Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)
В литературе по психологии и методологии творчества недостаточно глубоко освещаются вопросы мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в «тризовской» литературе. В книге «Как стать гением» авторов Генриха Альтшуллера и Игоря Верткина, есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды, но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. А что заставляет человека быть творческим?
Этому вопросу в известной литературе, к сожалению, уделяется очень мало места.
Если мы хоть немного попытаемся разобраться в этом вопросе, то, вероятно, более ясными станут пути активизации и развития творческих способностей человека.
«Ничто не возникает само по себе, все является следствием каких-то причин» — так говорили еще древние. Необходимость проявить творчество, тоесть найти новое неизвестное ранее решение, так же является следствием какой-то причины, а точнее, ответом или реакцией на неудовлетворенную потребность или нереализованный мотив.
По происхождению эти потребности или мотивы можно разделять на внутренние и внешние. Внутренние мотивы возникают в самом человеке и заложены в нем в виде инстинктов или, если можно так сказать, на генетическом уровне. Внешние мотивы возникают под влиянием общественной потребности того общества в котором находится человек. Рассмотрим подробнее внутренние и внешние мотивы творчества
Внутренние мотивы творческой деятельности человека:
Реализация поисковой потребности.
Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он находится, пытается ее изучить, понять и использовать для своего существования. Эту естественную поисковую потребность, можно назвать «природным любопытством», которое заставляет человека изучать и анализировать новую для него ситуацию, делать какие-то выводы и совершать новые действия, которые он ранее не делал, тоесть проявлять творчество.
Подавляющее большинство ученых занимаются творчеством именно под влиянием, внутренне заложенной в них, поисковой потребности. Эту поисковую потребность можно развивать с детства соответствующим воспитанием, или же, наоборот, заглушить ее. В последнем случае слова сатирика Михаила Жванецкого будут звучать особенно правдиво — «В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче»
Инстинкт самосохранения, выживания и продолжения рода.
В экстремальных условиях, когда человек испытывает опасность, он активизирует свои творческие способности и часто находит изобретательское решение, которое сохраняют ему жизнь. Таких примеров можно привести много.
Мотив к творчеству возникает и тогда когда необходимо выжить в каких-то особо сложных условиях. В таких случаях человек часто по новому использует имеющиеся у него средства и ресурсы. Такие творческие действия помогают ему преодолеть возникшие трудности.
Не меньшее количество творчества, а может быть и больше, человек проявляет чтобы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Мы можем убедиться в этом, читая древние баллады о влюбленных, средневековые романы о рыцарях и современную беллетристику. Всегда и везде влюбленный человек проявляет максимум творческих способностей, чтобы найти свою половину и подчиниться великому зову природы.
Удовлетворение материальных потребностей —
(Пища, кров, одежда и т. п)
Основная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение материальных потребностей человека. Такими потребностями являются возделывание сельскохозяйственных растений, приготовление пищи, изготовление одежды, строительство домов, дорог и многое, многое другое. Человек никогда бы не создал этих вещей если бы в них не возникла потребность. А по мере развития общества развиваются и материальные потребности, которые еще в большей степени мотивируют человека на проявление творческих способностей.
Удовлетворение духовно -социальных потребностей
(Самоуважение, признание, самореализация и саморазвитие)
Когда первичные материальные потребности, в какой — то мере, удовлетворены, появляются необходимость удовлетворить духовные потребности, а так же потребность в признании, самореализации и саморазвития. Под действием этих мотивов человек создает письменность, музыку, искусство и науку.
Постоянно растущая потребность в саморазвитии порождает великих поэтов, писателей, артистов, философов, ученых и многих других творческих людей, деятельность которых позволяет сохранить и развивать цивилизацию.
Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.
Желание быть богатым, получать много денег, иметь высокую должность и властвовать подчиненными, для многих является сильным мотивом, чтобы развить и задействовать свои творческие способности. Известный персонаж Остап Бендер проявлял чудеса изобретательности, находчивости и изворотливости, чтобы приобрести желанный миллион. Присмотритесь к «власть имущим», все они в известном смысле, достаточно изобретательные и творчески развитые люди. Иногда только жаль, что их творчество не всегда направлено на благо народа, которому они служат.
Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.
Лень — это нежелание человека выполнять какую — то работу. Многие считают, что лень и желание человека паразитировать, на чем либо, является одной из движущих сил развития творческих способностей.
Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся он земледелием — изобрел соху. Лень стало человеку гоняться за мамонтом — изобрел ловчею яму, неохота стало ему ходить пешком — появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так во многих других областях.
Мне лично лень было каждый день открывать утром и закрывать вечером форточку для проветривания теплицы. Чтобы не заниматься этой работой пришлось изобрести и изготовить из подручных материалов автоматическое устройство для открывания и закрывание форточки теплицы. Одной заботой стало меньше, но лень не прошла. Она по-прежнему командует мной и мотивирует на создание других изобретений.
Выше были кратко обозначены мотивы творчества, которые человек имеет или создает внутри себя. Теперь рассмотрим мотивы, которые формируются внешней средой.
Внешние мотивы творческой деятельности человека:
Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества.
Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности — от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи системы «ИНТЕРНЕТ». У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.
Следование идеологии, культуре и мифам общества.
Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.
Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.
Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать непризнание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек, чтобы не быть «белой вороной» стремится максимально проявить свои творческие способности. Не всем это удается, но все к этому стремятся
Все перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но какой то один из них, будет доминирующим. Это определяется социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением.
При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: — Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого?
Здесь огромный объем работы для родителей, учителей и педагогов, которые решают задачи связанные с воспитанием творческой личности.
Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.
С уважением, автор Иванов Г. И.
Мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова)
Мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова)Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов:
«очень сильно повлияло» — 5 баллов;
«сильно повлияло» — 4 балла;
«средне повлияло» — 3 балла;
«слабо повлияло» — 2 балла;
«никак не повлияло» — 1 балл.
№ | Утверждения | оценка |
1 | Требует общения с разными людьми | |
2 | Нравится родителям | |
3 | Предполагает высокое чувство ответственности | |
4 | Требует переезда на новое место жительства | |
5 | Соответствует моим способностям | |
6 | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | |
7 | Дает возможность приносить пользу людям | |
8 | Способствует умственному и физическому развитию | |
9 | Является высокооплачиваемой | |
10 | Позволяет работать близко от дома | |
11 | Является престижной | |
12 | Дает возможности для роста профессионального мастерства | |
13 | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | |
14 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | |
15 | Является привлекательной | |
16 | Близка к любимому школьному предмету | |
17 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | |
18 | Избрана моими друзьями | |
19 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | |
20 | Дает большие возможности проявить творчество |
Обработка данных
Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
Источник:
|
Внутренняя и внешняя мотивация: в чем разница?
В чем разница между внутренней и внешней мотивацией? Каковы некоторые примеры каждого?
По определению, внутренняя мотивация исходит изнутри человека (например, чувства, ценности и цели). Напротив, внешняя мотивация исходит от внешних сил (например, обязанностей и сроков).
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о внутренней и внешней мотивации.
Стремление — это сила, которая побуждает вас работать с максимальной отдачей. Это поможет вам не сбиться с пути даже в самых сложных испытаниях. Побуждение может быть получено как из внутренней, так и из внешней мотивации.
Внутренние мотивационные силыВнутренние мотивационные силы — это чувства, ценности и цели, которые движут вами. Они вызывают чувство удовлетворения, когда вы достигли цели, и чувство разочарования, когда вы чувствуете, что не выполняете поставленные задачи. Они исходят из вашего внутреннего желания улучшить себя и достичь мастерства в своей области. Внутренние силы делятся на две категории: идентичность и одержимость .
СамобытностьСамобытность относится к необходимости придерживаться высоких стандартов совершенства. Высокоэффективные сотрудники связывают свою индивидуальность со своей работой, постоянно следят за собой и ищут возможности улучшить свою работу. Когда они достигают успеха, они чувствуют признание и гордость. Однако, когда они отстают, они признают свои недостатки и стремятся к более высокой производительности в будущем.
ОдержимостьНавязчивая идея относится к необходимости понять и освоить тему. Высокоэффективные специалисты одержимы выбранной ими областью, посвящая часы исследованиям, практике и обсуждениям своего дела. Им не нужен стимул или вознаграждение, чтобы посвятить себя работе. Вместо этого они чувствуют внутреннюю потребность учиться как можно больше и применять свои знания на практике.
Внешние мотивационные силыВнешние мотивационные силы — это факторы, не зависящие от человека, которые побуждают его работать хорошо. Некоторые приравнивают эти силы к «давлению». Однако, хотя эти силы и создают определенное давление, их не следует рассматривать как отрицательных . Эти силы делятся на две категории: долг и срочность .
ДолгДолг — это обязательство перед кем-то или чем-то помимо вас самих. Это может быть что угодно, от обязательства перед значимым другим до чувства ответственности за организацию. Например, высокоэффективный морской пехотинец испытывает чувство долга перед своей страной. Из-за этого они будут следить за тем, чтобы их действия отражали их желание служить, даже если это означает жертвовать почти всем.
СрочныйСрочный означает обязательство установить жесткий крайний срок , а не мягкий крайний срок:
- Мягкие сроки – это сроки, которые не влекут за собой последствий. Например, если вы скажете себе, что собираетесь закончить головоломку к пятнице, но не сделаете этого, последствия не будут серьезными.
- С другой стороны, жесткие сроки — это сроки, которые влекут за собой последствия. Например, если ваш начальник говорит, что ему нужен ваш отчет на его столе к 14:00. для важной встречи несоблюдение этого срока может привести к серьезным проблемам.
Внутренняя и внешняя мотивация – отличия и примеры
| Типы мотивации | Внутренняя и внешняя мотивация могут сосуществовать | Разница между внутренней и внешней мотивацией | Наука Мотивации |
Основное различие между внутренней и внешней мотивацией заключается в том, что внутренняя мотивация ведет к выполнению деятельности ради удовольствия, а внешняя мотивация ведет к выполнению ее ради отдельного результата или внешнего стимула, отличного от удовольствия от задачи.
Типы мотивации
В психологии существует два различных типа мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация — это участие в деятельности, потому что она доставляет удовольствие. Вы можете найти это забавным или сложным. Вы занимаетесь делом ради него самого, а не потому, что получите очевидное внешнее вознаграждение или внешние мотиваторы. Ощущение от выполнения самой задачи и есть награда.
Подумайте о том, что вы делаете в повседневной жизни, чем занимаетесь ради чистого удовольствия. Если вы читаете эту статью из личного интереса и любопытства, и вам нравится узнавать больше о теме, значит, у вас есть внутренняя мотивация.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация означает делать что-то не потому, что вам это нравится, а потому, что вы хотите получить внешнее вознаграждение или избежать наказания. Внешняя мотивация является полной противоположностью внутренней мотивации.
Использование внешней мотивации для управления человеческим поведением широко распространено в повседневной жизни. Если вы читаете эту статью, потому что вам нужна информация для подготовки к экзамену или для написания статьи, то у вас внешняя мотивация.
Внутренняя и внешняя мотивация могут сосуществовать
Люди могут вести себя одинаково по разным причинам и, следовательно, по разным мотивам.
Но иногда внутренняя и внешняя мотивация могут сосуществовать, даже если они противоположны друг другу.
Например, вы можете изучать психологию, потому что вам нравится изучать эту тему, но вы также хотите получать хорошие оценки. Поэтому вы очень усердно учитесь из-за внутренних и внешних стимулов. Итак, у вас есть как внутренняя, так и внешняя мотивация к обучению.
Внутренняя и внешняя мотивация
Основные различия между внутренней и внешней мотивацией заключаются в источнике мотивации 1 .
Внутренняя мотивация – это выполнение деятельности для получения удовольствия, в то время как внешняя мотивация – выполнение чего-либо для отдельного результата или внешнего стимула, отличного от удовольствия.
Однако внутреннее и внешнее не отражают источник мотивации.
Внутренняя мотивация или внутреннее стремление, мотивация, исходящая изнутри, может быть и внешней.
Например, желание получить высокие оценки может исходить от студента, потому что он хочет поступить в колледж. Несмотря на то, что это внутреннее желание, учащийся по-прежнему действует по внешней мотивации, потому что он делает это ради отдельного результата, помимо личного удовлетворения.
Примеры внутренней и внешней мотивации:
Примеры внутренней мотивации | Примеры внешней мотивации |
Игра в теннис для развлечения | Игра в теннис для победы |
Игра на пианино, потому что вам нравится создавать музыку роман, чтобы написать отчет о книге | |
Волонтерство, потому что вам нравится помогать другим | Волонтерство, потому что вы хотите нравиться другим |
Просмотр фильма для удовольствия | Ходить в кино с сопровождающим |
Учиться, потому что вам нравится изучать тему | Учиться, потому что вы хотите, чтобы хорошие оценки радовали ваших родителей вы хотите получить бонус |
Прогулка, чтобы расслабиться | Прогулка, чтобы похудеть |
Игра с ребенком, чтобы чувствовать себя на связи | Игра с ребенком, чтобы предотвратить истерику |
Выражение благодарности за то, что вы цените помощь других | Выражение благодарности за то, что вы хотите следовать социальным правилам |
Изучение нового языка, потому что вам нравится узнавать новое | Изучение нового языка для работы в другой стране |
Готовить, потому что вам нравится создавать новые блюда | Готовить, потому что ваша семья голодна |
Делать поделки, потому что вам нравится заниматься творчеством | Делать поделки, чтобы продавать их за деньги |
Улыбаться, потому что вам это нравится | Улыбаться, потому что вы чувствуете себя обязанным |
Усердно работать, потому что вас заряжает позитивная рабочая среда | Усердно работать, потому что финансовые стимулы будут данный. |
Выполнение работы по дому, потому что вам нравится наводить порядок в доме | Выполнение работы по дому, потому что вы хотите получать пособие |
Что вызывает внутреннюю мотивацию
Внутренняя мотивация обусловлена внутренней психологической наградой. Внутреннее или внутреннее вознаграждение — это положительные эмоции, возникающие при выполнении самой деятельности.
Примеры внутреннего вознаграждения:
- Чувство компетентности при освоении нового навыка,
- Чувство выполненного долга, когда вы видите прогресс в своей работе,
- Чувство принадлежности, когда вы участвуете в групповой деятельности, и
- Чувство причастности то есть, когда вы работаете волонтером в приюте или наставляете юниора.
Что вызывает внешнюю мотивацию
Внешняя мотивация может быть обусловлена психологическими или материальными системами вознаграждения. В то время как материальные вознаграждения всегда внешние, психологические вознаграждения иногда могут исходить изнутри.
Примеры поощрений, которые приводят к внешней мотивации:
- Материальные – новая игрушка, дополнительное пособие, премия и т. д.
- Психологические – похвала, отсутствие критики и т. д.
Связано: Как мотивировать детей
Что лучше – внутренняя или внешняя мотивация
Различные мотивы могут существенно повлиять на качество действия, даже если они могут мотивировать одно и то же поведение.
Исследователи обнаружили, что когда люди внутренне мотивированы, качество их действий лучше, что приводит к лучшей производительности , особенно в долгосрочной перспективе. Они более страстны и имеют более сильное чувство личной приверженности . Их больше настойчивый при столкновении с трудностями. Эти люди также более креативны и с большей вероятностью придут к новым идеям и решениям 2 .
Хотя внутренняя мотивация кажется лучше внешней, бывают случаи, когда внешняя мотивация действует как внутренний эквивалент. Это происходит, когда человек может усвоить причину, по которой он что-то делает, потому что причина согласуется с его собственными ценностями.
Наука мотивации
Знание того, что движет человеком, может помочь вам обрести мотивацию.
Когда это возможно, ищите внутреннюю мотивацию, ищите аспекты деятельности, которые вам интересны, или причины, которые могут помочь вам усвоить ее в своих личных целях.
Теория самоопределения предполагает наличие трех основных потребностей, которые являются внутренними мотиваторами. Эти мотивирующие факторы могут влиять на внутреннее желание человека 3 :
1. Автономия
Человек может быть внутренне мотивирован только тогда, когда он чувствует, что у него есть автономность на выбор. Решение об участии должно быть «свободным выбором» без каких-либо условий.
2. Чувство компетентности
Одним из сильнейших внутренних мотиваторов является чувство компетентности . Когда человек выполняет сложную задачу или осваивает новый навык, он чувствует себя выполненным и с большей вероятностью сделает это снова. Принимайтесь за новые задачи, которые достаточно сложны, чтобы быть интересными, но не слишком сложны, чтобы отпугивать.
3. Родство
Люди устроены так, что ищут связи с другими. Родственность — одна из самых сильных психологических потребностей. Это относится к тому, насколько хорошо человек чувствует себя связанным, защищенным, уважаемым и заботливым.
Эффект сверхоправдания
Исследователи обнаружили, что когда людям даются внешние мотиваторы (например, денежное вознаграждение) для участия в первоначально интересных занятиях (например, решение головоломок), их внутренняя мотивация снижается. Если впоследствии им будет предложена возможность сделать это без вознаграждения, они с меньшей вероятностью будут участвовать. Эффект сверхоправдания — это явление, при котором внешняя сила переоценивает причины для вовлечения, которые раньше были ее собственной наградой 4 .
Как эффективно мотивировать
Иногда для мотивации необходимо использовать внешние факторы. Чтобы этот тип мотивации работал, должен быть баланс между внутренними факторами и внешними факторами.
Например, положительная обратная связь способствует личностному росту работников лучше, чем материальное вознаграждение. Использование словесной похвалы для поощрения хорошего поведения у детей работает лучше, чем вручение им золотой звезды.
Каталожные номера
1.
Райан Р.М., Кестнер Р., Деси Э.Л. Настойчивость, связанная с эго: когда поведение свободного выбора не мотивировано внутренне. Мотив Эмот . Опубликовано в Интернете в сентябре 1991 г .: 185–205. дои: 10.1007/bf00995170
2.
Райан Р., Деси Э. Внутренние и внешние мотивы: классические определения и новые направления. Contemp Educ Psychol .