Внимание в психологии виды и свойства: Внимание 💡 Виды, свойства, особенности и теории

Виды и свойства внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 138113
  • Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
  • Следующая статья Внимание и его физиологические основы
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол».

Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойст­венно и животным.  Произвольное внимание — специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.

 

К. Маркс писал: «Кроме напря­жения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…» ‘

Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, назы­вают непроизвольным.

Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захваты­вающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять се­бя усилием воли быть внимательным.

—————

1 Маркс К. Капитал. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражи­телей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направ­ленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.

1. Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Вспом­ним, например, сцену пз кинофильма «Чапаев», когда ординарец Петька, желая привлечь внимание шумной толпы отдыхающих красноармейцев и понимая, что в общем шуме словесной призыв его не будет услышан, неожиданно для всех стреляет в воздух. Все непроизвольно затихли и повернулись к Петьке. Причем значение имеет не только абсолютная, во и относительная сила раздражителя (в полной тишине и легкий шорох привлечет вни­мание, в абсолютной темноте и огонек спички будет заметен).

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Не­обычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди малень­ких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.

3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прек­ращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки дела­ют мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание уче­ников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.

Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями; интересами. Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя):

«Это было 12 апреля 1061 г. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человел в космосе!» Работа прекра­тилась, ученики закричали, вскочили с мест. Включили репродуктор. Передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непроизволь­но и сохранялось без всякого напряжения с их стороны.

Интересами определяется и то обстоятельство, что одип че­ловек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляции не­произвольного внимания школьников играют интересы. У школь­ника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных.

Поэтому у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на колхозной ферме.

Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутрен­нему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущи­ми от второй сигнальной системы. Указания со стороны, собст­венная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо де­лать человеку, представляет для него непосредственный интерес.

И в процессе учебной деятельности школьнику требуется произ­вольное внимание, ясная постановка цели. организованность, со­хранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу — слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит кон­кретную задачу — следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом слу­чае школьник внимательно относится к ответу товарища, необ­ходимость быть внимательным вполне осознана.

3. Привычные условия работы. Если школьник готовит урони в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непос­редственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. Па этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, по скольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в небла­гоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значитель­но снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащегося.

Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) час­то не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что вниматель­но занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внима­ние учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школь­ник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что сла­бые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шо­рохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.

Сеченов приводил пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной работы. В ком­наты не проникали никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой комнате, поглощались. Стояла абсолютная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог — постепенно у людей возникало сонливое состояние.

Экспериментально показано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без каких-либо рисун­ков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают пред­мет хуже, чем школьники, размещенные в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами;

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания — послепроизволъное внимание. После-произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение о том, как он провел лето. Сначала работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отрывается, делает большие усилия, чтобы заставить себя работать, наконец сосредоточивается (произ­вольное внимание). Но постепенно ученик увлекся, пишет уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, и веселые игры. Школьник, захва­ченный воспоминаниями, торопится отразить их в сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно из приведенного примера, совме­щает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.

Охарактеризовать внимание человека сло­вами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика бу­дет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэ­тому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражи­телей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внима­ния. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответ­ственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко вни­мание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности вни­мания — это сила очага оптимального возбуждения и соответст­венно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточен­ность внимания обычно связана с глубоким, действенным инте­ресом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного вни­мания.

Устойчивость внимания это длитель­ное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг опти­мального возбуждения достаточно устой­чив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возника­ет вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль иг­рает при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объек­те пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться. Рассмотрите рисунок.

Что изображено на рисунке? На нем изображена усеченная пирамида, но мы видим ее то обращенной вершиной к нам, то уходящей   вглубь.   Такие   двойственные   изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.

Если человек активно действует с объектом (например, не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт какого-либо района по карте), то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько се­кунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточен­ности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреб­лять ими не следует, так как при частых -и длительных перерывах все- труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.

Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообраз­ной практической деятельности с предметом, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положи­тельные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необхо­димо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельно­сти на посторонние объекты — называют неустойчивостью внима­ния. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нуж­ной работы, механической деятельности. Например, ученик по­лучает задание сделать однотипные примеры по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внима­ния сильно страдает.

Объем внимания это количество объектов, которые вос­принимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охва­тываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами — тахистоскопа­ми (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой). На рис. 15 изображен бук­венный тахистоскоп.

Опыты показали, что объем вни­мания взрослого человека —от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимо­сти от возраста) — от 2 до 5 объек­тов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово (он схватывает слова, а не отдельные буквы). Формально объем внимания останется тем же (4—6 объектов), но букв человек воспри­мет уже не 4—6, а до 16, т. с прак­тически объем внимания увеличит­ся. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое. воспринимать их целыми комплексами. Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбуди­мостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Распределение внимания это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распре­деления внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распре­делять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого учени­ка в отдельности, следить за их поведением и учебной деятель­ностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.

При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятель­ности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относи­тельно малую часть внимания, она находится не в центре вни­мания, а на его периферии.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что при­вычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, нахо­дящимися в известкой степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточе­ния, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимна­стическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одно­временно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка — мастер спорта — свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необхо­димо.

Переключение внимания это перемещение внимания с одно­го объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность позна­вать окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у де­журного на пульте способность к переключению внимания!

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной системы.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большой пере­стройки характера деятельности. Однако при утомлении и одно­образной работе переключение внимания полезно и необходимо.

Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью. Собственно говоря, рассеян­ностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная дея­тельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. Таким был, например, Хлестаков, герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвле­чении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэто­му младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У учащегося среднего и старшего школьного возраста подобная рассеянность приводит к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному и неглубоко­му познанию, несерьезному отношению к своим обязанностям.

Подобная рассеянность — результат плохого воспитания. Ребе­нок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его во время приготовления домашних зада­ний. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоя­нием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систе­матически повторяются, они также станут привычными. Рассеян­ность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и теряет всякий интерес к уроку.

Преодоление рассеянности учащихся требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, и вы­рабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно повсед­невно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только ре­зультаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процес­се ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодоле­нии рассеянности.

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредото­ченности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ни­чего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлечен­ных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.

Как мы видим, указанные два вида рассеянности действитель­но противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосре­доточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Возникает вопрос: почему же столь концентрированное, со­средоточенное и устойчивое внимание считают недостатком? Ведь оно важное условие творческой, продуктивной работы. Все дело в том, что чрезмерная сосредоточенность часто приводит в жизни к серьезным последствиям — наблюдались случаи, когда погру­женные в свои мысли рассеянные люди, ничего не замечая вокруг, получали травмы на улице, принимали не то лекарство, уходя, забывали выключить газ или запереть дверь. Один из ученых, в рассеянности заперев дверь, ключ бросил в урну, а горящий окурок засунул в карман и пришел в себя, когда от его костюма повалил дым.

Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявля­ется несколько в иной форме. Например, когда младший школь­ник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразитель­ным. На уроках труда наблюдались случаи, когда чрезмерно увлеченный процессом строгания или опиловки металла школь­ник, вдруг придя в себя, обнаруживал с удивлением, что он почти всю заготовку превратил в стружку или опилки.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
— М.: Просвещение, 1980. — 352 с. С. 91-101.

  • Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
  • Следующая статья Внимание и его физиологические основы

Функции, виды и свойства внимания.

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.
 
    Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
 Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств  (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
    Функции внимания.
  Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его. 
  Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
  Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
  В то же  время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию —контроль и регуляцию деятельности.
  Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании.  Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
 
Виды внимания.
  Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание. 
   Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
  В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
   Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо  послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
  Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
  Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
  Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
  Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
  Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).
 
 Основные свойства внимания.
  Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.
Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
  Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
  Концентрацией внимания  называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.
  Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
  Все указанные свойства внимания  (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.
Под  объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).
 Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
  Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. 

Внимание: явления, функции, виды и свойства

Оглавление:

Все процессы восприятия и мышления направлены на объект, который в них отражается: Мы что-то воспринимаем, о чем-то думаем, что-то представляем или воображаем. В этом процессе не восприятие само по себе является восприятием и не мышление само по себе является мышлением; человек воспринимает и мыслит как личность, которая воспринимает и мыслит. Поэтому в каждом изученном до сих пор процессе всегда есть какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к объекту. Эта связь находит свое выражение во внимании.

Восприятие и воображение, память, мышление, фантазия — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс представляет собой единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — ощущения — и восприятия как образа предмета или явления действительности; мышление — единство мысли как деятельности и мысли как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание не имеет собственного особого содержания, оно проявляется в восприятии, в мышлении. Это сторона всех познавательных процессов сознания, причем сторона, в которой они предстают как деятельность, направленная на объект.

Поскольку внимание выражает отношение между субъектом и объектом, в нем также присутствует определенная двусторонность; с одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой стороны, объект привлекает внимание к себе. Причины внимания к этому, а не к другому объекту находятся не только в субъекте, они есть и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но их нет в объекте самом по себе, как a fortiori их нет и в субъекте самом по себе — они взяты в объекте в его отношении к субъекту, а в субъекте в его отношении к объекту.

Внимание обычно феноменологически характеризуется избирательной ориентацией сознания на определенный объект, который воспринимается с особой ясностью и отчетливостью. Избирательная ориентация является центральным феноменом внимания. Высшие формы внимания характеризуются активностью, спонтанностью субъекта.

Однако такая феноменологически корректная характеристика оставляет необъясненной как связь между двумя атрибутами внимания, так и природу и источники внимания в целом. Они должны быть раскрыты.

Появление внимания в процессе восприятия означает, что человек не только слышит, но и слышит или даже слышит, не только видит, но и смотрит, рассматривает, проверяет; его восприятие преобразуется в оперирование данными, а иногда и их извлечение с определенной целью.

Таким образом, внимание изначально предполагает изменение структуры процесса: от видения к взгляду, от восприятия к наблюдению, от процесса к целенаправленной деятельности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что такое изменение структуры процесса, благодаря которому он приобретает определенную направленность, повышает «ясность», «облегчение», наглядность воспринимаемого, при проверке порогов повышает чувствительность, дает сенсибилизацию.

Эффект сенсибилизации внимания был с большой достоверностью установлен в экспериментах Семеновской в нашем Государственном институте психологии по изучению изменений светочувствительности в период темновой адаптации при сосредоточении внимания на экспериментальной задаче различения световых порогов, отображаемых на адаптометре.

Не первый или второй факт сам по себе, а их соотношение составляет реальное содержание «внимания». Таким образом, внимание — это изменение в структуре процесса, который приводит к сенсибилизации. Эта взаимосвязь между структурой процесса и сенсибилизацией может быть и обратной; причина и следствие могут даже поменяться местами: Сенсибилизация, вызванная определенными условиями, может привести к тому, что активность будет направлена на яркое впечатление, вызванное сенсибилизацией, чтобы определить и проследить его природу. Первая зависимость имеет место преимущественно в так называемом волевом внимании, вторая — в непроизвольном. Когда какое-либо впечатление непроизвольно привлекает внимание в силу своей интенсивности, важности и т. д., оно действует с повышенной силой не потому, что активность субъекта направлена на него; напротив, впечатление или предмет направлены на него, потому что оно возникает особенно; это заставляет субъекта направлять на него внимание: пытаться следовать за ним, выяснить, что это такое, что его вызвало и т.д.

Для того чтобы понять сущность внимания, нам кажется целесообразным обобщить это понятие сенсибилизации таким образом, чтобы оно обозначало не только изменения сенсорных порогов, но и изменения — повышения (и, соответственно, понижения) «восприимчивости» к впечатлениям, мыслям и так далее. Основанием для такого расширения понятия сенсибилизации, то есть его генерализации, может служить предполагаемая общность механизмов этих явлений, которые — согласно этому предположению — связаны с трофическим влиянием вегетативной нервной системы на центральную нервную систему. Сенсибилизация в этом обобщенном смысле определяет ясность и отчетливость, которые обычно проявляются в феноменологических характеристиках внимания.

Природа внимания

Благодаря такому расширению понятия сенсибилизации, наше определение внимания в перцептивном процессе может быть также применено к мыслительным процессам. Возникновение внимания к определенному набору или системе представленных нам мыслей означает, в свою очередь, что, осознав их или заинтересовавшись ими, мы принимаем активное отношение к ним, начинаем думать о них, оперировать представленными нам данными и участвовать в решении проблемы или задачи, на которую направлен данный тип мышления. Опять же, внимание связано с изменением структуры психических процессов, с их превращением в направленную деятельность. Наличие внимания подразумевает структуру процесса, в котором субъект сталкивается с задачей, содержание которой направляет ход психических процессов; это порождает направленность, характерную для внимания. Субъектом и принятой им задачей направить свои мысли в одно русло, сосредоточить их на одном предмете; это порождает концентрацию, которую обычно называют вниманием. Внимание присутствует, когда субъект сталкивается с задачей, содержание которой определяет направление психических процессов. Невнимательность, или ее отвлечение, рассеянность в собственном смысле слова, обнаруживается тогда, когда задача, стоящая перед субъектом, не регулирует ход его психических процессов, так что направленность его восприятия (того, что он слышит, за чем следит глазами и т.д.) или его мыслей (того, что непроизвольно приходит ему в голову), не регулируемая предметным содержанием объекта, расходится с направлением деятельности, требуемой задачей. Это происходит либо потому, что направленность определяется другой деятельностью, направленной на другую задачу (переключение внимания с одного объекта на другой), либо потому, что мысли субъекта вообще не собираются целенаправленной деятельностью, задачей.

Если, как в случае с непроизвольным вниманием (см. ниже), субъект не ставит себе задачу сознательно, возникновение внимания все же связано с его непроизвольным возникновением. Так, если что-то, вызвав интерес субъекта, возбуждает его внимание, это практически означает, что впечатление, вызвавшее интерес, вызывает сформулированный или несформулированный вопрос, содержащийся в самом интересе: что это? Где? Почему? В этом вопросе уже содержится задание, технически осмысленное содержание которого направляет познавательную активность субъекта на объекты. Таким образом, в данном случае внимание также выражается в определенной структуре деятельности; задача этой деятельности через свое предметно-семантическое содержание регулирует протекание психических процессов и направляет их на определенный объект; последний тем самым выходит на первый план. В этом суть «внимания»: вовлечение в деятельность процессов, регулирующих ее протекание и направленных на определенный объект, в результате чего возникает «сенсибилизация» (в обобщенном смысле) к этому объекту или сенсибилизация к конкретному объекту, значимость которого для субъекта вызывает направленную на него активность.

Избирательная сенсибилизация в отношении того или иного объекта обусловлена общим состоянием организма, особенно нервной системы, которая создает более или менее благоприятные условия для возникновения избирательной сенсибилизации, характерной для внимания. Эта зависимость не односторонняя, а двусторонняя. Селективная сенсибилизация, вызванная появлением значимого для субъекта объекта деятельности, может изменить общий тон деятельности нервной системы и вызвать генерализующий, общий сенсибилизирующий эффект, который, в свою очередь, способствует возникновению селективной сенсибилизации. Здесь, по всей вероятности, действуют общие законы облучения, концентрации и схемы возбуждения.

Внимание тесно связано с активностью. Сначала, особенно на ранних стадиях развития, он непосредственно вовлечен в поведение, в практическую деятельность. Внимание возникает сначала как настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу, как мобилизация для восприятия этого сигнала в интересах действия. В то же время, внимание на этих ранних стадиях также означает торможение, которое служит для подготовки к действию.

Возникновение внимания связано с развитием достаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии внимания существенную роль играет развитие тонической активности: она обеспечивает способность быстро переключаться в состояние наблюдения за объектом.

В той мере, в какой теоретическая деятельность отделяется от практической и приобретает относительную самостоятельность, внимание человека приобретает новые формы: Она проявляется в торможении внешней активности и концентрации на созерцании объекта, а также в углубленном и сосредоточенном внимании на объекте размышления. Если внимание, направленное на внешний объект, которое является подвижным и ориентированным на действие, направлено вовне и быстро следует за объектом и движется, то внимание, направленное на внутреннюю деятельность, выражается вовне как спокойное, фиксированное внимание, смотрящее в одну точку и не воспринимающее ничего постороннего. Но даже за этой внешней неподвижностью внимания скрывается не неподвижность, а активность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это внутренняя активность под видом внешней неподвижности.

Внимание к объекту, являясь предпосылкой для направления действия на этот объект, в то же время является результатом деятельности. Только когда мы выполняем умственную деятельность, направленную на объект, мы можем удерживать свое внимание на этом объекте. Внимание — это связь ума с объектом, более или менее интимная и устойчивая; оно закреплено в действии, в активности.

Эта должность обоснована в различных областях деятельности. Это подтверждается следующим наблюдением Г. Гельмгольца.

К.С. Станиславский справедливо отметил это в своем сценическом опыте.

«Внимание к объекту, — пишет он, — вызывает естественную потребность что-то с ним сделать. Действие, с другой стороны, еще сильнее концентрирует внимание на объекте. Таким образом, внимание сливается с действием и переплетается, образуя сильную привязанность к объекту.

Теории внимания

Специфическое значение внимания, как выражения отношения человека к объекту, делает это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии, ассоциационисты, вообще не включали внимание в систему психологии; для них не существовало ни личности, ни объекта, а только представления и их ассоциации; следовательно, для них не существовало и внимания. Затем, в конце 19-го и начале 20-го века, концепция внимания играла все более важную роль. Она служит для выражения активности сознания и используется в качестве корректора ассоциативной психологии, которая сводит сознание к механической связи восприятий и переживаний. Но по большей части внимание мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, формирующая материал, данный сознанию извне.

Такое идеалистическое понимание внимания вызывает ответную реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делев и др.) полностью отрицают обоснованность этой концепции. Представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии предприняли особенно радикальные попытки полностью исключить внимание из психологии.

Первая механистическая попытка упразднить внимание, изложенная в моторной теории внимания Т. Рибо и развитая бихевиористами и рефлексологами, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, основанная на теории гештальтпсихологии, сводит феномен внимания к структурной природе сенсорного поля (Рубин).

Несомненно, рефлексивные установки играют существенную роль в первых, наиболее примитивных формах внимания. Хорошо известно, что когда организм подвергается воздействию какого-либо стимула, он обычно рефлекторно адаптируется к наилучшему восприятию этого стимула. Таким образом, когда световой стимул попадает на периферическую часть сетчатки, глаз обычно поворачивается в его направлении так, чтобы он попал в поле лучшей видимости. Когда на барабанную перепонку воздействует звуковой раздражитель, идущий сбоку, следует рефлекторное вращение в направлении источника звука. Важность этих регулировок заключается в том, что они приводят к интенсификации одних процессов за счет торможения других. Таким образом, рефлекторные реакции организма уже создают благоприятные условия для выделения некоторых раздражителей. Рефлексотерапевты обращают внимание на эти рефлекторные реакции растений.

Несомненно, было бы явно ненаучно объяснять внимание в отрыве от таких рефлексивных установок как отправную точку процесса развития. Но также неверно и невозможно объяснить внимание только в терминах этих рефлексивных диспозиций. В своих высших, специфически человеческих проявлениях внимание — это сознательный процесс. Сами человеческие установки далеко не всегда рефлексивны. Они часто формируются на основе сознательных процессов, в которые вовлечено внимание. Таким образом, рефлексивное отношение может быть как причиной и следствием внимания, так и просто его внешним выражением. Но внимание в целом ни в коем случае не сводится к рефлексивным установкам.

Столь же неудовлетворительной, как и эта попытка свести внимание к рефлексивной установке, является попытка свести внимание к структурализму восприятия.

Попытка свести внимание к структурализму восприятия не выдерживает критики по нескольким причинам. Во-первых, существенным во внимании является возможность выделения частей, сторон, моментов — словом, анализ, а не одностороннее преобладание структурного целого; во-вторых, существенной чертой высших форм внимания является абстрагирование, хотя внимание, несомненно, возникает сначала по отношению к сенсорному содержанию и связано с его разделением. Внимание — это абстракция, возможность разрушить структуру восприятия, абстрагироваться от чего-то и сознательно направить взгляд в определенном направлении. Внимание так же тесно связано с операцией абстрагирования, как и со структурой восприятия. Джанет привела случай с пациентом, которому было крайне сложно извлечь булавку из коробки, в которой были перемешаны булавки и пуговицы. Она брала коробку, чтобы выполнить задание, но, как она объяснила, она не могла сосредоточить свои мысли на булавках, потому что пуговицы мешали и отвлекали ее внимание; точно так же она не могла сосредоточиться на пуговицах, потому что булавки постоянно попадались на глаза; в результате она просто беспомощно ходила туда-сюда. Мы не находимся в такой восприимчивости к вещам.

Свести всю проблему внимания к структуре сенсорного поля — значит, в конечном счете, отрицать существование субъекта, противостоящего объектам и активно действующего на них.

Внимание, которое обычно рассматривается только как «функция» или механизм, по сути, является одним из аспектов большой базовой проблемы отношения человека к миру. Наличие у человека высших форм внимания в конечном итоге означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противостоит ей и имеет возможность мысленно включать текущую ситуацию в различные контексты, перестраивать ее, выделяя то один, то другой момент как существенный. Внимание в его высших формах характеризует особенность предметного сознания человека.

Вместо того чтобы раскрыть эту фундаментальную взаимосвязь, которая связана с общей ориентацией личности, теория внимания в основном сосредоточилась на вопросе о том, каким функциям оно приписывается. Сторонники волюнтаристской теории видели сущность внимания только в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводят внимание к фиксации восприятия на ощущениях, хотя волевое внимание часто регулируется в противовес ощущениям. Другие, наконец, пытались объяснить внимание исключительно с точки зрения изменений в содержании самих представлений, не учитывая важность общей направленности личности. Однако суть проблемы в другом: внимание существенно обусловлено соотношением между направленностью деятельности, в которой занят человек, и направленностью его психических процессов. Внимание присутствует там, где направление деятельности совпадает с направлением мыслей, размышлений и т.д. Недостаток внимания относится к его расхождению или разделению. Можно сказать, что внимание выражает специфическое свойство процессов, направление которых определяется деятельностью, в которую оно вовлечено.

Поскольку внимание выражает отношение индивида к объекту, на который направлено его сознание, важность этого объекта для индивида имеет центральное значение для направления внимания на объект.

Когда мы концентрируемся на каком-либо занятии, мы часто игнорируем очень сильные раздражители, не имеющие отношения к этому занятию, такие как громкие звуки и т. д., в то время как мельчайшие детали, имеющие отношение к занятию и интересные для него, привлекают наше внимание. Ученый, заинтересовавшийся проблемой, сразу же обратит внимание на, казалось бы, незначительную деталь, которая ускользнет от внимания другого, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу заметит малейшие нюансы в поведении ребенка, которые ускользнули бы от невовлеченного стороннего наблюдателя. Все, что может стать переживанием для человека в силу своей личной значимости, имеет особые шансы стать объектом его внимания.

Относительная важность возможных объектов внимания зависит в основном от мотивов интереса. Внимание в значительной степени зависит от интереса. Она связана со стремлениями и желаниями человека, с его общей направленностью и целями, которые он ставит перед собой. Способность человека ставить цели является следующим необходимым условием внимания. Это необходимое условие для перехода от непроизвольного внимания к произвольному.

Физиологические основы внимания

Существенные основы для раскрытия физиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрах оптимальной возбудимости и в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Согласно закону Павлова об индукции нервных процессов, любой очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга, вызывает торможение окружающих участков. В результате возбуждение распределяется неравномерно по всей коре. В любой момент времени в коре головного мозга существует область с «оптимальными» условиями возбуждения. Это творческая область коры головного мозга в любой момент времени. С ним связана самая яркая работа сознания.

«Если бы можно было, — пишет И. П. Павлов, — видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий освещалось с оптимальной возбудимостью, то мы увидели бы в мыслящем, сознательном человеке причудливо неправильные очертания точки света, постоянно меняющейся по форме и величине, окруженной на остальной части полушария более или менее значительной тенью, движущейся над его большими полушариями.

Учение И. П. Павлова о возбуждении, иррадиации и концентрации четко выявило и установило основные закономерности ведущих процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга.

По мнению А.А. Ухтомского, доминанта — это «общий принцип работы нервных центров». На высших уровнях и в коре полушарий, — пишет А. А. Ухтомский, — доминирует принцип физиологической основы акта внимания и предметного мышления». Ухтомский использует термин «доминирующий возбуждающий центр». При нормальной деятельности центральной нервной системы ее текущие чередующиеся задачи в постоянно меняющейся среде вызывают изменение «доминирующих очагов возбуждения» внутри нее. Доминирующим в данном случае является не топографически единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а определенное созвездие центров повышенной возбудимости на разных этажах головного и спинного мозга и в вегетативной системе. При наличии доминирующего возбуждения побочные субдоминантные стимулы могут усиливать доминирующее, так как влияние доминанты выражается прежде всего в тенденции направлять возникающие возбуждения к доминирующему возбуждающему центру, усиливать его возбужденное состояние и переключать на соответствующий выходной путь (правило усиления доминанты). Но эта связь между доминантой и субдоминантой не является постоянной. Если бы это было так, то доминанта, будучи установленной, оставалась бы неизменной. Тем временем доминанта перемещается из одного созвездия центров в другое. Очаг возбуждения, доминировавший некоторое время, становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминантного очага с доминантным, новый очаг достигает доминирования. Психологически изменение доминирования проявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что различные слабые раздражители в процессе внимания способствуют его концентрации. А. А. Ухтомский ссылался на эти психологические данные в поддержку своего принципа доминанты и ее отношения к субдоминантам. В частности, Э. Мейман экспериментально установил, что процесс умственной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем в абсолютной, смертельной тишине. Несколько дополнительных раздражителей, нарушающих монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражители усиливают основные раздражители, которые переключают их на свой путь. Это положение, имеющее огромное воспитательное значение для рациональной организации труда, подтверждается и повседневным опытом.

Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте дают ключ к прояснению физиологического субстрата внимания.

Однако вопрос о физиологических механизмах внимания требует дальнейшего изучения, как и вопрос о его психологической природе. Феномен сенсибилизации также делает вероятным участие вегетативных центров в физиологическом механизме внимания.

Основных вида внимания

При изучении внимания необходимо выделить два основных уровня или вида внимания и ряд его характеристик или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое волевое внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Она устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В силу природы нашего внимания, интенсивности или новизны воздействующих на него стимулов, его эмоционального содержания и связи с нашими желаниями, потребностями или интересами, определенные объекты, явления или люди захватывают наше внимание и удерживают его в течение определенного периода времени. Это основная форма внимания. Это непосредственный и непроизвольный продукт интереса.

От непроизвольного внимания его отличает волевое внимание. Сам термин одиозен. Кажется, ей суждено воплотить худшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм внешне действующих психических сил. Но высшие формы человеческого внимания не более произвольны, чем низшие; они, как и последние, подчиняются закономерностям, которые их определяют, но эти закономерности различны. То, что называется «произвольным» вниманием, является сознательно направленным и регулируемым вниманием, при котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Этот термин служит для обозначения того главного факта, что человеческое познание, как и человеческая деятельность, поднимается на уровень сознательной организации, а не просто осуществляется спонтанно, под действием сил, действующих извне.

Так называемое произвольное внимание возникает, когда объект, на который направлено внимание, сам по себе не привлекает его. Так называемое произвольное внимание возникает, когда объект, на который направлено внимание, сам по себе не привлекает его.

Непроизвольное внимание обычно представляют как пассивное, а добровольное — как активное (У. Джеймс). Первое контролируется факторами, не зависящими от нас: внезапный шум, яркий цвет, чувство голода; второе контролируется нами самими. Это второе различие, однако, относительно: непроизвольное внимание не является чистой пассивностью и включает в себя активность субъекта, так же как, с другой стороны, добровольное внимание не является чистой активностью; оно тоже обусловлено внешними условиями — объектом — и содержит элементы пассивности.

При проведении различия между волевым и непроизвольным вниманием, однако, нет необходимости отделять и внешне противопоставлять одно другому. Несомненно, волевое внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, непроизвольное внимание развивается из волевого внимания. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Непроизвольное внимание требуется там, где нет такого непосредственного интереса, и мы прилагаем сознательные усилия, чтобы направить свое внимание в соответствии с задачами, стоящими перед нами, и целями, которые мы ставим перед собой. Когда работа, которой мы заняты и на которую мы сначала произвольно направили свое внимание, становится для нас предметом непосредственного интереса, наше непроизвольное внимание переходит в произвольное. Учет этого изменения от непроизвольного к произвольному и от добровольного к непроизвольному вниманию имеет важное теоретическое и практическое значение для правильной организации труда, особенно учебного.

Следует помнить, что есть виды деятельности, которые по своей природе могут легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание привлекательностью своих результатов; в то же время монотонность операций, которых они требуют, может сделать их малопригодными для запоминания. С другой стороны, есть виды деятельности, которые в силу сложности их начальных этапов и отдаленности целей, которым они служат, с трудом привлекают внимание, но благодаря своей содержательности и динамичности могут удерживать его долгое время, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае переход от непроизвольного к произвольному вниманию необходим, во втором — переход от произвольного к непроизвольному происходит естественным образом. В обоих случаях требуются оба вида внимания.

Несмотря на все различия — очень важные — между непроизвольным и произвольным вниманием, только формалистическая абстракция может внешне разделять и противопоставлять их, в реальном же рабочем процессе обычно наблюдается их единство и взаимопроникновение. Таким образом, в педагогическом процессе необходимо, с одной стороны, тренировать непроизвольное внимание, опираясь на непроизвольное внимание, а с другой стороны, формировать интересы учеников и делать обучение интересным, возвращая непроизвольное внимание учеников к непроизвольному. Первый должен основываться на осознании важности учебных задач, на чувстве долга и дисциплине, второй — на непосредственном интересе к предмету. И то, и другое необходимо.

В психологической литературе Э. Титченер говорил о переходе от непроизвольного к добровольному вниманию, когда назвал, помимо «первичного» непроизвольного и «вторичного» добровольного внимания, третий этап в развитии внимания, обозначающий переход от добровольного внимания к, опять же, непроизвольному первичному вниманию.

Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как раскат грома; раскат грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении проблемы мы продолжаем быть внимательными, но мы должны сами поддерживать свое внимание: это вторичное внимание. Но есть и третья стадия развития: это, по мнению Титченера, возвращение к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно начинаем интересоваться ею и полностью отдаемся ей, и вскоре задача приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел раскат грома, когда он возник в нашем сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, а отвлекающие факторы исчезли». «Психологический процесс внимания сначала прост, затем он становится сложным; в случаях затягивания, задумчивости он достигает очень высокой степени сложности. Наконец, он снова становится упрощенным».

Этот третий этап, однако, не является возвращением к первому. Это все еще разновидность добровольного внимания, хотя в этих условиях оно не требует усилий для поддержания внимания, поскольку управляется сознательно принятой ориентацией на конкретную задачу. Именно это, а не большее или меньшее усилие, является изначальной, основной чертой того, что мы называем человеческим волевым вниманием, сознательным, регулируемым вниманием.

Основные свойства внимания

Поскольку наличие внимания подразумевает привязку сознания к определенному объекту, его концентрацию на нем, то в первую очередь возникает вопрос о степени этой концентрации, т.е. о концентрации внимания.

Концентрация внимания — в отличие от рассеивания внимания — означает наличие связи с определенным объектом или стороной реальности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это фокус, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированное внимание означает, что существует фокус, в котором собирается умственная или сознательная деятельность.

Наряду с таким пониманием фокусированного внимания, в психологической литературе под фокусированным вниманием часто понимают внимание с интенсивной концентрацией на одном или нескольких объектах. Концентрированное внимание в данном случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.

Связь интенсивности и узости внимания в понятии концентрации основана на предпосылке, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Это предположение в целом верно только в том случае, если поле внимания состоит из элементов, не связанных друг с другом. Однако, когда он содержит семантические связи, соединяющие различные элементы, расширение поля внимания за счет дополнительного контента не только не снижает концентрацию, но иногда даже повышает ее. Поэтому мы определяем концентрацию внимания только в терминах интенсивности концентрации и не включаем узость внимания. Вопрос об объеме внимания, то есть о количестве однородных объектов, которые охватывает внимание, является специальной проблемой.

Для определения устойчивости внимания в основном использовался тахистоскопический метод. В тахистоскопе наблюдаемые экспонаты, такие как буквы, цифры и разряды, отображались в течение короткого, точно отмеренного времени.

Согласно ряду исследований, обнаруживших довольно значительные индивидуальные различия в объеме внимания, внимание взрослого человека охватывает в среднем 4-5, максимум 6 объектов; внимание ребенка охватывает в среднем не более 2-3 объектов. Мы говорим здесь о количестве независимых, не связанных между собой объектов (цифр, букв и т.д.). Количество взаимосвязанных элементов, которые объединяются в значимое целое в пределах нашего внимания, может быть гораздо больше. Таким образом, продолжительность внимания — это переменная величина, которая зависит от контекста содержания, на котором человек фокусируется, и от его способности связывать и структурировать материал осмысленным образом. При чтении осмысленного текста объем внимания может существенно отличаться от объема внимания, измеряемого при сосредоточении на отдельных, бессмысленных элементах. По этой причине результаты тахистоскопических исследований внимания к отдельным цифрам, буквам или фигурам не могут быть экстраполированы на объем внимания в естественных условиях восприятия связного, осмысленного материала. На практике, особенно в педагогической и школьной практике, при тщательном учете объема внимания учащихся, чтобы не создать нереальную перегрузку в этом отношении, следовало бы расширить объем внимания за счет систематизации излагаемого материала и выявления его взаимосвязей и внутренних отношений.

Объем внимания тесно связан с распределяемостью внимания. Говоря об объеме, можно подчеркнуть ограничение поля внимания. Другой стороной ограничения, поскольку оно не является абсолютным, является распределение внимания на определенное количество разнородных объектов, которые одновременно фиксируются в центре внимания. Распределение внимания, таким образом, заключается в возможности иметь не один, а два или более очагов внимания. Это позволяет одновременно выполнять несколько серий действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля внимания. По сообщениям, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут одновременно играть несколько партий с неослабевающим вниманием. Распределение внимания является профессионально важным признаком для некоторых профессий, например, для текстильщиков, которые должны обслуживать несколько машин одновременно. Это также важно для учителя, который должен уделять внимание всем ученикам в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько тесно связаны различные объекты и насколько автоматизирована деятельность, между которой необходимо распределить внимание. Чем теснее связаны объекты и чем выше степень автоматизации, тем легче распределить внимание. Способность распределять внимание хорошо поддается тренировке.

При определении концентрации и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов особенно важную роль играет один: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам в зависимости от типа материала, на котором оно осуществляется. Это очень сильно влияет на устойчивость внимания.

Устойчивость внимания определяется продолжительностью, в течение которой сохраняется концентрация, т.е. его временной протяженностью. Экспериментальные исследования показали, что внимание в основном подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным некоторых предыдущих исследований, в частности Н. Ланге, периоды колебаний внимания обычно составляют 2-3 секунды, максимум 12 секунд. Осцилляции внимания включают, во-первых, колебания сенсорной ясности. Например, часы, находящиеся неподвижно на одном и том же расстоянии от субъекта, когда он их не видит, кажутся ему то приближающимися, то удаляющимися, потому что он воспринимает их ход более или менее отчетливо.

Эти и подобные случаи колебаний ясности восприятия, очевидно, напрямую связаны с усталостью и адаптацией органов чувств. Колебания внимания при созерцании многозначных фигур имеют другой характер; в них в качестве фигуры попеременно выступает то одна, то другая часть: взгляд скользит из одного поля в другое. В этом можно убедиться, если посмотреть на рисунки, на которых мы видим попеременно то вазу, то два профиля.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психические явления
  2. Агрессия как способ взаимодействия в школьной среде в младшем подростковом возрасте — Понятие агрессии и ее проявления
  3. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
  4. Задачи нейропсихологии
  5. Проблемы эмоционального выгорания и личностные особенности работников мчс
  6. Теории интеллекта и его диагностика
  7. Развитие личности, основные цели и задачи
  8. Расстройство эмоций
  9. Сознание и бессознательное
  10. Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста

Каковы типы внимания в психологии

  • Автор сообщения: