Волевое усилие это в психологии: Волевое усилие | Понятия и категории

73. Понятие «волевое усилие» и «сила воли». Безволие и его причины.

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, Волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с его запуском или остановкой, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающих в процессе трудовой деятельности человека.

Сила воли – это проявленная, активированная энергия, направленная на достижение желаемого.способность переступать через внутреннее сопротивление к чему-либо.

Безволие — то отрицательное духовно-нравственное свойство личности, состоящее в отсутствии у человека силы воли для преодоления препятствий в жизни и деятельности, проявлении нерешительности там, где надо действовать, слабохарактерности при определении своей позиции. Безволие возникает от переживания страха, боязливости, тревоги и часто в основе своей имеет слабую нервную систему.

Безвольный человек предпочитает подчиняться обстоятельствам, часто находится во власти чувств и эмоций. Нередко безволие сопутствует лени. Безволие как черту характера преодолевают воспитанием волевых черт личности: решительности, бесстрашия, смелости, силы воли. Безволие – это такой порок, который может подталкивать человека к совершению не просто безнравственных действий, но и действий криминогенного характера.

качества врача и их значение в профессиональной деятельности.

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего,принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Высокий волевой потенциал, настойчивость и целеустремленность, способность к длительному интенсивному, порой однообразному труду – качества личности, не менее ценные, чем интеллект. Именно эти качества необходимы для успешного овладения профессией врача и дальнейшей продуктивной деятельности в области медицины. Воспитание воли неразрывно связано с развитием разностороннего мышления и зрелостью чувств, что позволяет в дальнейшем ставить сознательные цели, способствует обоснованному выбору решений и действий, формирует моральную ответственность врача перед пациентами и коллегами и другие этические качества личности.

7 Волевые усилия

Дискуссионным вопросом психологии воли является вопрос о волевых усилиях. Определения волевых усилий в отечественной психологии сводятся к следующим основаниям:

  • к переживанию процесса борьбы с трудностями при осуществлении целенаправленных действий и поступков  [28; 34]. Так, например Селиванов В. И. рассматривал это переживание как осознанное, но в дальнейшем отмечал, что вследствие огромного эмоционального подъема волевые усилия не осознаются достаточно ясно [34];

  • к механизму только сознательного регулирования поведения, обеспечивающему определение цели, плана действия и его исполнения [36];

  • к активному проявлению сознания, направленному на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий в процессе деятельности [19];

  • к результату значимости для личности принимаемого решения и выполненного волевого действия [12].

В общем плане будем понимать под волевыми усилиями сознательное преднамеренное напряжение личностью своих физических, интеллектуальных сил для достижения поставленной цели в условиях мотивационного конфликта или внешних препятствий.

Обсуждаются формы существования волевых усилий, к которым относят:

  • эмоциональное переживание подъема, активности, воодушевления [34];

  • сосредоточение внимания [34];

  • ощущение напряжения [19];

  • мотивационное побуждение к действию [31];

  • различные техники, способствующие преодолению трудностей: вербальный самоприказ, ориентировочные реакции, идеомоторная подготовка [19; 37].

Характеристики волевых усилий анализировались [19; 35] в связи с особенностями преодолеваемых препятствий при осуществлении целенаправленных действий и поступков: интенсивность; мобилизация психических и физических возможностей человека; своевременность и длительность; активность.

Основные виды волевых усилий в психологии различают по характеру преодолеваемых препятствий, по сферам их проявления и диагностическим показателям – интеллектуальные, психомоторные и мышечные.

В связи со структурой регуляции и для ее отдельных компонентов выделяют такие виды волевых усилий, как мотивационно-целевые, выбора и исполнения действия [25].

Критерий для измерения волевых усилий в большинстве эмпирических исследованиях устанавливался по способности человека превзойти собственный результат, полученный в условиях заданной и трудной деятельности, в условиях еще большей необходимости, большей (сверх)мотивации.

  1. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. — Петербург, 1922.

  2. Баканов Е.Н.Исследование генезиса волевого действия. Автореф. канд. дис. – М.: МГУ, 1979. – 22с.

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – Из записных книжек Л.И. Божович: соображения к проблеме развития воли. С. 333-341.

  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: МГУ, 1984.

  5. Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. — Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. — Гл. 4.

  6. Вундт В. Введение в психологию. М.: Космос. 1912.

  7. Выготский Л.С. СС. В шести томах. — М.: Педагогика, 1982. Т.2. — Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.

  8. Выготский Л. С. СС. В шести томах. — М.: Педагогика, 1983. Т.3. — Гл. 12. Овладение собственным поведением.

  9. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли. //Психол. журн. — 2005. — Т.26. №3. — С. 15-24.

  10. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. Гл. 26.

  11. Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли. //Проблемы психологии воли. Материалы научной конференции. — Рязань, 1974. — С. 9-11.

  12. Добрынин Н.Ф. Принцип значимости и волевые усилия //Материалы 3-ей научной конференции по проблемам психологии воли. — Рязань, 1970. — С. 10-12.

  13. Иванников В. А. Воля: миф или реальность? //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1993. — №2. — С. 70-73.

  14. Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли.//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1986. — №2. — С. 18-29.

  15. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: МГУ, 1991.

  16. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. — 1990. — Т. 11. — №3. – С.39-42.

  17. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1983. — Гл.5.

  18. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000. — С. 39-43.

  19. Калин В.К. К вопросу о волевом усилии. // Ученые записки Рязанского пединститута. — М.: Просвещение, 1968. -.Т. 59. — С.111-129.

  20. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли.// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы 2-го Всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19-24 мая 1986 г. — М., 1986. — С. 120-124.

  21. Леонтьев А. Н. Воля //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1993. — №2. — С. 3-14.

  22. Мей Р. Любовь и воля. — М.: Ваклер, 1997. Ч.2.

  23. Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. — М., 1977.

  24. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М.: Высшая школа, 1973. – Гл. 9.

  25. Пуни А.Ц. Волевая регуляция двигательной деятельности в спорте.//Управление процессом спортивной тренировки. Сборник докладов 2 Всероссийской конференции. — Л., 1974.

  26. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте.// Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1973. — С. 144-162.

  27. Пуни А.Ц. О препятствиях различной степени трудности как необходимых факторах проявления и развития воли.

    //Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. — Рязань, 1964. – С.6-9.

  28. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. — Л., 1977.

  29. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии. Пер. с 8-го доп. фр. издания под ред. В. Аболенского. — СПб., 1894. – 190с.

  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В двух томах. — М.: Педагогика, 1989. Т.2. Гл. Воля.

  31. Рудик П.А. Психология. М.: ФиС, 1974. Гл. 4.

  32. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн.- 1982. -Т. 3. — №4.-С. 14-25.

  33. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской психологии. //Вопросы психологии и педагогики воли. /Под ред. В.И. Селиванова. — Краснодар, 1969. — С. 3-16.

  34. Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. 2-е изд. М.: МП СССР, 1954.

  35. Селиванов В.И. Индивидуальные особенности воли и их учет в учебно-воспитательной работе. //Вопросы организации воспитания в ВУЗе. – Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1975.

  36. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. — Рязань, 1974.

  37. Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли. //Вопросы психологии. — 1971. — №4. — С. 84-88.

  38. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 160-168.

  39. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 49-54.

  40. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

  41. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии. //Вопросы психологии. — 1967. — №.4. — С. 72-81.

  42. Шмаков А. В. Воля как активно-личностная форма отражения действительности: Автореф. канд. дис., М., 1972. 19с.

34

Сознание и Воля | Природа

Сознание и Воля

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • АЛЬФРЕД В. БЕННЕТ 1  

Природа том 6 , страница 473 (1872)Процитировать эту статью

  • 364 доступа

  • Сведения о показателях

Abstract

В интересной рецензии Ланкестера на «Сравнительное долголетие человека и низших животных», которая недавно появилась в Times , есть следующее предложение: «Однажды начавшись, его продолжение (продолжение акта ходьбы) совершенно непроизвольно и может быть даже незаметно для сознания». Мне не терпится узнать у тех читателей NATURE, которые уделяли особое внимание психологии, является ли это, по их мнению, правильным изложением состояния ума во время такого привычного действия, как ходьба. Несомненно, существуют известные действия тела, называемые рефлекторными, которые совершаются без всякого упражнения воли; но все они либо мгновенны, либо, если они продолжаются, почти единообразны и неизменны. Мне кажется невозможным, чтобы какое-либо постоянно изменяющееся действие могло быть совершенно непроизвольным. Возьмем, к примеру, движение пальцев при письме: мы совершенно не осознаем упражнения умственных способностей, которыми регулируется каждое последующее изменение положения пера; но разве не несомненно, что каждое движение вверх и вниз является следствием отдельного усилия воли? Здесь очевидна связь между состоянием ума в данный момент и действием тела; и каким другим способом можно предположить, что умственный акт, который представляет собой слово, которое мы пишем, может передать его инструкцию пальцам? Конечно, не каким-либо инстинктивным процессом. Возможно, лучшим примером является движение мускулов лица и горла при разговоре. Эти мускулы полностью находятся под контролем воли; и каждое отдельное их движение, несомненно, должно производиться отчетливым произвольным усилием, о котором мы, однако, совершенно не сознаем. То же самое, мне кажется, и при ходьбе. Когда мы отклоняем тело от перпендикуляра при повороте, я не понимаю, как это может быть сделано непроизвольно. Объяснение мне видится в том, что сознание не может, так сказать, работать так же быстро, как воля, и поэтому не может осознавать большое количество быстро следующих друг за другом актов воли. Вопрос не столько в красивом метафизическом различии, сколько просто в правильном использовании терминов, хотя я боюсь, что выступаю против взглядов таких высоких авторитетов, как Хаксли и Карпентер. Мы познакомились с термином Бессознательная Церебрация. Разве не существует также огромное поле Бессознательной Воли?

Информация о авторе

Авторы и принадлежность

  1. Лондон

    Альфред В. Беннет

Авторы

  1. Альфреда W. Bennett

    . PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Комментарии

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и Правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.

Скачать PDF

Два слова остановят токсичные привычки и зависимость от них

Мы все люди привычки. Итак, прежде чем мы перейдем к двум словам, которые достаточно сильны, чтобы избавиться от токсичных привычек, давайте уделим немного времени изучению того, почему привычки так легко создать и так трудно сломать.

Хватит говорить о надоедливых привычках!

Источник: Renjith Krishnan/FreeDigitalPhotos

Исследования в области поведенческой психологии уже давно показали, как легко мы можем стать обусловленными и привычными в наших задачах. С точки зрения науки о мозге, на самом деле для этого есть очень веская причина.

По сути, мозгу легче иметь привычку, чем реально думать, потому что мышление требует больше энергии . В этом смысле привычки полезны. Представьте, например, как тяжело было бы водить машину, если бы каждый раз, когда вы садились за руль, это было как в первый раз!

С другой стороны, привычки трудно изменить, потому что область привычки мозга (известная как полосатое тело) — это то, что мы разделяем с рептилиями, и эта более древняя часть мозга работает очень автоматически и бессознательно. .

Вот почему повторяющиеся выборы быстро формируют поведение. В каком-то смысле это создает вашу карму — санскритское слово, которое примерно означает результат ваших действий. Куда вы направляете свое внимание, выбор, который вы делаете, и даже мысли, на которых вы фокусируетесь, — все это производит на вас впечатление. Достаточное количество впечатлений создает силу привычки, которая во многом противоположна размышлению, и сопутствующей ей свободной волеизъявления.

Теперь мы приближаемся к двум словам, упомянутым в названии: Волевое Внимание . Теперь, хотя слова «волевое внимание» не совсем слетают с языка, они имеют решающее значение для перенаправления старого поведения мозга. Эти слова означают, что вам нужно задействовать энергию — свою ментальную силу воли — и обратить внимание на привычку и на то, чем вы хотите ее заменить.

Конечно, не все привычки плохие. Есть и хорошие привычки, например, занятия спортом и правильное питание. Но в тот момент, когда вы отключаетесь от автопилота и вместо этого используете свой лазерный Волевое внимание — вы немедленно замыкаете и тормозите привычку.

В сокращенной версии книги «Принципы психологии», провидец Уильям Джеймс написал: «Волевое усилие — это усилие внимания». Это означает, что вам нужно задействовать силу воли, чтобы обратить внимание внутрь себя, чтобы найти то, что приносит пользу. Неудивительно, что существует прочная связь между медитацией и этой способностью к внутренней, рефлексивной оценке, которую часто называют метапознанием и которая, как показывают исследования, усиливает интроспективное осознавание.

Это возможно благодаря тому, что вы активировали модуль отражения и связи вашего мозга . Это термин, который я придумал в выпуске «Просто осознавать» для описания префронтальной коры — высокоинтегративной области мозга, расположенной за надбровными дугами и отвечающей за понимание, эмпатию и даже самоощущение.

После того, как ваш Reflect and Relation Mdule появится в сети, вы сможете получить доступ к своим ценностям и сможете найти время, чтобы различить и оценить, насколько та или иная привычка полезна или вредна. Соответствует ли ваше следующее действие тому, кем вы хотите быть? Делая паузу для размышлений, вы сознательно создаете новые, более позитивные привычки.

Имейте в виду, что уменьшение вреда и видение правды о вещах — основная цель внимательности. Простое замечание с помощью неоценивающей осознанности — это только полпути! Затем вам нужно различить и оценить то, что вы замечаете. Только тогда вы сможете сделать мудрый выбор, который уменьшит вред себе и другим, сознательно двигаясь в другом направлении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts