Вклад сократа в развитие психологии: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

Вклад Сократа в становление и развитие античной философии — Студопедия

Поделись с друзьями: 

О жизни и взглядах Сократа (469-399 г. до н. э.) известно немало, но так как сам Сократ ничего не писал, мы судим о нём по книгам его учеников, и, прежде всего Платона и Ксенофонта. В отличие от конкретных наук, истины которые всё равно были бы открыты не тем, так другим учёным, в философских рассуждениях огромное значение имеет личность философа, его характер и мироощущение. Поэтому мы уделим особое внимание личности Сократа, которого К. Марке назвал «олицетворением философии».

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычной к умеренности в потреблениях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел всё в достаточном для него количестве». [4] Он говорил, что «лёгкое времяпрепровождение и удовольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никого ценного знания; напротив, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к достижению нравственного совершенства».[5]

Современники отличали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками, и это служило источником обиды.

Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчёркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одинаковы у всех людей.

Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошёл дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил основы новой нравственности, базирующийся на мудрости и вырабатывающие общезначимые ценности.

С Сократа начинается этический этап развития греческой философии и философии вообще.

Диоген Лаэртский имел право собрать, что Сократ «ввёл этику», потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал её метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2*2 было равно 4, для другого – 5, для третьего – 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2*2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим.

Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуг Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но ещё 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности одинаковы для всех.

Довести до сознания индивида, дремлющие в нём знания, призван был сократовский метод майовтики («повивального искусства»). Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно самостоятельно открыть для себя.

Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, и в этом Сократ согласился с Конфуцием. Человек сам должен понять, что надо поступать, именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ, говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть

метода диалога и приведения к истине, которую исповедовал Сократ. Для становления философии нужно именно рациональное обсуждение как способ достижения истины. В этом проявился древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно.

Философия – это свобода мысли, а не закабаление ее. Ученик Сократа – Платон использовал его метод как форму своих произведений, и даже в первом произведении Платона, написанном не в форме диалога, — «Апология Сократа» — диалог между Сократом и его обвинителем Мелетом все же присутствует.

Для того чтобы, дремлющие в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию.

Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой.

Все основные направления учения Сократа связаны между собой, выявляя своеобразную структуру его духа. Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил. Особый интерес с точки зрения этики представляет взгляд Сократа на сопротивление злу. Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее, хотя и то, и другое плохо, считает Сократ. В пользу добродетельной жизни Сократ приводит помимо этических космогонический (без справедливости не было бы Космоса как «порядка») и теологический (посмертная судьба зависит от того, как человек жил на Земле) аргументы. Многие мотивы сократовского диалога «Горгий» — необходимость ограничения потребностей и др. – будут повторяться, затем на протяжении всей истории философии найдя свою кульминацию в спорах о ницшеанстве с его представлением о воле к власти как движущей причине человеческих устремлений.

Диалог «Горгий» относится к начальному периоду творчества Платона, когда он, как считается, наиболее точно передавал мысли Сократа. В этом диалоге объясняются и суд над Сократом, и его почти добровольная смерть. Сократ поступил так, как считал нужным в соответствии со своими взглядами. У Сократа было много учеников, которые образовали школы: киников, киренаиков, мегарцев и т. д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума – академики и перипатетики, из его чувств – киники и киренаики, из его иронии – скептики, из его смерти – стоики. Ученики Сократа получили название

«сократиков». Их разделяют на тех, кто развил все основные направления философии Сократа, и тех, кто занимался каким-то одним направлением. Первых называют «полными сократиками» и относят к ним Платона и Аристотеля; вторых – «неполными сократиками»; и среди вторых разделяют тех, кто уделял основные внимания этике, с одной стороны, и логике – с другой. О направлениях, развиваемых учениками Сократа, речь пойдёт на следующих занятиях.

Домашнее задание: приготовить рефераты на тему: «Этическое учение Сократа».

Контрольные вопросы:

1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?

2.Что можно сказать о Сократе как личности?

3. В чём ценность метода майовтики?

4. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?

5.По каким причинам Сократ предпочёл смерть бегству из тюрьмы?

6.Каково значение Сократа для возникновения философии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Вклад Сократа в развитие философской мысли . Философия. Краткий курс

Сократу часто приписывают высказывание: «Если не изучать жизнь, то не стоит и жить». Сократ был убежден: чтобы стать мудрым, человек должен понять себя. По его мнению, поступки человека – прямое следствие его знаний или невежества. Сократ верил, что люди должны заниматься саморазвитием, а не сосредоточиваться на накоплении материальных ценностей. Он пытался понять разницу между тем, что значит быть добрым и совершать добрые дела. Новый, уникальный подход Сократа к знаниям, совести и нравственности стал поворотным в античной философии.

Метод Сократа

Сократ, вероятно, наиболее известен благодаря методу ведения разговора, который получил название в его честь – метод Сократа. Этот метод впервые был описан в сочинении Платона «Диалоги»[1]. Сократ начинал обсуждать какую-то тему с учеником. Задавая вопросы, он выявлял основную движущую силу, которая формировала убеждения оппонента, и так приближался к истине. Своими вопросами Сократ подчеркивал противоречия в мышлении собеседника, что позволяло ему прийти к единственно верному заключению.

Метод Сократа (elenchus – др.-греч. «испытание») заключается в опровержении утверждений. Можно выделить следующие шаги «сократовской» беседы.

1. Собеседник выдвигает тезис, который Сократ считает ложным. Или Сократ задает собеседнику вопрос, например: «Что такое мужество?»

2. Когда собеседник отвечает на вопрос, Сократ описывает ситуацию, с позиции которой ответ собеседника не имеет смысла, и настаивает, чтобы тот признал противоречивость своего изначального тезиса.

Например, если оппонент говорит, что «Мужество – это стойкость души», Сократ может опровергнуть его утверждение заявлением, что «Мужество – это хорошо», а вот «Упорство без благоразумия – это плохо».

3. Оппонент соглашается с противоречивостью своего суждения, а Сократ изменяет это утверждение так, чтобы включить в него исключение из правила.

4. Сократ доказывает, что утверждение оппонента ложно и верно обратное. По мере того как оппонент меняет свою формулировку, Сократ продолжает ее опровергать. Тем самым ответы собеседника Сократа становятся всё ближе к истине.

Метод Сократа сегодня

Метод Сократа широко используется по сей день, особенно на юридических факультетах американских вузов. Сначала преподаватель предлагает студенту обобщить позицию судьи. Затем интересуется, согласен ли студент с этой позицией. А потом профессор действует как настоящий «адвокат дьявола», задавая вопросы, чтобы заставить студента защищать свое мнение.

Благодаря методу Сократа студенты учатся критически мыслить, логически выстраивать свои аргументы, а также находить и ликвидировать слабые места в своей позиции.

Вклад Сократа Грека в психологию — психология

Видео: Кто такой Сократ | серия «Великая греческая философия» | Вклад в психологию в контенте урду/хинди

  • Сократ, философ
  • Его мысль
  • Вклад Сократа в психологию
  • 1. Интерес к психике
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • . 4. Сократический метод
  • 5. Предшественник конструктивизма
  • 6. Использование иронии: Противостояние

Философия — мать всех наук. Разберемся со специальностью, которую мы лечим и каким бы ни был объект изучения, так же как и философия, наука основана на поиске истины и знаний или их практического применения. Таким образом, мы часто находим концепции и точки зрения философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и важных классических философов — Сократ , чей вклад внес вклад в создание различных техник и способов осмысления функционирования мира и разума. Давайте посмотрим в этой статье на некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.

  • Статья по теме: «55 фраз Сократа для понимания его мысли»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиками), Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. , от матери акушерки и отца скульптора. Хотя подробности его жизни сомнительны, различные писания указывают на то, что этот скромный семьянин с детства обладал большой изобретательностью, обучаясь различным дисциплинам, таким как литература и музыка. Пелопоннес, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

О своем философском мышлении Сократ выделялся тем, что сосредоточил свое внимание на области морали и этики . Он считал, что человек стремится к добру, а все пороки есть продукт невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Его позиция противостояла релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен искать мудрости в добродетели, будучи необходимым для ее достижения, признавая собственное невежество.

Он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считают, что знают больше, чем на самом деле. Таким образом, использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и показать другим уровень знаний, которым они действительно обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Его мысль

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктивизма в том смысле, что он считал, что универсальные концепции должны быть получается от простого к сложному, от частного к общему . Каждый должен задавать свои вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего и большего понимания того, как он устроен.

Также известно его использование майевтики , которая основана на ответах на вопросы других людей другими вопросами, так что человек сам вырабатывает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления , считая, что каждый человек должен формировать свои собственные идеи. Его работы дошли до нас через разных учеников, и особенно через Платона, который отражал и углублял в своей работе некоторые концепции, сформулированные Сократом.

Сократа судили и приговорили к смертной казни через отравление болиголовом , обвинив в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивный прогресс науки и ее поиски объективности могут затруднить для многих наблюдение связи между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа как в эту, так и в другие науки имеет большую ценность и значение. Вот некоторые из этих вкладов.


1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой . Влияние этого факта на современную науку психологию очевидно, ее рождение явилось продуктом размышлений о содержании нашего разума, полученных от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свое внимание на этике и морали. Поведение личности в обществе и формирование моделей поведения, установок и ценностей — вот некоторые из многих аспектов, которыми занимается психология.

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников создания индуктивного метода, утверждая, что люди имеют доступ к познанию истины через свой опыт вместо того, чтобы исходить из предполагаемого и считающегося хорошим знанием. Этот метод в свою очередь имеет большое значение при порождении научного метода, характеризующегося гипотетико-дедуктивным умозаключением.

4. Метод Сократа

Диалог Сократа Это стратегия, основанная на майевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологической практике, являясь основой многих терапий. Он основан на постановке индуктивных вопросов: терапевт задает разные вопросы, чтобы заставить субъекта задуматься и найти собственный ответ на поднятое.

5. Предшественник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний путем создания общих знаний, которые, в свою очередь, зависят от способности субъекта осмыслить изученный материал. Сократ считал, что не что думать, а как делать надо учить . Это соображение связано с поиском конструктивизма для учащегося в создании собственного учебного процесса благодаря применению различных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предлагал Сократ, учитель должен помочь ученику генерировать, создавать собственные знания.

6. Использование иронии: противоборство

Сократ характеризовался использованием в своем диалектическом методе иронии . Оно предназначалось для того, чтобы испытуемый увидел, что противоречия в его речи считаются мудрыми, и чтобы опровергнуть его предвзятые доводы, чтобы он осознал свой истинный уровень знаний.

В терапии иногда используется аналогичная стратегия , конфронтация , в которой субъект подвергается противоречиям в своей речи или между своей речью и своим поведением, чтобы он осознал их.

Вклад Сократа Грека в психологию

Вклад Сократа Грека в психологию — да, терапия помогает!

психология

15 марта 2023

Философия — мать всех наук. Давайте разбираться со специальностью, которой мы занимаемся, и каким бы ни был объект изучения, подобно тому как философия основана на поиске истины и знания или на его практическом применении. Таким образом, мы часто находим концепции и точки зрения философской мысли в научных теориях.

Одним из самых известных и наиболее важных классических философов является Сократ , чей вклад внес вклад в создание различных методов и способов осмысления функционирования мира и разума. Давайте посмотрим в этой статье на некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.


  • Статья по теме: «55 фраз Сократа для понимания его мысли»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиками), Сократ был родился в Афинах в 470 г. до н.э. , матери-акушерки и отца-скульптора. Хотя подробности его жизни сомнительны, различные писания указывают на то, что этот человек из скромной семьи с детства обладал большим умом, формировавшимся в различных дисциплинах, таких как литература и музыка. Известно, что он участвовал в различных войнах в качестве солдата пехоты, как на Пелопоннесе, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

Что касается его мышления как философа, Сократ Он подчеркнул, сосредоточив свое внимание на области морали и этики . Он считал, что человек стремится к добру и что каждый порок есть продукт невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Эта позиция противоречила релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен искать мудрости в добродетели, ибо для ее достижения необходимо признать собственное невежество.

Сам он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считают, что знают больше, чем знают на самом деле. Таким образом, он использовал иронию и диалог, чтобы обнажить противоречия своих собеседников и заставить других увидеть уровень знаний, которыми они действительно обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Его мысль

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктивизма в том смысле, что он считал, что универсальные концепции должны быть получено от простого к сложному, от частного к общему . Каждый должен задавать свои вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего понимания того, как он работает.

Также его использование майевтики известно , которое основано на ответах на вопросы других другими вопросами, так что человек сам вырабатывает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления Учитывая, что каждый человек должен формировать свои собственные идеи. Его работа дошла до нас через различных учеников, и особенно через Платона, который отразил и углубил свою работу в некоторых концепциях, сформулированных Сократом.

Сократ был судим и приговорен к смертной казни через отравление болиголовом , обвинен в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Поступательное развитие науки и ее стремление к объективности могут затруднить для многих наблюдение взаимосвязи между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа в эту и другие науки имеет большую ценность и значение. Вот некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой . Влияние этого факта на современную науку о психологии очевидно, поскольку она является продуктом размышлений о содержании нашего разума, полученных от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свои мысли на этике и морали. Поведение человека в обществе и формирование моделей поведения, установок и ценностей — вот некоторые из многочисленных аспектов, которыми занимается психология.

  • Вам может быть интересно: «Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников, когда дело доходит до создания индуктивного метода, делая вид, что люди приходят к познанию истины через свой опыт вместо того, чтобы исходить из предполагаемого знания и дается добром. Этот метод в свою очередь имеет большое значение при порождении научного метода, характеризующегося гипотетико-дедуктивным умозаключением.

4. Метод Сократа

Диалог Сократа — это стратегия, основанная на майевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологической практике, являясь основой многих терапий. Он основан на реализации вопросов индуктивного кроя: терапевт проводит различные вопросы с целью заставить субъекта задуматься и найти собственный ответ на поставленное.

5. Предшественник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний путем создания общих знаний, которые, в свою очередь, зависят от способности субъекта придать смысл изученному материалу. Сократ считал, что ты должен учить не что думать, а как это делать . Это соображение связано с поиском конструктивизма, который учащийся порождает в процессе обучения, благодаря применению различных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предлагал Сократ, учитель должен помочь ученику генерировать, создавать собственные знания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts