очень быстро повторяло ответы. Это быстрое увеличение нажатия на рычаг указывает на то, что животное приучено к еде.

    В повседневной жизни также многие животные и люди обучаются этим методом. Поощрение будет мотивирующим фактором. Это заставит организм повторить свое действие.

    Именно на основе этих экспериментов Скиннер сделал свое знаменитое высказывание «Поощряемое поведение повторяется». Инструментальное обусловливание предполагает большую активность учащегося, чем классическое обусловливание. Скиннер проводил свои эксперименты на разных животных, таких как голуби, крысы и т. д.

    Подкрепление, которое является наиболее важным аспектом этого эксперимента, делится на два типа: положительное подкрепление используется при обучении вознаграждением. Наказание, подобное отрицательному подкреплению, используется для прекращения нежелательных реакций или поведения. Оперантное обусловливание полезно для формирования нежелательного поведения, а также для модификации поведения.

    Это также полезно при обучении умственно отсталых детей навыкам одевания, приема пищи и туалета, лечения фобий, наркотической и алкогольной зависимости, психотерапии, а также для обучения детей необходимому поведению. Кроме того, эти эксперименты доказали, что прерывистое подкрепление дает лучшие результаты, чем непрерывное подкрепление.

    Обучение с помощью проницательности :

    Во многих случаях обучение происходит посредством более эффективного процесса испытания тех методов, которые, как кажется, имеют отношение к решению. Это возможно благодаря пониманию или восприятию ситуации.

    Обучение через восприятие отношений в сцене и понимание ситуации является проницательным обучением. Эта теория была разработана психологом, известным как Вольф Ганг Колер, который принадлежал к гештальт-школе психологии.

    Согласно гештальт-теории — восприятие ситуации как «целого» дает лучшее понимание, чем сумма ее частей. То есть ситуация, рассматриваемая в целом, обязательно будет выглядеть иначе, чем рассматриваемая по частям.

    Колер провел свои самые известные эксперименты на шимпанзе по имени Султан. В эксперименте Султана посадили в клетку, а на некотором расстоянии снаружи клетки разместили банан. Затем шимпанзе дали две палки, сконструированные таким образом, что одну палку можно было вставить в другую, и палка стала длиннее.

    Голодный султан впервые попытался достать банан руками. Тогда он взял одну из палочек и попытался подтянуть банан поближе, потом попробовал другой палкой, но не смог до нее дотянуться. От этого усилия шимпанзе утомился, оставил попытки дотянуться до банана и начал играть палочками.

    Во время игры одна из палочек вошла в другую, и палочка стала длиннее. Султан тут же обрадовался, вытащил этой длинной палкой банан и съел его. Эту «внезапную вспышку идеи» достать пищу более длинной палкой Колер назвал «озарением».

    Он провел множество экспериментов, чтобы доказать, что обучение происходит также путем озарения, а не только методом проб и ошибок. Он пришел к выводу, что возникновение инсайта для решения проблемы возможно путем восприятия всей ситуации.

    Колер провел множество экспериментов по этому направлению обучения, чтобы доказать, что одного лишь метода проб и ошибок недостаточно для решения многих сложных проблем.

    Методом проб и ошибок или ассоциациями через коннекционизм и обусловливание можно объяснить простое приобретение знаний, навыков, интересов, привычек и других характеристик личности. Но этого совершенно недостаточно для решения сложных задач.

    Именно здесь метод проницательного обучения очень полезен. Потому что он включает многие высшие психические процессы, такие как мышление, рассуждение, интеллект и т. д.

    Прозрение происходит, когда человек мгновенно видит решение своей проблемы или затруднения. Это не слепое или глупое обучение. Это разумный способ обучения. Во многих случаях люди пытаются оценить ситуацию, вещи и прийти к выводу. С опытом человек способен решать проблемы лучше и быстрее.

    Он проявляет свою способность к различению при решении проблем, и обучение становится вопросом проницательности, а не методом проб и ошибок. Пример Архимеда с опытом «Ага» (эврика), объясненным в творческом мышлении, является подходящим примером возникновения прозрения.

    Обучение подражанием :

    Это самый простой метод обучения. Многие из наших повседневных действий мы изучаем, подражая другим. Например, тому, как мы едим, пьем, ходим, разговариваем, одеваемся и т. д., мы учимся, подражая другим. Мы наблюдаем и смотрим, что и как другие люди делают в определенных действиях и подражаем им.

    Наблюдаем за демонстрацией эксперта, имитируем его движения и изучаем их. Копируя поведение других, люди избегают напрасной траты времени и усилий методом проб и ошибок. Например, мальчик наблюдает за тем, как он держит биту для крикета, за движениями опытного игрока, подражает им и учится.

    Психологи, такие как Миллар и Доллард, пытались показать, что склонность к подражанию сама по себе является усвоенной реакцией, и если ее подкреплять, человек с большей вероятностью будет продолжать подражать.

    Многие считают, что имитация — это низшая форма обучения. Третьи утверждают, что подражание никогда не может привести к новым реакциям и не будет возможности использовать творческий потенциал или оригинальность человека. Но в то же время многие педагоги считают, что лучше учиться может только подражательный человек. Каким бы ни было мнение, совершенно очевидно, что мы учимся многим вещам путем подражания.

    Законы обучения :

    Э.Л. Торндайк объяснил три закона обучения, называемые первичными законами, и в дополнение к ним он также сформулировал 5 дополнительных законов в связи со своей теорией обучения методом проб и ошибок.

    Основные законы:

    Это самые важные законы, объясняющие основные аспекты обучения. Это:

    1. Закон готовности:

    Под готовностью понимается готовность организма реагировать или действовать. Это более важная предпосылка для обучения.

    Это указывает на то, что животное или человек заинтересованы в обучении. Это состояние готовности имеет два следствия — удовлетворение и раздражение. Когда животное готово действовать — если ему это позволено, — оно доставляет удовольствие. Если ему не разрешают, он раздражается.

    Точно так же, когда животное не готово учиться, если его просят учиться, оно раздражает. С другой стороны, если ему мешают учиться, оно доставляет удовольствие.

    Эти пункты были даны ниже словами Торндайка:

    а. Для дирижерской единицы, готовой к дирижированию — дирижировать — это удовлетворительно.

    б. Для кондуктивной единицы, готовой проводить-не проводить, раздражает.

    в. Для дирижерской единицы, не готовой к дирижированию, дирижировать раздражает.

    Этот закон ясно показывает, что очень важна готовность человека к обучению. Поэтому мотивируйте его учиться.

    2. Закон действия:

    Этот закон также известен как закон частоты. Частота относится к количеству повторений обучения. Торндайк считал, что повторное проявление реакции усиливает ее связь со стимулом.

    Этот аспект относится к закону использования и неиспользования, который объясняет, что все, что не используется, погибнет. Точно так же, если реакция не повторяется, ее связь со стимулом ослабевает. Это также соответствует утверждению, что «практика делает человека совершенным».

    В эксперименте Торндайка кошка становится совершенной после повторения реакции большее количество раз, т.е. она научилась открывать дверь без ошибок.

    3. Закон следствия:

    Этот закон гласит, что когда связь достигается за счет удовлетворяющего эффекта, ее сила увеличивается. Под этим Торндайк имел в виду, что вероятность его возникновения выше. В его опыте, если бы голодной кошке удавалось открыть дверь, она получала бы подходящее для нее блюдо.

    Это положительно сказалось на реакции. Награды всегда укрепляют связи между стимулами и реакциями, а наказания, наоборот, ослабляют связи.

    Вторичные законы:

    В дополнение к трем основным законам, описанным выше, Торндайк также дал пять вторичных или дополнительных законов.

    Они следующие:

    а. Закон множественного ответа:

    Это означает, что когда ответ не может вызвать желаемого эффекта, учащийся будет пробовать новые ответы, пока цель не будет достигнута.

    b- Закон установки или установки:

    Ментальная установка или позитивное отношение очень важны в любом обучении.

    в. Закон ассоциативного смещения:

    Это не что иное, как смещение реакции на новую ситуацию, похожую на предыдущую. Потому что фундаментальное представление состоит в том, что если реакцию можно сохранить неповрежденной посредством ряда изменений в стимулирующей ситуации, то в конечном итоге она может быть дана и в новой ситуации.

    д. Закон преобладания элементов:

    Этот закон гласит, что учащийся способен реагировать избранным образом только на существенные элементы проблемы, а не на другие неважные элементы.

    эл. Закон реакции по аналогии:

    Это означает сравнение новой ситуации с ранее изученной и, таким образом, ответ по аналогии.

    Как было сказано выше, Торндайк сформулировал эти законы на основе своих экспериментов. По закону готовности кот был готов учиться, потому что был голоден.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts