Влияние типа темперамента на поведение детей
Темперамент, в психологии, аспект личности, связанный с эмоциональными диспозициями и реакциями, их скоростью и интенсивностью. Этот термин часто используется для обозначения преобладающего настроения или настроения человека. Понятие темперамента в этом смысле исходило от Галена, греческого врача, который развил его опираясь на более раннюю физиологическую теорию четырех основных жидкостей тела: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Согласно их относительному преобладанию в индивидууме, они должны были производить, соответственные типы темпераментов, обозначаемые как сангвиник (теплый, приятный), флегматик (медленный, апатичный), меланхолик (подавленный, грустный) и холерик (неуравновешенный). Более поздние теории подчеркивают влияние эндокринных желез на эмоциональную реактивность. Современная психология придает первостепенное значение деятельности вегетативной нервной системы, особенно ее симпатической ветви, в эмоциональной реактивности: автономная перенапряженность тесно связана с невротическими диспозициями. Поскольку такие ответы могут быть обусловлены, индивидуальные различия в легкости кондиционирования (также, вероятно, врожденные) также играют определенную роль в определении темперамента [6].
Темперамент не воспитывается, а лишь корректируется, т.к. это врожденное качество. Оно определяется силой и скоростью нервных реакций возбуждения и торможения. Т.е., импульсивный малыш или ребенок-тугодум такой не назло вам и не потому, что его не кормили грудью, это своеобразие проявлений психики. Темперамент не оказывает влияния на способности, возможности, интересы или принципы ребенка, он проявляется лишь в поведении, поступках и реакциях. Среди детей практически не встречается «чистых» типов (абсолютного холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика), всегда есть преобладание каких-то черт, по которым можно условно определить тип темперамента.
Детский темперамент в психологии включает многие аспекты личности ребенка, что приводит к формированию их установок и поведения. Понимание темперамента ребенка имеет решающее значение в воспитании и руководстве ребенком на протяжении всей его жизни [2].
Для того, чтобы мы могли понять детский темперамент определяем к какому из девяти моделей поведения относится ребенок:
1. Деятельность — это относится к физической энергии ребенка. Ребенок может быть очень активным и постоянно двигаться, в то время как другой ребенок может вести себя, расслабленно и предпочитает сидеть неподвижно, а не бегать. Первый ребенок может ориентироваться на спорт, в то время как второй ребенок может больше заниматься мелкой моторикой, например, рисовать и читать.
2. Регулярность или ритмичность — это относится к тому, имеет ли ребенок режим или является случайным с точки зрения биологических функций. Если ребенок всегда просыпается в 7 утра и хочет поесть в 11 часов утра, он может хотеть, чтобы все делалось в обычном порядке, в то время как ребенок, который просыпается в разное время, может делать что-то случайно.
3. Первоначальная реакция – здесь главный вопрос состоит в том: «Ребенок колеблется в подходе к другим людям или вещам, или он смел и смотрит на них, как будто не думая?»
4. Адаптивность. Здесь мы спрашиваем, может ли ребенок легко приспособиться к новым вещам или изменениям в своей среде, или он сопротивляется таким изменениям.
5. Интенсивность. Оценивая интенсивность, мы задаем вопрос: «Является ли ребенок спокойным в определенной ситуации или он становится интенсивным (например, возбужденным)?»
6. Настроение — это относится к реакции ребенка на приятное или неприятное событие или вещь.
7. Отвлекаемость — это относится к вероятности того, насколько легко успокоить ребенка или отвлечь его от определенных занятий.
8. Стойкость и внимание — это уровень настойчивости ребенка, мы можем спросить: «Может ли ребенок легко потерять интерес к занятиям или он достаточно терпелив, чтобы закончить это?»
9. Чувствительность — это относится к толерантности ребенка к изменениям в его окружении. Например, чувствительный ребенок может быть отвлечен, когда его мать включает радио, в то время как менее чувствительный ребенок может продолжать свою работу [5].
Рассматривая девять моделей поведения, которые может показать ребенок, можно определить три типа детей с точки зрения их детского темперамента.
1. Легкий ребенок — тот, у кого есть режим в его биологических функциях, таких как пробуждение, сон и питание. У него в целом позитивное отношение, хорошее настроение, он легко адаптируется к изменениям. Иногда он может расстраиваться, но через некоторое время он способен снова улыбаться.
2. Трудный ребенок — это тот, у кого есть случайные циклы бодрствования, сна и питания. Когда он сталкивается с новыми вещами или изменениями, он проявляет негативное поведение или подход, например, громко плачет или устраивает истерики. Нужно больше времени, чтобы адаптироваться к новым людям, еде или местам.
3. Дети с замедленным темпом — это тот, кто изначально демонстрирует негативный подход, но с меньшей интенсивностью, чем у трудного ребенка, когда он сталкивается с новой пищей, вещами, людьми и событиями. Тем не менее, повторное воздействие этих изменений приведет к принятию ребенка, и он может постепенно проявлять более позитивный отклик в их отношении [4].
Влияние окружающей среды на детский темперамент.
Обнаружение умеренных генетических влияний на детский темперамент не отрицает важность окружающей среды. Генетические факторы составляют от 20% до 60% фенотипической дисперсии личности, а это означает, что остальные 40% — 80% относятся к факторам окружающей среды. Очевидно, что окружающая среда очень важна для темперамента. Если дети растут в одной семье это не делает всех похожими друг на друга по темпераменту. Члены семьи схожи по характеру в основном из-за общей ДНК [1].
Если общая семейная среда не оказывает существенного влияния на характер, то что делает? Ответ лежит внутри, а не между семьями. Факторы окружающей среды, которые важны для темперамента, — это те факторы, которые не разделяются членами одной семьи, то есть воздействия окружающей среды, которые являются уникальными для членов семьи (то есть, несанкционированные воздействия окружающей среды). Нахождение значительных и существенных неотделимых воздействий окружающей среды на темперамент обеспечивает важный фокус для исследователей, заинтересованных в воздействии окружающей среды на темперамент. В большинстве исследований, посвященных влиянию окружающей среды на темперамент, учитывались такие семейные эффекты, как стиль воспитания и семейное функционирование. Исследования поведенческой генетики показывают, что вместо изучения факторов окружающей среды, которые различны для разных семей, будет более выгодным сосредоточиться на факторах окружающей среды, которые различаются внутри семей (например, дифференциальное воспитание). Исследователям необходимо подумать о том, почему индивиды в одной семье сильно отличаются по темпераменту. Это предполагает изучение более чем одного человека на семью и изучение связи эмпирических различий в семье с различиями в темпераменте [3].
Есть некоторые исключения из общего вывода об отсутствии общих экологических влияний на темперамент. В нескольких исследованиях были выявлены общие экологические факторы, влияющие на оценку позитивного эффекта и связанных с ним поведения родителей и наблюдателей (например, улыбка, интерес к другим) в младенчестве и раннем детстве. Личность матери и безопасность привязанности были предложены в качестве возможных источников общей экологической дисперсии при положительном влиянии. Кроме того, хотя и не хорошо изученные, ритмичность и прослеживаемость не показали какого-либо генетического влияния, но оказывают существенное общее влияние на окружающую среду, по крайней мере, в одном исследовании. Эти результаты должны быть воспроизведены, но вполне возможно, что в какой-то степени общие экологические воздействия на эти два измерения отражают поведение родителей (например, планирование мероприятий, методы успокоения). Наконец, наблюдательные меры застенчивости и механических мер активности показывают некоторую общую экологическую дисперсию, тогда как родительские оценки одного и того же поведения. Опять-таки, эти результаты должны быть воспроизведены, но они выдвигают на первый план необходимость большего числа наблюдательных исследований для оценки возможной роли общей среды в развитии личности.
2. Темперамент и его роль в развитии личности.
Влияние темперамента на деятельность и поведение человекаВлияние темперамента на деятельность и поведение человека
курсовая работа
Устойчивые индивидуальные особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени, обусловленные генетически, обычно относят к темпераменту. В отечественной психологии индивидуальность традиционно рассматривалась на уровнях организма, поведения (темперамент) и личности в контексте социальных отношений. Личность появляется не внезапно и скачкообразно, ее развитие — постепенный процесс [22, 828].
Рассмотрим роль темперамента в развитии и формировании характера.
Первостепенное значение, по мнению В. Д. Небылицына, для формирования особенностей темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий жизни и деятельности.
Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей [17, 153].
Также можно проследить влияние темперамента на эмоциональность и типологические свойства нервной системы.
Э. А. Голубева рассматривает эмоциональность преимущественно как устойчивая характеристика с точки зрения доминирующего знака эмоций — положительного или отрицательного.
К. Е. Изард отмечает значимую корреляцию индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях с измерениями темперамента у детей и с чертами личности у взрослых. Дети, предрасположенные к торможению, имеют как в нейрональной, так и в когнитивной системах эмоций низкий порог робости, застенчивости, страха, особенно в новых социальных условиях. С этой особенностью связана такая черта темперамента, как большая чувствительность к угрозе.
У взрослых, как и у детей, имеет место устойчивая положительная или отрицательная эмоциональность.
В. Д. Небылицын и его единомышленники сопоставили многие ЭЭГ-показатели, регистрируемые в передних и задних отделах мозга, с различными характеристиками эмоциональности как черты темперамента [2, 367].
Темперамент оказывает влияние на способности.
Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст.
Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Б. М. Теплов определил основные их признаки:
1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
3) способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.
Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности [3, 274].
Можно проследить роль темперамента в развитии деятельности человека.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.
Л. Д. Столяренко выделяет четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1. Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.
2. Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
3. Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
4. Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля [24, 489].
Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты. Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности [8, 184].
Темперамент и личность: какая связь?
Темперамент и личность
Как темперамент помогает формировать
характеристики нашей личности?
Темперамент влияет на наше взаимодействие с окружающей средой.
Разное взаимодействие = разный опыт.
Темперамент относится к поведенческому стилю, «как» поведения. Личность описывает, «что» делает человек или «почему» он что-то делает. Давно признанные разными, исследователи исследовали связи между биологическими аспектами поведения, наблюдаемыми в темпераменте, и структурой и развитием личности.
В настоящее время одной из самых популярных теорий личности является теория Большой пятерки Пола Косты и Роберта Маккрея. На основе повторного факторного анализа черт личности эти авторы пришел к выводу, что личность состоит из пяти универсальных измерений: экстраверсии, доброжелательности, невротизма, открытости и добросовестности. Они считают, что эти пять факторов могут быть обнаруживаются в самооценке личности у молодых людей, как только они могут оценивать себя, и остаются неизменными в зрелом возрасте.
Исследователи темперамента искали связи между факторами, определенными как темперамент, и факторами «Большой пятерки» как у взрослых, так и у детей. В частности, Ротбарта. Было показано, что анкеты коррелируют с личностными характеристиками, открывая новые возможности для исследований. Исследование Ротбарта продемонстрировало значительные связи с четырьмя Черты личности Большой пятерки, основанные на таких параметрах ее темперамента, как ориентировочная чувствительность, напряженное внимание, экстраверсия и негативный аффект. Только личностная характеристика Доброжелательность не коррелировала значимо ни с одной из шкал темперамента.
Конечно, было проведено множество других исследований, включая растущее число европейских исследований под руководством Гедольфа Конштамма, Ивана Мервьельде и Берита Хагекулла. В США темперамент исследователи Чарльз Халверсон и Рой Мартин опубликовали как теоретические, так и эмпирические статьи о связи темперамент-личность. Темперамент и личность явно связаны, но не одно и то же, основанное как на концептуальных, так и на эмпирических основаниях. Ссылки есть, но их еще предстоит полностью понять.
Выявление качеств темперамента, влияющих на развитие личности в младенчестве и раннем детстве, также является важным вопросом. Меньшее количество исследований рассматривало эту тему, который пытается понять, как темперамент довербального ребенка раскрывается в личностных характеристиках в раннем возрасте, детстве и, в конечном итоге, во взрослой жизни.
Чтобы определить свои качества взрослого темперамента, перейдите по номеру сюда.
Чтобы узнать, как оценивается темперамент в младенчестве и детстве, перейдите по ссылке .
Связанное содержание: Часто задаваемые вопросы о темпераменте
Является ли темперамент тем же самым, что и личность?
Вы родились со своим темпераментом, но личность развивалась постепенно. Хотя у них есть какая-то связь, они совершенно разные.
Ваш темперамент, иногда называемый характером, относится к аспектам вашей личности, на которые влияет ваша биология, а не ваш опыт.
Ваша личность включает в себя ваши мысли, убеждения, наклонности, предпочтения, поведение и черты характера. И ваш темперамент, и характер влияют на вашу личность.
Темперамент относится к фундаментальной части вашей личности, говорит Мирела Лофтус, доктор медицинских наук, медицинский директор Newport Healthcare Connecticut. «Это наше преобладающее настроение или модель настроения».
С другой стороны, личность — это все ваше «я», включая ваш темперамент. По словам Лофтус, на вашу личность влияет ваш темперамент, который, как считается, определяется биологически, а также ваше окружение и опыт.
Темперамент
Обычно вы говорите о темпераменте, когда описываете поведение младенца в самом раннем возрасте.
«Вы не сказали бы: «У ребенка интровертная личность» точно так же, как вы бы не сказали: «У подростка холерический темперамент», — объясняет Лофтус.
Она приводит следующие примеры четырех основных типов темперамента:
- сангвиник (теплый, оптимистичный, общительный)
- флегматичный (расслабленный, апатичный, медлительный)
- меланхолик (аналитический, тихий, ностальгический)
- холерик (раздражительный, быстро реагирующий)
Темперамент информирует о том, как вы ведете себя и перемещаетесь по миру, как и ваше: уровни энергии
В отличие от личности, темперамент не зависит от опыта.
Темперамент может иметь генетическую связь, а личность формируется из жизненных ситуаций. В этом смысле ваш темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным на протяжении всей жизни, в то время как ваша личность может меняться.
Личность
Ваша личность состоит из отдельных отличительных черт, и взаимодействие друг с другом может определять ваше поведение и реакцию в определенных ситуациях.
Some common personality traits include:
- optimism or pessimism
- extraversion or introversion
- agreeableness
- confidence
- generosity
- creativity
- fairness
- loyalty
- warmth
Личность развивается с возрастом. Обычно это включает в себя такие элементы, как ваш любимый цвет или музыка, предпочитаете ли вы оставаться дома или выходить на улицу, и если вы в основном участвуете или молчите во время рабочих встреч.
Черты характера часто описываются в противоположных терминах, но многие люди попадают в спектр. То, что вы предпочитаете быть среди людей, не означает, что вы не можете время от времени проводить время в одиночестве.
Темперамент влияет на то, как вы реагируете и относитесь к миру в детстве. Например, как вы адаптируетесь к отсутствию опекуна или насколько вы настойчивы, когда чему-то учитесь.
Реакции ребенка и взаимодействие с окружающей средой постепенно формируют его личность. Они могут подтверждать или сдерживать определенное поведение или предпочтения.
«Темперамент продолжает влиять на то, как мы относимся к миру, даже после того, как личность сформировалась, поскольку темперамент — это набор врожденных черт, которые относительно стабильны и постоянны с рождения», — объясняет Лофтус.
Темперамент может влиять на то, как вы реагируете на определенные жизненные проблемы или ситуации.
Например, человек с холерическим темпераментом, который может иметь раздражительный характер, может иметь более сложные времена из-за стресса на работе. Они могут быть более реактивными, чем рефлексивными, чем люди с флегматичным темпераментом.