Современный интерфейс для Википедии / Хабр
ChuckLaud
Блог компании М.Видео-Эльдорадо Google Chrome Расширения для браузеров Браузеры Дизайн
Благодаря пользовательским скриптам и расширениям можно исправить любой сайт. Удалить рекламу из всего интернета, стереть с Хабра неприятных авторов и корпблоги. Изменить шрифты или поставить тёмную тему. Однако разработчик Стив Уайлдмен пошёл ещё дальше. Его расширение Modern — это совершенно новый, современный интерфейс для Википедии, который можно полностью настроить под себя.
Это расширение для одного-единственного сайта, но оно кардинально улучшает его функциональность и внешний вид.
Википедия — тот сайт, на который многие заходят каждый день. Поэтому так хочется видеть его красивым и стильным. По крайней мере, этого хочется автору расширения Modern. Ему явно не по нраву текущий аскетичный шаблон, который не менялся уже несколько десятилетий.
Автор придал старой доброй Википедии такой вид и функции, словно это модный сайт, написанный на современных фреймворках.
Разработчики Википедии консервативны и придерживаются принципа не трогать то, что хорошо работает, привнося инновации только в самом крайнем случае. Это здоровый консерватизм.
Но не все такие. У некоторых людей другой эстетический вкус — они хотят везде вокруг видеть явно выраженную эстетику, ценят вещи за дизайн и уверены, что вокруг каждой фотографии должны быть пустые поля, чтобы фотография «дышала».
Список изменений
Расширение меняет дизайн Википедии сразу после установки. Никаких дополнительных действий не требуется. Поддерживаются все текущие функции сайта, при этом добавлен ряд новых:
- Темы (светлая, сепия, тёмная, чёрная, графитовая)
- Шрифты (с засечками, без засечек, изменение размера)
- Стили (ширина колонки, высота строки)
- История (быстрый переход к статьям, которые вы просматривали ранее)
- Поиск (продвинутое автодополнение с предварительным просмотром текста и изображений)
- Тренды (просмотр самых читаемых статей за сегодня)
- Содержание статьи фиксируется на левой стороне для удобства навигации, может быть скрыто
- Языки (меню для переключения, полностью переведенный интерфейс)
- Учётные записи пользователей (все функции Википедии доступны из меню)
- Редактирование (полный контроль редактирования, история, просмотр и т. д.)
- Переключение обратно на старый дизайн (при необходимости) одним щелчком мыши
Расширение выпущено для Chrome, Firefox и Edge.
Теги:
- Википедия
- пользовательские скрипты
- стильный дизайн
- расширение
- Modern
- design
- parallels
- ux
Хабы:
- Блог компании М.Видео-Эльдорадо
- Google Chrome
- Расширения для браузеров
- Браузеры
- Дизайн
Всего голосов 21: ↑19 и ↓2 +17
Просмотры3.8K
Комментарии 10
Сайт Telegram
Dima Smirnov @ChuckLaud
DevOps
Комментарии Комментарии 10
Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины
Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.
Роспись Успенского собора
Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.
Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.
Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…
Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.
В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.
Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово
Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир
Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.
Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.
Техника рублевской иконописи
Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир
Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.
Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».
В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.
Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.
Икона «Троица»
Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.
За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.
Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.
Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».
До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.
Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.
В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.
Asceticism — Wikiwand
- Introduction Asceticism
- Etymology and meaning
- ReligionsAbrahamic religionsBahá’í FaithChristianityEvagrius Ponticus: monastic teachingIslamJudaismIndian religionsBuddhismTheravadaMahayanaHinduismJainismMonastic practiceSikhismOther religionsInca religionTaoismZoroastrianism
- Sociological and psychological views
- Nietzsche’s and Epicurus’ view
- See also
- Примечания
- Ссылки. образ жизни, характеризующийся воздержанием от чувственных удовольствий, часто с целью достижения духовных целей.[3] Аскеты могут уйти из мира для своих практик или продолжать быть частью своего общества, но обычно ведут скромный образ жизни, характеризующийся отказом от материальных благ и физических удовольствий, а также проводят время в посте, концентрируясь на религиозной практике или размышлениях. по духовным вопросам.[4] Различные люди также пытались вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от зависимостей, некоторые из которых характерны для современной жизни, таких как деньги, алкоголь, табак, наркотики, развлечения, секс, еда и т. Д. [5]
Стремясь к просветлению, Будда сначала практиковал суровый аскетизм, прежде чем рекомендовать умеренный Срединный путь.[1] В христианстве Франциск Ассизский и его последователи практиковали крайний аскетизм.[2]
Аскетизм исторически наблюдался во многих религиозных традициях, включая буддизм, джайнизм, индуизм, ислам, христианство, иудаизм, стоицизм и пифагорейство, и современные практики продолжаются среди некоторых религиозных последователей.
Практикующие эту философию отказываются от чувственных удовольствий и ведут воздержанный образ жизни в погоне за искуплением[6], спасением или духовностью[7]. Многие аскеты верят, что действие по очищению тела помогает очистить душу и, таким образом, получить более тесную связь с Божественным или обрести внутренний покой.
Это может принимать форму ритуалов, отказа от удовольствия или самоуничижения. Однако аскеты утверждают, что самоограничения приносят им большую свободу в различных сферах жизни, например, повышенную ясность мысли и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям. В древних теологиях аскетизм рассматривается как путь к духовной трансформации, где достаточно простого, блаженство внутри, бережливости в изобилии.[4] И наоборот, некоторые древние религиозные традиции, такие как зороастризм, древнеегипетская религия[8] и Дионисийские мистерии, вамачара и современные западные оккультные традиции пути левой руки открыто отвергают аскетические практики и сосредотачиваются либо на различных типах гедонизма, либо на важности семейной жизни, отвергая безбрачие.К сожалению, что-то пошло не так:
Ascetic Definition & Meaning — Merriam-Webster
as·cet·ic ə-se-tik
a-
1
: практика строгого самоотречения как меры личной и особенно духовной дисциплины
монах-аскет
аскетическая диета
2
: строгий по внешнему виду, манерам или отношению
аскет сущ.
аскетически
ə-ˈse-ti-k(ə-)lē
наречие
Знаете ли вы?
Аскет происходит от askētikos , греческого прилагательного, означающего «трудолюбивый». В конечном счете, оно происходит от греческого глагола askein , что означает «упражняться» или «работать». Не так много других английских слов от askein , но недостатка в синонимах для 9 нет.0084 аскет . Суровый и суровый , например, два слова, которые разделяют с аскетический основное значение «данный или отмеченный строгой дисциплиной и твердым ограничением». Аскет подразумевает воздержание от удовольствий, комфорта и потворство своим желаниям как духовную дисциплину, тогда как суровый подразумевает соблюдение стандартов без снисхождения или расхлябанности и может предполагать суровость (как в «суровой военной дисциплине»). Строгий подчеркивает отсутствие тепла, цвета или чувств и может относиться к строгой сдержанности, простоте или самоотречению (например, «жить суровой жизнью в деревне»).
Примеры предложений
Коллекция Паттерсона начинается со стен лестницы в его подвал. «Вот где Синди подводит черту. Вероятно, это действительно хорошая идея», — говорит он. Маттссон, аскет для холостяка, навязывает себе такое же правило. ЛеБо, который никогда не был женат, гораздо менее сдержан. Том Харпол, Air & Space , декабрь 1999 г. / январь 2000 г. По голливудским меркам карьера Келли может показаться загадочной, но ведь такова и его личность. Если Марк Кантон, предыдущий президент Sony, был хвастливым транжирой в одежде от Армани, то Келли — откровенный аскет, человек, презирающий голливудскую расточительность.
Недавние примеры в Интернете Аскет года, шиитский священнослужитель года, чье возвращение из изгнания помогло свергнуть монархию в 1979 году, аятолла Рухолла Хомейни был отцом иранской революции и ее первым верховным лидером до своей смерти десять лет спустя. Бенуа Фокон и Дэвид С.
Клауд, 9 лет0084 WSJ , 22 ноября 2022 г. Спальня Элиота была ярко аскетичной : односпальная кровать, распятие из черного дерева, голая лампочка, свисавшая с цепи. Майкл Дирда, Washington Post , 28 сентября 2022 г. Рациональность — это слово с сухим, аскетическим привкусом. Верлин Клинкенборг, The Atlantic , 21 июля 2022 г. На протяжении веков причудливые диеты охотились на тех, кто подвергался жестокому обращению со стандартами женской красоты, и Джонсон нарушает традицию с помощьюЭти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «аскет». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Греческий askētikos , буквально, трудолюбивый, от askētēs тот, кто занимается, отшельник, от askein работать, упражняться
Первое известное использование
1646, в значении, определенном в смысле 1
Путешествие во времени Первое известное использование ascetic было в 1646 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
asceticаскеза
аскет
аскетическое богословие
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Аскета».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/ascetic. По состоянию на 6 декабря 2022 г.Копировать цитирование
Детское определение
аскет
as·cet·ic ə-set-ik
a-
1
: следование практике отказа от своих желаний, особенно в качестве средства религиозной дисциплины
аскетический образ жизни
2
: сурово простой : аскетичный
аскетический как окружение
0
сущ.