Внимание в психологии: ВНИМАНИЕ это

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Реализация любой деятельности не может быть эффективной, если группу психических процессов принимающих в них участие не будет координировать внимание. Эффективность деятельности зависит не только от процессов вовлечённых, непосредственно выполняющих её, но и от развития психического процесса – внимания. В чём же особенность его? Почему так важно иметь высокий уровень развития внимания? Какую пользу приносит максимальное использование этого процесса? Что же такое внимание?

Очевидна роль внимания в жизни человека и его необходимость в отборе содержаний сознательного опыта, научении и запоминании. Нелегко не поверить в важность всестороннего и детального исследования его феноменов. По словам Ф. Уордена можно предположить, что «явление внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но и как ни странно, в учебниках психологии внимание как, правило, занимает скромную и незаметную позицию» [9].

Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и раз­личать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации. Описательная характе­ристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следую­щими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, одна­ко, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся ис­ключительно к объяснению того сложного явления, которое мы назы­ваем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы.

Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными» [3].

Современный исследователь внимания Х. Пэшлер в 1998 году издал монографию «Психология внимания», где уже на первой странице задался вопросом следующего характера «А может, того, о чём мог бы знать каждый, попросту нет?» [2].

Философ X. Ортега-и-Гассет находит в фиксации внимания на одном объекте общую причину и суть состояний влюбленности, гипно­за, одержимости и мистического экстаза. Различие содержаний фо­куса и периферии сознания он описывает следующим образом: «То, что привлекло наше внимание, наделено для нас ipso facto1 боль­шей реальностью, бытием более полноценным, чем то, что не при­влекло,— нечто почти иллюзорное и безжизненное, дремлющее на подступах к нашему сознанию. Вполне понятно, что, обладая большей реальностью, оно оказывается более весомым, более цен­ным, более значительным и заменяет собой затененную часть мира» [4].

В своих работах Эдвард Титченер напомнил всему миру, что психический процесс внимание есть «нерв всякой психологической системы»[9].

Актуальность данной темы в условиях современного общественного развития заключается в необходимости человеку достаточного внимания как в повседневной жизни, так и в профессиональной. Использование потенциала внимания на пределе, будет играть важным фактором в познание окружающей реальности и открытие в себе новых горизонтов развития.

Внимание субъективно понимается как некоторый ограниченный капитал, которым можно распорядиться по собственному желанию. Поэтому выражение благодарности за внимание слушателей — не простая формула этикета вежливости оратора или лектора. Мы мо­жем обращать, удерживать, направлять и концентрировать свое внимание. Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков.

Особо внимательными мы должны быть в критических и опасных ситуациях. Но мы также знаем, что в опре­деленных случаях внимание как бы выходит из повиновения и может прерываться, проваливаться, отвлекаться внешними стимулами или навязчивыми мыслями, блуждать, рассеиваться и уходить. Также из­вестно, что внимание эффективно не во всех ситуациях, а иногда оно может быть даже вредно. В качестве примера отрицательного эффекта активного исполнительного внимания часто приводят ухудшение или полный развал сложной, хорошо отработанной и автоматизированной деятельности.

Необходимо сказать про тот факт, который представляет внимание как универсальный психический процесс, имеющий в своей структуре оригинальные компоненты, которые позволяют ему отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии. Внимание как процесс, не имеет собственного содержания, его проявление осуществляется за счёт других когнитивных процессов, является внутри их и выполняет дополнительную функцию. Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Субъективные явления внимания как бы уходят на периферию созна­ния, проявления объективные нередко замаскированы элементами це­ленаправленного поведения, которому оно служит. «Внимание, по­добно пищеварению, обычно находится за пределами нашей созна­тельной осведомленности»,— именно такую метафору представил Р. Дженнингз для описания этого загадочного процесса. [7] Ещё одна особенность фе­номенологии внимания заключается в пестроте и разнородности вхо­дящих в нее явлений. Разнообразие явлений внимания подчеркива­лось еще У. Джеймсом. Смешение столь разнород­ных явлений под общей шапкой «внимание» Д. Берлайн считает наи­более серьезным препятствием на пути его изучения. Он утверждает, что эти феномены совершенно различны, поскольку возникают неза­висимо друг от друга и подчиняются разным факторам и закономерно­стям [5].

Исследования внимания начались уже на этапе становления науч­ной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и на­блюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодо­го врача и физиолога В. Вундта. Ему, безусловно, принадлежат права автора первой научной системы психологии и, одновременно, осно­вателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ран­них исследований В. Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения

Э. Титченер считал открытие внимания одним из главных достиже­ний научной психологии. Под открытием он подразумевал четкую формулировку проблемы внимания, признание ее особого статуса и фундаментальной важности.

В частности, Э. Титченер утверждал, что «доктрина внимания является нервом любой целостной психоло­гической системы, и перед общим судом психологии эта система бу­дет оцениваться по тому, как решается данная проблема». Но тут же он признавал, что «открытие внимания не привело к какому-то не­медленному триумфу экспериментального метода: как будто нашли осиное гнездо, и первое же прикосновение к нему вызвало целый рой настоятельных проблем» [9].

Психология сознания поставила проблему внимания, но к оконча­тельному и общепризнанному ее решению не пришла. В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фун­даментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убеди­тельно. По словам К. Гросса, на вопрос о сути внимания «не только отсутствует общепризнан­ный ответ но и направления различных попыток его решения расхо­дятся самым тревожным образом.

Долгое время психология внимания в открытой форме развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники, в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания. Примечательно, что эта, вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Но, за всё то время, когда внимание являлось предметом исследования, когда оно представляло собой сложнейшую загадку над которой работали знаменитые мыслители, единой точки зрения так м не сложилось. Сегодня внимание это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты этого процесса. По особенности строения нашего мозга, в котором возможны два процесса: возбуждение и торможение, именно они определяют процесс внимания как реагирование на что-либо. Когда мы напряжены и сосредоточены, в нашей коре возникает очаг возбуждения или доминанта, характеризуемая А.А.Ухтомским как устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров. Остальные области коры находятся в пассивном состоянии, так как в них протекает процесс торможения. С психологической точки зрения такая концентрация обеспечивает чёткое видение одного объекта и не замечание другого. В то же время, деятельность участков мозга, которые не подвержены активности, называется неосознанной или автоматической.

Множество крупных психологических течений неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Следуя избранному пути, различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой проблемы. Просчеты в методологии приводили к однобоким и потому уязвимым для крити­ки решениям. Основное препятствие, с которым сталкивалась психо­логия внимания на протяжении всей истории своего развития, заклю­чается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания. Во-первых, про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет собственного продукта[1]. Внимание про­является, как уже говорилось, вместе или сопряженно с другими психи­ческими процессами. Ряд этих явлений столь разнороден, а связи меж­ду ними столь скрыты, что предположение об их общей основе выгля­дит сомнительным. Среди них трудно выделить явления, которые ха­рактеризуют внимание как особый процесс, и явления, указывающие на его продукт. Поэтому ставится под сомнение специфика внимания как особого психического процесса и снимается вопрос о его содержа­нии. Там, где указывается продукт или эффект внимания, редуциру­ется специфическое содержание процесса, и наоборот, когда раскры­вается содержание, исчезает продукт. В итоге, вниманию чаще всего отводилась роль описания иных психических процессов, сознания или деятельности. Многим казалось, что построение единой концепции внимания, которая смогла бы непротиворечивым образом объяснить все явления сосредоточенности и рассеянности человека, означало бы создание глобальной общепсихологической теории. Поэтому психо­логию внимания следует рассматривать либо как психологию которая имеет плотную оболочку, либо, что по сути то же самое, вообще не считать самостоятельным раз­делом психологической науки. Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации [8]. В от­личие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и под­черкивается внутренняя активность субъекта. В то же время когни­тивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспе­риментов, обязательном применении процедур статистической об­работки результатов, в недоверии к метафорическому языку описа­ния психологических механизмов и явлений, в стремлении к ясным дефинициям и устранению любого рода двусмысленностей на всех этапах научной работы.

Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экс­периментальных исследований в настоящее время невозможно. Не­обходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, реше­ние комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой эмпи­рической разработке и экспериментальной проверке. Понятие внима­ния, как и прежде, привлекает тех психологов, которые прямо пробле­мой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных феноменов. Поэтому, наряду с возражениями против объяснения темного путем ссылок на еще более темное, иногда раздаются призывы обратного ха­рактера. Внимание не доступно прямому наблюдению.

Каждый знает, что такое внимание. Это пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности об­ладание в ясном и четком виде одним из нескольких, как кажется, одновременно возможных объектов или рядов мысли. Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Мысли У. Джеймса дают нам возможность верить в то, что этот процесс, через некоторое время поддастся упрямому стремлению ученых, и мы узнаем много нового о его динамике существования.

Психология внимания прошла свой не долгий, но насыщенный путь. Учёные много раз могли убедиться в том, что именно в этой области психологической науки вопросов значительно больше нежели ответов. Такое представление о психическом процессе как данности, современному обществу даёт возможность увидеть огромный потенциал этого процесса. Если проводить аналогию с научным познанием, которое предполагает постоянное изменение научных знаний и поиск нового, внимание как психологический ресурс, имеет мало разработанную область, верифицируемость фактов полученных при изучении его условна. исследование в этой области всегда будет актуальным, так как она содержит множество вариантов поиска нового и постоянное опровержение полученных знаний будет интересовать новых исследователей, которые внесут и свою лепту в этот неординарный процесс психической реальности.

Пока учёным остаётся только строить догадки о том, был замысел Творца ли, было ли это воспроизведение природой предыдущих вариантов познания реальности, был ли это замысел эволюции, когда живое существо впервые было наделено вниманием. Остаётся надеяться, что ещё будет привлекать в свои ряды новых исследователей психология внимания, замысловатая и однородная, но очень увлекательная область общей психологии.

Литература:

  1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38.

  2. Добрынин Н.Ф.Колебания внимания: Экспериментальное психологическое исследование.- М.:РАНИОН, 1928

  3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271с

  4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Ис­кусство, 1991.588с.

  5. Berlyne D.E. Attention//Handbook of Perception. Vol. 1 / E.G. Carterette, M.P. Friedman (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1974. P.123-147.

  6. James W. The Principles of Psychology. Chicago: Encycl. Brit., 1990.897p. (1st ed. 1890).

  7. Jennings J.R. Bodily changes during attending//Psychophysiology: Systems, Processes, and Applications / M. G.H. Coles et al. (Eds.). N.Y.: Gailford Press, 1986. P. 268-289.

  8. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton, 1967. 351 p.

  9. Titchener E.B. Lectures on the Elementary Psychology of Feeling and Attention. N.Y.: McMillan, 1908. 404 p.

  10. Worden F.G. Attention and auditory electrophysiology//Progress in Physiological Psychology. Vol. 1. / E. Stellar, J.M. Sprague (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1966. P. 45-116.

это, виды, свойства и функции

Человек запоминает, перерабатывает не всю информацию, которую воспринимают его рецепторы, чувства. Сохраняются только данные, которые интересны субъекту, могут ему понадобиться. Внимание в психологии — избирательная направленность восприятия, которое зависит от интересов, целей человека. Чтобы понимать, как работает внимание на психологическом уровне, нужно изучить его виды, функции и характеристики.

Суть и понятие

Внимание — сосредоточенность субъекта на явлениях, предметах или живых существах. Человек не может быть просто внимательным. Он должен на чем-то концентрироваться — прослушивании музыки, чтении книги, любимом занятии.

Опытный психолог сможет определить внимательно ли человек слушает, читает, пишет, смотрит что-либо по мимике лица. Чаще внимательность оценивают преподаватели и работодатели.

На способность влияют:

  • самочувствие;
  • воздействие социума;
  • психическая усталость;
  • стрессы, переживания.

В плохом настроении субъекту тяжелее сконцентрироваться.

Исторический очерк

Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:

  1. Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
  2. Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны. Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
  3. Джеймс. Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
  4. Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
  5. Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
  6. Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
  7. Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
  8. Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
  9. Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.

Классификация

Виды способности:

  1. Природное — внимание дано от рождения. Представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители, предметы или явления, которые несут новую информацию.
  2. Социально обусловленное. Формируется на протяжении жизни благодаря воспитанию, обучению. Связано с волевой регуляцией поведения. Человек начинает сознательно реагировать на объекты.
  3. Непосредственное — ничем не контролируется. На него может воздействовать только интересующий объект. При этом выбор цели наблюдения зависит от личных интересов, потребностей субъекта.
  4. Опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств: предметов, указательных знаков, слов, жестов, ярких цветов.
  5. Непроизвольное — не связано с человеческой волей. Для концентрации на привлекающем объекте не нужно проявлять силу.
  6. Произвольное — регулируется силой воли. Нужно затрачивать усилия, чтобы задержать внимание на выбранном объекте. Субъекту приходится бороться с желанием отвлечься на более интересные предметы или явления.
  7. Чувственное — связано с эмоциями, переживаниями. Центральную позицию занимает чувственное впечатление.
  8. Интеллектуальное — связано с направленностью, сосредоточенностью мыслительного процесса. Объект концентрации — интересующая мысль.

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

  1. Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности. Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
  2. Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп. Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
  3. Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
  4. Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
  5. Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
  6. Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
  7. Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
  8. Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

Функции и свойства

У способности есть ряд функций:

  1. Активизация и торможение физиологических, психологических моментов.
  2. Отбор интересующей человека информации из окружающего мира. Исключения неинтересных данных.
  3. Избирательная активность на объекте, который больше заинтересовал.
  4. Детализация, точность восприятия объектов.
  5. Усиление перцептивных процессов. Дает возможность лучше, быстрее различать детали изображений.
  6. Определение продуктивности, направленности мыслительной деятельности.
  7. Удержание нужной информацию в оперативной, кратковременной памяти. Приоритетные данные обрабатываются, переносятся в хранилище долговременной памяти.
  8. Понимание, решение задач.
  9. Взаимопонимание между личностями, адаптация индивида в обществе. Способствует избежать межличностных конфликтов.
  10. Повышение продуктивности мыслительной деятельности.

С внимательным людьми приятнее общаться. Они тактичные, деликатные.

На основе совокупности характеристик способности возникает два свойства:

  1. Внимательность — свойство личности, которое обуславливается организацией различных процессов деятельности. На нее влияют индивидуальные особенности психики, развития.
  2. Наблюдательность — свойство, с помощью которого субъект может замечать незначительные детали в объектах, явлениях.

Связь с другими функциями

Способность связана с несколькими функциями:

  1. Мышлением. Его интенсивность зависит от того, сколько времени индивид может концентрироваться на объекте, замечать нюансы.
  2. Речью. Если человек часто отвлекается при рассказе или общении, речь будет сбиваться. Восстановить прежний темп или по новой уловить суть разговора будет непросто.
  3. Памятью. От внимательности зависит, какая информация будет сохраняться в хранилище долговременной памяти.

Способность связана и с другими психическими процессами, но менее явно.

Нарушения

Далеко не всегда внимательность остается на нормальном уровне. Существует ряд расстройств этой психической функции:

  1. Апрозексия. Субъект не может сконцентрировать внимание на протяжении определенного промежутка времени. Сосредоточенность может не наступить до суток.
  2. Инертность внимания. Пациент не может быстро переключаться между делами. Это нарушения еще называют патологической фиксацией на одном объекте.
  3. Уменьшение объема внимания. Человек не может воспринимать и рассматривать несколько предметов или явлений одновременно.
  4. Повышенная отвлекаемость. Может быть патологическая или временная. Пациент не может сконцентрировать внимание на чем-либо одном, постоянно переключается на другие объекты.

Любое нарушение имеет под собой психические изменения, которые не являются нормой. При появлении отклонений, нужно обратиться к психологу.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.

Методы развития

Методы развития и восстановления:

  1. Подражание. Методика подходит для обучения детей. Ребенок должен в точности повторять движения или слова взрослого. Лучше совмещать действия с игрой, чтобы это было интересно.
  2. Наблюдение за умышленными изменениями. Например, учитель объясняет тему и при этом допускает маленькие ошибки. Если внимательно вслушиваться в его речь, индивид может выявить ложные факты.
  3. Корректурные пробы. Пациенту предлагают значки, из которых нужно за короткий промежуток выбрать несколько штук и отбросить их в сторону.
  4. Техника внимательного чтения. Пациенту некоторое время нужно бегло читать книгу, запоминать заголовки, выборочные отрывки. После остановки таймера нужно рассказать о произведении, перечислить запомнившиеся факты.

Советы психологов:

  1. Даже в шумных компаниях, где много людей, нужно стараться быть внимательным.
  2. Важно регулярно тренироваться на рассеивании внимания. Пытаться наблюдать за несколькими объектами одновременно.
  3. Параллельно вниманию нужно развивать волевые качества.
  4. Необходимо тренироваться в переключении внимания с объекта на объект. Так можно будет в будущем выполнять разные виды деятельности без перерыва.
  5. Важно чередовать дела. Смешивать сложные задания с легкими, неинтересные с интересными.
  6. Необходимо доброжелательно относится к окружающим. Следить за словами, поступками.

Для развития внимания нужно чаще играть в интеллектуальные игры — головоломки, шашки, шахматы.

Внимание — психическая функция, без которой человек бы не может заниматься чем-то одним без остановки. На нее влияют разные факторы, каждый из которых может отвлечь в неподходящий момент. Если человек умеет контролировать внимание, ему проще добиться необходимых высот в карьере, наладить связь с другими людьми.

Избирательное внимание в психологии: определение и примеры

Избирательное внимание в психологии относится к тому, как мы сосредотачиваем свое внимание на одних вещах и игнорируем другие — одним из примеров является прожектор внимания.

Избирательное внимание в психологии определяется как сосредоточение внимания на одном объекте или стимулах с исключением всех остальных.

Поскольку внимание — ограниченный ресурс, и в любой момент в наш мозг поступает так много информации от наших органов чувств, нам приходится выбирать, на что обращать внимание.

Избирательное внимание чаще всего изучается в психологии применительно к нашему зрению и слуху.

Например, эффект вечеринки с коктейлем — отличный пример силы слухового избирательного внимания.

Эффект коктейля в психологии — это наша впечатляющая и недооцененная способность настраивать свое внимание только на один голос из множества.

Однако зрение оказалось невероятно богатой областью для психологических исследований избирательного внимания.

Пример: зрительное избирательное внимание

Чтобы понять, как работает избирательное внимание в психологии, возьмем пример зрительного избирательного внимания.

Большую часть времени наше внимание сосредоточено так же, как мы смотрим, но не всегда.

На самом деле, мы, вероятно, проводим гораздо больше времени, чем можем себе представить, когда наш «мысленный взор» смотрит в другом направлении, чем наши глазные яблоки.

Направление взгляда обычно совпадает с направлением внимания, но это настолько важный социальный сигнал, что иногда необходима маскировка.

Возьмем следующие примеры избирательного внимания:

  • Люди, находящиеся в непосредственной близости, например, пассажиры поездов, которые могут наблюдать друг за другом, фиксируя взгляд и позволяя своему избирательному вниманию блуждать по полю зрения.
  • Родители следят за своими детьми краем глаза, глядя на своего собеседника.
  • Квалифицированные спортсмены скрывают свои намеченные передачи или движения, используя периферийное зрение, а не глядя прямо.

Прожектор внимания в психологии

Хотя этот феномен избирательного внимания является обычным повседневным явлением, то, как внимание перемещается по полю зрения, было сложным для изучения учеными.

Вплоть до 1970-х годов психологам было очень трудно экспериментально доказать, что внимание может двигаться без помощи глаз.

Затем взрыв экспериментов в 70-х годах предоставил именно то доказательство, которого ждали ученые.

Это привело к одной из самых известных метафор зрительного внимания: прожектор внимания .

Это идея о том, что наше избирательное внимание движется вокруг нашего поля зрения, так что вещи, попадающие в его луч, обрабатываются преимущественно.

Избирательное внимание может быть как сознательно направлено, так и захвачено бессознательными процессами, так что, например, мы можем избежать столкновения с автобусами.

Избирательное внимание движется быстро

Один классический эксперимент, обнаруживший, что «прожектор внимания» ускользает от направления взгляда, был проведен профессором Майклом Познером и его коллегами из Орегонского университета (Posner, Snyder & Davidson, 19).80).

В ряде различных условий, проверяющих избирательное внимание, участники должны были как можно быстрее нажимать кнопку, когда они видели свет.

В некоторых условиях участникам давали небольшую подсказку о том, где должен появиться свет, либо они видели:

  • стрелку в центре, указывающую влево или вправо,
  • , либо прямоугольник на краю, указывающий, где должен появиться свет. появляться.

Эти подсказки давались буквально за долю секунды до вспышки света, поэтому люди не успевали двигать глазами (это проверялось с помощью электроокулографии), а должны были напрягать избирательное внимание.

Вопрос, который интересовал исследователей, заключался в том, быстрее ли люди реагировали на свет, когда им давали подсказку о его местоположении, по сравнению с теми, кто не имел подсказки.

Они обнаружили, что люди примерно на 50 миллисекунд (половину десятой секунды) быстрее обнаруживали свет, когда им давали подсказку, чем без нее — значительное преимущество.

Что такое избирательное внимание?

Это говорит о том, что нечто иное, чем глаза, например, избирательное внимание, у которого нет времени на переключение, переместилось в область, где ожидался свет.

Из экспериментов, подобных этому, Познер и другие пришли к выводу, что это наше избирательное внимание, перемещающееся по полю зрения, часто удивительно независимое от нашего фактического направления взгляда.

В самом деле, даже если мы смотрим прямо на что-то и не ожидаем увидеть это, вероятность того, что мы это заметим, не выше, чем если бы оно появилось на краю нашего зрения (Posner, 1980).

Избирательное внимание — факт, часто используемый магами (см. психологию магии, особенно когнитивные иллюзии, часть 2).

Итак, что такое избирательное внимание в данном контексте?

Похоже, избирательное внимание можно уподобить лучу прожектора, блуждающему по нашему зрению подобно виртуальному глазу, просто выбирающему то, что его интересует; это не так привязано к тому, куда мы направляем взгляд, как мы могли бы себе представить.

Выключение прожектора

То, насколько важен прожектор внимания для избирательного внимания в нашей повседневной жизни, становится еще более очевидным для пациентов, которые, кажется, «игнорируют» половину своих полей зрения.

После повреждения головного мозга, обычно правого полушария, они начинают игнорировать или пренебрегать всем, что находится слева (из-за того, как правое полушарие обрабатывает информацию из левого поля зрения, а левое полушарие — из правого поля зрения).

Несмотря на то, что оба глаза физически функционируют, из-за повреждения центров визуальной обработки кажется, что прожектор внимания не может перемещаться на левую сторону.

Технически они могут видеть налево, но принципиально ничего не замечают.

Люди с этой проблемой могут брить только одну сторону лица или есть только половину еды на тарелке.

Избирательное внимание действительно похоже на прожектор?

Теория прожектора внимания — не единственная метафора, используемая для описания движения избирательного внимания в поле зрения.

Одним из популярных родственников теории прожектора является метафора с зум-объективом.

Вместо луча внимания заданного размера Эриксен и Сент-Джеймс (1986) утверждают, что мы увеличиваем и уменьшаем масштаб в зависимости от задачи.

Есть также доказательства, такие как LaBerge (1983), которые поддерживают эту модель.

Однако, как и многие другие метафоры, неразумно воспринимать прожектор внимания или зум-объектив слишком буквально.

Последующие результаты изучения деталей поставили под сомнение некоторые аспекты этих теорий, но есть два основных возражения против обеих:

  1. Исследования показывают, что внимание можно разделить между двумя местами: внимание «луч» или «линза».
  2. Исследования показали, что мы можем довольно тщательно обрабатывать визуальные стимулы вне прожектора/зум-объектива. Точно так же было обнаружено, что пациенты с игнорированием полушария обрабатывают визуальную информацию, представленную их «забытой» стороне.

Хотя существуют проблемы с прожектором внимания и трансфокатором как метафорами, они все же дают полезную информацию о том, как наше избирательное внимание может двигаться независимо от глаз.

Доказательства также научно подтверждают повседневный опыт фиксирования взгляда и способности «оглядываться по сторонам».

.

Когнитивная психология — Внимание — 1402 Слова

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература
  5. 9 0117

    Введение

    Внимание — это понятие, изучаемое когнитивной психологией и относящееся к тому, как человек обрабатывает информация, полученная из внешнего мира. Существует множество видов внимания, предназначенных для разных областей взаимодействия человека с окружающей средой и осуществляемых посредством различных процессов в разных частях человеческого мозга. В следующей статье будет рассмотрено внимание вместе с его механизмами. Кроме того, будет обсуждаться интеграция как раздел когнитивной психологии и ее библейское восприятие.

    Внимание можно определить как механизм, помогающий человеку поддерживать мышление, восприятие и осуществлять контроль над поведением, несмотря на влияние стимуляторов и раздражителей из окружающей среды (Sewell & Lewandowsky, 2012). В зависимости от ситуации, в которой может оказаться человек, разные виды внимания задействованы в разных областях его мозга. Различают три основных типа внимания: выбор, контроль и бдительность. Многочисленные теории, разработанные психологами с самыми разнообразными подходами, разрабатываются с целью объяснения особенностей различных видов внимания.

    Основное тело

    Воздействие большего количества стимулов и раздражителей из внешнего мира, чем мозг способен эффективно обработать за определенный период времени, требует механизма, который помогает сортировать полученную информацию и реагировать только на самые важные ее фрагменты. Этот механизм — внимание. Внимание помогает человеческому мозгу обрабатывать все полученные сигналы из окружающей среды и различать, какие из этих сигналов требуют срочной реакции, а какие можно игнорировать. Из-за разнообразия сигналов из внешнего мира, которые конкурируют за наше внимание, нам нужен механизм, помогающий нам различать важные сенсорные впечатления от тех, которые можно игнорировать (Найт, 19).97). Этот механизм – отбор.

    Отбор — это механизм внимания, который помогает нашему мозгу управлять своими ресурсами при обработке важной информации и той, которую можно игнорировать (Raffone, Tagini & Srinivasan, 2010). Отбор помогает нашему мозгу разрешить конкуренцию между многочисленными сенсорными впечатлениями, поступающими из внешнего мира. При избирательном внимании существует два типа механизмов, ответственных за обработку сигналов из окружающей среды, включая эндогенные и экзогенные механизмы (Frith, C.D. & Frith, U., 19).99).

    Эндогенный механизм обусловлен стремлением нашего сознания получить более подробную информацию о каком-либо конкретном объекте или явлении внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек находится на вокзале, чтобы встретить своего родственника, он или она видит лица многих пассажиров поезда, в котором этот человек собирается прибыть, но механизм эндогенного внимания будет реагировать только на лицо. своего родственника. Еще одна иллюстрация, когда человек находится в людном месте, где разговаривает множество людей, но его интересует только один разговор. В этой ситуации эндогенное внимание человека концентрируется на голосах тех, кто участвует в этом разговоре, и на их словах.

    Механизм экзогенного внимания предназначен для обработки информации о неожиданных сигналах из внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек слышит внезапный шум, его или ее внимание концентрируется на источнике этого шума. В этом случае форма внимания, которую проявляет мозг, не осознается, то есть человек не планирует концентрировать свое внимание на источнике неожиданного шума, и такая концентрация происходит автоматически.

    Другой тип избирательного внимания — разделенное внимание. Распределенное внимание помогает человеку сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Например, когда водитель пытается сконцентрироваться на дорожных знаках, его внимание также направлено на прием сигналов, сохраняющих поведение пешеходов, радиопередачу и разговор пассажира. В случае телефонного звонка на рассеянное внимание водителя возлагается еще большая нагрузка. К сожалению, человеческое рассеянное внимание ограничено, что становится причиной многих неудач. Не многие люди одарены эффективными механизмами разделенного внимания. Среди самых выдающихся из них был Юлий Цезарь, который мог одновременно выполнять до десяти и более дел.

    Управление вниманием относится к процессу, когда высшие уровни мозга направляют деятельность низших; этот тип внимания также называют исполнительной функцией, поскольку он описывает способность мозга к управлению (Kastner & Ungerleider, 2000). Среди многих форм управления вниманием наиболее важными являются планирование и проспективная память. Планирование подразумевает организацию набора поведенческих стратегий, направленных на выполнение важной задачи. Проспективная память относится к достижению целей, установленных на определенные даты. Примерами проспективной памяти являются оплата счетов в определенный день и посещение спортзала в определенные дни недели.

    Бдительность — третья по распространенности форма внимания. Эту форму также называют устойчивым вниманием. Устойчивое внимание относится к концентрации внимания на одном объекте или деятельности в течение определенного периода времени без потери фокуса. Бдительность помогает людям сосредоточиться на важных для них задачах, несмотря на внешние раздражители. Например, когда студент пишет контрольную, он должен быть сконцентрирован на этом процессе, несмотря на другие сигналы из окружающей среды; в противном случае он или она может потерпеть неудачу. Бывает множество ситуаций, когда людям нужна бдительность, и в большинстве таких ситуаций от работы их мозга зависит будущее людей, и даже сама их жизнь или жизнь других людей. Примеров этого явления множество, включая работу регулировщиков, спасателей, водителей и так далее. Бдительность — это один из самых сложных механизмов внимания, который реализуется в различных областях головного мозга человека, включая правую лобную кору, теменную кору и дорсальную поясную кору (Kastner & Ungerleider, 2000).

    Внимание является широкой темой психологических исследований, что объясняет существование множества теорий, стремящихся понять концепции его функционирования. Среди наиболее распространенных теорий — теория интеграции Трейсмана, теория избирательного внимания Нормана, теория фильтров Бродбента и теория внимания Познера. Все эти теории сходятся в том, что способность человеческого внимания имеет предел, и когда этот предел превышен, могут произойти несчастные случаи.

    Теория интеграции в когнитивной психологии направлена ​​на объяснение концепций человеческого поведения посредством связывания различных переживаний в единство сознания (Goldstein, 2011). Эта теория считается одной из самых влиятельных теорий, объясняющих зрительное внимание и восприятие человека. Суть этой теории заключается в соединении опыта, полученного человеком из внешнего мира, с экспериментами и исследованиями со знаниями, данными человеку наверху. С библейского мировоззрения эту теорию можно рассматривать как довольно двусмысленную. Неопределенная природа этого явления заключается в актуальном понимании библейского мировоззрения. Хорошо известно, что разные религии по-разному видят Библию и изложенные в ней истины. Например, католическое духовенство отвергает выводы интеграционной подобласти когнитивной психологии, утверждая, что они противоречат стандартам, указанным в Библии. Однако честный подход к Библии помогает увидеть, что Бог не противостоит человеческому восприятию мира через их переживания из окружающей среды. Напротив, Библия побуждает людей воспринимать окружающий мир путем сочетания религиозных знаний и фактов, наблюдаемых в мире природы. Например, в Римлянам 1:20 Библия побуждает людей узнавать о невидимых качествах Бога, включая Его вечную силу и Божественность через сотворение мира и далее, а также о том, что сотворено.

    Заключение

    В заключение следует отметить, что внимание – многообразное явление, управляемое человеческим мозгом. В течение жизни человек вырабатывает внимание, данное ему при рождении. На поведение человека большое влияние оказывает способность мозга демонстрировать должный уровень внимания. В случае, если у человека есть расстройства внимания, качество его или ее жизни будет низким, а сама жизнь может оказаться под угрозой; чем больше внимания уделяется человеку, тем значительнее может быть его или ее роль в обществе. Когда механизмы внимания человека повреждаются из-за заболеваний головного мозга или нарушений развития, его или ее поведение значительно ухудшается, что приводит к множеству проблем для человека. В случае, если у человека развивается какая-либо форма расстройства внимания, может помочь правильная медикаментозная терапия, достаточный отдых и специально разработанные тренировки.

    Ссылки

    Диттрих, К., и Шталь, К. (2012). Избирательное нарушение слухового избирательного внимания при одновременной когнитивной нагрузке. Journal Of Experimental Psychology: Human Perception And Performance, 38 (3), 618-627.

    Фрит, К.Д., и Фрит, У. (1999). Когнитивная психология: Взаимодействие разумов – биологическая основа. Наука, 286 (5445), 1692-1695.

    Гольдштейн, Б. (2011). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и Повседневный опыт работы с Coglab Руководство , (3-е изд.). Стэмфорд: Cengage Learning.

    Кастнер С.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts