Внутренние и внешние мотивы: 1.2.Внутренние и внешние мотивы

Содержание

что такое в психологии. Система и виды мотивов

Почему люди поступают тем или иным образом, иногда совершая благородные поступки, а иногда – эгоистичные или, того хуже, жестокие? Что руководит их выбором? Вы скажете – цель? Но ведь к цели можно идти разными путями, да и выбирает свои цели сам человек. Психологи говорят, что поведением людей управляют мотивы. Узнав мотивацию индивида, мы поймем, почему он поступает так или иначе.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Мотивы и мотивация с точки зрения психологии
  • 2 Виды мотивов
    • 2.1 Внешние и внутренние мотивы
    • 2.2 Положительные и отрицательные мотивы
    • 2.3 Мотивация достижения успеха
  • 3 Проблема борьбы мотивов

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления.

Виды мотивов

Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.

Внешние и внутренние мотивы

Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.

Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно. В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют. Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания. Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества. Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком. Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.

Положительные и отрицательные мотивы

Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.

Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли. Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения. В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.

Мотивация достижения успеха

Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.

Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.

Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?

Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

Какая мотивация вредит — Лайфхакер

18 июля 2014Мотивация

Какая мотивация лучше: внутренняя или внешняя? Или наличие обеих является залогом успеха? Оказывается, внешняя мотивация может быть контрпродуктивной для достижения цели.

Поделиться

0

Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Если учёный проводит исследование, потому что он хочет обнаружить важные закономерности окружающего мира, то это внутренняя мотивация. Существует прямая связь между обнаружением фактов в ходе экспериментов и пониманием устройства мироздания. Если же он занимается этим для достижения научной известности, то это внешний мотив, так как нет прямой связи между славой и результатами исследования. Часто люди имеют как внутренние, так и внешние мотивы.

Какая мотивация лучше: внутренняя или внешняя? Или наличие обеих является залогом успеха? Можно предположить, что учёный, мотивированный желанием обнаружить новый закон и прославиться, благодаря этому будет работать лучше, чем учёный, имеющий только один из этих мотивов. Конечно, два мотива лучше, чем один. Но, оказывается, это не так. Такое открытие сделали учёные из Йельского университета. В ходе их работы выяснилось, что внешняя мотивация может быть контрпродуктивной для достижения цели.

Они проанализировали данные, полученные в ходе анкетирования 11 320 курсантов девяти курсов Военной академии США в Вест-Пойнте. В анкетах были вопросы о том, что именно повлияло на решение поступить в академию. Мотивы включали в себя как внешние стимулы (хорошая зарплата, карьера), так и внутренние (желание получить именно военное образование, быть лидером, пойти по пути отца).

Внутренняя и внешняя мотивации достижения цели легко отличаются вопросом: «А можно ли это получить каким-то другим образом?»

Как курсанты проявили себя спустя годы? Как их успехи соотносятся с первоначальными мотивами при поступлении в военную академию?

Неудивительно, что в ходе данного исследования было обнаружено следующее: чем сильнее внутренняя мотивация, тем больше вероятность, что курсант успешно окончит академию и станет офицером. Причём хорошим офицером, о чём свидетельствуют рекомендации о досрочных повышениях в звании. Те же курсанты, у кого не было внутренних мотивов, часто покидали службу спустя пять лет (после окончания академии курсант обязан отслужить пять лет).

Удивительно другое: курсанты с сильной и внутренней, и внешней мотивацией показали себя хуже, чем курсанты лишь с сильной внутренней мотивацией. Они были хуже в учёбе, хуже на службе и чаще разрывали контракт по истечении пятилетнего периода.

Какие выводы можно сделать из этого открытия? Всякий раз, когда человек выполняет задачу, есть последствия. Они могут быть связаны с результатом задачи прямо или опосредованно.

Точно так же, как и мотивация, последствия могут быть внешними и внутренними.

Например, ощущение прилежания в учёбе — это внутренние последствия, а хорошие оценки за учёбу — это внешние последствия. Или искренние слова благодарности пациентов врачу за хорошую работу — это внутренние последствия, они являются прямым последствием. А вот подаренная бутылка коньяка — это уже будут внешние последствия, которые являются ритуалом в нашем обществе. Смотря на окружающих людей, легко ошибиться в определении их мотивации. Только потому, что деятельность человека имеет хорошие внешние последствия, не стоит делать вывод, что он руководствуется внешней мотивацией. Быть может, для него это просто приятный бонус.

Исследователи из Йельского университета убедились, что необходимо прилагать усилия для уменьшения влияния внешних последствий, чтобы они не становились основой мотивации. Важно помогать людям сосредоточиться на значении и влиянии их работы, а не на её финансовых результатах. Это кажется нелогичным, но в результате такой фокусировки растёт не только удовлетворение от работы, а значит, и её эффективность, но и сама оплата.

В настоящее время основной инструмент для работы с мотивацией сотрудников — это финансовое стимулирование, то есть происходит работа лишь с внешней мотивацией. Такая стратегия позволяет привлечь больше курсантов в академию, больше соискателей на вакансию, но от этого страдает качество участников.

Мотивировать лишь деньгами точно так же глупо, как использовать бесплатный фуршет в конце пресс-конференции, чтобы получить лучшее отражение в СМИ.

Данная проблема касается не только сотрудников или студентов. Учителя или руководители тоже подвержены эффекту внешних последствий. Когда оценка работы руководителя или учителя идёт по количественным результатам в виде объёма продаж или среднего балла, легко поддаться искушению манипулировать этой оценкой. Безусловно, внешняя оценка важна, но когда она плохо продумана, её наличие только вредит. Срабатывает эффект наблюдателя. В результате желание сделать своё дело хорошо (внутренняя мотивация) забывается, становится важным получить хорошую оценку (внешняя мотивация).

Выход из этой проблемы видится йельским ученым в увеличении внутренней мотивации. К сожалению, каким именно образом этого достичь, они сейчас не готовы ответить. Как говорится, это требует дополнительных исследований. Пожелаем им в этом успехов; надеюсь, на эти дополнительные исследования у них есть внутренние мотивы.

внешние и внутренние факторы. Влияние силы мотивации на результативность деятельности.

Мотив — это феномен сознания, это осознанное индивидом побуждение к деятельности.

Мотивы как внутренние, опосредованные побуждения к действию, формирующиеся первичными нуждами и развивающимися интересами индивида, во многом определяют его поведение в организации. Решающее значение в их формировании и реализации играет интерес как осознанная потребность, отражающая внешнюю ориентацию, склонность, увлечение. Интересы определяют целенаправленное и осознанное поведение человека, обусловливают проявление им внимания, осуществление действий.

Внутренние   мотивы  не имеют  внешнего  проявления  и  связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения  и  часто ассоциируются с процессом выполнения задачи. « внутренние »         «хочу» (напряжение потребностей), «должен» (принятие обязательств перед другими  и  самим собой). Побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность. К  внутренним   мотивам  относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного.

Такие  мотивы, как понимание необходимости деятельности, в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными  и  полезными в, хотя их уже нельзя отнести только к  внутренним   мотивам.

 Внешние   мотивы  имеют  внешние  проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами. « внешние »   «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам), «надо» (осознание социальных обязанностей).

Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результата,  отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяются определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является:

• формирование представления об организации;

• определение своего отношения к ней;

• выработка возможных вариантов реакции;

• мобилизация необходимых ресурсов;

• обеспечение адекватности поведения и т. д.

Наиболее реальные и значимые результаты применение инструментария моделирования ОП показывает при анализе и решении динамических ситуаций. Осмысление результатов собственных действий и происходящих с ним перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления рано или поздно заставляют каждого работника адаптировать сложившуюся мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в:

• корректировке цели;

• обновлении ориентации;

• адаптации взглядов и оценок;

• уточнении занимаемой позиции в организации;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

• модернизации и мобилизации ресурсного обеспечения;

• проявлении организационной активности;

• повышении уровня развития и др.

Это происходит в условиях функционирования и развития конкретных организаций, в которых позиционирует себя каждый человек. Наиболее значимыми и действенными из них являются: семья, трудовая корпорация, политическое объединение, государство.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Многообразие мотивов человека в организации. Формирование мотивов: внешние и внутренние факторы. Влияние силы мотивации на результативность деятельности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Многообразие мотивов человека в организации. Формирование мотивов: внешние и внутренние факторы. Влияние силы мотивации на результативность деятельности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Многообразие мотивов человека в организации. Формирование мотивов: внешние и внутренние факторы. Влияние силы мотивации на результативность деятельности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор успешности

Автор: Китова Яна Владимировна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16. 04.2018 2018-04-16

Статья просмотрена: 1492 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Китова, Я. В. Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор успешности / Я. В. Китова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49406/ (дата обращения: 16.09.2022).



В данной статье рассматриваются особенности мотивации спортсменов, изучается внутренняя мотивация как фактор успеха в спорте, описывается проведенное исследование, обсуждаются результаты.

Ключевые слова: мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

В настоящее время проблема мотивации при изучении проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены является очень актуальной и особенно важную роль в тренировочном процессе играет именно мотивация. Мотивации к занятиям спортом очень важна, без нее просто невозможно, если у спортсмена пропадет мотивация, он просто прекратит свои занятия спортом [1]. Мотивация является ключевым аспектом в спорте.

Проблема мотивации сложна, это обусловливает существование множества различных подходов к пониманию ее содержания, структуры, сущности, а также к методам ее изучения. В настоящее время мотивация является сложной системой, имеющей специфические особенности на различных этапах жизни человека. С возрастом у человека меняются потребности, поэтому меняются и мотивы [2].

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как: футбол, хоккей и другие.

Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.

Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [7].

Выделяют два вида мотивации занятий спортом: инструментальную и интегративную [4]. Внешние потребности человека находят отражение в инструментальной мотивации. Внешние мотивы связаны необходимостью выполнять долг, чувством ответственности перед тренером, родителями и близкими. Важно развивать и интегративную мотивацию. Интегративная мотивация подразумевает отражение внутренних потребностей. Она появляется в связи с желанием идентифицировать себя со спортом [3]. Внутренняя мотивация направлена на предмет изучения, предполагает собственное совершенствование спортсмена.

При занятии спортом необходим баланс между интегративной и инструментальной мотивацией, так как только при разумном сочетании этих двух видов возможно добиться высоких спортивных результатов [6,9].

Многие исследователи полагают, что интегративная или внутренняя мотивация соотносится с успехами в спорте [5]. Нами было проведено эмпирические исследование для выявления связи между мотивацией студентов и уровнем их спортивной подготовки, чтобы экспериментально доказать данное утверждение.

На мотивацию спортсмена влияют три фактора:

‒ тип целей достижения, установленных спортсменами;

‒ отношение к успеху и избегание неудач;

‒ уровень уверенности в себе [8].

Ориентация на себя ассоциируется со сравнением себя с другими, здесь для спортсмена важна побеждать других. Ориентация на задачу фокусируется на улучшение собственных прошлых выступлений, работа над собой [10].

Спортсмены, ориентированные на себя, сосредоточены на сравнении себя с другими, и когда они выигрывают, их самооценка поднимается, когда они проигрывают, самооценка падает. Спортсмены, ориентированные на задачи, ориентированы на улучшение прошлой работы, а не на сравнении себя с другими.

Мотивация — это в основном то, что направляет и поддерживает занятие спортом. В спорте есть два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация, но в фундаментальном ключе внутренняя мотивация — это не что иное, как участие в интересной деятельности просто из-за любви к ней. Внутренняя мотивация — это, в основном, внутреннее желание спортсменов выполнять отдельную задачу, выполнять определенные действия, потому что это дает им удовольствие, развивает определенный навык. В то время как внешняя мотивация является мотивационными факторами, внешними по отношению к индивидууму и не связанными с задачей, которую они выполняют. Спортсмены с преобладанием внутренней мотивации быстрее добиваются успеха, потому что они учиться новому, их опыт обучения более значим.

Нами была проведена диагностика соотношения внутренних и внешних мотивов по методике «Почему я занимаюсь спортом». Целью данной методики является исследование уровня внутренней и внешней мотивации спортивной деятельности студентов.

Выборка составила 50 человек. В опросе участвовали студенты 1 и 2 курсов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма факультета спорта.

При анализе результатов опроса было выявлено: преобладание внешней мотивации у 16 % студентов (8 человек), внутренняя мотивация — 64 % (32 человека), равно выражена внутренняя и внешняя мотивация у 20 % студентов (10 человек) Таким образом, у студентов присутствует как внешняя, так и внутренняя мотивация.

В результате сравнительного анализа спортивных достижений студентов и типа мотивации было выявлено, что студенты с преобладанием внутренней мотивацией, имеют более высокий спортивный разряд, чем студенты с выраженной внешней мотивацией. Это можно объяснить тем, что внутренняя мотивация считается наиболее естественной. При этом к внутренним мотивам обычно относятся познавательные интересы, желание добиться успеха в спорте.

У 32 студентов факультета спорта (64 % от общего числа опрошенных) преобладает внутренняя мотивация. 20 % из них 30 мастеров спорта и всего 2 кандидата в мастера спорта. Это доказывает, что внутренняя мотивация студентов обусловливает более высокий уровень спортивной подготовки, чем внешняя. У 8 спортсменов (16 % опрошенных) внутренняя и внешняя мотивация находится на одном уровне, все они имеют спортивный разряд — мастер спорта. 20 % (10 опрошенных) студентов имеют ярко выраженную внешнюю мотивацию, из них всего 2 мастера спорта, 4 кандидата и 4 спортсмена, имеющие 1 взрослый разряд.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация играет важную роль в жизни каждого человека, в том числе спортсмена и является одним из существенных компонентов спортивной карьеры. Успехи в спорте определяются характером мотивов [6]. Нужно помнить, что не только внешняя, но и внутренняя мотивация может привести к постановке целей. Нужно помнить, что для гармоничного развития личности должны быть одновременно развиты уровни внутренней и внешней мотивации.

Литература:

  1. Горская Г. Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов. Физическая культура, спорт — наука и практика. № 4. 2016 стр. 85–91.
  2. Душко М. С. Мотивация освоения иностранного языка как компонент готовности студентов к профессиональной деятельности тренера. 2015 г. 206 с.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.:Питер,2006. — 507с.
  4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2012 -345 с.
  5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 688 с.
  6. Разманова Л. М. Журнал Международный студенческий научный вестник. / Л. М. Разманова. В. М. Панфилова //– 2015. — № 5 (часть 2) — С. 299–300.
  7. Семёнов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие — М. Сов. спорт, 2011. — 200с. Университетская электронная библиотека on — line.
  8. Theeboom, M., DeKnop, P., & Weiss, M. R. (1995). Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children’s sport: A field-based intervention study. Journal of Sport and Exercise Psychology, 17, 294–311.
  9. Gould, D., Feltz D., Weiss M., Motives for participating in competitive youth swimming. International J. Sport Psychol., 16: 126–140.
  10. Malek A., Mehdi N. Perceived Motivational Climate, Basic Psychological Needs and Self Determined Motivation in Youth Male Athletes. World Applied Sciences Journal 16 (9): 1189–1195, 2012

Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя мотивация, внешняя мотивация, спортивная деятельность, занятие спортом, спорт, мастер спорта, мотивация, спортсмен, мотив, выраженная внешняя мотивация.

Ключевые слова

мотивация, мотив, спортивная деятельность, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, успех в спорте

мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте

Похожие статьи

Изучение

мотивов занятий спортом воспитанников спортивных. ..

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна…

Структура и особенности

мотивации в спорте высших достижений

спортивная деятельность, мотивационный фон, компонент мотивации, компонент, формирование, мотивационная сфера спортсмена, внешняя мотивация, основная форма деятельности, мотивация, спорт.

Мотивационный климат как психологический феномен. ..

мотивационный климат, спортсмен, занятие спортом, задача, мотивация спортсменов, тренер, спортивная деятельность, молодежный спорт, физическая активность, эмоциональное выгорание.

Влияние интереса на

мотивационные процессы в спортивной

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Проблема формирования

мотивации достижения в спортивной

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Мотивация персонала спортивной организации: теоретические…

В статье предпринята попытка обзора теоретических основ мотивации персонала спортивной организации. Автором рассмотрены классификации мотивов отечественных и зарубежных исследователей с учетом уровня спортивной карьеры…

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового…

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

Формирование

спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Формирование

мотивации занятиями физической культуры…

Отмечен факт, когда высокая мотивация к спорту наблюдается у студентов, родители которых занимаются или занимались ранее спортом.

Следует особо подчеркнуть, что у них отмечается повышенная мотивация к занятиям атлетической гимнастикой.

Похожие статьи

Изучение

мотивов занятий спортом воспитанников спортивных

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна…

Структура и особенности

мотивации в спорте высших достижений

спортивная деятельность, мотивационный фон, компонент мотивации, компонент, формирование, мотивационная сфера спортсмена, внешняя мотивация, основная форма деятельности, мотивация, спорт.

Мотивационный климат как психологический феномен…

мотивационный климат, спортсмен, занятие спортом, задача, мотивация спортсменов, тренер, спортивная деятельность, молодежный спорт, физическая активность, эмоциональное выгорание.

Влияние интереса на

мотивационные процессы в спортивной

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Проблема формирования

мотивации достижения в спортивной

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Мотивация персонала спортивной организации: теоретические…

В статье предпринята попытка обзора теоретических основ мотивации персонала спортивной организации. Автором рассмотрены классификации мотивов отечественных и зарубежных исследователей с учетом уровня спортивной карьеры…

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового…

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

Формирование

спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Формирование

мотивации занятиями физической культуры…

Отмечен факт, когда высокая мотивация к спорту наблюдается у студентов, родители которых занимаются или занимались ранее спортом.

Следует особо подчеркнуть, что у них отмечается повышенная мотивация к занятиям атлетической гимнастикой.

Урок 4. Мотивация деятельности человека

Если рассматривать жизнь человека как его движение вперёд по пути развития, то можно сказать, что жизнь – это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. И в этом процессе одну из главенствующих ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает человек.

Что оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Для чего он вообще делает что-то? Что его побуждает? Что мотивирует? Ведь у любого действия (и даже бездействия) практически всегда есть свой мотив.

Чтобы мы могли лучше общаться друг с другом, чтобы нам было проще понимать окружающих людей и самих себя, а также чужие и свои собственные поступки, следует поговорить о том, что такое мотивация. Этот вопрос так же важен для психологии, как, например, её основы или методы.

По этой причине теме мотивации мы посвящаем отдельный урок, в процессе изучения которого мы познакомимся с процессом формирования мотивации, системой мотивации, теориями мотивации, её видами (трудовой, учебной, самомотивацией). Мы узнаем о методах управления мотивацией труда и персонала, студентов, школьников и самих себя; детально поговорим о способах стимулирования и повышения мотивации.

Содержание:

  • Что такое мотивация?
  • Виды мотивации
  • Тест на мотивацию
  • Теории мотивации
  • Методы мотивации
  • Самомотивация
  • Литература
  • Проверочный тест

Что такое мотивация?

И разговор о мотивации следует начать с чёткого определения этого понятия. Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» двигать. Есть несколько определений мотивации:

  • Мотивация – это побуждение к действию.
  • Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
  • Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

В настоящее время это понятие разными учёными понимается по-разному. Кто-то придерживается мнения, что мотивацией является совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие определяют мотивацию как совокупность мотивов.

Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.

Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть – это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека – это цель.

Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.

Виды мотивации

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т. п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:

1 Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.)
2 Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.)
3 Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).

Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:

  • Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
  • Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т. п.).
  • Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
  • Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
  • Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
  • Мотив саморазвития стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
  • Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
  • Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
  • Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.

Тест на мотивацию

Данный тест на мотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач, и т.д.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • В тесте нужно будет ответить на несколько простых вопросов и выбрать ответ для каждого вопроса из двух вариантов: «в большей степени – да» или «скорее нет».
  • При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наиболее привлекательный вариант.
  • Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.

1 Потребности существования (безопасность, физиологические потребности).
2 Потребности связи (потребности социального характера; желание иметь друзей, семью, коллег, врагов и т.п. + часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание, самоутверждение).
3 Потребности роста (потребности самовыражения из пирамиды Маслоу).

1

 

1 группа – люди, стремящиеся к власти ради властвования.

2

 

2 группа – люди, стремящиеся к власти ради реализации какого-то общего дела.

1 Авторитарное руководство работниками – теория X.
2 Демократическое руководство работниками – теория Y.