Научная и житейская психология презентация: Презентация на тему: «научная и житейская психология»

Содержание

Происхождение и значение термина психология. Научное и житейское психологическое знание. Презентация ⋆ Michael Titov

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche «душа»,logos «понятие»,«учение»)

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.  Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний.


Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.
  • в первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны
  • во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир.

На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом опре­деляет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без кон­тактов с окружающими.

В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведе­ния — эмоциональное состояние другого человека.

Таким образом, каждый чело­век — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без опреде­ленных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний.

Основные различия житейских и научных психологических знаний
  1. Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.
  2. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.
  3. В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
  4. В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Житейский опыт, житейская психология – база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский .

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний.   Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность.

При наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими, научные знания все-таки имеют некоторые недостатки: академизм, оторванность от индивидуального личного опыта носителей, формализованность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Список используемой литературы

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. 2003.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. 2001.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 2000.
  4. Романов К.М, Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. 2002.

Скачать презентацию

Скачать презентацию

Shares

  • Facebook
  • VKontakte
  • Evernote
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Like
  • Print
  • Далее

TAGS: презентацияпроисхождениепсихикапсихические явленияпсихологиятермин

Кризис методологических основ психологии, Кризис первой беременности

метки:Научный, Наука, Теория, Кризис, Знание, Психология, Модель, Основание

Кризис методологических основ психологии

План

1. Основа кризиса методологических основ психологии.

2.Сущность кризиса, его этапы.

3.Последствия кризиса методологических основ психологии.

Список литературы

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса.

– М.,1990.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984.

Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., 1989.

Этапы развития науки

Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемогоинструментария, критериев для оценкиистинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.

Развитие науки

В основе первой научной революциилежало соединение математических методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки – классической.

Вторая научная революцияв 18 в. – 19 в. — дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар (рефлексия – как онтологизм).

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической …

… психологии, хотя существует особая отрасль психологии, изучающая психику животных, — зоопсихология. Попытка свести науку о человеческой психологии к этнопсихологии, к психологии … единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека … ____________________ «Основы психологической антропологии» В. И. Слободчиков Е. …

Третья научная революцияконец 19 – нач. 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.

Кризис – ситуация, из которой не просматривается путь выхода.

Психология осознала роль общей (единой) психологии, но не была в состоянии произвести ее на свет.

Первый период кризиса – конец Х1Х –началоХХ века (до 1918) — скрытый

Результат: появление различных школ, имеющих различные взгляды на предмет психологии.

Господствуют две тенденции:

рационалистический идеализм (главная проблема — мышление, понятое идеалистически как чисто духовный акт).

радикально-механистическая(универсальный объяснительный принцип – реактивность; предметом исследования психологии может быть то, что поддается объективной проверке).

Второй период – первая четверть ХХ века (20-30годы) – открытый кризис

Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии.

Это кризис декарто-локковскойинтроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности.

Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как

самостоятельной области исследования.

Суть кризиса – противоречие между старымиметодологическими основами (натуралистическая

философия ХVIII века в лице великого рационалиста Р. Декарта и эмпирика Дж. Локка).

Движущие силы кризиса – противоречия между:

сенсуализмом и рационализмом;

интеллектуализмом и иррационализмом;

идеализмом и материализмом;

метафизикой и диалектикой;механицизмом и детерминизмом.

В итоге человеческое поведение и элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.

Никакая другая психология, кроме детерминистской в качестве научной психологии невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня трактовки сознания как явления общественно-историческогопо своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материализма.

Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная решать эту задачу и указать путь выхода из кризиса.

18 стр., 8822 слов

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)

… выполнения тестов) Предмет психологии: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека) психологические черты личности . .. к душе; уровневая структура души Стоики Способы совладания с жизненными кризисами Эпикурейцы Категория случайности в психической жизни; психотерапевтическая позиция в отношении …

Л.С.Выготский

Общая наука —

это наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую переработку и обобщение этого материала.

Она должна выполнять роль методологии по отношению к эмпирическим исследованиям, оперируя фундаментальными понятиями (категориями и объяснительными принципами).

Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и составляет ее часть.

Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического

Связь науки с общей культурной почвой эпохи.

Связь науки с общими условиями науч-ного познания.

Связь науки с объективными требованиями, предъявляемыми к научному познанию природой изучаемых явлений.

Презентация на тему: Стадии развития науки

Стадии развития науки

1. замкнутая теоретическая наука — (учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел и идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, и его задачи не связаны с запросами

практики.

2.фактуально-описательнаянаука– (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека

мире, их классификация и систематическое описание. Натуралистичность проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как независящий от акта познания

3.Наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.

Теоретические конструкты и научные модели, в кот. отражены существенные стороны и связи реальных объектов; эти модели строятся на допущениях и идеализациях (прямолинейное движение, пустое пространство, абс. вакуум).

Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).

Классическая наука

Неклассическая (постклассическая) наука

Постнеклассическая наука

Основания анализа: 1. научная картина мира; 2. идеалы и нормы научного познания;3. философские основания науки.

10 стр., 4993 слов

1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

… возможность их глубокого познания только с помощью разума. Многовариантный характер психологического знания ( научное, обыденное) и полититеоретический характер психологической науки в связи с … доцивилизационный период; Психология в рамках философского и религиозного знания; античность и средневековье; Научная психология: Х1Х-ХХ1вв. Вопрос 4.1. Донаучная, житейская психология первобытного общества …

Классическая наука (естествознание)

система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта. Мир – как совокупность атомов, существующих в пустом пространстве рядоположенно с человеком. Факты и элементы реальности вещественны и субстанциональны, они отделены отсубъекта и друг от друга.

Классическая наука

Картина мира — детерминистические представления опричинно-следственныхсвязях (ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм).

Идеалы научного познания.Эталоном научности в классическом естествознании стала ньютоновская механика. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология.

Философской основой стал дуализм Декарта. В психологическом познании субъект и объект оказались как бы оторванными друг от друга, источником эмпирических данных становились либо субъективный опыт, либо результаты наблюдения.

Недостатки и ограничения классической психологии:

универсализм (поиск общих законов),

индивидуализм,

механистическое понимание каузальности

разделениевнешнего-внутреннегоисубъективного-объективного.

Неклассическая наука

Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания.

Формирование в первой половине 20 века.

Основой стали работы З.Фрейда, К. Левина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, физиология активности Н.А. Бернштейна, психология установки Д.Н. Узнадзе, междисциплинарная концепция человекаА.А. Ухтомского, деятельностный подходА.Н. Леонтьева,субъектно-деятельностныйподход С.Л. Рубинштейна.

А. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психологии:

теорию установки Д. Н. Узнадзе,

культурно-историческуюконцепцию Л.С. Выготского,

деятельностный подход (теории А. Н.Леонтьева и С. Л. Рубинштейна).

Неклассическая наука:

методологические противоречия и их решения

7 стр., 3315 слов

Гносеология-наука о познании

… образов (ощущений, восприятий, мыслей и т.д.). Данные современной психологии и нейрофизиологии подтвер­ждают правильность теории отражения. В её … отдельного человека не является задачей гносеологии. Она рассматривает познания как исторически сложившийся и закономерный процесс в обществе . .. то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности яв­лений. Без …

1. Психология наука молодая и древняя. 2. Предмет психологии – объект и в то же время субъект.

Решения:

Гуманистическая психология обратила внимание на взаимодействие терапевта и клиента (объективность достигалась посредством интерсубъективности).

Трансперсональная психология: нет разницы между внешней и внутренней реальностью; двойственностьсубъекта-объекта– это иллюзия, и так называемая реальность не естьчто-тообъективное и неизменное, но скорее – нечто такое, что может быть моделируемо и переформулируемо путем изменения состояния сознания.

3. Как единым языком описать физиологию и душу?

С.Л. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности и тем самым открыл возможность изучать сознание, «просвечивая» его через деятельность.

4. Психология наука естественная и гуманитарная.

Решение предложил Ф. Е. Василюк – посредством психотехнического подхода, поскольку объективной и единственной истине психотехническая методология противопоставляет ценностную позицию.

Неклассическая наука

Картина мира — вероятностный характерпричинно-следственныхсвязей.

Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов;

холистические представления об объектах научного исследования, т.е. целое не равно простой арифметической сумме его частей;

теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априори, а затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.

Идеал научности — научным признается результат,не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств,

не имеющий прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов,

выводы, полученные при наблюдении единичного случая,

модели, созданные априори (трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда)

Философские основания — наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов.

Презентация на тему: Неклассическая наука

Неклассическая наука

Признаки кризиса неклассической психологии:

1) наличие множества несогласованных между собой теорий;

2) разная трактовка психологических терминов.

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

… знания. В этой связи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев прямо указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека … Слободчикова и Е.И. Исаева осуществлено принципиальное различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения …

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая стадия развития науки (началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии

научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностноцелевых установок ученого и его личности в целом.

Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием.

Идея истинности познания уходит на задний план.

Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов.

Используются вненаучные средства (миф, религия, игра).

Постнеклассическая наука

Формируется в 70-хгодах XX в. Предпосылки:

революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки),

невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах,

тенденция к интеграции психологического знания – пониманием его сетевой природы, стремлением к взаимосогласованности психологических теорий,

любая психологическая теория должна учитывать содержание других психологических теорий (развитие же информационных технологий значительно упрощает эту задачу).

Постнеклассическая наука

Картина мира.

парадигма целостности — мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют собой единую целостность,

человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, как часть познающего целого,

сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания внедряются в гуманитарные науки.

Идеал научности.

различные научные теории составляют взаимосогласованную сеть,

синтез научных знаний на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов,

междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности,

преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого,

практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара (К. Г. Юнг и Р.Ассаджиоли),

возник общенаучный метаязык, междисциплинарный дискурс.

Философские основания.

философские идеи, высказанные мыслителями прошлого,

26 стр. , 12646 слов

1. Психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма …

… (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим … этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризис

ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писателями, поэтами, художниками, т. е. людьми, которые не были профессиональными философами.

Постнеклассическая наука:

уход от противопоставленияестественно-научногои гуманитарного познания;

возникновение сетевых концепций, противопоставляемых основным положениям теории систем

революционная роль новой информационной культуры;

движение навстречу идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке.

идеи «гуманизации мира языком» (В. Гумбольдт), переходящим с уровня функции (обслуживания) на уровень сущности (возвышения человека)

рассмотрения взаимоотношений человека и природы в диалоге и контексте ноосферогенеза;

обращение к понятиям неопределенности (в том числе

«духовной неопределенности») и незавершенности как

ценности.

Постнеклассическая наука

Принцип неопределенности–

невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.

Принцип дополнительности– возможность нескольких способов описания вещества в разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).

Многопредметность психологии

сосуществование множества теорий

Модели развития психологиеской науки (Гусельцева):

«пирамида» — есть ведущая методология

«сеть», когда есть такая школа,посредством которой представителиразных направлений могут услышатьдруг друга

Ценностные аспекты психологического знания:

в постмодернизме «Я» как единство сознания и центр принятия решений оказывается под угрозой (Лекторский).

недостаточность концепции познающего субъекта для обращения к бытию человека (Рубинштейн)

проблема смысла, в т.ч. психологического исследования – ведь власть над сознанием можно использовать разрушительно (Роджерс)

Поппер: ценности не должны вмешиваться в интеллектуальные решения

Отличия постнеклассической психологии от неклассической.

1.Вдохновителем НКП выступила теоретическая физика, на становление ПНКП психологии – культурология.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

… предмет познания, т. е. наука о душе возникла в ученииАристотеля в трактате О душе . Теперь полагаю мы разобрались о том, чтоименно изучается психологией в человеке. Но психология до … качества, которыеподстраиваются под нормы в каждой социальной среде. Помимо же изучения человека в психологии, она помогаетему максимально актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и …

2.НКП развивалась в философском контексте определенной методологии, ПНКП допускает выбор философии и, соответственно методологии и зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя.

3.ПНКП предполагает открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

4.В ПНКП произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучнометодологическим концепциям последней четверти XX в.

5.НКП проверяла истину практикой. Для ПНКП истинность обретается в согласованности теории и практики как синхронных линий развития.

6.ПНКП характеризуется ростом междисциплинарных исследований, т.к. ее объекты – это саморазвивающиеся многомерные системы и требуют практической реализации принципа дополнительности.

3. Психологическая наука – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 3. Психологическая наука

Психологи изучают поведение людей и животных. Основная цель этого исследования — помочь нам понять людей и улучшить качество человеческой жизни. Результаты психологических исследований имеют отношение к таким проблемам, как обучение и память, бездомность, психологические расстройства, нестабильность семьи, агрессивное поведение и насилие. Психологические исследования используются в ряде важных областей, от государственной политики до безопасности водителей. Он направляет судебные решения в отношении расизма и сексизма (Браун против Совета по образованию, 1954; Fiske, Bersoff, Borgida, Deaux, & Heilman, 1991), а также судебного разбирательства, например, при использовании детекторов лжи во время уголовных процессов (Saxe, Dougherty, & Cross, 1985). Психологические исследования помогают нам понять, как поведение водителя влияет на безопасность (Fajen & Warren, 2003), какие методы обучения детей наиболее эффективны (Alexander & Winne, 2006; Woolfolk-Hoy, 2005), как лучше всего обнаруживать обман (DePaulo et al. , 2003), и причины терроризма (Borum, 2004).

Некоторые психологические исследования являются фундаментальными исследованиями. Фундаментальное исследование  – это исследование, которое отвечает на фундаментальные вопросы о поведении . Например, биопсихологи изучают, как нервы проводят импульсы от рецепторов кожи к мозгу, а когнитивные психологи исследуют, как различные типы обучения влияют на запоминание образов и слов.

Нет особой причины исследовать такие вещи, кроме как для того, чтобы лучше узнать, как происходят эти процессы. Прикладные исследования  – это исследования, в ходе которых изучаются вопросы, имеющие значение для повседневной жизни, и предлагаются решения повседневных проблем . Были проведены прикладные исследования для изучения, среди прочего, наиболее эффективных методов снижения депрессии, видов рекламных кампаний, служащих для снижения злоупотребления наркотиками и алкоголем, ключевых предикторов управленческого успеха в бизнесе, показателей эффективности государственного управления. программы.

Фундаментальные и прикладные исследования информируют друг друга, и прогресс в науке происходит быстрее, когда проводится каждый тип исследований (Lewin, 19).99). Например, хотя исследование, касающееся роли практики в запоминании списков слов, является базовым по своей направленности, его результаты потенциально могут быть применены, чтобы помочь детям научиться читать. Соответственно, психологи-практики, желающие уменьшить распространение СПИДа или способствовать развитию волонтерства, часто основывают свои программы на результатах фундаментальных исследований. Это базовое исследование СПИДа или волонтерства затем применяется, чтобы помочь изменить отношение и поведение людей.

О результатах психологических исследований сообщается в основном в научных статьях, опубликованных в научных журналах, и ваш преподаватель может попросить вас прочитать некоторые из них. Исследования, опубликованные в научных журналах, были оценены, подвергнуты критике и улучшены учеными в этой области в процессе экспертная оценка . В этой книге много цитат из оригинальных исследовательских статей, и я призываю вас читать эти отчеты, когда вы находите тему интересной. Большинство из этих документов легко доступны в Интернете через библиотеку вашего колледжа или университета. Только прочитав оригинальные отчеты, вы действительно увидите, как работает исследовательский процесс. Список некоторых из наиболее важных журналов по психологии приведен здесь для вашего ознакомления.

Психологические журналы

Ниже приводится список наиболее важных журналов по различным разделам психологии. Исследовательские статьи в этих журналах, скорее всего, будут доступны в библиотеке вашего колледжа или университета. Вы должны попытаться прочитать первоисточники в этих журналах, когда сможете.

Общая психология

  • Американский журнал психологии
  • Американский психолог
  • Науки о поведении и мозге
  • Канадский журнал поведенческих наук
  • Канадский журнал экспериментальной психологии
  • Канадская психология
  • Психологический бюллетень
  • Психологические методы
  • Психологический обзор
  • Психологические науки

Биопсихология и неврология

  • Поведенческая неврология
  • Журнал сравнительной психологии
  • Психофизиология

Клиническая и консультативная психология

  • Journal of Abnormal Psychology
  • Журнал консалтинга и клинической психологии
  • Журнал психологического консультирования

Когнитивная психология

  • Канадский журнал экспериментальной психологии
  • Познание
  • Когнитивная психология
  • Журнал памяти и языка
  • Восприятие и психофизика

Кросс-культурная, личностная и социальная психология

  • Журнал кросс-культурной психологии
  • Журнал экспериментальной социальной психологии
  • Личный журнал
  • Журнал личности и социальной психологии
  • Бюллетень личности и социальной психологии

Психология развития

  • Развитие ребенка
  • Психология развития

Педагогическая и школьная психология

  • Психолог-педагог
  • Журнал педагогической психологии
  • Обзор образовательных исследований

Экологическая, промышленная и организационная психология

  • Журнал прикладной психологии
  • Организационное поведение и процессы принятия решений человеком
  • Организационная психология
  • Методы организационных исследований
  • Психология персонала

Александр, П. А., и Винн, П.Х. (ред.). (2006). Справочник по педагогической психологии (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Борум, Р. (2004). Психология терроризма . Тампа: Университет Южной Флориды.

Браун против Совета по образованию. (1954). 347 США, 483.

ДеПауло, Б.М., Линдси, Дж.Дж., Мэлоун, Б.Е., Мюленбрук, Л., Чарльтон, К., и Купер, Х. (2003). Приметы обмана. Психологический бюллетень , 129 (1), 74–118.

Fajen, BR, & Warren, WH (2003). Поведенческая динамика рулевого управления, уклонение от препятствий и выбор маршрута. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 29 (2), 343–362.

Фиске, С.Т., Берсофф, Д.Н., Боргида, Э., До, К., и Хейлман, М.Е. (1991). Исследование в области социальных наук на стадии судебного разбирательства: использование исследования половых стереотипов в деле Прайс Уотерхаус против Хопкинса. Американский психолог , 46 (10), 1049–1060.

Левин, К. (1999). T Полный социолог: читатель Курта Левина (М. Голд, ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Сакс Л., Догерти Д. и Кросс Т. (1985). Обоснованность проверки на полиграфе: научный анализ и общественная полемика. Американский психолог , 40 , 355–366.

Вулфолк-Хой, А.Э. (2005). Педагогическая психология (9-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

2.1 Психологи используют научный метод в своих исследованиях – Введение в психологию

Цели обучения

  1. Описать принципы научного метода и объяснить его важность в проведении и интерпретации исследований.
  2. Отличать законы от теорий и объяснять, как разрабатываются и проверяются исследовательские гипотезы.
  3. Обсудите процедуры, которые исследователи используют для обеспечения этичности своих исследований с людьми и животными.

Психологи — не единственные люди, которые стремятся понять человеческое поведение и решить социальные проблемы. Философы, религиозные лидеры и политики, среди прочих, также стремятся дать объяснение человеческому поведению. Но психологи считают, что исследование — лучший инструмент для понимания людей и их отношений с другими. Вместо того, чтобы принять утверждение философа о том, что у людей есть (или нет) свобода воли, психолог будет собирать данные, чтобы эмпирически проверить, способны ли люди активно контролировать свое поведение. Вместо того чтобы согласиться с утверждением политика о том, что создание (или закрытие) нового центра психического здоровья улучшит жизнь людей в центре города, психолог эмпирически оценит влияние лечения психических заболеваний на качество жизни получателей. Утверждения, сделанные психологами, являются эмпирическими, что означает, что они на основе систематического сбора и анализа данных .

Научный метод

Все ученые (будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи) вовлечены в основные процессы сбора данных и составления выводов об этих данных. Методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают общую основу для разработки, организации и обмена информацией. Научный метод — это набор предположений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения исследований .

В дополнение к требованию, чтобы наука была эмпирической, научный метод требует, чтобы используемые процедуры были объективными или свободными от личных предубеждений или эмоций ученого . Научный метод запрещает, как ученые собирают и анализируют данные, как они делают выводы из данных и как они делятся данными с другими. Эти правила повышают объективность, помещая данные под пристальное внимание других ученых и даже общественности в целом. Поскольку данные сообщаются объективно, другие ученые точно знают, как ученый собирал и анализировал данные. Это означает, что им не нужно полагаться только на собственную интерпретацию данных учеными; они могут сделать свои собственные, потенциально отличные выводы.

Большинство новых исследований предназначены для повторения — то есть для повторения, добавления или изменения — результатов предыдущих исследований. Таким образом, научный метод приводит к накоплению научных знаний посредством отчетов об исследованиях, а также дополнений и модификаций этих результатов, опубликованных другими учеными.

Законы и теории как организующие принципы

Одной из целей исследования является организация информации в осмысленные утверждения, которые можно применять во многих ситуациях. Принципы, которые являются настолько общими, что применимы ко всем ситуациям в данной области исследования , называются законами. В физических науках есть хорошо известные законы, такие как закон всемирного тяготения и законы термодинамики, и есть некоторые общепризнанные законы в психологии, такие как закон эффекта и закон Вебера. Но поскольку законы являются очень общими принципами и их обоснованность уже хорошо установлена, сами они редко подвергаются непосредственному научному тестированию.

Следующей ступенью ниже законов в иерархии принципов организации является теория. Теория — это интегрированный набор принципов, который объясняет и предсказывает многие, но не все, наблюдаемые взаимосвязи в данной области исследования . Одним из примеров важной теории в психологии является теория стадий когнитивного развития, предложенная швейцарским психологом Жаном Пиаже. Теория утверждает, что по мере взросления дети проходят ряд когнитивных стадий, каждую из которых необходимо освоить последовательно, прежде чем можно будет перейти к следующей когнитивной стадии. Это чрезвычайно полезная теория для человеческого развития, потому что ее можно применять ко многим различным содержательным областям и проверять разными способами.

Хорошие теории обладают четырьмя важными характеристиками. Во-первых, хорошие теории являются общими , то есть они обобщают множество различных результатов. Во-вторых, они экономны , что означает, что они обеспечивают максимально простое описание этих результатов. Стадийная теория когнитивного развития отвечает обоим этим требованиям. Он может объяснить изменения в поведении, связанные с развитием, в самых разных областях, и все же он делает это экономно — выдвигая гипотезу о простом наборе когнитивных стадий. В-третьих, хорошие теории предоставить идеи для будущих исследований . Теория стадий когнитивного развития применялась не только для изучения когнитивных навыков, но и для изучения нравственного (Kohlberg, 1966) и гендерного (Ruble & Martin, 1998) развития детей.

Наконец, хорошие теории поддаются фальсификации (Popper, 1959), что означает, что интересующие нас переменные могут быть адекватно измерены, а связи между переменными, которые предсказаны теорией, могут быть показаны в ходе исследования как неверные . Теория стадий когнитивного развития фальсифицируема, потому что стадии когнитивного мышления могут быть измерены, и потому что, если исследования обнаружат, например, что дети учатся новым задачам до того, как они достигнут когнитивной стадии, которая, как предполагается, требуется для этой задачи, тогда теория будет ошибочной. показать, что это неправильно.

Ни одна теория не может объяснить все виды поведения во всех случаях. Скорее, каждая из теорий ограничена тем, что они делают точные предсказания в одних ситуациях или для одних людей, но не в других ситуациях или для других людей. В результате происходит постоянный обмен между теорией и данными: существующие теории модифицируются на основе собранных данных, затем новые модифицированные теории делают новые предсказания, которые проверяются новыми данными, и так далее. Когда будет найдена лучшая теория, она заменит старую. Это часть накопления научных знаний.

Гипотеза исследования

Теории обычно формулируются слишком широко, чтобы их можно было проверить в одном эксперименте. Поэтому ученые используют более точное изложение предполагаемой связи между отдельными частями теории — исследовательскую гипотезу — в качестве основы для своих исследований. Исследовательская гипотеза — это конкретное и поддающееся фальсификации предсказание об отношениях между двумя или более переменными , где переменная — это любой атрибут, который может принимать разные значения у разных людей, в разное время или в разных местах . Гипотеза исследования утверждает существование связи между интересующими переменными и конкретным направлением этой связи. Например, исследовательская гипотеза «Употребление марихуаны уменьшит обучение» предсказывает, что существует связь между переменной «употребление марихуаны» и другой переменной, называемой «обучение». Точно так же в гипотезе исследования «Участие в психотерапии уменьшит тревогу» переменные, которые, как ожидается, будут связаны, — это «участие в психотерапии» и «уровень тревоги».

В абстрактной форме идеи, формирующие основу исследовательской гипотезы, называются концептуальными переменными. Концептуальные переменные — это абстрактных идей, составляющих основу исследовательских гипотез . Иногда концептуальные переменные довольно просты — например, «возраст», «пол» или «вес». В других случаях концептуальные переменные представляют более сложные идеи, такие как «беспокойство», «когнитивное развитие», «обучение», самооценка или «сексизм».

Первый шаг в проверке исследовательской гипотезы включает преобразование концептуальных переменных в измеряемые переменные, т. е.0011 переменных, состоящих из чисел, представляющих концептуальные переменные . Например, концептуальная переменная «участие в психотерапии» может быть представлена ​​как измеряемая переменная «количество часов психотерапии, накопленных пациентом», а концептуальная переменная «употребление марихуаны» может быть оценена путем оценки участников исследования по шкале от от 1 до 10, как часто они употребляют марихуану или проводят анализ крови, который измеряет присутствие химических веществ в марихуане.

Психологи используют термин операциональное определение для обозначения точного описания того, как концептуальная переменная превращается в измеряемую переменную . Отношения между концептуальными и измеряемыми переменными в исследовательской гипотезе представлены на рисунке 2.1 «Схема исследовательской гипотезы». Концептуальные переменные представлены в кружках вверху рисунка, а измеряемые переменные представлены в квадратах внизу. Две вертикальные стрелки, которые ведут от концептуальных переменных к измеряемым переменным, представляют рабочие определения двух переменных. Стрелки указывают на ожидание того, что изменения в концептуальных переменных (психотерапия и тревога в этом примере) вызовут изменения в соответствующих измеряемых переменных. Измеренные переменные затем используются для получения выводов о концептуальных переменных.

Рисунок 2.1 Диаграмма исследовательской гипотезы

В этой исследовательской гипотезе концептуальная переменная посещения психотерапевта операционализируется с использованием количества часов психотерапии, которые клиент прошел, а концептуальная переменная тревоги операционализируется с использованием самооценки уровни тревожности. Гипотеза исследования состоит в том, что больше психотерапии будет связано с меньшей тревогой.

В таблице 2.1 «Примеры рабочих определений концептуальных переменных, использовавшихся в психологических исследованиях» перечислены некоторые потенциальные операционные определения концептуальных переменных, которые использовались в психологических исследованиях. Читая этот список, обратите внимание, что в отличие от абстрактных концептуальных переменных измеряемые переменные очень специфичны. Эта специфика важна по двум причинам. Во-первых, более конкретные определения означают меньшую опасность того, что собранные данные будут неправильно поняты другими. Во-вторых, конкретные определения позволят будущим исследователям повторить исследование.

Таблица 2.1 Примеры операционных определений концептуальных переменных, которые использовались в психологических исследованиях

Концептуальная переменная Операционные определения
Агрессия
  • Количество нажатий кнопки, которая накладывает шок на другого учащегося
  • Количество секунд, затрачиваемое на подачу звукового сигнала впереди идущему автомобилю после включения зеленого сигнала светофора
Межличностное влечение
  • Количество дюймов, на которое человек отводит свой стул от другого человека
  • Количество миллиметров расширения зрачка, когда один человек смотрит на другого
Удовлетворенность сотрудников
  • Количество дней в месяц, когда работник приходит на работу вовремя
  • Рейтинг удовлетворенности работой от 1 ( совсем не доволен ) до 9 ( очень доволен )
Навыки принятия решений
  • Количество групп, способных правильно решить групповое задание
  • Количество секунд, за которое человек решает задачу
Депрессия
  • Количество отрицательных слов, использованных в творческом рассказе
  • Количество приемов у психотерапевта

Проведение этических исследований

Один из вопросов, который должны решить все ученые, касается этики их исследований. Физики обеспокоены потенциально опасными последствиями их экспериментов с ядерными материалами. Биологи обеспокоены потенциальными результатами создания генетически модифицированных человеческих младенцев. Исследователи-медики мучаются из-за этического отказа от потенциально полезных лекарств в контрольных группах в клинических испытаниях. Точно так же психологи постоянно рассматривают этику своих исследований.

Исследования в области психологии могут вызывать стресс, вред или неудобства для людей, которые участвуют в этих исследованиях. Например, исследователи могут потребовать от студентов-психологов принять участие в исследовательских проектах, а затем обмануть этих студентов, по крайней мере временно, относительно характера исследования. Психологи могут вызывать стресс, тревогу или плохое настроение у своих участников, подвергать их слабым ударам электрического тока или убеждать их вести себя таким образом, который нарушает их моральные устои. И исследователи могут иногда использовать животных в своих исследованиях, потенциально причиняя им вред в процессе.

Решения об этичности исследования принимаются с использованием установленных этических кодексов, разработанных научными организациями, такими как Американская психологическая ассоциация, и федеральными правительствами. В Соединенных Штатах Министерство здравоохранения и социальных служб предоставляет руководящие принципы этических стандартов в исследованиях. Некоторые исследования, такие как исследования заключенных, проведенные нацистами во время Второй мировой войны, почти всеми воспринимаются как аморальные. Другие процедуры, такие как использование животных в исследованиях по проверке эффективности лекарств, вызывают больше споров.

Научные исследования предоставили информацию, которая улучшила жизнь многих людей. Следовательно, неразумно утверждать, что, поскольку научные исследования требуют затрат, исследования не должны проводиться. В этом аргументе не учитывается тот факт, что , а не несут значительные затраты на проведение исследований, и что эти затраты могут превышать потенциальные затраты на проведение исследований (Rosenthal, 1994). В каждом случае, прежде чем приступить к проведению исследования, ученые попытались определить потенциальные риски и преимущества исследования и пришли к выводу, что потенциальные преимущества проведения исследования перевешивают потенциальные затраты для участников исследования.

Характеристики этического исследовательского проекта с участием людей
  • Между исследователем и участником устанавливаются доверительные и позитивные отношения.
  • Учитываются права как экспериментатора, так и участника, и отношения между ними являются взаимовыгодными.
  • Экспериментатор относится к участнику с заботой и уважением и старается сделать исследование приятным и информативным.
  • Перед началом исследования участнику предоставляется вся информация, имеющая отношение к его или ее решению об участии, включая любые возможные физические опасности или психологический стресс.
  • Участнику предоставляется возможность получить ответы на вопросы о процедуре, что гарантирует его свободный выбор участия.
  • После завершения эксперимента любой использованный обман предается огласке и объясняется его необходимость.
  • Экспериментатор тщательно опрашивает участника, подробно объясняя лежащую в его основе исследовательскую гипотезу и цель экспериментальной процедуры и отвечая на любые вопросы.
  • Экспериментатор сообщает, как с ним можно связаться, и предлагает предоставить информацию о результатах исследования, если участник заинтересован в ее получении. (Стангор, 2011)

В этом списке представлены некоторые из наиболее важных факторов, которые психологи принимают во внимание при разработке своих исследований. Наиболее прямой этической задачей ученого является предотвращение причинения вреда участникам исследования. Одним из примеров является известное исследование Стэнли Милгрэма (1974), посвященное подчинению авторитету. В этих исследованиях экспериментатор побуждал участников бить электрическим током другого человека, чтобы Милгрэм мог изучить, в какой степени они будут подчиняться требованиям авторитетной фигуры. Большинство участников продемонстрировали высокий уровень стресса в результате психологического конфликта, который они испытали между агрессивным и опасным поведением и выполнением инструкций экспериментатора. Исследования, подобные исследованиям Милгрэма, больше не проводятся, потому что научное сообщество в настоящее время гораздо более восприимчиво к потенциалу таких процедур создавать эмоциональный дискомфорт или причинять вред.

Другая цель этического исследования состоит в том, чтобы гарантировать участникам свободный выбор относительно того, хотят ли они участвовать в исследовании. Учащимся на занятиях по психологии может быть разрешено или даже необходимо участвовать в исследованиях, но им также всегда предоставляется возможность выбрать другое исследование, в котором они будут участвовать, или вместо этого выполнять другие действия. И как только эксперимент начинается, участник исследования всегда может выйти из эксперимента, если он или она пожелает. Обеспокоенность свободой выбора также возникает в институциональных условиях, например, в школах, больницах, корпорациях и тюрьмах, когда учреждения требуют от отдельных лиц пройти определенные тесты или когда сотрудников просят или просят участвовать в исследованиях.

Исследователи также должны защищать конфиденциальность участников исследования. В некоторых случаях данные могут быть анонимными, если респонденты не будут указывать какую-либо идентифицирующую информацию в своих вопросниках. В других случаях данные не могут быть анонимными, поскольку исследователю необходимо отслеживать, кто из респондентов предоставил данные. В этом случае один из методов заключается в том, чтобы каждый участник использовал уникальный кодовый номер для идентификации своих данных, например, последние четыре цифры идентификационного номера учащегося. Таким образом, исследователь может отслеживать, кто какую анкету заполнил, но никто не сможет связать данные с тем, кто их предоставил.

Возможно, наиболее распространенной этической проблемой для участников поведенческих исследований является степень, в которой исследователи используют обман. Обман происходит всякий раз, когда участники исследования не полностью и полностью информированы о характере исследовательского проекта до участия в нем . Обман может происходить активным образом, например, когда исследователь говорит участникам, что он или она изучает обучение, когда на самом деле эксперимент касается подчинения авторитету. В других случаях обман более пассивен, например, когда участникам не сообщают об изучаемой гипотезе или потенциальном использовании собираемых данных.

Некоторые исследователи утверждают, что ни в каких исследованиях нельзя использовать обман (Baumrind, 1985). Они утверждают, что участникам всегда следует сообщать полную правду о характере исследования, в котором они участвуют, и что обман участников будет иметь негативные последствия, такие как возможность того, что участники могут прийти к другим исследованиям, уже ожидая быть обманутыми. Другие психологи защищают использование обмана на том основании, что он необходим для того, чтобы участники действовали естественно, и позволяет изучать психологические явления, которые в противном случае не могли бы быть исследованы. Они утверждают, что было бы невозможно изучать такие темы, как альтруизм, агрессия, послушание и стереотипы, без использования обмана, потому что, если бы участники были заранее проинформированы о том, что включает в себя исследование, это знание, безусловно, изменило бы их поведение. Кодексы этики Американской психологической ассоциации и других организаций позволяют исследователям использовать обман, но эти кодексы также требуют от них четкого рассмотрения того, как их исследование может быть проведено без использования обмана.

Обеспечение этичности исследований

Принятие решений об этичности исследований включает в себя взвешивание затрат и выгод от проведения по сравнению с отказом от проведения данного исследовательского проекта. Затраты связаны с потенциальным вредом для участников исследования и поля, в то время как выгоды включают возможность расширения знаний о человеческом поведении и предоставления различных преимуществ, в том числе образовательных, для отдельных участников. В большинстве случаев этика данного исследовательского проекта определяется посредством анализ затрат и результатов , в котором затраты сравниваются с выгодами. Если кажется, что потенциальные затраты на исследование перевешивают любые потенциальные выгоды, которые могут быть от него получены, то исследование не следует продолжать.

Добиться соотношения затрат и результатов непросто. Во-первых, невозможно заранее узнать, как повлияет та или иная процедура на каждого человека или животное, участвующее в ней, или какую пользу для общества может принести исследование. Кроме того, то, что этично, определяется текущим состоянием мышления в обществе, и, таким образом, воспринимаемые затраты и выгоды со временем меняются. Положения Министерства здравоохранения и социальных служб США требуют, чтобы все университеты, получающие средства от этого департамента, создали Институциональный наблюдательный совет (IRB) , чтобы определить, соответствует ли предлагаемое исследование правилам отдела. Институциональный наблюдательный совет (IRB) — это комитет, состоящий не менее чем из пяти членов, целью которого является определение соотношения затрат и результатов исследований, проводимых в учреждении . IRB утверждает процедуры всех исследований, проводимых в учреждении, до того, как исследование может быть начато. Совет может предложить внести изменения в процедуры или (в редких случаях) проинформировать ученого о том, что исследование нарушает руководящие принципы Министерства здравоохранения и социальных служб и, следовательно, вообще не может быть проведено.

Одним из важных инструментов обеспечения этичности исследований является использование информированного согласия . Образец формы информированного согласия показан на рисунке 2.2 «Образец формы согласия». Информированное согласие, , проводимое до того, как участник начнет исследовательскую сессию, предназначено для объяснения процедур исследования и информирования участника о его или ее правах во время исследования . Информированное согласие как можно больше объясняет истинный характер исследования, особенно все, что может повлиять на желание участвовать, но в некоторых случаях оно может утаивать некоторую информацию, которая позволяет исследованию работать.

Рисунок 2.2 Образец формы согласия

Форма информированного согласия объясняет процедуры исследования и информирует участника о его правах во время исследования.

Адаптировано из Stangor, C. (2011). Методы исследования в области поведенческих наук (4-е изд.). Маунтин-Вью, Калифорния: Cengage.

Поскольку участие в исследовании может привести к долгосрочным изменениям в его участниках, все участники должны быть полностью опрошены сразу же после их участия. Подведение итогов процедура, предназначенная для полного разъяснения целей и процедур исследования и устранения любых вредных последствий участия .

Исследования с животными

Поскольку животные составляют важную часть мира природы и поскольку некоторые исследования не могут быть проведены с участием людей, животные также являются участниками психологических исследований. Большинство психологических исследований с использованием животных в настоящее время проводится на крысах, мышах и птицах, а использование других животных в исследованиях сокращается (Thomas & Blackman, 19).92). Как и в случае этических решений с участием людей, был разработан набор основных принципов, которые помогают исследователям принимать обоснованные решения в отношении таких исследований; резюме показано ниже.

Руководство APA по гуманному уходу и использованию животных в исследованиях

Ниже приведены некоторые из наиболее важных этических принципов из руководства Американской психологической ассоциации по исследованиям на животных.

  • Психологи приобретают, ухаживают, используют и утилизируют животных в соответствии с действующими федеральными, государственными и местными законами и правилами, а также с профессиональными стандартами.
  • Психологи, обученные методам исследования и имеющие опыт ухода за лабораторными животными, контролируют все процедуры, связанные с животными, и несут ответственность за обеспечение надлежащего учета их комфорта, здоровья и гуманного обращения.
  • Психологи следят за тем, чтобы все лица, находящиеся под их наблюдением и использующие животных, были проинструктированы по методам исследования, а также по уходу, содержанию и обращению с используемыми видами в той мере, в какой это соответствует их роли.
  • Психологи прилагают разумные усилия, чтобы свести к минимуму дискомфорт, инфекции, болезни и боль животных.
  • Психологи используют процедуру, подвергающую животных боли, стрессу или лишениям, только когда альтернативная процедура недоступна и цель оправдана ее предполагаемой научной, образовательной или прикладной ценностью.
  • Психологи проводят хирургические процедуры под соответствующей анестезией и следуют методикам, позволяющим избежать инфицирования и свести к минимуму боль во время и после операции.
  • Когда жизнь животного должна быть прекращена, психологи действуют быстро, стараясь свести к минимуму боль и в соответствии с принятыми процедурами. (Американская психологическая ассоциация, 2002 г.)
Понимание исследований на животных — Кролик в исследованиях для испытаний на животных — CC BY 2.0.

Психологи могут использовать животных в своих исследованиях, но они прилагают разумные усилия, чтобы свести к минимуму дискомфорт, который испытывают животные.

Поскольку использование животных в исследованиях связано с личной ценностью, люди, естественно, не согласны с этой практикой. Хотя многие люди признают ценность таких исследований (Плоус, 1996), меньшинство людей, включая активистов по защите прав животных, считает, что проводить исследования на животных неэтично. Этот аргумент основан на предположении, что, поскольку животные такие же живые существа, как и люди, им нельзя причинять никакого вреда.

Однако большинство ученых отвергают эту точку зрения. Они утверждают, что такие убеждения игнорируют потенциальные преимущества, которые приносят и продолжают приносить исследования на животных. Например, лекарства, которые могут снизить заболеваемость раком или СПИДом, могут быть сначала испытаны на животных, а операции, которые могут спасти человеческие жизни, могут быть впервые проведены на животных. Исследования на животных также привели к лучшему пониманию физиологических причин депрессии, фобий, стресса и других заболеваний. В отличие от борцов за права животных, ученые считают, что, поскольку исследования на животных приносят много пользы, такие исследования могут и должны продолжаться до тех пор, пока гарантируется гуманное обращение с животными, используемыми в исследованиях.

Ключевые выводы

  • Психологи используют научный метод для создания, накопления и представления научных знаний.
  • Фундаментальные исследования, которые отвечают на вопросы о поведении, и прикладные исследования, которые находят решения повседневных проблем, информируют друг друга и работают вместе для развития науки.
  • Отчеты об исследованиях, описывающие научные исследования, публикуются в научных журналах, чтобы другие ученые и неспециалисты могли ознакомиться с эмпирическими данными.
  • Принципы организации, включая законы, теории и исследовательские гипотезы, придают структуру и единообразие научным методам.
  • Проблемы проведения этических исследований имеют первостепенное значение. Исследователи уверяют, что участникам предоставляется свободный выбор участия и что их конфиденциальность защищена. Информированное согласие и подведение итогов помогают обеспечить гуманное обращение с участниками.
  • Анализ затрат и результатов используется для определения того, какие исследования следует и не следует проводить.

Каталожные номера

Американская психологическая ассоциация. (2002). Этические принципы психологов. Американский психолог, 57 , 1060–1073.

Баумринд, Д. (1985). Исследования с использованием преднамеренного обмана: новый взгляд на этические вопросы. Американский психолог, 40 , 165–174.

Кольберг, Л. (1966). Когнитивно-развивающий анализ детских полоролевых концепций и установок. В EE Maccoby (Ed.), Развитие половых различий . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Милграм, С. (1974). Подчинение власти: экспериментальный взгляд . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Плюс, С. (1996). Отношение к использованию животных в психологических исследованиях и образовании. Психологические науки, 7 , 352–358.

Поппер, К.Р. (1959). Логика научного открытия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Розенталь, Р. (1994). Наука и этика в проведении, анализе и отчете о психологических исследованиях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts