Во сколько должны начать говорить дети: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

как стимулировать речь у малышей


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу. 

Откуда у детей задержка речевого развития

Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:

  • в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя». 
  • к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов. 

Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные. 

Органические факторы

К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:

  • Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг. 
  • Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции. 
  • Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов.
     
  • Недоношенность и переношенность

Спровоцировать отставание речевого развития также могут:

  • заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения; 
  • нарушение слуха;
  • наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).

Социальные факторы

  • Отсутствие общения.

Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости. 

  • Переизбыток мультиков и гаджетов

Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно. 

  • Гиперопека со стороны родителей

Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?


Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как врачи распознают и классифицируют ЗРР 

Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР.  

Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка. 

Врачи выделяют несколько видов задержки речи:

  • Темповая задержка речевого развития

У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы. 

  • Алалия.

Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.

  • Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха.  

До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление. 

  • Аутизм

Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно. 

Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:

  • логопеда; 
  • дефектолога; 
  • психолога;
  • нейропсихолога.

Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится». 

Как устранить задержку речевого развития

  1. Формируем правильную речевую среду

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи.

 

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  • как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
  • проконсультироваться с логопедами.
  1. Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше.

Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году

жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

  1. Выбираем правильные игрушки для развития речи 

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

 


Материалы по теме:

  • Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
  • Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Календарь развития ребёнка с двух месяцев до двух лет

Исследование ВШЭ показало, что родители маленьких детей задают больше всего вопросов о детях и их развитии (странно, если бы было иначе). В числе самых популярных — нормы по месяцам и возможные отклонения. «Мел» вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра рассказывает, что и во сколько месяцев обычно умеет делать ребёнок и как ему можно помочь развиваться.

Разумеется, как и в случае с любым другим справочником, нужно помнить, что все дети разные. Каждый ребёнок развивается со своими особенностями, а все данные носят усреднённый, статистический характер. У каждого ребёнка есть свои слабые и сильные стороны, поэтому одно или два несоответствия нормативам очень редко указывают на проблему.

Ещё стоит помнить, на что надо обращать внимание родителям, которые очень внимательно следят за развитием ребёнка «по нормам». Если ребёнок не улыбнулся вам ровно в два месяца, это не повод для паники, но если вы всё же чувствуете, что тревожность становится частью вашей жизни, то стоит показать ребёнка специалисту (а если вы тревожитесь слишком часто, то неплохо было бы и самому обратиться за консультацией).

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Может ненадолго успокоить сам себя (например, положить руку в рот и начать её посасывать).
  • Начинает улыбаться людям.
  • Пытается смотреть на родителей.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Гулит, булькает.
  • Поворачивает голову в сторону источника звука.
3. Познавательное развитие (обучение, мышление, решение проблем)
  • Внимательно разглядывает лица.
  • Следит за игрушками.
  • Начинает следить глазами и узнавать людей на расстоянии.
4. Двигательное и физическое развитие
  • Может держать голову и начинает отталкиваться, если лежит на животе.
  • Начинает двигать руками и ногами более плавно.
Причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Никак не реагирует на громкие звуки.
  • Не смотрит на движущиеся предметы.
  • Не улыбается людям.
  • Не может поднять голову, когда отталкивается из положения лёжа на животе.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Обнимайте ребёнка, разговаривайте, играйте, пойте, читайте.
  • Соблюдайте распорядок дня: спать ночью больше, чем днём, иметь регулярное расписание.
  • Радуйтесь и улыбайтесь, когда ребёнок издаёт звуки.
  • Обращайте внимание на разные виды плача: так вы сможете научиться понимать, чего он хочет.
  • Играйте в «ку-ку» (да, мы понимаем, как это звучит, но можно попробовать).
  • Когда ребёнок не спит, кладите его на живот, а рядом с ним — игрушки.
  • Стимулируйте поднимать голову — помещайте перед ним игрушки на уровне глаз.

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Знает знакомые лица и начинает отличать их от незнакомых.
  • Любит играть с другими людьми, особенно с родителями.
  • Реагирует на эмоции других людей и часто выглядит счастливым.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Отвечает звуками на звуки.
  • Чередует гласные, когда лепечет («а», «э», «о»), и любит издавать звуки со взрослыми по очереди.
  • Откликается на имя.
  • Издаёт звуки, чтобы показать радость и недовольство.
  • Начинает произносить согласные звуки (включает в лепет «м», «б»).
3. Познавательное развитие (обучение, мышление, решение проблем)
  • Рассматривает расположенные поблизости вещи.
  • Интересуется окружающими вещами и пытается заполучить те, которые находятся вне зоны доступа.
  • Тянет предметы в рот.
  • Начинает перекладывать предметы из руки в руку.
4. Двигательное и физическое развитие
  • Переворачивается в обоих направлениях — с живота на спину и обратно.
  • Когда стоит, упирается ногами и может ими пружинить.
  • Начинает сидеть без поддержки.
  • Покачивается вперёд и назад, иногда ползёт назад, прежде чем начать двигаться вперёд.
Причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Не пытается дотянуться до вещей, которые находятся поблизости.
  • Не демонстрирует никакой привязанности к тем, кто о нём заботится.
  • Не реагирует на звуки.
  • Он ничего не тянет в рот, или ему трудно тянуть что-то в рот.
  • Постоянно вялый.
  • Не произносит гласные («а», «э», «о»).
  • Не переворачивается в обоих направлениях.
  • Не смеётся и не повизгивает.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Каждый день играйте с ребёнком на полу.
  • Научитесь считывать настроение вашего ребёнка. Если он радуется, продолжайте делать то, что делали. Если расстроен, прервитесь и успокойте.
  • Играйте «взаимно»: когда ребёнок улыбается, улыбайтесь сами; когда он издаёт звуки, повторяйте их. Говорите простые слова с этими звуками. Например, если ребёнок говорит «ма», говорите «мяч» или «мышь».
  • Когда ребёнок на что-то смотрит, показывайте этот предмет и рассказывайте про него.
  • Если ребёнок роняет игрушку на пол, поднимайте и давайте обратно. Эта игра помогает понять причинно-следственные связи.
  • Показывайте на новые предметы в окружении и называйте их, называйте предметы на картинках в книжках.
  • Кладите ребёнка на живот или на спину, а игрушки — немного подальше. Стимулируйте ребёнка двигаться, чтобы дотянуться до игрушек.
  • Подстраивайтесь под то, что вашему ребёнку нравится и не нравится: это поможет вам чувствовать себя более комфортно и придаст уверенности в своих силах.

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Может бояться незнакомых людей.
  • Может липнуть к знакомым взрослым.
  • Есть любимые игрушки.
  • Любит смотреть на себя в зеркале.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Понимает слово «нет».
  • Издаёт множество различных звуков, например «мамамама» и «папапапа».
  • Подражает звукам и жестам других людей.
  • Показывает пальцами на предметы.
3. Познавательное развитие
  • Следит за траекторией падающих предметов.
  • Если увидел, что вы что-то спрятали, ищет этот предмет.
  • Играет в «ку-ку».
  • Тянет предметы в рот.
  • Плавно перекладывает предметы из руки в руку.
  • Поднимает небольшие вещи, зажав их между указательным и большим пальцем.
4. Двигательное и физическое развитие
  • Стоит, держится.
  • Сидит без поддержки.
  • Ползает.
  • Может сам сесть.
  • Цепляется, чтобы встать.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Не переносит вес на ноги (когда его поддерживают).
  • Не сидит (даже с помощью других людей).
  • Не лепечет (например, «мама», «баба», «дада»).
  • Не играет в игры, предполагающие взаимодействие.
  • Не откликается на своё имя.
  • Не показывает, что узнаёт знакомых людей.
  • Не смотрит, куда вы показываете.
  • Не перекладывает игрушку из руки в руку.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на новые ситуации и людей; попробуйте почаще заниматься тем, что делает его счастливым и спокойным.
  • Продолжайте поддерживать режим и регулярное расписание (сейчас это особенно важно), читать, разговаривать, называть и описывать предметы.
  • Играйте в игры, где нужно что-то делать по очереди.
  • Называйте те чувства, которые, как вам кажется, ребёнок сейчас испытывает. Например, можно сказать: «Тебе грустно. Давай подумаем, как можно тебя развеселить».
  • Просите ребёнка делать то, что вы хотите, чтобы он делал. Например, вместо того чтобы говорить: «Хватит стоять» можно сказать: «Пора садиться».
  • Учите ребёнка причинно-следственным связям, катая мячики вперёд и назад, толкая игрушечные машинки и грузовики, доставая кубики из контейнера и помещая их обратно.
  • Играйте в «ку-ку» и в прятки.
  • Дайте ребёнку как можно больше безопасного пространства — пусть ползает и исследует.

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Стесняется или нервничает при общении с незнакомыми людьми.
  • Плачет, когда мама или папа уходят.
  • Есть любимые вещи и люди.
  • В некоторых ситуациях демонстрирует страх.
  • Даёт вам книжку, когда хочет услышать историю.
  • Повторяет звуки или действия, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Вытягивает руку или ногу, чтобы помочь с одеванием.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Реагирует на простые просьбы.
  • Использует простые жесты (покачать головой — «нет», помахать рукой — «пока-пока»).
  • Произносит звуки, меняя высоту (больше похоже на речь).
  • Говорит «мама», «папа» и междометия вроде «ах-ох!».
  • Пытается повторять то, что вы говорите.
3. Познавательное развитие
  • Исследует предметы различными способами: трясёт, стучит, кидает.
  • Легко находит спрятанное.
  • Смотрит на картинку или предмет, когда его называют, повторяет жесты.
  • Кладёт предметы в контейнер и достаёт их оттуда.
  • Начинает использовать предметы по их назначению: к примеру, пьёт из чашки, причёсывает волосы расчёской.
  • Показывает указательным пальцем.
  • Выполняет простые инструкции, такие как «подними игрушку».
4. Двигательное и физическое развитие
  • Самостоятельно садится.
  • Цепляется, чтобы встать, ходит, держась за что-либо.
  • Может сделать несколько шагов, не опираясь ни обо что.
  • Может стоять самостоятельно.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Не ползает.
  • Не умеет стоять с поддержкой.
  • Не ищет предметы, которые вы спрятали у него на глазах.
  • Не учит такие жесты, как махать рукой и трясти головой.
  • Не говорит отдельные слова, например «мама» и «папа».
  • Теряет навыки, которые у него раньше были.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Если с ребёнком будет регулярно проводить время кто-то новый (бабушка, няня), дайте ребёнку время на знакомство, а ещё — любимую игрушку или одеялко, чтобы помочь расслабиться.
  • В ответ на нежелательное поведение твёрдо говорите «нет». Не кричите, не шлёпайте ребёнка и не пускайтесь в длительные разъяснения. Пауза на 30 секунд — минуту поможет ребёнку переключиться.
  • Активно поощряйте вашего ребёнка за хорошее поведение: обнимайте, целуйте, хвалите.
  • Рассказывайте ребёнку, что вы делаете. К примеру: «Мама моет тебе ручки с мылом».
  • Читайте вместе, пусть ребёнок переворачивает сам страницы.
  • Завершайте то, что ребёнок пытается сказать, или называйте то, на что он показывает. Например, если он показывает на грузовик и говорит «г» или «грузовик», скажите: «Да, это гигантский голубой грузовик».
  • Дайте ему мелки и бумагу и позвольте рисовать свободно. Покажите, как рисовать линии вверх и вниз. Хвалите!
  • Прячьте маленькие игрушки и другие вещи, просите ребёнка найти их.
  • Пойте песенки с действиями, такие как «У жирафов пятна-пятна».
  • Дайте ребёнку контейнеры и миски или маленькие музыкальные инструменты (например, барабан или тарелочки). Пусть шумит!
  • Организуйте для ребёнка как можно больше безопасного пространства, которое можно было бы исследовать (заприте все принадлежности для чистки, стирки, ухода за машиной и растениями. Используйте воротца безопасности и заприте внешние двери и проход в подвал, если вы живёте в доме, где есть лестницы или опасные зоны).

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Любит протягивать предметы другим в качестве игры.
  • Может испытывать вспышки гнева.
  • Может бояться незнакомых людей.
  • Демонстрирует привязанность к знакомым людям.
  • Играет в простые символические игры.
  • Может льнуть к сопровождающим (родителям, бабушкам, няням) в новых ситуациях.
  • Указывает на что-то интересное, чтобы показать это окружающим.
  • Исследует окружающий мир самостоятельно, но при этом кто-то из родителей должен находиться поблизости.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Говорит несколько отдельных слов.
  • Говорит «нет» и делает соответствующий жест головой.
  • Показывает окружающим на то, что хочет получить.
3. Познавательное развитие
  • Знает назначение обычных предметов — к примеру, телефона, щётки, ложки.
  • Показывает части тела.
  • Привлекает внимание других при помощи указательных жестов.
  • Калякает сам по себе.
  • Может выполнять односоставные вербальные команды без жестов — к примеру, садится, когда вы говорите: «Садись, пожалуйста».
4. Двигательное и физическое развитие
  • Ходит самостоятельно.
  • Может подниматься по ступенькам и бегать.
  • Несёт игрушки, когда идёт.
  • Может помочь раздеть себя.
  • Пьёт из чашки.
  • Ест при помощи ложки.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Не указывает на предметы, чтобы привлечь к ним внимание окружающих.
  • Не ходит.
  • Не знает назначения простых знакомых предметов.
  • Не подражает окружающим.
  • Не учит новые слова.
  • В словарном запасе меньше шести слов.
  • Не замечает, когда сопровождающий человек (родитель, бабушка, няня) уходит и возвращается.
  • Теряет ранее приобретённые навыки.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Хвалите ребёнка за хорошее поведение, описывайте его эмоции. К примеру, можно сказать: «Ты радуешься, когда мы читаем эту книгу». Используйте слова, которые описывают чувства и эмоции.
  • Поощряйте проявления эмпатии. Например, когда малыш видит, что другому ребёнку грустно, похвалите, если он обнимет или погладит этого ребёнка.
  • Читайте книжки и обсуждайте картинки, используя простые слова.
  • Прячьте предметы под одеялом или подушками, просите ребёнка найти их.
  • Играйте с кубиками, мячами, пазлами, книжками и игрушками, которые помогают понимать причинно-следственные связи и учат решать задачи.
  • Называйте картинки в книжках и части тела.
  • Поощряйте символическую игру. Давайте игрушки, которые будут её стимулировать, к примеру куклы, игрушечные телефоны.
  • Организуйте для ребёнка безопасные пространства, где он может ходить и перемещаться.
  • Давайте ребёнку игрушки, которые можно безопасно толкать и тянуть, пинать, катать и кидать.
  • Поощряйте его пить из своей чашки, пользоваться ложкой (неважно, насколько аккуратно у него всё получится).
  • Надувайте пузыри и давайте ребёнку лопать их.

1. Социальное и эмоциональное развитие
  • Подражает окружающим, особенно взрослым и детям постарше.
  • Получает удовольствие от компании других детей.
  • Становится всё более и более независимым.
  • Иногда ведёт себя «вызывающее»: может сделать не то, что ему сказали.
  • В основном играет отдельно от других детей, но начинает включать их в свои игры — такие, например, как догонялки.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
  • Показывает на вещи или картинки, когда слышит их названия.
  • Знает имена близких людей и части тела.
  • Говорит предложения из 2–4 слов.
  • Выполняет простые инструкции.
  • Повторяет слова, услышанные в разговоре.
  • Показывает предметы в книжке.
3. Познавательное развитие
  • Находит предметы, спрятанные даже под двумя или тремя другими.
  • Начинает сортировать формы и цвета.
  • Завершает предложения и стишки в знакомых книгах.
  • Играет в простые игры «понарошку».
  • Строит башни из четырёх и более кубиков.
  • Может использовать одну руку чаще другой.
  • Выполняет двухкомпонентные инструкции, такие как «Возьми, пожалуйста, туфли и поставь их в шкаф».
  • Называет знакомые предметы в книжке с картинками.
4. Двигательное и физическое развитие
  • Встаёт на цыпочки.
  • Пинает мяч.
  • Начинает бегать.
  • Поднимается и спускается по лестнице (с опорой).
  • Залезает на мебель и слезает с неё без посторонней помощи.
  • Бросает мяч сверху.
  • Рисует сам или копирует прямые линии и круги.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
  • Не знает назначения простых предметов, таких как щётка, телефон, вилка, ложка.
  • Не подражает действиям и словам.
  • Не выполняет простые инструкции.
  • Не использует предложения из двух слов (к примеру, «пить молоко»).
  • Не ходит уверенно.
  • Теряет ранее приобретённые навыки.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
  • Поощряйте ребёнка помогать с простой работой по дому — к примеру, подметать или готовить ужин. Хвалите за это.
  • В этом возрасте дети играют рядом друг с другом (но не вместе) и не умеют как следуют делиться. Если ваш ребёнок играет рядом с другим, убедитесь, что вокруг достаточно игрушек.
  • Когда ребёнок выполняет просьбы, снова хвалите! И не надо уделять слишком много внимания нежелательному поведению. Следите за тем, чтобы хвалить за хорошее поведение намного чаще, чем сосредотачиваться на плохом.
  • Учите ребёнка называть регулярно встречающиеся вещи, предметы, явления.
  • Не указывайте ребёнку на ошибки, если он произносит слова неправильно. Вместо этого просто скажите их правильно. Например: «Это мяч».
  • Поощряйте ребёнка говорить словами вместо того, чтобы показывать. Если ребёнок не может сказать целое слово («молоко»), произнесите первый звук («м») в качестве подсказки. Со временем можно начать подсказывать ребёнку, как произнести целое предложение: «Я хочу молоко».
  • Помогайте ребёнку складывать пазлы с фигурами, цветами или домашними животными.
  • Стимулируйте ребёнка играть с кубиками. Стройте вместе башни и не стесняйтесь ломать, это тоже важно.
  • Творчество — наше все. Давайте мелки, бумагу, хвалите за результат.
  • Просите ребёнка помогать открывать двери и ящики, переворачивать страницы в книгах и журналах.
  • Если ваш ребёнок начал хорошо ходить, просите приносить вам маленькие предметы.
  • Пинайте мяч туда-сюда вместе с ребёнком. Когда малыш научится хорошо это делать, поощряйте его бежать и бить по мячу.
  • Гуляйте вместе!

Благодарим за помощь в подготовке материала С. Ермакову, учителя-дефектолога Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ), Н. Шалаеву, педагога-психолога ГППЦ, А. Статникова, методиста ГППЦ. При подготовке статьи были использованы материалы «Learn the Signs. Act Early», подготовленные Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention).

Фото: Unsplash, Shutterstock. Иллюстрации: Shutterstock

Когда начинать логопедию — Toddler Talk

Логопедия для малышей: чего ожидать

Автор: Стефани Кеффер

Возможно, вы задаетесь вопросом: «В каком возрасте лучше всего заниматься с логопедом?»

Быстрый ответ: «Всякий раз, когда вы замечаете, что ваш ребенок отстает. Но это тоже никогда не поздно!»

Возможно, вы подумываете о логопедической помощи своему малышу или даже думаете, когда начинать логопедическую терапию. И я хочу, чтобы вы знали, что вы не одиноки. Идея добавить еще одну встречу в ваш и без того плотный график может быть пугающей.

В этом посте я объясню, почему начинать занятия с логопедом лучше всего на ранней стадии и в долгосрочной перспективе может сэкономить ваше время. Кроме того, я покажу вам, насколько выполнимой может быть логопедия для малышей.

Когда начинать логопедическую терапию и почему сейчас лучшее время

Мозг младенцев и малышей развивается и обучается быстрее, чем когда-либо в жизни!

Знаете ли вы, что к 3 годам мозг ребенка достигает примерно 80% своего взрослого размера?! Вот почему младенцы могут узнать так много нового в течение недели, и они заметно меняются от месяца к месяцу.

Если вы задаетесь вопросом, когда начинать логопедическую терапию, детство — лучшее время для начала логопедической терапии, потому что вы можете воспользоваться этим естественным периодом быстрого развития мозга.

Дети в возрасте до трех лет чаще всего добиваются успехов в логопедии; и тому есть несколько причин:

  • Легче повысить их навыки, когда разрыв невелик.

  • Сначала легче выучить навык «правильным путем». Требуется больше времени, чтобы отучиться от «неправильного способа», чем научиться «правильному способу» делать что-то.

  • Повышение навыков на раннем этапе может помочь избежать разочарования, когда дети не могут сказать то, что хотят. Это важно, потому что труднее учиться, когда вы расстроены.

Почему вы не хотите «подождать и посмотреть»

Давайте подумаем об анализе риска/вознаграждения для логопеда.

Проверка речи и языка вашего ребенка не представляет никакого риска. Вам либо порекомендуют логопеда, либо после внимательного изучения развития общения вашего ребенка детский логопед может сказать вам, что он на правильном пути.

Однако существует большой риск в подходе «подождать и посмотреть», потому что мы не знаем наверняка, сможет ли какой-либо ребенок наверстать упущенное самостоятельно; и часто чем дольше вы ждете, тем больше времени потребуется, чтобы наверстать упущенное.

Я работал со многими родителями, которые были разочарованы тем, что ждали начала занятий с логопедом, и я уверен, что они сказали бы вам: «Просто сделай это!». Иногда они ждали, потому что их педиатр рекомендовал «подождать, чтобы увидеть, догонят ли они сами», а иногда они не были готовы узнать, что их милый ребенок отстает в своем развитии (это нелегко услышать!).

Как мы уже говорили, есть много причин начать логопедию сейчас. И я думаю, что они настолько важны, что поделюсь ими снова.

  • Мозг маленьких детей быстро растет, и вы можете извлечь выгоду из этого критического периода развития, начав с раннего возраста.

  • Развивать навыки детей, когда разрыв невелик, намного проще, чем ждать, пока разрыв не увеличится. Раннее начало логопедической терапии может сэкономить ваше время в долгосрочной перспективе, уменьшив количество необходимой вам логопедии.

  • Нет никакого риска в проведении оценки речи и языка, чтобы всесторонне изучить коммуникативное развитие вашего ребенка. Если они в порядке, вы провели час времени с детским логопедом в обмен на душевное спокойствие. При обнаружении задержки логопед составит план с учетом индивидуальных потребностей вашего ребенка. 

  • Никогда не поздно начать! Если вы искали время или смелость, чтобы назначить встречу, я поддерживаю вас! Детские логопеды — отличные болельщики, а также очень добрые, дружелюбные и сострадательные люди. Мы можем помочь вам найти способы практиковать речь и язык дома, которые подходят именно ВАМ.

Итак, подведем итог: лучше всего начинать занятия с логопедом для малышей, как только вы заметите задержку или пропущенный этап.

Минимальный возраст для занятий логопедом отсутствует. Детские логопеды работают с малышами со дня их рождения до 18-летия, так что никогда не поздно!

Если вы сомневаетесь, могут ли вашему ребенку помочь занятия с детским логопедом, продолжайте читать!

Я расскажу вам все о вехах речи малышей, о том, как они определяются и как вы можете использовать их, чтобы думать об индивидуальном развитии вашего ребенка. Кроме того, я объясню, как логопед помогает малышам в достижении их вех и как узнать, не пора ли вашему малышу начать заниматься с логопедом.

Вехи для малышей

Я испытываю смешанные чувства по поводу вех, и вы можете чувствовать то же самое. Но они являются отличным инструментом, чтобы узнать, когда начинать логопедическую терапию для малышей.

Вехи — это наша система сдержек и противовесов в качестве детских логопедов; и в большинстве логопедических оценок используются вехи для изучения развития ребенка по сравнению с его сверстниками. Именно так мы узнаем, когда начинать логопедическую терапию для малышей и оказывать им дополнительную поддержку в развитии речи и языковых навыков.

Как родители могут использовать вехи для малышей

Вехи — отличный способ для родителей увидеть, как их ребенок развивается для своего возраста по сравнению с сотнями и тысячами других детей того же возраста. Так легко сравнить своего малыша с его другом или двоюродным братом, который того же возраста, но уже говорит предложениями. У каждого ребенка свой путь развития; вот почему существует такой огромный диапазон того, что «ожидается», и понимание вех для возраста вашего ребенка полезно.

Но вы не думаете о вехах все время. Это может заставить вас чувствовать себя обескураженным и подавленным, если ваш ребенок постоянно отстает. Вехи отлично подходят для выявления задержек, выбора следующего навыка для обучения ребенка и периодического измерения прогресса. В промежутках лучше (и веселее) отмечать, где находится ваш ребенок, и что маленькие победы на этом пути.

Как определяются вехи?

Я уверен, что вы знакомы со списком комбинаций навыков и возрастов, которые вы получаете при поиске «Вехи для малышей». И, может быть, вы задавались вопросом Кто решает эти вехи? или Откуда они взялись?  

Проще говоря, вехи приходят из исследований.

Вехи различаются в зависимости от того, куда вы смотрите, потому что исследователи используют разные критерии. Например, один исследователь может смотреть на возраст, когда 75% детей сказали свое первое слово, а другой может смотреть на возраст, когда 90% детей сказали свое первое слово. Существует также вариабельность в зависимости от группы детей, изучаемых исследователями, времени проведения исследования и методов, которые они использовали для своего исследования.

Находить разные вехи и знать, за какими из них нужно следовать, может быть очень сложно. Я использовал самую доступную информацию для создания контрольных списков основных этапов общения для малышей разного возраста. Вы можете скачать их бесплатно, перейдя по ссылкам ниже.

  • Контрольный список для общения в возрасте 7–12 месяцев

  • Контрольный список для общения в возрасте 13–18 месяцев

  • Контрольный список для общения в возрасте 19–24 месяцев

  • 2

  • 0003
  • Контрольный список для общения в возрасте 31-36 месяцев

Обращение за помощью к детскому логопеду

Как вы уже поняли, самое подходящее время. начинать логопедию для малышей стоит, как только вы или педиатр вашего ребенка заметите задержку.

Чтобы начать заниматься с логопедом, вам сначала потребуется оценка речи и языка, чтобы более внимательно изучить развитие речи и языковых навыков вашего ребенка.

Часто педиатры направляют малышей на обследование речи и языка, потому что они еще не начали говорить к 18 месяцам. НО вы можете запросить оценку у детского логопеда раньше, если ваш малыш не говорит, потому что вы знаете первое слово к 14-месячному рубежу.

Связанный: 2 способа найти детского логопеда рядом с вами

Логопедические осмотры для малышей

Понимание того, чего ожидать от логопедического осмотра, часто помогает меньше нервничать или беспокоиться заранее.

Речь и язык малыша непринужденны, непринужденны и веселы, осмелюсь сказать. Детский логопед — профессионал в игре с малышом, наблюдении за вехами общения и разговоре с вами об их общении дома в любое время.

Детский логопед, проводящий осмотр вашего малыша, может порекомендовать логопеда. Это еженедельные или двухнедельные встречи, на которых вы можете изучить новые стратегии для ускорения развития вашего ребенка и узнать выполнимые идеи для включения речевой практики дома.

Связанный: Чего ожидать от оценки речи и языка малыша (подробно)

Неизбежный список ожидания логопеда

После того, как вы решили пройти обследование речи и языка и, возможно, логопедию для своего малыша, вас, скорее всего, внесут в список ожидания. И я не хочу, чтобы вы чувствовали себя бессильными или брошенными на милость списка ожидания.

Знаете ли вы, что самым действенным инструментом логопедической помощи малышам является домашняя практика? Это так!

Большая часть каждого занятия с логопедом будет посвящена обучению вас занятиям дома; это потому, что вы лучший учитель вашего малыша. Логопед будет работать с вами, чтобы составить план домашних занятий, который будет выполнимым и интересным для вас и вашего ребенка.

Всего 10 минут занятий дома с ребенком в день могут оказать большее влияние, чем логопед.

Если вы хотите начать использовать логопедические стратегии в домашних условиях и приступить к речевой терапии, курс «Основы разговора с малышом» (бесплатный) создан специально для вас! Вы узнаете 4 самые эффективные стратегии логопедии для малышей и поверьте мне, когда я скажу, что вы идеальный человек для этой работы!

Перейдите по этой ссылке, чтобы записаться на бесплатный курс «Основы речи 9».0003

Вам также может быть интересно посмотреть видео на YouTube, которые я создал, чтобы увидеть, как я развиваю речь и языковые навыки дома с малышами.

Я прикрепил видео, в котором я призываю своего племянника подражать моим словам, пока мы играем вместе. Вы заметите, что большую часть времени он вообще ничего не говорит; это не значит, что я плохо работаю. Все время, которое мы тратим на практику и повторение, готовит его к тому, чтобы делать это самостоятельно, а когда дело доходит до практики речи и языка дома, терпение — самая важная и самая трудная часть!

Посмотрите, как я занимаюсь речью дома на YouTube

 

Вот еще несколько вопросов, которые родители также задавали о наилучшем времени для начала логопедической терапии для малышей:


Когда малышу следует начинать логопедическую терапию?

Дети младшего возраста должны начинать логопедическую терапию сразу после выявления задержки или затруднения; никогда не поздно и не рано начать. Начав прямо сейчас, вы улучшите свои речевые и языковые навыки, чтобы они могли продолжать достигать своих целей в общении.

Как узнать, что моему ребенку нужен логопед?

Оценка речи и языка — это одно-двухчасовая встреча с лицензированным логопедом, предназначенная для выяснения, нуждается ли ваш ребенок в логопедии. Логопед задаст вам вопросы и поиграет с вашим ребенком, чтобы исследовать его выражение (говорение), понимание, игру и социальные навыки. Логопед использует собранную информацию, чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в логопедии.

Как мне помочь моему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом?


15-минутные ежедневные занятия дома — лучший способ помочь вашему ребенку заниматься с логопедом. Вы захотите продолжать практиковаться с теми же навыками, которые они изучают в логопедии, потому что повторение с теми же навыками — это то, как они учатся лучше всего.
Если ваш двухлетний ребенок не занимается с логопедом, а вы хотите заниматься дома, ознакомьтесь с нашей бесплатной серией «Поддерживающая задержка речи» на YouTube, чтобы начать уже сегодня!

Автор: Стефани Кеффер, MS CCC-SLP

 

 

 

 © 2020-2022.  Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены. 

 

Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.com.

Языковые вехи для малышейЛогопедическая терапия для малышейПедиатрические логопеды

Стефани Кеффер

Как помочь поздно наговорившим

Кортни Карузо, MS, CCC-SLP

19 июля 2021 г. 8:00:00

У вас дома есть «поздно говорящий»? Если да, то этот пост в блоге для вас.

Несмотря на то, что дети развиваются с разной скоростью, существуют общепринятые рекомендации относительно того, когда мы ожидаем, что дети достигнут определенных вех. Если ваш ребенок не достигает этих этапов вовремя, вы можете начать беспокоиться о том, что у вашего ребенка задержка речи.

Когда мой ребенок должен начать говорить?

Дети обычно говорят свое первое слово, когда им примерно 12 месяцев.

Если ваш ребенок еще не начал говорить к своему первому дню рождения, хорошая новость заключается в том, что существует множество способов помочь опоздавшему говорить и улучшить речевые навыки. Например, если вашему ребенку меньше трех лет, вы можете связаться с отделом раннего вмешательства (EI), чтобы узнать, имеют ли они право на получение услуг. В дополнение к поиску услуг через программу EI или где-либо еще, есть много простых вещей, которые вы можете сделать дома, чтобы помочь тому, кто поздно заговорил.

5 простых способов помочь при задержке речи



1. Разговор с самим собой

Разговор с самим собой – это простое занятие , которое можно выполнять в любом месте без каких-либо материалов. Разговор с самим собой — это разговор о том, что вы видите, делаете или слышите.

Например, если вы идете на прогулку с ребенком, вы можете говорить о том, что видите по дороге (например, «Я вижу дерево. Я слышу машину».). Еще один простой способ начать разговор с самим собой — это когда вы готовите или занимаетесь домашними делами; вы можете рассказать об этапах процесса (например, «Я замешиваю тесто. Я разбиваю яйца»).

Хотя поначалу разговор с самим собой может показаться глупым, ваш ребенок многому учится у вас. Стратегия разговора с самим собой учит вашего ребенка новому словарному запасу и формирует слова во фразы и предложения.


2. Параллельный разговор

Подобно разговору с самим собой, параллельный разговор включает в себя рассказ о том, что мы видели, слышали и делали. Разница между параллельным разговором и разговором с самим собой заключается в том, что при параллельном разговоре вы будете говорить о вещах с точки зрения вашего ребенка.

Например, если ваш ребенок строит из кубиков, вы можете сказать что-то вроде: «Башня большая». Говоря о занятиях или предметах, которыми ваш ребенок уже занят, вы увеличиваете вероятность того, что они слушают и интересуются словами и фразами, которые вы говорите, что, в свою очередь, помогает им быстрее выучить словарный запас.


3. Варианты выбора

Предоставление поздно говорящему возможности выбора — отличный способ поощрения развития общения. И это так просто, как кажется! Начните с двух предметов (например, игрушечной машинки и книги), которые могут заинтересовать вашего ребенка. Поднимая предметы, называйте каждый из них, пока вы показываете его ребенку. Затем спросите ребенка, какой предмет он хочет. Если ваш ребенок попытается сообщить о своих предпочтениях, например, указав на него или посмотрев на него, он должен получить запрошенный предмет. Когда вы даете ребенку желаемый предмет, вы должны подкрепить выбор, снова назвав предмет (например, «Вот книга»).


4. Размещение игрушек

В большинстве (если не во всех) домохозяйств с детьми игрушки обычно находятся везде и легко доступны. Если это относится к вашему дому, подумайте о том, чтобы убрать некоторые из любимых игрушек вашего ребенка из досягаемости, но все же на виду. Размещая игрушки вне досягаемости, вы побуждаете ребенка просить их. Просьба об игрушках может выглядеть по-разному в зависимости от возраста вашего ребенка. Например, для ребенка, который еще не говорит, «просьба» может означать, что ваш ребенок смотрит и указывает на нужную игрушку. Если это произойдет, вы можете смоделировать название элемента (например, «блоки»).


5. Задержка во времени

Много раз, когда ребенок задерживается в разговоре, мы сосредотачиваемся на том, чтобы засыпать его словами и фразами, чтобы стимулировать общение. Хотя для нас полезно говорить, чтобы стимулировать общение (о чем свидетельствуют многие из предыдущих стратегий), для нас не менее важно молчать. Используя технику временной задержки, мы делаем именно это — сидим в мгновенной тишине.

При использовании техники временной задержки вы делаете паузу или ждете несколько секунд, чтобы дать ребенку время попытаться вступить в какую-либо форму общения. Во время этой задержки вы не должны предлагать языковые модели, задавать вопросы или предугадывать, чего хочет или в чем нуждается ваш ребенок. Например, если ваш ребенок пытается достать закуску, которая находится вне досягаемости, вам легко прийти на помощь, немедленно взять ее и дать ему. Важно, чтобы вы сопротивлялись этому побуждению и вместо этого наблюдали, как разворачивается действие. Прибегая к временной задержке, вы ждете, попытается ли ваш ребенок сообщить о том, что он хочет или в чем нуждается.

 

Теперь, когда вы ознакомились с этими простыми способами поощрения того, кто поздно заговорит, подумайте, какие стратегии вам будет проще всего применять в повседневной жизни. Чем более последовательно вы будете использовать стратегии, тем больше шансов, что ваш ребенок выиграет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts