1. Сознание и его свойства. Виды сознания
В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2 сознанию присуща интенциональность
[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии
[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
Теория 7 ступеней сознания
Научная значимость данной теории возникает на основе проблемы сознания. Теория 7 ступеней сознания принимает в этой ситуации систематизирующую позицию психологического знания.
Практическая значимость
Теорию можно широко использовать в ситуациях, где необходима первичная информация о личности.
Основное содержание работы
Наблюдая в обыденной жизни за людьми, на работе (психоневрологический диспансер) и дома, я пришел к выводу, что люди заметно отличаются во взглядах, мыслях, идеях и о различных явлениях (любовь, семья, дети, смерть, секс и другие) и во многом другом, что и составляет личность, то как может человек регулировать деятельность, это и показывает уровень развития сознания человека.
Конечно, при сильном желании можно сопоставить с иерархией потребностей А. Маслоу, но, на мой взгляд, пирамида Маслоу более применима «здесь и сейчас», а данная теория является устойчивым и общим показателем доминирующей направленности личностно-мотивационной сферы. Сам А. Маслоу считал, что иерархия потребностей является не фиксированным и больше зависит от индивидуальных особенностей человека. Он исходил от потребностей, что существенно отличается от данной теории, потому что данный проект основан на различии сознания людей, а фактор, влияющий на деление по уровням сознание, является направленность мотивационной сферы личности. В теории сознания указаны границы перехода от одного уровня к другому, и каждый уровень обусловлен своими характеристиками.
Ступени сознания
7 Нирвана
6 Дементрический
5 Исследовательский
4 Пограничный
3 Нормативный
2 Потребительский
1 Инстинктивный
Мы не видим, как и где образуются потребности, но можем сказать, как и какая мотивация на удовлетворение потребности является главенствующей, исходя из того, что личность желает сделать в своей жизни.
1. На первом уровне развития сознания, т.е. на инстинктивном уровне, появляется необходимость в удовлетворении физиологических нужд. Условно, это ребенок, которому нужен уход и удовлетворение потребности физиологии, что и является доминирующей мотивацией данного уровня. Примерно от рождения до подросткового возраста.
2. Потребительский уровень, мотивация направлена на «потребление» информации извне, то есть из окружающего его мира, это сопровождается многообразием интересов, с их быстрой сменой. Условно – «подростковая любознательность». Примерный возраст от подросткового до юношеского.
4. Пограничный, здесь мотивация личности направлена на достижение успеха, если человек прошел третий уровень, — это значит, что человек построил относительно нормативно-социальную жизнь и ему необходимо удовлетворить его внутренний позыв о достижении успеха. Дальнейшее разграничивание по возрасту затруднительно, так как происходит по-разному пути и времени.
5. Исследовательский уровень – уровень, где есть потребность в открытии чего-либо нового, ранее неизвестного человечеству, начальное формирование желания личностно-духовного роста.
6. Дементрический уровень, мотивация направлена на формирование образа мира, потребность в насыщении внутреннего мира.
7. Нирвана, этот термин взят из буддийской философии, но полностью смысл этого понятия переносить на эту теорию не стоит, я вложил в это понятие свое изменение.
Нирвана – абсолютная гармония, понимание смысла жизни относительно личности. Материальный мир теряет свои позиции в иерархии нужд, большее значение приобретает духовная сторона личности.
На рисунке мы видим, что между уровнями есть еще более мелкие деления, это показатель того, что переход от одного уровня к другому идет через постепенное развитие. Также, данный отрезок показывает, что невозможно перейти на другой уровень, не испытав предыдущий.
С любого уровня может быть переход на инстинктивный уровень, в случае психических заболеваний.
Большинство из людей остаются на нормативном уровне.
У каждого из нас есть свой доминирующий мотив, который будет проявляться в деятельности и пример, где можно применить данную теорию – это психология менеджмента. Если мы будем говорить о наилучшем варианте высоко результативного работника, то – это четвертый уровень, пограничный.
В учебнике по психологии менеджмента Никифорова Г.С. говорится о том, что стимулировать мотивацию возможно тремя путями:
— деньги,
— безопасность,
— престиж.
Слева на рисунке показаны 3 стимула извне. На мой взгляд, личность может мотивировать его внутренний мир. Так, механизм работы стимула исходит изнутри, то есть из духовного состояния человека (справа на рисунке). Если личность находится на пограничном уровне, то он, придя устраиваться на работу, то есть претендент на работу будет уже иметь достаточную внутреннюю мотивацию на достижение успеха в работе, так как это потребность на этом этапе жизни.
И получается, что стимулировать работника нет необходимости, ведь он сам себе стимул – это наиболее выгодная стратегия управления персоналом в материальном плане со стороны организации. Это большая экономия сил и денег организации. Для использования теории сознания было изготовлена методика, которая сейчас находится на стадии апробации. Это единичный пример того, как и где можно использовать данную теорию.
Вывод
Данная теория 7 ступеней сознания, на мой взгляд, внесет в психологическую копилку знаний свои результаты. Конечно, есть свои плюсы и минусы, но для более результативного использования на практике необходимо дальнейшее совершенствование работы.
Переверните свое сознание: 4 типа осознания
Интересно, почему большинство из нас хочет узнать подробности о продукте или ситуации, прежде чем мы почувствуем, что можем принять правильное решение. Это только логично. Тем не менее, мы склонны принимать быстрые реактивные решения о собственном здоровье или теле. Отчасти это потому, что когда мы попали в ловушку чего-либо, особенно боли, мы переходим в реактивный режим, который является иррациональным, запрограммированным и мощным. Реактивные модели мышления исключают осознанность. Кровоснабжение вашего мозга смещается от неокортекса (мыслительные центры) к нижним частям мозга (выживание), и ваши автоматические цепи начинают работать. Этот сценарий противоположен осознанию.
Когда ваш мозг «в огне», требуются определенные навыки, чтобы обесточить эти цепи, чтобы обеспечить возможность лучшего осознания. Осознание также становится одним из основных инструментов, позволяющих успокоить вашу реакцию «бей или беги». Сложность заключается в том, что вы каким-то образом должны проникнуть обратно в свой мыслящий мозг и осознать, что находитесь в этом состоянии ума. Со временем вы поймете, с практикой, что глубокое осознание — невероятно мощный инструмент и платформа для жизни. Тогда вы сможете применять практики, которые стимулируют нейропластические изменения в вашем мозгу. Последовательность такова: 1) осознание; 2) разделение; и 3) перепрограммирование.
Осознание — это начало
Осознание можно определить как «полную связь с настоящим моментом».
Источник: LIGHTFIELD STUDIOS/AdobeStock
Осведомленность будет иметь решающее значение на протяжении всего вашего Путешествия и, в конечном итоге, вашей жизни.Есть четыре точки зрения, которые следует учитывать:
- Окружающая среда
- Эмоциональный
- Рассказывание историй/Осуждение
- Укоренившиеся узоры
Осведомленность об окружающей среде предполагает сосредоточение внимания на одном ощущении — вкусе, прикосновении, звуке, температуре и т. д. Когда вы переключаете свой сенсорный ввод с бегущих мыслей на другое ощущение, это ослабляет реакцию гормона стресса. Это основа внимательности — полное переживание того, что вы делаете в данный момент.
Я использую сокращенную версию, которую я называю «активной медитацией», когда мое внимание концентрируется на определенном сенсорном входе в течение 5-10 секунд. Это просто и может быть сделано несколько раз в день. В конце концов, это становится чем-то автоматическим и незаменимым ресурсом для самоуспокоения в течение дня. Глубокий глубокий вдох также успокаивает.
Эмоциональное осознание сложнее. Позволить себе прочувствовать все свои эмоции — это большой шаг к исцелению; ты не можешь изменить то, что не чувствуешь. Однако вы должны приучить себя терпеть чувство уязвимости, которое большинство из нас ненавидит. Мы запрограммированы быть жесткими и заботиться о себе. Быть уязвимым не вознаграждается в остальном животном мире и часто наказывается в человеческом опыте.
Один из моих коллег придумал фразу: «Чтобы исцелиться, нужно чувствовать». Если вы намерены избежать боли, вы устанете. Ключ в том, чтобы ассимилировать неприятные чувства в вашу повседневную жизнь.
Суждение/рассказывание историй вносит большой вклад в создание ментального хаоса в нашей жизни. В своей книге Feeling Good 1 Дэвид Бернс описывает 10 когнитивных искажений, которые являются основной частью нашего воспитания. Вот некоторые из них:
- Маркировка себя или других
- Мышление «должен» — суть перфекционизма
- Фокусировка на негативе
- Эмоциональное мышление
- Минимизация положительного
- Катастрофизация
Вы не можете исправить эти «ошибки» мышления, так как они глубоко укоренились в нашем мозгу. Вам также не нужно, потому что они не основаны на реальности. Осознание их природы позволяет вам заменить более рациональные модели мышления. В этом суть когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). 1 Другой подход, называемый терапией принятия-обязательства (ACT), 2 создает осознание этих искажений, а затем вы тренируетесь просто быть с вызванными ими эмоциями. Когда ваша реакция на разрушительные мысли уменьшится, вы сможете перенаправить свое внимание и успокоить нервную систему на своих условиях.
Мне также становится все яснее, почему концепция самооценки является такой невероятно разрушительной идеей. Он представляет собой попытку нейтрализовать глубоко неприятные чувства, вызванные потребностью вашего бессознательного мозга сохранить вам жизнь, и это грубое несоответствие. Также очевидно, что большая часть нашей «самоуважения» основана на различных комбинациях вышеупомянутых искажений. Хорошая новость заключается в том, что как только вы поймете природу этих искажений, вам больше не придется ничего делать. Они не настоящие. Последовательность заключается в том, чтобы осознать их (не игнорировать), создать некоторое пространство с помощью инструментов, с которыми вы соединяетесь, а затем просто перейти к тому, что вы хотите. Вам не нужно менять свою жизнь. Вы измените свои реакции, и ваша жизнь изменится. Удивительно, насколько мощным является этот подход в свете того, как мало усилий требуется.
Укоренившиеся модели мышления являются наиболее проблематичными. Другой термин для этого аспекта сознания — «слепые пятна». Недавние исследования в области неврологии показали, что мысли, концепции и идеалы внедряются в наш мозг и являются для вас столь же реальными, как и стул, на котором вы сидите. Фактически, развитие мозга млекопитающих более высокого уровня зависит от взаимодействия с окружающей средой. Эксперименты на приматах показали, что обезьяны, воспитанные с рождения в изоляции, не могут взаимодействовать с другими и представляют угрозу для своего потомства. 4 Тематические исследования людей, выросших в крайне неблагополучных семьях, не могут научиться взаимодействовать с другими или испытывать соответствующие эмоции. Поведение необратимо. Мы запрограммированы на выживание, но не на процветание. 5
Ваши мысли и убеждения — это ваша версия реальности. Вот почему люди часто ведут себя агрессивно, когда их система убеждений подвергается сомнению. Или может произойти противоположный сценарий, который становится пассивным. Есть причина, по которой пассивно-агрессивное поведение так распространено. В любом случае, проблемы с вашим основным жизненным мировоззрением вызывают глубокую тревогу. По определению, ваша система убеждений — это ваш «фильтр», через который вы интерпретируете свое окружение и предпринимаете наилучшие действия, чтобы выжить и, надеюсь, процветать.
Но во время боли многие из наших поступков далеко не идеальны. Как они могли быть другими в контексте стольких страданий и страданий? Но поскольку эти глубокие реакции всегда присутствовали с младенчества, вы не можете их увидеть или понять, какое влияние они оказывают на близких вам людей. Наличие сильной системы поддержки является важной частью вашего выздоровления от хронической боли, потому что позитивные отношения имеют успокаивающий эффект. К сожалению, многие из нас, страдающие хронической болью, также отталкивают от себя близких. Только осознание собственных паттернов может дать вам свободу от этого цикла. По определению, вы не сможете увидеть эти закономерности без внешнего наблюдения. Видеть, как другие видят вас, сложно.
Резюме
Понимание и практика осознанности — это первый шаг в перепрограммировании вашего мозга. Структура вашего мозга физически изменена. Последовательность такова: осознание, разделение и перепрограммирование.
Осведомленность об окружающей среде — первый шаг. Проведение времени с «активной медитацией» меняет сенсорный ввод с неприятного и разрушительного на нейтральный или приятный. Независимо от того, где вы находитесь в своем путешествии, практика осознанности поможет вам успокоиться.
Когда вы будете готовы ко второму уровню эмоционального осознания, просто наблюдайте, как ваши эмоции проходят мимо. Затем как можно быстрее верните себя к видению, слуху и ощущению. Это немного сложно, так как эмоции часто вызывают сильные реакции. Приучать себя к тому, чтобы быть с этими чувствами, а не бороться с ними, — это приобретенный навык, который может потребовать некоторой поддержки со стороны профессионала.
Третий уровень — суждение — это путешествие длиною в жизнь. Ключ в том, чтобы быть настойчивым в том, чтобы не осуждать других или себя. Хорошей отправной точкой является понимание того, что всякий раз, когда вы оцениваете кого-то другого положительно или отрицательно, вы просто проецируете свое представление о себе на мир. Когда вы осознаете эти когнитивные искажения, вы сможете восстановить контроль над своей жизнью.
Помните, что на четвертом уровне укоренившихся шаблонов невозможно увидеть себя собственными глазами. Здесь могут помочь такие ресурсы, как психологи, хорошие друзья, супруги, дети и семинары. Ключ в том, чтобы быть открытым и готовым слушать. Вы также научитесь смирению.
Источник: Adrelinapura/AdobeStock
Хотя это может показаться монументальной задачей, нет большей свободы, чем жить в осознании. Как только вы овладеете повествованием, важно задаться вопросом: как вы хотите создать и прожить историю своей жизни?
Расстройства сознания — NHS
Расстройство сознания или нарушение сознания — это состояние, при котором на сознание влияет повреждение головного мозга.
Сознание требует как бодрствования, так и осознанности.
Бодрствование — это способность открывать глаза и выполнять основные рефлексы, такие как кашель, глотание и сосание.
Осведомленность связана с более сложными мыслительными процессами, и ее труднее оценить.
В настоящее время оценка осведомленности основывается на физических реакциях, обнаруживаемых во время осмотра.
Основные расстройства сознания:
- кома
- вегетативное состояние
- состояние минимального сознания
Кома
Кома – это когда у человека отсутствуют признаки бодрствования и признаки бодрствования.
Человек в коме лежит с закрытыми глазами и не реагирует на окружающую среду, голоса или боль.
Кома обычно длится менее 2–4 недель, в течение которых человек может проснуться или перейти в вегетативное состояние или состояние минимального сознания.
Подробнее о комах.
Вегетативное состояние
Вегетативное состояние — это когда человек бодрствует, но не проявляет никаких признаков сознания.
Человек в вегетативном состоянии может:
- открывать глаза
- просыпаться и засыпать через равные промежутки времени
- имеют основные рефлексы (например, моргают, когда их пугает громкий шум, или отдергивают руку, когда ее сильно сжимают)
Они также могут регулировать свое сердцебиение и дыхание без посторонней помощи.
Но человек в вегетативном состоянии не проявляет никаких осмысленных реакций, таких как слежение за объектом взглядом или реакция на голос.
Они также не проявляют никаких признаков эмоций.
Если человек длительное время находится в вегетативном состоянии, это может считаться:
- продолжающееся вегетативное состояние , если оно длится более 4 недель
- постоянное вегетативное состояние , если оно длится более 6 месяцев, если оно вызвано нетравматическим повреждением головного мозга, или более 12 месяцев, если оно вызвано черепно-мозговая травма
Если у человека диагностировано постоянное вегетативное состояние, выздоровление крайне маловероятно, но не невозможно.
Состояние минимального сознания
Человек, демонстрирующий ясное, но минимальное или непоследовательное осознание, классифицируется как находящийся в состоянии минимального сознания.
У них могут быть периоды, когда они могут общаться или отвечать на команды, например двигать пальцем, когда их об этом просят.
Человек может войти в состояние минимального сознания после комы или вегетативного состояния.
В одних случаях состояние минимального сознания является этапом на пути к выздоровлению, а в других — постоянным.
Как и в случае вегетативного состояния, продолжающееся состояние минимального сознания означает, что оно длится более 4 недель.
Но сложнее диагностировать постоянное состояние минимального сознания, потому что оно зависит от таких вещей, как:
- тип черепно-мозговой травмы
- насколько серьезна травма
- насколько человек реагирует
В большинстве случаев состояние минимального сознания обычно не считается постоянным, пока оно не продлится несколько месяцев и не будет признаков улучшения.
Человек, находящийся в постоянном минимальном сознании, обычно имеет такой же прогноз, как и человек в вегетативном состоянии. Чем дольше они остаются в этом состоянии, тем меньше у них шансов на выздоровление.
Почему они происходят
Расстройства сознания могут возникнуть, если повреждены части мозга, связанные с сознанием.
Эти виды черепно-мозговой травмы можно разделить на:
- черепно-мозговая травма – результат тяжелой травмы головы, например травмы, полученной во время автомобильной аварии или падения с большой высоты
- не- черепно-мозговая травма — когда повреждение головного мозга вызвано состоянием здоровья, например, инсультом
- прогрессирующее поражение головного мозга – когда мозг постепенно повреждается с течением времени (например, из-за болезни Альцгеймера)
Подробнее о причинах расстройств сознания.
Постановка диагноза
Расстройство сознания будет подтверждено только после тщательного тестирования, чтобы определить уровень бодрствования и сознания человека.
Эти обследования должны проводиться лицом, имеющим опыт работы с расстройствами сознания, хотя следует также учитывать мнение других медицинских работников и членов семьи.
Для некоторых состояний нарушения сознания, таких как вегетативное состояние и состояние минимального сознания, существуют рекомендуемые критерии, помогающие подтвердить диагноз.
Подробнее о диагностике расстройств сознания.
Лечение и уход
Лечение не может обеспечить выход из состояния нарушенного сознания.
Вместо этого используется поддерживающее лечение, чтобы дать наилучшие шансы на естественное улучшение.
Это может включать:
- обеспечение питания через зонд для кормления
- обеспечение регулярного движения человека во избежание образования пролежней
- осторожное упражнение суставов, чтобы они не уплотнялись
- поддержание чистоты кожи
- управление кишечником и мочевым пузырем (например, использование трубки, известной как катетер, для опорожнения мочевого пузыря)
- поддержание чистоты зубов и полости рта
- предоставление возможностей для периодов значимой деятельности — например, прослушивания музыки или просмотра телевизора, показа изображений или выслушивания членов семьи говоря
Сенсорная стимуляция
В некоторых случаях для повышения реактивности можно использовать лечение, называемое сенсорной стимуляцией.
Включает стимуляцию основных органов чувств, таких как зрение, слух и обоняние.
Обычно ее проводит обученный специалист, но часто к участию приглашаются члены семьи.
Некоторые примеры сенсорной стимуляции включают:
- визуальную – показ фотографий друзей и семьи или любимый фильм
- слух – разговор или воспроизведение любимой песни
- обоняние – размещение цветов в комнате или распыление любимых духов
- прикосновение – держание за руку или поглаживание кожи разными тканями
Не совсем понятно, насколько эффективна сенсорная стимуляция , но иногда это считается целесообразным.
Восстановление
Невозможно предсказать шансы улучшения состояния человека в состоянии нарушенного сознания.
Это во многом зависит от:
- типа черепно-мозговой травмы
- степени серьезности травмы
- возраста человека
- как долго он находится в состоянии
Некоторые люди улучшаются постепенно, в то время как другие остаются в состояние нарушенного сознания в течение многих лет. Многие люди так и не приходят в сознание.
Известны лишь единичные случаи прихода людей в сознание через несколько лет.
Те немногие люди, которые приходят в сознание по прошествии этого времени, часто имеют серьезную инвалидность, вызванную повреждением их головного мозга.
Прекращение нутритивной поддержки
Если человек находится в постоянном вегетативном состоянии в течение 12 месяцев после черепно-мозговой травмы или 6 месяцев после нетравматической черепно-мозговой травмы, ему может быть рекомендовано прекратить нутритивную поддержку.