Вклад Аристотеля в развитие психологии (стр. 1 из 3)
Введение
1. Учение Аристотеля о душе.
1.1. Структура человеческой души.
1.2. Душа и тело. Виды души.
1.3. Разумная часть души человека.
2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Источники
Введение
По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»
Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений..Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах(описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».
Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.
В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.
1. Учение Аристотеля о душе.
Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.
1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.
Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).
По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей,с другой–с Богом, т. о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.
«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.
Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия*. Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).
1.3. Душа и тело. Виды души.
Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.
Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.
1. Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.
2. Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.
3. Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.
Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.
Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
1.2. Разумная часть души человека
Такие функции души как ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно род души человека и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличии от души бессмертно. То есть разумная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Бог, по Аристотелю, – наивысшая из форм, «мысль мыслей», – есть чистый разум.
Разумную души Аристотель делит на две части, каждая из которых имеет свою интеллектуальную добродетель и по-своему относиться к этическим добродетелям.
1. Рассудочнаячасть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум, практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.
Создатель философских оснований науки. К 2400-летию со дня рождения Аристотеля
В 2016 г. исполнилось 2400 лет со дня рождения Аристотеля – гениального древнегреческого философа и ученого, вклад которого в развитие человеческой цивилизации невозможно переоценить. Логика, физика, биология, политология, социология, правоведение, педагогика, психология, этика, эстетика – вот неполный перечень наук, история которых начинается с трудов Аристотеля. Он и философию, которая до него являлась совокупностью многих учений, превратил в науку – систему знаний о природе, обществе и мышлении, которая основывается и развивается на единых принципах. Более того, именно он сформулировал и первым применил в своих исследованиях те принципы, которыми наука отличается от ремесла, искусства или религии.
Жизненный путь Аристотеля
Аристотель (Αριστοτέλης) родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире. Его отец, Никомах, был врачом при дворе македонского царя Аминты III, где сын с детства общался со своим сверстником, будущим царем Филиппом II. Отец дал сыну некоторые медицинские знания и, очевидно, привил интерес к изучению живой природы. В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей, и его воспитывал дядя по матери Проксен из Атарнея. В возрасте 17 лет Аристотель уехал в Афины, где поступил в Академию – философскую школу Платона. В Академии Аристотель пребывал 20 лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель риторики. Он на всю жизнь сохранил глубокое уважение к учителю и писал, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона.
В 347 г. до н. э., после смерти Платона, Академию возглавил его племянник Спевсипп. Аристотель вместе с другом Ксенократом покинул Афины и переселился в город Ассос в Малой Азии. Этот город незадолго до того был основан Гермием – правителем Атарнея, бывшим слушателем школы Платона. Аристотель женился на племяннице (и приемной дочерью) Гермия – Пифиада. Через три года Гермий был убит. Аристотель с женой переселился на остров Лесбос, в город Митилену, куда его пригласил друг Теофраст, уроженец тех мест.
В 343 или 342 г. до н.э. Аристотель получил приглашение Филиппа II стать воспитателем его сына Александра, которому исполнилось тринадцать лет. Аристотель переселился в царскую резиденцию Пеллу, а затем – в Миезу. Он преподавал Александру историю Греции и Персии, географию, политику, поэзию, прежде всего произведения Гомера. Впоследствии Александр Македонский говорил, что от отца он получил жизнь, а от Аристотеля то, что придает ей ценность. В 339 г. до н.э. воспитательная деятельность Аристотеля закончилась. Он переселился в родной город Стагир, где прожил три года.
В 338 г. до н. состоялась битва при Херонее, следствием которой стало утверждение власти Филиппа II над всей Грецией. В 336 г. до н.э. Филипп II был убит, Александр стал царем, а Аристотель вернулся в Афины. При содействии своего друга Антипатра, которого Александр Македонский назначил наместником Балкан, он открыл свою философскую школу, известную как Ликей, или перипатетическая. Судя по широте научных интересов Аристотеля, Ликей можно считать университетом, причем исследовательским. Аристотель привлекал слушателей к сбору фактического материала, который использовал в своих работах. Так, при написании «Политики» использованы данные по государственному устройству 158 древнегреческих полисов, которые, разумеется, собирали многие. Ряд известных работ Аристотеля является отредактированными записями его лекций.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. в Афинах произошло антимакедонское восстание. «Македонофила» Аристотеля обвинили в неуважительном отношении к богам (как в свое время Сократа). Он не стал дожидаться суда, передал руководство Ликеем Теофрасту и переселился в город Халкиду (остров Эвбея), чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (намек на смертный приговор Сократу). Там Аристотель через год умер от застарелой болезни желудка.
Произведения Аристотеля
Произведения Аристотеля охватывают почти все тогдашние научные (философские) знания. Известны его трактаты разделяют на восемь групп.
1. Логические трактаты: «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика», «Категории», «Об истолковании», «Опровержение софизмов».
2. Трактаты по «первой философии», собранные в книге, которая известна под названием «Метафизика».
3. Физические трактаты: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».
4. Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных».
5. Психологические трактаты: «О душе» и так называемые «Малые труды по естествознанию» («О памяти и воспоминания», «О сне», «О бессоннице», «О жизни и смерти», «О дыхание» и др.).
6. Этические трактаты: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».
7. Политико-экономические трактаты: «Политика», «Экономика», «Афинская полития».
8. Трактаты об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и «Поэтика».
Сам Аристотель различал три вида знания и соответствующих наук и искусств: теоретическое (умозрительное), практическое и поэтическое, или творческое. Цель теоретического знания – истина, знание ради знания, практического – достижение практической цели, поэтического – произведение, изделие. К теоретическому знанию относится «первая философия», физика (естествознание) и математика; к практическому знанию – этика, политика, экономика; к поэтическому – риторика, поэтика, а также все ремесла.
Логические трактаты Аристотель не включал в состав философии (науки). По его мнению, они давали орудия, с помощью которых создается наука. Эти трактаты его ученики назвали «Органон» (орудие).
Следует сказать, что до нас дошли далеко не все труды Аристотеля. Античные авторы приводят списки из десятков и даже сотен его произведений.
Особенности философии Аристотеля
В своих трудах Аристотель подвел итоги более чем двухсотлетнего периода развития древнегреческой философии и дал свое решение всех главных проблем этой философии, касающихся познания природы, общества, мышления, над которыми размышляло не одно поколение философов.
Как известно, первые философы, которых называют физиками, или фисиологами (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), рассуждали о том, как устроен мир, из чего состоят вещи, почему они различные и как они изменяются. Впоследствии философы задумались над проблемами познания мира, в том числе над такой: если в мире все изменяется, то как можно познать то, что каждое мгновение другое? Сократ учил, что главное для человека – знать не то, как устроен мир, а в чем его благо. Он начал исследовать сам процесс познания и доказывать необходимость определения общих понятий, утверждал, что отличить хороший поступок от плохого можно только в тому случае, если известно, что такое благо. Платон, соглашаясь с мнением Парменида, что человек может познавать только то, что неизменно утверждал, что неизменное и вечное – это идеи, идеальные бестелесные образы (эйдосы), которые вечно пребывают в высшем мире и образуют реальные вещи, соединяясь с материей. Он считал, что человек познает идеи потому, что его душа до рождения находилась в мире идей, а теперь, когда видит те или иные вещи, вспоминает (узнает) те эйдосы, которые созерцала там.
Аристотель отрицал существование идей вне вещей. Он считал, что идеи (которые он назвал формами) находятся в реальных предметах, и для их познания необходимо не созерцать, пытаясь что-то вспомнить, а изучать отдельные вещи и искать в них общее. Это различие взглядов Аристотеля и Платона наглядно отразил Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа» (ее копия имеется в холле 7-го корпуса): изображенный там Платон показывает пальцем на небо, а Аристотель жестом широко раскрытой руки пытается привлечь его внимание к окружающему миру.
В своей первой философии Аристотель всесторонне обсудил сущность познания, а в своих логических трактатах создал средства для поиска и доказательства истины. Тем самым он заложил философские основы науки, на которых основывалось ее дальнейшее развитие на протяжении многих веков.
Что ценное можно найти в философии Аристотеля сегодня
Не следует думать, что почти два с половиной тысячелетия, которые отдаляют нас от Аристотеля, сделали его философию непригодной для осмысления проблем современной науки. Евклид только на 60 лет ближе к нам во времени, чем Аристотель, но именно его геометрия (а не новейшие неевклидовы) применяется на практике.
Много ценного для ученых имеется в книге Аристотеля «Метафизика», которая содержит учение об началах и причинах всего сущего. В ней, по сути, изложена метатеория физики (естествознания), которая включает и общую теорию природы, и теорию познания. Там обсуждаются наиболее общие понятия, которыми оперирует наука: материя и форма (из которых, по Аристотелю, состоят все вещи), причины вещей (материальная, формальная, действующая и конечная), виды движений (т.е. изменений вообще), элементы и др.
«Метафизика» Аристотеля, вместе с его логическими трактатами, была философской первоосновой работ основателей классического естествознания, в частности, работы И.Ньютона «Математические начала натуральной философии». Незнанием философии Аристотеля обусловлена, видимо, вся критика в адрес Ньютона. К примеру, многие видят существенный недостаток небесной механики Ньютона в том, что она не дает объяснения причины всемирного тяготения. Эти критики не понимают, что слово «математические» в названии книги Ньютона означает: труд содержит формальную (математическую) теорию движений небесных тел (т.е. математическое описание) и не претендует на объяснение этих движений. Объяснение дает материальная теория. Классическая термодинамика – формальная теория тепловых явлений, кинетическая теория газов – материальная теория. Электродинамика Ампера – формальная теория электромагнитных явлений, теория Максвелла – материальная. Формальная теория – это лишь первый шаг в изучении явлений. Физики ХХ в. этого, похоже, не знали. Они много лет создавали формальные теории элементарных частиц, сталкивались с множеством проблем и пытались решать их путем усовершенствования формализма, вместо того, чтобы создавать и развивать материальные теории.
Ученым следует знать общие принципы научных исследований, с изложения которых начинается работа Аристотеля «Физика».
«Так как знание, и [в том числе] научное познание, возникает при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы, путем их уяснения (ведь мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов), то ясно, что и в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам. Естественный путь к этому ведет от более понятного и явного для нас к более явному и понятному по природе… Поэтому необходимо продвигаться именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного, к более явному и понятному по природе. Для нас же в первую очередь ясны и явны скорее слитные [вещи], и уж затем из них путем их расчленения становятся известными элементы и начала. Поэтому надо идти от вещей, [воспринимаемых] в общем, к их составным частям…».
Именно таким образом происходило изучение природы на протяжении веков. Ученые описывали явные и цельные вещи (предметы, явления), затем их сравнивали, классифицировали, анализировали, искали их элементы, причины, начала. В таком же порядке – перечень явлений, их классификация, анализ, законы явлений – излагали результаты изучения природы в курсах физики – от «Системы мира» в «Началах» Ньютона до учебников, изданных в начале ХХ века. Современные авторы начинают курсы физики с изложения законов, а явления приводят в качестве иллюстрации их истинности. При таком изложении у студентов воспитывается догматическое отношение к существующим теориям, что препятствует развитию науки.
У Аристотеля можно найти и ответ на вопрос: как развивать науку? В его работе «Топика» описан метод развития науки, известный сегодня как гипотетико-дедуктивный.
Там сказано: «Доказательство имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых [положений] или из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных [положений]. Диалектическое же умозаключение – это то, которое строится из правдоподобных [положений]…. Далее сказано, что диалектическое умозаключение является полезным «для [познания] первых [начал] всякой науки».
«Ибо исходя из начал, свойственных лишь данной науке, нельзя говорить что-нибудь о тех началах, поскольку они первые начала для всех наук. Поэтому их необходимо разбирать на основании правдоподобных положений в каждом отдельном случае, а это и есть [задача], свойственная диалектике или наиболее близкая ей. Ибо, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений». Более подробно см. книгу: Джохадзе Д.В. «Диалектика Аристотеля».
На мой взгляд, важное значение для физики имеют и аристотелевские категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Их роль в научном познании можно проиллюстрировать следующим примером.
Приступив к изучению тепловых явлений, физики XVIII века на основании известных им фактов сделали вывод, что теплота – определенная субстанция (сущность). С этим, кстати, связаны термины: «теплоемкость», «тепловой поток», «высокая и низкая температура», «скрытая теплота». Когда в XIX в. было доказано, что теплота возникает и исчезает, физики пришли к выводу, что теплота – качество, ведь субстанция не может возникать и исчезать. Поскольку установили, что теплота превращается в механическое движение видимых тел и возникает из механического движения, сделали вывод, что теплота является механическим движением невидимых частиц вещества. Исходя из нового представления о теплоте, начали исследования, результатом которых стало создание кинетической теории газов, а впоследствии – статистической физики. Думаю, многие проблемы в области исследований элементарных частиц не решаются в течение десятилетий потому, что физики до сих пор не рассмотрели вопрос: чем являются эти частицы – сущностями (субстанциями) или качествами, а если качествами, то качествами какой субстанции
Напоследок хочу заметить, что, на мой взгляд, существующие курсы философии и физики дают ненадлежащее представление о философии Аристотеля и ее значении для науки. В курсах философии его философию преподают как один из ранних и пройденных этапов развития философии. В курсах физики пишут почти исключительно об ошибочных взглядах Аристотеля на те или иные явления и не указывают, что его работы является философским основанием этой науки. Полагаю, философия Аристотеля, которая лежит в основе основ науки, заслуживает должного уважения и надлежащего изучения. Тем же, кто пожелает ознакомиться с ней самостоятельно, могу порекомендовать две замечательные книги: Трубецкой С.Н. «Курс истории древней философии» (есть ряд изданий), и «Лекции профессора А.И.Введенского по истории древней философии» (1912).
Владимир Игнатович
Аристотель — Психология, Цитаты и Работы
(384-322)
Кем был Аристотель?
Аристотель (ок. 384 г. до н. э. – 322 г. до н. э.) был древнегреческим философом и ученым, который до сих пор считается одним из величайших мыслителей в области политики, психологии и этики. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Академию Платона. В 338 году он начал обучать Александра Македонского. В 335 году Аристотель основал в Афинах свою собственную школу, лицей, где он провел большую часть оставшейся жизни, изучая, преподавая и сочиняя. Некоторые из его наиболее известных работ включают Никомахова этика , Политика , Метафизика , Поэтика и Предварительная аналитика .
Ранняя жизнь, семья и образование
Аристотель родился около 384 г. до н.э. в Стагире, маленьком городке на северном побережье Греции, который когда-то был морским портом.
Отец Аристотеля, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты II. Хотя Никомах умер, когда Аристотель был еще маленьким мальчиком, Аристотель оставался тесно связанным с македонским двором и находился под его влиянием до конца своей жизни. Мало что известно о его матери, Фестиде; также считается, что она умерла, когда Аристотель был молод.
После смерти отца Аристотеля Проксен из Атарнея, женатый на старшей сестре Аристотеля, Аримнесте, стал опекуном Аристотеля до совершеннолетия. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, Проксен отправил его в Афины для получения высшего образования. В то время Афины считались академическим центром вселенной. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение греческого языка, и показал себя образцовым ученым. Аристотель поддерживал отношения с греческим философом Платоном, учеником Сократа, и его академией в течение двух десятилетий. Платон умер в 347 г. до н.э. Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, Аристотель не унаследовал должность директора академии, как многие предполагали.
После смерти Платона друг Аристотеля Гермий, царь Атарнея и Ассоса в Мисии, пригласил Аристотеля ко двору.
Книги Аристотеля
Аристотель написал около 200 работ, большинство из которых в форме заметок и черновиков рукописей, касающихся рассуждений, риторики, политики, этики, науки и психологии. Они состоят из диалогов, записей научных наблюдений и систематических работ. Сообщается, что его ученик Теофраст присматривал за сочинениями Аристотеля, а затем передал их своему ученику Нелею, который хранил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, пока они не были доставлены в Рим и использовались там учеными. Из примерно 200 работ Аристотеля только 31 все еще находится в обращении. Большинство датируется временем пребывания Аристотеля в лицее.
«Поэтика»
Поэтика — это научное исследование письма и поэзии, в котором Аристотель наблюдает, анализирует и определяет в основном трагедию и эпическую поэзию. Аристотель постулировал, что по сравнению с философией, которая представляет идеи, поэзия представляет собой подражательное использование языка, ритма и гармонии, которые представляют объекты и события в мире. В его книге исследуются основы создания историй, включая развитие персонажей, сюжет и сюжетную линию.
«Никомахова этика» и «Эвдемова этика»
В Никомаховой этике , которая, как полагают, была названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, Аристотель предписал моральный кодекс поведения для того, что он назвал «хорошей жизнью». Он утверждал, что хорошая жизнь в некоторой степени противоречит более строгим законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут привести к конфликту личных ценностей. Тем не менее, человек должен был осторожно рассуждать, вырабатывая собственное суждение. Евдемианская этика — еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и суждениях, составляющих «хорошую жизнь».
О счастье: В своих трактатах по этике Аристотель стремился найти наилучший способ прожить жизнь и придать ей смысл — «высшее благо для человека», по его словам, — который он определил как стремление к счастью. Наше счастье — это не состояние, а деятельность, и оно определяется нашей способностью жить жизнью, позволяющей нам использовать и развивать свой разум. В то время как неудача может повлиять на счастье, он считал, что по-настоящему счастливый человек учится культивировать привычки и поведение, которые помогают ему (или ей) держать неудачу в перспективе.
Золотая середина: Аристотель также определил то, что он назвал «золотой серединой». Жить нравственной жизнью, считал Аристотель, конечной целью. Это означает подходить к каждой этической дилемме, находя середину между жизнью в избытке и жизнью в ущербности, принимая во внимание потребности и обстоятельства человека.
«Метафизика»
В своей книге « Метафизика » Аристотель разъяснил различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма — уникальной природой вещи, придающей ей ее идентичность.
‘Политика’
В книге Политика Аристотель исследовал человеческое поведение в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства — сделать возможным достижение гражданами добродетели и счастья. Предназначенный для помощи государственным деятелям и правителям, Политика исследует, среди прочего, как и почему возникают города; роли граждан и политиков; богатство и классовая система; назначение политической системы; типы правительств и демократии; и роли рабства и женщин в домашнем хозяйстве и обществе.
«Риторика»
В Риторика Аристотель наблюдает и анализирует публичные выступления с научной строгостью, чтобы научить читателей, как стать более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика необходима в политике и праве и помогает защищать правду и справедливость. Аристотель считал, что хорошая риторика может научить людей и побудить их рассмотреть обе стороны спора. Работа Аристотеля исследовала, как построить аргумент и максимизировать его эффект, а также ошибочные рассуждения, которых следует избегать (например, обобщение на основе одного примера).
«Предшествующая аналитика»
В Предварительная аналитика Аристотель объясняет силлогизм как «дискурс, в котором некоторые вещи были предположены, а нечто отличное от предполагаемых вещей является результатом необходимости, потому что эти вещи таковы». Аристотель определял основные компоненты рассуждения с точки зрения включающих и исключающих отношений. Такого рода отношения были визуально привиты в будущем с помощью диаграмм Венна.
Другие работы по логике
Помимо Предварительная аналитика , другие важные работы Аристотеля по логике включают Категории, Об интерпретации и Последующая аналитика . В этих работах Аристотель обсуждает свою систему рассуждений и разработки обоснованных аргументов.
Сочинения по науке
Аристотель составил сочинения по астрономии, в том числе О небе , и наукам о Земле, в том числе Метеорология . Под метеорологией Аристотель имел в виду не просто изучение погоды. Его более широкое определение метеорологии включало «все воздействия, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и воздействия ее частей». В Метеорология , Аристотель определил круговорот воды и обсудил самые разные темы, от стихийных бедствий до астрологических событий. Хотя многие из его взглядов на Землю в то время вызывали споры, они были повторно приняты и популяризированы в позднем средневековье.
Работы по психологии
В На So ul Аристотель исследует психологию человека. Сочинения Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, продолжают лежать в основе многих принципов современной психологии.
СКАЧАТЬ БИОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ АРИСТОТЛЯ
Философия
Работа Аристотеля по философии оказала влияние на идеи поздней античности и вплоть до эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его систематическая концепция логики. Цель Аристотеля состояла в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждения, который позволил бы человеку узнать о реальности все, что только можно представить. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.
В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал о том, как человек может затем получить информацию об объектах посредством дедукции и умозаключений. Для Аристотеля дедукция была разумным аргументом, согласно которому «когда излагаются определенные вещи, из необходимости в силу их существования следует нечто другое». Его теория дедукции является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логическим аргументом, в котором вывод выводится из двух или более других посылок определенной формы.
Аристотель и биология
Хотя Аристотель технически не был ученым по сегодняшним определениям, наука была среди предметов, которые он подробно исследовал во время своего пребывания в лицее. Аристотель считал, что знание можно получить, взаимодействуя с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из потенциала, которым затем манипулируют обстоятельства, чтобы определить результат объекта. Он также признал, что человеческая интерпретация и личные ассоциации играют роль в нашем понимании этих объектов.
Исследования Аристотеля в области естественных наук включали изучение биологии. Он попытался, хотя и с некоторой ошибкой, разделить животных на роды на основе сходства их характеристик. Далее он классифицировал животных на виды, основываясь на тех, у кого была красная кровь, и на тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были в основном позвоночными, а «бескровные» животные были названы головоногими. Несмотря на относительную неточность его гипотезы, классификация Аристотеля считалась стандартной системой на протяжении сотен лет.
Морская биология также была областью увлечения Аристотеля. Путем вскрытия он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от его биологических классификаций, его наблюдения за морской жизнью, изложенные в его книгах, значительно точнее.
Аристотель в Афинской школе, фреска Рафаэля, 1509 г. , Пифия, племянница царя Гермия. Вместе у пары родилась дочь Пифия, названная в честь ее матери.
В 335 г. до н.э., в том же году, когда Аристотель открыл лицей, умерла его жена Пифия. Вскоре после этого у Аристотеля завязался роман с женщиной по имени Герпиллис, которая была родом из его родного города Стагира. По мнению некоторых историков, Герпиллис мог быть рабом Аристотеля, подаренным ему македонским двором. Они предполагают, что в конце концов он освободил ее и женился на ней. Тем не менее, известно, что Герпиллис родила Аристотелю детей, в том числе одного сына по имени Никомах, в честь отца Аристотеля.
Преподавание
В 338 г. до н. э. Аристотель вернулся домой в Македонию, чтобы обучать сына царя Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр высоко ценили Аристотеля и добились того, чтобы македонский двор щедро вознаградил его за его работу.
В 335 г. до н.э., после того как Александр сменил своего отца на посту царя и завоевал Афины, Аристотель вернулся в город. В Афинах Академия Платона, которой теперь руководил Ксенократ, по-прежнему оказывала ведущее влияние на греческую мысль. С разрешения Александра Аристотель открыл в Афинах собственную школу под названием Ликей. Время от времени Аристотель провел большую часть оставшейся жизни, работая учителем, исследователем и писателем в лицее в Афинах до смерти своего бывшего ученика Александра Великого.
Поскольку Аристотель, как известно, ходил по территории школы во время преподавания, его учеников, вынужденных следовать за ним, прозвали «перипатетиками», что означает «путешественники». Члены лицея изучали самые разные предметы, от естественных наук и математики до философии и политики, и почти все, что между ними. Искусство также было популярной сферой интересов. Члены лицея записывали свои находки в рукописях. При этом они создали огромную коллекцию письменных материалов школы, которая, согласно древним свидетельствам, считалась одной из первых великих библиотек.
Когда Александр Македонский внезапно скончался в 323 г. до н. э., промакедонское правительство было свергнуто, и в свете антимакедонских настроений Аристотеля обвинили в нечестии за связь со своим бывшим учеником и македонским двором. Чтобы избежать судебного преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где оставался до своей смерти год спустя.
Смерть
В 322 г. до н.э., всего через год после того, как он бежал в Халкиду, чтобы избежать судебного преследования по обвинению в нечестии, Аристотель заболел пищеварительной болезнью и умер.
Наследие
Через столетие после смерти Аристотеля его работы вышли из употребления, но были возрождены в течение первого века. Со временем они пришли, чтобы заложить основу более чем семивековой философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его учителя Платона и учителя Платона Сократа до него. Продолжает существовать двухтысячелетняя академическая практика интерпретации и обсуждения философских работ Аристотеля.
Платон
«], [»
Сократ
«]]» TML-Render-Layout = «inline»>
- Имя: Aristotle
- Год. 384
- . Халкидика
- Страна рождения: Греция
- Пол: Мужской
- Наиболее известен как: древнегреческий философ Аристотель вместе с Сократом и Платоном заложили основу западной философии.
- Industries
- Science and Medicine
- Schools
- Lyceum
- Plato’s Academy
- Nacionalities
- Greek
- Death Year: 322
- Death City: Chalcis, Euboea
- Death Country: Greece
Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Аристотеля
- Автор: Biography.com Editors
- Название веб-сайта: The Biography.com Website
- Url: https://www.biography.com/scholars-educators/aristotle
- Дата доступа:
- Издатель: A&E; Телевизионные сети
- Последнее обновление: 10 сентября 2019 г.
- Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.
- Познание себя — начало всякой мудрости.
- Все люди по своей природе стремятся к знаниям.
- Друг всем не друг никому.
История и происхождение науки психологии
РЕКЛАМА:
Прочитайте это эссе, чтобы узнать об истории и происхождении психологии!
Психология не возникла непосредственно как наука. Она началась как отрасль философии и продолжалась около 2000 лет, прежде чем превратилась в науку.
РЕКЛАМА:
Психология возникла в результате стремления космологов разобраться в мистических переживаниях и действиях людей и событий.
К ним относятся их жизненный опыт, сны, материалистическая жизнь, их побуждения и особенности поведения людей в различных ситуациях.
Термин «психология» впервые встречается в философских книгах 16 века. Оно образовано от двух греческих слов «психея» (душа) и «логос» (учение). Под душой подразумевался принцип, лежащий в основе всех явлений душевной и духовной жизни.
Современные представления о разуме и его функционировании были заимствованы из греческой философии. Один из первых камней в фундамент психологии как науки заложил древнегреческий врач Алкмеон в VI веке до н.э., который предположил, что «психическая жизнь есть функция мозга». Эта идея дает основу для понимания человеческой психики и сегодня. Другими известными греческими философами являются Гиппократ (460–370 гг. до н. э.), Сократ (469 г. до н. э.).-399 г. до н.э.), Платон (428/7-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).
РЕКЛАМА:
Гиппократ, известный как отец медицины, классифицирует людей на 4 типа на основе телесных соков: сангвиники (кровь), меланхолики (черная желчь), холерики (желтая желчь) и флегматики (флегма). . Сократ признавал разум также в дополнение к душе.
Он проанализировал деятельность ума в форме мышления, воображения, памяти и сновидений. Далее его ученики Платон и Аристотель усилили и продолжили идею Сократа. Однако они не очень верили в существование души. Поэтому они подчеркивали способность человека рассуждать и называли человека разумным животным.
Платона больше интересовала роль разума в управлении человеческим поведением. Он был родоначальником дуализма в психологии.
Он считал материальные и духовные субстанции, тело и ум двумя независимыми и антагонистическими принципами, но не мог удовлетворительно развеять свои сомнения. Дуализм Платона был во многом преодолен его учеником Аристотелем, который воссоединил психологическую мысль с естествознанием и восстановил ее тесную связь с биологией и медициной. Он выдвинул идею нераздельности души и живого тела.
Он выдвинул гипотезу о том, что разум является результатом психологической деятельности, и сказал, что необходимо понимать психологические процессы, включая деятельность органов чувств, которые помогают человеку воспринимать окружающую его среду.
Это предположение было доступно для проверки в силу его научной обоснованности. Это правда, что мозг контролирует наши сознательные переживания и поведение. Затем появился французский философ Рене Декарт (1596-1650), который постулировал существование души как отдельной сущности, независимой от тела.
Он сказал, что наше тело подобно автомобильному двигателю, который будет работать без присмотра души, и, следовательно, тело и душа разделены. Он заявил, что человек имеет двойственную природу, а именно ментальную и физическую. Тем самым разъяснялись сомнения, поднятые Платоном.
Он утверждал, что процесс сомнения является доказательством существования души. (Cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, существую). Иными словами, во мне должна существовать душа, потому что я могу думать, а мышление есть основная функция души.
Постепенно, по мере развития научного мировоззрения, философия начала терять свое значение, а вместе с ним и душа. Тогда психология была определена как «наука о разуме». Слово «ум» было менее загадочным и расплывчатым, чем «душа», и поэтому это определение какое-то время сохранялось.
РЕКЛАМА:
Психология как научная дисциплина возникла в результате создания Вильгельмом Вундтом (1832-1920) в 1879 году в Лейпциге (Германия) первого Института психологии. Именно здесь первые профессиональные психологи приобрели навыки экспериментальной работы по изучению сознания. Вундт сосредоточил свои эксперименты на сознательном опыте и заменил понятие разума сознанием. Он принял метод «самоанализа».
Со временем развитие психологии как самостоятельной науки получило импульс. Психологи начали отказываться от различных методов и подходов, основанных на спекуляциях, и попытались обеспечить научное обоснование предмета.
Эти усилия привели к появлению различных школ мысли, таких как структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая школа и т. д. Формулировка этих школ привела к различным подходам к пониманию поведения по-своему.
Краткий анализ этих подходов выглядит следующим образом:
Структурализм :Эта школа сосредоточила свое внимание на изучении сознательных переживаний и структуры мозга и нервной системы, ответственных за такие переживания.
Видным среди структуралистов был Э. Б. Титченер (1867-1927), британский психолог, который рассматривал психологию как науку о сознании. Структурализм попытался проанализировать три основных элемента сознания, а именно ощущения, чувства и образы, и таким образом обеспечил систематическое изучение разума путем анализа его структуры и, следовательно, получил название структурализм.
Функционализм :Функционализм был инициирован Уильямом Джеймсом (1842-1910), отцом американской психологии. Другими важными психологами, принадлежащими к этой школе, были Джон Дьюи, Джеймс Энджелл и др. Функционалисты отстаивали функционирование разума как важный аспект.
По их мнению, разум всегда поможет человеку приспособиться к окружающей его среде. На них повлияла теория эволюции и биологии Дарвина.
Бихевиоризм:Эта школа мысли была основана Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). К другим известным психологам относятся Торндайк, Павлов, Скиннер, Толмен, Халл и др. Уотсон определял психологию как науку о поведении организма.
Он сосредоточил свое внимание на изучении наблюдаемого поведения и отверг невидимые внутренние силы разума. Уотсон отверг метод самонаблюдения как ненадежный и ненаучный и выступил за метод наблюдения и проверки. Бихевиоризм подчеркивал условные рефлексы как элементы поведения.
По Ватсону, условные рефлексы — это выученные реакции на раздражители. Он подчеркивал необходимость объективного наблюдения для изучения поведения человека и животных. До появления этой школы психологи концентрировались только на изучении человеческого поведения, и не было места для изучения поведения животных. Уотсон подчеркивал роль окружающей среды и стимулов в формировании поведения. Он заявил, что может сделать из младенца кого угодно — нищего, адвоката, ученого или преступника.
Гештальт Психология:Эта школа мысли была создана в 1912 году тремя немецкими психологами Максом Вертгеймером (1880-1941) и его коллегами Куртом Коффкой (1886-1941) и Вольфгангом Колером (1887-1967). .
Термин Гештальт означает «Форма» или «Конфигурация». Эти психологи выступали против атомистического или молекулярного подхода к изучению поведения. Они сказали, что ум не состоит из элементов и, следовательно, его можно лучше понять, только если мы изучаем его в целом.
Главный принцип гештальт-школы: «Целое лучше, чем сумма его частей». Согласно ему, человек воспринимает вещь в целом, а не просто как набор элементов. Точно так же ощущение или восприятие будут переживаться как единое целое. Например, когда мы смотрим на деревянный стол, мы смотрим на него не как на связку разных кусков, а как на единое целое, только тогда мы воспринимаем его как осмысленный предмет.
В результате человеческое поведение характеризуется как разумное поведение, а не как простой механизм стимул-реакция. Таким образом, гештальт-психология резко противостояла точкам зрения других школ.
Психоанализ :Психология в основном концентрировалась на нормальной человеческой психике, пока не появился Зигмунд Фрейд (1856-1939), который основал школу психоанализа. Эта теория возникла из клинического фона психически больных.
Фрейд разработал свою теорию, основанную на бессознательной мотивации. Он включает в себя различные понятия, такие как сознательное, подсознательное, бессознательное поведение, структура психики, вытеснение, катарсис, психосексуальное развитие ребенка, либидо, анализ сновидений и т. д., которые помогают анализировать поведение человека в целом, особенно с точки зрения взгляд на понимание ненормального поведения.
Считая, что Фрейд придавал слишком большое значение сексу, двое его последователей разделились и основали собственную школу мысли. Альфред Адлер (1870–1937) начал «Индивидуальную психологию», в которой он поместил мотив власти вместо пола Фрейда, а Карл Густав Юнг (1875–1961) начал «Аналитическую психологию», которая подчеркивает развитие индивидуальной личности из «Коллективного Бессознательный».