Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей
Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.
Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.
Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.
Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.
Воображение в психологии
Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.
Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.
Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.
Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.
Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.
Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.
Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.
Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.
Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.
Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.
Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.
Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.
Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.
Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.
Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.
В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.
Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.
Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.
Виды воображения
Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.
Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.
Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.
Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.
Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.
Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.
Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.
Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.
Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.
Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.
Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.
Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.
Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.
Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.
Воображение и творчество
Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.
Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.
Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.
Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.
Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.
Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.
Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.
Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
Развитие воображения
Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.
Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.
Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.
Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.
Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.
Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.
В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития.
Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.
Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.
На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.
Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
виды, функции, что оно дает человеку
Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.
Содержание
- Что такое воображение
- Функции воображения
- Виды воображения
- Пассивное
- Активное
- Создание образов
- Что дает воображение человеку
- Как развить воображение
- У взрослых
- У детей
- Пример из жизни
- Заключение
Что такое воображение
По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.
По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.
Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
- Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
- Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
- Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
- Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
- Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
- Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Виды воображения
Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.
Пассивное
Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.
Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.
В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.
К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:
- Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
- Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.
Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.
Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.
Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:
- Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
- Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.
Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.
Активное
Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.
Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.
Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.
Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:
- дом по составленному проекту;
- рисунок, связанный по схеме;
- героя, описание которого дано в книге;
- торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.
Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
- помогает в общении с другими людьми;
- дает возможность визуализировать цель;
- способствует развитию творческих талантов;
- участвует в принятии решений и создании новых идей;
- помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.
Заключение
Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.
8 типов воображения и способы их использования для создания новых идей
Ваше воображение — это то, что позволяет вам формировать новые идеи и ментальные образы, даже если то, что вы представляете, не ощущается вашими чувствами.
Вот почему вы можете быть чуткими и понимающими по отношению к другим, несмотря на то, что у них разный опыт, и как великие авторы и режиссеры могут придумывать миры и галактики, которые они никогда не посещали.
В этом посте мы рассмотрим различные типы воображения и то, как их использовать для формулирования новых идей.
8 типов воображенияПо словам доктора Мюррея Хантера из Университета Малайзии, Перлис определил 8 типов воображения, которые, по его словам, мы используем на регулярной основе:
1. Эффективное 90 009 ВоображениеЭффективное воображение включает синтез существующих идей и информации для формирования новой мысли или идеи. Этот тип воображения часто вызывается или направляется вашими собственными случайными мыслями или воспоминаниями, особенно вашим прошлым опытом.
Чтение — это одно из занятий, которое даст вам больше информации и идей для синтеза и, таким образом, подпитает ваше действенное воображение. Вот почему, если вы хотите стать лучшим писателем, важно читать как можно больше. Чтобы быть более креативным, необходимо изучить существующие идеи.
2. Интеллектуальное или конструктивное воображениеИнтеллектуальное или конструктивное воображение включает в себя тщательно продуманный процесс, который начинается с определенной идеи и используется при рассмотрении или разработке различных гипотез и возможностей на основе доступной информации.
Допустим, вы хотите написать новаторскую книгу. Конечно, многие ваши идеи могут прийти спонтанно или быть вдохновлены вашим собственным прошлым опытом (например, эффективным воображением).
Но, скорее всего, вы захотите быть более целенаправленным в своем планировании. Ваше обширное исследование будет основываться на вашем воображении, и вы захотите убедиться, что ваша идея или творение настолько завершены, насколько это возможно. Этот тип воображения обычно используется в философии, политике или менеджменте.
3. Творческая фантазияЭтот тип фантазии может быть управляемым или неуправляемым и предполагает создание новых идей с нуля. Это тип, который приходит на ум большинству из нас, когда мы думаем о слове «воображение».
Несмотря на то, что вас по-прежнему вдохновляет какой-то источник вдохновения, вы, скорее всего, отправитесь туда, куда вас приведет первоначальная идея, исследуя идеи, которые могут или не имеют корней в реальности. Это может привести вас к созданию новых историй, картинок, стихов, песен и других идей.
4. ЭмпатияЭмпатия — это наша способность понимать и разделять чувства других или ставить себя «на их место».
Например, чтобы изобрести судьбоносный продукт, который поможет миллионам людей с ограниченными возможностями, даже если у вас самого нет инвалидности, вам потребуется достаточно сочувствия, чтобы представить и понять уникальные проблемы, с которыми сталкиваются эти люди.
Точно так же, если вы писатель, вам нужно испытывать эмпатию, чтобы писать разных персонажей, иначе жизнь каждого персонажа будет отражать вашу (что может быть хорошо для одной истории, но будет довольно скучно, если вы напишете больше) .
Во многих отношениях эмпатия как требует воображения (чтобы понять и почувствовать то, чего вы на самом деле не испытали лично), так и способствует ему (чуткое отношение к чьей-то ситуации может вдохновить вас на новые идеи).
5. СтратегическоеСтратегическое воображение включает в себя способность представить множество возможностей того, что может быть, и взвесить возможные риски, преимущества и результаты.
Кто-то, кто является заядлым планировщиком и кажется «готовым ко всему», вероятно, обладает сильным стратегическим воображением.
Однако, помимо учета возможных рисков, они также способны выявлять и оценивать потенциальные возможности.
6. ЭмоциональныйЭмоциональное воображение относится к нашей способности превращать эмоциональные установки в эмоциональные сценарии.
Мы знаем, что трехголовые монстры не реальны, но многие из нас до сих пор испытывают чувство страха, когда видят их в фильмах. Это пример эмоционального воображения — мы можем представить, что монстр реален, и в результате мы чувствуем очень настоящие эмоции страха.
Если вы хотите вызвать определенные эмоции у других, вам нужно использовать свое эмоциональное воображение и опираться на свое понимание человеческих эмоций, поэтому этот тип во многом связан с эмпатией.
7. СныСны — это бессознательный вид воображения. Они состоят из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время сна.
В большинстве случаев вы не можете использовать свое воображение, чтобы контролировать свои сны; в конце концов, это бессознательные события.
Однако вы можете использовать свои сны как источник вдохновения для других творческих начинаний, поэтому может быть очень полезно вести дневник снов, чтобы вы могли вспоминать свои сны и размышлять над ними.
8. Реконструкция памятиДовольно редко два человека вспоминают одно и то же событие одним и тем же образом. Это, конечно, потому, что мы все переживаем моменты по-разному, но также и потому, что память избирательна и реконструируется, чтобы соответствовать вашему взгляду на мир. Воспоминания также зависят от эмоций.
Чтобы восстановить воспоминания о людях, вещах или событиях, вы должны использовать свое воображение, которое часто заполняет пробелы.
Полезно ли воображение для мозга?Исследование визуализации мозга, проведенное Университетом Колорадо в Боулдере и Медицинской школой Икана, показало, что воображение может быть мощным инструментом, помогающим людям преодолевать фобии или посттравматический стресс, потому что при воображении угрозы активизируются те же участки мозга, что и действительно испытывает угрозу.
Если вы боитесь летать на самолете, возможно, вы слышали об опыте симуляции полета, призванного помочь людям преодолеть этот страх. Такие тренировки эффективны, потому что, когда вы представляете что-то, что вас пугает (это может быть турбулентный полет, большой паук или шипящая змея), ваш мозг и тело реагируют почти так же, как если бы вы переживали это на самом деле.
Согласно неврологическому исследованию, воображение создает больше нейронов в вашем мозгу. И если вы продолжите развивать свое воображение в более позднем возрасте, у вас может быть до 73% меньше шансов на развитие проблем с памятью, которые приводят к слабоумию.
Используйте свое воображениеТренировка вашего воображения может помочь вам стать более творческим, чтобы вы могли находить нестандартные решения проблем, преодолевать писательский кризис или просто получать больше удовольствия, направляя своего внутреннего ребенка.
Если вы хотите прямо сейчас потренировать творческие мускулы, попробуйте одну из этих 70 творческих письменных подсказок, которые вдохновят ваше воображение.
Был ли этот пост полезен для вас? Дайте нам знать в комментариях ниже!
Если вам понравился этот пост, вам также могут понравиться:
- 11 книг о творчестве для тренировки вашего воображения
- Как быть креативным: 13 забавных способов проверить свое воображение
- 11 книг О творчестве для обучения Ваше воображение
- 70 Креативное письмо побуждает вас писать
Кейлин Бэррон
Как автор блога для TCK Publishing, Кейлин любит создавать забавный и полезный контент для писателей, читателей и творческих личностей. У нее есть степень в области международных отношений и дополнительная степень в области итальянских исследований, но ее настоящей страстью всегда было писательство. Удаленная работа позволяет ей делать еще больше того, что она любит, например, путешествовать, готовить и проводить время с семьей.
Восемь типов воображения, которые мы используем
Поиск
Фото: Flickr/four12Воображение — это способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или рассказы о чем-то, что не воспринимается нашими органами чувств. Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно изучить наше прошлое и построить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но они могут существовать. Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим.
Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя создавать собственное мировоззрение, снижающее наше чувство неуверенности 1 . Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые придают смысл двусмысленности ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информации не хватает 2 , что является важной функцией нашего управления памятью. Это отчасти объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают на основе разных предшествующих знаний и опыта. Воображение позволяет нам создавать новые значения из когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что иногда может привести к новым открытиям.
Наши знания и личные цели заключены в нашем воображении, которое лежит в основе нашего существования, когнитивном качестве, без которого мы не были бы людьми 3 . Воображение — это средство, которое писатели используют для создания своих историй 4 . Лауреат Нобелевской премии из Турции Орхан Памук представил себе мир, в который он уединился в детстве, где он был кем-то другим, где-то еще, создавая повествование и историю своего романа «Стамбул» .
Воображение необходимо в маркетинге для создания новых наборов ценностей для потребителей, которые отличают новые продукты от других. Это требует оригинальности для создания инноваций 5 . Воображение — это сущность маркетинговой возможности 6 , которая вызывает в воображении образы и пробуждает фантазии у потребителей, позволяя им почувствовать, каково это жить в Sanctuary Cove в Северном Квинсленде, Австралия, получать кредит в Ситибанке и ездить на Mercedes 500 SLK. по городу или на отдыхе на Бали. Воображение помогает нашему практическому мышлению 7 и открывает новые возможности для размышлений, размышлений, организации мира или поступков по-другому. Воображение разлагает то, что уже есть, заменяя тем, что могло бы быть, и является источником страха надежды, просветления и стремления.
Воображение не является полностью сознательным процессом. Новые знания могут инкубироваться подсознательно, когда у человека есть избыточное внимание, чтобы сосредоточиться на рекомбинации воспоминаний и внешних стимулов в новые значения. Большинство людей, как правило, проводят много времени во время бодрствования , «мечтая», когда внимание переключается с текущих умственных задач на разворачивающуюся последовательность личных ответов 89 . Этого может быть достаточно, чтобы активировать нашу сеть по умолчанию. , сеть автобиографических мысленных образов, которая может дать новые связи и взгляды на проблему, которая нас интересовала. Недавние исследования показали, что мозг периодически сдвигает фазовую синхронизацию во время сознания человека 10 , когда активируются нейронные сети, и этих коротких периодов может быть достаточно, чтобы доминирующее левое полушарие уступило место правому полушарию, что позволяет человеку увидеть окружающую среду, проблему или проблему с новой точки зрения 11 . Это подтверждается исследованиями, которые показали, что когда люди выполняют умеренно сложные интеллектуально сложные задачи во время перерывов в работе, которой они занимаются, вероятность найти решение проблем, которыми они занимались в рамках своей основной деятельности, выше. 0149 12 . Эти процессы происходят из префронтальной коры , где мы представляем себя и чувства других, задней поясной коры , соединяющей наши личные воспоминания по всему мозгу, и теменной коры , соединяющей гиппокамп , который, как сообщается, хранит эпизодические воспоминания. воспоминания 13 .
Неуправляемое воображение (или то, что когда-то называлось «свободной ассоциацией») через сновидение и «мечтание наяву» позволяет собирать информацию из разных частей нашей памяти, к которой сознательно получить доступ может быть нелегко. Эта информация может поступать из узкой области или гораздо более широкой области. Чем больше воображение учитывает более широкую область, опыт и предшествующие знания, тем больше вероятность того, что эти идеи, созданные с помощью воображения, будут иметь некоторую оригинальность — благодаря сложной реструктуризации знаний. Аллен МакКоннелл, писавший о Стиве Джобсе в Psychology Today , предположил, что большое количество шрифтов, разработанных для компьютера Macintosh, было вдохновлено интересом и знаниями Джобса о типографике, которые он узнал во время занятий каллиграфией в Reed 9. 0149 14 . Это было воображение Джоба о множестве шрифтов в Macintosh, которое воплотилось в жизнь. В творческом озарении очень мало счастливых случаев. Большинство из них являются результатом триггеров и медленных инкубационных периодов, которые приводят к разоблачению 15 .
Марш и Бауэр назвали вышеуказанные типы инсайтов непреднамеренным плагиатом 16 . Большинство случаев озарения были вдохновлены чем-то в прошлом; хотя посредством образов эти новые понятия могли получить новые типы проявлений. Именно благодаря образности аналогий были достигнуты многие прорывы в науке 17 . Эйнштейн развил свое понимание теории относительности, представляя, что произойдет, если он будет путешествовать со скоростью света, Фарадей утверждал, что визуализировал силовые линии от электрических и магнитных полей от дров, что дало представление о теории электромагнитных полей, а Кекуле сообщил что он понял форму молекулы бензола после того, как представил себе змею, свернувшуюся в кольцо.
Воображение является многомерным понятием и включает в себя ряд различных режимов, которые можно описать следующим образом;
- Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей. Однако они часто бывают неполными и нуждаются в улучшении, изменении и/или доработке по мере того, как все больше информации из окружающей среды привлекает внимание и анализируется. Эффективное воображение может либо направляться, либо вызываться случайными мыслями, обычно стимулируемыми тем, что человек переживает в рамках своего прошлого опыта. Эффективное воображение может также зародиться в результате размышлений над конкретной проблемой в рамках случайного внимания человека. Эффективное воображение чрезвычайно гибко и допускает постоянные изменения. Это важная составляющая предпринимательского планирования, разработки стратегии, особенно при построении возможностей, развитии и сборе всех необходимых ресурсов, необходимых для использования любой возможности 9. 0149 18 . Эффективное воображение также приводит к другим формам воображения, которые помогают в построении концепций, идей и сценариев действий. Эффективное воображение обеспечивает гибкость нашего мышления.
- Интеллектуальное (или конструктивное) воображение используется при рассмотрении и выдвижении гипотез на основе различных фрагментов информации или размышлении над различными вопросами значения, например, в области философии, управления или политики и т. д. Интеллектуальное воображение возникает из определенной идеи или план и, таким образом, направляется воображением, поскольку оно имеет четкую цель, которая в конце концов должна быть сформулирована после периода кропотливых, а иногда и скрупулезных усилий. Это можно очень хорошо проиллюстрировать на примере работы Чарльза Дарвина, которая привела к развитию его гипотезы, изложенной в его книге 9.0159 Происхождение видов , на разработку и завершение которого ушло почти два десятилетия. Дарвин собирал информацию, анализировал ее, оценивал и критиковал результаты, а затем реорганизовал всю информацию в новое знание в форме гипотезы 19 . Это может быть долгий процесс, иногда длящийся десятилетиями, с прерывистыми периодами высокой интенсивности и другими периодами, когда проблеме уделяется очень мало внимания. Интеллектуальное воображение — это очень сознательный процесс, хотя оно может переходить в другие формы воображения, которые позволяют делать новые открытия.
- Фантазийное воображение создает и развивает рассказы, картины, стихи, театральные постановки, эзотерическое строительство и т. д. Эта форма воображения может быть основана на вдохновении некоторых фактов или полуавтобиографических переживаний (Джеймс Бонд) , экстраполированы или аналогичны новым персонажам и событиям (Звездный путь) , которые соответствуют или расширяют сферы реальности до магии, сверхъестественной мифологии и фольклора (Хроники Кейна, Король Артур). Образная фантазия может быть структурной с мифическими людьми в реальных условиях (Планета обезьян), в прошлом, настоящем или будущем, с реальными людьми в мифических условиях (Затерянные в космосе). Фэнтези может полностью игнорировать правила общества (Чудесный волшебник из страны Оз), наука и природа (Машина времени, Назад в будущее), или экстраполировать их в будущее с помощью научной фантастики (2001: Космос). Одиссея). Фэнтези также может быть основано на человеческих эмоциях (Ромео и Джульетта), искаженные исторические факты, (Патриот), исторические времена и политические проблемы, (доктор Стрейнджлав), взять тему и придумать ее (1984, Скотный двор), , олицетворение темного фэнтези, (Wag the Dog), или вызовите городскую легенду (Степфордские жены, От заката до рассвета). Образная фантазия может представлять собой смесь управляемого и неуправляемого воображения и важна для художников, писателей, танцоров, музыкантов и т. д.
- Эмпатия – это наша способность общаться с другими и чувствовать то, что они чувствуют. Эмпатия помогает человеку узнать эмоционально, что другие переживают из его фрейма и ссылки 20 . Эмпатия позволяет нашему уму «отрешиться от самого себя» и увидеть мир с точки зрения чужих чувств, эмоций, боли и рассуждений 21 . Эмпатия может помочь нам увидеть другие реальности, альтернативные значения ситуаций, которые могут состоять из многих слоев. Эмпатия показывает нам, что не существует абсолютов, есть только альтернативные значения ситуаций 22 . Эмпатия связывает нас с большим сообществом и, таким образом, важна для выживания человечества, поскольку позволяет нам понять, что требуется для социального сосуществования с другими. Эмпатия показывает, что реальности иногда противоречат друг другу. Видение противоречивых реальностей является признаком того, что мы начинаем узнавать. Говард Гарднер постулирует, что концепция эмпатии должна также включать наше сочувствие природе и наше место в ней 23 . Высокий эгоцентризм приводит к снижению эмпатии и неспособности видеть другие точки зрения. Однако недавние исследования нарциссических личностей показали, что существует два типа эмпатии: аффективная эмпатия, о которой говорилось выше, и когнитивная эмпатия, которая включает в себя способность людей видеть эмоциональное состояние человека, не будучи в состоянии чувствовать то, что они чувствуют. 0149 24 . Отсутствие эмпатии также можно компенсировать выработкой стратегии и спонтанным мышлением, чтобы манипулировать другими в своих интересах. Эти макиавеллистские личности не обязательно испытывают те же эмоции, что и люди с эмпатией, поэтому не чувствуйте себя виноватыми, когда манипулируете другими 25 . Этот тип поведения можно увидеть в краткосрочных стратегиях спаривания самцов 26 . Помимо того, что эмпатия чрезвычайно важна в межличностных отношениях, она является важным инструментом конкурентной стратегии, поскольку позволяет думать о том, как наши конкуренты отреагируют на наши действия и что они будут делать. Брендинг также можно рассматривать как результат эмпатии, поскольку брендинг предназначен для попытки установить связи с потенциальными клиентами, обращаясь к их эмоциям, самоидентификации и стремлениям.
- Стратегическое воображение связано с видением того, что могло бы быть , способностью распознавать и оценивать возможности, превращая их в ментальные сценарии, видя преимущества, определяя типы и количество ресурсов, необходимых для совершения определенных действий, и способность взвешивать все вопросы стратегически. Видение помогает человеку сосредоточиться на типах возможностей, соответствующих его характеру. Это чувство видения управляется предположениями, убеждениями и ценностями человека в психике. Видение имеет разную силу у разных людей в зависимости от характеристик их эго и мотивации. Способность замечать и оценивать возможности тесно связана с воображением человека, творческим мышлением, склонностью к действию, восприятием своих талантов и имеющихся навыков. Согласно Болтону и Томпсону, предприниматели замечают определенные возможности и экстраполируют потенциально достижимые сценарии в пределах своих навыков и способности собирать ресурсы для использования возможности 9.0149 27 . Эти экстраполяции от возможности к стратегии требуют навыков визуального/пространственного и расчетливого мышления на стратегическом, а не на детальном уровне. Адекватная концентрация требуется для того, чтобы иметь стратегический взгляд на вещи. Это требует концентрации на стратегическом мышлении, креативности, дальновидности и эмпатии. Стратегическое (а также интеллектуальное) воображение можно использовать посредством мысленных экспериментов, процесса продумывания сценария с целью продумывания последствий. Слишком мало внимания приведет к случайным скачкам от потенциальной возможности к возможности без проведения какой-либо тщательной умственной оценки. Слишком много внимания может привести к узколобости и даже навязчивому мышлению, что приведет либо к слепоте к потенциальным возможностям, либо к действиям без действительно «объективной» оценки. Стратегическое воображение в некоторых случаях является формой мудрости.
- Эмоциональное воображение связано с проявлением эмоциональных предрасположенностей и расширением их до эмоциональных сценариев. Без всякого воображения эмоции не смогли бы выйти из нашей психики и проявиться в виде чувств, настроений и предрасположенностей. Страх требует воображения того, что вызывает страх, ненависть требует воображения того, что отталкивает, а беспокойство требует воображения, вызывающего тревогу. Благодаря эмоциональному воображению убеждения развиваются за счет придания веса воображаемым сценариям, которые генерируют дополнительные наборы эмоций более высокого порядка. Эмоциональное воображение работает на бессознательном и полубессознательном уровне. Людей с чрезмерным эмоциональным воображением, скорее всего, можно определить как проявляющих психотические наклонности. Эмоциональное воображение является одним из самых мощных типов нашего воображения и может легко доминировать над нашими мыслительными процессами.
- Сны – это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна. Сны показывают, что каждое понятие в нашем уме имеет свои собственные психические ассоциации и что идеи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, отнюдь не так точны, как мы думаем 28 . Наши переживания возвышаются в нашей памяти, переходя в бессознательное, где фактические характеристики могут измениться и могут быть восстановлены в любое время. Согласно Юнгу, сны — это невидимые корни нашего сознания 9.0149 29 и соедините нас с нашим бессознательным. Однако значение снов может быть основано только на нашем умозрительном толковании. Некоторые сны очень прямолинейны, в то время как другие сюрреалистичны, волшебны, меланхоличны, авантюрны и сексуальны, и большую часть времени мы не контролируем их.
- Реконструкция памяти — это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и событиях. Наша память состоит из предшествующих знаний, состоящих из смеси правды и убеждений, на которые повлияли эмоции. Таким образом, повторяющаяся память несет в себе установки, ценности и идентичность, поскольку большая часть нашей памяти находится в пределах «я» или «я» парадигма. Память также реконструируется, чтобы соответствовать нашему текущему взгляду на мир, поэтому она очень избирательна. Процесс реконструкции воспоминаний происходит в нашем подсознании, появляющемся в нашем сознании, при этом мы действительно не осознаем исходных элементов, т. е. того, что является фактом, а что верой . Реконструкция памяти является ассимилятивной и может создавать новые знания из случайных фактов, убеждений и переживаний, которые могут привести к озарению.
Каждая форма воображения, описанная выше, безусловно, пересекается и может работать в тандеме. Образное мышление обеспечивает способность двигаться к цели и путешествовать по избранным путям. Образное гораздо более дивергентно, чем логическое мышление, так как воображение может свободно перемещаться по отраслям и дисциплинам, тогда как логическое мышление ориентировано по узконаправленному пути. С этой точки зрения воображение, вероятно, более важно, чем знание, поскольку знание без применения бесполезно. Воображение позволяет нам применять знания.
Однако воображение тоже может быть неэффективным. Расстройства личности и возникающие эмоции могут доминировать в нашем воображении со страхом, тревогой, паранойей и/или нарциссическими тенденциями и т. д. 30 .