Тембр голоса — как определить свой тембр, что может влиять?
Голос – это уникальный инструмент, подаренный человеку природой. С его помощью можно не только передавать информацию, но и выражать свои эмоции, настроение. Наиболее сложная характеристика голоса — его тембр.
Содержание
- Что такое тембр и от чего он зависит
- Виды тембров
- Что может повлиять на тембр
- Как определить свой тембр
- Как изменить тембр
- Как услышать свой настоящий голос
- Упражнения для развития тембра
Что такое тембр и от чего он зависит
Тембр – это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.
Звуки речи имеют основной тон и частичные подтоны, называемые обертонами. Совокупность обертонов создает индивидуальный для каждого человека тембр.
Он зависит от физиологических особенностей человека: от строения голосовых связок – их длины, ширины, упругости, подвижности, от объема трахеи, от строения резонаторных полостей – глотки, ротовой, носовой полостей, придаточных пазух носа.
Виды тембров
Все голоса делятся на несколько типов в зависимости от диапазона звуков, который они могут охватить. У мужчин это тенор, баритон, бас.
У женщин – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Каждый тип делится на несколько подтипов, которые, находясь в одном звуковом диапазоне, отличаются друг от друга, благодаря разным тембрам исполнителей.
Тенор – это самый высокий мужской певческий голос.
Различают следующие виды тенора:
- альтино (контртенор). Очень высокий, редкий голос, напоминающий женский;
- легкий тенор. Высокий голос, имеющий более низкий, грудной обертон;
- лирический тенор. Отличается мягкой, нежной окраской. Его обладателем был Сергей Лемешев;
- лирико-драматический тенор. Близок к лирическому тенору, но имеет более глубокие обертоны;
- драматический тенор. Самый низкий из теноров, близок к баритону.
Баритон — средний по звучанию голос, самый распространенный. Баритон бывает:
- лирический. Близок к драматическому тенору, но имеет более глубокий оттенок;
- лирико-драматический. Самый яркий представитель семейства баритонов. Им обладали Муслим Магомаев, Георг Отс;
- драматический. Более низкий, сильный насыщенный оттенок. Драматическим баритоном обладал Дмитрий Хворостовский.
Бас – самый низкий по звучанию голос. Бас бывает:
- высокий (бас-баритон). Самый яркий, светлый представитель семейства. Известный обладатель баса-баритона – Федор Шаляпин;
- центральный (драматический). Твердый, звучный, тяжелый бас;
- низкий (бас-профундо). Очень редкий, густой, низкий голос. Таким обладал Борис Штоколов.
Сопрано – самый высокий женский голос. В зависимости от тембра сопрано может быть: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое. Колоратурное сопрано — самое легкое, звонкое, воздушное. Драматическое – самое низкое, глубокое.
Меццо-сопрано – средний по высоте голос. Тембр меццо-сопрано теплый, густой, насыщенный. Оно также бывает колоратурное, лирическое, драматическое. Обладательницы меццо-сопрано – Елена Образцова, Любовь Казарновская.
Контральто – низкий женский голос, встречается гораздо реже, чем сопрано и меццо-сопрано. Современная обладательница контральто — польская оперная певица Эва Подлещ.
Детские голоса принято разделять на низкие (альт) и высокие (сопрано у девочек, дискант у мальчиков).
Что может повлиять на тембр
На тембр могут повлиять следующие факторы:
- Подростковый возраст. У мальчиков голос «ломается» — становится ниже, грубее. Это естественный процесс, заложенный природой. У девочек такого яркого события, как «ломка» голоса не происходит, но, по мере взросления, он становится глубже и выразительнее.
- Простудные заболевания. Голос на время болезни становится низким и глухим, появляется хрипота. После выздоровления он возвращается к своему обычному состоянию.
- Курение. Со временем голос может стать ниже и грубее, особенно это заметно у женщин.
- Алкоголь. Алкоголь тоже не лучшим образом влияет на голос, который становится сиплым и грубым. Происходит это из-за раздражения голосовых связок.
- Стресс, эмоциональное перенапряжение. Из-за этих факторов человек может плохо контролировать свой голос, из-за чего он может начать дрожать, изменить тональность, стать визгливым или грубым. При устранении неблагоприятных факторов голос вернется к своему нормальному звучанию.
- Профессии, где голос является «инструментом». Это певцы, дикторы, педагоги, экскурсоводы. Люди этих профессий так привыкают к постановке своего голоса на работе, что могут и в повседневной жизни непроизвольно разговаривать несколько театрально или излишне громко. Ярким примером тому является сцена из фильма «Блондинка за углом», где мама главного героя, разговаривая излишне громко, объясняет: «Это профессиональное». Оказывается, она работает учительницей.
- Излишне горячая, холодная, острая еда негативно влияет на связки. Она делает голос сиплым и грубым, так же как алкоголь.
- Плохая осанка. Сгорбленная спина не позволяет грудной клетке расправиться, поэтому голос становится тихим и бесцветным.
- Возрастные изменения. Гормональные возрастные изменения в организме приводят к потере связками эластичности, голос становится более дребезжащим, скрипучим.
Как определить свой тембр
Самостоятельно это сделать можно, спев какую-нибудь песню в разных тональностях. Нужно обратить внимание, какие ноты даются легче: низкие или высокие?
Диапазон какой тональности шире? Ответив на эти вопросы, можно определить свой тембр. Можно сделать запись, прослушать ее несколько раз, определяя в каких тональностях голос звучит ярче и сильнее.
Как изменить тембр
Тембр дается человеку от природы. Он зависит от физиологических особенностей организма, поэтому изменить его кардинально невозможно. Но если появились гнусавость или охриплость, необходимо принять меры.
Некоторым людям охриплость придает шарм. Но если кроме раздражения хрипота ничего не вызывает, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Она может быть следствием недолеченной болезни, тогда необходима консультация врача.
Возможной причиной может быть курение, употребление алкоголя, слишком острой или соленой пищи. Тогда стоит отказаться от вредных привычек.
Гнусавость требует однозначной консультации отоларинголога, так как является следствием недолеченных ЛОР-заболеваний, перешедших в хроническую форму. У детей гнусавость может указывать на увеличенные аденоиды.
Бывает так, что человеку просто не нравится его голос, хотя явных дефектов (гнусавость, сиплость, хрипота) нет. В таком случае помогут специальные упражнения для развития тембра.
Они не смогут изменить голос до неузнаваемости, но сделают его чище, ровнее и глубже. Некоторые упражнения помогают сделать тембр немного ниже.
Как услышать свой настоящий голос
Окружающие слышат речь человека не так, как он сам. Есть интересный способ услышать себя так, как слышат окружающие.
Для этого нужно взять звукоотражатели — две картонки или тонких папки — и приложить их ребром к голове перед ушами. Можно даже просто поставить ладони ребром, изобразив этакого Чебурашку.
Теперь нужно произнести что-нибудь вслух – звукоотражатель не позволит голосу проникнуть непосредственно в уши и человек услышит звук, отраженный от окружающих поверхностей, каким его слышат окружающие.
Этот небольшой опыт поможет услышать себя со стороны, оценить возможные недостатки, начать работать с голосом.
Упражнения для развития тембра
Для красивого, естественного звучания голоса необходимо проводить специальные упражнения. Они позволят расслабить мышцы лица, гортани, диафрагмы, голосовых связок.
Для начала нужно начать следить за осанкой – выпрямить спину, расправить плечи, подтянуть живот. Как отмечалось выше, это поможет расправиться грудной клетке, сделает голос сильнее.
«Модель»
Расслаблению мышц лица способствует очень простое упражнение – нужно слегка приоткрыть рот, как фотомодель на съемках. При всей своей незамысловатости оно прекрасно помогает расслабиться мышцам вокруг рта.
«Лошадка»
Еще одно упражнение для расслабления мышц лица – вытянуть губы вперед и фыркнуть, как лошадь.
«Зевок»
Это упражнение для расслабления гортани. Нужно закинуть голову назад и широко раскрыть рот, имитируя зевок. Можно при этом протяжно сказать «ааааа», изменяя тональность. Вполне вероятно, что после выполнения упражнения зевать захочется уже по-настоящему. Это очень хорошо, потому что естественный зевок прекрасно расслабляет гортань.
Для расслабления диафрагмы очень важно научиться дышать животом. Большинство взрослых людей дышит грудью, диафрагма в этом случае зажата. Следствием становится слабый и невыразительный голос.
«Звук М»
Для расслабления мышц гортани и лица нужно на выдохе произнести «ммммм» с закрытым ртом.
«Звук И»
Чтобы голос зазвучал немного ниже рекомендуется делать следующее упражнение: сесть, опустить голову вниз, чтобы подбородок касался груди. Произнести звук «ииииии» низким голосом и медленно поднять голову, стараясь сохранить высоту произносимого звука. На первых порах будет сложно – тональность будет повышаться, но по мере тренировок высота в обоих положениях станет одинаковой.
Для понижения тембра нужно контролировать скорость речи. Чем выше скорость, тем выше голос.
Выполнять упражнения необходимо каждый день, уделяя им по 10 – 15 минут. Через 3 – 4 недели регулярных занятий можно будет услышать результат – голос станет глубже и выразительнее.
Виды голосов в пении — solonext.ru
Виды голосов в пении — solonext.ruШкола вокала Solo Next/База знаний/Статьи по вокалу и голосу/Виды голосов в пении
Виды голосов в пении
АвторАрина Шушнина
На чтение2 мин.
Просмотров1510
Обновлено02.09.2021
Контральто, тенор, бас – многие слышали об этих и других видах голосов в пении, но мало кто знает, чем они отличаются. А ведь красиво петь можно, только развив природные вокальные данные. В статье будет подробно расcказано о классификации голосов, а также о том, как определить свой тембр.
Классификация голосов
Их все разделили по диапазону и полу в 14 веке, когда активно начало развиваться многоголосое хоровое пение. Позднее, в одной из итальянских оперных школ, в характеристиках еще стали учитывать тембр, тесситуру и тональность. В итоге, появилась такая классификация певческих голосов:
- Мужские (от самого низкого до высокого) – бас, баритон, тенор.
- Женские (от высокого до низкого) – сопрано, меццо-сопрано, альт или контральто.
Это официально принятое деление взято из Италии, а сами названия отражают высоту голоса, например, «basso» значит «низкий». В некоторых странах (Америке, России, Германии, например) в классификацию добавлены не существенные отличия. Есть еще разделение по видам регистров голоса:
- Нижний или грудной. Считается самым обиходным. Низкие, более грубые звуки произносятся с вибрацией в грудной клетке.
- Верхний, фальцетный, головной или тональный. Вибрации при произнесении тонких, звенящих звуков сосредоточены в области носа, головы и лица. В таком регистре темп колебания голосовых связок увеличивается, они сильно натягиваются.
- Свистковый или флейтовый. Этот регистр лежит выше фальцета, напоминает по звучанию свисток.
- Не тональный или шумный. В переводе с немецкого означает: «соломенный бас». Для понимания, что это такое, можно вспомнить пение Высоцкого или Лепса.
Мужские голоса в пении
Их официально по высоте делят на тенор, баритон и бас. В свою очередь, каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже подробнее рассмотрим, какие виды голосов мужчин есть в пении.
Тенор
Самый популярный и известный вид мужского голоса в пении с сильным верхним регистром. Диапазон охватывает две октавы: от малой до второй. Есть 6 подвидов теноров:
- Лирический. Подвижный, певучий, немного женственный с легкими колоратурами тенор с нотами до первой октавы – до «до» третьей. Примеры певцов: Беньямино Джильи и Хоссе Каррерас.
- Альтино. Светлый, легкий, звонкий тенор с серебристыми нотками, относительно редкий тип. Регистр доходит до фа второй октавы. Певцы с альтино: Геннадий Пищаев и Иван Козловский.
- Характерный. Специфический тенор применяется, в основном, для исполнения коротких, островыразительных партий.
- Контр-тенор. Редчайший и очень высокий мужской голос, его высота сопоставима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре первой октавы до третьей.
- Драматический. Сильный, объемный и с широким динамическим размахом тенор. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы, до си и до третьей. Роли в партиях под драматический тенор: Отелло, Хозе из «Кармен» и Герман из «Пиковой дамы».
- Лирико-драматический. Не обладает такой силой и насыщенностью как драматический, но в тоже не время не настолько легкий и женственный как лирический. Пример: пение Градского.
Иногда еще говорят о вагнеровском или героическом теноре, отличающимся большой силой звука и невероятной выносливостью, поскольку требуется поддерживать один темп на протяжении длительного времени.
Баритон
Средний между тенором и басом по высоте. В последний тип может «перейти» в ходе длительных занятий и практик. Рабочее количество нот: от ля большой октавы до ля первой. Есть 3 вида баритона:
- Тенор-баритон и лирический. Объединены в одну категорию, поскольку различия между ними поймет только профессионал, оно слишком невелико. У этих двух типов баритона легкий тембр, немного высокий.
- Драматический. Звучит на верхнем и центральном участках диапазона (от соль большой октавы до соль первой) сильно, мощно и объемно, но не всегда может долгое время выдерживать высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
- Лирико-драматический. Отличается многогранностью, ярким и светлым тембром, подходит для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соль и ля большой октавы до ля первой.
- Бас-баритон. Промежуточный голос с массивными нижними нотами, доходящими до фа большой октавы.
Бас
Самый низкий и редкий вид голоса в пении у мужчин с диапазоном от фа большой октавы до фа (соль) первой. Этот вокал делится на 5 подвидов:
- Низкий (Basso Profundo). Самый редкий вид, его еще называют «Бас-октавист». Отличает густое, мощное звучание, часто применялся в церковных хорах. Мужчина с таким вокалом может брать ноты фа-соль контроктавы. Пример: в «Князе Игоре» исполнение М.Д.Михайловым партии «Кончака».
- Высокий или певучий (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон: от соль большой октавы до средней. Немного похож на баритон и отличат его от него, скорее всего, только специалисты. Яркие представители — Борис Гмыря и Борис Христов.
- Центральный. Бас с широким диапазоном с твердым, грозным, властным звучанием. В головном резонаторе теряет тембральную окраску, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой – ми первый. Николай Гяуров пел как лирически, так и драматически в виду своего мягкого баса. У Феруччо Фурланетто также центральный бас.
- Баритональный. Музыкальный голос с чертами, как баса, так и баритона. По сути, тот же высокий бас, но иногда в опере его классифицируют отдельно.
- Комический или буффо. Больше относится к амплуа, чем к типу вокала.
Женские голоса в пении
Они отличаются насыщенностью звука, силой, прозрачностью и легкостью. Все виды голосов в пении у женщин делятся на (от самого высокого к низкому):
- Сопрано с 5 подтипами.
- Меццо-сопрано с 2 подвидами.
- Альт или контральто (точное название зависит от того, где употребляется термин – в хоре или в опере).
Сопрано
Звонкость, открытость, полет, подвижность звучания и высота голоса – это все о сопрано. Исполняются ноты от первой (ля малой) до третьей октавы (до, ре).
Существует 5 подвидов сопрано:
- Лирическое. Его характеризует мягкость, красивый и богатый тембр, а также большой и динамический диапазон (от среднего си до среднего до). Певицы с лирическим сопрано: Анна Моффо, Мирелла Френи и Виолетта Валери.
- Колоратурное. Самый высокий женский оперный голос с преобладающим головным диапазоном. Отличается изяществом, легкостью и даже какой-то хрупкостью. Певицы ( Эдита Груберова и Евгения Мирошниченко и др.) могут брать ноты от первой октавы до, достигая ми в третьей, некоторые же доходят и до соль.
- Лирико-драматическое. Используемые ноты: ля малой октавы — ре в третьей. Отличается насыщенным грудным, но в тоже время мягким тембром. У голоса легкие верхние ноты, но при этом исполнение драматических кульминаций происходит без напряжения.
- Лирико-колоратурное. Нежный, светлый и высокий тембр голоса – все об этом подвиде сопрано, который был у Рут Энн Свенсон, Бэлы Руденко и Лючии Попп. Диапазон: до первой октавы – ми и фа третьей.
- Драматическое. Редкий вид со звучным верхом и наполненным центром, с густым и насыщенным тембром. Немного похож на меццо-сопрано. Диапазон: ля малой октавы – до и ре в третьей.
Меццо-сопрано
Это вокал, насыщенный на средних регистрах, его рабочий диапазон: от ноты малой октавы ля до ля второй. Отличается низким, густым, немного бархатистым звучанием. В опере певицам с таким голосом поручают партии волевых женщин либо молодых людей. Есть 2 подвида меццо-сопрано:
- Колоратурное. Такой тип редко встречается, он наделен не только глубиной и густотой, но и гибкостью, подвижностью и яркостью.
- Высокое. Звук менее насыщен в низком и среднем регистре. Находится посередине между драматическим и меццо-сопрано.
Роли под меццо-сопрано:
- В «Свадьбе Фигаро» — Керубино.
- В «Фаусте» — Зибель.
- В «Каменном госте» — Лаура.
Альт или контральто
В хоровом исполнении женский низкий голос называется альтом, а вот в опере – контральтом. Самый редкий вид тембра, гуще, насыщеннее, чем меццо-сопрано, чем-то напоминает высокий мужской тенор. Под него написано не так много партий, в основном – мальчики, подростки или молодые мужчины. Рабочий диапазон такого вида женских голосов в пении: ми малой первой октавы до фа второй. Верхний регистр небольшой, зато низкий – разнообразен и есть резонирование в среднем. Арии, где есть роли под женское контральто:
- «Орфей» — Сигрид Онегина.
- «Слепая» — Ева Подлес.
- «Эрда» — Лили Чукасян.
Как определить свой тембр голоса
Самостоятельно дома определить вид голоса невозможно. Можно лишь условно и примерно, исполнив несколько нот, понять, к какому тембру и тональности он относится. Тоже касается и песен, пропев, нужно определить, какая тональность звучит сильнее и ярче. Без музыкального образования это сделать практически невозможно. Для точного понимания нужен профессиональный прибор, который называется спектрометр, поэтому лучше записаться на уроки вокала к преподавателю для прослушивания, который также поможет развить природные данные. Как видно, человеческий голос (как мужской, так и женский) отличается уникальностью и богатством красок. Каждый из певцов – уникальный штрих в картине хора или оперы. Чтобы в полной мере насладиться красотой звучания собственного тембра, лучше обратиться в школу вокала в Москве, где усилят природные данные, раскроют их глубину.
Вам также может понравиться
Хотите задать дополнительные вопросы?
Администратор Александра
Хотите задать дополнительные вопросы?
Администратор Александра
Хотите задать дополнительные вопросы?
Пишите в WhatsApp Пишите в Viber Пишите в Telegram
Тембр в музыке и почему это важно: полное руководство
Пение, без категорий
Вы когда-нибудь задумывались, почему одна и та же нота, сыгранная на двух разных инструментах, звучит так по-разному? Это все из-за тембра! Тембр в музыке также определяется как «цвет». Качество и тон звука делают его уникальным.
Понимание тембра имеет решающее значение для музыкантов, независимо от того, играете ли вы на инструменте или поете. В этом исчерпывающем руководстве вы узнаете определение тембра, примеры тембров и факторы, влияющие на тембр.
Что такое Музыкальное определение тембра ?Итак, как определить тембр в музыке? Знание того, что такое тембр в музыке, поможет вам, когда вы хотите создать другой тон или качество в музыкальном произведении. Тембр также определяется как слуховые ощущения, создаваемые звуковой волной. Другими словами, чтобы описать тембр, это относится к характеристикам звука, которые помогают вам отличить его от любого другого звука.
Например, вы можете распознать разницу между тем, как слышите, как говорит ваш отец, и как говорит ваша бабушка, потому что каждый из них имеет свой характерный тембр.
Различные тембры описываются такими словами, как медный, хриплый, округлый, полный или яркий. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об этом! Вы можете использовать различные типы вокальных тембров для создания звука, который придает музыке правильное «ощущение» или эмоциональную окраску.
Тембр имеет множество факторов. Например, осанка при игре на инструменте или дыхание при пении.
В этом видео показаны различия звуковых волн при воспроизведении одной и той же ноты на разных инструментах:
https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16Видео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Тембр: почему разные инструменты, играя один и тот же тон, звучат по-разному (https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16 )
Обертоны, частота и Тембр в музыкеПричина, по которой инструменты могут играть одну и ту же ноту, но воспроизводить разные звуки, заключается в воспроизводимой основной высоте тона и обертоне. Музыкальный тембр сильно зависит от его формы волны, которая зависит от количества присутствующих обертонов (гармоник AKA), их частот и их относительной интенсивности.
Спектр частот – это распределение амплитуд звуковых волн. Это показывает, насколько громкой или тихой является музыка.
Какие факторы влияют на Тембр в музыке ?Музыканты создают различные тембры, основываясь как на своем инструменте, так и на частоте, излучаемой инструментом.
Итак, какие факторы влияют на тембр звучания в музыке? Их несколько, в зависимости от инструмента. Например, то, как кто-то проталкивает воздух через гобой, влияет на излучаемые звуковые частоты и то, как он слышен, придавая ему характерный тембр.
- Подача воздуха
- Контроль дыхания
- Поза
- Различия в частотах
- Форма инструмента
- Огибающая звука инструмента
Посмотрите это видео, чтобы изучить тембр нескольких различных инструментов и узнать больше о том, как манера игры на инструменте влияет на тембр его звучания.
Спасибо Dave Conservatoire за использование этого видео!
Способы описания Тембр в музыкеВы можете услышать разные слова, относящиеся к звукам, которые описывают тембр конкретно в вокальной музыке. Факторы, описанные выше, приводят к этим звукам. Вот несколько способов, которыми мы можем описать тембр:
- Пронзительный : высокий, громкий звук
- Носовой : мало обертонов и громкий основной тон
- Плоский : более низкий шаг
- Шелковистый : ровный, мягкий голос
- Mellow : несколько верхних гармоник с сильными основными тонами
- Теплый : басы и вокал выделяются, а высокие звуки — нет
- Дыхание : способность слышать воздушный поток
- Вибрато : длинная нота, меняющая частоту и тон
Например, у Селин Дион голос, который часто называют «шелковистым», тогда как у Боба Дилана, как считается, «гнусавый» тон.
Вас также может заинтересовать: Как научиться петь и найти свой вокальный стиль
Время попрактиковаться в тембре!Теперь, когда вы знаете, что такое тембр в музыке, как вы можете применить это к своей музыке? Один из лучших способов попрактиковаться в своем тембре как певца и улучшить его — это поработать с педагогом по вокалу, который хорошо разбирается в тембре и его использовании.
Преподаватель вокала может работать исключительно с вами, чтобы помочь вам определить ваше отличительное качество и тон. Они также покажут вам, как настроить его, чтобы получить желаемый звук и высоту тона, особенно при работе над конкретной песней, которая требует определенных эмоций или чувств.
Поскольку в мире нет никого похожего на вас, научитесь ценить и гордиться своим уникальным тембром. Являетесь ли вы певцом или музыкантом, ваш тембр выделяет вас среди других артистов!
типов голоса | Operavision
Некоторые голоса высокие. Некоторые голоса низкие. Некоторые голоса обладают невероятной подвижностью. Некоторые голоса богатые и тяжелые. Некоторые голоса трудно классифицировать!
Спектр человеческого певческого голоса очень широк. Это делает каждый голос уникальным, но также затрудняет управление композиторами. Композитор рассматривает голос в основном в трех терминах: его специфический вокальный диапазон, его вокальный тембр (то есть цвет голоса, будь он, например, мягким или твердым, древесным или металлическим) и его вокальный вес (будь то голос легкий или тяжелый).
В европейской традиции классической музыки были разработаны системы для классификации различных типов голоса. Классификация используется, чтобы связать голоса с потенциальными ролями: будь то герой(ина) или враг, молодой или старый, голоса типичны и имеют тенденцию всегда играть один и тот же характер.
Самая основная система классификации основана на вокальном диапазоне голоса, в частности на диапазоне, в котором голос наиболее удобен (это tessitura , что в переводе с итальянского означает «текстура»). Голоса ранжируются от высокого к низкому. Женские голоса делятся на три группы: сопрано, меццо-сопрано и контральто. Мужские голоса делятся на четыре группы: контртенор, тенор, баритон и бас.
Женские голоса
Сопрано: это самый высокий певческий голос с самой высокой тесситурой. Это также самый распространенный женский голос. Сопрано отводятся видные певческие роли, и они часто являются главными героями оперы. Они могут петь от средней до до двух октав выше (то есть всего интервал в 15 полных нот).
Пуччини написал несколько самых известных арий для сопрано. Вы можете услышать «O mio babbino caro» из Джанни Скикки и «Sola, perduta, abbandonata» из Манон Леско в исполнении Асмик Григорян.
Существуют различные типы сопрано, в зависимости от тембра или веса: наиболее особый подтип сопрано называется колоратурным сопрано.
Колоратурное сопрано обладает самым быстрым, маневренным и самым высоким голосовым расширением. Она может спеть несколько нот выше тесситуры сопрано. Знаменитая роль Царицы ночи в опере Моцарта «9».0125 Волшебная флейта написана для колоратурного сопрано.
Патрисия Петибон, знаменитое колоратурное сопрано, как никто другой поет арию Царицы ночи «Der Hölle Rache kocht im meinen Herzen».
Меццо-сопрано (что означает «полусопрано»): это голос, который стоит между сопрано и контральто. Голос меццо по расширению очень похож на голос сопрано: от A2 ниже среднего C до A5 (всего на две ноты ниже сопрано), но имеет более темный тембр. Меццо обычно отводят в опере второстепенные роли, за некоторыми исключениями (Кармен Бизе — меццо).
Здесь вы можете найти Элину Гаранку, одну из самых известных меццо, исполняющую Хабанеру из Кармен.
Контральто: это самый низкий женский голос, от F3 ниже центрального до до F5. Это чрезвычайно редко, и часто партии контральто отдаются меццо с темными тонами. В опере есть поговорка, что контральто играют «брюки (штаны), ведьм и сук», что означает, что им отводятся мужские, злые или проститутки роли.
Наталья Штуцман — редкий представитель контральто, а также музыкальный дирижер. Это ее запись арии Генделя «L’aure che spira» из оперы « Джулио Чезаре».
Мужские голоса
Контртенор: это самый высокий мужской голос с таким же вокальным диапазоном, как и контральто (E3 – E5). Голосовой тип контртенора был очень популярен в эпоху раннего барокко, но почти исчез во времена романтизма. Писатели 20-го века, такие как Бриттен, спасли его от забвения и начали писать музыку специально для контртеноров.
Гендель с энтузиазмом писал для контртеноров.
Вот отрывок из «Furibondo spira il vento» Генделя из оперы «Партенопа » в исполнении известного контртенора Филиппа Жаруски.
Часто в современных оперных постановках контртеноров вызывают на роли, когда-то предназначенные для кастрата . Кастраты были певцами с непрерывным голосом, полученным путем кастрации до достижения половой зрелости. Кастраты сохранили свой детский слух, но при этом извлекли выгоду из более обширного объема, производимого легкими взрослых. Виртуозность, диапазон и несравненная сила их голосов были очень популярны в итальянских операх 17 и 18 веков. Однако у кастратов был другой диапазон голоса (обычно выше) и совсем другой тембр.