Мученичество это: МУЧЕНИЧЕСТВО — Древо

Мученики

  • Гоне­ния на хри­стиан в Рим­ской импе­рии Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Похваль­ное слово всем святым муче­ни­кам св. Иоанн Зла­то­уст
  • Похваль­ное слово муче­ни­кам пре­по­доб­ный Ефрем Сирин
  • Гоне­ние на хри­стиан из учеб­ника Цер­ков­ной гим­на­зии
  • Почему у ере­ти­ков и рас­коль­ни­ков не может быть муче­ни­ков? прот. С. Ара­ке­лов
  • Муче­ни­че­ские акты
  • Ранние муче­ни­че­ства А.Д. Пан­те­леев
  • Муче­ни­че­ство как отправ­ной момент мона­ше­ского при­зва­ния схи­ар­хим. Эми­лиан (Вафи­дис)
  • Муче­ни­че­ство в раннем хри­сти­ан­стве. В.А. Федо­сик
  • Уве­ща­ние к муче­ни­че­ству Ориген
  • Книга о похвале муче­ни­че­ству свщм. Киприан Кар­фа­ген­ский
  • Муче­ни­че­ство в визан­тий­ской тра­ди­ции иг. Дио­ни­сий (Шленов)
  • Жития ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков рос­сий­ских ХХ века
  • Может ли смерть на поле брани быть муче­ни­че­ством? Исто­рия одного бого­слов­ского спора Петр Пашков

Му́ченик  (греч. martis — сви­де­тель) – чело­век, при­няв­ший муче­ния и/или смерть за испо­ве­да­ние веры в Иисуса Христа. Поте­ряв­ший душу свою ради Меня сбе­ре­жет ее (Мф.10:39). Важно отме­тить, что хри­сти­ан­ский муче­ник пре­тер­пе­вает муче­ния и смерть за испо­ве­да­ние Хри­сто­вой веры, любые другие обсто­я­тель­ства муче­ний и смерти не при­чис­ляют чело­века к этому лику святых.

Жан-Леон Жером. “Послед­няя молитва хри­сти­ан­ских муче­ни­ков” (1883).

Гре­че­ское слово martis, кото­рое было пере­ве­дено на сла­вян­ский и затем на рус­ский словом «муче­ник», сле­дует пере­во­дить – «сви­де­тель». Из этого видно, что во вре­мена гоне­ний зна­че­ние при­да­ва­лось не столько муче­ниям, кото­рые пре­тер­пе­вали муче­ники, сколько стой­ко­сти их сви­де­тель­ства – испо­ве­да­ния хри­сти­ан­ства.

По древ­нему учению Церкви, муче­ни­че­ская кровь смы­вает все грехи, и в исто­рии Церкви известны случаи, когда некре­ще­ные люди, испо­ве­дав­шие веру во Христа и после этого пре­тер­пев­шие муче­ния, почи­та­лись в Церкви как святые муче­ники.

Про них гово­ри­лось, что они кре­щены своей кровью. 

Когда появи­лись первые муче­ники? Каково их зна­че­ние для Церкви?

Первые муче­ники появи­лись еще в апо­столь­ский период. Их муче­ни­че­ство было резуль­та­том пре­сле­до­ва­ний со сто­роны иудеев, смот­рев­ших на хри­стиан как на опас­ную секту и обви­няв­ших их в бого­хуль­стве. В Новом Завете содер­жится несколько сви­де­тельств о муче­ни­ках, постра­дав­ших от этих гоне­ний. Рас­про­стра­не­ние Церкви соот­не­сено с муче­ни­че­ством св. Сте­фана (Деян.8:4 и далее). В Новом Завете гово­рится, напри­мер, и об Антипе, «верном сви­де­теле (μάρτυς)» Божием, умерщ­влен­ном в Пер­гаме (Откр.2:13). Рим­ские власти в этот началь­ный период хри­стиан не пре­сле­до­вали, не отли­чая их от иудеев (иуда­изм же был в Риме доз­во­лен­ной рели­гией). Так, иудеи в несколь­ких слу­чаях пыта­лись пре­дать ап. Павла на суд рим­ским вла­стям, однако, эти власти отка­зы­ва­лись осуж­дать апо­стола, поскольку рас­смат­ри­вали выдви­га­е­мые против него обви­не­ния как рели­ги­оз­ные споры внутри иуда­изма, в кото­рые они не желали вме­ши­ваться (Деян. 18:12-17; Деян.23:26-29; Деян.26:30-31). Один­на­дцать из две­на­дцати апо­сто­лов (кроме апо­стола Иоанна Бого­слова) закон­чили жизнь муче­ни­че­ским подви­гом. В ранний период именно муче­ни­че­ство спо­соб­ство­вало рас­про­стра­не­нию Церкви, и в этом плане оно также высту­пало как про­дол­же­ние апо­столь­ского слу­же­ния. По словам Тер­тул­ли­ана, кровь хри­стиан была тем семе­нем, из кото­рого про­из­рас­тала вера.

Что такое Муче­ни­че­ские акты?

Муче­ни­че­ские акты (лат. acta martyrum), другие назва­ния: акты муче­ни­ков, акты святых (acta sanctorum) – наиме­но­ва­ние сбор­ни­ков древ­ней­ших изве­стий о муче­ни­ках. Раз­ли­ча­ются два типа подоб­ных актов. Первый тип пред­став­лен офи­ци­аль­ными судеб­ными про­то­ко­лами тех про­цес­сов, кото­рые велись рим­скими вла­стями против хри­стиан. Второй тип муче­ни­че­ских актов – это записи оче­вид­цев-хри­стиан, стре­мив­шихся сохра­нить для церкви досто­вер­ное опи­са­ние стра­да­ний и победы подвиж­ника.

Когда появи­лись первые муче­ники в рус­ской Церкви?

В исто­рии Рус­ской Церкви первые муче­ники появи­лись еще до кре­ще­ния Руси князем Вла­ди­ми­ром: по сооб­ще­нию Пове­сти вре­мен­ных лет в 983 г. киев­ские языч­ники убили двух варя­гов-хри­стиан Фео­дора и Иоанна (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; пони­ма­ние их гибели как муче­ни­че­ства сви­де­тель­ствует о рас­ши­ре­нии в рус­ской духов­но­сти самого этого поня­тия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в резуль­тате меж­до­усо­бия, их сми­ре­ние в смерти и сле­до­ва­ние Христу и чтимым муче­ни­кам в непро­тив­ле­нии мучи­те­лям вос­при­ни­ма­лись как хри­сти­ан­ский подвиг.

Ста­но­вится ли муче­ни­ком еретик, идущий на смерть за Христа?

С древ­ней­ших времен Цер­ковь почи­тала стра­дальца муче­ни­ком только тогда, когда име­лось полное убеж­де­ние, что чело­век не осту­пился во время муче­ни­че­ского подвига, а совер­шил его в един­стве с Цер­ко­вью, все­цело пре­дав­шись в руки все­с­па­си­тель­ного Про­мысла Божия. Поэтому  к святым не могли быть при­чис­лены постра­дав­шие ере­тики или схиз­ма­тики, а также отпав­шие из-за цер­ков­ного рас­кола или из-за пре­да­тель­ства, или по нецер­ков­ным моти­вам.

«Если члены Церкви, при­зван­ные к муче­ни­че­ству за истин­ную веру, встре­ча­ются с так назы­ва­е­мыми «муче­ни­ками», после­до­ва­те­лями фри­гий­ской ереси (т. е. мон­та­низма), они дер­жатся особо и уми­рают, не входя с ними в обще­ние», – пишет о пози­ции Церкви при­ме­ни­тельно к муче­ни­че­ству мон­та­ни­стов Евсе­вий Кеса­рий­ский (“Цер­ко­ва­ная Исто­рия”, глава 28).  

9‑е и 34‑е пра­вила Лаоди­кий­ского собора, несо­мненно отра­жа­ю­щие уже сло­жив­ше­еся цер­ков­ное воз­зре­ние, прямо назы­вают скон­чав­шихся не за Пра­во­слав­ную веру лже­му­че­ни­ками и воз­бра­няют (под угро­зой отлу­че­ния) членам Церкви посе­щать места их захо­ро­не­ний с какой бы то ни было целью:
На клад­бища всяких ере­ти­ков, или в так име­ну­е­мыя у них муче­ни­че­ския места, да не будет доз­во­лено цер­ков­ным ходити для молитвы или для вра­че­ва­ния. А ходя­щим, аще суть верные, быти лишен­ными обще­ния цер­ков­наго на некое время. Каю­щихся же и испо­ве­да­ю­щих, яко согре­шили, прии­мати во обще­ние.
Вся­кому хри­сти­а­нину не подо­бает остав­ляти муче­ни­ков Хри­сто­вых и отхо­дити ко лже­му­че­ни­кам, кото­рые, то есть, у ере­ти­ков нахо­дятся или сами ере­ти­ками были. Ибо сии уда­лены от Бога: того ради при­бе­га­ю­щие к ним да будут под клят­вою.

Счи­та­ется ли муче­ни­ком за Христа тот, кто про­во­ци­рует своих гони­те­лей?

Цер­ко­вью, как пра­вило, не при­зна­ва­лись свя­тыми муче­ни­ками хри­сти­ане, наме­ренно добив­ши­еся смерти своим вызы­ва­ю­щим пове­де­нием. Так, епи­скоп Мен­сурий Кар­фа­ген­ский (начало IV в.) запре­щал своей пастве посе­щать в тем­ни­цах тех, кто попа­дал туда из-за оскорб­ле­ния языч­ни­ков, а Эль­вир­ский Собор, бывший в 305 году, прямо поста­но­вил, что убитые в похо­дах при раз­ру­ше­нии язы­че­ских капищ и идолов не должны быть при­зна­ва­емы муче­ни­ками.

Явля­ется ли муче­ни­ком за Христа погиб­ший воин?

Павшие в бою воины, в отли­чие от уму­чен­ных за веру воен­но­плен­ных, без­условно не могут быть названы свя­тыми муче­ни­ками. Гово­рить о гибели на войне как о муче­ни­че­стве допу­стимо только в рито­ри­че­ском ключе.

Явля­ется ли муче­ни­ком чело­век, погиб­ший после стра­да­ний?

В глу­бине этого вопроса таится вопрос о том, явля­ются ли пред­смерт­ные муки спа­си­тель­ными для чело­века в веч­но­сти. Всё зави­сит от чело­века, при­над­леж­но­сти его к “кораблю спа­се­ния” — Церкви и вос­при­я­тии им муче­ний (как очи­сти­тель­ных или лишь меша­ю­щих “нор­маль­ной жизни”). Сами по себе муче­ния не при­бли­жают чело­века к Богу, а могут и оже­сто­чить его душу.

Можно ли доб­ро­вольно искать себе муче­ни­че­ства?

Отве­чая на этот вопрос, сле­дует вспом­нить, что такое цар­ский путь в жизни хри­сти­а­нина. Цар­ский путь – это путь рас­су­ди­тель­ной уме­рен­но­сти в борьбе со стра­стями и в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей, умение найти в любом дела­нии сере­дину между изли­ше­ством и недо­стат­ком, между рев­но­стью не по разуму и теп­лохлад­но­стью и т. д. Дру­гими сло­вами цар­ский или сред­ний путь состоит в знании своей меры. Поэтому насто­я­щий муче­ник не «напра­ши­ва­ется» на стра­да­ние, но и не кривит душой и не спа­са­ется бег­ством. Св. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Закон муче­ни­че­ства таков, чтобы, как щадя гони­те­лей и немощ­ных, не выхо­дить на подвиг само­вольно, так выйдя не отсту­пать, потому что первое есть дер­зость, а послед­нее – мало­ду­шие» (Слово 43).

Какие муче­ники упо­ми­на­ются на про­ско­ми­дии?

Пред­став­ле­ние о муче­ни­ках как заступ­ни­ках за людей перед Богом, как о посто­янно при­сут­ству­ю­щих членах цер­ков­ной общины выра­зи­лось и чине литур­гии, в част­но­сти в про­ско­ми­дии. В честь муче­ни­ков выни­ма­ется 5‑я частица из 3‑ей (девя­ти­чин­ной) просфоры, раз­де­ля­е­мой по чинам святых. Согласно рус­скому слу­жеб­нику эта частица выни­ма­ется «в честь и память» «Свя­таго Апо­стола, пер­во­му­че­ника и архи­ди­а­кона Сте­фана, святых вели­ких муче­ни­ков Димит­рия, Геор­гия, Фео­дора Тирона, Фео­дора Стра­ти­лата и всех святых муче­ник, и муче­ниц: Феклы, Вар­вары, Кири­а­кии, Евфи­мии и Парас­кевы, Ека­те­рины и всех святых муче­ниц» (в разных пра­во­слав­ных тра­ди­циях набор имен может варьи­ро­ваться). Кроме того, муче­ники с древ­ней­ших времен особо упо­ми­на­ются в хода­тай­ствен­ной молитве (intercessio), про­из­но­си­мой непо­сред­ственно после пре­ло­же­ния Святых Даров (epiclesis), и для них отде­ля­ется особая частица на про­ско­ми­дии (при при­го­тов­ле­нии веще­ства Святых Даров).

Кто такие мученики за Христа? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 16 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

«Церковь стоит на крови мучеников» — очень известная фраза. Но почему это так и что такое мученичество за Христа, знают далеко не все. Свои стереотипы есть и у церковных людей, и у сомневающихся. Как же на самом деле? Об этом мы беседуем с церковным историком, профессором ПСТГУ Александром Дворкиным.

Вопрос терминологии

— Мы часто говорим о христианских мучениках. Но что в действительности означает это слово?

— Русское слово «мученик» не совсем верно передает смысл греческого слова «мартис» (μάρτυς) — «свидетель». Есть это слово и в современном греческом языке, «мартис» — это, например, свидетель в суде. Поэтому греки, говоря о мучениках, называют их свидетелями Христовыми. В русском переводе акцент сделан на мучение, на перенесение страданий, но главное не в самих страданиях, а в их мотивации. То есть мученик — это тот, кто даже перед лицом смерти, даже подвергаемый пыткам готов свидетельствовать о Христе.

Фрески из церкви Афендико в Мистре. Мученики. XIV век

Раннехристианский писатель Иустин Философ, он же Иустин Мученик (казненный около 160 года по Р. Х.) объяснял суть мученичества очень прозаически. Он говорил так: мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь.

Вот что важно: мученичество — это не то же самое, что героизм. Герой совершает подвиг, какой-то яркий поступок, может быть, меняющий всю его жизнь, остающийся в памяти народной. Но подвиг — это одномоментный акт, мученичество же — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе.

Свидетельство своими словами, своими делами. Свидетельство во всех жизненных обстоятельствах. Да, были и такие случаи, когда палачи, пораженные твердостью мучеников, сами объявляли себя христианами и принимали смерть за Христа. Но и тут их выбор, их жажда истины, были обусловлены всей предыдущей жизнью. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.

— Если так, если мученик — это на самом деле тот, кто всей своей жизнью свидетельствует о Христе, то, выходит, «мучеником» можно назвать и такого христианина, кто умер своей смертью, кого, возможно, вовсе и не мучили?

— Этому мешает привычная для нас терминология. Да, в строгом смысле слова, выражение «свидетель Христов» можно применить к самому разному типу людей. Но исторически сложилось так, что в чине мучеников канонизируют тех, кто свидетельствовал о Христе даже перед лицом смерти. А тех, кто свидетельствовал, страдал, подвергался гонениям, но не был убит за веру, канонизируют в чине исповедников. Но все же нужно помнить, что Сам Христос призвал своих учеников, то есть всех нас, быть Его свидетелями.

— Известно, что Литургия в храме может совершаться, только если там есть антиминс* с вшитыми в него частичками мощей мучеников. В чем тут смысл?

— Давайте разберемся. С канонической точки зрения важно, чтобы мощи мучеников были в престоле. Антиминс — это подпись епископа, то есть разрешение совершать в этом храме Божественную Литургию. Такое разрешение — свидетельство неразрывного преемства в Церкви. Но, например, в греческих храмах в антиминсах мощей мучеников нет, они — в престоле.

А на Руси храмы, как правило, строились из дерева, и они нередко сгорали. И вот именно затем, чтобы сохранить мощи в случае пожара, их начали зашивать в антиминс. Спасти из огня платок гораздо проще, чем вынести престол.

Теперь о том, чем обусловлено это каноническое требование — мощи мучеников в престоле. Еще Тертуллиан в свое время сказал, что кровь мучеников — это семя христианства, поэтому в ранней Церкви, когда еще и храмов не было, Таинство Евхаристии часто совершалось на гробницах мучеников. Отсюда и пошел этот обычай — чтобы в основании престола лежали мощи. Не обязательно именно мощи мучеников, а вообще святых, потому что каждый святой — свидетель Христов.

Конечно, обстоятельства бывают разными. В годы гонений литургии тайно совершались в лагерных бараках, где не только престола не было, но и антиминса могло не быть. Тогда Евхаристия служилась на груди епископа. Тем не менее, эти исключения не отменяют общего правила.

Без гнева

— Противники христианства говорят, что любое учение начинается с фанатиков, которые умирают за идею, и христианство тут вовсе не уникально. Так ли это?

— Это не так, но, чтобы объяснить почему, нужно сперва разобраться, а что же вообще считать мученичеством. В ранней Церкви об этом шли большие споры. В те времена были фанатики, которые сознательно стремились к мученичеству и считали, что каждый настоящий христианин просто обязан умереть мученической смертью. Позднее они выделились в секту монтанистов (по имени ее основателя Монтана). Но Церковь такой подход отвергла. Более того, позднее, на нескольких Карфагенских соборах, было постановлено, что, во-первых, напрашиваться на мученичество — это провокация и делающий это человек должен считаться просто самоубийцей, а не мучеником, а во-вторых, если уж христианин принимает мученическую кончину, то делать он это должен без всякого позерства, театральности, проклятий мучителям и так далее. Есть такая пословица: на крест не просись, от креста не бегай. В этом — суть подлинного мученичества.

Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг.

Такого отношения к мученичеству в других религиях нет, христианство здесь уникально. Да, определенное почитание мучеников есть в исламе, но там речь не идет о том, что кого-то принуждали отказаться от ислама и перейти в другую веру, а он предпочел смерть. Просто всякий мусульманин, умерший насильственной смертью, особенно от рук неверных (и особенно с оружием в руках), воспринимается там как мученик. Если же говорить о религии ветхозаветных иудеев, то единственный пример мучеников — это Маккавейские мученики, отказавшиеся отречься от своей веры. Есть ли культ мучеников в современном иудаизме, мне неизвестно. Никаких свидетельств этому я не встречал. Более того, Маккавейские книги даже не вошли в канон иудейского Ветхого Завета.

— Ну а, например, коммунисты во время Гражданской или Великой Отечественной войны? Они ведьтоже порой шли на мучительную смерть, не отрекаясь от своих убеждений.

— Между коммунизмом и христианством на первый взгляд есть некое сходство — не в идеях, конечно, а в том, что сейчас называют менталитетом. Ведь создатели коммунистической идеологии воспитывались в христианской среде и многие вещи впитали бессознательно. Но более того, они и сознательно отталкивались от христианских реалий — например, называя свои маевки «рабочими пасхами», наречение имени новорожденному ребенку — «октябринами» вместо крестин. .. Ставилась цель заменить бытовое народное православие некой собственной «обрядностью». Так, и смерть за идею преподносилась в массовой советской литературе как некая альтернатива христианскому мученичеству. Словом, все это очень вторично.

Но здесь есть и принципиальное различие: убежденные коммунисты отдавали свою жизнь за светлое будущее других людей. Однако, согласно материалистическому мировоззрению, которое они исповедовали, их собственное существование прекращалось в момент смерти окончательно и навсегда. А теперь подумайте: какие чувства может испытывать человек к тем, кто отнимает у него абсолютно всё — радость, любовь, ощущение причастности к бытию, саму жизнь? Наверное, здесь трудно представить себе что-либо, кроме всепоглощающей ненависти к мучителям и жажды мести.

Совсем другое отношение к своим палачам и собственной смерти можно увидеть у христианских мучеников.

Для христиан смерть — встреча со Христом, начало новой жизни, куда более полной и радостной, нежели земное существование. Общее стремление христиан в этом смысле выражено в словах апостола Павла: …Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. …Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп 1:21–23). Отнимая у мучеников земную жизнь, палачи открывали им врата в Небо, поэтому смерть для них не была связана с ощущением безвозвратной потери.

Поведение мучеников во время казни было различным: они могли гневно обличать мучителей, а могли и сами заплатить палачу за его работу. Но вот чего там точно не было, так это ненависти. Да и откуда ей взяться у верующих в Того, Кто молился о своих убийцах: Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят!

В правовом поле

— Но почему же власти Римской империи так ополчились на христиан? Ведь Рим был крайне веротерпим, там не было никакой «тоталитарной идеологии». Христиане в массе своей были вполне законопослушными людьми. В чем же причина конфликта?

— Римская империя действительно была очень веротерпимой. Разрешалась почти любая вера. Я сказал «почти», потому что дозволенные религии должны были удовлетворять двум критериям. Во-первых, религия должна была быть древней. Во-вторых, она должна была быть религией какого-то определенного этноса, определенного народа. Разрешая людям верить в своих богов, Римская империя одновременно требовала от них веротерпимости.

То есть веришь в свое — не мешай другим народам верить в другое. Полный плюрализм.

И у этого плюрализма была не только политическая, но и религиозная подоплека. Считалось, что коль скоро Рим так расширился, создал такую огромную и сильную империю, взял под свою руку столько народов — значит, боги этих народов благоволят Римской империи, приводят своих приверженцев под ее власть. Поэтому их, богов, обижать никак нельзя, это чревато нестабильностью. Ну живет здесь этот бог, здесь он хозяин, здесь ему молятся, приносят жертвы — и прекрасно, всем хорошо, никому это не мешает, напротив — цементирует общество, как бы сейчас сказали. При этом был запрет строить в столице — в Риме храмы иноземным богам. Но поскольку Рим очень скоро стал космополитическим центром, где жили представители самых разных религий, запрет этот де-факто перестал действовать (хотя формально и не был отменен).

Но есть одна тонкость, разрушающая эту идиллическую картину. На фоне всеобщей веротерпимости постепенно формировалась государственная религия Римской империи, культ императора, и в этом культе должны были участвовать все жители. Каждый законопослушный гражданин должен был, зайдя за какой-нибудь надобностью в присутственное место, принести жертву — бросить несколько зернышек ладана на жаровню перед статуей императора. И получить справку о благонадежности. Очень похоже, кстати, на Советский Союз, в котором все совершеннолетние граждане должны были участвовать в выборах, и кто без уважительной причины не являлся на избирательный участок, мог навлечь на себя неприятности.

Большинство граждан Римской империи относились к этим жертвоприношениям, как к пустой формальности. Да, они считали их полезными в политическом смысле: мол, это сплачивает народ воедино, это делает Рим великим, поэтому я пойду и исполню свой гражданский долг. Но никакого духовного, мистического смысла римляне, во всяком случае, образованные, в этом не видели.

Было, правда, исключение: евреи. Те отказывались приносить жертву императору и размещать у себя статуи других богов. Но евреям пошли навстречу: во-первых, их религия удовлетворяла двум критериям: была древней и была народной. Во-вторых, тут была чистая прагматика: римляне знали, что с евреями лучше не связываться, потому что пойдут бунты, а Палестина — это ключевой участок империи. За ней ведь располагается извечный геополитический противник — Парфянская империя, и если начнутся волнения в Палестине, то граница будет ослаблена.

А вот для христиан такого исключения не делали.

Христианство ведь не соответствовало критериям древности и народности. Римские власти воспринимали его как некую раскольничью группировку внутри еврейской религии. Христианская проповедь была обращена ко всем народам, христианская Церковь жила за счет миссии, за счет притока новообращенных. И это уже внушало властям серьезные опасения.

Ну и, конечно, отказ участвовать в государственном культе. Вот это уже воспринималось как политическая нелояльность.

Была, кстати, и экономическая подоплека. Официальная история гонений на христиан начинается в 107 году, с ответа императора Траяна на письмо его друга Плиния-младшего, который занимал пост проконсула, то есть губернатора, Вифинии, богатой провинции, жившей за счет экспорта мяса. А все бойни располагались при храмах. Скот приносили в жертву, внутренности сжигали перед статуями богов, а все остальное шло на продажу. И вот бедняга Плиний столкнулся с проблемой: в Вифинии все больше становится христиан, они, естественно, идоложертвенное не едят и потому не покупают. Склады затарены, продукт гниет, доходы от мясоторговли падают, соответственно, не с чего платить налоги, торговцы пишут жалобы. Как быть? Плиний запросил императора, и тот ответил: христианство — это вредное суеверие, когда на христиан поступают жалобы — опрашивать их. Если отказываются признавать себя христианами, отпускать, в противном случае — казнить. Это письмо императора получило силу закона. Если до того гонения на христиан (например, нероновские) считались просвещенными римлянами беззаконием, произволом, то отныне все вошло в «правовое поле».

Но тут нужно пояснить важный момент: все преследования христиан были, говоря сегодняшним юридическим языком, «делом частного обвинения». То есть римские власти сами не занимались выявлением преступлений, а действовали только по доносам. В Риме не было должности государственного прокурора — обвинение должно было поступить от частного лица. Бывали, к примеру, случаи, когда стражники, получив приказ, шли арестовывать предполагаемого христианина, заставали его в собрании христиан, уводили — а всех остальных не трогали, хотя было совершенно ясно, что они тоже христиане. Что касается доносов, те ни в коем случае не должны были быть анонимными (это положение также содержалось в письме Траяна). Более того, если обвиняемый отказывался признать себя христианином, то доносчика ждало суровое наказание. Все это, конечно, в значительной мере сдерживало масштаб репрессий.

Мучения св. Порфирия и св. Онисифора. Афон, монастырь Дионисиат. 1547 год

— Но почему «гуманные римляне» так жестоко казнили христиан? Жития святых полны описаниями мучительных казней. Почему бы просто не отрубать головы?

— А это смотря кого казнили. Если христианин был римским гражданином (как, например, апостол Павел или Иустин Философ), ему просто отрубали голову. Но если гражданства у него не было, то законом для него были предусмотрены другие, гораздо более жестокие и унизительные, способы умерщвления.

Но к закону порой примешивался и человеческий фактор. Там, где имели место родственные отношения, жестокости было больше. Например, дочь наместника провинции — христианка. На нее донесли. Отец требует, чтобы она отказалась от Христа, и чем больше та упорствует, тем больше он распаляется, обрекая ее на все более и более страшные мучения. Кроме того, по мысли римских властей, эта жестокость призвана была создавать педагогический эффект — то есть запугивать людей из «группы риска». Есть такой термин из средневековой истории, по-английски он звучит как well calculated atrocity, то есть хорошо рассчитанная жестокость. Например, казнить все население несдавшегося города, чтобы другие города сдавались без возражений. То есть, проявив крайнюю жестокость в одном месте, избавиться от необходимости проявлять ее во всех остальных местах.

— Кстати, а насколько вообще правдивы свидетельства о мучениях? Иной раз возникает впечатление, что это какие-то фольклорные придумки.

— В основе своей свидетельства эти правдивы, потому что мы опираемся не только на составленные в Средние века жития святых, но и на архивные документы, которых сохранилось очень много. Римляне ведь обстоятельно протоколировали всё — и даже чудеса, случавшиеся с мучениками. Например, при казни святителя Поликарпа Смирнского (156 год по Р. Х.), когда его поставили на костер, пламя образовало сферу вокруг него, оставив тело невредимым. Потом святителя закололи мечом. И все это запротоколировано. Причем это далеко не единственный случай, когда в документах Римской империи зафиксированы подобные чудеса.

Но, конечно, далеко не все обстоятельства мученичества имеют документальное подтверждение. Сохранилось ведь многое, но не всё. Поэтому нередко у нас нет никакой возможности проверить подлинность написанного в житиях. А жития святых, надо сказать, в Средние века были очень популярным жанром, игравшим во многом ту же роль, какую в наши дни играют приключенческие книги, боевики, фэнтези. Поэтому, разумеется, абсолютной достоверности от каждого экземпляра житийной литературы ждать нельзя. Переписчики могли добавлять что-то от себя, более того, сложились определенные каноны, которым эти жития должны были соответствовать. Если мученик — то обязательно должен пройти через такие-то мучения, если аскет — то обязательно во младенчестве по средам и пятницам должен отказываться от грудного молока…

Словом, жанровые особенности в житиях действительно есть. Но их неточности, их привнесения не играют особой роли. В главном они правдивы, а мелочи можно спокойно отфильтровывать.

Реальная встреча

— Часто говорят, что мученики — главное свидетельство подлинности евангельских событий. Но ведь подавляющее большинство мучеников жили гораздо позднее, и своими глазами ни Христа, ни апостолов видеть не могли…

— Начнем с того, что самые первые мученики — это как раз апостолы Христовы. Одиннадцать апостолов (за исключением Иоанна Богослова) приняли мученическую кончину, да и большинство апостолов из более широкого их круга, то есть из числа семидесяти. Далее, вспомним первомученика диакона Стефана, который перед смертью увидел Христа: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55–56).

Мне кажется, проблема в самой формулировке «свидетельство подлинности евангельских событий». Если понимать ее узколобо, то есть в смысле личного знакомства со Христом во время Его земной жизни, — тогда, конечно, только апостолы могут быть свидетелями.

Но о подлинности евангельских событий человек может свидетельствовать и не будучи их современником — если он знает Христа опытным путем, если видит Его глазами веры и умирает ради того, чтобы быть с Ним.

С Ним — это не с продуктом своей фантазии, не с абстрактной идеей, а с Тем Самым Иисусом Христом, о Котором говорит Евангелие.

Перед мучеником стоит очень четкий и понятный выбор: или ты продолжаешь жить земной жизнью, но уже без Христа, или тебе необходимо принять смерть, чтобы остаться со Христом. Но, не зная Христа, не ощутив Его близость, Его любовь, сделать такой выбор невозможно.

Я приведу сейчас пример, казалось бы, не имеющий отношения к нашей теме. У Пушкина в «Капитанской дочке», когда Гринева поставили перед Пугачевым, решавшим казнить его или отпустить, Савельич ему шепчет: «Поцелуй ручку злодею». А Гринев органически не может этого сделать, хотя никто не увидит, никто не осудит. Просто не может пойти наперекор своей внутренней сути. Это ведь очень похоже на тот выбор, что стоял перед мучениками за Христа (ну и нужно помнить, что сам Гринев был воспитан в христианском понятии долга).

Поэтому более грамотно было бы сказать, что мученичество — это прежде всего свидетельство о Христе, победившем смерть. И уже опосредованно — о достоверности евангельских событий. В конце концов, мы знаем мучеников, которые Евангелия не читали. Мы знаем мучеников, которые были казнены еще до того, как Евангелия были написаны.

Святые мученики 14000 младенцев Вифлеемских. Афон, монастырь Дионисиат. 1547 год

Но повторю: их твердость имела источником не распаленные эмоции, не умозрительную убежденность в своей правоте, а реальную встречу с реальным Христом. Приведу характерный момент из жития карфагенской мученицы Перпетуи (202 год по Р. Х.), которую решили казнить, напустив на нее быка. Бык опрокинул ее, но не убил. Она, израненная, окровавленная, встала — и первым делом поправила распустившиеся от падения волосы. Потому что распущенные волосы считались знаком траура, а какой может быть траур, если она идет ко Христу? Это же радость, и она должна выглядеть достойно!

— После того как Римская империя приняла христианство, мучеников стало меньше. А был ли в истории Церкви период, когда их вообще не было?

— Такого периода не было никогда. Во все века возникали ситуации, когда христиан пытались вынудить отказаться от своей веры и казнили в случае отказа. Христиане ведь жили не только в христианских государствах. Гонения были всегда: в какие-то времена слабее, в какие-то — сильнее.

К примеру, в конце V — начале VI веков в Химьяре (на территории нынешнего Йемена) пришла к власти династия, которая приняла иудаизм, и там начались просто чудовищные гонения на христиан, оставшиеся и в документах, и в народной памяти.

И, конечно, новая волна гонений возникла в результате арабских завоеваний. Христиан принуждали принимать ислам, несогласных казнили. На уже завоеванных территориях мусульмане позволяли христианам существовать — но на положении граждан второго сорта, пораженных в правах и обязанных выплачивать дополнительный налог. Тем не менее в исламских странах сплошь и рядом случались вспышки ненависти, погромы… а стало быть, и мученичество.

Кстати, в Греции во время турецкого владычества была еще одна категория христианских мучеников — те, кто по тем или иным причинам принял ислам, но потом раскаялся. И как знак своего раскаяния они публично объявляли себя христианами, отрекались от ислама. По исламскому законодательству им за это, безусловно, полагалась смертная казнь. И таких людей в Греции было довольно много.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о наших российских новомучениках, которых, вполне возможно, по количеству было больше, чем всех ранее казненных за Христа за все прошлые века. Продолжается мученичество и в наше время — в некоторых исламских странах, в «веротерпимой» Индии. ..

Но в какую бы эпоху, в какой бы исторической обстановке человек ни умирал за Христа — его смерть не оставалась без последствий, а напротив, приводила ко Христу все новых и новых людей. Церковь и по сей день зиждется на крови мучеников.

*Антиминс (греч. — вместопрестолие) — четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором совершается освящение Святых Даров. В антиминс обязательно должны быть вшиты частицы святых мощей. — Ред. 

На заставке: миниатюра из Минология Василия II, 20 000 мучеников никомидийских. Ватиканская библиотека, Рим

Читайте также другие материалы в теме МУЧЕНИКИ

 

 

Мученичество Определение и значение — Merriam-Webster

мар·тыр·​дом ˈmär-tər-dəm 

1

: страдание смертью из-за приверженности делу и особенно религиозной вере

… защищал моральную истину вплоть до мученической смерти … — Эндрю Салливан Недавние примеры в Интернете Жертва Баскервиля, безусловно, имела символическое значение, особенно в стране, где доминирующим религиозным нарративом является один из мученичество

. — Тара Бахрампур, Washington Post , 1 декабря 2022 г. Но долгое время мученичество , мания величия и своекорыстная уловка, произнесенные с придыханием, подходящие для похорон, которые являются политической карьерой Де Леона. — Эрика Д. Смит, обозреватель, Los Angeles Times , 27 октября 2022 г. Заботятся ли чернокожие зрители о том, чтобы столкнуться с агонией мальчика 9 лет?0021 мученичество ? — Брэндон Уилсон, Хрон. , 20 октября 2022 г. Десятка Мечей: Конец цикла, предательство, удар в спину, полное разрушение ситуации, мученичество , худшее уже позади. — Меган Роуз, Glamour
, 19 июля 2022 г. На одном снимке аятолла Хаменеи в маске приветствует толпу, присутствовавшую на церемонии, которая ознаменовала 40-й день после 9 сентября. 0021 Мученическая смерть Имама Хусейна. — Мостафа Салем, CNN , 17 сентября 2022 г. Саботировать все, что ведет к нормализации отношений с другими странами, означает еще большую чистоту цели, своего рода национальное мученичество , а плюс получающаяся в результате изоляция укрепляет режим внутри страны. — Мелик Кайлан, Forbes , 17 августа 2022 г. Миллионы мусульман-шиитов отмечают праздник Ашура, посвященный мученическая смерть внука пророка Мухаммеда, Хусейна. — Мехди Фаттахи,
The Christian Science Monitor
, 8 августа 2022 г. Но нет, если их единственная цель в сюжете — виртуальная мученическая смерть . — Морин Ли Ленкер, EW.com , 13 июля 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «мученичество». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

до XII века, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование мученичество был до 12 века

Посмотреть другие слова из того же века мученик

мученичество

мученица

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Мученичество». Словарь Merriam-Webster.

com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/martyrdom. По состоянию на 26 декабря 2022 г. существительное

мар·тыр·​дом ˈmärt-ərd-əm 

1

: Страдания и смерть мученика

2

: Вход в мученик 1 смысл 1

Подробнее от Merriam-Webster на

Martyrdy

Thesaurus: All-Synonyms и Antonyms для

.

Английский: Перевод мученичества для говорящих на испанском языке

Британский английский: Перевод мученичества для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

безмятежный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Слова, названные в честь людей

  • Тезка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
  • Пожарный Врач хирург
  • Акробат Судить

Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Мученик | Определение, примеры, религии и факты

Чизери, Антонио: Мученичество Маккавеев

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Фокс
Похожие темы:
шахид

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

мученик , тот, кто добровольно принимает смерть, а не отрекается от своей религии словами или делами; такие действия пользуются особым, институционализированным признанием в большинстве основных религий мира.

Этот термин может также относиться к любому, кто жертвует своей жизнью или чем-то очень ценным ради принципа.

Универсальность гонений на протяжении всей его истории породила в иудаизме явный идеал мученичества. Он начинается с Авраама, который, согласно легенде, был брошен в печь для обжига извести и спасен от огня божественной благодатью. Традиция была продолжена Исааком, который согласился быть принесенным в жертву своим отцом, и Даниэлем, чей пример побудил народное воображение. Готовность к мученичеству стала коллективным еврейским идеалом во время антиохийского гонения и восстания Маккавеев II века до н.э. Самым известным эпизодом был эпизод с матерью и семью ее сыновьями (II Маккавейская 7). К началу 9 века мученичество предпочли осквернению субботы.0021 Хасиды. Во времена Адриана набожные евреи рисковали смертью, чтобы обрезать своих детей, а рабби Акива бен Йосеф принял мученическую смерть, чтобы отстоять право публично преподавать Закон. Талмуд приводит мнение большинства о том, что следует предпочесть мученичество трем преступлениям — идолопоклонству, половой безнравственности и убийству.

Мидраш на Плач 2:2 содержит, вероятно, древнейший еврейский мартиролог, список Десяти Мучеников. Он был повторен в более позднем мидрашиме и стал темой нескольких литургических элегий, в том числе 9-го.0021 Элех Эзкера, найдено в сервисе Йом Кипур. Во время европейских гонений позднего средневековья для использования в поминальных службах в синагогах были составлены хронологические списки мучеников. В 1296 году Исаак бен Самуил из Майнингена начал собирать их в Memorbuch , опубликованном в 1898 году и охватывающем 1096–1349 годы.

В некотором смысле еврейская жизнь была почти непрерывным обучением мученичеству. Мучеников почитают как кедошим («святых»). Раввин Шнеур-Залман из Ляд, основатель хабадского хасидизма, считался духом мученичества ( месирут нефеш ) быть отличительным качеством еврейского народа.

Преднамеренная казнь примерно шести миллионов евреев нацистами во время Второй мировой войны затмила все предыдущие мученические испытания. В современной еврейской литературе жертвы считаются мучениками, поскольку они умерли по единственной причине того, что они евреи. В отличие от предыдущих случаев, им не была предоставлена ​​возможность спасти свою жизнь, отрекшись от своей веры. В Израиле библиотека Яд Вешем содержит большинство сохранившихся записей о Холокосте.

Первоначальное значение греческого слова martys было «свидетель»; в этом смысле оно часто используется в Новом Завете. Поскольку самым поразительным свидетельством своей веры, которое христиане могли принести, была смерть, а не отрицание ее, это слово вскоре стало использоваться по отношению к тому, кто был не только свидетелем, но и конкретно свидетелем смерти. Это использование присутствует, по крайней мере, имплицитно, в Деяниях 22:20 и Откровении 2:13.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Первыми христианскими мучениками были св. Стефан и св. Иаков. Из апостолов наиболее важными мучениками были СС. Петр и Павел, оба казненные в Риме. Климент Римский описывает их как Божьих атлетов, борющихся за небесную награду, и упоминает «великое множество», казненных одновременно. В начале 2-го века Игнатий Антиохийский описал свое предполагаемое мученичество как способ «достижения Бога» и призвал римских христиан не прилагать никаких усилий для его пощады. В спорадических гонениях первых двух столетий мученичество не было особенно частым, но христиане высоко ценили мучеников. Римский император Марк Аврелий, напротив, считал их постоянство театральным. Позиция правительства была не совсем ясной. Должны ли христиане были осуждены как христиане из-за конкретных уголовных обвинений или из-за преступлений, присущих исповеданию христианства? В любом случае им было приказано доказать свой отказ от христианства, принося жертвы римским богам; когда они отказались это сделать, их казнили.

С течением времени и с новым акцентом на мученичество (часто рассматриваемое как замена крещению) во время гонений при Декии (250 г. н.э.) и Диоклетиане (303–311 гг. н.э.) подлинные деяния первых мучеников часто заменены легендарными рассказами (например, ни одна из версий смерти Игнатия не является подлинной). Самые ранние из сохранившихся христианских мартирологов — это сирийский Brevia rium сирийский (411 г. по Р.Х.) и Иеронимиан (середина V века), который предположительно написан святым Иеронимом, но это утверждение отвергается критиками.

Исламское обозначение шахид (араб. «свидетель») эквивалентно и в некотором смысле производно от иудео-христианского понятия мученика. Полное значение слова «свидетель смерти» не встречается в Коране, но получает явное толкование в последующей литературе хадисов, в которой утверждается, что мученики среди воинства небесного стоят ближе всего к престолу Бога.

Хотя детали статуса, присваиваемого мученичеством ( например, , освобождается ли мученик от определенных ритуалов погребения) обсуждались среди догматиков, общепринято, что ранг шахид состоит из двух групп правоверных: тех, кто погиб во время джихада или священной войны, и тех, кто был убит несправедливо. Этот термин неофициально используется для почитания любого, кто умирает жалкой смертью (, например, при родах; в чужой стране). Среди шиитской ветви мучеником по преимуществу является Хусейн ибн Али ( ок. 629–680), чья смерть от рук соперничающей суннитской фракции под предводительством Язида отмечается каждый год в течение первых 10 дней месяца Мухаррам.

Несмотря на то, что в буддизме явно отсутствует история преследований или насильственных конфликтов с другими религиями, он все же признает среди своих приверженцев почтенный класс мучеников. Комментарий Jātaka (qv ) к прежним жизням Будды является в некотором смысле мартирологом бодхисаттвы («будущего будды») и его учеников, рассказывающим об их постоянном самопожертвовании и неоднократных смертях. В буддизме Махаяны (Великой колесницы) решение человека, которому суждено стать буддой в той или иной жизни, отложить собственное просветление, чтобы облегчить страдания других, рассматривается как мученичество.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts