ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — Страница 2 из 4
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины «состояние личности», «состояние интеллекта», «состояние сознания». Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.
Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в табл. 14.2.
Н. Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (рис.
Рис. 14.1. Виды психических состояний
№ | Принцип разделения | Крайние и переходные формы | |||
0 | По источнику формирования | 0.1. Ситуативно обусловленные (реакция на брань) | 0.2. Личностно обусловленные (эмоциональная вспышка холерика) | ||
1 | По степени выраженности | 1.1. Поверхностные(настроение) | 1.2. Глубокие (страсть) | ||
2 | По эмоциональному знаку воздействия | 2.1. Положительные (вдохновение) | 2.2. Нейтральные (равнодушие) | 2.3. Отрицательные (апатия) | |
3 | По длительности | 3.1. Кратковременные: секунды — минуты (аффект) | 3.2. Средней длительности: минуты — часы (страх) | 3.3. Продолжительные: часы и даже дни (монотония, скука, депрессия) | |
4 | По степени осознанности | 4. 1. Неосознанные (транс, сон) | 4.2. Сознательные (решительность) | ||
5 | По преобладанию рассудочного или эмоционального компонента | 5.1. Эмоциональные (страх) | 5.2. Комбинированнные (мобилизация) | 5.3. Интеллектуальные (сосредоточенность) | |
6 | По степени активации организма | 6.1. Астенические (усталость) | 6.2. Стенические (ярость) | ||
7 | По главному уровню системного проявления | 7.1. Физиологические (голод) | 7.2. Психофизиологические (страх) | 7.3. Психологические (воодушевление) |
Исходя из данной классификации можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта — в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида.
Например, общая формула состояния страха будет следующей:
0.1 / 1. 2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2
Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.2). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы — 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.
В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:
Тревога: 0.2 / 1.2 / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.2 / 7.3
Любовь: 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление: 0.1 / 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6. 1 / 7.2
Восхищение: 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).
Страницы статьи: 1 2 3 4
Классификация психических состояний Н.Д.Левитова и Е.П.Ильина. — Студопедия
Поделись
По мнению Н. Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости опл отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Опираясь на данное определение, Н. Д. Левитов предпринял попытку классификации
психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна.
По его мнению, основными классами состояний являются следующие:
1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются
индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто
вызывают у человека нехарактерные для него реакции (аффект).
2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на
переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже
настроения.
3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека (апатия, вдохновение).
4) Состояния продолжительные и кратковременные.
5) Состояния более или менее осознанные (рассеянность, решительность).
По определению Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная
реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного
результата.
По мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение). В любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.
Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н. Д. Левитов говорил о
недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е. П. Ильин считает, что исключать их из
характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место
в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения,
неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека
психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности
играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний.
Таким образом, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько основных положений:
Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и
внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.
Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в
регуляции состояний.
УГОЛОВНЫЙ КОД ГЛАВА 6. ВИНОВНОСТЬ В ОБЩЕМ ОБЩЕСТВЕ
УГОЛОВНЫЙ КОД ГЛАВА 6. ВИНОВНОСТЬ В ОБЩЕМ ОБЩЕСТВЕУГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 6. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВИНОВНОСТИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Разд. 6.01. ТРЕБОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ. (a) Лицо совершает правонарушение только в том случае, если оно добровольно участвует в поведении, включая действие, бездействие или владение.
(b) Владение является добровольным актом, если владелец сознательно приобретает или получает вещь, находящуюся во владении, или знает о своем контроле над вещью в течение времени, достаточного для прекращения его контроля. (c) Лицо, которое не совершает действие, не совершает правонарушения, если закон, как он определен в Разделе 1.07, не предусматривает, что бездействие является правонарушением, или иным образом не предусматривает, что оно обязано совершить действие.
Акты 1973 г., 63-я лег., с. 883, гл. 399, гл. 1, эфф. 1 января 1974 г. Изменено Законами 1975 г., 64-й Закон, с. 913, гл. 342, гл. 3, эфф. 1 сентября 1975 г.; Деяния 1993 г., 73-й лег., гл. 3, разд. 1, эфф. 25 февраля 1993 г.; Деяния 1993 г., 73-й лег., гл. 900, сек. 1.01, эфф. 1 сентября, 1994.
сек. 6.02. ТРЕБОВАНИЕ ВИНОВНОСТИ. (a) За исключением случаев, предусмотренных в подразделе (b), лицо не совершает правонарушения, если оно преднамеренно, сознательно, по неосторожности или по преступной небрежности не совершает действий, предусмотренных определением правонарушения.
(b) Если определение правонарушения не предписывает виновного психического состояния, то, тем не менее, требуется виновное психическое состояние, если только определение явно не обходится без какого-либо психического элемента.
(c) Если определение правонарушения не предписывает виновное психическое состояние, но, тем не менее, оно требуется в соответствии с подразделом (b), для установления уголовной ответственности достаточно наличия умысла, знания или неосторожности.
(d) Виновные психические состояния классифицируются в соответствии с относительными степенями, от высшей к низшей, следующим образом:
(1) преднамеренное;
(2) знание;
(3) безрассудный;
(4) преступная халатность.
(e) Доказательство более высокой степени вины, чем вменяемая, представляет собой доказательство вменяемой вины.
(f) Правонарушение, определенное муниципальным постановлением или постановлением окружного уполномоченного суда, не может обходиться без требования виновного психического состояния, если правонарушение наказывается штрафом, превышающим сумму, установленную Разделом 12.23.
Акты 1973 г., 63-я лег., с. 883, гл. 399, гл. 1, эфф. 1 января 1974 г. Изменено Законами 1993 г. , 73-й закон, гл. 900, сек. 1.01, эфф. 1 сентября 1994 г.
Внесены изменения:
Законы 2005 г., 79-я лег., гл. 1219 (HB 970), гл. 1, эфф. 1 сентября 2005 г.
сек. 6.03. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБВИНЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ. (а) Лицо действует преднамеренно или с намерением в отношении характера своего поведения или результата своего поведения, когда его сознательной целью или желанием является участие в поведении или причинение результата.
(b) Лицо действует осознанно или со знанием в отношении характера своего поведения или обстоятельств, связанных с его поведением, когда оно осознает характер своего поведения или существование обстоятельств. Лицо действует сознательно или со знанием дела в отношении результата своего поведения, когда оно осознает, что его поведение с достаточной степенью уверенности приведет к такому результату.
(c) Лицо действует безрассудно или безрассудно в отношении обстоятельств, связанных с его поведением или результатом его поведения, когда оно осознает, но сознательно игнорирует существенный и неоправданный риск существования обстоятельств или наступления результата. Риск должен быть такого характера и такой степени, чтобы его игнорирование представляло собой грубое отклонение от стандарта осторожности, который обычный человек проявлял бы при всех обстоятельствах с точки зрения действующего лица.
(d) Лицо действует с преступной небрежностью или проявляет преступную небрежность в отношении обстоятельств, связанных с его поведением или результатом его поведения, когда оно должно осознавать существенный и неоправданный риск того, что обстоятельства существуют или что результат будет происходить. Риск должен быть такого характера и такой степени, чтобы неспособность его осознать представляла собой грубое отклонение от стандарта осторожности, который обычный человек мог бы проявлять при всех обстоятельствах с точки зрения действующего лица.
Акты 1973 г., 63-я лег., с. 883, гл. 399, гл. 1, эфф. 1 января 1974 г. Изменено Законами 1993 г., 73-й закон, гл. 900, сек. 1.01, эфф. 1 сентября 1994 г.
сек. 6.04. ПРИЧИНА: ПОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ. (a) Лицо несет уголовную ответственность, если бы результат не наступил, если бы не его поведение, действовавшее либо отдельно, либо одновременно с другой причиной, за исключением случаев, когда одновременная причина была явно достаточной для получения результата, а поведение деятеля явно недостаточным.
(b) Лицо, тем не менее, несет уголовную ответственность за причинение результата, если единственная разница между тем, что действительно произошло, и тем, что оно желало, предвидело или чем оно рисковало, состоит в том, что:
(1) было совершено другое преступление; или
(2) другому лицу или имуществу был причинен вред, нанесен ущерб или иное воздействие.
Акты 1973 г., 63-я лег., с. 883, гл. 399, гл. 1, эфф. 1 января 1974 г. Изменено Законами 1993 г., 73-й закон, гл. 900, сек. 1.01, эфф. 1 сентября 1994 г.
Тесты психического статуса — Healthline
Что такое тесты психического статуса?
Тесты психического статуса проводятся для проверки когнитивных функций человека. Тесты могут проводиться различными поставщиками медицинских услуг, включая врачей, практикующих медсестер, фельдшеров и медсестер. Психолог обязан проводить более сложное тестирование, когда есть вопросы о конкретных нейрокогнитивных расстройствах.
Тесты психического статуса проверят ваш внешний вид, ориентацию, концентрацию внимания, память, языковые навыки и способность рассуждать. Тестирование психического статуса также может называться обследованием психического статуса или нейрокогнитивным тестированием.
Основным типом используемого теста психического состояния является мини-экзамен психического состояния (MMSE), также известный как мини-экзамен психического состояния Фольштейна. В этом тесте экзаменатор будет наблюдать за вашим внешним видом, ориентацией, концентрацией внимания, памятью, языковыми навыками и навыками суждения.
Внешний вид
Ваш экзаменатор проверит, выглядите ли вы на свой возраст. Они также будут искать любые физические особенности, которые связаны с определенными состояниями, такими как миндалевидные глаза, связанные с синдромом Дауна. Ваш экзаменатор посмотрит, хорошо ли вы ухожены. Они посмотрят, одет ли ты соответственно ситуации и погоде.
Ваш экзаменатор будет искать сигналы, чтобы увидеть, насколько комфортно вы чувствуете себя в социальных ситуациях. Они будут наблюдать за вашим языком тела. Ваш экзаменатор будет искать движения, которые характерны для определенных состояний, таких как чрезмерное движение или мышечные сокращения. Они будут наблюдать за тем, как вы устанавливаете зрительный контакт, например, они заметят, пристально ли вы смотрите или вообще избегаете зрительного контакта.
Ориентация
Ваша ориентация во времени, месте и людях будет проверена. Аномальная ориентация может свидетельствовать об употреблении алкоголя, некоторых наркотиков, черепно-мозговой травме, дефиците питательных веществ или нейрокогнитивных нарушениях.
Чтобы проверить вашу ориентацию, экзаменатор задаст вам вопросы. Они могут спросить ваше имя и возраст. Вас также спросят о вашей работе, а также о том, где вы живете. Вас также могут спросить, где вы находитесь, какое сегодня число и какое сейчас время года.
Концентрация внимания
Продолжительность концентрации внимания будет проверена, чтобы экзаменатор мог определить, способны ли вы закончить свои мысли, решить ли задачу и легко ли вы отвлекаетесь. Аномальная продолжительность концентрации внимания может указывать на синдром дефицита внимания (СДВ), а также на широкий спектр других проблем.
Экзаменатор может попросить вас считать в обратном порядке от определенного числа или написать короткое слово как в прямом, так и в обратном порядке. Вас также могут попросить следовать устным инструкциям.
Память
Будет проверена ваша недавняя и долговременная память. Потеря недавней памяти обычно указывает на медицинскую проблему, тогда как потеря долговременной памяти может указывать на другие проблемы. Ваш экзаменатор спросит вас о текущих событиях, например, о том, кто является президентом. Они также могут спросить вас о недавних событиях в вашей жизни, таких как недавняя поездка.
Чтобы проверить вашу память, экзаменатор скажет вам три слова. Через несколько минут вас попросят повторить эти слова. Экзаменатор также проверит вашу долговременную память, задав вам вопросы о вашем детстве и учебе.
Язык
Экзаменатор проверит, как вы используете язык. Например, правильно ли вы используете слова, правильно ли называете предметы, испытываете ли вы трудности с поиском слов или другие трудности с обычным использованием языка. Если испытуемый никогда не умел читать или писать, важно сообщить об этом экзаменатору. Аномальные языковые результаты могут указывать на широкий спектр проблем с психическим здоровьем.
Для языкового тестирования вас могут попросить написать полное предложение или следовать письменным указаниям. Экзаменатор также попросит вас назвать некоторые распространенные предметы в комнате, например, ручку или стол. Они также могут попросить вас назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы или относятся к определенной категории, например, к видам пищи или видам животных.