Виды удовольствия: б. Типы удовольствия. Человек для себя

Содержание

б. Типы удовольствия. Человек для себя

б. Типы удовольствия

Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].

Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет чувство, сопровождающее избавление от мучительного напряжения. Голод, жажда, стремление к сексуальному удовлетворению, потребность в сне и физическом движении коренятся в химизме организма. Объективная физиологическая необходимость удовлетворить эти требования субъективно воспринимается как желание, и если оно не удовлетворяется какое-то время, ощущается мучительное напряжение. Если такое напряжение разряжается, облегчение воспринимается как удовольствие или, как я предлагаю это называть, удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere – делаться достаточным, – представляется наиболее подходящим для такого типа удовольствия.

Сама природа всех таких физиологически заданных потребностей означает, что их удовлетворение благодаря изменениям в организме кладет конец напряжению. Если мы были голодны и поели, наш организм (и мы) получил достаточно; после определенной точки дальнейшее насыщение становится болезненным. Удовлетворение, связанное с разрядкой мучительного напряжения, есть наиболее распространенное и легче всего достижимое психологически удовольствие; оно также может оказаться одним из наиболее интенсивных, если напряжение длилось достаточно долго и потому само стало весьма интенсивным. Значимость этого типа удовольствия не может быть поставлена под сомнение; не может быть поставлен под сомнение и тот факт, что в жизни многих это почти единственный когда-либо испытываемый тип удовольствий.

Другой тип удовольствия, также вызванный разрядкой напряжения, однако отличающийся по качеству от описанного выше, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, будто желание порождено требованиями тела, в то время как на самом деле оно определяется иррациональными

психическими потребностями. Он может испытывать сильный голод, который вызван не нормальной физиологической потребностью организма, а психологическим стремлением заглушить тревогу или депрессию (хотя им и могут сопутствовать ненормальные физико-химические процессы). Хорошо известно, что желание напиться часто является следствием не жажды, а психологических причин.

Острое сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологической, а психической потребностью. Неуверенный в себе человек, испытывающий настойчивое желание доказать себе, что он чего-то стоит, показать другим, насколько он неотразим, или подчинить их, «завоевав» сексуально, с легкостью окажется жертвой сильного сексуального желания и испытает мучительное напряжение, если оно останется неудовлетворенным. Такой человек склонен думать, что интенсивность его желания зависит от требований тела, хотя в действительности она определяется его психологическими потребностями. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое воспринимается как вызванное телесными причинами, например, нормальной усталостью, хотя на самом деле она связана с такими психологическими факторами, как подавленная тревога, страх или гнев.

Подобные желания похожи на нормальные, физиологически обусловленные потребности, поскольку коренятся в отсутствии или недостатке чего-то. В первом случае нехватка коренится в нормальных химических процессах в организме, во втором она – результат психической дисфункции. В обоих случаях дефицит вызывает напряжение, разрядка которого приносит удовольствие. Все другие иррациональные желания, не принимающие форму телесных потребностей, такие как страстное стремление к славе, к власти или влечение к подчинению, зависть, ревность, также определяются структурой характера человека и порождаются ущербом или искажением личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также вызывается облегчением в результате разрядки психического напряжения, как и в случае вызванных неврозом телесных желаний.

Хотя удовольствие, получаемое от удовлетворения и подлинных физиологических потребностей, и иррациональных психологических устремлений, заключается в разрядке напряжения, его качество существенно различается. Желания, определяемые физиологией, такие как голод, жажда и т. д., удовлетворяются с устранением физиологически вызванного напряжения, и они появляются вновь, только когда снова возникает физиологическая потребность; таким образом, они ритмичны от природы. По контрасту с этим иррациональные желания ненасыщаемы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с удовлетворением, разве что, возможно, ненадолго. Сама природа их такова, что они не могут быть «удовлетворены». Они возникают из внутренней неудовлетворенности. Отсутствие продуктивности и вытекающие из него бессилие и страх служат основой этих страстных устремлений и иррациональных желаний. Даже если человек мог бы удовлетворить все свои стремления к власти и разрушению, это не защитило бы его от страха и одиночества; таким образом, напряжение сохранилось бы. Воображение из благословения превращается в проклятие, поскольку человек не находит спасения от страхов; он воображает, что все большая степень удовлетворения излечит его жажду и восстановит внутреннее равновесие.

Однако такого рода жажда – бездонная пропасть, и надежда на облегчение при ее удовлетворении – мираж. Алчность коренится не в животной природе человека, как часто думают, а в его уме и воображении.

Мы видели, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом разрядки мучительного напряжения. Однако если удовлетворение первых действительно является откликом на нормальную потребность и служит условием счастья, то удовлетворение вторых в лучшем случае приносит временное облегчение, что говорит о патологическом функционировании психики и глубоком несчастье. Я предлагаю называть удовольствие, извлекаемое из удовлетворения иррациональных желаний, «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», которое представляет собой исполнение нормальных физиологических желаний.

Для проблемы этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем гораздо важнее, чем между иррациональным удовольствием и удовлетворением. Для лучшего его понимания может быть полезным ввести концепцию психологической нехватки в противовес психологическому избытку.

Неудовлетворенные телесные потребности создают напряжение, разрядка которого приносит удовлетворение. Его основой служит именно отсутствие напряжения. Иррациональные желания также порождаются нехваткой, но иного рода: неуверенностью и тревожностью человека, побуждающих его ненавидеть, завидовать или подчиняться; удовольствие, извлекаемое из этих устремлений, порождается фундаментальным отсутствием продуктивности. Как физиологические, так и иррациональные психологические потребности являются частью системы нехватки.

Однако помимо пространства нехватки существует и пространство избытка. Если у животных избыток энергии выражается в игре[122], то пространство избытка – чисто человеческий феномен. Это пространство продуктивности, пространство внутренней активности. Оно существует лишь постольку, поскольку человек не должен работать исключительно ради пропитания и тратить на это большую часть своей энергии.

Эволюция человечества характеризуется расширением пространства избытка, излишка энергии, который может расходоваться для достижения чего-то помимо одного лишь выживания. Этот излишек порождает все истинно человеческие достижения.

Во всех сферах деятельности существует различие между нехваткой и избытком и тем самым между удовлетворением и счастьем, даже в отношении таких элементарных потребностей, как пища и секс. Удовлетворение физиологической потребности, например, сильного голода, приятно, поскольку облегчает напряжение. От насыщения по качеству отличается удовольствие, которое приносит удовлетворение аппетита. Аппетит есть предвкушение приятных вкусовых ощущений; в отличие от голода он не вызывает напряжения. В этом смысле вкус – продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному или художественному вкусу, которые могут развиться только в ситуации избытка, и в культурном, и в психологическом смысле слова. Голод – феномен недостатка, а его удовлетворение – необходимость.

Аппетит – феномен избытка; его удовлетворение – не необходимость, а выражение свободы и продуктивности. Сопровождающее его удовольствие может быть названо радостью[123].

Сходное различие может быть обнаружено и в отношении секса. Согласно взгляду Фрейда, сексуальное желание – побуждение, вызванное исключительно физиологически обусловленным напряжением, которое, как и голод, облегчается удовлетворением. Однако Фрейд игнорировал сексуальное желание и удовольствие, которые, как и аппетит, могут существовать исключительно в пространстве избытка и являются исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек удовлетворяется разрядкой напряжения, физиологического или психологического, и это удовлетворение доставляет ему удовольствие[124]. Однако сексуальное удовольствие, которое мы называем радостью, коренится в избытке и свободе и является выражением чувственной и эмоциональной продуктивности.

Широко распространено представление о том, что радость и счастье идентичны счастью, сопровождающему любовь. Более того, для многих любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других видах человеческой активности, следует различать продуктивную и непродуктивную формы. Непродуктивная, или иррациональная, любовь, как я показал, может быть любой разновидностью мазохистского или садистского симбиоза, когда отношения основываются не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга в силу их неспособности полагаться на самих себя. Такая любовь, как и все другие иррациональные влечения, основывается на нехватке, на отсутствии продуктивности и внутренней надежности. Продуктивная любовь, самая тесная связь между двумя людьми, одновременно обеспечивающая сохранение личностной целостности каждого, есть феномен избытка; проявление способности к ней есть свидетельство человеческой зрелости. Радость и счастье сопутствуют продуктивной любви.

Во всех сферах активности различие между нехваткой и избытком определяет качество испытываемого удовольствия. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональные удовольствия и радость. Различаются люди по относительному весу каждой разновидности в их жизни. Удовлетворение и иррациональные удовольствия требуют не эмоциональных усилий, а только создания условий для разрядки напряжения. Радость – это достижение, она предполагает внутреннее усилие, проявление продуктивной активности.

Счастье – также достижение, порожденное внутренней продуктивностью человека, а не дар богов. Счастье и радость не являются удовлетворением потребности, возникшей в результате физиологической или психологической нехватки; они – не разрядка напряжения, а спутники всякой продуктивной активности – в мыслях, в чувствах, в поступках. Радость и счастье качественно между собой не различаются; их отличие заключается только в том, что радость относится к единичному акту, а счастье может рассматриваться как продолжительное и всеохватывающее переживание радости; мы можем говорить о «радостях» (во множественном числе), но только о «счастье» (в единственном).

Счастье – показатель того, что человек нашел ответ на вопрос человеческого существования в продуктивной реализации своих возможностей, одновременном единстве с миром и сохранении целостности своего Я. Продуктивно тратя энергию, он увеличивает свои силы, он «горит и не сгорает».

Счастье – критерий превосходных достижений в искусстве жить, добродетели в том смысле, какой она имеет в гуманистической этике. Счастье часто рассматривается как логическая противоположность горю и боли. Физическое или психологическое страдание есть неизбежная часть человеческого существования. Полностью избавить себя от горя можно только ценой полной отчужденности, которая исключает способность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья оказывается не горе или боль, а депрессия, проистекающая из внутреннего бесплодия и непродуктивности.

До сих пор мы имели дело с типами переживания удовольствия, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два менее важных комплексных типа удовольствия. Один из них – это удовольствие, сопровождающее выполнение любой задачи, которую человек перед собой поставил. Я предлагаю называть такой тип «вознаграждением». Достижение чего-то, что человек себе наметил, радует, хотя такая активность не обязательно является продуктивной; это доказательство силы человека и его способности успешно взаимодействовать с внешним миром. Вознаграждение не особенно зависит от специфики деятельности: человек так же может получить вознаграждение за хорошую партию в теннис, как и за успех в бизнесе. Значение имеет только то, что задача, которую человек поставил перед собой, была в определенной мере трудной, и он решил ее с удовлетворительным результатом.

Другой тип удовольствия, который осталось рассмотреть, основывается не на усилии, а, напротив, на расслаблении; такое удовольствие сопровождает приятную деятельность, не требующую напряжения. Важная биологическая функция расслабления заключается в регулировании ритма, в котором действует организм: он не может быть постоянно активным. Слово «удовольствие» без уточнений представляется наиболее подходящим для обозначения того приятного ощущения, которое порождается расслаблением.

Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что целью жизни является удовольствие, а потому удовольствие – это благо само по себе. В результате анализа различных видов удовольствия мы теперь можем сформулировать свою точку зрения на этическую ценность удовольствия. Удовлетворение как разрядка физиологического напряжения не хорошо и не плохо; в этическом смысле оно нейтрально, так же как вознаграждение и удовольствие. Иррациональное удовольствие есть указание на алчность, на неудачу в разрешении проблемы человеческого существования. Счастье (радость), напротив, представляет собой доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье – величайшее достижение человека, отклик его целостной личности на продуктивную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.

Гедонистические мыслители не сумели в достаточной мере проанализировать природу удовольствия, представив дело таким образом, будто самое легкое в жизни – получить какое-либо удовольствие – является одновременно и самым ценным. Однако ничто ценное не бывает легким; поэтому ошибка, допущенная гедонистами, облегчила задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что сам отказ от удовольствия – доказательство добродетели. Гуманистическая этика постулирует, что счастье и радость – главные добродетели, однако при этом требует от человека не самого легкого, а самого трудного – полного развития его продуктивности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.

Принцип удовольствия и производительная сила

Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь

84. Принцип удовольствия

84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И

Принцип удовольствия и страдания

Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого

Подсчет удовольствия

Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень

Понятие удовольствия

Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие

Этика удовольствия

Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический

б. Типы удовольствия

б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет

6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]

6. 2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]

Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ. Человек для себя

Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ

Анализ качественного различия между теми или иными видами удовольствия, как уже отмечалось, дает ключ к проблеме связи удовольствия с этическими ценностями.[117]

Первый тип удовольствия, какое Фрейд и другие ученые считали основой всякого удовольствия, составляет чувство, сопровождающее избавление от болезненного напряжения. Голод, жажда, потребность в сексуальном удовлетворении, сне и физическом движении имеет своим источником органические химические процессы. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении этих нужд ощущается субъективно как желание, и если какое-то время они остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается, как удовольствие, или как я предлагаю это называть, — удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere, что значит удовлетворять, кажется наиболее подходящим для этого вида удовольствия. Сама природа всех таких физиологических потребностей состоит в том, что их удовлетворение избавляет от напряжения благодаря физиологическим изменениям, происходящим в организме. Когда мы, проголодавшись, едим, наш организм (и мы) насыщается до некоей определенной степени, а если продолжать есть, то это уже будет болезненно. Удовлетворение избавлением от болезненного напряжения дает удовольствие самое обычное и самое легко достижимое в психологическом плане; оно также может быть одним из самых сильных удовольствий, если напряжение длилось довольно долго и само стало поэтому достаточно сильным. Значение этого типа удовольствия несомненно; несомненно и то, что в жизни многих людей оно составляет едва ли не единственную форму удовольствия, какое им удалось испытать.

Следующий вид удовольствия, вызываемого освобождением от напряжения, но качественно отличающегося от уже описанного, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, что некое желание вызвано телесными нуждами, в то время как в действительности оно обусловлено иррациональными психическими потребностями. Человек может испытывать сильный голод, вызванный не нормальной физиологической потребностью организма, а психической потребностью заглушить тревогу или депрессию (хотя этим потребностям могут сопутствовать неправильные физико-химические процессы). Хорошо известно, что потребность в питье часто бывает вызвана не жаждой, а состоянием психики.

Сильное сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологическими, а психическими потребностями. Неуверенный в себе человек, обладающий настойчивой потребностью уверить самого себя в собственной ценности, показать другим, какой он неотразимый, или подчинить себе других людей, «завоевывая» их сексуально, легко будет испытывать сильные сексуальные желания и болезненное напряжение в случае их неудовлетворения. Он будет склонен считать, что силой своих желаний обязан потребностям своего тела, тогда как на самом деле эти потребности являются проявлением его психических потребностей. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое кажется вызванным телесными причинами вроде нормальной усталости, а на самом деле бывает вызвано такими психическими причинами, как подавленная тревожность, страх или раздражение.

Эти желания похожи на нормальные физиологические потребности, поскольку и те, и другие берут начало в некоей нехватке или дефиците. В первом случае в основе дефицита лежат нормальные химические процессы внутри организма; во втором случае желания являются результатом психической дисфункции. В обоих случаях дефицит является причиной напряжения, а избавление от напряжения является причиной удовольствия. Все прочие иррациональные желания, такие, как жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность, не принимающие форму телесных потребностей, также коренятся в складе характера человека и порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также порождено избавлением от психического напряжения, как и в случае невротических физических желаний.

Хотя освобождение от напряжения доставляет удовольствие как в случае удовлетворения подлинных физиологических, так и в случае удовлетворения иррациональных психических потребностей, по качеству эти удовольствия существенно различны. Физиологические желания, такие как голод, жажда и тому подобное, удовлетворяются устранением физиологического напряжения и возникают вновь только тогда, когда опять возникает физиологическая потребность; они ритмичны по природе своей. А вот иррациональные желания ненасытимы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с их удовлетворением, разве что на какой-то момент. По самой своей природе эти иррациональные желания не могут быть «удовлетворены». Они вызваны внутренней неудовлетворенностью человека. Отсутствие плодотворности и порожденное им бессилие и страх — вот источник этих страстных влечений и иррациональных желаний. Даже если б человек мог удовлетворить все свои желания власти и разрушения, это не избавило бы его от страха и одиночества, а, значит, и от напряжения. Благо воображения оборачивается бедствием; будучи не в состоянии освободиться от своих страхов, человек рисует в своем воображении все больше удовольствий, какие удовлетворят его алчность и восстановят его внутреннее равновесие. Но алчность — бездонная пропасть, а идея освобождения от алчности путем ее удовлетворения — мираж. Источник алчности — конечно же не животная природа человека, как часто считают, этот источник — его ум и воображение.

Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом устранения болезненного напряжения. Но если удовольствия первого типа действительно удовлетворимы, нормальны и являются условием счастья, то удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения иррациональных желаний, называть «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», представляющему собой исполнение нормальных физиологических желаний.

Для проблем этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем намного важнее различия между иррациональным удовольствием и удовлетворением. Для лучшего понимания этого разграничения полезно будет ввести понятия психологического дефицита и психологического избытка.

Неудовлетворенные физические потребности порождают напряжение, устранение которого приносит удовлетворение. Основу для удовлетворения дает само его отсутствие. Иррациональное желание также проистекает из дефицита, но из дефицита другого рода: из неуверенности и тревоги, которые заставляют человека ненавидеть, завидовать или покорствовать; удовольствия, получаемые от исполнения этих страстных желаний, берут свое начало в исходном отсутствии плодотворности. И физиологические, и иррациональные психические потребности входят в систему дефицита. Но кроме сферы дефицита существует еще сфера избытка. Хотя даже у животных наличествует излишек энергии и выражается он в игре, сфера избытка — это по существу человеческий феномен.[118] Это сфера плодотворности, внутренней деятельности. Она возможна лишь там, где человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и истощать таким образом большую часть своей энергии. Для эволюции человеческого рода характерно расширение сферы избытка, излишка энергии, расходуемой на достижение чего-то большего, чем простое выживание. Все специфически человеческие достижения имеют своим источником избыток.

Во всех сферах жизнедеятельности существует различие между дефицитом и избытком, а, значит, и между удовлетворением и счастьем, и это относится к таким элементарным функциям, как голод и секс. Насыщение, когда человек очень голоден, приятно, потому что оно устраняет физиологическое напряжение. От удовлетворения голода отличается удовольствие, получаемое от удовлетворения аппетита. Аппетит — это предчувствие приятного вкусового ощущения, и в отличие от голода аппетит не создает напряжения. Вкус — это продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному и художественному вкусу, и он может развиваться только в ситуации избытка, как в культурном, так и в психологическом значении этого слова. Голод — феномен дефицита; его удовлетворение — необходимость. Аппетит — феномен избытка; его удовлетворение — не необходимость, а проявление свободы и плодотворности. Сопутствующее ему наслаждение можно назвать радостью.[119]

Относительно секса можно провести такое же разграничение, какое было сделано относительно голода и аппетита. В концепции Фрейда секс — это потребность, вызванная исключительно физиологическим напряжением, устраняемым, как и голод, в результате удовлетворения. Но Фрейд не обратил внимания на сексуальное желание и удовольствие, которое, как и аппетит, может существовать только в сфере избытка и является исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек обретает удовлетворение, когда избавляется от физиологического или психического напряжения, и это избавление доставляет ему удовольствие.[120] Но сексуальное удовольствие, какое мы называем радостью, обретается в избытке и свободе и служит выражением чувственной и эмоциональной плодотворности.

Широко распространено убеждение, что радость и счастье идентичны счастью в любви. Более того, многим людям любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других сферах человеческой жизнедеятельности, мы можем различать плодотворную и неплодотворную формы. Неплодотворная, или иррациональная, любовь может быть, как я уже указывал, тем или иным видом мазохистского или садистского симбиоза, где отношения основаны не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга, потому что они неспособны зависеть от самих себя. Такая любовь, подобно всем прочим иррациональным влечениям, основывается на дефиците, на отсутствии плодотворности и внутренней уверенности. Плодотворная любовь, форма глубочайшего родства между двумя людьми при сохранении цельности каждого из них, является феноменом избытка, а способность к такой любви служит свидетельством человеческой зрелости. Радость и счастье — спутники плодотворной любви.

Во всех сферах жизнедеятельности качество испытываемого удовольствия определяется различием между дефицитом и избытком. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональное удовольствие и радость. Что отличает одного человека от другого, так это удельный вес каждого из таких удовольствий в их жизни. Удовлетворение и иррациональное удовольствие требуют не эмоциональных усилий, а всего лишь способности производить действия, устраняющие напряжение. Радость же — это достижение; она предполагает внутреннее усилие, усилие плодотворной активности.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью. Счастье и радость — не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности — в мысли, чувстве, поступке. Радость и счастье — это не различные по качеству состояния; они различаются только в том смысле, что радость соответствует единичному акту, а счастье — это, можно сказать, непрерывное и полное переживание радости; мы можем говорить о «радостях» — во множественном числе, а о «счастье» — лишь в единственном.

Счастье — показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а, значит, и единства с миром, и цельности своего Я.

Счастье — это критерий совершенства в искусстве жить, добродетели в том ее значении, какое она имеет в гуманистической этике. Счастье часто считают прямой противоположностью горя или страдания. Физические и душевные страдания — часть человеческого существования, и их неизбежно приходится испытывать. Уберечь себя от горя во что бы то ни стало можно только ценой полной отчужденности, исключающей возможность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья является не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате внутренней бесплодности и неплодотворности.

До сих пор мы имели дело с типами удовольствий, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два других, менее сложных, типа удовольствий. Один из них — это удовольствие, сопутствующее разрешению любой встающей перед человеком проблемы. Я предлагаю называть этот вид удовольствия «наслаждением». Достижение чего бы то ни было из того, чего человек хотел достичь, воспринимается как наслаждение, притом, что активность совсем не обязательно бывает плодотворной; но оно служит доказательством силы человека и способности успешно контактировать с внешним миром. Наслаждение не очень сильно зависит от той или иной формы деятельности; человек может наслаждаться как игрой в теннис, так и успешным предпринимательством; дело лишь в том, чтобы наличествовала некая трудность разрешения предстоящей проблемы, и результат приносил удовлетворение.

Следующий тип удовольствия, какой нам осталось рассмотреть, это удовольствие, основанное не на усилии, а наоборот, на расслаблении; оно сопутствует не требующим напряжения, но приятным действиям. Важной биологической функцией расслабления является функция регуляции ритмов организма, не способного постоянно пребывать в активном состоянии. Слово «удовольствие», если не вдаваться в подробности, кажется самым подходящим для определения приятного ощущения, возникающего в результате расслабления.

Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что цель жизни — удовольствие, и потому удовольствие само по себе есть благо. В результате нашего анализа различных видов удовольствия мы получили возможность сформулировать нашу точку зрения на этическую значимость удовольствия. Удовлетворение, как устранение физиологического напряжения, ни хорошо, ни плохо; что касается этической оценки, то оно так же этически нейтрально, как наслаждение и удовольствие от расслабления. Иррациональное же удовольствие и счастье (радость) являются переживаниями, обладающими этической значимостью. Иррациональное удовольствие — это показатель алчности, неспособности решить проблему человеческого существования. А счастье (радость) — это, напротив, доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье — величайшее достижение человека, отклик всей его личности на плодотворную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.

Гедонистическая этика не сумела достаточно полно проанализировать природу удовольствия; она представила дело так, как если бы самое легкое в жизни — испытать какое-нибудь удовольствие, — было в то же время и самым ценным. Но ничто ценное не дается легко; потому гедонистическое заблуждение облегчило задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что уже сам отказ от удовольствия служит доказательством добродетели. Гуманистическая этика очень хорошо может обосновать ценность счастья и радости, как своих главных добродетелей, но при этом она знает, что требует от человека решения не самой легкой, а самой трудной задачи: полного развития его плодотворности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.

Принцип удовольствия и производительная сила

Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь

84. Принцип удовольствия

84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И

Принцип удовольствия и страдания

Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого

Подсчет удовольствия

Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень

Понятие удовольствия

Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие

Этика удовольствия

Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический

б. Типы удовольствия

б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет

6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]

6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность

1.

ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]

14 удовольствий Бентама

 

Объяснения > Эмоции > Счастье >

14 удовольствий Бентама

Разум | Богатство | Навык | дружба | Доброе имя | Мощность | Благочестие | Доброжелательность | Злоба | Память | Воображение | Ожидание | Ассоциация | Рельеф

 

Джереми Бентам был основателем Утилитаризм, где фундаментальная аксиома состоит в том, что это величайшее счастье величайшего количество людей, которое должно быть основой для всех решений.

Он определил четырнадцать удовольствий, которые мы все ищем и которые вызывают счастье.

1. Чувственные удовольствия

Стимулирование чувств разными способами вызывает возбуждение, которое часто может быть приятный.

Бентам описывает их как:

  1. Вкусовые удовольствия; включая все что угодно удовольствие испытывается при утолении голода и жажды.

  2. Удовольствие от опьянения.

  3. Удовольствия органа обоняния.

  4. Удовольствие от прикосновения.

  5. Простые удовольствия для слуха; независим от ассоциация.

  6. Простые удовольствия для глаз; независим от ассоциация.

  7. Половое удовольствие.

  8. Удовольствие от здоровья: или внутреннее удовольствие чувство или прилив духов (как его называют), которое сопровождает состояние полное здоровье и бодрость; особенно при умеренных физических нагрузках.

  9. Удовольствия новизны: или удовольствия, получаемые от удовлетворение аппетита любопытства путем применения новых объектов для любого из органов чувств.

2. Удовольствия богатства

С деньгами у вас есть контроль и статус, который, как базовые потребности, может привести к большему счастью.

Бентам описывает удовольствия богатства как те, которые:

…человек способен исходить из сознания обладающий какой-либо статьей или статьями, которые стоят в списке инструментов пользование или безопасность, и, в частности, во время его первого приобретения их; в это время удовольствие может быть названо удовольствием выгоды или удовольствием приобретения: в других случаях удовольствие обладания.

3. Удовольствия мастерства

Радость просто в том, что ты можешь что-то сделать, будь то интеллектуальные упражнения или физические действия. Когда мы достигаем наших целей, мы чувствуем достижений и надежное знание того, что мы находимся под контролем.

По этому поводу Бентам сказал:

Удовольствие от мастерства, полученное на определенных объекты, это те, которые сопровождают применение таких конкретных инструменты наслаждения для их использования, поскольку они не могут быть применены без большую или меньшую долю трудностей или усилий.

4. Удовольствия дружбы

Дружба — это классический путь к счастью, и те, у кого есть хорошие друзья (и которые являются хорошими друзьями) могут рассчитывать на более долгую и полноценную жизнь.

Бентам описал это следующим образом:

Удовольствие от дружбы или саморекомендации удовольствия, которые могут сопровождать убеждение человека в приобретении или обладание доброй волей такого или такого переуступаемого лица или лиц в частности: или, как говорится, быть в хороших отношениях с ним или с ними: и в результате того, что он может пользоваться их спонтанные и безвозмездные услуги.

5. Удовольствия доброго имени

Имя одного свой бренд. То, кем вы являетесь в обществе, во многом является тем, кто вы есть на самом деле. Если у вас есть хороший репутация человека, то вы фактически имеете значительный кредит социальный капитал, который, в свою очередь, позволяет вам спрашивать других и ожидать люди, чтобы помочь вам без подсказки.

Бентам описал удовольствия доброго имени как то, что:

…сопровождать убеждение в том, что мужчина находится в приобретение или обладание благосклонностью мира к нему; то есть, о тех членах общества, с которыми он, вероятно, будет иметь дело; и как средство из него либо их любовь, либо их уважение, либо и то, и другое; и как плод этого, его мешают воспользоваться их спонтанным и беспричинным услуги. Их также можно назвать удовольствиями доброй славы, удовольствия чести или удовольствия моральной санкции.

6. Удовольствия власти

Сила дает возможность влиять других и является ключевым фактором, влияющим на чувство контроль.

Бентам отметил аспект боли-удовольствия власти, описывая удовольствия как те, что сопровождают:

. .. убеждение человека в том, что он в состоянии распоряжаться люди, посредством своих надежд и опасений, чтобы дать ему пользу их услуги: то есть надеждой на какую-нибудь услугу или страхом перед какой-либо медвежью услугу, чтобы помешать оказать им

7. Радости благочестия

Почти в противоположность силе благочестие заключается в том, чтобы быть почтительным и послушным, в том числе к семье, государству и церкви. Социальное ценности описывают, что такое «хорошо», и соблюдение этих правил может сделать вас чувствуют себя хорошо, особенно в отличие от тех злых людей, которые не следуют правила, как и вы.

Бентам сказал:

Удовольствия благочестия – это удовольствия, сопровождающие вера человека в приобретение или обладание доброй волей или благосклонность Высшего Существа: и как плод этого, его бытие в некотором роде наслаждаясь удовольствиями, которые должны быть получены по особому назначению Бога, либо в этом жизни или в жизни грядущей. Их также можно назвать удовольствиями религии, удовольствия религиозного настроения или удовольствия религиозного санкция.

8. Удовольствия доброжелательности

Когда у вас есть сила в виде ресурсы, которые вы можете использовать для любой цели, вы можете найти счастье в служение другим, помогая тем, кто менее способен помочь себе сам.

Бентам описал их как:

…удовольствия от просмотра любых удовольствий предполагается, что им обладают существа, которые могут быть объектами благотворительности; к остроумие, чувствительные существа, с которыми мы знакомы; под которым обычно включено, 1. Высшее Существо. 2. Люди. 3. Другие животные. Это может также можно назвать удовольствиями доброй воли, удовольствиями симпатии или удовольствия доброжелательных или социальных привязанностей.

9. Злобные удовольствия

В отличие от доброжелательности, сила может быть использована во вред другим, и это печальный приговор человеческому положению, что мы можем найти удовольствие в дискомфорт других (то, что немцы называют «злорадством»). Если мы честны, большинство из нас желали зла другим, а также причиняли им боль.

Бентам сказал, что удовольствия злобы исходят от:

…взгляд на любую боль, которую, как предполагается, испытывает существа, которые могут стать объектами недоброжелательности: а именно, 1. Люди. 2. Другие животные. Их также можно назвать удовольствиями недоброжелательности, удовольствиями вспыльчивого аппетита, удовольствия антипатии или удовольствия злобные или диссоциальные привязанности

10. Радости памяти

Иметь хорошую память можно быть благословением по многим причинам. По крайней мере, есть польза в возможности запоминать изученное. Кроме того, можно вспомнить прошлые удовольствия и способен предаваться ностальгическому наслаждению.

Бентам описал их как:

…удовольствия, которые, испытав то-то и то-то удовольствий, а в некоторых случаях даже после того, как человек испытал такие-то и такие-то боли, будет время от времени испытывать, вспоминая их в точном порядке и в обстоятельства, в которых они действительно наслаждались или страдали. Эти Производные удовольствия, конечно, можно разделить на столько видов, сколько существуют оригинальные восприятия, откуда они могут быть скопированы. Они также могут можно назвать удовольствиями простого воспоминания.

11. Удовольствия воображения

Человеческое воображение замечательно своей способностью создавать виртуальные реальность, которая, в крайнем случае, более реальна, чем реальный мир. По крайней мере воображение позволяет предаваться фантазиям. Это также может помочь вам мечтать о будущем которые вы можете практически реализовать.

Бентам описал удовольствия воображения как:

…удовольствия, которые можно получить от созерцания любых таких удовольствий, которые могут быть вызваны памятью, но в разного порядка и сопровождаются разными группами обстоятельств. Это может соответственно относиться к любому из трех основных моментов времени, настоящее, прошлое или будущее. Очевидно, что они могут допускать столько же различий, как у представителей предыдущего класса.

12. Удовольствия ожидания

Воображение помогает вам думать о будущем и создавать ожидания для грядущие удовольствия. Это ожидаемое удовольствие может быть столь же хорошим, если не лучше, чем удовольствие от происходящего.

Бентам описал их как:

…удовольствия от созерцания любого своего рода удовольствие, относящееся к будущему времени и сопровождаемое чувством вера. Они также могут допускать такие же различия

13. Удовольствия, зависящие от ассоциации

Человеческий мозг работает, связывая нейроны в мысли и сны, которые могут привести к приятным мечтам. В мечтах, например, мы задаемся вопросом о том, что может быть и может придумывать связанные идеи, которые приносят нам дополнительную пользу.

Бентам объясняет:

…удовольствия от общения – это удовольствия, которые объекты или события могут оказаться не сами по себе, а просто в в силу какой-то ассоциации, возникшей у них в уме с определенными объектами или инциденты, которые сами по себе приятны. Так обстоит дело, для например, с удовольствием умения, когда предоставляется такой набор инцидентов как составить партию в шахматы. Это вытекает из его приятного качества связь частично с удовольствиями от мастерства, как это осуществляется в производстве происшествий, доставляющих удовольствие сами по себе: отчасти из-за связи с радости власти. Так обстоит дело и с радостью удачи, когда вызванные такими инцидентами, которые составляют азартную игру или любую другую игру шанс, когда играли впустую. Это вытекает из приятного качества его связь с одним из удовольствий богатства; а именно, с удовольствием приобрести его

14. Удовольствия облегчения

Рельеф – форма закрытия когда ожидаемое неприятное событие не происходит. В таких случаях отсутствие неприятность переживается как приятность сама по себе.

Комментарий Бентама по этому поводу:

В каталог удовольствий соответственно можно добавить удовольствия облегчения: или удовольствия, которые испытывает человек, когда после того, как он переносит какую-либо боль в течение определенного времени, она прекращается или утихать. Конечно, их можно разделить на столько видов, сколько существует боли: и может породить столько удовольствий памяти, воображения и ожидания.

Бентам был очень проницательным философом, составившим интересный список удовольствия, которые вы можете учитывать при попытке убедить. Если вы можете предложить увеличить удовольствие (или угрожать его уменьшением), то этого может быть достаточно для вам добиться согласия.

См. также

Утилитаризм

 

Джереми Бентам, Введение в принципы морали и Законодательство (1789; 2-е изд., 1823)

 

Есть ли реальное различие между «высокими» и «низкими» удовольствиями?

Небесный рамен. Из вестерна с лапшой Джузо Итами 1985 года Tampopo. Courtesy Criterion Collection

Родители часто говорят, что им все равно, что делают в жизни их дети, лишь бы они были счастливы. Счастье и удовольствие почти повсеместно считаются одними из самых ценных человеческих благ; только самый скряга стал бы сомневаться в том, что благотворное наслаждение есть что-то иное, кроме хорошего. Однако вскоре возникает разногласие, если вы спросите, лучше ли одни формы удовольствия, чем другие. Имеет ли значение, являются ли наши удовольствия духовными или плотскими, интеллектуальными или глупыми? Или все удовольствия примерно одинаковы?

Утилитаризм как моральная философия ставит удовольствие в центр своих интересов, утверждая, что действия правильны в той мере, в какой они увеличивают счастье и уменьшают страдание, и неправильны в той мере, в какой они вызывают противоположное. Однако даже ранние утилитаристы не могли договориться о том, следует ли ранжировать удовольствия. Джереми Бентам считал, что все источники удовольствия одинакового качества. «Помимо предубеждений, — писал он в The Rationale of Reward (1825), — игра в канцелярские кнопки имеет равную ценность с искусствами и науками музыки и поэзии». Его протеже Джон Стюарт Милль не согласился, утверждая в Утилитаризм (1863), что: «Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей; лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем довольным дураком».

Милль выступал за различие между «высшими» и низшими удовольствиями. Его различие трудно определить, но оно более или менее отражает различие между способностями, которые считаются уникальными для людей, и теми, которые мы разделяем с другими животными. Более высокие удовольствия зависят от явно человеческих способностей, которые имеют более сложный когнитивный элемент, требующий таких способностей, как рациональное мышление, самосознание или использование языка. Низшие удовольствия, напротив, требуют простого чувства. Люди и другие животные любят нежиться на солнышке, есть что-нибудь вкусное или заниматься сексом. Только люди занимаются искусством, философией и так далее.

Милль определенно не был первым, кто сделал это различие. Аристотель среди прочих считал, что чувства осязания и вкуса были «рабскими и грубыми»; удовольствия от еды были «как и животные» и поэтому менее ценны, чем те, которые использовались более развитым человеческим разумом. Тем не менее, многие продолжали бы поддерживать Бентама, утверждая, что мы на самом деле не настолько интеллектуальны и высокомерны, как все это, и мы могли бы также принять себя такими животными, какими мы являемся, сформированными биохимией и животными инстинктами.

Трудность разрешения этого разногласия по поводу видов удовольствия не в том, что мы пытаемся найти правильный ответ. Дело в том, что мы задаем неправильный вопрос. Вся дискуссия предполагает четкое разделение между интеллектуальным и телесным, человеком и животным, что более несостоятельно. В наши дни немногие из нас являются дуалистами, которые верят, что мы созданы из нематериальных разумов и материальных тел. У нас есть множество научных доказательств важности биохимии и гормонов во всем, что мы делаем и думаем. Тем не менее, дуалистические предположения по-прежнему влияют на наше мышление. Итак, что произойдет, если мы серьезно отнесемся к идее, что физическое и ментальное неразделимы, что мы — полностью воплощенные существа? Что бы это значило для наших представлений об удовольствии?

Обеденный стол — хорошее место для начала. Наряду с сексом еда обычно считается квинтэссенцией низшего удовольствия. Все животные едят, используя органы обоняния и вкуса. Не требуется никакого сложного познания, чтобы сделать вывод, что что-то вкусно. Философы обычно полагали, что получать удовольствие от еды — значит просто удовлетворять примитивное желание. Так, например, Платон считал, что кулинария никогда не может быть формой искусства, потому что она «никогда не касается ни природы, ни причины того удовольствия, которому она посвящает себя, а идет прямо к ее цели».

Платон и его последователи, однако, не смогли оценить то, что французский писатель-кулинар Жан Антельм Брийя-Саварен содержательно уловил в «Физиология вкуса» (1825): «Животные питаются; человек ест; только человек с интеллектом знает, как есть». Брийя-Саварен провел различие между простым животным кормлением, то есть приемом пищи в качестве топлива, и человеческим питанием, которое может и должно задействовать не только наши самые основные плотские желания. Прием пищи — сложный акт. Простой сбор ингредиентов требует размышлений, поскольку то, что мы покупаем, не только требует планирования, но и влияет на благополучие производителей, производителей, животных и планеты. Кулинария включает в себя знание ингредиентов, применение навыков, балансировку различных вкусов и текстур, соображения о питании, заботу о заказе блюд или месте блюда в ритме дня. Еда в лучшем случае объединяет все эти вещи, добавляя внимательное эстетическое восприятие конечного результата.

Еда показывает, что разница между высшими и низшими удовольствиями не в том, что вам нравится, а в том, в том, как вы это получаете. Жрать свою еду, как свинья у корыта, — удовольствие низшего порядка. Приготовление и употребление его в пищу с использованием способностей к размышлению и вниманию, которыми обладает только человек, превращает его в высшее удовольствие. Эта форма высшего удовольствия не обязательно должна быть интеллектуальной в академическом смысле. Опытный шеф-повар может интуитивно оценивать баланс вкусов и текстур; домашний повар может просто думать о том, что, скорее всего, понравится его гостям. Что делает удовольствие выше, так это то, что оно задействует наши более сложные человеческие способности. Он выражает больше, чем просто грубое желание удовлетворить тягу.

Для любого удовольствия нетрудно заметить, что как имеет большее значение, чем что . Более того, высшие удовольствия не просто используют наши чисто человеческие способности, они используют их для достижения значимой цели. Тот, кто идет в оперу, чтобы его увидели в новом платье, не испытывает высших музыкальных наслаждений, а предается низменным удовольствиям тщеславия. Тот, кто читает доктора Сьюза, внимательно слушая язык, получает большее удовольствие, чем тот, кто механически декламирует The Waste Land (1922) без какого-либо понимания того, что делал Т. С. Элиот.

Даже секс, пожалуй, самое первичное человеческое удовольствие из всех, можно ценить по-разному. Согласно Брийа-Саварену, животные совокупляются, люди занимаются любовью. При интенсивности сексуального возбуждения и оргазма может показаться, что наши развитые человеческие способности не выполняют большой работы. Но секс очень контекстуален и меняет свою природу в зависимости от того, является ли он неотъемлемой частью подлинных отношений между двумя людьми, какими бы краткими они ни были, или просто удовлетворением грубого побуждения.

Таким образом, Милль был прав, полагая, что удовольствия бывают высшие и низшие формы, но ошибался, полагая, что мы можем различать их на основе того, чем мы получаем удовольствие. не две дискретные категории, а образуют континуум. Я думаю, что сохранение фиктивной формы различия между высшими и низшими удовольствиями является результатом того факта, что некоторые вещи более явно поддаются более глубокой оценке, чем другие. Искусством, как правило, наслаждаются умопомрачительными способами, а пищу слишком часто употребляют в анималистической манере. Это привело к тому, что мы ошибочно приняли ассоциацию за идентичность.

Эта ошибка также выдает ложное представление о человеческой природе, которое рассматривает наши интеллектуальные или духовные аспекты как то, что действительно делает нас людьми, а наши тела — как неудобные транспортные средства для их переноски.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts