Восприятие информации человеком, Научные и учебные работы
метки:Человек, Восприятие, Ощущение, Предмет, Образ, Информация, Высокий, ВосприниматьМИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Филиал РГГУ в г. Балашихе
Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин
Реферат
по информатике
Восприятие информации человеком
студентки 2 курса заочной формы обучения
специальности 080504
Щеглова Юлия Вадимовна
«Государственное и муниципальное управление»
Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков
Балашиха 2011
План
- Введение
- Раздел 1. Восприятие информации человеком
- 1.1 Определение восприятия
- 1.2 Свойства
- 1.3 Виды
- 1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
8 стр., 3805 слов
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком …
… в случае со зрительными и осязательными восприятиями) или только во времени (когда восприятие образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Восприятие человека — «живое созерцание», результат активной … Так Американский ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения своей …
Но по своему содержанию эти два процесса различны.
восприятие ощущение информация человек
Раздел 1. Восприятие информации человеком1. 1 Определение восприятия Восприятие — это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом. Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям — тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.
Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия. Скорость восприятия — это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие URL: http: //mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия.
Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции. Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.
8 стр., 3662 слов
Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения …
… соотношение частей, итоговое эмоциональное восприятие объекта как целостного образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности. Литература …
1.2 Свойства К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность11 Немов Р.С. Психология.М., 2003.С. 137. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия — это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом.Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.
1.3 Виды Основные виды восприятия человека — это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии.
8 стр., 3589 слов
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ …
… на протяжении всей жизни человека. Восприятие является психическим процессом непосредственного отражения действительности. Через органы чувств в мозг человека поступают сведения о предметах и явлениях окружающего мира, . .. фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах …
Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком. Восприятие времени — восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления
В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения11 Немов Р.С. Психология.М., 2003.С. 138. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы. В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве Там же.С. 139. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.
Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях Там же.С. 142. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
… изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий … к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием. Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия. Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но «видим» мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции11 Кларк Д. Древо познания // Парадоксы зрения. М; Б. и., 2005.С. 197. Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам11 Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 1999.С. 42.Заключение Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы. В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, «переведённые» из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям. Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление
3 стр., 1284 слов
Восстановление сознания и психической деятельности после травмы …
… раскрытии сущности компенсаторно-восстановительных процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели …
Список использованных источников и литературы1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 480с.: ил. — (Серия «Учебники и учебные пособия»).
2. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. — М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч.1. — 304с. — (Серия «Словарь-справочник»).
3. Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. — М: Б. и., 2005. — С. — (Научно — познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш»).
4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — cop. 2010-2011. — Режим доступа:
Размещено на
Законы восприятия информации и их учет в процессе разработки рекламного сообщения. Факторы, влияющие на восприятие рекламы
В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений действительности.
По видам восприятие аналогично ощущениям. Различают зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и другие виды восприятия.
При восприятии рекламной информации исключительно важная роль принадлежит формированию перцептивного (воспринимаемого) образа, который оказывает (или не оказывает) существенное воздействие на поведение покупателя. Покупатель зачастую приобретает не конкретный товар с его набором характеристик и свойств, а его образ, мечту, демонстрируя, тем самым преданность той или иной торговой марке. Во время тестирования или дегустации товаров потребители порой не могут отличить одну марку от другой, аналогичной этой.
Показательным примером в этом смысле является рекламная кампания, которую Пепси Кола развернула в свое время против Кока-Колы в 1975 г. Компания Пепси провела и записала скрытой камерой серию «слепых тестов» своего продукта и продукции Coca-Cola. Тесты показали, что большинство испытуемых (среди них – поклонники продукции Coca-Cola) предпочло вкус Пепси. «Вызов Пепси» стал рекламным хитом компании.
Другим хрестоматийным примером является тестирование трехсот курильщиков, предпочитавших сигареты одной из трех предложенных марок. Испытуемым необходимо было узнать свою любимую марку. В результате тестирования только шесть человек из трехсот смогли распознать марку своих сигарет. Вывод однозначен: люди курят не марки сигарет, а их образ, имидж. Создание имиджа продукции, выгодно отличающего ее от продукции конкурентов, является на сегодняшний день одним из главных залогов успешных продаж данной марки.
Исключительно большое значение в деле достижения коммуникативной эффективности рекламы имеет язык визуальных образов. Он воспринимается быстрее и легче, а также более точен по сравнению с вербальным языком. Вербальная коммуникация сложнее, она опосредована символами и воспринимается опосредованно, в то время, как визуальные образы действуют на потребителя непосредственно, как отражение реальности. Они прямо адресованы чувствам человека. В этом смысле вербальная коммуникация должна быть также предельно конкретна и образна. Слова должны рождать визуальные образы. Конкретные слова обозначают предметы или явления реального мира, которые можно увидеть, потрогать, понюхать попробовать на вкус. Чем конкретнее слово, тем большую эмоциональную реакцию оно вызовет у человека. Примером может служить слоган порошка Миф –«Миф – морозная свежесть».
Из определения восприятия вытекает его сущностное свойство – целостное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Человек пытается воссоздать целостный образ даже тогда, когда элементов внешней среды мало или недостаточно, когда присутствуют лишь какие-то детали или части объекта. Человек достраивает недостающие части для получения целостной и завершенной картинки.
Из данного свойства восприятия вытекают два вывода:
- Все элементы рекламных и других коммуникаций должны работать на единый, легко воспринимаемый образ товара или услуги.
- В ситуации наличия целостного образа товара/ услуги достаточно поместить в рекламу один из элементов этого образа, чтобы понять, что именно рекламируется. Так, сбруя мустанга или лассо ковбоя безошибочно указывают на сигареты Marlboro; рукописный вензель английской буквы V – на сигареты Vogue, зеленый цвет – на марку фотоаппаратов Fuji.
Несмотря на определенную долю субъективности в восприятии объекта человеком, существуют универсальные законы человеческого восприятия, по которым отдельные элементы объединяются в независимый целостный образ (законы М.Вертгеймера):
- Закон подобия.
Чем больше элементы похожи друг на друга по какому-нибудь явному качеству (размер, цвет, интенсивность звука и т.д.), с тем большей вероятностью они будут восприниматься как одно целое.
- Закон «общей судьбы».
Множество элементов, движущихся с одной скоростью или по одной траектории, воспринимаются как единый объект.
- Закон близости.
В любом поле (зрительном или слуховом), содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены ближе друг к другу, могут восприниматься целостно, как один объект.
Следует также помнить, что человек воспринимает рекламу согласно «закону краткости», который является базовым в психологии восприятия. Он гласит, что все внешние, сложные ощущения сводятся человеком к самым простым и удобным формам: чтобы понять нечто, мозг человека разбивает сложные внешние ощущения на массу основных, простейших образов и форм.
Если они не полны или не идеальны, то человек старается угадать, какими они должны быть. В данном случае срабатывает закон дополнения до целого, когда незавершенные элементы стремятся организоваться в некое целое.
Выводы из сказанного неоднозначны. С одной стороны, рекламная идея должна быть предельна проста для потребителя. С другой стороны, так называемые рекламы-ребусы заставляют человека задуматься, а значит лучше запомнить рекламный образ. Кроме того, неполнота элементов и незавершенность образа пробуждают интерес у людей.
Практика рекламы показывает, что основная тенденция явно поворачивает в сторону долгого рассматривания, прочтения рекламного послания, немгновенного понимания его смысла. В частности в рекламе автомобиля «Фольксваген» изображен сад, дорога и машина вдалеке у гаража. Текст рекламы заключен в единственной фразе: «Где же моя собака?» Собаку (очень маленькую и плохо различимую) при желании и приложив определенные усилия можно рассмотреть на заднем сиденье мини фургона, где ей так хорошо, что она там поселилась навсегда.
Аналогичным примером является рекламная кампания пива Stella Artoir. На переднем плане каждого из шести постеров изображен предмет роскоши, о который открывали пивные бутылки. У обломанных краев лежит маленькая крышка с соответствующим логотипом Stella Artois.
Хорошо структурированная информация в рекламе воспринимается более эффективно, чем отдельные элементы образа. Кроме того, хорошо структурированная реклама будет лучше запоминаться, так как объем памяти человека определяется не отдельными элементами, а структурными единицами. Оптимальным количеством структурных единиц для эффективного восприятия является число 7. В этом смысле следование законам М.Вертгеймера позволит добиться более эффективного восприятия рекламы.
Итак, восприятие рекламы обусловлено как более устойчивыми факторами, среди которых – жизненный опыт и культурный уровень развития индивида, так и ситуационно изменчивыми – его настроением и психологическим состоянием. Задача рекламиста заключается в том, чтобы избежать разночтений и предельно просто и лаконично донести основную рекламную идею до сознания потребителя. В этом смысле следует учитывать национальные, возрастные, статусные, гендерные и др. особенности целевой аудитории, ее образовательный уровень, установки восприятия.
Характеристики восприятия человека и их актуальность при изучении информационного поведения
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Кристофер Питер Луэг (Группа исследования информации и взаимодействия, Университет Тасмании, Хобарт, Австралия)
Журнал документации
«>ISSN : 0022-0418
Дата публикации статьи: 8 июля 2014 г.
ЗагрузкиАннотация
Цель
Целью данной статьи является осветить результаты исследований человеческого восприятия в смежных дисциплинах и доказать, что исследования информационного поведения должны найти способы обращения к человеческим характеристикам, которые подразумевают, что: присутствовать в окружающей среде и потенциально иметь отношение к поставленной задаче; и, во-вторых, испытуемые не смогут сообщить о том, что им не удалось распознать информацию. Авторы также обсуждают, как исследования информационного поведения могут решить вышеупомянутые проблемы, связанные с человеческим движением и восприятием.
Дизайн/методология/подход
Автор опирается на литературу в основном по когнитивной науке и психологии, чтобы выделить результаты, наиболее важные для научного изучения информационного поведения, для разработки модели информационной среды, в которой находится информационное поведение , а также критически изучить, как данные собираются в исследованиях информационного поведения. Также обсуждаются способы предоставления более полной информации об информационном поведении.
Результаты
Литература по когнитивной науке и психологии предполагает, что неспособность замечать информацию, имеющую отношение к поставленной задаче, может быть не исключением, а ожидаемым явлением, и это необходимо учитывать исследователям информационного поведения. Популярные методы сбора данных, включая анкетирование и интервью, этого не учитывают, потому что испытуемые не будут знать об этом факте, что, в свою очередь, означает, что они также не могут сформулировать этот факт. Это говорит о том, что: во-первых, современные модели информационного поведения слишком сосредоточены на одной стороне медали; и, во-вторых, исследователям информационного поведения может потребоваться дополнить свои методы сбора данных такими методами сбора данных, как отслеживание взгляда.
Ограничения/последствия исследования
Это концептуальный документ, основанный на тщательном анализе релевантных исследований, прежде всего в области когнитивистики и психологии. Связь теории с практикой дает четкое указание на общую достоверность результатов, но могут быть и другие аспекты, которые еще не были рассмотрены.
Оригинальность/ценность
Статья уникальна тем, что в ней критически рассматривается исследование информационного поведения с точки зрения человеческого восприятия и движения. Были статьи, критикующие исследования информационного поведения с методологической точки зрения. Этот документ дополняет этот объем работы и предлагает путь вперед.
Ключевые слова
- Взаимодействие человека с компьютером
- Вариант осуществления
- Информационное поведение
- Восприятие
- Слияние человека и компьютера
- Расположенное познание
Благодарности
Автор хотел бы поблагодарить анонимных рецензентов за их проницательные и наводящие на размышления комментарии, а также коллег, студентов и друзей за их отзывы и терпение при комментировании ранних версий рукописи. Ранние аспекты концепции телесного информационного поведения были разработаны около 15 лет назад, когда автор работал в лаборатории искусственного интеллекта Цюрихского университета в Швейцарии. Участие в течение нескольких лет в лекциях Global ShanghAI по естественному и искусственному интеллекту (shanghailectures.org) постоянно напоминало, что есть еще одна статья, ожидающая написания.
Цитата
Питер Луэг, К. (2014), «Характеристики человеческого восприятия и их актуальность при изучении информационного поведения», Journal of Documentation , Vol. 70 № 4, стр. 562-574. https://doi.org/10.1108/JD-05-2012-0064
Издатель
:Изумруд Групп Паблишинг Лимитед
Авторское право © 2014, Emerald Group Publishing Limited.
Связанные статьи
Психология визуализации данных
Данные помогают нам понять наш мир. Мы извлекаем смысл, находим закономерности, создаем ассоциации, создаем карты и модели, которые помогают нам получать информацию, понимать тенденции и принимать обоснованные решения. Мы ищем и запоминаем истории, которые рассказывают данные. Но нашему мозгу может быть сложно понять и обработать большой объем и сложность данных. Именно здесь визуальные элементы, такие как таблицы, диаграммы и графики, обеспечивают мощное представление огромного количества точек данных, которые может обрабатывать человеческий мозг.
Хорошо сделанная и разработанная визуализация данных отображает большой объем сложной информации, используя относительно небольшое пространство и используя преимущества нашей зрительной системы. Вот почему визуализация данных является одним из наиболее убедительных методов обмена различными видами данных, которые извлекаются из всех доступных нам сегодня систем.
Важность визуализации данных становится еще более очевидной в свете постоянно уменьшающейся концентрации внимания. Давайте немного глубже разберемся в психологии визуализации данных.
Как визуализация данных помогает нам понимать данные
Эффективность визуализации данных заключается в ее способности представлять информацию таким образом, чтобы наши глаза могли ее распознать, а наш мозг — понять. Получение этого права — это скорее наука, чем искусство, которого мы можем достичь, изучая человеческое восприятие. Цель состоит в том, чтобы перевести абстрактную информацию в визуальные представления, которые можно легко, эффективно, точно и осмысленно понять. Для достижения этой цели хорошо сделанное и спроектированное представление должно быть в состоянии достичь следующего:
- Четко укажите, как значения соотносятся друг с другом.
- Точное представление значений.
- Упростите сравнение значений.
- Упростите ранжирование и упорядочивание значений.
- Сделайте очевидным, как люди должны использовать эту информацию, какие цели они должны использовать с ее помощью, и поощряйте их к выполнению.
Другими словами, мы всегда должны оценивать достоинства визуализации по степени, в которой мы можем легко, эффективно, точно и осмысленно воспринимать историю, которую должна рассказать информация.
Визуализация данных для человеческого восприятия
Визуализация данных — это преобразование и графическое отображение абстрактной числовой и статистической информации в физические атрибуты зрения (длина, положение, размер, форма и цвет и т. д.) для целей общение, принятие решений и анализ данных. Мы можем преуспеть в этом, только если немного разберемся в визуальном восприятии и познании. Другими словами, для эффективной визуализации данных мы должны следовать принципам проектирования, основанным на понимании человеческого восприятия.
Как говорится, «картинка стоит тысячи слов»; это верно, когда история рассказывается графически, с сильным замыслом, а не устно. Например, вы можете весь день смотреть на таблицу чисел и никогда не увидеть того, что в противном случае было бы очень очевидно, если смотреть на те же самые числа, хорошо представленные графически.
В то время как слова и числа могут точно выражать значения, изображения или графические представления позволяют нам искать и выделять закономерности, тенденции или исключения среди этих значений. Это важно, если мы хотим быстро понять историю, содержащуюся в этих значениях, или если нам нужно сравнить целые наборы и большое количество значений, а не только два за раз. Альфа-числовые данные, такие как текст в таблице, интерпретируются нашим мозгом с помощью вербальной обработки. Это не всегда так эффективно сообщается нам, как данные, передаваемые визуально, которые наш мозг способен легко понять и интерпретировать. В этом сила визуализации данных.
Хотя визуализация данных обычно показывает отношения между количественными значениями, она также позволяет отображать отношения, которые не являются количественными по своей природе. Например, связи между людьми на сайте социальной сети можно отобразить с помощью визуализации узлов и ссылок. Однако визуализации, отображающие отношения между сущностями, такими как люди в этом примере, также можно обогатить добавлением количественной информации. Например, количество взаимодействий любых двух людей может быть представлено толщиной линии, которая их соединяет.
Как мозг обрабатывает визуализацию данных
Визуализация данных настолько эффективна, потому что она сдвигает баланс между восприятием и познанием, чтобы лучше использовать возможности мозга. Зрение (зрительное восприятие), за которое отвечает зрительная кора, расположенная в задней части мозга, чрезвычайно быстрое и эффективное. С другой стороны, мышление (познание), которым занимается преимущественно кора головного мозга в передней части мозга, гораздо медленнее и менее эффективно. Это означает, что традиционные методы осмысления и представления данных требуют сознательного мышления практически для всей работы. Однако визуализация данных смещает баланс в сторону значительного использования визуального восприятия, используя наши глаза и скорость видения.
Что такое теория двойной обработки
Возможно, вы слышали о теории двойной обработки, которая разделяет человеческое мышление на две системы или типа — мышление системы 1 и системы 2. Система 1 или тип 1 — это быстрое и инстинктивное принятие решений. Он не требует оперативной памяти и является автономным. С другой стороны, система 2 или тип 2 — это медленное и рациональное принятие решений, требующее оперативной памяти и не являющееся автономным. Это требует умственной или когнитивной стимуляции.
Действия, основанные на мышлении системы 1, обычно являются результатом эмоций человека. Точно так же непосредственное понимание сложной информации при визуализации данных также связано с мышлением системы 1, потому что большая часть нашего мозга предназначена для обработки изображений. Это инстинктивно и непосредственно, вызвано эмоциями.
Почему визуализация данных помогает нам быстрее понять
Наш мозг способен различать форму, цвет и движение по отдельности, что позволяет нашей аудитории почти мгновенно понимать, создавать ассоциации и определять размеры в визуализации данных. Разработка визуализаций данных, включающих функции предварительного внимания, делает их намного более эффективными благодаря предварительной обработке данных, которая представляет собой подсознательное накопление информации из окружающей среды, где вся доступная информация предварительно обрабатывается. Затем мозг фильтрует и обрабатывает то, что важно. Информация, которая больше всего выделяется или имеет наибольшее отношение к тому, о чем думает человек, отбирается для дальнейшего и более полного анализа посредством внимательной обработки.
Функции предварительного внимания обрабатываются очень быстро, примерно за 10 миллисекунд. Проще говоря, чем лучше спроектирована и продуманно создана визуализация данных, тем она понятнее, тем больше информации может представлять и тем быстрее ее считывают и регистрируют. Учитывая скорость, с которой люди могут понимать несколько точек данных с помощью теории двойной обработки и обработки с предварительным вниманием, разумно воспользоваться преимуществами визуализации данных.
Эффективная визуализация данных
Один из первых вкладов в науку о восприятии был сделан Гештальт-школой психологии. Одно из их первых исследований, проведенное в 1912 году, заключалось в том, чтобы выяснить, как люди воспринимают структуру, форму и организацию того, что мы видим. Они заметили, что мы организуем то, что видим, определенным образом, пытаясь понять это. Результатом стали гештальт-принципы восприятия, которые до сих пор считаются точными описаниями визуального поведения и могут значительно улучшить наши усилия по визуализации данных:
- Близость – объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как группа.
- Сходство – объекты, имеющие схожие атрибуты (например, цвет или форму), воспринимаются как группа.
- Ограждение – объекты, которые кажутся имеющими границу вокруг себя (например, образованные линией или областью общего цвета), воспринимаются как группа.
- Замыкание – открытые структуры воспринимаются как закрытые, полные и регулярные всякий раз, когда существует способ, которым их можно разумно интерпретировать как таковые.
- Непрерывность – объекты, которые выровнены вместе или кажутся продолжением друг друга, воспринимаются как группа.
- Соединение – объекты, которые соединены (например, линией), воспринимаются как группа.
Помимо простого представления данных в визуальной форме, визуализация данных также должна давать подсказки, которые помогают пользователю принять окончательное решение, не объясняя его. Сбор, сортировка, анализ и получение сведений и тенденций из данных, которые необходимо визуализировать, могут потребовать огромных усилий. Но если ваш анализ надежен, а ваши идеи и тенденции поучительны, то вы не хотите смущать своих пользователей неорганизованной визуализацией данных.
Эффективность визуализации данных зависит от ее дизайна. Чтобы привнести ценность в визуализацию данных, она должна обеспечивать простоту, ясность, интуитивность, проницательность и выделять шаблоны таким образом, чтобы обеспечить совместную работу, поддерживая при этом требования и цели принятия решений пользователями.
Вот пять качеств визуализации данных, которые наиболее привлекательны и эффективны для пользователей, которые могут изменить их образ мышления и прояснить, какие действия предпринять дальше:
- Правдивый.