Виды внимания: 6.3. Типы внимания.

Содержание

6.3. Типы внимания.

Различают три типа внимания: внимательность, невнимательность, рассеянность.

Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого целеустремленного человека. В этом случае недостатки в отдельных свойствах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений.

Причины невнимательности:

  1. недостаточное развитие произвольного внимания;

  2. недостаточный запас знаний;

  3. невнимательность как черта личности;

  4. плохое самочувствие.

Внимательность и невнимательность могут у человека проявляться избирательно.

Например: ребенок может быть невнимательным на уроке математики и быть внимательным на уроке истории.

Рассеянность. Важнейшим признаком внимания является сосредоточенность сознания. Многие раздражители отчетливо не воспринимаются. Это является причиной рассеянности. Рассеянность бывает двух видов:

  1. Настоящая рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем сосредоточиться.

  2. Мнимая (профессорская) рассеянность наблюдается как односторонняя сосредоточенность сознания, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  2. по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, его сноровка.

Эмоциональная память — память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Существует, так называемая, эйдетическая память — результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуется такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память называется словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память. Двигательная, эмоциональная и образная в своих простейших формах свойственны и животным.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память занимает огромное место в нашей жизни, т.к. на ее основе без специальных механических намерений (запоминание и воспроизведение) и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная память — это неустойчивые и обратимые процессы, которые переживаются как отзвук только что прошедшего события, и которые очень специфичны, а их роль в функционировании механизмов накопления весьма значительна.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполняя какое-либо сложное действие, мы осуществляем его по частям, кусками. Куски материала могут быть различными. Объем этих кусков, так называемых, оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения.

Все эти виды памяти, независимо от характера, находятся в тесном взаимодействии между собой.

    1. Процессы памяти.

В качестве основания выделения процессов памяти рассматриваютразличные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности.

К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

      1. Запоминание.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание – это запоминание материала «само собой» без предварительной цели что-то запомнить.

Непроизвольное запоминание имеет следующие закономерности:

  1. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает данный материал в деятельности человека. Если материал входит в содержание цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

  2. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

  3. Непроизвольно запоминается полно и прочно то, что имеет для человека важное жизненное значение, что вызывает эмоции и интерес.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий, направленных на процесс запоминания.

Произвольное запоминание также подчиняется ряду закономерностей.

  1. Продуктивность произвольного запоминания зависит от цели, которую поставил перед собой человек. Важно ставить перед собой цель запомнить материал надолго, на всю жизнь.

  2. Важным условием произвольного запоминания является четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

  3. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запомнить.

  4. Центральное место среди условий произвольного запоминания занимает использование рациональных приемов запоминания:

— Понимание материала. Непонятное или плохо понятное труднее запоминается. Чем глубже поняты теории и закономерности, их связи с конкретными фактами, тем легче запомнить.

— Составление плана запоминания.

— Классификация, систематизация материала.

— Сравнение как прием логического запоминания. Важно подчеркивание различий в объектах. Установление только общих, а таем более широких связей между объектами может затруднить их припоминание(например, как припоминание фамилии Овсов в повести А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»).

— Опора на образные связи.

  1. Эффективность произвольного запоминания зависит от организации процесса заучивания. Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания и распределение заучиваемого материала во времени.

— Труднее дифференцировать и удерживать в памяти сходный материал. Поэтому следует организовать запоминание так, чтобы не учить подряд два сходных предмета.

— Заучивание большого по объему материала необходимо распределять во времени.

      1. Воспроизведение и его виды.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (вызывание) закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти.

Выделяют три вида воспроизведения:

  1. узнавание;

  2. собственно воспроизведение;

  3. воспоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости, полноты. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Когда узнавание полное, ясное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. В случае неполного или недостаточно полного узнавания, оно приобретает произвольный характер (специально припоминаются различные обстоятельства, чтобы уточнить узнавание).

Собственно воспроизведение – это воспроизведение без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Собственно воспроизведение также может быть непроизвольным и произвольным. Воспроизведение обычно вызывается содержанием той деятельности, которую человек выполняет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение (это непроизвольное воспроизведение).

Произвольное воспроизведение вызывается специальной задачей припомнить какой-то материал, которую человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Когда не удается вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Это припоминание.

Успешность припоминания зависит:

  1. от четкости и точности постановки репродуктивной задачи;

  2. от приемов припоминания;

  3. от степени мотивированности выполнения репродуктивной задачи.

Воспоминание – это воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве.

      1. Сохранение и забывание.

Сохранение – процесс памяти, характеризующий длительной удержание воспринятой информации в скрытом состоянии.

О сохранении можно судить только на основании наблюдений за другими мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием. Сохранение материала в существенной степени зависит от организации процесса запоминания и использования мнемических средств, а также от мер, предупреждающих забывание.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность человека. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью забыт. Забывается конкретная форма материала, в то время как его содержание сохраняется.

Забывание – явление целесообразное, так как оно позволяет освободиться от деталей и облегчает возможность обобщения.

Забывание зависит от времени. Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания, а затем замедляется. Так, для бессмысленных слогов Э.Эбингаузом получена следующая закономерность: через 30 минут после заучивания забывается до 40% материала, на следующий день в памяти остается 34%, через три дня — 25%, а через 30 дней – 21%.

Временное забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Так, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут усилить забывание материала.

Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение) и последующей деятельности (ретроактивное торможение).

Забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое возникает вследствие перенапряжения корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии.

С временным забыванием связано явление реминесценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем то, которое осуществляется сразу после запоминания. Характерно для большого по объему материала.

    1. Индивидуальные особенности памяти

Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заданного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько ясно и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

различных типов внимания!

Доктор В.С. Гаятри

Сертифицированный консультант по дислексии ~ Педагог-терапевт ~ Работа с родителями, чтобы помочь детям с трудностями в обучении

Опубликовано 17 сентября 2022 г.

+ Подписаться

«Внимание — это жизненная сила. Это связывает вас с другими. Это делает вас нетерпеливым. Оставайся нетерпеливым». ― Сьюзан Зонтаг

Внимание играет ключевую роль как в росте, так и в развитии, особенно у маленьких детей. Может быть несколько отвлекающих факторов, например, ребенок, который чрезмерно чувствителен к сенсорной информации, может чрезмерно реагировать на малейшие звуки, текстуры, образы, запахи, вкусы или движения. Они, как правило, с трудом выполняют простые команды.

Другие дети могут с легкостью концентрироваться, когда их концентрация затруднена. Невнимательность может привести к безразличию, пренебрежению, забывчивости, небрежности, незаинтересованности, пренебрежению или легкомыслию.

Когда ребенку трудно выполнять задания, отсутствие внимания может быть одной из многих причин, и как родитель или воспитатель важно работать над этим и помогать ребенку.

Давайте сначала разберемся в различных типах внимания и их последствиях.

1.    Сфокусированное внимание : Это когда мы обращаем внимание и не отвлекаемся на внешние раздражители. Здесь люди могут направить все свое внимание на одну задачу, а все остальное считается менее важным. Его еще называют Исполнительное внимание  , которое блокирует второстепенные особенности окружающей среды. Это внимание, которое мы используем, когда движемся к определенной цели.

Пример: Подготовка к экзамену или работа над проектом.

2.    Устойчивое внимание: означает концентрацию на определенной трудоемкой задаче. Удержание внимания в течение определенного периода времени необходимо для сосредоточения и концентрации, необходимых при обучении, слушании во время лекций или концентрации внимания во время разговоров или инструкций.

Существует три этапа устойчивого внимания, которые называются одним диапазоном внимания:

·        Обращение внимания  − Где вы начинаете фокусироваться.

·        Удержание внимания  − Где вы поддерживаете свое внимание.

·        Конец внимания  − Когда вы, наконец, перестанете обращать внимание.

Как только ваше внимание закончится, вам потребуется время, чтобы снова сосредоточиться и избавиться от отвлекающих факторов. Следовательно, вы можете заметить, что люди отвлекаются и часто оставляют задачу незавершенной, а возвращаются после того, как они могут переориентироваться через некоторое время. Люди могут улучшить устойчивое внимание, когда они его практикуют.

Пример:  Чтение книги, просмотр фокуса или просмотр интересного фильма. По мере того, как требования к чтению в старших классах становятся более продвинутыми, устойчивому вниманию бросают вызов главы и понимание прочитанного.

3.    Избирательное внимание: Это когда мы блокируем определенные функции нашей среды и сосредотачиваемся на одной конкретной функции. Это означает сосредоточение внимания на одном стимуле в сложной обстановке.

Мы должны иметь возможность сосредоточиться на конкретном сообщении или объекте, отфильтровав весь фоновый шум. Но проблема в том, что люди склонны пренебрегать тем, что происходит вокруг (даже если это важно). Следовательно, сообщением можно легко манипулировать или неправильно понять из-за проблем со связью.

Сознательно и бессознательно мы можем выбрать самые важные входные данные. Способность мозга выбирать из множества визуальных, слуховых, интероцептивных и тактильных стимулов, чтобы сосредоточиться и уделять внимание только одному, — это способность мозга выбирать и реагировать только на один наиболее важный фактор.

Пример: Прослушивание разговора с большим количеством окружающего шума и улавливание определенных частей. Это потому, что вы решили сосредоточиться на голосе этого одного человека, а не на других окружающих отвлекающих факторах, таких как голоса других людей. Другим примером может быть ученик, слушающий своего учителя во время урока, в то время как за окном класса работает газонокосилка.

4.    Рассеянное внимание: Это относится к способности человека сосредотачиваться на двух или более вещах одновременно. Многозадачность — не всегда простая вещь. Способность удерживать внимание на нескольких одновременных точках концентрации может потребовать практики.

Некоторыми экземплярами разделенного внимания управлять легче, чем другими. Например, отправлять текстовые сообщения, когда вы пытаетесь поговорить с кем-то перед вами, гораздо сложнее. Для детей это может быть разговор во время игры. Возраст, ловкость, степень адаптации и другие факторы влияют на эту способность.

Пример: Одновременная концентрация на различных факторах, таких как вождение автомобиля и одновременное ведение разговора. Другой пример — разговор с другом по телефону, пока вы приводите себя в порядок в доме.

5.    Попеременное внимание: Это относится к способности переключать или немедленно переключать внимание с одного действия на другое. Точки переключения концентрации необходимы для внезапных переключений чередующегося внимания в задачах, требующих различных когнитивных навыков.

Переменное внимание требует возможности использовать другие типы внимания в задачах. Здесь ум должен быть гибким и быстрым, чтобы понимать и переводить каждую часть собранной информации.

Пример: Учителя и родители преуспели в чередовании внимания.

Attentional Blink: Согласно теории, внимание подобно зрению. Когда мы пытаемся визуализировать две цели одновременно, одна из них кажется резкой, а другая размытой. Точно так же, когда люди сосредотачиваются на двух целях одновременно, они, как правило, упускают из виду вторую. Когда эти цели связаны с сильными эмоциями, становится легче уменьшить моргание внимания.

(Источник: https://www.tutorialspoint.com/ )

В блоге на следующей неделе мы подробно расскажем о различных упражнениях для улучшения различных типов внимания.

Как работает ваше внимание

Автор: Jasper25 March 2020

Если вы думаете о внимании, вы, вероятно, представляете себя в ситуации, когда вам нужно какое-то время на чем-то сосредоточиться. Как будто вы сосредоточены на чтении этой статьи прямо сейчас. Но это лишь малая часть того, чем на самом деле является внимание, ваше внимание делает гораздо больше. Без внимания ваш мозг даже не сможет функционировать, так как будет перегружен. Итак, что такое внимание и концентрация? Как это работает на самом деле? И как улучшить концентрацию внимания? В этой статье мы объясним все, что вам нужно знать о внимании.

Что такое внимание?

Внимание как когнитивный навык — это процесс выбора и сосредоточения внимания на релевантном стимуле при игнорировании другой воспринимаемой информации. Ваш мозг получает как внутренние стимулы, такие как ваши собственные мысли, так и внешние стимулы, такие как видение или слух вокруг вас. Отфильтровывая нерелевантные стимулы и концентрируясь на релевантных стимулах, ваше внимание позволяет вам выполнять повседневные задачи.

Почему важно внимание?

Когнитивная способность обращать внимание имеет решающее значение для обучения, достижения целей и выполнения сложных повседневных задач. Внимание не только предотвращает блуждание ума во всех направлениях, но и предотвращает перегрузку мозга всей получаемой информацией.
Представьте, что ваш мозг не способен обращать внимание, ему пришлось бы обрабатывать каждый бит информации, который он получает через ваши органы чувств и из нашего тела. Например, свет и цвета в вашем окружении, каждый запах в комнате, каждый предмет одежды, который касается вашего тела, признак того, что вы начинаете проголодаться и т. д. и т. д. Это может привести к перегрузке вашего мозга. Без внимания вы не сможете ничего добиться.
Пытаетесь ли вы читать книгу в автобусе, вспоминая воспоминаний или просто думаете об одном предмете в данный момент, ваш мозг не сможет сделать это без внимания.

Разница между пассивным и активным вниманием:

Существуют всевозможные стимулы, которые получает ваш мозг и которые регулируются вашим вниманием. Стимулы, которые обрабатывает ваше внимание, делятся на пассивное и активное внимание. Иногда вы сосредотачиваетесь на определенном стимуле, например, слушаете человека, и все же ваше внимание на мгновение теряется из-за громкого шума. Первоначальным фокусом будет активное внимание, а отвлечением будет пассивное внимание.

  • Пассивное внимание

Под пассивным вниманием мы подразумеваем стимулы, привлекающие ваше внимание, потому что они выделяются из окружающей среды. Это может быть сильный запах, когда вы проходите мимо мусорного бака, разница в температуре, когда вы выходите из дома или звуки, которые вы можете услышать, читая этот текст. Хотя вы не сосредотачиваетесь на этих раздражителях, вы все равно их замечаете.

  • Активное внимание

Под активным вниманием мы подразумеваем стимулы, которые привлекают ваше внимание произвольно. Это стимулы, которые получает ваше внимание, потому что вы сосредоточены на них так же, как вы сосредоточены на чтении этой статьи прямо сейчас. Активное внимание включает в себя усилия по получению определенных стимулов и требует умственной энергии и способности отфильтровывать стимулы.

 

Типы внимания

Хотя многие люди неправильно понимают внимание как способность фокусироваться, на самом деле внимание — это нечто большее.
Сосредоточение внимания на чем-то одном при игнорировании посторонних раздражителей, как вы делаете, когда разговариваете с кем-то, — это всего лишь одна из форм внимания. Внимание можно разделить на 4 типа, которые являются формами активного внимания:

Избирательное внимание

Когда большинство людей думают о том, что такое внимание, они на самом деле имеют в виду избирательное внимание. Избирательное внимание — это процесс, когда мы пытаемся сосредоточиться на определенном стимуле, пытаясь заблокировать нерелевантные стимулы.
Типичный пример — когда вы пытаетесь поговорить с кем-то в людном месте, например в ресторане. Пока вокруг вас разговаривает множество людей, вы пытаетесь сосредоточиться на голосе человека, с которым разговариваете.

Распределенное внимание

Распределенное внимание — это процесс одновременного выполнения двух или более задач, и для выполнения обеих или всех этих задач требуется внимание. Ни одна из задач не отбрасывается для выполнения другой. Ситуации, требующие разделения внимания, также называют многозадачностью. Степень, в которой вы можете выполнять задачи по нескольким задачам одновременно, зависит от уровня разделенного внимания. Например, некоторым людям будет сложно одновременно звонить и убираться в комнате, в то время как другим это не составит труда.

Устойчивое внимание

Устойчивое внимание — это способность фокусироваться на определенном стимуле, задаче или событии в окружающей среде в течение длительного времени. Устойчивое внимание позволяет сосредоточиться столько времени, сколько необходимо для завершения того, что вы делаете, даже если вас окружают отвлекающие стимулы. Этот тип внимания также известен как объем внимания. Степень, в которой вы можете поддерживать свое внимание, зависит от многих факторов, таких как задача или ситуация, на которой вы пытаетесь сосредоточиться, отвлекающие стимулы в вашем окружении и уровень вашей энергии. Конечно, легче сосредоточиться на том, что вам нравится, чем пытаться сосредоточиться на уплате налогов.

Переменное внимание

Переменное внимание — это способность переключаться между задачами, требующими различных когнитивных навыков . Этот тип внимания позволяет останавливать одну задачу для выполнения другой, а затем переключаться между этими задачами. Например, когда вы читаете книгу, и кто-то задает вам вопрос, вы прекращаете чтение, чтобы ответить на вопрос, а затем продолжаете читать.
Большая разница между разделенным и чередующимся вниманием заключается в том, что разделенное внимание отвечает за выполнение нескольких задач одновременно. В то время как попеременное внимание отвечает за переключение между задачами, требующими разных когнитивных навыков.

 

Потеря внимания (отвлекаемость)

Чтобы сосредоточиться на важном стимуле, нам нужно игнорировать и «фильтровать» нерелевантные стимулы, которые могут нас отвлекать. Для каждого типа внимания отвлечение может привести к потере внимания и заставить наш мозг обрабатывать неправильные стимулы, которые получают наши органы чувств. Будь то избирательное или разделенное внимание. Во время выполнения задачи вы можете испытывать потерю внимания. Это может быть вызвано как внутренними, так и внешними отвлекающими факторами:

Внешние отвлекающие факторы

Очевидными причинами потери внимания являются внешние отвлекающие факторы. Тот самый коллега, который говорит высоким голосом, неприятный запах из мусорного бака или свет солнца, который светит вам в глаза. Все они являются формами внешних отвлечений. Внешние отвлекающие факторы — это стимулы, которые ваш мозг получает через органы чувств в отношении внешней информации. Как уже говорилось, это может быть звук, обоняние, зрение или даже вкус и осязание.

Внутренние отвлекающие факторы

Другая причина потери внимания может быть вызвана внутренними отвлечениями. Внутренние отвлечения — это отвлечения, которые приходят изнутри. Эти отвлекающие факторы генерируются, когда у вас появляются случайные мимолетные мысли, когда вы беспокоитесь, из-за эмоциональных состояний, физиологических состояний и т. д. Например, когда вы работаете в пятницу днем ​​и пытаетесь сосредоточиться на своей работе, в то время как ваши мысли продолжают блуждая прочь к вашим планам на выходные.

Постоянно сфокусирован или нет?

При переключении между задачами вам может показаться, что вы просто переключаетесь на секунду, а затем сразу же возвращаетесь к фокусу. Но на самом деле это неправда, наш мозг устроен так, что время от времени он отвлекается. Между сосредоточением внимания на одной или нескольких задачах у вашего внимания бывают короткие моменты, когда оно отвлекается. У этих коротких моментов есть функция, потому что ваш мозг делает паузу и сканирует окружающую среду в этот момент вне вашей основной точки внимания. Бессознательно вы следите за своим окружением, чтобы увидеть, не происходит ли что-то важное. Это функция, которую ваше познание сохранило с доисторических времен, когда вам приходилось следить за окружающей средой на предмет опасности.

Продолжительность внимания

Итак, какова средняя продолжительность концентрации внимания? На самом деле нет простого ответа на этот вопрос. Кроме того, существуют разные типы внимания, существует множество других внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на объем внимания существующих типов внимания.
Чем сложнее задача, тем больше усилий требуется, чтобы сосредоточиться на ней. А когда вам нужно выполнить задачу, которая вам не нравится, обычно это делается для того, чтобы сосредоточиться. Тому, кто любит играть в игры, легче оставаться сосредоточенным на игре в течение более длительного периода времени, чем тому, кто должен платить налоги.

Как улучшить концентрацию внимания?

Стимулируя свой мозг, чтобы сосредоточиться на задачах, требующих вашего внимания, вы можете улучшить продолжительность концентрации внимания. Помимо улучшения вашей когнитивной способности концентрироваться, существуют простые способы улучшить концентрацию и концентрацию внимания, изменив обстановку. Например, вы можете улучшить свое внимание, если:

  • Сосредоточьтесь на чем-то одном (если вам трудно переключаться между задачами или многозадачностью)

  • Устраните отвлекающие факторы в вашем окружении

  • Время от времени делайте перерыв

  • Еженедельные умеренные физические нагрузки

  • Здоровое питание

  • Обеспечение достаточного сна

  • Используйте методы концентрации внимания

  • Делайте упражнения для тренировки мозга, которые стимулируют концентрацию внимания

 

Заключение

Итак, внимание — это больше, чем просто сосредоточение на чем-то.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts