Во сколько начинают говорить мальчики комаровский: Комаровский 7 советов, которые помогут малышу заговорить

Содержание

Ребенок в 2 года не говорит по Комаровскому – что делать?

Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова. К 2 годам постепенно появляются маленькие предложения. Если к 2-летнему возрасту малыш не разговаривает, родители начинают сильно переживать и водить его к логопеду и неврологу. Что думает по этому поводу доктор Комаровский? Стоит ли сразу начинать заниматься с ребёнком и мучить его обследованиями?

СодержаниеСвернуть

  • Нормальное речевое развитие ребенка
  • Комаровский о развитии речевой функции
  • Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста
  • Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому
  • Рекомендации Комаровского
  • Заключение

Нормальное речевое развитие ребенка

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».

Комаровский о развитии речевой функции

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Этиология задержки речевого развития:

  • Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
  • Неврологические патологии.
  • Снижение слуха, глухота.
  • Общее недоразвитие речевой функции.
  • Задержка психического развития, умственная отсталость.
  • Аутизм, детский церебральный паралич.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Недостаточное внимание со стороны родственников.

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому

Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи. Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу. Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.

Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками. Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий. Он может вообще отказаться говорить.

Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.

Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.

Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна. В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками. Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.

Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать. Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков. Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу.

Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

Совет доктора:

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Заключение

При задержке речевого развития Комаровский советует сильно не паниковать. Если имеются отклонения, родителям нужно привести малыша к педиатру, который направит его к узким специалистам. Доктор уверяет, что при создании благоприятных условий, дошкольник обязательно заговорит.

Ребенок в 1 год и старше не говорит, что говорит Комаровский?

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш.

И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

СодержаниеСвернуть

  • Речевое развитие от 0 до 12 месяцев
  • Почему малыш не разговаривает
  • Как разговорить кроху

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

Ребенок 2 5 лет Комаровский не говорит. Мнение доктора Комаровского. Проблемы со слухом

Точного ответа на вопрос, когда ребенок должен говорить, нет. Это слишком индивидуальное явление, которое вносит некоторую путаницу в определение патологий речевого развития. Разные врачи дают совершенно разные цифры. По мнению некоторых врачей, ребенок должен уметь говорить уже в 2 года. Но Комаровский этого мнения не придерживается. Он считает, что в более позднем появлении речи нет ничего плохого.

Таким образом, если ребенок не говорит в 2 года, Комаровский призывает не бить тревогу. В этом нет ничего плохого. Важнее выяснить, сложились ли предпосылки возникновения речи. Родители, которые хотят понять, все ли в порядке со здоровьем малыша, должны следить за его поведением, чтобы вовремя определить, что ребенку пора говорить. Ребенок к 2 годам должен говорить, если наблюдаются такие проявления.

  1. Ребенок хорошо понимает речь окружающих его людей. Если он все понимает, но совершенно не пытается говорить, это небольшой повод для беспокойства.
  2. Произносит большинство звуков, но не превращает их в слова. Такая ситуация тоже возможна. Комаровский отмечает, что детям, освоившим все звуки, пора начинать говорить.
  3. Объясняется исключительно жестами и мимикой, хотя ему 2 года. «Молчание» ребенка в этом случае тоже не совсем нормально.

Отсюда становится понятно, что ребенок должен начинать говорить после того, как полностью освоит взаимодействие с окружающими и начнет понимать слова и предложения. Но почему же тогда он вообще не говорит даже к 2 годам? На это есть определенные причины.

Почему ребенок не говорит к 2 годам: причины по Комаровскому

Не беспокойтесь слишком сильно, если ваш ребенок не разговаривает к 2 годам. Это не обязательно большая проблема. Может оказаться, что причин бить тревогу и таскать малыша по врачам нет. Комаровский выделяет такие причины «молчания» двухлетнего малыша.

  1. Проблемы в работе органов слуха. Выявить эту причину несложно, ведь при нарушениях слуха ребенок не будет понимать речь.
  2. Выраженная наследственность. Ребенок к 2 годам часто не разговаривает, так как унаследовал от родителей «молчаливость». Если ситуация сохраняется до 3 лет, то стоит показать ребенка специалисту.
  3. Ослабление организма. Разнообразные явления приводят к тому, что ребенок отстает в развитии. Задержка созревания ЦНС со временем компенсируется.
  4. Психологическая травма. По словам Комаровского, иногда дети не разговаривают до 2 лет, так как в раннем возрасте перенесли сильный испуг.
  5. Гиперосторожность со стороны взрослых. Дети могут очень долго не говорить, если у них просто нет для этого причин. Ребенка, желания которого угадываются сразу, не нужно озвучивать.

Как видите, в большинстве случаев отсутствие речи у ребенка в 2 года — вполне безопасное явление. Но все же иногда без специальных мер не обойтись. Комаровский говорит об определенных вмешательствах, чтобы стимулировать ребенка начать говорить. Их полезно рассмотреть.

Что делать, если ребенок не разговаривает к 2 годам

Если родители хотят прежде всего успокоить себя, им следует показать ребенка неврологу. Комаровский подчеркивает, что врач вряд ли обнаружит какие-либо заболевания. Максимум поставят диагноз «задержка умственного развития», что ни о чем страшном не говорит. Но все же, если специалист обнаруживает какую-либо патологию, необходимо начинать лечение. Это поручено, опять же, врачу.

При отсутствии патологий мама и папа сами могут убедиться, что ребенок заговорит. Если ребенок не говорит к 2 годам, Комаровский советует следующие меры.

  1. Окружите ребенка вниманием, если раньше его было недостаточно. Но нельзя допускать чрезмерной опеки, потому что она приводит к обратному результату.
  2. Читайте с ребенком иллюстрированные книги или озвучивайте перед ним то, что нарисовано на картинках. В повседневной жизни также очень полезно озвучивание действий и называние предметов.
  3. Играйте в обучающие игры. Особенно подходят в этом случае напальчники. Комаровский подчеркивает, что получится при желании найти множество их вариантов, так что недостатка в веселом времяпрепровождении с ребенком не будет.

А еще стоит помнить, что когда ребенок не разговаривает до 2 лет, ему нужен особый уход. Любая его попытка заговорить должна поощряться. Тогда ребенок сам захочет научиться говорить как можно быстрее. Ничего сложного в совете Комаровского нет. Главное точно их соблюдать. И в результате вы сможете вырастить собственного ребенка здоровым и развитым. Это тот результат, которого должен достичь любой родитель. Поэтому жалеть сил точно не стоит.

Любые родители надеются, что их ребенок будет умным и талантливым. Они с волнением наблюдают за развитием крохи и очень переживают, если ребенок не разговаривает в 2 года. Известный педиатр Комаровский советует не паниковать. Для начала нужно определить причины происходящего – обычно они не так страшны, как предполагают близкие малыша.

По общепринятым нормам к концу первого года жизни ребенок должен произносить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. К 2-2,5 годам словарный запас пополняется, и появляется возможность объединять слова в короткие предложения, например: «Дай ручку!», «Где медвежонок?», «Купи куклу!» Но статисты утверждают, что в современном мире нередки случаи, когда 2-летний малыш молчит или вместо предложений произносит невнятные звуки. Доктор Комаровский успокаивает: чаще всего это обстоятельство не является признаком серьезного отклонения в развитии.

Почему ребенок молчит? Ответ может быть простым

По мнению Комаровского, если ребенок в 2-2,5 года не разговаривает, то прежде чем искать тяжелые физиологические или психологические нарушения, стоит проверить, не кроется ли секрет детского молчания в следующем причины.

Проблемы со слухом

Ребенок может плохо слышать или вообще не слышать. Естественно, в такой ситуации он не может понимать и запоминать слова. Есть ли у вашего сына или дочери проблемы со слухом, легко узнать, посетив отоларинголога.

Наследственность

Обязательно спросите у родителей, в каком возрасте вы начали говорить. Если папа или мама в детстве долго «молчали», не стоит удивляться тому, что их ребенок не разговаривает в 2,5 года. К специалисту обращаться только при условии, что мальчик или девочка не разговаривают после достижения ими 3-летнего возраста.

Чрезмерная опека или недостаток внимания

Бывает, что близкие настолько заботятся о маленьком члене семьи, что любое его желание угадывается без лишних слов и немедленно исполняется. Конечно, малыш быстро поймет, что озвучивать просьбы не нужно. Противоположная ситуация также чревата задержкой речи. Ребенок, которого часто упускают из виду, не будет активно учиться говорить.

Читайте также:

Психологическая травма

Если в раннем возрасте малыш сильно напуган, это может негативно сказаться на его речевом развитии.

Слабый организм

Легкая простуда или другое, казалось бы, безобидное заболевание может нанести вред нервной системе ребенка… Убедиться в том, что вы имеете дело с осложнениями недуга, можно на приеме у невролога.

Научите ребенка говорить

Каждый хочет знать, что делать, даже если ребенок в 2 года не говорит по не слишком тревожным причинам. «Разговорить» любимого ребенка поможет выполнение таких правил.

Окружите вниманием своего малыша

Маленький человек должен чувствовать свою значимость, чувствовать любовь родителей, ведь они для него центр мира. Желание папы и мамы общаться – лучший стимул попробовать заговорить. Но будьте осторожны, чтобы не нарушить тонкую грань между опекой и чрезмерной защитой.

Попробуйте вести диалог

Перефразируя известную пословицу про аппетит, можно сказать: желание участвовать в беседе возникает в процессе беседы. Описание окружающих предметов, природы, погоды, поведения людей и животных стимулирует ребенка к выражению своего взгляда на вещи.

Читайте книжки с картинками

Сказки с большими яркими рисунками обязательно заинтересуют малыша. Не забывайте и о второй составляющей: помимо чтения текста, вам нужно описывать картинки. В этом случае стоит создать располагающую к разговору обстановку.

Начать развивающие игры

Используйте свое воображение, чтобы ребенок захотел комментировать свои действия. При этой проблеме лучше всего выбирать упражнения на развитие мелкой моторики рук, а также игры, во время которых нужно проявить фантазию и внимание.

Поощряйте малыша и сохраняйте спокойствие

Ребенок должен заметить, что когда он пытается заговорить, мама и папа счастливы, и таким образом можно заслужить похвалу. Это усилит желание запоминать и произносить фразы. Помните, настроение родителей отражается на поведении их наследников. Замените раздражительность и беспокойство из-за задержки речи на уверенность в том, что ничего страшного не происходит, а также улучшится эмоциональное состояние подрастающего малыша, что, безусловно, способствует развитию.

Педиатры старой школы привыкли держать развитие детей в строгих рамках. Они утверждают, что ограничение речи 2-летних малышей нечеткими звуками является поводом для срочного обследования, и часто склонны быстро диагностировать умственную отсталость. Но многие врачи не столь категоричны, ведь современная медицина признает наличие огромного количества индивидуальных особенностей человека. К таким специалистам относится доктор Комаровский.

В 2 года ребенок уже должен говорить. Прочтите статью, чтобы узнать причины, по которым малыш в 2 года не разговаривает, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникают проблемы со своевременным формированием речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и через некоторое время начинает говорить не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы с речью могут быть намного глубже и важно своевременно их распознать и постараться исправить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2 лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы можете найти информацию о том, почему возникают эти расстройства и как заставить вашего ребенка говорить.
  • К какому специалисту следует обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок в 2 года не говорит, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок в 2 года не говорит, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2 -годовалый малыш не обращает внимания на то, что его малыш не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и не имеет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не говорит — это не норма. Это состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические

В 2 года ребенок не говорит, только мычит, но все понимает

Эти два типа проблем могут быть связаны со следующими причинами, почему ребенок не говорит:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому не имеет стимула говорить. Вам нужно поговорить с малышом. Если он слышит только голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственные факторы, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то у их сына или дочери ситуация может повториться, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Так что будьте начеку. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, снижен тонус мышц лица или он перенес травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто у ребенка возникают проблемы с речевым аппаратом, если все взрослые в семье говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не будьте чрезмерно требовательны и не требуйте от ребенка говорить. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

В 2 года малыш имеет отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как было сказано выше, у многих детей могут быть проблемы с речью, как внутренней, так и внешней. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует выполнять с ним специальные эффективные упражнения, играть в игры, проводить развивающие занятия:

  • Игра в карты. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспортные средства. Попросите ребенка взять одну карточку и назвать то, что на ней написано. Дайте малышу подумать, не торопите его. Если ребенок запутался и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая слоги.
  • Детские стихи, анекдоты. «Ладно-ладно» и другие стишки отлично помогают развивать речь. Вы можете использовать любые интересные стихи из любимой детской книжки вашего ребенка.
  • Игра «Кто как скажет» … Предложите ребенку повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собака?», «Как говорит киска?» Если ребенок не произносит слова сам, то через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок показывает жестами или отдельными звуками, что хочет, например, яблоко, то вы делаете вид, что не понимаете, и спрашиваете его: «Хочешь лопаточку? Нет? Могу я дать вам ведро? Не мучайте ребенка долго, будет достаточно 3-х «неправильных» ответов, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто в сумке? Положите любимые игрушки вашего ребенка в небольшой тканевый мешочек. Немного приоткрыв пакет, покажите только голову одной игрушки и попросите малыша назвать животное.
  • Кто как говорит? В течение двух лет нормально, если малыш не называет животное или предмет, а повторяет издаваемые им звуки. Вы можете только спросить: «Как капает дождь? — Кэп-кэп», «Как звонит колокольчик? — Дзин-дзин» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица … Артикуляционные упражнения помогут развить речь. Но трудно заставить маленького ребенка делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это шалости перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьяну и высунуть язык, или пусть он притворится львом и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области кончиков пальцев расположены рецепторы, воздействующие на двигательный центр головного мозга. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием мелких предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш может засунуть их в рот, нос или ухо.

Многие родители отмечают, что после того, как отдали ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь с другими детьми, ребенок быстро усваивает все жизненные навыки, в том числе и речь. Если к 2,5-3 годам ваш малыш так не разговаривает, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина еще слишком глубока.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр речевого старта [Любящие мамы]

Ребенок в 2 года не говорит: Комаровский

Многие врачи старой школы утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложениями из 2-3 слов, произносить союзы в предложениях. Если у ребенка нет этого навыка, то ему спешат диагностировать умственную отсталость.

  • Но современные педиатры не столь категоричны, ведь учитывают индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок не разговаривает в 2 года, то родители должны больше внимания уделять своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, а в 3 года тоже знает только 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3 годам уже повторяет 30 слов, хотя этого мало, у него есть склонность к развитию, то волноваться не стоит.

Более подробно смотрите видео с доктором Комаровским.

Специалисты по развитию речи не дают четких сроков, когда ребенок должен говорить в 2 года. Существуют лишь приблизительные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и учителя. Опасения родителей понятны. Однако если ребенок в 2 года не разговаривает, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагноз и напрасно переживает.

Когда ребенок должен начинать говорить

Существуют нормы развития речи, по которым можно понять, нормально развивается малыш или есть отклонения.

  • К 1 году большинство детей осмысленно произносят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «бб», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят односложными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года у малыша расширяется словарный запас, он начинает произносить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких и описывает предметы и действия. У ребенка развивается потребность в общении. Сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют собственные названия. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к 2 годам составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок осваивает звукопроизношение, грамматический строй предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной особенностью речи двух лет является то, что она жестикуляционна: состоит из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только издает звуки, но и сопровождает свой ответ мимикой.
  • К концу второго года словарный запас детей составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, коверкая их, заменяя одни слоги другими: «мотыга» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее к концу второго года жизни младенец начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, прежде всего со взрослыми. Двухлетний ребенок может просить родителей выражать ему свои эмоции, активно заявлять о своем желании или нежелании что-то делать.


Почему ребенок не говорит в 2 года: причины

Причин, по которым ребенок не говорит в этом возрасте, много. Чаще всего на малыша влияет сразу несколько факторов, которые определяют . Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, по которым ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии плода и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, осложненные роды могут негативно сказаться на развитии отдельных отделов головного мозга, в том числе отвечающих за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любая неврологическая патология может стать причиной недоразвития речи у малыша. От общей мышечной гипотонии до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичная тугоухость всегда влияет на развитие речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное течение беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Нарушения речи, такие как или алалия, могут привести к тому, что ребенок вообще не будет говорить в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания многих негативных факторов во время беременности: употребления алкоголя, курения, интоксикаций, тяжелых инфекций.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, умственная отсталость также может стать причиной того, что ребенок позже начнет говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозную и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Аутичные дети отстают в речевом развитии из-за замкнутости и отсутствия общения. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия у него речи. Если на ребенка не обращают внимания, с ним мало общаются, его речь может развиваться крайне медленно или вообще отсутствовать.


Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский — известный педиатр, широко известный своими телевизионными передачами. В них он дает квалифицированные советы матерям детей по различным проблемам воспитания.

В своих передачах неоднократно раскрывал тему развития детской речи.

Ключевые пункты:

  • По словам доктора Комаровского, матери слишком рано начинают бить тревогу о том, что говорит ребенок. Смеясь, он говорит, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу еще нет и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов для развития детей. По словам врача, современные дети «гораздо больше общаются с телефонами и планшетами, чем с мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей и детей. Современные родители очень заняты и сами испытывают постоянный стресс, однако, несмотря на высокий темп жизни, крайне важно каждый день находить время для общения с ребенком, — говорит Евгений Олегович. По словам врача, нет смысла водить малыша по врачам и «искать волшебную таблетку», если он испытывает дефицит общения в семье. Эмоциональное общение с мамой и папой иногда дает гораздо больший результат в развитии речи ребенка, чем медикаментозное лечение.
  • В своей программе «Что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает» Комаровский подробно объясняет разницу в развитии детей, играющих с гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячиком или куклой, ему всегда нужен связующий предмет между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку, как именно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение взрослого с ребенком стимулирует его вербальное общение.


Сначала у ребенка появляется потребность понимать, что ему говорят взрослые. Таким образом формируется так называемая пассивная речь — способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В возрасте 2 лет ребенок должен уметь выполнять двойные инструкции. Например: Возьми куклу Машеньку и подари мне. «Если ребенок в 2 года не говорит, но понимает речь взрослых, можно сказать, что он прошел 1-й этап речевого развития — формирование пассивной речи. Следующий этап — развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые переживают, что в 2 года малыш еще не разговаривает, Комаровский рекомендует обратиться к врачу. Евгений

Обследования
  1. Осмотр у ЛОР
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в развитии речи от легких до самых тяжелых. Осмотр у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечение.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития: Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    Когда малыш начал ходить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    Какими навыками и умениями он владеет есть сейчас?
    Доктор обязательно вас об этом спросит, так что приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Наиболее распространенные патологии:
    уздечка
    гипотония мимических мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог осмотрит речь малыша и выявит ее отклонения от нормы. Это также поможет вам выяснить, есть ли психологические причины отсутствия речи.

  • Обследуйте ребенка на наличие соматических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с малышом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Расскажите о действиях, которые вы предпринимаете. «Сейчас мы поедим и пойдем играть в мяч. Скоро приедет папа, и мы вместе пойдем гулять во дворе. »
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только усугубить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетнего ребенка общаться положительными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начнет ходить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас пойдем купаться. Кто здесь любит плавать в теплой воде с уткой? Соня! Как говорит утка, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!


  • Поощряйте любые попытки малыша заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражания взрослым.
  • Задайте малышу открытые вопросы: что вы видите на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читать детские стихи, сказки, петь песенки. Посмотрите на слоненка:

Туловище ребенка длинное!
— И я тоже так умею! —
Сережа говорит маме.
Скривил губы
И как потянулся вперед!
— Смотри, как хорошо! —
Я похож на слона!

  • Учим скороговорки, чистые скороговорки, детские стишки вместе.

***
Серый волк под старым деревом
Два часа щелкал зубами.
Я широко открыла рот,
Но он не поймал зайца.
***
Едем к бабке Егорке:
Поднимаемся на горку
После горки — снова низина.
Река… Мост выгнул спину.

  • Поощряйте «молчаливых» к общению с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте в гости сверстников, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего ребенка. Дайте ему возможность заявить о них взрослым. Уточните его просьбы: какой сок будете, яблочный или персиковый?
  • Если возможно, защитите ребенка от стресса.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать дома благоприятные условия для его развития, тогда он обязательно заговорит.

Доктор Живаго. Часть 2. Девушка из другого круга

Доктор Живаго. Часть 2. Девушка из другого круга | Шмуп

Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Часть 2: Девушка из другого круга

Часть 2, Глава 1

  • На данный момент Россия находится в состоянии войны с Японией. (Да, это действительно произошло.) Это означает, что это должно быть где-то между 1904 и 1905, когда случилась русско-японская война.
  • Рассказчик говорит нам, что пока шла эта война, настоящие бои шли внутри самой России.
  • Примерно в это же время в Москву переезжает женщина по имени Амалия Карловна Гишар с двумя детьми, сыном Родионом и дочерью Ларой. Она отправляет свою дочь Ларису в женскую школу, ту самую, в которой училась Надя, выпавшая из лодки в Части 1, Главе 8.
  • Чтобы заработать немного денег, Амалия Гишар покупает небольшой бизнес по пошиву одежды. Она делает это по совету своего адвоката Комаровского, который был другом ее покойного мужа.
  • Похоже, у Комаровского роман с Амалией. Но ему также нравится бросать долгие, затяжные взгляды на ее дочь Лару. Неуклюжий? Ага. И будет еще неловче.

Часть 2, Глава 2

  • Все, что мы узнаем в этой главе, это то, что Амалия Гишар очень… неустойчивая женщина. У нее есть склонность бегать от одного мужчины к другому. Мы также узнаем, что в течение трех месяцев, прежде чем она находит жилье для аренды, она останавливается в отеле со своими детьми.

Часть 2, Глава 3

  • Адвокат Комаровский много времени проводит в гостях у Амалии и ее семьи. И под семьей мы, конечно же, подразумеваем Лару.
  • Амалия всегда занята своими делами, так что эти визиты кажутся оправданными.
  • Комаровский часто встречается с бульдогом по кличке Джек, которого все ненавидят. Швеи, работающие в магазине одежды, даже думают о способах убить его так, чтобы никто не знал, что это сделали они.

Часть 2, Глава 4

  • Лара открывает главу, задаваясь вопросом, почему жених ее матери, Виктор Комаровский, так долго смотрит на нее и пытается соблазнить.
  • Однажды Комаровский приглашает Амалию на танец. Однако она не может пойти и говорит ему вместо этого взять Лару. Можете ли вы сказать «плохая идея»?
  • Лара чувствует, что ее захлестнули неподвластные ей вещи. Комаровский хватает ее во время вечеринки и вальсирует с ней. Он бессовестно целует ее, и она удивляется, как у него хватило смелости сделать это так открыто.
  • Лара соглашается с этим из гордости. Она хочет показать, что она большая девочка.

Часть 2, Глава 5

  • Осенью группа московских железнодорожников решает объявить забастовку. К сожалению, не все могут договориться о дне начала забастовки. Так что все просто ждут, когда он начнется.
  • Тем временем мастер Павел Антипов жалуется руководству железной дороги на то, что материалы для их железнодорожных путей совершенно небезопасны. Начальство его игнорирует.

Часть 2, Глава 6

  • После того, как его проигнорировали, Антипов возвращается на вокзал с другом по имени Тиверзин. Кажется, они что-то замышляют. После небольшого разговора они просто разворачиваются и расходятся.
  • По пути в Москву Тиверзин проходит мимо группы железнодорожников, которым только что заплатили.
  • Тиверзин видит жену одного из начальников железной дороги, которая сидит в своем вагоне и смотрит на группу рабочих так, как будто они для нее никто. Этот снобизм злит Тиверзина.
  • Пока он идет, Тиверзина окликает группа людей. Они просят его спасти мальчика по имени Юсупка от его начальника Худолеева, который постоянно бьет его за небольшую ошибку, допущенную им в работе.
  • Тиверзин проходит сквозь толпу и требует, чтобы Худолеев прекратил то, что он делает. Худолеев уже не очень любит Тиверзина, поэтому более чем готов бросить его и драться.
  • Каждый из мужчин хватает тяжелое металлическое оружие и бросается на другого. Но толпа разлучает их прежде, чем они успевают убить друг друга.
  • Наконец, Тиверзин вырывается из рук удерживающих его людей и убегает через ближайшую дверь.
  • Чем больше он ходит, тем больше злится на несправедливость мира и на то, как богатые обращаются с бедными.
  • Тиверзин идет к ближайшему депо и запускает промышленный паровой свисток, который отвлекает всех от работы. Похоже, Тиверзину надоело, и началась большая железнодорожная забастовка.
  • Только спустя годы, рассказывает рассказчик, Тиверзин понимает, что люди уже решили бастовать, прежде чем он протрубит в свисток. В течение многих лет после этого он продолжает думать, что он был единственным ответственным лицом.

Часть 2, Глава 7

  • Через два дня после начала забастовки железнодорожников Тиверзин приходит домой сонный и небритый. Похоже, он болтал 48 часов подряд.
  • Когда Тиверзин возвращается домой, сосед советует ему пойти куда-нибудь еще, так как его ищут менты.
  • Тиверзин уходит прощаться с матерью. Она плачет, зная, что он уходит, и говорит ему позаботиться о себе.
  • Тиверзин сообщает матери, что его приятель Антипов, товарищ по забастовке железнодорожников, арестован. Тиверзин воображает, что ему или его матери придется взять сына Анитпова Пашу и воспитать его для отца.
  • Глава заканчивается тем, что мать Тиверзина говорит, что русский царь подписал манифест, в котором говорится, что люди, работающие на земле, теперь находятся на том же социальном уровне, что и богатые. Это немного преувеличение, но вы уже можете видеть политическое направление, в котором Россия будет двигаться до конца этой книги.

Часть 2, Глава 8

  • В дом Тиверзиных приезжает сын Антипова Паша. Он милый молодой мальчик, и с ним легко ладить.
  • Вскоре после этого мать Тиверзина Марфа берет маленького мальчика Антипова, чтобы посмотреть на демонстрации, которые группа бастующих рабочих устраивает на улицах. Повсюду царит атмосфера политического волнения, и только после того, как начинаются беспорядки, Марфа думает, что околачиваться здесь — плохая идея.
  • В конце концов появляется группа мужчин на лошадях и нападает на рабочих. Рабочие разбегаются, улицы быстро пустеют. Во время драки Марфа разлучается с маленьким Пашей.
  • Пока все это происходит, один из молодых людей на коне хлещет Марфу по спине. Она ругается и грозит солдатам кулаком, спрашивая, как они посмели хлестать старуху.
  • Вскоре Паша видит Марфу и прибегает к ней.
  • Вернувшись домой, Марфа обвиняет своего сына Тиверзина в том, что произошло в тот день на улице. Однако Тиверзин должен напомнить ей, что он один из хороших парней, а не один из тех, кто ее отхлестал.

Часть 2, глава 9

  • Из высокого окна дядя Юрия Живаго Николай наблюдает за демонстрациями и насилием на улицах Москвы и задается вопросом, не находится ли его племянник Юрий в гуще насилия.
  • Мы узнаем, что Николай приехал в Москву, чтобы написать книгу, потому что он думал, что город будет мирным местом, где можно посидеть и поразмышлять. Теперь он мечтает уехать в Швейцарию и работать в горах.
  • Николай привез своего племянника Юрия в Москву и познакомил его с кучей очень обеспеченных семей.
  • Юрий побывал в нескольких таких семьях, прежде чем остановился у одной из них по имени Громеко.
  • Юрий живет в доме Громеко с двумя другими молодыми людьми: своим одноклассником Мишей Гордоном и дочерью Громеко Тоней.
  • Николай считает, что эта семья может плохо повлиять на Юрия, научив его важности сексуальной чистоты.
  • Для Николая половое влечение — естественный инстинкт, который следует поощрять и направлять в продуктивную деятельность. Впрочем, Николай очень прогрессивен для своего времени.
  • Глава заканчивается тем, что Николай велит посетителю по имени Нил войти в его комнату.

Часть 2, Глава 10

  • Посетитель входит в комнату Николая. По неряшливой одежде этого человека мы можем сказать, что он интеллектуал, чья голова всегда витает в облаках.
  • Мужчина пришел попросить Николая выступить на благотворительном мероприятии для политических ссыльных — людей, которые были вынуждены покинуть свои страны из-за своих политических убеждений. В конце концов Николай соглашается.
  • Затем двое мужчин вспоминают о своей радикальной политической деятельности, когда они были моложе.
  • Николай философски рассуждает о том, что музыка является высшей истиной человеческого существования, потому что ее не спутать словами. Для него это просто голая правда.
  • Когда его знакомый ушел, Николай садится и начинает излагать свои мысли об истории человечества в целом. Для него история человечества начинается с рождения Иисуса Христа, так как это был первый раз, по словам Николая, когда люди когда-либо думали о том, чтобы относиться друг к другу с добротой и состраданием.

Часть 2, Глава 11

  • Заглянем в жизнь адвоката Виктора Комаровского. У парня очень роскошная квартира, что как бы плохо, потому что на улицах Москвы много людей голодает.
  • Пожилая женщина работает у него чем-то вроде домработницы. Из уважения к ней Комаровский старается не возвращать женщин в свою квартиру.
  • Мы также узнаем, что Комаровский любит неторопливо гулять со своим бульдогом Джеком, хотя мы уже знали об этом из предыдущей главы.
  • По сути: Комаровский — состоятельный чувак, у которого много свободного времени.

Часть 2, Глава 12

  • Мы смотрим на женщину, которая идет домой в маскарадном костюме. Она беспокоится о том, что сделает ее мать, если она «узнает» о том, что произошло. Молодая гуляющая женщина ругает себя за то, что была такой глупой.
  • Мы быстро понимаем, что у этой молодой женщины был секс с кем-то, что теперь она официально «падшая женщина» согласно морали 1905 Россия.
  • А в самом конце главы мы узнаем, что следили за Ларой. Похоже, она поддалась соблазнам адвоката Комаровского. Неудивительно, что парень был в таком хорошем настроении в предыдущей главе.

Часть 2, Глава 13

  • Теперь мы вернулись к Комаровскому, который бегает по своей квартире и рвет на себе волосы от того, какая Лара красивая. Он не может перестать мысленно возвращаться к сексу, который у них был вместе. Он представляет это снова и снова. Вместо того, чтобы быть совершенно поверхностным, как мы могли бы ожидать, парень звучит так, будто он на самом деле одержим Ларой. Судя по всему, для него это не было какой-то дешевой любовью на одну ночь.
  • Комаровский думает о встрече с друзьями, которые захотят рассказать непристойные анекдоты о его сексе с Ларой. Но в этот момент у него растет совесть и он понимает, что ему все это противно. Он хочет быть порядочным парнем, несмотря на то, что переспал с шестнадцатилетней дочерью любовника.
  • Спускаясь вниз, Комаровский понимает, что его собака Джек не любит Лару, потому что хочет, чтобы все оставалось, как прежде. В гневе адвокат обвиняет свою собаку во всех своих прошлых грехах и начинает бить Джека палкой.
  • Следующее, что мы знаем, прошли дни и недели, а Комаровский не видел Лару.

Часть 2, Глава 14

  • В начале этой главы мы понимаем, что хотя Лара чувствует себя неловко из-за того, что спит с Комаровским, он не вызывает у нее полного отвращения. Все немного сложнее.
  • На самом деле, Лара какое-то время поддерживает отношения, потому что хочет доказать, что она взрослая женщина, которая может делать плохие вещи, если захочет.
  • Однако со временем Лара начинает ужасаться самой себе и тому, что она делает.

Часть 2, Глава 15

  • Лара пришла в себя, и она ненавидит Комаровского. Ей также не нравится, что ее мать зависит от него в финансовом отношении из-за его участия в швейной мастерской.
  • Лара решает, что она не рабыня Комаровского. Все наоборот. Используя свою сексуальную привлекательность, она планирует заставить его делать все, что ей хочется. Она также знает, что может испортить себе обоих и Комаровский, если она их когда-нибудь разоблачит.
  • Лара завершает эту главу, решая, как несправедливо, что такие ужасные люди, как Комаровский, имеют власть над хорошими людьми, такими как она.

Часть 2, Глава 16

  • Лара в таком отчаянии, что даже подумывает выйти замуж, чтобы избавиться от Комаровского. Она задается вопросом, как мужчина может делать то, что он делает, не умирая от стыда или, по крайней мере, не предлагая жениться на ней.
  • Но Лара продолжает ходить с Комаровским на свидания в секретные рестораны, где чувствует себя униженной в глазах людей, наблюдающих за ней с ним.
  • Однажды ночью, когда Лара ложится спать, ей снится действительно странный сон о том, что она потеряла большую часть своего тела и живет под землей, а люди поблизости поют и говорят ей не позволять подруге переходить реку.
  • Да, все это кажется случайным.

Часть 2, Глава 17

  • Лара не религиозный человек, но иногда ей нужно верить, что в мире есть какая-то скрытая «музыка», которая придает ему смысл. По этой причине она ходит на церковную службу с пожилой дамой по имени Оля.
  • Но пожилая женщина не затыкается. Лара просто хочет тишины и покоя от церкви.
  • Находясь в церкви, Лара замирает, когда слышит псалом о том, как счастливы угнетенные люди, ведь им есть что рассказать о себе. Она находит это холодным утешением, если не сказать больше.

Часть 2, Глава 18

  • Теперь речь идет о формировании в Москве народного ополчения и создании для себя этакой армейской базы. Похоже, политическое насилие нарастает.
  • Лара проводит время, наблюдая за другими людьми, которые живут в ее доме. Один из этих людей — мальчик ее возраста по имени Антипов. И да, это тот самый маленький Паша Антипов, о котором мы читали в предыдущих главах, тот самый, который живет с матерью Тиверзина Марфой.
  • Ларе не нужно много времени, чтобы понять, что мальчик влюблен в нее.
  • Имея опыт в мире соблазнения, Лара решает воспользоваться влечением к ней Антипова при любой возможности.
  • Однако мы также узнаем, что Паша Антипов уже ввязался в политику таким образом, что однажды его могут повесить.
  • Многие дни Лара слышит, как на улицах стреляют из пистолетов. Она думает, что они звучат как маленькие мальчики, играющие с игрушками.

Часть 2, Глава 19

  • В конце концов, Ларе и ее семье приходится покинуть свою квартиру, потому что в их районе начались боевые действия между рабочими и российским правительством.
  • Мама Лары расплакалась, когда ее швеи однажды ушли от нее, чтобы объявить забастовку. Они говорят ей, что ничего личного. Приказ всем объявить забастовку.
  • Лара и ее мама собирают кое-какие вещи и покидают свою квартиру, чтобы остановиться в соседнем отеле, подальше от насилия.
  • Лара не может поверить своему счастью. Выезд из квартиры означает, что ей не придется неделями сталкиваться с Комаровским.

Часть 2, Глава 20

  • Заглядываем в дом, принадлежащий братьям Громеко — Александру и Николаю. Это грубо, но не путайте этого Николая с тем, которого мы встречали ранее. Это другой парень.
  • Кажется, эта семья довольно обеспечена.
  • В этом доме поселился Юрий Живаго. В доме также живет девочка по имени Тоня Громеко, дочь Александра Громеко.
  • Оказывается, интеллигентные Громекосы любят классическую музыку и любят устраивать вечеринки у себя дома, чтобы люди могли прийти и послушать ее. Рассказчик решает рассказать нам об одном из таких концертов.
  • Поначалу концерт проходит не очень хорошо, так как первая часть довольно скучная.
  • На концерте присутствуют Юрий Живаго, Тоня Громеко и Миша Гордон. Помните этого последнего парня? Он был молодым человеком, сидящим в поезде, который видел, как кто-то выпрыгнул и покончил жизнь самоубийством в предыдущей главе.
  • Оказывается, эти трое довольно близкие друзья, и что Миша Гордон проводит много времени в доме Громеко, зависая с Юрием и Тоней.
  • Внезапно к Александру подходит один из старых слуг Громеко и говорит, что он срочно нужен. Однако мужчина машет ей рукой и говорит подождать, пока не закончится музыка.
  • Судя по всему, что-то нехорошее случилось в отеле «Монтен****», в том самом месте, куда отправились Лара и ее мать, покинув свою квартиру в предыдущей главе. Похоже, в отеле кто-то умирает, и этому человеку нужна помощь Александра Громеко.
  • Александр Громеко не хочет уходить, пока концерт не закончится. Хороший парень, правда?
  • Когда спектакль, наконец, закончился, Александр Громеко просит всех остаться, а сам выскочит на полчаса, чтобы посмотреть, что случилось в Монтен****.

Часть 2, Глава 21

  • Приехав в отель «Монтен****», Александр Громеко узнает, что женщине по имени Амалия Гишар промывают желудок, потому что она пыталась отравиться. И да, это мама Лары. Так что тут можно заподозрить, что она узнала, что ее любовник Комаровский спит с ее малолетней дочерью.
  • Комаровский сейчас в отеле, расхаживает взад и вперед по коридору возле комнаты Амалии Гишар. Также мы узнаем, что Юрий Живаго и Миша Гордон сопровождали Александра Громеко на место происшествия. Мальчики тоже тусуются в коридоре, пока Александр ухаживает за Амалией.
  • Женщину тошнит, и она говорит в основном лепетом, когда Александр подходит к ней.
  • Увидев, что с женщиной все в порядке, Александр отворачивается и собирается уходить. Он не любит быть вдали от своей вечеринки.
  • Находясь там, молодой Юрий Живаго замечает в коридоре девушку (Лару), переглядывающуюся с пожилым мужчиной (Комаровский), и понимает, что между ними что-то происходит.
  • Вернувшись к Мише и Тоне, Юрий рассказывает им о том, что видел, и говорит о том, как неуместно он счел это.
  • Миша Гордон узнает в Комаровском того самого адвоката, который напоил человека в поезде и фактически довел его до самоубийства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts