Виды власти и стили руководства в управлении группой: 20. Виды власти и стили руководства

Содержание

Виды власти в группе

10.03.2020

В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.

Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности.

Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса, в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому.

Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский.

Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе.

Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер — это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн, 2000).

Лидер — начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. «Штатный» (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер — член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия «штатного» в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Основной принцип лидерства — превосходство. Он обязан в чем -то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т.д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках

Если лидерство возможно при наличии двух условий — выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство — это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.

Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой.

Авторитарный (автократический) стиль — характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.

Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным.

Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми, принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по -деловому. 

При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить.

В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы.

Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально -психологической зрелости группы. Для группы, находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного.

Ключевые слова: Власть, Группа

Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.

Материалы по теме

Специфические черты политической власти

Соловьев А. И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для…

Фрустрация социальных групп

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Классификация малых социальных групп

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Виды и способы реализации власти

Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент

Малая группа на примере бригады

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Гетерогенная группа

Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии

Политический режим и государственная власть

Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы…

Исследование удовлетворенности межличностными отношениями в группе

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Руководство и лидерство. Позитивные и негативные стили управления. Принципы создания позитивного стиля управления. Примеры Руководство: власть и личное влияние


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

24. Руководство и лидерство. Позитивные и негативные стили управления. Принципы создания позитивного стиля управления. Примеры
Руководство: власть и личное влияние.

Руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Лидерство – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления. Чтобы руководить, необходима власть.

Власть – способность влиять на поведение людей, необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.

Основные типы власти


    • принуждение,

    • вознаграждение,

    • компетенция,

    • пример

    • традиции.

    Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

    Эффективность какого-то типа власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от ситуации. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

    Власть, основанная на принуждении, влияние через страх эффективны только при условии, что они подкрепляются отличной системой контроля, которая, как правило, требует больших затрат.

    Власть, основанная на вознаграждении, влияние через действия положительного характера более предпочтительны, чем страх, потому что они дают положительные стимулы для более качественного выполнения работы. Иногда трудно определить, какая награда будет иметь эффект.

    Традиционная или законная власть, влияние через привитые культурой ценности – самый распространенный тип власти. Кажется, что эффективность традиции исчезает из-за меняющихся ценностей.

    Харизма, влияние силой примера – вот что люди ассоциируют с динамичными лидерами. Исполнитель отождествляет себя с руководителем или испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его способности.

    Экспертная власть, влияние через разумную веру распространяется все больше и становится эффективной благодаря возрастающей сложности технологии и размера организации.

    Из-за меняющихся социальных ценностей руководители организаций считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не является членом организации. Хотя эти методы действуют более медленно и менее определенно, чем другие, они, по-видимому, способствуют увеличению эффективности организации, когда исполнитель мотивирован потребностями более высокого уровня, особенно если задача неструктурирована и требует творческого подхода.

    И вообще, влияние будет самым сильным, когда исполнитель очень высоко ценит ту потребность, к которой аппелирует руководитель, считает удовлетворение или неудовлетворение потребности определенным результатом подчинения или неподчинения, и думает, что существует большая вероятность, что его усилие оправдает ожидания руководителя.
    Лидерство, как и руководство, — это искусство достигать цели посредством других людей.

    В основе лидерства лежит способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

    Влияние – это поведение одного индивида, которое влечёт за собой изменения в поведении, ощущениях и отношениях другого.


    • Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих изученных черт – это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

    • Второй подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание на поведении руководителя. Согласно ему, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Основной недостаток этого подхода заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства.

    Стили руководства

    Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.


    Стили руководства

    Направленность руководителя на результат

    Способы мотивации

    Привлечение подчиненных к управлению

    Требовательность

    Авторитарный («жесткий»)

    Важен только результат

    Мотивация, основанная на беспрекословном подчинении

    Подчиненные не привлекаются к управлению

    Жесткая требовательность

    Демократический («прогрессивный»)

    Важны и результаты, и способы достижения

    Мотивация, основанная на использовании материальных и социально-психологических потребностей

    Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению

    Требовательность в сочетании с доверием

    Либеральный («клубный»)

    Результаты не важны

    Мотивация практически отсутствует

    Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении

    Низкая требовательность

    Применение стилей:

    Авторитарный – в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

    Демократический – при условии заинтересованности работников в получении результата, инициативности и ответственности.

    Либеральный – свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
    Сравнение стилей управления (Зябрирков)

    N


     

    Авторитарный(A)

    Демократический, коллегиальный(C)

    Либеральный, групповой
    (G)

    1

    Полномочия

    В одних руках у менеджера

    Разделены с подчиненными

    Или у лидера, или у подчиненных

    2

    Ответствен-ность

    Менеджер

    Менеджер и подчиненные

    Коллективная

    3

    Методы руководства и принятия решения

    Приказы, волевое давление

    Убеждение, материальное стимулирование

    Убеждение, менеджер оформляет коллективные решения

    4

    Контроль

    Тотальная опека

    Справедливая оценка по результатам

    Самоконтроль

    Алгоритм выбора лиц, принимающих решения (Зябриков)



    AI

    Авторитарное решение 1

    Руководитель принимает решение самостоятельно на основании имеющийся у него информации

    AII

    Авторитарное решение 2

    Руководитель принимает решение самостоятельно после сбора информации у подчиненных, которых не информирует о проблеме

    CI

    Коллегиальное решение 1

    Руководитель принимает решение самостоятельно после изложения проблемы и консультаций с теми сотрудниками, которых она касается

    CII

    Коллегиальное решение 2

    Руководитель принимает решение на основе результатов консультации с группой подчиненных

    GI

    Групповое решение 1

    Группа принимает решение после получения информации от руководителя, который дает необходимые пояснения, но не навязывает своего решения. Руководитель оформляет и готов реализовывать коллективное решение

    GII

    Групповое решение 2

    Группа самостоятельно принимает решение без консультации с руководителем. Руководитель оформляет и готов реализовывать любое решение группы.

    Основные концепции лидерства.

    Лидерство, как и руководство, — это искусство достигать цели посредством других людей.

    В основе лидерства лежит способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

    Влияние – это поведение одного индивида, которое влечёт за собой изменения в поведении, ощущениях и отношениях другого.

    С начала изучения этого вопроса выделилось три подхода к пониманию сути лидерства:


    • подход с позиции личных качеств,

    • поведенческий подход

    • ситуационный.

    Первые два заложили основу и стали полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Однако ситуационный подход помогает осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

    Только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.



    • Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих изученных черт – это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

    • Второй подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание на поведении руководителя. Согласно ему, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Основной недостаток этого подхода заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства.

    Теория Дугласа МакГрегора

    По традиционной системе классификации, с одной стороны, управление может быть «жёстким», или «силовым». Методы руководства включают насилие, угрозы (обычно скрытые), тайный надзор, жёсткий контроль за поведением. С другой стороны, управление может быть «мягким», или «слабым». Методы руководства носят рекомендательный характер, направлены на удовлетворение человеческих потребностей и достижение гармонии, построены на компромиссе.

    Система Рэнсиса Лайкерта

    Систему лидерства, основанная на сосредоточенности руководителя либо на работе, либо на человеке.

    Первый заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Второй повышает производительность труда путём совершенствования человеческих отношений, делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений.

    Четыре базовые системы стиля лидерства:



    1. Эксплуататорски-авторитарные руководители. Они имеют характеристики автократа.

    2. Благосклонно-авторитарные руководители. Могут поддерживать авторитарные отношения с подчинёнными, но они разрешают подчинённым, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.

    3. Консультативная система. Имеются двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчинёнными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчинёнными.

    4. Подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она самая действенная.

    • Более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу.

    Ситуационная модель руководства Фидлера

    Как показано в табл. , отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетание этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства.

    Руководители, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие.

    Взаимоотношения между руководителем и подчинённым



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    хорошие

    хорошие

    хорошие

    хорошие

    плохие

    плохие

    плохие

    плохие

    Структура задачи

    Структурирована

    неструктурирована

    структурирована

    неструктурирована

    Должностные полномочия руководителя

    сильные

    слабые

    сильные

    слабые

    сильные

    слабые

    сильные

    слабые

    Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла. Согласно ей самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей, т.е. способности нести ответственность за своё поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

    Модель Врума — Йеттона

    Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений. Имеется пять стилей руководства: два автократичных, два консультативных и один, основанный на полном участии подчиненных. Используя специальное «дерево решений» и отвечая на вопросы относительно ситуации, можно выбрать наиболее подходящий стиль руководства.

    Самые эффективные руководители – это те, которые способны вести себя в соответствии с требованиями реальности, т. е применяют адаптивный стиль руководства.

    Каталог: forum -> install -> wordpress -> uploads
    forum -> София Бланк Молитвы в жизни и исцелении
    forum -> Использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе в процессе формирования орфографического навыка
    forum -> Ответы по обж для 9 класса
    forum -> Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002
    forum -> Обзор психологических теорий личности с точки зрения их отношения к феноменам эгоизма и альтруизма
    uploads -> Вопрос Неформальные группы и их роль в менеджменте. Цели и результаты Хотторнских экспериментов


    Скачать 134 Kb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

4 Стили лидерства, основанные на авторитете

Стили лидерства относятся к поведению лидера по отношению к членам группы. Модель поведения заключается в том, что лидер отражает свою роль лидера и описывается как стиль — стиль лидерства является результатом философии, личности, опыта и системы ценностей лидера.

Стили лидерства, основанные на авторитете, бывают четырех типов;

Давайте узнаем, как работают эти стили руководства, и узнаем об их преимуществах и недостатках;

Автократическое лидерство

Автократическое лидерство опирается на принуждение, и его стиль — патернализм, произвол, командование и уступчивость. Самодержавный руководитель отдает приказы, которым должны подчиняться подчиненные.

Он определяет политику для группы, не консультируясь с ними, и не дает подробной информации о планах, а просто сообщает группе, какие немедленные шаги они должны предпринять.

Схематически это можно представить следующим образом;

Однако некоторые авторитарные лидеры могут оказаться «доброжелательными автократами».

Как правило, они готовы выслушать и рассмотреть идеи и предложения подчиненных, но когда нужно принять решение, они оказываются скорее авторитарными, чем доброжелательными.

Преимущества авторитарного лидерства

  • Скорость принятия решений; лидеру не нужно получать одобрение членов группы, прежде чем принять решение.

Недостатки авторитарного лидерства

  • Автократическое лидерство подрывает групповой моральный дух.
  • Члены могут возмущаться тем, как принимаются решения, и поэтому поддерживают их лишь в минимальной степени.

Демократическое лидерство

Стиль лидерства, использующий законную власть, можно классифицировать как демократическое лидерство.

Демократический лидер обычно дает указания только после консультации с группой. Он следит за тем, чтобы политика вырабатывалась в ходе групповых дискуссий и с одобрения группы.

Это означает, что демократическое руководство требует участия сотрудников и уважает их мнение. Схематически это можно показать следующим образом;

Преимущества демократического руководства

  • Часто повышает моральный дух сотрудников.
  • Повышает признание идей руководства.
  • Повышает сотрудничество между руководством и сотрудниками.
  • Приводит к сокращению количества жалоб и жалоб.

Недостатки демократического руководства

  • Это объясняет медленные решения и ослабленную ответственность за решения.
  • Возможные компромиссы могут быть рассчитаны на то, чтобы угодить всем, но не дают наилучшего решения.

Свободное лидерство

Стиль лидерства, предоставляющий максимальную свободу последователям, можно назвать свободным лидерством. Это дает сотрудникам высокую степень независимости в их деятельности.

Свободный лидер полностью отказывается от своей руководящей должности, чтобы передать всю ответственность за большую часть порученной ему работы группе, которую он должен возглавлять, ограничивая свои полномочия поддерживать контакты группы с лицами, не входящими в группу.

Этот стиль также известен как разрешительный стиль руководства.

Схематически это можно представить следующим образом;

Преимущества свободного лидерства

  • Членам группы предлагается возможность индивидуального развития.
  • Всем людям предоставляется возможность выражать себя и действовать относительно независимо.

Недостатки свободного лидерства

  • Это может привести к отсутствию групповой сплоченности и единства для достижения целей организации.
  • Без лидера у группы может не быть направления и контроля.
  • Результатом может быть неэффективность или, что еще хуже, хаос.

Патерналистское лидерство

При патерналистском лидерстве лидер предполагает, что его функция является отцовской или отцовской.

Его отношение к отношениям между лидером и группой как к семье, где лидер является главой семьи.

Он помогает, направляет, защищает и помогает своим последователям счастливо работать вместе как члены семьи.

Он обеспечивает им хорошие условия труда и сервисное обслуживание.

Этот стиль был популярен в Японии из-за его культурного наследия. Говорят, что сотрудники под таким руководством будут работать усерднее из-за благодарности.

Этот способ лидерства дает хорошие и быстрые результаты, если последователи хорошо образованы и умны, и имеют искреннее желание идти вперед и действовать ответственно.

Как использование различных типов полномочий влияет на лидерство

Перейти к разделу

Что такое полномочия?

3 социологических типа авторитета

8 типов авторитета в повседневной жизни

Лидерство и авторитет

Знайте свои типы авторитета для великого лидерства

Организации представляют собой сети власти, влияния и авторитета. Для лидера наверху эти измерения обычно довольно ясны. Для всех остальных меньше.

Те, у кого меньше прямых полномочий, должны использовать ту силу, влияние и другие виды власти, которые у них есть, чтобы что-то произошло. По сути, если люди не будут просто делать то, что вы им говорите, исходя из вашего звания или вашего положения (или страха), вы должны развивать другие виды авторитета. Это неплохо.

Авторитет — важная часть головоломки.

Как лидер вы обязаны осознавать, что контролируете других людей. И самое главное, как использовать этот контроль, чтобы привести свою команду к успеху.

Хороший лидер понимает различные типы власти и когда их целесообразно использовать. Они также понимают, как использовать тактику влияния для достижения результатов.

Но что такое авторитет?

Чем это отличается от власти и влияния?

А как власть связана с лидерством и лидерскими ценностями?

Давайте рассмотрим этот важный аспект лидерства и то, как различные типы авторитета играют роль в повседневной жизни.

Что такое власть?

Полномочия — это право назначать задачи и обязанности, распределять и направлять ресурсы, принимать решения и обеспечивать соблюдение требований.

Полномочия могут быть формальными и присвоенными или неформальными, заработанными.

Полномочия также относятся к законным полномочиям принимать решения от имени организации. Лицо с законными полномочиями может действовать так, как считает нужным для достижения целей и задач компании. Это дает человеку право использовать и распределять ресурсы в интересах команды или организации. Предполагается, что лицо, обладающее законными полномочиями, будет действовать в интересах организации.

По сути, этот тип полномочий представляет собой право отдавать команды. Это означает, что лидеры и руководство высшего звена всегда обладают наибольшим авторитетом. Это авторитет, который направляет взаимодействие от начальника к подчиненному. Это формирует основу подотчетности.

Полномочия дают менеджеру право давать указания и командовать другими. Они решают действовать (или воздерживаться от действий), чтобы достичь ключевых целей , поставленных их организацией.

Этот орган не гарантирует, что команды или инструкции будут выполнены.

Хотя власть и власть тесно связаны, они различны. Власть – это способность влиять на других и контролировать их действия. Власть – это юридическое и формальное право отдавать приказы и принимать решения.

3 социологических типа власти

Социолог Макс Вебер разработал систему классификации понятия власти в своем эссе «Три типа легитимного правления».

Давайте посмотрим на три типа авторитета Вебера.

1. Харизматический авторитет

Харизматический авторитет исходит из личной харизмы, силы и обаяния личности человека.

Вебер отметил, что люди не следуют харизматическому лидерству на основе добродетели, традиции или закона. Люди следуют этому авторитету, потому что верят в лидера.

Примеры лидеров с харизматическим авторитетом:

  • Нельсон Мандела 
  • Аунг Сан Су Чжи
  • Мартин Лютер Кинг младший

При таком типе власти истинные знания и способности харизматического лидера не обязательно уместны. Пока люди, которыми они руководят, считают себя компетентными, их авторитет уважают.

Согласно Веберу, харизматичным лидерам особенно трудно сохранять свой авторитет. Это связано с тем, что их последователи всегда должны узаконивать свою власть, чтобы лидер мог сохранить свою власть.

Харизматическая власть отличается от традиционной и законно-рациональной власти. Она не развивается из устоявшихся традиций и правил.

Скорее, оно развивается из веры в себя последователей лидера. Как только лидер теряет это, системы трансформируются в законно-рациональные или традиционные системы власти.

2. Традиционная власть

Легитимность традиционной власти исходит из традиций и обычаев. Вебер описывает эту систему как «авторитет вечного вчера».

Хорошим примером традиционной системы власти может быть монархия. Большинство правительств на протяжении всей истории руководили в соответствии с этой формой власти.

В этой форме господства подчиненные принимают тип власти. Они воздерживаются от оспаривания традиционных прав влиятельной группы или отдельного лица.

Вебер считал, что традиционная власть создает и сохраняет неравенство. Если эту власть не оспорить, лидер останется у власти на неопределенный срок.

3. Рационально-правовая власть

Рационально-правовая власть также известна как бюрократическая власть или юридическая власть. При этом типе власти лицо или правящая группа осуществляют власть на основании законного положения.

Как только человек, находящийся у власти, покидает свой официальный пост, его авторитет теряется. Те, кто управляет, имеют на это законное право, и подчиненные принимают это законное право.

Вебер отмечал, что «рационально созданные правила» составляют основу этого типа авторитета. Хорошим примером этого являются современные демократии и демократическое лидерство.

В прошлом системы законной власти часто противостояли традиционной власти.

Важно отметить, что рационально-правовая власть может быть оспорена ее подчиненными. Но эта задача вряд ли приведет к быстрым структурным изменениям.

8 видов власти в повседневной жизни

Власть — неотъемлемая часть общества, в котором мы живем. Это гарантирует соблюдение правил. Власть также предотвращает разрушение социального порядка.

Мир без правил, законов и авторитетов кому-то может показаться утопией. Но отсутствие закона и порядка может привести к повсеместному беспорядку и хаосу. Это дестабилизирует ценные концепции, такие как:

  • Безопасность
  • Свобода
  • Мир

В 1960-х годах психолог Стэнли Милграм провел ряд экспериментов с послушанием. Эти эксперименты показали, что люди, как правило, были готовы пойти на многое, чтобы подчиняться представителям власти. Эксперименты Милгрэма также показали, что присутствие авторитетной фигуры улучшает уступчивость.

Это ключевые типы власти и примеры власти в современном обществе.

1. Полномочия учредителя

Полномочия учредителя обычно принадлежат учредителю группы или организации. Он основан на их опыте управления людьми и организациями.

Основатели часто имеют четко определенные роли и обязанности. Они заинтересованы в своей конкретной области специализации. Это делает их более вовлеченными в деятельность своей группы, чем кто-либо другой.

Полномочия учредителя основаны на:

  • Знаниях
  • Предыдущий опыт
  • Желание добиться успеха организации

Основатели имеют власть над сотрудниками и даже над высшим руководством организации.

2. Право собственности

Этот тип полномочий принадлежит лицам, владеющим компанией или организацией. Эта собственность дает им право принимать решения от имени всей организации. Прекрасными примерами являются индивидуальные предприниматели и владельцы спортивных команд.

Помимо власти, эти лидеры несут большую ответственность. Их решения влияют на всех в их организации.

Важно отметить, что лидеры с такой властью нуждаются в хороших навыках принятия решений. У них есть только свои права собственности, на которые они могут полагаться, и им может не хватать необходимых навыков , чтобы служить интересам своей организации.

3. Карательная власть

Карательная власть дает человеку возможность наказывать других, если они нарушили правила. Эти полномочия часто предоставляются отдельным лицам на основании правовых и нормативных критериев. Его можно забрать, как только они покинут свои руководящие посты.

Примеры включают судей и судей в спортивных играх. Оба могут использовать правила и законы, чтобы контролировать результаты сессий под своей юрисдикцией.

4. Реляционные полномочия

В некоторых группах любое действие, предпринятое участником, может повлиять на всю группу. Из-за этого члены группы имеют относительную власть.

Примерами относительной власти могут быть члены спортивных команд или крупных корпораций. Эти члены могут негативно повлиять на свои группы, если они не достигнут своих целей.

В любом бизнесе сотрудники, менеджеры и начальники имеют относительные полномочия. Каждый человек так или иначе связан со всеми остальными сотрудниками.

5. Полномочия поощрения

Люди с полномочиями поощрения имеют право вознаграждать других за положительные действия и поведение. Они также могут иметь карательные полномочия. Это позволяет им удерживать вознаграждение за негативное поведение.

Эти вознаграждения могут быть материальными, такими как повышение заработной платы и компенсаций или положительные отзывы о работе. Или они могут быть неосязаемыми, такими как похвала и признание. Профессора колледжей, специалисты по кадрам и преподаватели являются примерами такого типа власти.

6. Авторитет результатов

Авторитет результатов основан на способности достигать определенных целей и задач. Он создается, когда люди постоянно достигают положительных результатов, используя свои уникальные навыки.

Если вы добились результатов в прошлом, вы, вероятно, сделаете это снова. Вот почему люди считают вас авторитетной фигурой.

Например, вас назначили руководителем проекта и вы добились отличных результатов. Из-за вашего предыдущего успеха вам поручают другие проекты, чтобы они также могли быть успешными. В этом случае у вас есть полномочия на результаты.

Профессиональные тренеры спортивных команд и специалисты по корпоративным тренировкам – другие хорошие примеры власти над результатами. Лидеры такого типа снова и снова доказывают, что они могут достичь желаемых результатов. Они заслужили этот авторитет благодаря своим:

  • Стратегическому планированию 
  • Исполнение
  • Организационные усилия

7. Экспертные полномочия

Лица, являющиеся экспертами и специалистами в определенных областях, обладают экспертными полномочиями. Такие лидеры обычно специализируются только в одной или двух областях. Но именно поэтому их мнения и точки зрения так ценятся сверстниками.

Хорошим примером в корпоративной среде может быть бизнес-аналитик или экономический аналитик с многолетним опытом.

Авторитет эксперта не следует путать с авторитетом эксперта. Сила эксперта основана на восприятии высокого уровня знаний или специальных навыков.

8. Благоговейный авторитет

Люди с благоговейным авторитетом покорили своих сверстников своим отношением к людям. Это основано на их уважении, сострадании и сочувствии к другим.

Тем, кто обладает такими полномочиями, необязательно быть экспертами в каком-либо предмете. Скорее, у них магнетическая личность. Их забота и уважение ко всему, что они делают, заставляют людей считать их авторитетными фигурами.

Профессиональные терапевты и консультанты являются примерами благоговейных авторитетов.

Почтительный авторитет не следует путать с референтной властью. Лидер, обладающий сильными навыками межличностных отношений, получит такую ​​власть.

Лидерство и авторитет

Лидерство и авторитет взаимосвязаны во многих отношениях. Однако для того, чтобы стать эффективным лидером, требуется нечто большее, чем просто авторитет.

Власть — это форма легитимной власти, которая приходит с определенным положением. Он основан на контроле и доверии. Наличие власти не вдохновляет автоматически вашу команду и не придает вам преданности.

С другой стороны, лидерство основано на личных качествах и характере человека. Речь идет о социальных навыках, а не о власти и контроле. Существует основа согласия и доверия между лидерами и их командами.

Важным аспектом лидерства является делегирование полномочий. Посредством делегирования лидеры позволяют своим командам выполнять работу, к которой они лучше всего подходят. Делегирование — это не только разделение работы, но и разделение ответственности и принятия решений.

Сильное лидерство в команде создает последователей по свободному выбору, не заставляя их придерживаться определенных стандартов. Эффективные лидеры всегда предоставляют своим последователям платформу для высказывания своих мыслей и обратной связи.

Использование полномочий может привести к непреднамеренному ограничению подходов команды к решению проблем. Лидерство исправляет это, поощряя людей проявлять творческий подход и смотреть за пределы очевидного. Они должны творчески мыслить, чтобы разрабатывать инновационные решения, которые работают для всех участников.

При общении со взрослыми в рабочей среде использование только полномочий для управления и контроля не работает. Лидерство обеспечивает более эффективный подход:

  • Вовлечение
  • Принадлежность 
  • Построение раппорта 

Это создает прочные отношения, основанные на доверии и уважении.

Лидеры могут полагаться на официальное руководство. Но чтобы стать лидером, нужно нечто большее, чем просто авторитет. Людям на руководящих должностях доверяют и ими восхищаются не только за их авторитет, но и за их опыт, честность и суждение.

Подлинное лидерство может вдохновить последователей на изменения с помощью методов самоуправления. Вот почему лидерство эффективно способствует позитивному отношению и поведению. Это инструмент для поощрения здоровой корпоративной культуры.

Знайте свои типы власти для великого лидерства

Авторитет присутствует во всех аспектах современного общества. Различные типы власти, от корпоративной среды до правительства, держат всех под контролем.

Хотя авторитет является важной частью рабочего места, эффективные лидеры знают, когда использовать тот или иной тип власти в какой ситуации. Они используют его умеренно, вместе с правильным стилем управления. Многие теории лидерства сосредоточены на культивировании правильного баланса типов власти.

Великие лидеры не полагаются только на один тип авторитета. Они культивируют устойчивые формы авторитета среди людей, которые имеют значение для их успеха. Вот почему вы увидите людей, готовых следовать за лидером, даже если этот человек потеряет работу или будет понижен в должности.

Активное лидерство — это способ завоевать прочный авторитет. Хорошие лидеры берут на себя инициативу, чтобы вести за собой людей и помогать своим командам добиться успеха.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts