Виды стереотипов: 404 — Категория не найдена.

Содержание

Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.

Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы.

Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы. По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

Стереотипы — что это такое? Примеры популярных стереотипов и их роль в жизни человека.

Распространенные в современном обществе гендерные стереотипы

Содержание

  • Что такое стереотип?
  • Какие бывают стереотипы?
  • Гендерные стереотипы: женщины и мужчины
  • Дети
  • Счастье
  • «Правильное»…
  • Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры
  • Как бороться со стереотипами?
  • Заключение

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций.  По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов:

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства:

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности: роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь выйти удачно замуж, находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание.  Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины: 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа. Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен:
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен:
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны:

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

  • Деньги;
  • Сбывшаяся мечта;
  • Высокий чин.

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские. Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2.  Врачи. И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница. Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5.  Современные студенты: не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения. В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и абсолютно счастливы. Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди. И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

стереотипов | Гендерные инновации

Стереотип – это широко распространенное, упрощенное и эссенциалистское убеждение в отношении определенной группы. Группы часто стереотипны на основе пола, гендерной идентичности, расы и этнической принадлежности, национальности, возраста, социально-экономического положения, языка и так далее. Стереотипы глубоко укоренились в социальных институтах и ​​культуре в целом. Они часто проявляются даже на ранних этапах детства, влияя и формируя то, как люди взаимодействуют друг с другом. Например, дизайнеры видеоигр разработали игровую платформу для девочек в розовом цвете, потому что родители (покупающие игру) считали, что именно этого хотят их девочки. Сами девушки предпочитали более темные металлические цвета (Rommes, 2006).

Гендерные стереотипы отражают нормативные представления о женственности и мужественности, женщинах и мужчинах. Тем не менее, как и все аспекты гендера, то, что составляет стереотипную женственность или мужественность, различается в зависимости от культуры и исторического времени. Гендерные стереотипы обычно изображают женственность и мужественность как бинарные противоположности или дуализмы, как, например, между эмоциональностью и рациональностью.

Упрощая свой предмет, стереотипы игнорируют как сложность, так и разнообразие, обнаруживаемое эмпирически при исследовании фактических человек и их практики; по самой своей природе стереотипы искажают представления о группах, которые они пытаются описать. Стереотипы часто сохраняются даже тогда, когда статистические реалии, на которых они когда-то основывались, меняются. Например, стереотип о женщине-домохозяйке сохранился даже в странах, где большинство женщин работают полный рабочий день.

По всем этим причинам стереотипы не являются надежной основой для интерпретаций в ходе исследований или для вынесения суждений о целевых пользователях и клиентах. Исследователи и инженеры должны бросить вызов стереотипам и вместо этого искать более эмпирически обоснованные основания для размышлений о группах, для которых они стремятся исследовать или разрабатывать технологии. Женственность и мужественность динамичны и множественны. Женщины, например, имеют широкий спектр интересов и навыков. Если мобильный телефон предназначен для «стереотипной» женщины, он не понравится женщинам, которые не соответствуют продвигаемому стереотипу (Faulkner, 2004).

Избегайте стереотипов

  • 1. Узнавайте о реальных людях и практиках — в разных классах, регионах, с разным уровнем образования и т. д.; не делайте предположений, основанных на нормативных или стереотипных представлениях о женщинах и мужчинах.
  • 2. Рассмотрите как структурные, так и культурные механизмы, с помощью которых часто поддерживаются гендерные различия и неравенство. Методы, основанные на наблюдении, с большей вероятностью выявят важную невидимую динамику, чем интервью или опросы, не в последнюю очередь потому, что реальная практика людей может отличаться от их рассказов о самих себе.
  • 3. Стремитесь выявить «несоответствия» между гендерными нормами, предположениями или стереотипами и реальными людьми или практиками. Это может открыть благодатные просторы для творческих, учитывающих гендерные аспекты инноваций — инноваций, способных стимулировать научно-технический прогресс и в то же время улучшать гендерное равенство.

Стереотип Угроза

Стереотипы могут отрицательно сказаться на производительности. «Стереотипная угроза» — предполагаемая угроза быть сведенным к стереотипу группы, с которой себя отождествляют, — может привести к тому, что способные люди в группе «приспособятся» к негативному стереотипу своей группы. Например, когда молодым женщинам напоминают об их поле перед контрольной по математике, когда их просят поставить галочку в ячейке «женский» или «мужской», они, как правило, получают более низкие баллы, чем когда нет галочки в ячейке Ж/М (Steele , 1997). Точно так же успеваемость белых студентов-инженеров по математике снижается, если этим мужчинам говорят, что азиатские студенты-инженеры сдают тот же тест (Пейдж, 2007).

Фолкнер, В. (2004). Стратегии интеграции: гендер и информационное общество . Эдинбург: Эдинбургский университет.

Пейдж, С. (2007). Разница: как сила разнообразия создает лучшие группы, фирмы, школы и общества . Принстон: Издательство Принстонского университета.

Роммес, Э. (2006). Гендерно-чувствительные методы проектирования. В Trauth, E. (Ed.), Encyclopedia of Gender and Information Technology , стр. 675-681. Херши: Издательство Idea Group.

Стил, К. (1997). Угроза в воздухе: как стереотипы формируют интеллектуальную идентичность и производительность. Американский психолог, 52 (6) , 613-629.

Отправьте нам отзыв

9 типов стереотипов (Пособие для студентов) (Полезные ответы профессора)

Стереотипы — это упрощенные представления о людях, основанные на их характеристиках. Считается, что они вредны, потому что предполагают предумышленные суждения и предубеждения в отношении других.

Общие типы стереотипов включают гендерные, расовые, половые, социальные, (инвалидные) способности, возраст, национальность, политические и религиозные стереотипы. Эти предубеждения могут помешать людям получить работу, привести к социальной изоляции и создать произвольные группы «своих» и «чужих».

Ниже мы исследуем все 9 типов стереотипов и то, как они могут влиять на людей на основе их врожденной идентичности или самоопределяемых характерных маркеров.

Типы стереотипов

1. Гендерные стереотипы

Гендерный стереотип – это упрощенное восприятие кого-либо на основе его пола или пола.

Это включает в себя предположения о том, что мужчина или женщина могут и не могут (или должны и не должны) делать.

Гендерные стереотипы были одним из самых коварных типов стереотипов на протяжении всей истории. До начала 20 -й век, многим женщинам не разрешалось голосовать или участвовать во многих профессиях из-за ограничивающих убеждений относительно их способности участвовать в общественной жизни.

Сегодня гендерные предрассудки продолжают наносить вред как мужчинам, так и женщинам. Часто женщинам отказывают в приеме на работу из-за опасений, что они могут бросить работу, чтобы родить ребенка, или женщина-врач мгновенно воспринимается как медсестра из-за терпения из-за укоренившихся в обществе стереотипов на рабочем месте.

Многие мужчины также часто подвергаются дискриминации (часто со стороны других мужчин), если они выбирают феминизированные профессии, такие как медсестра и учитель.

Вот доминирующие сегодня гендерные стереотипы:

Доминирующая мужественность Мужчина должен быть настойчивым, брать на себя управление, брать на себя руководящую роль и выполнять опасные или физические задачи в служении женщинам . На мужчин, которые не соответствуют этой стереотипной норме, другие в обществе часто смотрят свысока как на «бета-мужчин».
Доминирующая женственность Женщина должна быть пассивной, милой, застенчивой и говорить тихо. Некоторые считают, что она должна «вести себя как леди» и принимать более активное участие в домашних делах, чем мужчины. 9

2. Стереотипы расы и этнической принадлежности , коренные американцы, пуштуны и др.).

Общество создает архетипические представления о людях на основе их расы, которые могут сопровождать их на протяжении всей жизни. Иногда в истории западное общество ошибочно считало белых людей более разумной расой и создавало коварные и негативные стереотипы о «жестоком» чернокожем человеке.

Точно так же многие пожилые консервативные родители могут захотеть, чтобы их ребенок женился на ком-то той же расы, что и они. Это предубеждение может помешать людям испытать настоящую любовь и счастье.

Связано: Примеры социальной идентичности

3. Стереотипы сексуальности

Многие люди по-прежнему придерживаются предрассудков в отношении людей, основанных на их сексуальной ориентации. Это приводит к жесткой дискриминации ЛГБТКИ.

Последние десятилетия кажутся большим прогрессом для сообщества ЛГБТКИ. Даже в 19В 80-х геи считались грязными из-за моральной паники по поводу эпидемии СПИДа. Многим было отказано в медицинских услугах и услугах по трудоустройству из-за их сексуальной ориентации.

Сегодня геи и трансгендеры продолжают сталкиваться с предрассудками, основанными на предположениях об их идентичности.

Остаются коварные и ложные предположения о том, что геям нельзя допускать к детям, а также гомофобные взгляды, которые могут привести к их исключению из спортивных команд и даже некоторых вооруженных сил.

4. Стереотипы социального класса

Стереотипы о людях из рабочего класса следовали за ними на протяжении веков, что может помешать им получить хорошую работу или доступ к социальному обеспечению.

Люди из рабочего класса долгое время считались более состоятельными классами грязными, необразованными и склонными к насилию. Таким образом, человека с акцентом рабочего класса могут занизить на собеседовании (не из-за способностей, а просто из-за акцента).

Но существуют даже стереотипы о более состоятельных людях.

Они могут показаться напыщенными, высокомерными и безразличными. Это может привести к тому, что у кого-то возникнет несправедливое предубеждение против богатого филантропа, который хочет преуспевать и помогать другим, но на которого смотрят с подозрением из-за его шикарного акцента или социального положения.

Связано: Примеры профессий «синих воротничков»

5. Стереотипы (не)способностей

Люди с ограниченными возможностями долгое время были исключены из общественного участия. Например, человека с трудностями в речи или без рук можно считать неспособным выполнять работу, на которую он вполне способен.

С 1990-х годов в западных странах предпринимались конкретные усилия по внедрению «социальной модели инвалидности». Эта модель надеется преодолеть стереотипы, требуя от учреждений и рабочих мест принятия разумных приспособлений для обеспечения доступа к людям с ограниченными возможностями.

Это может помочь преодолеть социальные стереотипы, которые предполагают, что кто-то недееспособен из-за физического недуга. Например, если на рабочем месте есть пандус, сложнее сказать «вы не можете попасть в это пространство, поэтому мы не можем вас нанять», заставляя работодателей думать о реальных способностях людей с ограниченными возможностями, а не просто смотреть на них. их инвалидность.

6. Стереотипы возраста

Эйджизм – это стереотип, предполагающий, что пожилые люди недееспособны и теряют интеллект (или, аналогичным образом, молодые люди недееспособны исключительно из-за своего возраста).

Возрастные стереотипы могут включать представление о пожилом человеке как о неспособном понять современные культурные нравы или о том, что он не способен выполнять физические задачи.

Для молодых людей это обычно означает, что люди снисходительны к людям в возрасте от 20 до 20 лет, предполагая, что они наивны или некомпетентны. Это может принизить или свести к минимуму их вклад на рабочем месте или их озабоченность социальными проблемами.

Связанный: Список из 19 стереотипов о старшей школе

7. Стереотипы о национальности

Когда вы делаете заявление типа «Люди из Англии…», вы, вероятно, увековечиваете стереотип. Здесь вы сделаете предположение обо всех людях из нации, которое может нанести ущерб людям из этой нации, не вписывающимся в стереотипную форму.

Например, можно сказать:

  • «Люди из Франции высокомерны…»
  • «Люди из Америки грубы…»
  • «Люди из Южной Африки расисты…»

Такие предубеждения часто исходят из старых стереотипов, которые были распространены и увековечены через социальные сети и фольклор. Объединяя целую группу людей на основе упрощенной идеи, вы формируете их стереотипы.

Эти предположения и предубеждения могут быть вредны для совершенно скромного француза, вежливого американского туриста или социально открытого южноафриканца.

См. также: Культурные стереотипы

8. Религиозные стереотипы

Религиозный стереотип может вызвать страх перед религиозными группами, к которым вы не принадлежите. Это может включать в себя «других» людей определенной религии, такой как ислам или иудаизм.

В начале 2000-х господствовали антимусульманские стереотипы. Значительная часть населения США считала мусульман террористами, несмотря на то, что исторически большая часть терактов в США совершалась правыми экстремистами, а не мусульманами.

Точно так же, возможно, самый крайний пример стереотипизации в современной истории, Германия во время Второй мировой войны изображала евреев как коллективно неполноценных людей, что привело к ужасам Холокоста.

9. Политические стереотипы

Политический стереотип создается, когда мы замыкаемся в своих политических племенах и изображаем людей с разными политическими взглядами в самом худшем свете.

К сожалению, сейчас это чрезвычайно распространено в Соединенных Штатах. Fox News создает стереотипы о либералах как о сексуальных извращенцах, коррумпированных и элитарных. Левые СМИ изображают консерваторов расистами, гомофобами и даже фашистами.

Хотя, безусловно, есть много людей, которые соответствуют этим стереотипам, гораздо больше людей по обе стороны политического спектра имеют гораздо более тонкие взгляды на мир.

Знакомясь друг с другом за пределами медиа-пузырей, мы можем разрушить коварные политические стереотипы, заставляющие наше общество занимать крайние позиции в политическом спектре.

Связано: Примеры политической социализации

Заключение

Стереотипы могут быть вредны для всех. Они полагаются на предубеждения и предубеждения, которые рассматривают людей не как уникальных и сложных личностей, а как наихудшую версию социального стереотипа о группе людей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts