Основные виды и механизмы внимания
По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер. Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком. Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.
Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:
Произвольное внимание
Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.
Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.
Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.
Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.
Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.
Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.
Послепроизвольное внимание
Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.
Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.
Виды внимания показаны на схеме.
Механизмы внимания
В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем. На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.
При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования. Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов. Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.
В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:
- Внешние движения;
- Изменение чувствительности определенных анализаторов;
- Изменение характера обмена веществ;
- Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
- Изменение электрической активности мозга.
Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.
Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.
Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.
В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.
Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.
Внимание: понятие, виды, свойства
Внимание
Виды внимания:
Послепроизвольное внимание
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).
Непроизвольное внимание (пассивное)
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека
Произвольное внимание
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Также, можно различать чувственное и интеллектуальное
внимание. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой
органов чувств, а интеллектуальное — с сосредоточенностью направленностью мысли. При
чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное
впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Свойства
Свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение)
активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Внимание: понятие, виды, свойства
От 250 руб
Контрольная работа
Внимание: понятие, виды, свойства
От 250 руб
Курсовая работа
Внимание: понятие, виды, свойства
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Четыре типа внимания
5 минут
Внимание — сложный психологический процесс. Есть также несколько видов внимания. Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
Последнее обновление: 28 мая 2020 г.
Важно понимать, что существует несколько типов внимания. Большинство людей считают, что внимание — это способность сосредотачиваться. Каждый раз, когда кто-то отвлекается или просто не слушает вас, вы говорите, что он «не обращает внимания». Но вот наш вопрос: действительно ли можно жить без внимания?
Расстройства внимания чрезвычайно распространены и часто диагностируются в наши дни. Это совсем не удивительно. Мы живем в обществе, которое требует постоянной обработки бесконечных стимулов. Реклама, многозадачность и электронные устройства — это лишь несколько примеров того, что в любой момент времени борется за наше внимание.
Внимание — это познавательный процесс, происходящий в вашем мозгу. Это означает, что только потому, что кто-то отвлекается, не означает, что он не имеет никакой формы внимания. Вместо этого они просто направляют его куда-то еще в это время.
Внимание — исполнительная функция
Внимание — один из самых сложных процессов в нашем мозгу. На самом деле, эксперты еще не определились с его фиксированным определением. Это функция мозга, которая помогает вам отфильтровывать раздражители, обрабатывать информацию и фокусироваться на чем-то конкретном. Для этого ваша лобная доля должна ассимилировать всю информацию, поступающую от остальной части вашей нервной системы.
Этот процесс происходит на нескольких разных уровнях, в зависимости от того, с какой конкретной средой вы взаимодействуете. Характеристики данной задачи и то, что она требует от вас, определяют то внимание, которое вы должны использовать.
Типы внимания
Как мы упоминали выше, существуют разные уровни внимания. Одно фундаментальное понятие, которое вы должны понимать, — это ориентация. Что в основном означает, так это ваше осознание того, что вас окружает. Тип внимания, которое вам требуется, зависит от вашего уровня осведомленности и количества активаций, которые вам нужны для ответа.
Фокусированное внимание
Этот тип внимания — это ваша способность конкретно реагировать на один стимул. Это требует от вас игнорировать все другие раздражители в вашем окружении. Для этого вам нужен высокий уровень бдительности и активации.
Если вы очень устали после долгого периода бодрствования, вы больше не игнорируете другие раздражители. Другими словами, вы становитесь более уязвимыми для отвлекающих факторов.
Постоянное внимание
Постоянное внимание — это тип, который вы используете для задач, которые занимают много времени. По сути, это то, что позволяет вам последовательно выполнять одну конкретную когнитивную деятельность. Например, если вам нужно готовиться к экзамену, вам нужно несколько часов читать и обрабатывать информацию в учебнике. Вознаграждение не всегда бывает немедленным, поэтому у такого типа внимания есть много препятствий, таких как:
- Отсутствие мотивации
- Усталость
- Скука
Рассеянное внимание
Наш мозг совершенно потрясающий. Они позволяют нам делать несколько дел одновременно! Стоит отметить, что даже если это не очень сложные задачи , вам все равно нужно распределить ваше внимание таким образом, чтобы вы могли хорошо выполнять обе задачи.
Однако это ограниченная емкость. По мере того как один или оба источника информации начинают требовать большего вашего внимания, ваша способность реагировать ослабевает. Например, если вам нужно одновременно писать и слушать или одновременно смотреть и говорить с преподавателем, вы используете разделенное внимание.
Переменное внимание
Это самый важный тип с точки зрения когнитивной гибкости. Это в основном включает в себя способность менять фокус вашего внимания и переключаться между различными задачами.
Одним из примеров является подготовка различных ингредиентов в разное время для приготовления сложного рецепта. Чтобы сделать это хорошо, вы должны переключаться между задачами, не забывая предыдущую, потому что вы вернетесь к ней через несколько секунд.
Важность контроля внимания
Внимание — это не единственный, исключительный психический процесс. Большинство задач, которые вы выполняете, требуют сочетания различных типов внимания.
Контроль внимания или способность чередовать и эффективно использовать эти разные типы зависит от других исполнительных функций. Вот некоторые из наиболее важных:
- Память. Многие задачи требуют восстановления информации из долговременной или кратковременной памяти. Для этого вам нужен хороший уровень внимания.
- Планирование. Другие задачи требуют одновременных, спланированных действий. Чтобы сделать это хорошо, вы должны эффективно организовать и выполнить каждую из них.
- Запрет. Это способность блокировать, фильтровать и контролировать сенсорные стимулы вокруг вас, которые не имеют никакого отношения к тому, что вы пытаетесь сделать.
Какие части нервной системы играют роль во внимании?
- Ретикулярная активирующая система. Внимание требует способности воспринимать раздражители. Периферическая информация вокруг вас обрабатывается, когда она проходит через ствол мозга.
- Теменная доля. Это важная структура мозга при пространственной обработке стимулов и распределении ресурсов для конкретной задачи.
- Лобная доля. Это дирижер оркестра твоего мозга. Это часть вашего мозга, которая выбирает реакции и двигательные навыки для выполнения определенного плана и принятия мер.
Жизненно важный инструмент
Внимание — сложная функция мозга, которая сыграла очень важную роль в нашей эволюции и развитии как вида. Это также навык, который нужно тренировать. Любое повреждение только что упомянутых структур может привести к необратимому повреждению головного мозга.
Все четыре типа внимания одинаково важны, и мы используем их каждый день. В некоторых случаях это автоматические действия, такие как завтрак. В других — для сложных вещей, таких как вождение в пробке. Таким образом, это жизненно важно для нашей повседневной жизни.
Это может вас заинтересовать…Как распознать 4 типа внимания
Одной из наиболее распространенных целей, к которым обращаются музыкальные терапевты, являются цели внимания. Например:
- Цель: Повышение концентрации внимания.
- Цель: Способствовать выполнению задания.
- Цель: Развивать внимание к задаче.
- …и так далее.
Внимание. Это базовый, но основополагающий навык. Способность сосредотачиваться и обращать внимание является предшественником множества других когнитивных навыков (еще один основополагающий навык — пересечение средней линии, о котором я писал здесь).
Нас постоянно бомбардируют раздражители: образы, звуки, запахи, ощущения, прикосновения и т. д. Чтобы функционировать, мы должны иметь возможность обращать внимание на определенные стимулы по своему выбору и игнорировать все остальное, что происходит. У большинства из нас эти навыки развиты (у некоторых лучше, чем у других!), но по разным причинам наши клиенты испытывают затруднения.
Но знаете ли вы, что существует четыре разных типа внимания? У каждого своя функция и назначение. И как терапевт, важно понимать четыре различных типа внимания, чтобы мы знали, что наиболее уместно для работы с нашими клиентами.
Существует 4 типа внимания:
- Устойчивое внимание, или способность концентрироваться на конкретной задаче в течение продолжительного времени. Мой любимый способ работать над этим — использовать базовый опыт старт-стоп. Клиенты играют, когда я играю, и останавливаются, когда я останавливаюсь. Прелесть этого вмешательства в том, что существует СТОЛЬКО вариаций, упрощающих или усложняющих эту задачу. Участники группы могут по очереди быть «лидером». MT-BC может сделать расположение «остановок» простым (например, в конце фразы) или более сложным (например, в середине фразы). Вы можете сделать это опытом, основанным на движении, а не только на игре на инструменте. Нет никаких ограничений на варианты, которые вы создаете.
- Избирательное внимание, или способность сосредотачиваться на определенных раздражителях, игнорируя отвлекающие факторы. Классический пример — возможность сосредоточиться на разговоре посреди шумной вечеринки. Это может быть трудным навыком для развития. Это тот вопрос, к которому я не часто обращаюсь со своими клиентами. Они так легко отвлекаются, что я просто пытаюсь заставить их сосредоточиться, и точка. Один из способов привлечь избирательное внимание — попросить группу клиентов скопировать ваш ритмический рисунок на барабане. Ваш ритмический паттерн изменится, поэтому они должны продолжать обращать внимание и подстраиваться под вас (постоянное внимание). Другой терапевт или сотрудник пытается отвлечь группу, играя в другом ритме или на другом инструменте. Клиенты должны сохранять концентрацию на задаче, игнорируя при этом отвлекающую стимуляцию.
- Переменное внимание, или способность переключать внимание между двумя разными задачами с разными когнитивными требованиями. Например, у клиента барабан, а у меня гитара. Я чередую два разных паттерна аккомпанемента к песне: бренчание и игра пальцами. Клиенту дается указание играть на барабане, когда я играю пальцем, и двигаться в такт музыке, когда я играю. Переменное внимание.
- Разделенное внимание, или возможность одновременного ответа на несколько задач. Это высший уровень внимания. Классический пример? Водить машину. Требования к нашим навыкам внимания довольно высоки при вождении автомобиля. Как вы думаете, почему так опасно писать сообщения и водить машину или говорить и водить машину? Как вы думаете, почему мы ждем, пока кому-то исполнится 16 лет, прежде чем он сможет получить лицензию? Дети, с которыми я работаю, никоим образом не работают над этим типом внимания. Некоторые музыкальные опыты более высокого уровня, нацеленные на разделение внимания, включают обучение игре на музыкальном инструменте. Это требует одновременного использования невероятного количества различных наборов навыков: чтение нот, интерпретация символов в партитуре, мышечная память, контроль дыхания, контроль оральной моторики… все это работает вместе как единое целое.