Виктор франкл о способе мотивации который работает для всех и всегда: Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

Известный австрийский психолог Виктор Франкл обратил внимание на одну очень интересную закономерность. Она легла в основу его модели психотерапии и даже звучит как девиз основанного Франклом направления психологии — логотерапии. Мудрые руководители используют эту закономерность как отличный способ мотивации подчиненных. Это работает не только в бизнесе и психотерапии — каждый может использовать этот метод, чтобы стать успешнее и счастливее. Расскажем, в чем он заключается.

Логотерапевты (от греческого «Logos» — слово и «terapia» — забота, уход, лечение), вслед за Франклом, считают, что совершенно недопустимо объяснять то, что происходит внутри человека глубинными инстинктами, как это делал Фрейд, или реакцией на внешние обстоятельства. И то, и то не работает, не описывает полностью всех процессов, которые происходят в психике человека.

Именно сам человек (а не его инстинкты или реакции на внешнюю среду) определяет то, как он живет, что он чувствует, каков его жизненный путь и какие решения на этом жизненном пути он принимает. Возможности человеческой личности не ограничены. И в этом смысле абсолютно все равно, какие у человека детские комплексы и что ему говорит его подсознание. У человека есть иной ресурс, который позволяет ему сделать так, как он хочет. Иными словами, какая разница, что у меня там в минусе, когда у меня такой потенциал в плюсе! И эти минусы мне совершенно не мешают этот потенциал реализовывать.

Логотерапия — это как раз и есть терапия смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности, а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

Цель логотерапии — раскрыть предельные возможности человека, приняв за максиму афоризм Гёте: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».

Проще говоря, если мы все время изучаем, анализируем комплексы, недостатки, низменные страсти человека, то он начинает чересчур акцентироваться на них, рассматривать все через их призму, непроизвольно развивать их в себе. Но если мы говорим человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле, это позволяет ему все время тянуться за более высокой планкой, развиваться. Франкл, основываясь на своем многолетнем опыте психотерапевта, утверждал, что такая мотивация работает всегда потрясающе!

Этот метод логотерапии могут взять на вооружение руководители, общаясь со своими подчиненными. Если руководитель все время говорит своему подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них. Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее, и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой. Оптимальный уровень такой планки — 10-20% более чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть.

И в завершение несколько слов вот о чем. В логотерапии большое значение придается тому, что зрелый возраст — это не крах, как часто рассматривается в обывательском мировоззрении: если человек вышел на пенсию, то жизнь кончена, ничего нового, интересного уже не будет. Это все полная ерунда, считал Виктор Франкл, поскольку все зависит от самого человека, от того, чем он наполнит свою жизнь, и от ощущения смысла этой самой жизни.

И чтобы вы на самом деле убедились в этом, предлагаем вам почитать обзоры книг Нормана Дойджа «Пластичность мозга» и Дэниэля Амена «Великолепный мозг в любом возрасте».

«Если тело лежит, значит, так и надо»: психолог об управлении мотивацией

В интернете можно найти самые разные советы для повышения мотивации. Например, посмотреть фильм или составить список дел. Однако подобные методы работают ограниченное количество раз и не дают понимания, почему мы откладываем выполнение важных дел. О мотивации, понимании наших потребностей и силе воле рассказала Ольга Сорина — клинический психолог, основатель и руководитель волонтерской психологической службы «Вдох», экс-управляющий Death Cafe в Петербурге.

Существует два вида мотивации. Внутренняя исходит от нас самих. Нам хочется что-то делать, потому что нам нравится процесс. Если я получаю удовольствие от того, что лежу в ванне, то мне не нужны за это деньги или похвалы. Внешняя же мотивация исходит извне и связана с некоторым поощрением либо предотвращением наказания. Например, мы платим налоги, чтобы не получить штраф.

Согласно исследованиям, внешняя мотивация улучшает количество сделанного, а внутренняя — качество. В работе хорошо совмещать оба вида. Например, занятия на беговой дорожке могут подкрепляться как внутренней (хочется быть здоровым), так и внешней мотивацией (хочется комплиментов).

При этом нельзя полагаться только на одну мотивацию. Допустим, у вас есть нелюбимая работа, за которую хорошо платят. Проблема в том, что в такой ситуации внутренняя мотивация будет продолжать падать. Нам будет все сложнее понять, чего же мы хотим сами на самом деле. В особо запущенных случаях мы вообще теряем понимание мотивации и чувство импульса.

Исследователи Роберт Йеркс и Джон Додсон постановили, что наилучшие результаты достигаются при мотивации средней интенсивности. Для этого они провели ряд опытов. Сначала на мышах: запускали грызунов в лабиринт и ставили задачу нахождения выхода. Нашли — давали поощрение. Не нашли — мотивировали ударом тока: маленьким, средним или сильным.

Выяснилось, что для максимально успешного результата удар током должен быть не очень сильным. Слишком маленький недостаточно мотивировал, а слишком большой приводил к полному шоку, из-за которого мышки терялись.

Довольно сложно представить, как перенести эксперимент на человека, однако у исследователей получилось. Испытуемых просили решать различные задачи: что-то посчитать, забросить мяч в кольцо, найти выход из лабиринта на бумаге. Постепенно авторы наращивали сумму поощрения — сначала по чуть-чуть, а потом все больше и больше.

Оказалось, что при самой высокой мотивации люди хорошо выполняли только простые задачи, а при минимальной им удачно давались сложные задачи. Это означает, что при сильной мотивации мы вряд ли хорошо справимся со сложными целями, вроде сдачи трудного экзамена. Шансы повышаются, если подходить к таким задачам, как к рядовым.

Это прямо противоречит былым представлениям. В начале 20 века бихевиористы (представители направления в психологии, изучающего поведения человека) считали, что, чем больше поощрять, тем лучше человек работает. На самом же деле, на сложные креативные задачи хорошее денежное поощрение действует негативно. Нужно платить столько, чтобы человек мог не думать о деньгах.

Какие можно применять методы в этой, казалось бы, безвыходной ситуации? Можно абстрагироваться. То есть начать думать в духе «здесь не решается мое будущее — я просто решаю рядовую задачу». Звучит сложно, но все равно важно помнить: если вы начинаете откладывать какую-то вещь на последний момент, значит, у вас чрезмерно сильная мотивация.

Когда мы задаемся вопросом, как управлять мотивацией, то говорим о том, как сделать так, чтобы я чувствовал желание делать то, что я запланировал. Например, добить задачи по работе, провести время с семьей, сходить к зубному. Хочется, чтобы все это мы хотели сделать. Но желание сходить к зубному возникает тогда, когда появляется потребность туда сходить. Она формируется по факту. Припрет — мы пойдем. У нас есть потребности, и мы на них реагируем. Захотели поесть — пошли. Цепочку можно составить так: возникает потребность — мы ее осознаем, появляется мотивация — ищем способ ее удовлетворить. Можно сказать, что именно на потребностях — ощущениях психологической, социальной или физиологической нехватки чего-то строится мотивация.

Ученый Абрахам Маслоу сформулировал разные уровни потребности.

В самом низу — базовые физиологические, за ними — потребность в безопасности и защищенности, потом — в принадлежности к социальной группе. На самой верхушке — уважение и признание. При этом Маслоу сказал, что потребности должны удовлетворяться поступенчато: пока не удовлетворили базовые, к высшим не переходим. За это на ученого обрушились с критикой. Ведь истории известны случаи, когда человек без удовлетворения низших потребностей переходил к высшим. Те же голодные художники, например.

Пирамида Маслоу отображает многообразие потребностей у нашего организма, психики и интеллекта. Мы одновременно хотим поесть, побыть с любимыми, пройти игру, дочитать книжку, сходить на выставку, еще покушать. И основная сложность в том, что не все из них мы осознаем. На сознательный уровень переходит лишь малая часть потребностей, и действуем мы не всегда исходя из них. Или не делаем что-то, а потом сами не понимаем почему. Все из-за неосознанных потребностей.

На мой взгляд, чтобы научиться управлять своей мотивацией, нам в первую очередь нужно осознать свои скрытые потребности. Тогда у нас появится возможность выбирать между ними и встраивать в собственные планы.

В психологии существуют различные теории личности и мотивации. Например, австрийский ученый Виктор Франкл, который прошел через нацистский концентрационный лагерь, относил себя к экзистенциальному направлению психологии. Согласно этой концепции, наша основная потребность — это смысл. Люди ищут его в существовании, жизни и действиях и страдают, если не видят его.

На мой взгляд, самая разработанная и рабочая теория, которую легко применять для самоисследования и улучшения мотивации, — это теория самодетерминации, или автономности. Согласно ее авторам, ученым Эдварду Дэси и Ричарду Райану, есть три главных мотивации: в автономии (я сам контролирую свои решения), компетентности (я понимаю и делаю что-то) и взаимосвязи с другими людьми (делаю что-то для других и с другими). Если среда помогает ребенку развивать и удовлетворять их, то человек получает шанс максимально реализовывать свой потенциал и быть счастливым.

Если в детстве человека сильно контролировали и не оставляли свободного выбора, то его потребность в автономии будет неудовлетворенной. В этой ситуации надо развивать возможность выбора на всех уровнях — выбирать себе кофе, цвет одежды, планы на ужин и так далее. Чувство автономии на работе также поможет сотрудникам чувствовать большую вовлеченность.

Как я уже говорила, мотивация основана на потребностях. Наша основная проблема состоит в том, что мы пытаемся заставить себя делать то, что кажется правильным нам самим или кому-то в нашем окружении. Не учитывая при этом собственные потребности или не придавая им ценности. Например, при составлении планов мы часто не уделяем себе времени на отдых, а потом лежим по полдня и не понимаем, что происходит. Станем больше внимания уделять собственным реакциям — жить станет проще. Если тело лежит, так и надо.

Можно наконец успокоиться и перестать пытаться контролировать все свое время и действия. Сознание — мощная и мудрая штука, которая хорошо распоряжается нашим жизненным временем. У него свои потребности, и оно расставляет приоритеты даже тогда, когда мы не осознаем их сами.

Есть такое упражнение, которое специалисты применяют для поиска направления деятельности. Его, кстати, можно и самому попробовать. Нужно вспомнить и перечислить все то, что мы делаем, когда не занимаемся тем, что нужно. Смотрим ролики на YouTube, читаем, смотрим за полетом птиц. Довольно часто эта активность и будет ответом на сложный вопрос: «А чем я действительно хочу заниматься?».

Повторим еще раз. Самый эффективный способ себе помочь — осознавать свои потребности и оперативно реагировать на них, пусть они и не вписываются в нашу жизнь. Так нам не нужно будет постоянно использовать такой ресурс, как силу воли.

В 1960-е годы ученые исследовали силу воли с помощью эксперимента с зефирками. В пустую комнату без отвлекающих факторов приводили детей от трех с половиной до пяти с половиной лет по одному. Экспериментатор ставил перед ними тарелку с зефиркой и говорил: «Я сейчас выйду на 15 минут, но ты зефирку не ешь. Есть у тебя получится дождаться, я дам тебе две зефирки». Одни дети ели сразу, другие — спустя какое-то время. Но часть испытуемых все-таки терпели и получали две зефирки.

Через 20 лет авторы исследования вернулись к повзрослевшим детям и посмотрели на различные показатели качества их жизни. Согласно результатам, те, кто смогли отложить удовольствие, были более успешны. То есть можно было резюмировать, что сила воли, которую использовал ребенок, повлияла на будущий успех.

Эксперимент с маршмеллоу. Источник: discovermagazine.com

В 2018 году результаты исследования были опровергнуты. Оказалось, что все 90 испытуемых были детьми преподавателей гарвардского университета. Довольно специфическая выборка для проведения научного эксперимента. Так что эксперимент повторили и на этот раз взяли 900 детей разного пола, возраста и социального положения. Спустя время было доказано, что связь между успешностью и тем, что ребенок откладывал получение удовольствия, отсутствует. Большее влияние оказывало материальное положение семьи. Дети из бедных семей чаще брали зефирку сразу, так как для них она представляла более редкое удовольствие.

Следовательно, на одной силе воли не выйдешь. Она, как и прочие психические процессы, — истощаемый ресурс. Решаясь на некий сложный процесс, нам следует выбирать, на какое дело лучше потратить свою силу воли. Либо диета, либо сложные переговоры по работе. Либо зубной, либо спорт.

Резюмируя все вышесказанное, прокрастинация выступает естественной реакцией психики на множество потребностей. Мы планируем цели и задачи, но не можем хотеть их все одинаково. Иногда в списки закрадывается то, что будет слишком сложно (в итоге получим чрезмерно сильную мотивацию, которая все испортит), либо мы не учтем некие собственные потребности. Кроме того, прокрастинация позволяет нам выполнять дела более эффективно за короткое время. Мы можем что угодно долго откладывать, а потом делать за рекордно низкое время.

С прокрастинацией стоит работать, если она доставляет слишком сильный дискомфорт. Скорее всего, дело будет в сложности различения потребностей. Так что не стремитесь убрать прокрастинацию из своей жизни — слушайте ее.

Встреча с Ольгой Сориной прошла в рамках лектория Университета ИТМО в Новой Голландии.

К началу

5 Уроки из книги Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» — представление в реальном времени

В 1945 году, через несколько месяцев после освобождения из концлагеря в нацистской Германии, Виктор Франкл сел за написание книги. Ему было сорок лет. Перед войной он работал успешным психологом в Вене. Он написал рукопись за девять дней подряд. Хотя в книге рассказывается о непостижимых ужасах и страданиях, которые он перенес в качестве узника Освенцима, Дахау и других лагерей, основная цель текста — исследовать источник его воли к выживанию. Книга под названием Man’s Search for Meaning было продано более 10 миллионов копий на 24 языках.

Некоторые считают жизнь бесконечным поиском удовольствий. Другие считают, что жизнь — это накопление власти и денег. Франкл рассматривает жизнь как прежде всего поиск смысла.

Будучи людьми, мы часто смотрим на крайности, на те экстремальные ситуации, которые проверяют структуру человеческого характера. Виктор Франкл выжил на пределе возможностей. Он заключает, что высшим испытанием для всех нас является поиск смысла жизни. И найти смысл в силах каждого, независимо от вашего здоровья, богатства или обстоятельств – какими бы несчастными или ужасными они ни были.

1. Мы всегда сохраняем возможность выбирать свое отношение.

Франкл был проницательным наблюдателем человеческого поведения и мышления. Одно из самых глубоких наблюдений Франкла было таким:

«Мы, жившие в концлагерях, помним мужчин, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь» 9. 0003

У Франкла и его сокамерников отобрали все. Их семьи, друзья, работа, здоровье, имущество, даже их имена и волосы на теле; но была одна вещь, которая оставалась действительно их собственной. Это то, что философы-стоики называют нашим внутренним дискурсом или руководящим принципом. А именно, мы можем выбирать, как реагировать на любую данную мысль, эмоцию или стечение обстоятельств.

«Хотя такие условия, как недосыпание, недостаточное питание и различные психические стрессы, могут свидетельствовать о том, что заключенные должны были реагировать определенным образом, в конечном счете становится ясно, что заключенный стал тем человеком, результат внутреннего решения, а не только результат лагерных влияний. По существу, любой человек может при таких обстоятельствах решить, что с ним будет — умственно и духовно».

Независимо от того, с каким жизненным опытом мы сталкиваемся, у нас всегда есть внутренняя свобода определять свое отношение и оставаться верными своему характеру и долгу.

 

2. Страдание будет – важно то, как мы реагируем на страдание

Франкл утверждает, что смысл жизни можно найти тремя способами. Через работу, особенно когда эта работа носит творческий характер и связана с целью, большей, чем наша. Через любовь, которая часто проявляется в служении другим. И через страдание, которое лежит в основе человеческого опыта. Именно эта третья категория подверглась окончательному испытанию Франклом в концентрационном лагере:0003

«Если вообще есть смысл в жизни, то должен быть смысл и в страдании. Страдание — неотъемлемая часть жизни, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной».

Испытанием для всех нас является то, как мы реагируем на страдания в нашей жизни.

«То, как человек принимает свою судьбу и все страдания, которые она влечет за собой, то, как он берет свой крест, дает ему широкие возможности — даже в самых трудных обстоятельствах — придать своей жизни более глубокий смысл. ».

 

3. Сила цели

Франкл заметил, что у выживших заключенных, которые нашли способ выстоять, всегда была великая цель, которая несла их вперед через трудные условия. Для некоторых это был ребенок, приютившийся в какой-то далекой стране и ожидающий их на освобождении. Для других это был супруг или член семьи. Для других это была незавершенная задача или творческая работа, требующая их уникального вклада.

Франкл и его друзья постоянно выслеживали сокамерников, потерявших смысл жизни:

«Заключенный, потерявший веру в будущее — свое будущее — был обречен. Вместе с утратой веры в будущее он потерял и свою духовную власть; он позволил себе увянуть и стать подверженным умственному и физическому разложению».

Работая в лагерной больнице, Франкл заметил, что смертность резко возросла за неделю между Рождеством и Новым годом в 1944 году. Он объяснил резкий рост числа заключенных, которые наивно надеялись на освобождение до Рождества. По мере того, как приближался конец года и становилось ясно, что их положение не изменилось, они теряли мужество и надежду. Это, в свою очередь, повлияло на их силу сопротивления и их способность выживать.

Франкл несколько раз ссылается на слова Ницше: «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как».

 

4. Истинное испытание нашего характера проявляется в том, как мы действуем

Франкл приходит к выводу, что общего ответа на вопрос о смысле жизни не существует. Каждый человек должен ответить на вопрос для себя. Мы находим наш собственный уникальный смысл, основанный на наших обстоятельствах, наших отношениях и нашем опыте. Жизнь, по сути, испытывает нас, и ответ раскрывается в том, как мы реагируем.

«Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни и вместо этого думать о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильном действии и правильном поведении. Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильных ответов на свои проблемы и за выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком».

Поэтому смысл жизни не находится на какой-то вершине горы, а раскрывается ежедневно и ежечасно, в нашем выборе совершать правильные действия и выполнять свои обязанности и ответственность.

 

5. Человеческую доброту можно найти в самых неожиданных местах

Можно было бы предположить, что лагерная охрана и начальник лагеря в целом были ужасными людьми. Тем не менее, Франкл иногда испытывал поразительные моменты человеческой доброты со стороны охранников. Франкл вспоминает случай, когда охранник, с большим риском для себя, тайком дал ему кусок хлеба. «Это было гораздо больше, чем маленький кусочек хлеба, который тронул меня до слез в то время. Это было человеческое «что-то», что этот человек дал мне — слово и взгляд, которые сопровождали подарок». При этом старший надзиратель тюрьмы, который сам был заключенным, избивал других заключенных при малейшей возможности.

«Само по себе знание того, что человек был либо лагерным охранником, либо заключенным, почти ни о чем нам не говорит. Человеческую доброту можно найти во всех группах, даже в тех, которые в целом было бы легко осудить».

Франкл утверждает, что на самом деле есть только два типа людей; порядочные люди и непорядочные люди. Оба можно найти повсюду. Они проникают в каждую группу и каждое общество.

«Жизнь в концлагере вскрыла человеческую душу и обнажила ее глубины. Удивительно ли, что в тех глубинах мы снова нашли человеческие качества, которые по самой своей природе были смесью добра и зла?»

Книга Франкла « Человек в поисках смысла » — это глубоко трогательная и, в конечном счете, вдохновляющая книга. Поиск и взращивание смысла в нашей повседневной жизни имеет решающее значение, если мы хотим достичь того, что Сократ называет «жизнью, прожитой хорошо». Прозрения Франкла учат нас тому, что не только есть ценность в нашем поиске смысла, но и долг каждого из нас — найти этот смысл для себя и следовать ему.

 

Об авторе

Шон П. Мюррей — автор, спикер и консультант в области развития лидерства и управления талантами. Узнайте больше на производительности в реальном времени.

Подписывайтесь на меня в Твиттере: @seanpmurray111

Присоединяйтесь к моему списку рассылки и получайте обновления, когда я публикую новые статьи.

 

Виктор Франкл о человеческом поиске смысла — маргинал

Знаменитый австрийский психиатр, переживший Холокост Человек в поисках смысла ( публичная библиотека ) — размышление о том, чему ужасный опыт Освенцима научил его основной цели жизни: поиску смысла, который поддерживал тех, кто выжил.

Для Франкла значение исходило из трех возможных источников: целеустремленная работа, любовь и мужество перед лицом трудностей.

Исследуя «интенсификацию внутренней жизни», которая помогала заключенным оставаться в живых, он рассматривает трансцендентную силу любви:

Любовь выходит далеко за пределы физической личности возлюбленного. Оно находит свой глубочайший смысл в его духовном существе, его внутреннем я. Присутствует ли он на самом деле, жив ли он вообще, как-то перестает иметь значение.

Франкл иллюстрирует это волнующим примером того, как его чувства к жене, которая в конце концов была убита в лагерях, придавали ему смысл:

Мы работали в окопе. Заря была вокруг нас серой; серым было небо над головой; серый снег в бледном свете зари; поседели лохмотья, в которые были одеты мои сокамерники, и поседели их лица. Я снова молча разговаривал с женой, а может быть, пытался найти причину страданий, своего медленного умирания. В последнем яростном протесте против безнадежности неминуемой смерти я почувствовал, как мой дух пронзает окутывающий мрак. Я почувствовал, как оно выходит за пределы этого безнадежного, бессмысленного мира, и откуда-то услышал победоносное «Да» в ответ на мой вопрос о существовании конечной цели. В этот момент зажегся свет в далеком фермерском доме, стоявшем на горизонте, словно нарисованном там, посреди жалкой серости предрассветного баварского утра. «Et lux in tenebris lucet» — и свет сияет во тьме. Я часами стоял, рубя ледяную землю. Мимо прошел охранник, оскорбляя меня, и я еще раз пообщался с любимым. Я все больше и больше чувствовал, что она здесь, что она со мной; У меня было ощущение, что я могу прикоснуться к ней, могу протянуть руку и схватить ее. Ощущение было очень сильным: она была там. Затем, в этот самый момент, птица бесшумно слетела вниз и села прямо передо мной на кучу земли, которую я выкопал из канавы, и пристально посмотрела на меня.

Юмора, «еще одного оружия души в борьбе за самосохранение», пишет Франкл: способность подняться над любой ситуацией, хотя бы на несколько секунд. … Попытка развить чувство юмора и смотреть на вещи с юмористической точки зрения — это своего рода трюк, которому научились, осваивая искусство жизни. Тем не менее, можно практиковать искусство жизни даже в концлагере, хотя страдание вездесуще.

Литография Лео Хааса, художника Холокоста, пережившего Терезиенштадт и Освенцим (общественное достояние)

Обсудив общие психологические паттерны, проявляющиеся у заключенных, Франкл осторожно ставит под сомнение предположение о том, что человеческие существа неизменно формируются в зависимости от обстоятельств. Он пишет:

А как же человеческая свобода? Разве нет духовной свободы в отношении поведения и реакции на любое данное окружение? … Самое главное, доказывают ли реакции узников на своеобразный мир концлагеря, что человек не может избежать влияния своего окружения? Разве у человека нет выбора действий перед лицом таких обстоятельств?

Мы можем ответить на эти вопросы как исходя из опыта, так и из принципа. Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действия. …Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического напряжения.

[…]

У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в том или ином стечении обстоятельств, выбирать свой путь.

Как и Уильям Джеймс в своем трактате о привычках, Франкл помещает это понятие повседневного выбора в эпицентр человеческого опыта:

Каждый день, каждый час давал возможность принять решение, решение, определить, подчинитесь ли вы тем силам, которые угрожали лишить вас самого себя, вашей внутренней свободы; что определяло, станете ли вы игрушкой обстоятельств, откажетесь от свободы и достоинства, чтобы принять форму типичного заключенного.

Подобно Генри Миллеру и Филипу К. Дику, Франкл признает страдание неотъемлемым элементом не только существования, но и осмысленной жизни:

Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. . Страдание – неотъемлемая часть жизни, такая же, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной.

То, как человек принимает свою судьбу и все связанные с ней страдания, то, как он берет свой крест, дает ему широкие возможности — даже в самых трудных обстоятельствах — придать своей жизни более глубокий смысл. Он может оставаться смелым, достойным и бескорыстным. Или в ожесточенной борьбе за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь кроется шанс для человека либо использовать, либо отказаться от возможностей достижения моральных ценностей, которые может предоставить ему трудная ситуация. И это решает, достоин ли он своих страданий или нет. …Такие мужчины бывают не только в концлагерях. Везде человек сталкивается с судьбой, с возможностью добиться чего-то собственным страданием.

Работая психиатром среди заключенных, Франкл обнаружил, что единственным наиболее важным фактором в культивировании «внутренней хватки», позволяющей мужчинам выжить, было обучение их мысленно удерживать какую-то будущую цель. Он цитирует Ницше, который писал, что «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как », и предостерегает от обобщения:

Горе тому, кто не видел больше смысла в своей жизни, никакой цели. , нет цели, и поэтому нет смысла продолжать. Вскоре он был потерян. Типичный ответ, которым такой человек отвергал все обнадеживающие доводы, был: «Мне больше нечего ожидать от жизни». Какой ответ можно дать на это?

Что действительно было необходимо, так это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были учиться сами и, более того, мы должны были учить отчаявшихся людей, что на самом деле важно не то, что мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас . Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни и вместо этого думать о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильном действии и правильном поведении. Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного ответа на свои проблемы и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком.

Эти задачи и, следовательно, смысл жизни различаются от человека к человеку и от момента к моменту. Таким образом, невозможно определить смысл жизни в общем виде. На вопросы о смысле жизни никогда нельзя ответить опрометчивыми утверждениями. «Жизнь» означает не что-то смутное, а что-то очень реальное и конкретное, как и жизненные задачи очень реальны и конкретны. Они формируют судьбу человека, которая различна и уникальна для каждого человека. Ни один человек и никакая судьба не могут сравниться ни с каким другим человеком или какой-либо другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и каждая ситуация требует другого ответа. Иногда ситуация, в которой оказался человек, может потребовать от него самим действовать. В другое время ему выгоднее воспользоваться возможностью для созерцания и таким образом реализовать активы. Иногда от человека может потребоваться просто принять судьбу, нести свой крест. Каждая ситуация отличается своей уникальностью, и всегда есть только один правильный ответ на проблему, поставленную данной ситуацией.

Литография Лео Хааса, художника Холокоста, пережившего Терезиенштадт и Освенцим (общественное достояние)

Рассматривая человеческую способность к добру и злу и условия, которые вызывают непристойность у порядочных людей, Франкл пишет:

Человеческую доброту можно найти во всех группах, даже в тех, которые в целом было бы легко осудить. Границы между группами пересекались, и мы не должны пытаться упростить дело, говоря, что эти люди были ангелами, а те — дьяволами.

[…]

Из всего этого мы можем узнать, что есть две расы людей в этом мире, но только эти две — «раса» порядочного человека и «раса» непристойного человека. Оба встречаются повсюду; они проникают во все слои общества. Ни одна группа не состоит полностью из порядочных или непристойных людей. В этом смысле ни одна группа не является «чисторасовой» — и поэтому среди лагерной охраны иногда попадался порядочный человек.

Жизнь в концлагере вскрыла человеческую душу и обнажила ее глубины. Удивительно ли, что в тех глубинах мы снова нашли только человеческие качества, которые по самой своей природе были смесью добра и зла? Трещина, отделяющая добро от зла, пронизывающая всех людей, достигает самых глубин и проявляется даже на дне той пропасти, которую разверзает концлагерь.

Вторая половина книги представляет особый стиль экзистенциального анализа Франкла, который он назвал «логотерапией» — методом исцеления души путем развития способности находить смысл жизни:

В конечном счете, человек не должен спрашивать, что смысл его жизни есть, но скорее он должен признать, что именно у него спрашивают. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит на своей собственной жизнью; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным. Таким образом, логотерапия видит в ответственности саму суть человеческого существования.

Этот акцент на ответственности отражен в категорическом императиве логотерапии, который звучит так: «Живи так, как будто ты живешь уже во второй раз и как будто в первый раз ты поступил так же неправильно, как и сейчас!»

Франкл вносит свой вклад в самые богатые определения любви в истории:

Любовь — это единственный способ понять другого человека в самом сердце его личности. Никто не может полностью осознать саму сущность другого человека, если он не любит его. Благодаря своей любви он может видеть в любимом человеке существенные черты и черты; и более того, он видит в себе то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться. Кроме того, своей любовью любящий человек позволяет любимому человеку реализовать эти возможности. Заставляя его осознать, кем он может быть и кем он должен стать, он реализует эти потенциальные возможности.

Франкл писал книгу в течение девяти дней подряд, с первоначальным намерением опубликовать ее анонимно, но по настойчивому совету друзей он добавил свое имя в последнюю минуту. Во введении к изданию 1992 года, размышляя о миллионах копий, проданных за полвека, прошедших с момента первоначальной публикации, Франкл делает острый метакомментарий по поводу того, что недавно повторил Джордж Сондерс, отметив:

Прежде всего я вовсе не вижу в статусе бестселлера моей книги достижение и достижение с моей стороны, а скорее выражение нищеты нашего времени: если сотни тысяч людей тянутся к книге, само название которой обещает решить вопрос смысла жизни, это должен быть вопрос, который горит у них под ногтями. … Однако сначала он был написан с абсолютным убеждением, что как анонимный опус он никогда не сможет принести своему автору литературную славу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts