Виды психические процессы: Психические процессы — Психологос

Виды психических процессов: внимание

Что такое психические процессы

Замечание 1

Понятие «психические процессы» является одним из ключевых в психологии. Под этим термином понимают процессы психической деятельности человека, которые имеют специальные функции в целостной структуре психики.

Психические процессы имеют ряд определённых характеристик, так они:

  • кратковременны
  • быстропротекающие
  • являются откликом на происходящее
  • тесно связаны между собой

Психические процесс сливаясь воедино образуют психику личности. Психика постоянно изменяется под влиянием окружающей действительности. Изучение психики всегда происходит в динамике, в процессе взаимодействия. Психические процессы так же изучают в динамике.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать. Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления.

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

  • ощущения
  • рефлексию
  • речь
  • восприятие
  • представление
  • внимание
  • мышление
  • память
  • воображение

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

  • эмоции
  • аффекты
  • стресс
  • чувства

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание.

Внимание как вид психического процесса

Определение 1

Внимание представляет собой психический процесс, который направлен на концентрацию сознания на том или ином объекте, явлении, деятельности. Внимание включает в себя 2 главные составляющие: направленность и сосредоточенность.

Под направленностью понимают выбор объекта, а под сосредоточенностью предполагают отвлеченность от всего, что не связано с этим объектом. У животных внимание проявляется как настороженность, бдительность.

В эволюционном спектре развитие внимания имеет взаимосвязь с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая рефлекторная инверсия нужна для того что бы индивид мог реактивно переходить в состояние активного покоя для того что бы вести наблюдение за объектом.

В отличии от некоторых других психических процессов, процесс внимания не может быть отделен от восприятия, мышления и некоторых других психических процессов.

Внимание является характерной чертой познавательной деятельности. Еще одной характеристикой внимания является направленность, индивид может выбирать на чем он будет фокусироваться. В процессе внимания восприятие объекта индивидом меняется: при концентрации на объекте, индивид получает больше информации о нем, объект становится более ясным, четким, понятным. Процесс внимания является двусторонним. Это значит, что с одной стороны индивид может оказывать внимание объекта, а с другой стороны сам объект может привлекать внимание индивида, поэтому процесс внимания подразделяют на произвольный и непроизвольный.

Свойства внимания

Выделяют 6 основных свойств внимания, у разных индивидов они развиты в разной степени:

  • сосредоточенность
  • устойчивость
  • объем
  • распределение
  • переключение
  • рассеянность

Под сосредоточенностью понимают удерживание информации о предмете или событии в краткосрочной памяти. С сосредоточенность или иначе концентрацией имею тесную взаимосвязь нервные процессы по возбуждению.

Под устойчивостью внимания понимают способность индивида сопротивляться вещам, которые отвлекают его внимание. Устойчивость внимания не постоянная характеристика, она может усиливаться и ослабевать.

То свойство внимания, определяющее какое количество информации может храниться в области повышенного внимания индивида носит название объем памяти. Объем внимания у разных людей может отличаться, но в средним взрослый человек способен одновременно удерживать в своём внимании 4-6 объектов, ребенок школьного возраста от 2- 5 объектов.

Замечание 2

Тахистоскоп – это прибор, с помощью которого можно измерить объём внимания. Суть измерения заключается в следующем: прибор на 0,1 секунду показывает человеку некие объекты — какое количество объектов удалось запомнить человеку, такой у него объем памяти.

В понятии распределения заключается способность индивида одновременно следить за несколькими разнородными объектами или выполнением действия.

Переключение внимания — это изменение направления сознания с одного объекта, ситуации, действия на другие. Это изменение является сознательным, осмысленным, связано с новым целеполаганием.

Под понятием «рассеянность внимания» понимают неспособность индивида концентрировать свое внимание на объектах, ситуациях, действиях. Рассеянность может приводить к ошибкам внимания, к избирательному невниманию. Рассеянность появляется по различным причинам. К причинам относят:

  • бессознательное желание что-то делать
  • физические недомогания (усталость, бессонница, головная боль)
  • однообразная деятельность
  • поражение головного мозга
  • психические заболевания (невроз, депрессия)

Виды внимания

Ученые выделяют три вида внимания:

  • произвольное
  • непроизвольное
  • после произвольное

В ситуациях, когда индивид имеет перед собой определенные задачи и цели, начинает работать механизм произвольного внимания. Произвольное внимание включат в себя внимание сознательное, направленное внимание, сосредоточенность. Связь внимания основана не на специфике предмета, его способности привлекать, а на цели индивида, при этом индивиду иногда необходимо прилагать значительные усилия для концентрации внимания. Как доказана учеными умственная деятельность становится легче в тех ситуациях, когда концентрация внимания сопровождается практической деятельностью.

В механизмах непроизвольного внимания главная роль отводится предметам (ситуациям, действиям), которые привлекают внимание индивида, при этом сам индивид не имеет предварительного сознательного намерения концентрироваться на этом объекте. Непроизвольное внимание возникает по нескольким причинам: объект имеет определенные особенности, которыми он привлекает; новизна объекта, значимость объекта, ожидания от объекта.

В ситуациях, когда у индивида включается внимание, связанное с интересами, увлечениями происходит включение механизма после произвольного внимания. Этот вид внимания является осознанным, но при этом особенных усилий воли не требуется для концентрации над этим объектом.

Общая характеристика психических процессов. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию и осознанию мира: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру; способностью помнить, думать, соображать, говорить и понимать речь людей, способностью быть внимательным, способностью регулировать свое поведение и деятельность при помощи воли и эмоций.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной, познавательной деятельности человека.

Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы при помощи, которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Они формируют информационную базу психики, ориентировочную основу человека со средой.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос­редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе­риферических и центральных мозговых механизмов.

Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу­щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про­исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв­ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че­ловеку управлять действиями других людей. Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри­ятий в жизни и деятельности людей.

Основное существенное различие между ощущениями и вос­приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств пред­метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

Ощущения – начальный источник всех наших знаний: величина, форма, цвет, температура, плотность …

Ощущения – психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Деятельность человека базируется на ощущениях.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств называются раздражителями. Процесс воздействия – раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные обонятельные.

Орган чувств

– анатомо-физиологический аппарат расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирован для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Анализаторы бывают внешними (глаз, ухо) и внутренними (имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях – это сложный нервный механизм, выделяющий отдельные стороны окружающего мира.

Об оценке MBTI® | Код типа MBTI® и предпочтения личности

Теория

В основе MBTI и других инструментов типа лежит теория личности Карла Юнга, называемая психологическими типами. Юнг был швейцарским психиатром (1875-1961) и отцом аналитической психологии. Его теория представляет собой динамическую теорию личности , которая рассматривает различные способы, которыми люди наиболее естественно фокусируют свою психологическую энергию или осознание.

Юнг постулировал, что, когда мы бодрствуем, мы в первую очередь делаем две вещи нашим разумом — мы попеременно принимаем информацию или Воспринимаем и оцениваем эту информацию или Оцениваем . Юнг назвал два психологических процесса или «функции» Восприятия — Ощущение (S) и Интуицию (N) и два процесса суждения — Мышление (T) и Чувство (F). Мы сосредотачиваем наше Восприятие и наше Суждение на мире вне нас, поскольку мы Экстраверты (e), и мир внутри нас, как мы Интроверты (i).

Мы используем все четыре психологические функции Экстравертным и Интровертным способами, что дает восемь Ментальных Функций или точек зрения, известных как «Функции-Установки» (или Ментальные Процессы или Когнитивные Процессы). Мы целый день обмениваемся нашей умственной энергией между Восприятием и Суждением, в нашем внешнем и внутреннем мире, когда мы задействуем восемь Ментальных Функций Типа.

Теория психологических типов была популяризирована благодаря хорошо известному индикатору типов Майерс-Бриггс. Изабель Майерс , создательница MBTI Assessment, расширила теорию Юнга своими 16 кодами типов , которые указывают на лежащую в основе сложную информацию о том, как мы теоретически используем и развиваем психические процессы. Тип MBTI открывает дверь к ядру юнгианского психологического типа и динамическому паттерну того, как наш разум переходит от функции к функции.

Динамика типов и иерархия функций

Четыре функции Юнга: Восприятие, Интуиция, Мышление и Чувство, когда они используются во внешнем (е) и внутреннем (i) мирах, принимают очень разные формы. Когда функция используется во внешнем мире, она объективна и несет в себе быструю и активную энергию экстраверсии. Когда функция используется во внутреннем мире, она субъективна, известна только человеку, задействующему эту функцию, и, кажется, несет с собой более медленную, более преднамеренную энергию.

В соответствии с нашим Типом, мы задействуем все восемь функций в нашем внутреннем и внешнем мире с разным уровнем комфорта и легкости. Наш Тип имеет встроенные механизмы , которые помогают нам поддерживать баланс между внутренним и внешним миром, а также Восприятием и Суждением.

Функции в доминирующей или ведущей роли, обладают уникальными способностями, слепыми зонами и вкладом, которые проявляются на рабочем месте. Доминирующие функции принимают разные точки зрения и ищут информацию по «центральному вопросу». Уникальные свойства каждой из Доминантных функций выделены в наших наборах карточек-метафор «Восемь юнгианских функций-образов».

[ESTP / ESFP] Экстравертное восприятие (Se)

— Восприятие (сбор данных) во внешнем мире, которое собирает сенсорные данные в настоящем, чтобы направить следующий шаг. Соблазненный самым стимулирующим опытом. Мастер быстрых действий и настроен на устранение неполадок в данный момент. Спрашивает: Что мне предстоит и какие действия я предприму?

[ISTJ / ISFJ] Интровертное восприятие (Si) — Восприятие (сбор данных) во внутреннем мире, которое собирает данные посредством просмотра или «повторного переживания» соответствующих сенсорных переживаний. Сохраняет важные исторические факты во внутреннем банке данных. Использует опыт, чтобы прояснить и провести различие между прошлой и текущей ситуацией. Настроен на лучшие практики. Asks: Как мой накопленный опыт информирует меня о настоящем?

[ENTP / ENFP] Экстравертная интуиция (Ne) – Восприятие (сбор данных) во внешнем мире, которое собирает информацию, замечая и проводя связи между кажущимися несопоставимыми данными. Ищет новое и возможное, активно обдумывая идеи и варианты, чтобы ускорить движение вперед. Основан на развивающихся идеях, которые постоянно превращаются во что-то новое. Спрашивает: Какие закономерности проявляются и как они значат для будущего?

[INTJ / INFJ] Интровертная интуиция (Ni) – Восприятие (сбор данных) во внутреннем субъективном мире, собирающее информацию посредством бессознательного. Видит общую картину «мысленным взором». Соединяет и синтезирует информацию из различных источников, чтобы сформировать видение будущего. Акцент делается на сути вещей и потенциале трансформации. Спрашивает: Как мои озарения меняют мое представление о том, что грядет?

[ESTJ / ENTJ] Экстравертное мышление (Te) — Суждение (принятие решений) во внешнем мире, направленное на оценку информации путем организации и структурирования задач для достижения цели. Строит планы, которые требуют сегментирования ресурсов и временных рамок для достижения желаемых результатов. Сосредоточьтесь на том, чтобы сделать все как можно быстрее. Спрашивает: Какой самый четкий и эффективный план действий?

[ISTP / INTP] Интровертное мышление (Ti) – Суждение (принятие решений) во внутреннем субъективном мире, которое ищет ответы путем категоризации и анализа ситуации на основе субъективных рамок. Работает на основе основных принципов, чтобы увидеть, соответствует ли что-то соответствующей ментальной модели. Основное внимание уделяется поиску элегантных и точных решений. Спрашивает: Какой самый точный и утонченный ответ?

[ESFJ / ENFJ] Экстравертное чувство (Fe) — Суждение (принятие решений) во внешнем мире, которое оценивает ситуации, определяя ценности группы, чтобы облегчить и приспособить других. Придает большое значение согласованности в отношениях; ищет общие черты между людьми, чтобы преодолеть пробелы в понимании. Спрашивает: Какое самое гармоничное решение?

[ISFP / INFP] Интровертное чувство (Fi) — Суждение (принятие решений) во внутреннем субъективном мире, которое стремится принять решение на основе набора глубоко укоренившихся внутренних ценностей. Основное внимание уделяется решениям, поддерживающим целостность и соответствие между внутренними ценностями и внешней ситуацией или окружающей средой. Спрашивает: Поддержит ли это решение меня?

Юнг выдвинул гипотезу, что если нас поддерживает в нашем Типе наше окружение — наша семья, контекст, окружение, работа и т. д., мы естественным образом продвинемся от комфорта с нашим Доминантом и Вспомогательным через первые этапы жизни к развитию. наши менее предпочтительные функции, как мы стареем.

Доминирующая Функция

Доминирующая (или ведущая) Функция — это первая Ментальная Функция в Иерархии Типов каждого из 16 Типов; он появляется как одна из двух средних букв нашего 4-буквенного кода типа. Доминанта — это наиболее осознанная из наших функций, и теоретически это функция, которую мы используем и развили больше всего. Подобно капитану корабля или водителю автомобиля, Доминирующая Функция руководит личностью, задавая ей направление. Доминирующая функция определяет способ, которым мы наиболее комфортно адаптируемся к миру. Мы больше всего полагаемся на нашего Доминанта, который направляет нас в жизненных ситуациях, особенно в первой половине жизни.

Вспомогательная функция

Второй функцией в иерархии кодов типов является Вспомогательная (или вспомогательная) функция. Он представлен средней буквой в Коде Типа, противоположной Доминанте. Вспомогательная функция направляет Доминирующую функцию, предоставляя ей противоположный ракурс, как бы говоря – смотрите, это то, что вы забыли учесть! Вспомогательный обеспечивает баланс для Доминанта как в том, как мы обрабатываем информацию, так и в том, как мы используем нашу энергию.

Третичная функция

Третичная функция противоположна вспомогательной на той же дихотомии; она используется либо в той же, либо в противоположной позиции Доминантной функции. Третичная функция не фигурирует в четырех буквах типового кода MBTI®, поскольку это одна из функций, которая более бессознательна и требует от нас больше энергии для использования. Подобно вспомогательной функции, третичная функция помогает доминирующей функции двигаться в другом направлении, чтобы сохранять равновесие.

Четвертая или низшая функция

Второстепенная функция (также известная как четвертая функция) противоположна Доминантной функции на той же дихотомии и находится в положении, противоположном Доминантной.

Нам труднее получить доступ к этой функции, использовать ее и освоиться с ней, чем с тремя другими Ментальными Функциями в нашей Иерархии Типов. Низшая функция может быть самой проблематичной из функций в нашем Коде Типа, поскольку она по своей сути противоречит Доминантной. Цель низшей функции — предоставить нам совершенно иную точку зрения, чем наша Доминанта. Это дает нам возможность подключиться к миру бессознательного.

Пять психологических областей | Введение в психологию

Цели обучения

  • Перечислите и дайте определение пяти основным областям или столпам современной психологии

Введение в современную психологию

Современная психология — это разнообразная область, на которую влияют все исторические точки зрения, описанные в предыдущем разделе литературы. Отражением разнообразия дисциплины является разнообразие, наблюдаемое в рамках Американская психологическая ассоциация (АПА). APA — профессиональная организация, представляющая интересы психологов в США. АПА является крупнейшей организацией психологов в мире, и ее миссия состоит в продвижении и распространении психологических знаний на благо людей. В APA есть 56 подразделений, представляющих широкий спектр специальностей, от обществ психологии религии и духовности до психологии физических упражнений и спорта, поведенческой неврологии и сравнительной психологии. Отражая разнообразие самой области психологии, члены, аффилированные члены и ассоциированные члены охватывают весь спектр от студентов до психологов с докторской степенью и происходят из разных мест, включая образовательные учреждения, уголовное правосудие, больницы, вооруженные силы и промышленности (Американская психологическая ассоциация, 2014).

Ссылка на обучение

Посетите веб-сайт подразделений APA, чтобы просмотреть список всех подразделений и узнать о них больше. Студенческие ресурсы также доступны через APA.

Психологи согласны с тем, что не существует одного правильного способа изучения того, как люди думают или ведут себя. Однако существуют различные школы мысли, которые развивались на протяжении развития психологии и продолжают формировать то, как мы исследуем человеческое поведение. Например, некоторые психологи могут приписать определенное поведение биологическим факторам, таким как генетика, в то время как другой психолог может рассматривать опыт раннего детства как более вероятное объяснение поведения. Многие опытные психологи всю свою карьеру сосредоточивают только на одном аспекте психологии, таком как психология развития или когнитивная психология, или, точнее, на интеллекте новорожденных или обработке речи.

Несмотря на то, что область исследования велика и обширна, цель этого текста – познакомить вас с основными темами психологии. Вы познакомитесь с различными ветвями и подобластями дисциплины и поймете, как все они взаимосвязаны и важны для понимания поведения и психических процессов. Пять основных психологических столпов, или доменов, как мы будем их называть:

  • Домен 2: Когнитивный (включает изучение восприятия, познания, памяти и интеллекта)
  • Домен 3: Развитие (включает обучение и кондиционирование, развитие на протяжении всей жизни и язык)
  • Домен 4: Социальное и личностное (включает изучение личности, эмоций, мотивации, пола и культуры)
  • Домен 5: Психическое и физическое здоровье (включая ненормальную психологию, терапию и психологию здоровья)
  • Рисунок 1 . Пять столпов или областей психологии. Изображение адаптировано из статьи Гурунг Р.А., Хакатхорн Дж., Эннс К., Франц С., Качиоппо Дж.Т., Луп Т. и Фриман Дж.Э. (2016) «Укрепление вводной психологии: новая модель обучения вводный курс» от  Американский психолог.

    Эти пять доменов охватывают основные точки зрения или перспективы психологии. Эти точки зрения подчеркивают определенные предположения о поведении и обеспечивают психологам основу для проведения исследований и анализа поведения. Среди них есть некоторые, о которых вы уже читали, в том числе психодинамическая точка зрения Фрейда, бихевиоризм, гуманизм и когнитивный подход. Другие точки зрения включают биологическую перспективу, эволюционную и социокультурную точки зрения.

    Полезные советы

    Хороший способ запомнить основные аспекты психологии — это подумать о своей руке и связать каждый палец с известным психологическим подходом:

    • Указательный палец если бы вы думали о чем-то. Это когнитивная перспектива .
    • Средний палец: Если вы подняли средний палец, чтобы сбить кого-то, это было бы плохо поведение во многих культурах. Это представляет поведенческую перспективу, которая подпадает под область развития .
    • Безымянный палец: Обычно это то место, где вы носите обручальное кольцо. Для одних это выбор здорового образа жизни , а для других это причина стресса .

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts