Волевое действие это в психологии: Воля и волевые действия

Содержание

22. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции в психологии.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Внешние: отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями.

Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

Волевое действие имеет сложное строение.

Первое звено — осознание цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Борьба мотивов и принятие решения. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть

борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.

Борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено волевого акта.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Исполнение принятого решения необходимо осуществить в определенный срок. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно.

Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. не реализуется сразу. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием
понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

Исполнительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Общая характеристика волевых действий

   Любую деятельность человека можно разложить на конкретные действия. При этом все действия делятся на две большие группы:

— произвольные,

— непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Из чего состоит такое действие, например, как питье воды? Или — что точнее — из чего оно может состоять:

Эти отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли — сознательная регуляция активности.

Важно понимать, что любое произвольное волевое действие развивается на основе непроизвольных движений и действий. Точнее, произвольное действие всегда состоит из непроизвольных. Как из кирпичей строится дом, так и из непроизвольных — более простых — действий строится большое произвольное действие.

Простейшими, и это довольно очевидно, непроизвольными действиями являются рефлекторные:

— сужение и расширение зрачка,

— мигание,

— глотание,

— чихание,

— отдергивание руки при прикосновении к горячему,

— ориентировочный рефлекс и т.п.

В нашем примере с питьем воды рефлекторным действием является глотание.

Несколько более сложные действия — инстинктивные. Если раздражение корня языка безусловно вызывает глотательный рефлекс, то визуальный образ воды может вызвать инстинктивное действие по приближение воды к лицу, а может и не вызвать. В нашем примере инстинктивным движением является поднесение воды к лицу и сосущее движение ртом.

Инстинктивные действия лучше контролируются сознанием, чем рефлексы. Такие действия могут быть и произвольными, и непроизвольными.

Не все, разумеется, непроизвольные действия являются рефлексами и инстинктивными. Есть еще и автоматизмы — поведенческие акты, освоенные в процессе жизнедеятельности. Большинство из этих автоматизмов когда-то были сознательными действиями. По мере оттачивания умений и навыков отпала необходимость сознательно контролировать эти действия, они стали выполняться автоматически. В нашем примере все оставшиеся действия могут выполняться автоматически, но могут выполняться и сознательно — в зависимости от ситуации.

Когда-то — еще в бессознательном возрасте — мы освоили, что для того, чтобы выпить воды из стакана, нам надо его несколько наклонить на себя. Теперь это действие мы совершаем непроизвольно. Но иногда все-таки обращаем на него внимание, когда, например, попадается новая и неудобная кружка и при этом боимся облиться.

К непроизвольным действиям могут относиться и импульсивные, совершаемые без сознательной цели. Как правило, такие импульсивные действия уходят корнями в инстинктивные схемы поведения.

Если, например, человек начинает браниться без особой нужды, то это может означать, например, что человек находится в сильно фрустрированном состоянии и привлекает внимание окружающих к своим проблемам (жалуется). В других случаях брань может являться проявлением агрессивных инстинктов (голосовая агрессия присуща не только человеку, но и множеству других животных, например котам).

Далеко не все из того, что делает человек, преследует четкую и понятную цель. Многое делается по привычке, по традиции, по ритуалу. Таким образом, даже очень сложные действия, как в отдельных под-действиях, так и в целом, могут быть не совсем произвольными, но и непроизвольными их тоже сложно назвать.

Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. И именно волевое поведение характеризует сознательность действий (и вообще сознательность всей жизнедеятельности). Но что это означает? Как отличить волевое поведение от безвольного? сознательные действия от несознательных? Студент, осуществивший такое сложное действие, как сходить в университет на лекции, сделал это сознательно или нет?

Не будет лишним напомнить, что в русском языке слово «воля» имеет еще один смысл, а именно — свободу («отпустить на волю», «находиться в неволе»). Воля как психический процесс имеет органическую связь со свободой выбора. Каждый раз, когда появляется та или иная возможность выбора, действие автоматически переходит из разряда непроизвольных в произвольные.

Что касается нашего примера с водой… Если я живу один в квартире, то, доставая бутылку воды из холодильника, я не буду думать над вопросами: а не надо ли оставить хотя бы немного воды для ближнего своего? имею ли я право выпить всю воду без остатка? Если со мной еще кто-нибудь живет, то после открытия холодильника мне, возможно, придется ответить на эти вопросы. И как только я поставлю перед собой эти вопросы, действие по доставанию бутылки воды из холодильника становится произвольным. И становится оно произвольным, потому что возникает альтернатива: бутылку можно взять, а можно и не взять.

Что касается нашего примера со студентом… Конечно, такое сложное действие не может быть полностью непроизвольным. Хотя бы потому, что мерой произвольности-непроизвольности является то, помнит ли человек это действие или нет (надо именно помнить действие, а не догадываться, что оно было). Очень сложно представить психически здорового студента, который бы вечером не помнил о том, что днем ездил в университет. Однако легко представить студента, который пошел в университет исключительно по привычке, потому что туда ходит каждый будний день, даже не задумываясь утром над тем, с какой целью он идет в университет, не вырабатывая альтернативу «Может не пойти?» Вечером у такого студента воспоминания о поездке в университет отрывочные: «Утром я не надел куртку и замерз… Оля мне улыбнулась… Ручка перестала писать…» Такое действие можно назвать частично произвольным. В самом деле, если бы студент утром рассматривал реальные альтернативы («а) сходить в университет, б) остаться дома и поучиться самостоятельно, в) остаться дома и отдохнуть, г) сходить на подработку…»), то действие было бы значительно более произвольным.

Волевым человека делает не столько умение преодолевать неприятные ощущения, сколько склонность, стремление выдвигать реальные (не игровые, не условные) альтернативы. И преодоление неприятных ощущений, и склонность выдвигать альтернативы — является тем, что можно назвать внутренней свободой. Если один студент «на автомате» пошел на лекции в университет, а второй сознательно остался отдохнуть, потому что вечером предстоит участвовать в спортивном соревновании, а наверстать упущенное в университете можно и потом, то именно он будет более волевым.

Но тут есть два соображения. Во-первых, произвольность действия (участие воли) совсем не является гарантией того, что цель действия поставлена верно. В конце концов, эта цель может быть просто плодом самообмана, продиктована психологической защитой. Во-вторых, работа воли требует задействования определенных ресурсов, и совсем не обязательно постоянно искать альтернативу в действиях.

Предположим, какой-то человек решил стать альпинистом и теперь весь свой отпуск проводит в горах, а не на даче с семьей, или он решил расширить кругозор своих коллег и теперь вместо обычного «Привет!» и «Здравствуйте!» говорит приветствия на сотне разных языков, включая китайский, латинский и древнегреческий. Безусловно, эти действия требуют определенной воли. Но присутствие воли не означает, что сами цели выбраны верно. Возможно, лучше было бы провести отпуск с семьей, а коллег не ставить в тупик незнакомыми словами.

В обиходе безвольным часто называют человека, не только слабого, не способного на преодоление трудностей, но и человека, слишком сильно зависящего от социального окружения. Если кто-то (жена, коллеги, друзья) помыкают человеком, то про него говорят, что он безвольный. И в самом деле, обязательным признаком волевого действия является то, что оно спонтанно, то есть идет изнутри человека. Безвольный человек, получив приказ начальства, старается выполнить его «абы как», главное — чтобы удовлетворить ожидания руководства. Волевой человек видит альтернативу, и он может отвергнуть, оспорить неадекватный приказ, или же принять его, и тогда он будет руководствоваться этим приказом так, будто сам себе его поставил.

Волевые действия тесно связаны с работой других психических процессов, например с чувствами, мышлением, вниманием. Чем спокойнее человек, тем реже он впадает в состояние паники. Чем активнее мышление, тем чаще выдвигаются альтернативы. Чем концентрированнее внимание, тем больших успехов достигает человек в сложных действиях, тем более сложные цели он ставит в дальнейшем.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Воля

  • Аскеза
  • Барьер психологический
  • Волевые качества
  • Волевые качества человека и их развитие
  • Желание
  • Импульсивный навык
  • Инициатива
  • Инфляция воли
  • Настойчивость
  • Недостаток побуждения
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Воля | Психология Вики | Фэндом

в: Мотивация

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


Воля или воля — это когнитивный процесс, посредством которого человек принимает решение и совершает определенные действия. Оно определяется как целенаправленное стремление и является одной из основных психологических функций человека (другими являются привязанность [аффект или чувство], мотивация [цели и ожидания] и познание [мышление]). Волевые процессы можно применять сознательно, а со временем их можно автоматизировать как привычки. Большинство современных концепций воли рассматривают ее как автоматизирующийся процесс управления действиями (см., например, Хекхаузена и Кюля; Голлвитцера; Корно и Канфера).

Сила воли — это разговорный, а воля — научный термин для обозначения одного и того же состояния воли; а именно, «выборное предпочтение». Когда мы «решили» (как мы говорим) о какой-либо вещи, т. е. имеем определенное состояние выбора относительно нее, это состояние называется имманентным волением; когда мы совершаем какой-либо конкретный акт выбора, этот акт называется эманантной, исполнительной или императивной волей. Когда имманентное или установившееся состояние выбора контролирует или управляет рядом действий, мы называем это состояние преобладающей волей; в то время как мы называем подчиненными волениями те частные акты выбора, которые приводят в действие объект, искомый управляющей или «преобладающей волей».

В «Модели человеческой деятельности» Гэри Килхофнера воля является одной из трех подсистем, воздействующих на человеческое поведение. В рамках этой модели воля рассматривает ценности, интересы и убеждения человека о собственной эффективности и личных способностях.

В книге Хайке Бруха и Сумантры Гхошал «Предвзятость к действию» обсуждается разница между силой воли и мотивацией. При этом авторы используют термин воля как синоним силы воли и кратко описывают теории Нарцисса Аха и Курта Левина. В то время как Левин утверждает, что мотивация и воля — одно и то же, авторы утверждают, что Ах рассуждает иначе.

По мнению авторов, Ах утверждает, что существует некий порог — когда желание лежит ниже этого порога, это просто мотивация, а когда желание переходит этот порог, оно становится волей. На этом примере авторы указывают на разницу в уровнях приверженности индивидуумов задачам, измеряя ее по шкале намерений — от мотивации до воли. Современные работы о роли воли в управлении импульсами (например, Куль и Хекхаузен) и в образовании (например, Корно) также проводят это различие. Модель Корно связывает волю с процессами саморегулируемого обучения.

Сила воли — это концепция, которая ошибочно предполагает, что мы находимся под рациональным контролем, и ее уменьшение приводит к отсутствию силы воли. Дело в том, что мы обращаем нашу рациональность на службу нашим импульсам или желаниям и иногда обладаем большой силой воли, преследуя их. Таким образом, алкоголик может быть очень хитрым в достижении своей решимости выпить и может проявить большую силу воли для достижения этой цели.

В другие моменты он может разумно осознавать, что такое поведение разрушает его жизнь и стоит ему всего, что ему дорого, и может решить на время отказаться от него. Именно тогда наблюдатель делает вывод, что сила воли является ключом к успеху, и при достаточной воле он останется при своем обещании. Однако в другой момент может стать важным другое побуждение, и он посвящает свою волю и свою рациональность удовлетворению этого побуждения.

Ошибка наблюдателя состоит в том, что он предполагает, что человек — разумное существо, и что воля должна служить этой рациональности. На самом деле мы рациональны лишь отчасти, и часто наша рациональность и решительность служат различным мотивациям, возникающим по причинам, отличным от разума.

Содержимое

  • 1 См. также
  • 2 Каталожные номера
  • 3 Дальнейшее чтение
  • 4 Ключевые тексты
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Дополнительный материал
    • 5.1 Книги
    • 5.2 Документы

См. также

  • Выбор поведения
  • Принятие решений
  • Определение
  • Свобода
  • Свобода воли
  • Самоконтроль
  • Самоопределение

Ссылки

Дополнительная литература

Основные тексты

Книги

Статьи

Дополнительные материалы

Книги

Papers

  • Google Scholar


Kielhofner, G (2008). «Volition» Гэри Килхофнер Модель человеческой деятельности: теория и применение , 4-е издание, 33–50. , Балтимор: Lippencott Williams & Wilkins.


{{enWP|Volition]]

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения детей старше пяти лет

Реферат

Волевое поведение — сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и двигательной деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19). 89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают эрг и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что в игре зарождаются и формируются механизмы произвольного поведения дошкольника (ролевые, сюжетно-дидактические, двигательные). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли проводилась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые — дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего употребляется познавательный термин для детей дошкольного возраста), коммуникативная и три группы показателей: скорость, эргическая и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Стадии волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели — возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

— приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

— создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

— побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление ему права выбора, прогнозирование его возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

— использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

— способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

— лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

— лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

— индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Каталожные номера

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко, Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский, Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts