Виды отражения в психологии: 5. Виды психического отражения

Виды отражения. Особенности психического отражения

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Отражение это общее свойство любых материальных объектов. Оно характеризует их способность в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них объектов (явлений).

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми объектами. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях: отражение способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них.

  1. Отражение не является застывшим понятием, оно обогащается в ходе своего развития.

  2. В понятии заключена идея существования различных форм и уровней отражения. 

Физическое отражение — самый простой вид отражения, является наиболее распространенным.свойственно всем материальным объектам (неживым и живым).

Биологическое отражение — проявляется в том, что живой организм реагирует на жизненно значимое воздействие физиологическими процессами, происходящими в нем. Свойственно только живым объектам (растениям, животным, человеку).

Психическое отражение — наиболее сложный вид отражения. Способность организма реагировать не на непосредственно жизненно значимый раздражитель, а на другой, который сам по себе нейтрален, но несет в себе информацию о присутствии жизненно значимого воздействия  свойственно только человеку и животным

Особенности психического отражения:

  • оно идеально по форме;

  • оно субъективно по содержанию;

  • оно имеет процессуальный характер;

  • оно обращено не только к настоящему, но также к прошлому и будущему.

Обобщим и дополним всё вышесказанное. Специфика психического отражения.

  1. Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой. 

  2. Психическое отражение имеет активный характер, оно связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий. 

  3. В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. 

  4. Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь. 

  5. Носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека. 

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Психическое отражение это (в психологии)

Данное понятие является философским, ведь это отражение не в буквальном смысле. Оно представляет собой некое явление, которое проявляется при помощи пропущенных через сознание образов и состояний личности.

Другими словами, психическое отражение – это особая форма динамичной связи человека с миром, в процессе которого появляются новые желания, формируются мировоззрение, позиции, а также вырабатываются конкретные решения каких-то задач. Любой индивид способен управлять своей личной реальностью, представляя ее в художественных или каких-то других образах.

Особенности и свойства

Психическое отражение имеет ряд определенных моментов, которые являются его индивидуальными проявлениями. Существуют некоторые особенности психического отражения:

  • Психические образы появляются в ходе активного времяпрепровождения человека.
  • Психическое отражение дает возможность осуществлять какую-то деятельность.
  • Имеет опережающий характер.
  • Дает возможность достоверно представлять окружающий мир.
  • Прогрессирует и совершенствуется.
  • Изменяется через индивидуальность.

Характеристика данного процесса

Личность способна воспринимать реальный мир, находить свое предназначение, иметь развитие внутреннего мира лишь благодаря этому процессу. К сожалению, не каждый индивид верно отражает эти явления – такая проблема возникает у людей, имеющих психические отклонения.

Рекомендуем: Осмысленность — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Что же касается здорового человека, то у него существуют такие критерии психического отражения:

1. Динамичность. В течение жизни у каждого человека видоизменяются мысли, установки и чувства. Именно поэтому может измениться и психическое отражение, ведь различные обстоятельства очень существенно на него влияют.

2. Активность. Данный процесс не может сосуществовать с пассивным поведением или регрессом. Благодаря этому качеству психики индивид, сам того не понимания, постоянно ищет наилучшие и самые комфортные условия.

3. Объективность. Личность постепенно развивается, поэтому и психика получает постоянный прогресс. Так как мы изучаем окружающую среду благодаря деятельности, психическое отражение объективно и закономерно.

4. Субъективность. Несмотря на то что данный процесс объективен, но на него также влияет и прошлое индивида, его окружение и собственный характер.

Именно поэтому характеристика включает субъективность. Каждый из нас смотрит на один и тот же мир и события по-своему.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Понятие объективности в психологии

5. Скорость. Наше умение молниеносно решать какие-то задачи существует благодаря психике. Оно имеет право именоваться превосходящим действительность.

Стадии и уровни

Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:

1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.

Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды.

Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.

2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.

Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании. Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.

Формы

Отражение не чуждо всем живым организмам при соприкосновении с другими объектами. Можно выделить три формы психического отражения:

1. Физическая. Это непосредственная взаимосвязь. Данный процесс имеет ограничение во временных рамках. Такие свойства незначительны для любого из объектов (неизменность следов связи), так как происходит разрушение.

2. Биологическая. Данная форма характерна лишь для живых существ, и в этом ее особенность. Благодаря ей подобные организмы могут «зеркалить» как живую, так и альтернативную природу.

Биологическая форма психического отражения подразделяется на несколько видов:

  • Раздражимость (ответ живых существ на реалии и процессы этого мира).
  • Чувствительность (умение отражать другие объекты в виде ощущений).
  • Психическое отражение (умение изменять свой характер в зависимости от ситуации).

3. Психическая. Самая непростая и прогрессивная форма отражения. Она не считается бездеятельным зеркальным дубликатом этого мира. Она четко связана со сканированием, решениями.

Прежде всего это активно отражаемый окружающий мир в связи с конкретной проблемой, опасностью или нуждой. Для этой формы свойственны:

  • Отражение как этапы преодоления индивидуумом самого себя, собственной жизни и привычек.
  • Отражение как самоконтроль и развитие.
  • Отражение как этап изучения личностью окружающих.
  • Отражение как стадия изучения индивидом общественной жизни и взаимоотношений.

Понимание психики как части определенного вида отражения позволяет утверждать, что оно не возникает внезапно или случайно, как что-то непонятное в природе. Психическое отражение можно исследовать как трансформацию производных отпечатков в субъективное переживание и на этом основании строить пространственный образ.

Таким образом, в фундаменте психического отражения находится первичное взаимодействие с окружающей средой, но для данного процесса необходима вспомогательная активность по созданию образов объектов в ноле поведения субъекта. Автор: Лена Мелисса

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Models of Reflection — Reflective Practice Toolkit

Введение

Если вы не привыкли к рефлексии, может быть трудно понять, с чего начать процесс. К счастью, есть много моделей, которыми вы можете руководствоваться в своих размышлениях. Ниже приведены краткие описания четырех самых популярных моделей, расположенных в порядке от простого к более сложному (совет: вы можете выбрать любое изображение, чтобы увеличить его и облегчить чтение).

Вы заметите много общего в этих и любых других моделях, с которыми вы столкнетесь. Каждая модель использует несколько иной подход, но все они охватывают схожие этапы. Основное отличие заключается в количестве включенных шагов и в том, насколько тщательно их создатели выбрали. Разные люди будут тянуться к разным моделям в зависимости от собственных предпочтений.

Цикл ЭРА

Цикл ЭРА (Джаспер, 2013) является одной из самых простых моделей рефлексии и содержит всего три этапа:

  • Опыт
  • Отражение
  • Действие

Цикл показывает, что мы начнем с опыта, либо чего-то, через что мы прошли раньше, либо чего-то совершенно нового для нас. Этот опыт может быть положительным или отрицательным и может быть связан с нашей работой или чем-то еще. Как только что-то было пережито, мы начинаем размышлять о том, что произошло. Это позволит нам обдумать опыт, изучить свои чувства по поводу того, что произошло, и принять решение о следующих шагах. Это приводит к последнему элементу цикла — совершению действия. То, что мы делаем в результате опыта, будет отличаться в зависимости от человека. Это действие приведет к другому опыту, и цикл продолжится.

Джаспер, М. (2013). Начало рефлексивной практики. Андовер: Cengage Learning.

Модель What Дрисколла

Еще одна простая модель была разработана Дрисколлом в середине 1990-х годов. Дрисколл основал свою модель «3 Что» на ключевых вопросах, заданных Терри Бортоном в 1970-х годах:

  • Что?
  • И что?
  • Что теперь?

Задавая себе эти три простых вопроса, мы можем начать анализировать и учиться на собственном опыте. Во-первых, мы должны описать, какой была ситуация или опыт, чтобы поместить его в контекст. Это дает нам ясное представление о том, с чем мы имеем дело. Затем мы должны поразмыслить над опытом, задав вопрос: «Ну и что?» — что мы узнали в результате опыта? Заключительный этап предлагает нам подумать о действии, которое мы предпримем в результате этого размышления. Изменим ли мы свое поведение, попробуем что-то новое или будем продолжать как есть? Важно помнить, что в результате размышлений может не быть никаких изменений и что мы чувствуем, что делаем все как надо. Это в равной степени справедливо и в качестве результата, и вам не следует беспокоиться, если вы не можете придумать, что изменить.

Бортон, Т. (1970) Дотянись, дотронься и научи. Лондон: Хатчинсон.

Дрисколл, Дж. (ред.) (2007 г.) Практика клинического наблюдения: рефлексивный подход для медицинских работников. Эдинбург: Эльзевир.

Экспериментальный цикл обучения Колба

Модель Колба (1984 г.) делает шаг вперед. Основанная на теориях о том, как люди учатся, эта модель основана на концепции развития понимания посредством реального опыта и включает четыре ключевых этапа:

  • Бетонный опыт
  • Светоотражатель
  • Абстрактная концептуализация
  • Активное экспериментирование 

Модель утверждает, что мы начинаем с опыта — либо повторения чего-то, что произошло раньше, либо чего-то совершенно нового для нас. На следующем этапе мы размышляем о пережитом и отмечаем в нем все, с чем не сталкивались раньше. В результате мы начинаем разрабатывать новые идеи, например, когда происходит что-то неожиданное, мы пытаемся понять, почему это может быть. На заключительном этапе мы применяем наши новые идеи к различным ситуациям. Это демонстрирует обучение как прямой результат нашего опыта и размышлений. Эта модель похожа на ту, которую используют маленькие дети при изучении основных понятий, таких как «горячо» и «холодно». Они могут коснуться чего-то горячего, обжечься и быть более осторожными в отношении прикосновения к чему-то, что потенциально может причинить им вред в будущем.

Колб, Д. (1984) Экспериментальное обучение: опыт как источник обучения и развития. Река Аппер-Сэдл: Прентис-холл.

Рефлексивный цикл Гибба

Окончательная модель основывается на трех других и добавляет дополнительные этапы. Это одна из наиболее сложных моделей рефлексии, но, возможно, вам покажется, что несколько стадий процесса помогают вам успокоиться. Цикл Гибба состоит из шести стадий:

  • Описание
  • Чувства
  • Оценка
  • Анализ
  • Заключение
  • План действий

Как и в случае с другими моделями, Gibb’s начинается с краткого изложения опыта, над которым он размышляет. Затем это побуждает нас сосредоточиться на своих чувствах по поводу опыта, как во время него, так и после него. Следующий шаг включает в себя оценку опыта — что в нем было хорошего или плохого с нашей точки зрения? Затем мы можем использовать эту оценку, чтобы проанализировать ситуацию и попытаться разобраться в ней. Этот анализ приведет к выводу о том, какие другие действия (если таковые имеются) мы могли бы предпринять для достижения другого результата. Заключительный этап включает в себя составление плана действий, который мы можем предпринять в следующий раз, когда окажемся в подобной ситуации.

Гиббс, Г. (1998) Обучение на практике: Руководство по методам преподавания и обучения. Оксфорд: Отделение дополнительного образования, Оксфордский политехнический институт.

Подумайте… Какая модель?

Подумайте о моделях, описанных выше. Какие-то из них вам нравятся или вы нашли другую модель, которая вам подходит? Считаете ли вы модели в целом полезными или они слишком ограничительны?

Плюсы и минусы моделей рефлексивной практики

Предостережение относительно моделей рефлексивной практики (или любой другой модели). Хотя они могут быть отличным способом начать думать об отражении, помните, что у всех моделей есть свои недостатки. Краткое изложение плюсов и минусов можно найти ниже:

Pros
  • Предложите структуру, которой нужно следовать
  • Обеспечить полезную отправную точку для тех, кто не знает, с чего начать
  • Позволяет оценить все уровни ситуации
  • Вы узнаете, когда процесс завершится
Минусы
  • Подразумевают, что шаги должны выполняться определенным образом
  • В реальном мире вы не можете начать «с самого начала»
  • Модели могут применяться не во всех ситуациях
  • Рефлексивная практика — это непрерывный процесс 

Заключение

Это лишь некоторые из доступных светоотражающих моделей. Вы можете найти тот, который работает для вас, или вы можете решить, что ни один из них на самом деле не подходит. Эти модели представляют собой полезное руководство или отправную точку, но размышление — это очень личный процесс, и каждый будет работать над ним по-своему. Потратьте некоторое время, чтобы попробовать разные подходы, пока не найдете тот, который работает для вас. Вы можете обнаружить, что с течением времени, когда вы становитесь рефлексивным практиком, вы пробуете разные методы, которые соответствуют вашим текущим обстоятельствам. Важная часть заключается в том, что это работает — если это не так, вам, возможно, придется двигаться дальше и попробовать что-то еще.

Размышление о том, как вы делаете что-то – Эффективология

 

Рефлексивная практика предполагает активный анализ вашего опыта и действий, чтобы помочь себе улучшить и развиться.

Например, спортсмен может заниматься рефлексивной практикой, размышляя об ошибках, которые он сделал во время тренировки, и выясняя, как избежать этих ошибок в будущем.

Рефлексивная практика может быть полезна в различных ситуациях, поэтому стоит понять эту концепцию. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше о рефлексивной практике и увидите, как вы можете заниматься ею самостоятельно, а также что вы можете сделать, чтобы побудить других заниматься ею.

 

Содержание

Примеры рефлексивной практики

Примером рефлексивной практики является спортсмен, который после каждой тренировки думает о том, что он сделал хорошо, что он сделал плохо, почему он сделал то, что сделал, и что они могут сделать в будущем, чтобы улучшить свои показатели.

Кроме того, примеры рефлексивной практики появляются во многих других областях. Например:

  • Учащийся может заняться рефлексивной практикой, размышляя о том, как он готовился к недавнему тесту и как в итоге показал себя, чтобы выяснить, как он может учиться более эффективно в следующий раз.
  • Медицинский работник может заниматься рефлексивной практикой, думая о недавней процедуре, которую он выполнил, чтобы определить ошибки, которые они сделали, и выяснить, как избежать их в будущем.
  • Представитель отдела кадров может провести рефлексивную практику, обдумав недавние собеседования, которые он провел с потенциальными новыми сотрудниками, чтобы определить, необходимы ли все этапы собеседования и нужны ли какие-либо другие шаги.

 

Польза рефлексивной практики

Есть много потенциальных преимуществ рефлексивной практики. К ним относятся, прежде всего, следующие:

  • Приобретение новых знаний.
  • Уточнение существующих знаний, например, путем исправления текущих заблуждений.
  • Улучшение понимания связи между теорией и практикой.
  • Улучшение понимания причин ваших действий с точки зрения таких факторов, как почему вы делаете то, что делаете, и почему вы делаете что-то определенным образом.
  • Улучшение ваших целей и правил, которые вы используете для принятия решений (это также связано с концепцией двойного цикла обучения ).
  • Лучшее понимание себя с точки зрения таких факторов, как ваши сильные и слабые стороны.
  • Развитие ваших метакогнитивных способностей, например, когда речь идет о вашей способности более эффективно анализировать свои мысли.
  • Повышение чувства автономии, компетентности и контроля.
  • Повышение мотивации к действию.
  • Повышение производительности, например, благодаря обучению тому, как действовать более эффективно, или благодаря большей мотивации к действию.

Эти преимущества могут относиться не только к конкретной области, в которой вы занимаетесь рефлексивной практикой, но и к другим областям. Например, если музыкант занимается рефлексивной практикой в ​​​​отношении того, как он играет на своем инструменте, он может улучшить свое понимание своих предпочтений как ученика, что может помочь ему, когда дело доходит до академических занятий.

Наконец, обратите внимание, что в некоторых случаях рефлексивная практика считается не только полезной, но и крайне важной для достижения целей людей. Как отмечает один ученый:

«Недостаточно просто иметь опыт, чтобы учиться. Если не осмыслить этот опыт, он может быть быстро забыт или потерян его обучающий потенциал. Именно из чувств и мыслей, возникающих в результате этого размышления, могут рождаться обобщения или понятия. И именно обобщения позволяют эффективно справляться с новыми ситуациями.

Точно так же, если предполагается, что поведение должно быть изменено путем обучения, недостаточно просто изучить новые концепции и разработать новые обобщения. Это обучение должно быть проверено в новых ситуациях. Учащийся должен установить связь между теорией и действием, планируя это действие, выполняя его, а затем размышляя над ним, связывая то, что происходит, с теорией».

— Из книги «Обучение действием: руководство по методам преподавания и обучения» Грэма Гиббса (1988)

В целом, у рефлексивной практики есть много потенциальных преимуществ, включая лучшее понимание обоснования ваших действий, усиление чувства контроля и повышение производительности, и эти преимущества могут распространяться на дополнительные области помимо той, в которой вы участвовали. рефлексивная практика.

 

Как заниматься рефлексивной практикой

В широком смысле рефлексивная практика включает в себя размышления о том, как вы что-то делаете, и попытки понять, почему вы делаете то, что делаете, и что вы можете сделать лучше. Таким образом, есть много способов заниматься этим, и разные подходы к рефлексивной практике будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах.

Одним из примечательных способов заниматься рефлексивной практикой является задавать наводящие вопросы. Например, когда дело доходит до рефлексивной практики в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:

  • Что я чувствовал во время этого события?
  • Каковы были мои цели?
  • Что я делал в основном?
  • Что прошло хорошо?
  • Что пошло не так?
  • Что мне делать так же в следующий раз?
  • Что мне следует сделать по-другому в следующий раз?

Точно так же вы можете заниматься рефлексивной практикой с помощью рефлексивного письма , которое также может принимать различные формы, такие как ответы на наводящие вопросы, создание подробного повествования о недавнем событии или набросок диаграммы для анализа ваших мыслей. Это может быть полезно, когда речь идет об улучшении вашей способности размышлять, а также имеет дополнительное преимущество, поскольку дает вам возможность просмотреть свои первоначальные размышления, особенно если вы собираете свои записи в постоянном месте, например, в дневнике размышлений.

Решая, как заниматься рефлексивной практикой, очень важно найти конкретные подходы, которые лучше всего подходят для вас в вашей конкретной ситуации. Это означает, например, что если вы пытаетесь заниматься рефлексивным письмом, но постоянно обнаруживаете, что мысли вслух работают лучше для вас, то вместо этого вполне приемлемо делать это. Точно так же, хотя обратная связь с коллегами в некоторых случаях может способствовать размышлению, в других она может и помешать, поэтому вам следует использовать ее только в том случае, если вы обнаружите, что она вам помогает.

Наконец, имейте в виду, что в краткосрочной перспективе заниматься рефлексивной практикой, как правило, труднее и требует больше времени, чем действовать без рефлексии, особенно когда речь идет об рефлексии по мере развития событий, и это может сделать людей склонными к избегая отражения. Кроме того, трудности рефлексивной практики иногда делают ее непрактичной, а это означает, что люди должны избегать ее в определенных ситуациях. Тем не менее, в тех случаях, когда можно разумно размышлять, это часто оказывается полезным в долгосрочной перспективе, как с точки зрения производительности, так и с сопутствующими преимуществами, такими как личностный рост. .

В общем, вы можете заниматься рефлексивной практикой различными способами, например, задавая себе наводящие вопросы о своих действиях или описывая свой опыт. Различные подходы к рефлексивной практике будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах, поэтому вам следует пробовать различные подходы, пока не найдете те, которые лучше всего подходят для вас.

 

Рефлексивный цикл

Рефлексивный цикл Гиббса — это процесс руководства рефлексивной практикой. Он включает в себя следующие шаги по порядку:

  1. Описание. Опишите, что произошло, без оценок и анализа. Например, вы можете спросить себя, где вы были, кто еще присутствовал и что произошло.
  2. Чувства. Опишите, что вы чувствовали, о чем вы думали и что вы чувствуете сейчас, опять же без суждения или анализа.
  3. Оценка. Оцените все, что произошло, например, спросив себя, что прошло хорошо, а что плохо.
  4. Анализ. Проанализируйте ситуацию, чтобы попытаться разобраться во всем, что произошло. Например, вы можете спросить себя, почему то, что шло хорошо, пошло хорошо, почему то, что шло плохо, пошло плохо, и почему вы поступили именно так.
  5. Заключение. Сделайте выводы на основе полученной информации. Начните с общих выводов, а затем переходите к конкретным, относящимся к вашей конкретной ситуации. Например, вы можете начать с формирования общих выводов о том, как люди ведут себя в определенных ситуациях, а затем перейти к формированию более конкретных выводов о том, что это означает для того типа ситуации, в которой вы находитесь.
  6. План действий. Решите, что вы собираетесь делать по-другому в следующий раз, основываясь на том, что вы узнали. Например, если вы понимаете, что дела пошли плохо из-за того, что вы совершили определенную ошибку в результате невнимательности, придумайте, как вы собираетесь действовать в будущем, чтобы не повторить эту ошибку снова.

Примечание : в дополнение к рефлексивному циклу Гиббса существуют другие модели, которые можно использовать для руководства рефлексивной практикой, например 9.0125 Цикл экспериментального обучения Колба . Эти модели обычно вращаются вокруг концепции экспериментального обучения , которое представляет собой обучение, основанное на опыте (т. е. «обучение на практике»).

 

Типы отражения

Можно провести различие между тремя типами отражения, исходя из вашего временного отношения к событию, о котором вы размышляете. Исходя из этого различия, выделяют три основных типа отражения:

  • 902:40 Упреждающее отражение.   Упреждающее отражение — это отражение, которое выполняется до того, как произойдет событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что может произойти, с какими проблемами вы, вероятно, столкнетесь, как вы должны реагировать и что вы можете сделать, чтобы подготовиться.
  • Отражение в действии.   Отражение в действии — это отражение, которое выполняется , когда происходит событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что происходит в настоящее время, все ли идет так, как вы ожидаете, как вы себя чувствуете и есть ли что-то, что вы должны делать по-другому.
  • Размышление о действии. Отражение действия — это отражение, которое выполняется после того, как произошло событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что произошло, что прошло хорошо и что вы должны были сделать по-другому.

Эти типы отражения концептуально схожи, хотя между ними есть небольшие различия. Например, когда дело доходит до упреждающего размышления, вы должны полагаться на прогнозы будущих переживаний, а не на эти реальные переживания или ваши воспоминания о них, хотя вы можете использовать свой прошлый опыт для обоснования этих прогнозов. Точно так же, когда дело доходит до размышлений в действии, вам, возможно, придется заниматься размышлениями быстрее и под более сильным давлением, если вы хотите иметь возможность использовать размышления для информирования своих действий по мере того, как разворачивается рассматриваемое событие.

 

Уровни рефлексии

Вы можете заниматься рефлексией по-разному и в разной степени. Например, когда дело доходит до размышлений, есть разница между простым вопросом «Хорошо ли я поступил?» и спрашивая себя: «Насколько хорошо я справился, почему я сделал то, что сделал, и что я могу сделать лучше?».

Эти разные формы отражения можно рассматривать как отличные друг от друга и как разные уровни отражения в рамках единой иерархии или континуума. Обычный пример того, как рефлексия может быть классифицирована на основе этого, — это различие между поверхностное отражение  и глубокое отражение , где глубокое отражение включает в себя отражение, которое является более глубоким в различных отношениях.

С практической точки зрения важнее всего понимание того, что в различных ситуациях вам может быть полезен разный уровень рефлексии. Например, в некоторых случаях может быть предпочтительнее заняться поверхностным размышлением и просто идентифицировать тот факт, что вы допустили ошибку, в то время как в других случаях может быть предпочтительнее заняться глубоким размышлением, выяснив, почему вы ошиблись. совершили ошибку и что вы можете сделать, чтобы не допустить ее снова.

Примечание : для различения поверхностного и глубокого отражения иногда используются другие термины, например, мелкое отражение или поверхность   отражение (вместо поверхностное полное отражение ) и 909125 вместо глубокое отражение ).

 

Использование самодистанцирования для помощи в размышлении

В некоторых случаях может быть полезно использовать самодистанцирование , чтобы помочь процессу отражения. Это может помочь вам лучше понять свои действия, уменьшив такие проблемы, как эгоцентрическая предвзятость , которая может помешать рефлексии. Чтобы использовать самодистанцирование таким образом, вы можете сделать следующее:

  • Спросите себя, какой совет вы бы дали кому-то другому, если бы он оказался в той же ситуации, что и вы.
  • Избегайте говорить от первого лица при рассмотрении своей работы (например, вместо того, чтобы спрашивать: «Что может I поступили по-другому?», спросите: «Что могли вы сделать по-другому?»).
  • При рассмотрении событий, в которых вы участвовали, старайтесь визуализировать их не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других участников или с общей внешней точки зрения.

 

Рефлексивная практика как совместная деятельность

Можно заниматься рефлексивной практикой как частью совместной деятельности. Этот тип размышления может принимать различные формы, например, обсуждение вашего опыта с группой других людей или обращение к опытному человеку с наводящими вопросами, чтобы помочь вам в размышлении.

Совместная рефлексивная практика имеет как потенциальные преимущества, так и недостатки. Например, совместное размышление в составе группы может помочь людям выявить больше проблем, связанных с их действиями, чем они смогли бы определить самостоятельно, в результате того, что они столкнулись с большим количеством точек зрения. В то же время, однако, такой подход может сделать процесс размышления гораздо более напряженным для застенчивых людей.

Соответственно, важно учитывать потенциальные преимущества и недостатки различных подходов к рефлексивной практике при принятии решения о том, использовать ли совместную практику в ваших конкретных обстоятельствах, и если да, то в какие сроки.

Примечание : явление, связанное с общей рефлексивной практикой, — это эффект протеже , который представляет собой психологический феномен, при котором обучение, притворство в обучении или подготовка к обучению информации другим помогает человеку усвоить эту информацию. В частности, эффект протеже означает, что помощь другим заниматься рефлексивной практикой может улучшить вашу собственную способность делать это, а также может помочь вам, когда дело доходит до изучения других вещей.

 

Как поощрять рефлексивную практику других

Чтобы побудить других заниматься рефлексивной практикой, вы можете начать со следующего:

  • Объясните, что такое рефлексивная практика.
  • Объясните, чем полезна рефлексивная практика.
  • Объясните, как заниматься рефлексивной практикой.

При этом можно руководствоваться материалом, представленным в предыдущих разделах этой статьи, о том, как самостоятельно заниматься рефлексивной практикой.

Сделав это, вы сможете создать среду, способствующую рефлексивной практике, и помочь людям вовлечься в нее, помня при этом, что разные люди получат пользу от разных подходов к рефлексии. Например, некоторым людям будет полезно, если кто-то пройдет с ними через каждую стадию цикла размышлений, в то время как другие выиграют больше, если просто покажут, как работает размышление, а затем оставят их размышлять самостоятельно.

В качестве альтернативы вы также можете использовать более внешний подход к рефлексивной практике, проводя людей через рефлексивную практику, не объясняя им полностью концепцию.

Наконец, обратите внимание, что в целом следует избегать форсирования процесса осмысления или принуждения людей к «признанию» того, что они сделали неправильно, так как это может привести к неэффективному осмыслению, а также к различным другим проблемам. Например, когда люди знают, что они будут оцениваться на основе их ответов в процессе размышления, они могут отвечать нечестно и стратегически, давая ответы, которые, по их мнению, оценивающий их человек хочет, чтобы они дали. Точно так же этот вид принудительного размышления также может привести к таким проблемам, как повышенный стресс, а также к повышенной враждебности по отношению к процессу размышления и людям, которые им руководят.

Соответственно, в тех случаях, когда это возможно и полезно, вы должны разрешить людям делать свои размышления приватными. Кроме того, вам также следует избегать строгого шаблона рефлексии в тех случаях, когда это контрпродуктивно, и вместо этого позволять людям участвовать в рефлексии так, как это лучше всего подходит для них.

 

Связанные понятия

Два понятия, которые часто обсуждаются в связи с рефлексивной практикой, это рефлексивность и критическое отражение :

  • R гибкость  описывает способность и склонность людей проявлять общее самосознание и рассматривать себя по отношению к своему окружению.
  • C критическое размышление описывает обширный и глубокий тип размышления, который включает в себя осознание того, как ваши предположения влияют на вас, а также рассмотрение ваших действий и обязанностей с моральной, этической и социальной точек зрения.

Кроме того, другой тесно связанной концепцией является рефлексивное обучение , которое включает в себя активный мониторинг ваших знаний, способностей и результатов в процессе обучения и их оценку с целью поиска путей улучшения.

Термины рефлексивная практика и рефлексивное обучение относятся к схожим понятиям, и поскольку их определения различаются и даже частично совпадают в некоторых источниках, они иногда используются взаимозаменяемо.

Тем не менее, один примечательный способ провести различие между ними состоит в том, чтобы сказать, что люди участвуют в рефлексивном обучении в отношении событий, где обучение является основной целью, и в рефлексивной практике в отношении событий, где обучение является а не основной целью. цель. Например, студент-медсестра может заниматься рефлексивным обучением, изучая, как выполнять определенную процедуру, тогда как опытная медсестра может заниматься рефлексивной практикой, выполняя ту же процедуру в рамках своей повседневной жизни.

В качестве альтернативы, рефлексивное обучение можно рассматривать как заметный тип рефлексивной практики, которая, в частности, вращается вокруг улучшения обучения.

В целом, нет четкого различия между рефлексивной практикой и рефлексивным обучением, и эти термины иногда используются взаимозаменяемо. Однако потенциальные различия между этими терминами, как правило, не важны с практической точки зрения, поскольку они вряд ли повлияют на то, как основные концепции реализуются на практике.

 

Резюме и выводы

  • Рефлексивная практика включает активный анализ вашего опыта и действий, чтобы помочь себе улучшить и развиться.
  • Есть много потенциальных преимуществ рефлексивной практики, в том числе лучшее понимание обоснования ваших действий, усиление чувства контроля и повышение производительности, и эти преимущества могут распространяться на дополнительные области помимо той, в которой вы занимались рефлексивной практикой.
  • Вы можете варьировать способ участия в рефлексивной практике в зависимости от обстоятельств, ваших предпочтений и целей; например, в некоторых случаях вам могут помочь быстрые размышления, поскольку события еще разворачиваются, в то время как в других вам могут помочь более тщательные размышления после того, как событие завершилось.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts