2.4. Волевая регуляция поведения и деятельности . Психология. Учебник
Воля – важнейший механизм в жизни человека – психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Уровень развития воли проявляется в двух показателях: 1) способность совершать действия, не связанные с актуальной потребностью организма (или даже вопреки ей), 2) широта способности преодолевать препятствия.
В философии проблеме свободы воли человека отводилась главенствующая роль в работах мыслителей на протяжении тысячелетий. Еще в эпоху Возрождения главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма (М Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.). Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда встречаются препятствия, ограничивающие эту активность. Воля в трактовке
Воля человека характеризуется определенными качествами. В жизни и в литературе принято выделять силу воли – обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем значимее преодоленное препятствие, тем сильнее воля. К волевым качествам также относят такие социально важные качества, как:
Целеустремленность – ставить цели и достигать их, направлять сознательную активность на достижение определенного результата деятельности.
Дисциплинированность – соблюдение временных и иных требований социума.
Настойчивость – проявлять длительное стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.
Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей, преодоление собственной инертности.
Самостоятельность – способность осознанно принимать решения, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Решительность – заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений, быстром и энергичном переходе от выбора действий и средств к самому выполнению действия.
Самоконтроль – в противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся.
Выдержка и самообладание –
Среди положительных в социальном восприятии качеств личности можно также отметить смелость, отвагу, мужество, стойкость.
К отрицательным волевым проявлениям следует отнести:
Упрямство – стремление настоять на своем, даже несмотря на заблуждения.
Негативизм – проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума.
Импульсивность – характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Принятие решения является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому индивид стремится скорее от него освободиться.
Главная функция воли – в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Две другие – активизирующая и тормозящая. Например, человек способен заставить себя что-то сделать или, наоборот, остановиться, если это противоречит его моральным принципам. В целом волевые качества личности функционируют не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно с другими характеристиками личности. Так, сила воли связана с мотивацией, глубиной интереса, с общим эмоциональным состоянием человека.
Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели и необходимости достичь ее. В современной отечественной психологии поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному регулированию формы поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать
Воля связана со всей структурой психики человека, мыслительной деятельностью и чувствами. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Связь воли и чувств выражается в желании добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Не секрет, что чувство любви может привести человека к расстраиванию деятельности (например, влюбленный студент не может заставить себя готовиться к занятию).
Ролевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. На начальной стадии формирования волевого акта личность испытывает только влечения и желания. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему взглядов, получает определенную эмоциональную окраску. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Формирование мотивов волевых действий связано с мировоззрением человека, системой разделяемых идеалов и ценностей, смысложизненными ориентациями, его представлениями о добре и зле, вере и многими другими нравственными категориями.
Возможна ситуация, когда у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят «за» и «против» необходимости действовать в определенном направлении. Воля проявляется как в принятии решения (выборе цели и способа действия), так и в исполнении принятого решения. Для реализации решения необходимо сознательное волевое усилие. Это особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.
Проявление воли связано с ситуацией и индивидуально-психологическими особенностями личности. Не следует недооценивать роль воспитания в формировании волевых качеств личности, силы воли и уровня реализации человеком волевых усилий. Систематическое выполнение человеком непривлекательных в данную секунду, но осмысленных и полезных действий развивает волю. Занятия спортом, добросовестное выполнение школьных заданий в младшем и последующих школьных возрастах – путь формирования воли. Аристотель видел в подобных упражнениях путь к формированию воли. В современной психологии разрабатываются различные тренинги, направленные на формирование воли в первую очередь у импульсивных подростков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новосельская основная общеобразовательная школа Учитель начальных классов: Архипцева Светлана Владимировна 2015 год
Содержание. Введение Волевая регуляция поведения человека Заключение Список использованной литературы Введение. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.Волевая регуляция поведения человека. Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Последнее обычно называют поведением. Понять поведение — это значит мысленно восстановить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побуждений, и т.п.) субъекта и динамики его окружения, ибо не только внутри, но и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения. Поведение человека неоднородно. В соответствии с внутренней организацией активности в поведении (её внешней организации) можно выделить три основных «слоя»:
цели инструментальная основа Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица – значит расшифровать поведение как деятельность. Так, при исследовании уровня притязаний личности было выявлено, что некоторые люди устойчиво предпочитают выбор слишком простых задач, а некоторые – слишком трудных. За видимостью различий в поведении испытуемых вырисовывается глубинная общность побуждений участников испытания: как те, так и другие одинаково стремятся избежать неудачи. Особенности деятельности человека определяются не только её мотивами, но также и окружением индивида. Так, стремление человека превосходить общепринятые образцы в разных обстоятельствах и «временах» его жизни обнаруживает себя по-разному: это может быть успех в учёбе, стремление занять почётное место в кругу сверстников и т.п. Смысл деятельности – изменение отношений, существующих между субъектом и возможностями удовлетворения его потребности, представляемых ситуацией. Деятельность — наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности,- целостный мотивированный акт поведения. Деятельность человека реализуется в его действиях. Действие — процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознанна их цель. К явлениям движения деятельности относится феномен воли — сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действия, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной, и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.) Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля. Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.) Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т.п. Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и ть.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания. Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, её осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс. Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учёт его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы:
возникновение побуждения или предварительная постановка цели; стадия обсуждения или борьба мотивов; решение; исполнение Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того, как осознаётся цель, на которую она направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнаёт, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание — это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает возникновение и постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на её реализацию, уверенность в её достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к её достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведёт к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт – это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них. Воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать своё поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдёт, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Принятие решения может протекать по-разному. Решение непосредственно слито с принятием цели. Решение как бы само наступает, т.е. я пришёл к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно. При принятии решения каждый из мотивов сохраняет ещё свою силу, и решение принимается в пользу одного мотива наделённого максимальной степенью активности и осознанности. Принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. В результате волевого усилия удаётся затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть. Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Индивидуальные особенности воли, различающиеся по интенсивности своих проявлений, характеризуются с одной стороны как сила, а с другой как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся абулия и апраксия. Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было и делать ему в другом помещении нечего) Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга – наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Абулия и апраксия – сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжёлым расстройством психики. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба за исполнение решения, за осуществление желания. Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние готовности, внутренней мобилизованности. Само действие как исполнение протекает по – разному, в зависимости от сложности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как в силу сложности задачи, отдалённости цели и т.д. исполнение решения растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение. Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит в его намерения. Намерение представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. В сложном волевом действии для исполнения решения недостаточно намерения. Прежде чем приступить к осуществлению отдалённой цели, требующей сложного ряда действий, необходимо наметить путь, к ней ведущий, и средства, пригодные для её достижения, — составить себе план действий. План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая к исполнению принятого решения, стремятся всё предусмотреть и как можно более детально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы. Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Заключение. Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учёт последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание, он включает более или менее интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта. Список использованной литературы
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», Питер, 2003 г. Петровский А.В. «Введение в психологию», Москва, 1995 г. http://www.shpori4all.narod.ru/ Каталог: metod Скачать 37,17 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т. к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности.
Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.
Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2439; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Неврология воли | Разложение воли
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Roskies, Adina L. ,
‘The Neuroscience of Valition’
,
в Энди Кларке, Джулиан Киверштейн и Tillmann Vierkant (Eds)
,
Дело. Mind Series
(
2013;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 26 сентября 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199746996.003.0002,
, по состоянию на 16 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Народная психология оперирует общепринятыми представлениями о волеизъявлении, деятельности, произвольном поведении и свободе человека. Философия долгое время занималась прояснением и освещением природы этих понятий, но до недавнего времени у нее были только аналитические инструменты, применимые к предприятию. Теперь, однако, достигнут достаточный прогресс в понимании нейронных основ человеческой деятельности, чтобы начать задаваться вопросом, как эти обыденные понятия согласуются с нашим биологическим пониманием. В этой главе рассматриваются результаты ряда направлений нейробиологических исследований, которые дают некоторое представление о нейронных цепях, опосредующих поведение, которое мы связываем с волей и волей, и рассматривается степень, в которой наши научные знания предполагают изменения в этих интуитивных взглядах. Хотя на сегодняшний день никаким результатам не удается коренным образом разрушить наши убеждения, основанные на здравом смысле, картина, вытекающая из нейронауки, поднимает новые вопросы и может в конечном итоге оказать давление на некоторые интуитивные представления о том, что необходимо для свободы воли.
Ключевые слова: воля, свободная воля, добровольное поведение, человеческая свобода, неврология, здравый смысл
Субъект
Философия действия Метафизика Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Op-Ed: понимает ли здравоохранение поведение человека?
по Остин Перлмуттер, доктор медицины 18 апреля 2021 г.
Пациент сел на кресло для осмотра. Прошло два месяца с тех пор, как я видел его в последний раз. В то время мы обсуждали его повышение уровня сахара в крови и артериального давления. Я объяснил ему, что если он не изменит свою диету и не начнет заниматься спортом, все станет еще хуже, и он подвергнет себя большему риску таких вещей, как инсульт и сердечный приступ. В ответ он согласился работать над тем, чтобы пить меньше газировки и больше ходить пешком. Когда он пришел сегодня, я спросил: «Итак, как прошел план?» Он вздохнул. «Нехорошо.» Когда мы завершили визит, я ввела в таблицу «несоблюдение рекомендаций по изменению образа жизни» и сделала пометку, чтобы обсудить начало приема лекарств при следующем посещении.
В течение одного дня в клинике эта история повторялась снова и снова. Я бы порекомендовал упражнения и модификацию диеты, а пациенты кивали, а затем отказывались следовать. Мой опыт поразительно совпадал с опытом других провайдеров. Фактически, некоторые отчеты показывают уровень «несоблюдения» профилактических режимов более чем в 80% случаев. Это, конечно, гораздо более серьезная проблема, чем изменение поведения в сфере здравоохранения. Почему, несмотря на знание того, что необходимо для улучшения здоровья, большинству из нас так трудно согласовать наши нынешние действия с нашими будущими целями? Является ли вина — других и самих себя — лучшим, что мы можем сделать, когда что-то идет не так?
За последние несколько десятилетий в мире медицины произошел невероятный прогресс и инновации. Тем не менее, когда дело доходит до изменения поведения, мы в значительной степени остаемся в ловушке устаревшей психологической модели силы воли и волевого контроля.
Обучение на экономических моделях
Один из лучших способов улучшить структуру принятия решений исходит из мира экономики. До относительно недавнего времени экономические модели основывались на теории рационального выбора. Эта структура моделирует результаты человеческого поведения как результат рационального принятия решений, взвешивающих все за и против данного выбора перед тем, как сделать выбор. Таким образом, люди были «рациональными агентами», делающими выбор, который синхронизировался с их собственным оптимальным планом действий. Во второй половине двадцатого века психологи и экономисты начали оспаривать эту концепцию, утверждая, что психологические, когнитивные, эмоциональные факторы и факторы окружающей среды, помимо прочего, значительно влияют на то, как реальные люди делают выбор. Эта альтернативная точка зрения стала известна как поведенческая экономика и предполагает, что рациональность людей ограничена.
Поведенческая экономика предлагает множество способов, с помощью которых человеческие решения могут быть предвзятыми или иным образом повлиять на них. К ним относятся умственные ярлыки (эвристика), когнитивные искажения и роль сигналов окружающей среды (подталкивание). В целом эта область помогает нам увидеть, что люди демонстрируют постоянные ошибки в «рациональном» сознательном мышлении. Работа поведенческого экономиста и лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана дополнительно предложила рабочую модель мозга, разбитую на две системы. К ним относятся первая система, которая действует бессознательно/автоматически, и вторая система, которая требует более тщательного и обдуманного принятия решений. Основная идея: наш выбор в реальной жизни является отражением гораздо большего, чем наши осознанные желания.
Результаты исследований привычек
Система один в двухсистемной модели Канемана помогает контекстуализировать исследования привычек, которые в последнее время стали популярными в научных и непрофессиональных публикациях. Привычки определяются как подсознательные контекстно-зависимые действия. По своей природе они автоматические и не подвержены рефлексивному мышлению более высокого уровня, свойственному «рациональному агенту». Исследования психолога-исследователя Венди Вуд и ее коллег показали, что около 40% наших повседневных действий можно отнести к действиям, обусловленным привычками. Это стало серьезным ударом по идее сознательного лица, принимающего решения, как единственного фактора, определяющего наши результаты.
Совместные выводы поведенческой экономики и исследования привычек ставят под серьезное сомнение представление о решениях как о единственном продукте сознательного, рационального мозга. Это компрометирует обоснование осуждения «плохих» решений. Намного легче обвинить сознательное «я» в действии, чем обсуждать главную роль бессознательного программирования в нашем выборе. И тем не менее именно медицина может послужить основной причиной полного отказа от модели «рационального агента».
Перевод в медицину
Когда у человека появляется одышка, а тестирование выявляет вероятную причину болезни сердца, мы работаем, чтобы поддержать сердце для его лучшей работы. Это может включать лекарства, изменения образа жизни и, в некоторых случаях, медицинские процедуры. Тем не менее, когда человек принимает некачественные решения, мы обычно не спрашиваем, что происходит в мозгу, и не пытаемся поддерживать более здоровую функцию мозга, чтобы принимать лучшие решения. Вместо этого мы склонны приписывать плохой выбор таким переменным, как «отсутствие силы воли» или другим неясным психологическим дефицитам. Наука показывает нам, что мы можем добиться гораздо большего.
Исследования в области иммунологии, эндокринологии и неврологии убедительно продемонстрировали, что наш выбор является биологическим. Например, уровни гормона грелина коррелируют с аппетитом, и введение грелина людям значительно увеличивает потребление пищи. Изменения уровня эстрогена во время менструального цикла предсказывают импульсивное мышление, а тестостерон и кортизол, как полагают, влияют на финансовые решения мужчин. Было обнаружено, что состояние нашей иммунной функции также влияет на наши мысли и действия. Например, более высокие уровни воспаления связаны с мышлением, в большей степени ориентированным на настоящее, а не с ориентацией на будущее, а индукция воспаления у добровольцев предсказывает более импульсивное мышление.
Модели принятия решений также могут быть связаны с моделями активации и структуры мозга. В исследованиях изображений качество наших решений отражает активацию и взаимодействие между частями мозга, включая префронтальную кору и базальные ганглии, и когда исследователи активируют латеральную префронтальную кору с помощью магнитной стимуляции, импульсивное мышление снижается. Это исследование делает очевидным, что качество наших решений отражает состояние нашего мозга.
Целостный взгляд на принятие решений
Переосмысление выбора как продукта наших биологических систем требует сочувствия и любопытства вместо обвинения. Биологические переменные, такие как гормоны, иммунные маркеры и состояния активации мозга, помогают нам понять, почему мы делаем то, что делаем, вместо того, чтобы просто списывать неправильные решения на бесполезную черту характера или психологический дефект. Но лучшее понимание переменных — это только первый шаг. Современная наука также показала нам, как мы можем влиять на них, изменяя образ жизни, чтобы улучшить процесс принятия решений.
Взаимодействие с природой может помочь компенсировать последствия стресса и улучшить принятие решений, ориентированных на будущее. Одно исследование показало, что по сравнению с фотографиями зданий даже короткие экспозиции фотографий природы могут помочь уменьшить импульсивное мышление. Спокойный сон может помочь нам сделать выбор в пользу более здоровой пищи, в то время как плохой сон может предрасполагать нас к потреблению большего количества пищи, особенно продуктов, которые приводят к увеличению веса, возможно, за счет повышения уровня гормона грелина. Упражнения также могут представлять собой практическое вмешательство для укрепления исполнительных функций, функций мозга, необходимых для принятия правильных решений. Медитация и внимательность аналогичным образом могут воздействовать на те части мозга, которые наиболее вовлечены в выбор здорового образа жизни, и улучшать исполнительные функции. И, конечно же, здесь также играет роль качество питания: потребление большего количества фруктов и овощей коррелирует с улучшением исполнительных функций.
Вывод очень прост: нам нужен более целостный, биологически обоснованный взгляд на процесс принятия решений. Модель, основанная на обвинении, просто увековечивает неправильный выбор, усиливая стресс. Это не работает в здравоохранении или в широкой публике. Пришло время глубже взглянуть на биологический субстрат, лежащий в основе нашего мышления, и отказаться от поспешных суждений, основанных на ограниченных и ошибочных данных. Поведенческая экономика и исследования привычек открыли двери для новых моделей понимания человеческого поведения, и медицинскому сообществу пора сделать следующий шаг.
Остин Перлмуттер, доктор медицинских наук, сертифицированный врач-терапевт и автор бестселлеров New York Times . Он получил медицинскую степень в Университете Майами и прошел резидентуру по внутренним болезням в Орегонском университете здоровья и науки в Портленде, штат Орегон. Его внимание сосредоточено на том, чтобы помочь другим улучшить процесс принятия решений и качество жизни. Перлмуттер — соавтор книги «Промывка мозгов : детоксикация разума для более ясного мышления, более глубоких отношений и длительного счастья 9».0219 . Он также пишет для Psychology Today в своем блоге The Modern Brain и является автором нескольких веб-сайтов, посвященных здоровью и благополучию.
Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.
Природа, питание и свободная воля, The Atlas Society
Краткое изложение: Несмотря на влияние генетических факторов и факторов окружающей среды, которые ограничивают свободу воли, мы обладаем обширным волевым контролем над своими действиями и характером. В терапии крайне важно оценить, что находится под контролем пациента, а что нет.
Аллан Блюменталь, доктор медицинских наук, психиатр, практикующий в Нью-Йорке, выступил с докладом на тему «Природа, воспитание и свобода воли» на заключительном форуме IOS 1992 года, состоявшемся 12 декабря.
Ниже приведены некоторые выдержки.
Когда красивая женщина говорит мне, что не может перестать рвать на себе волосы — и это случалось, — а мужчина с эмфиземой настаивает на том, что не может бросить курить — и это, безусловно, происходит, — я сталкиваюсь с вопросом о бесплатном будут. Что такое свобода воли? Какова его роль в мотивации человека? Каковы его ограничения, то есть какие еще соображения входят в картину? Эти вопросы интересовали как философов, так и психологов на протяжении поколений.
Этим вечером мы собираемся обсудить факторы, лежащие в основе психологического развития и мотивации, а также исследовать некоторые вклады биологии, окружающей среды и свободы воли. Биологический или природный компонент включает наследственность, гормоны, химические вещества и нейрофизиологические механизмы. Компонент воспитания состоит из факторов окружающей среды, действующих с рождения, которые создают усвоенное и автоматизированное поведение. Компонент свободы воли — это наша способность делать выбор. Поскольку эти три фактора взаимосвязаны — часто сложным образом — трудно выделить доминирующий элемент в любой момент времени и в любой конкретной проблеме. Понимание точного вклада воли в психическое здоровье и психические заболевания является особенно сложной проблемой.
С самого начала я хочу сказать, что твердо верю, что люди обладают свободой воли. Любые вопросы, которые я поднимаю, относятся не к ее существованию, а скорее к тому, где, как и при каких условиях она действует. Часть того, что я говорю, может быть спорной. Я надеюсь на это и надеюсь, что это вызовет оживленную дискуссию… думать, чтобы активировать концептуальный уровень сознания или приостановить его. Несомненно, это основной способ объяснения свободы воли. Однако из этого отождествления некоторые делают вывод, что практически все психологические проблемы являются результатом иррациональности, следствием неспособности человека мыслить, неспособности действовать на основе разума, неспособности развить рациональные предпосылки и умственные привычки. Поскольку она относит все человеческие действия к сфере морали, такая идея фактически обесценивает всю науку клинической психологии. Если бы эта точка зрения была верна, вся психотерапия состояла бы в основном из моральных наставлений, и очень немногие пациенты были бы поняты и им помогли.
И далее, будучи осуществлено на практике, вера в то, что все психологические проблемы являются продуктом волевых, моральных упущений, имеет катастрофические эмоциональные последствия: суждено испытать незаслуженную вину. Если он считает, что должен быть в состоянии выполнять или сопротивляться выполнению определенных действий одной лишь волей, и если он затем потерпит неудачу, он обязательно будет чувствовать себя неадекватным и неуверенным в себе. По этой причине очень важно, чтобы стандарты поведения и ожидания от себя были реалистичными, достижимыми и действительно находились под волевым контролем.
Действительная теория психотерапии должна основываться на двух основных элементах: философском понимании природы человека и научном наблюдении за человеческим поведением. Мы понимаем, что единственным средством выживания человека является разум — способность, которая должна проявляться по выбору. Однако волевая природа сознания не так проста…
Чтобы понять действие воли и способ осуществления разума, мы должны очень много знать об особой психологической природе человека, в том числе о его потребностях, его альтернативные способы их удовлетворения, его методы мышления и обучения, его психологические механизмы (такие как подавление, вытеснение, компартментализация, отрицание и проекция) и эффекты определенных психологических состояний (таких как тревога и депрессия). Это понимание не может быть достигнуто посредством одной только философии. Невозможно вывести природу всех человеческих психических операций из единственного метафизического факта, что человек есть разумное существо. Знание психологической природы человека должно быть получено посредством научных наблюдений и исследований…
ПРИМЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СКЛОННОСТЕЙ
Существует множество научных доказательств того, что мы рождаемся с психологическими склонностями. По мере того, как мы все лучше понимаем роль биологических факторов, особенно генетики, мы видим все больше и больше свидетельств того, что по крайней мере некоторые индивидуальные черты и предрасположенности на самом деле являются врожденными. Генетические факторы влияют на интеллект, темперамент, личность, психические заболевания и, возможно, на сексуальную ориентацию.
Давайте сначала посмотрим на интеллект. Вероятно, интеллект — как способность — является врожденным. Однако степень функциональной интеллигентности индивидуума является продуктом дополнительных факторов — одних средовых, других волевых. Поскольку на самом деле мы можем измерить только функциональный интеллект человека, трудно точно оценить роль наследственности во всех случаях.
Мы можем быть гораздо более уверены, что наследуем темперамент. Компоненты темперамента включают характерные уровни активности, ритмичность (циклы голода и сна-бодрствования), порог реагирования на изменения окружающей среды, интенсивность реакций, качество настроения, концентрацию внимания и отвлекаемость. Темперамент как составляющая человеческой натуры признавался еще с древности.
Характеристики темперамента проявляются с рождения или даже раньше. Некоторые младенцы особенно активны еще в утробе матери; другие спокойны в утробе матери. Некоторые поднимают шум с самого рождения; другие новорожденные — «хорошие» дети, которые едят, спят и редко плачут. Эти черты вполне могут быть предшественниками характеристик, сохраняющихся на протяжении всей жизни.
Личность — похожая и родственная проблема. Термин «личность» в разговорном, нетехническом смысле — это внешняя форма или способ выражения индивидуального уникального сочетания характера, поведения, темперамента, эмоциональных и психических черт. Мы не можем быть уверены в том, в какой степени наши личности созданы самими собой, врожденны или подвержены влиянию факторов окружающей среды.
Однако есть основания полагать, что личность содержит по крайней мере генетический компонент. Сравнение идентичных братьев и сестер, разлученных при рождении и воспитанных в совершенно разных условиях, показывает высокую согласованность личностных качеств и даже определенных ценностей и предпочтений, включая цвета, музыку, еду, прически и одежду, манеру речи и интересы. В Нью-Йорке есть идентичные тройняшки, три брата, которые представляют собой прекрасный пример. Разделенные при рождении и не подозревающие друг о друге, они выросли в католических, еврейских и протестантских семьях. В студенческие годы они нашли друг друга и теперь работают вместе в одном бизнесе. Они поразительно похожи не только внешностью и поведением, но и способностями, взглядами и вкусами, включая даже цвет волос их жен…
ПРИМЕР ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
В случае психического заболевания у нас есть гораздо более четкие научные данные о генетических факторах. Исследователи заметили, например, что в семьях лиц, страдающих шизофренией, биполярным расстройством (ранее известным как маниакально-депрессивный психоз), депрессией, расстройствами личности и злоупотреблением психоактивными веществами, заболеваемость психическими заболеваниями выше среднего. Исследование пациентов с биполярным расстройством показало, что у 50% из них хотя бы один из родителей страдает расстройством настроения. Подобные исследования установили, что дети родителей-алкоголиков становятся злоупотребляющими алкоголем примерно в четыре раза чаще, чем дети безалкогольных патентов. Были идентифицированы некоторые из биологических факторов, лежащих в основе психических расстройств, включая тревогу, депрессию, биполярное расстройство и обсессивно-компульсивный синдром, и многие из этих состояний успешно лечатся с помощью соответствующих лекарств в сочетании с психотерапией…
ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИИ
Теперь давайте рассмотрим некоторые факторы окружающей среды, которые играют роль в развитии индивидуальной психологии. Одни фоновые факторы имеют решающее значение, другие нет. Для некоторых людей раса, этническое происхождение, национальность, религиозная ориентация и вытекающие из них традиции имеют значение для психологического развития. Например, некоторые люди как бы запрограммированы пуританской трудовой этикой, еврейской или католической виной. Местность и обычаи региона, в котором растет человек, могут способствовать развитию ценностей. Жители Среднего Запада, как нам говорят, имеют «приземленные ценности». Положение человека в семье может влиять на его развитие: некоторые психологические школы считают, что существуют черты, характерные для первенца, среднего и младшего ребенка — или единственного ребенка, или ребенка поздней жизни, и т. д. Например, некоторые думают, что старший ребенок склонен быть «успешным»; средний ребенок, которому уделяется меньше всего внимания, склонен развивать и ценить крепкие отношения со сверстниками; младший ребенок обычно избалован и требователен. Эти наблюдения иногда подтверждаются, иногда нет.
Недавнее исследование дополняет список факторов окружающей среды, имеющих значение для психологического развития. Некоторые исследователи считают, что раннее взаимодействие братьев и сестер может оказывать влияние на всю жизнь. Последствия соперничества между братьями и сестрами могут сохраняться и во взрослом возрасте, влияя на то, как человек общается с людьми в целом, и затрагивая даже брачные отношения. ..
ХВАЛА ВОЛИ роль биологии и окружающей среды, я прихожу не хоронить свободную волю, а восхвалять ее. Хотя биологические факторы и факторы окружающей среды влияют на психологическое развитие, размышления и самоанализ говорят нам, что они не определяют его. Они могут предрасполагать нас тем или иным образом, и, безусловно, окружающая среда дает нам материал для размышлений. Но если мы возьмем на себя ответственность, если решим подумать о том, чего мы хотим в жизни, тогда наш выбор, наши ценности и наша личная психологическая природа могут быть в значительной степени нашими собственными действиями…
ПРИМЕР ХАРАКТЕРА
Давайте сначала рассмотрим некоторые области, в которых мы можем быть более всего уверены в доминирующей роли свободы воли.
Первый символ. Я убежден, что наш основной моральный характер находится, по существу, в пределах нашего волевого контроля. Конечно, на нас может влиять родительское руководство, учителя, религия и то, что мы видим вокруг себя, но в конечном счете именно человек несет ответственность за свои этические ценности и свое моральное поведение. Очевидно, когда мы говорим о «хорошем» человеке, порядочном человеке, добросовестном человеке, надежном человеке или честном человеке, мы говорим о похвале, подразумевая, что его или ее добродетельные поступки были избраны, а добродетель , следовательно, самодельный….
Помимо ценностей характера, воля, по-видимому, вносит существенный вклад в развитие ряда личных ценностей и взглядов. Например, в некоторых семьях принято, чтобы дети каждого поколения делали одну и ту же карьеру — становились врачами, юристами, политиками или занимались семейным бизнесом. Ожидается, что сыновья и дочери будут ходить в те же школы, что и родители, заниматься теми же видами спорта, поддерживать те же политические связи и т. д. Очевидно, что некоторые дети делают то, что от них ожидается, а другие — нет. Хотя мы можем теоретизировать, как биологические факторы или факторы окружающей среды могут влиять на эти решения, вполне вероятно, что воля играет наибольшую роль…
ГДЕ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ МЕНЕЕ ЯСНА
В примерах, которые я приводил до сих пор, окончательные решения были, как мне кажется, в основном волевыми. Однако можно привести случаи, когда роль свободы воли гораздо менее ясна. В этих случаях возникает вопрос: при каких условиях и в какой степени индивидуум может преодолевать негативные биологические предрасположенности и давление среды? Например, когда человек страдает от большой депрессии, вызванной биологическими факторами, он не может сосредоточиться, не может функционировать на своей работе и не может справляться с человеческими отношениями. Друзья из лучших побуждений могут дать такой совет, как «Вы не должны поддаваться этому» или «Вы должны стиснуть зубы и продолжать, несмотря на свои чувства». Но может ли это сделать человек в глубокой депрессии? В его волеизъявлении? Иногда он может заставить себя работать — на короткое время. Но в другое время он кажется едва способным позаботиться о своих самых примитивных потребностях. В этих условиях трудно составить мнение о том, что является произвольным, а что нет…
Много раз неуместные действия кажутся — и я подчеркиваю, что кажутся — прямо волевыми. Некоторые из этих действий включают в себя неспособность думать перед лицом явной необходимости мыслить или действовать вопреки своему сознательному знанию, другими словами, уклоняться. Человек не может действовать против того, что полностью знает, кроме как выталкивая это знание или его последствия из головы. Но свобода воли означает, что мы обладаем способностью делать именно это. Преступники делают это как образ жизни….
СВОБОДА ВОЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ
Очевидно, что вопрос о свободе воли имеет первостепенное значение в психотерапии. Терапевт должен помочь пациенту произвести необходимые изменения в его или ее мышлении и поведении. Чтобы быть полезным, терапевт должен иметь реалистичное представление о том, какие изменения вообще возможны и какие действия находятся под контролем конкретного пациента в любой момент времени. Верить в силу свободы воли не значит думать, что способности человека безграничны. Терапевт должен иметь ожидания, находящиеся в пределах волевого контроля пациента, и, в идеале, ожидания, которые не являются ни нереально высокими, ни низкими.
Поскольку все сомнения в себе и защитные механизмы работают автоматически, человек с проблемами должен научиться контролировать мыслительную деятельность, которая приводит к неуместным эмоциям и действиям. Но насколько это возможно в данное время, не самоочевидно. Кто лучше всех судит о том, что является волевым? Терапевт? Он, конечно, должен делать грамотные расчеты, но он не всезнающий. Пациент? Возможно. Но у него или у нее еще меньше шансов иметь реалистичные ожидания…
Работа терапевта состоит в том, чтобы поощрять пациента, а не запугивать его моральным осуждением. Это особенно верно в тех областях, где никто не может быть уверен в степени волевого контроля. Все терапевты отмечают, что в какой-то момент в ходе терапии пациенты оказываются неспособными предпринять или воздержаться от совершения определенных действий, которые стороннему наблюдателю кажутся намеренными. Очевидными примерами являются неспособность бросить курить, пить, злоупотреблять наркотиками, переедание, компульсивное сексуальное поведение, компульсивное поведение вьючной крысы и т. д.
Говоря об этом, я должен сказать кое-что о степени возможного психологического изменения в целом. Сколько изменений позволяет свобода воли…?
Я не верю, что кто-то может кардинально изменить себя. Во-первых, фундаментальное изменение будет означать изменение вашей идентичности — вашего представления о том, кто вы есть. Я не думаю, что кто-то, каким бы невротиком он ни был, захотел бы отказаться от своей идентичности, чтобы стать другим человеком. Я сомневаюсь, что человек может изменить свой основной характер, несмотря на свободную волю. В любом случае Я никогда его не видел. Я не имею в виду, что нельзя стать честнее, великодушнее, справедливее, совестливее и т. д. Всегда можно повысить степень уже имеющихся добродетелей. Но это не то же самое, что изменение основного характера….
ЦВЕТЕНИЕ ВЫБОРА
Теперь, для приятного разнообразия, давайте закончим рассмотрением некоторых положительных аспектов воли в повседневной жизни.
Осознание нашей способности действовать по своему выбору — уникальная человеческая черта. Даже если мы, люди, не одиноки перед альтернативами действий, только мы осознаем выбор. Для нас это осознание является психологической потребностью. Чтобы получать удовольствие от жизни, нам нужно знать, что мы сами себе хозяева, что именно мы определяем ход своей жизни. Знание того, что мы свободны действовать в соответствии со своими собственными решениями и в наших собственных интересах, делает усилия достойными внимания и дает чувство выполненного долга. Люди нуждаются в этой психологической свободе так же, как и в политической свободе.
Вера в то, что нам не нужно ничего делать, кроме того, что мы считаем ценным для нас, создает положительную мотивацию. Сама мысль о том, что нам не нужно вставать по утрам, что нам не нужно идти на работу, нам не нужно решать проблемы, нам не нужно есть овощи, у нас нет зубной нитью наши зубы, освобождает. (Конечно, мы должны осознавать последствия такого выбора и быть готовыми их принять.