Характер и темперамент. Связь характера и воли.
Связь характера и темперамента заключается в том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.
Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.
Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.
Характер так или иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
К.Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
— к себе;
— к другим людям;
-к порученному делу;
— в характере отражаются волевые качества (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, дисциплинированности, решительности).
Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт (особенностей личности человека, которые систематически проявляются в той или иной деятельности, поведении, общении и пр.). К первой относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Ко второй – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Характер и воля — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дата 20.12.2020 Группа 7 СЭ (3 курс)
Предмет: Психология и профессиональная этика
Тема урока 13-14: Характер и воля.
Способности – важное условие успеха в
профессиональной деятельности.
Цели:
– сформировать знания о таких понятиях, как воля,
– развить умения управлять своими эмоциями,
характером, волей.
– использовать способности — как важного условия
успеха в профессиональной деятельности.
Преподаватель: Горбатова Татьяна Васильевна
«Характер» — слово древнегреческого происхождения
и в переводе означает чеканка, печать, особенность.
Характер – это совокупность свойств личности,
определяющих типичные способы ее реагирования на
жизненные обстоятельства.
Характер не наследуется и не является постоянным; в
течение жизни черты характера могут изменяться и
иногда значительно, но эти перемены происходят
медленно. Характер формируется и развивается под
влиянием окружающей среды, жизненного опыта,
воспитания. Образно говоря, жизнь «чеканит» наш
характер, а при самовоспитании с определенного
момента человек сам начинает «чеканить» свой
характер, который проявляется в поступках, мыслях и
чувствах.
Характер человека проявляется в следующих чертах:
1.
2.
3.
4.
Отношение человека к другим людям: родным, коллегам,
знакомым, малознакомым и т.п. (общительность замкнутость, откровенность — скрытность, а также чуткость,
тактичность, справедливость, вежливость или грубость,
черствость, лицемерие).
Отношение человека к самому себе. Сюда входят чувство
собственного достоинства или неуверенность в своих силах;
застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в
центре внимания со своими переживаниями), эгоизм (забота
о своем личном благе).
Отношение человека к миру вещей, т.е. аккуратное или
небрежное обращение со своими вещами, одеждой, книгами
и т.п.
Отношение человека к делу, к своему труду. К этой группе
порученное дело и исполнительность или лень,
легкомысленное и формальное отношение к деятельности.
По отношению к труду характеры подразделяются на
деятельностные
(активность,
настойчивость,
целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, созерцательность).
Воля — это сознательное регулирование человеком
своего поведения и деятельности, выраженное в
умении преодолевать внутренние и внешние
трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков. Поэтому волю принято
называть основой характера.
К основным волевым качествам человека относятся:
целеустремленность,
самообладание,
самостоятельность,
решительность,
настойчивость,
энергичность,
инициативность
исполнительность.
Целеустремленность — это способность человека подчинять свои действия
целям, которые необходимо достигнуть. Целеустремленные люди ясно
видят личные цели и не размениваются на мелочи.
Самообладание — это волевое качество, помогающее людям управлять
своими мыслями, чувствами, действиями и поступками.
Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влиянию
различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения
поставленной цели. Самостоятельные люди действуют на основании своих
взглядов и убеждений и критически оценивают советы и предложения
других людей.
Решительность — это умение человека принимать своевременные,
обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Настойчивость — это волевое качество, благодаря которому человек может
мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с
Энергичность — это волевое качество, которое дает возможность человеку
действовать быстро и с большим напряжением физических и духовных сил.
Энергичные люди всегда к чему-то стремятся, строят планы и увлекают за
собой других.
Инициативность основывается на наличии у человека множества новых
идей, планов. Благодаря инициативе человек действует творчески, способен
начать любое дело. Поэтому инициативные люди чаще всего становятся
лидерами, объединяя людей своими идеями, замыслами и предложениями.
Исполнительность — это волевое качество человека, направленное на
активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений.
Исполнительный человек стремится полностью завершить начатое им или
порученное ему дело.
Способности — это индивидуально-психологические
особенности личности, которые проявляются в
конкретной сфере и являются условием успешной
работы в ней.
Различаются следующие виды способностей.
Общие способности необходимы для достижения успеха в
любом виде деятельности; к ним относятся уровень общего
интеллектуального развития, устойчивость внимания,
волевой самоконтроль, трудоспособность и др.
Специальные способности необходимы для достижения
высоких результатов в определенных, специфических
видах
деятельности,
например,
математические,
художественные, организаторские и другие относятся к
специальным способностям.
Общие и специальные способности связаны, они дополняют и
обогащают друг друга.
Классификация уровней способностей.
Гениальность — высший уровень интеллектуального или
творческого функционирования личности.
Талант — выдающиеся способности
человека, проявляемые в определённой
сфере деятельности.
Талант
Одаренность
Способности
Задатки
Одарённость — наличие потенциально высоких
способностей у какого-либо человека.
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями
успешного осуществления определённого рода деятельности.
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы,
служащие базой для формирования тех или иных способностей
Вопросы для проверки понимания:
Устно!
1.
2.
3.
4.
5.
Характер врожденная или приобретенная особенность
человека? Черты характера могут передаваться по
наследству?
Что влияет на формирование характера?
Как
вы
понимаете
черту
характера
коммуникабельность
и
какая
черта
будет
противоположной?
Назовите несколько волевых качеств.
Продолжите
уровни
способности
согласно
классификация задатки –
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
1.
Перечислите собственные черты характера:
•По отношению к другим людям;
•По отношению к самому себе;
•По отношению к миру вещей;
•По отношению к делу, своему труду.
2. Назовите свои основные волевые качества.
3. Перечислите черты своего характера которые бы вы хотели в
себе развивать.
Пошаговая инструкция для студентов
Шаг 1 – Прочитайте материал презентации.
Шаг 2 – Запишите в тетрадь дату и тему урока.
Шаг 3 – Выполните домашнее задание – Ответьте
на вопросы.
Шаг 4 — фото выполненной работы прикрепите на
платформу за 20.12.2020 1 пара.
Дополнительная информация:
задание будет доступно: до 27.12.2020г.
English Русский Правила
Воля и характер человека
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
В этой статье мы поговорим о воле и характере человека.
Воля человека : 1. Природа Воли :Воля – волевая сторона личности. Именно через волю человек решает, как действовать. Одновременно в его уме может возникнуть ряд желаний. Через волю он может решить, какое желание исполнить, а какое подавить. Желание осуществиться может остаться только воображаемым актом. Но направит человека к действию для его совершения. Чем сильнее воля, тем ближе ее исполнение. Нерешительность и слабая сила воли являются помехой для достижения цели. Администраторы, лидер и генерал армии должны обладать твердостью решения и сильной волей, чтобы идти вперед даже в критические моменты.
2. Развитие воли :Старая идея о том, что сила воли является врожденной и врожденной, теперь больше несостоятельна. Это не тайная сила и не дар Божий. Это продукт обучения и развития. Силу воли можно развить упражнениями и мужеством. Сила воли зависит от плохого физического или психического здоровья.
Крепкое здоровье способствует развитию:
(i) настойчивости и
(ii) решимости, столь необходимой для «воли».
Развитие силы воли также происходит поэтапно. У ребенка меньше силы воли, чем у взрослого. Он не способен принимать решительные решения. Ему может не хватать настойчивости даже для решения длинных сумм. Но постепенная практика и упражнения помогают ему в развитии воли. Не каждый взрослый человек обладает сильной волей. Волевой человек не всегда проявляет свою волю. В повседневной жизни сила воли человека не остается неизменной.
3. Значение воли в образовании :Слабовольным ученикам часто не хватает настойчивости, чтобы учиться дольше, выполнять учебные проекты и сложные задачи. Они могут провалиться на экзамене, а когда они потерпят неудачу, то потеряют уверенность в себе, и их воля еще больше ухудшится.
В детстве и отрочестве ряд благотворных и нездоровых искушений и желаний терзают ум ребенка. Только волевой ученик отвергает дурные искушения, контролирует свои желания и идет по пути правильного действия. Установлено, что многие безвольные подростки подорвали свое здоровье, поддавшись таким вредным привычкам, как пьянство, мастурбация и содомия.
Многое в современной социальной среде пробуждает в сознании подростков антисоциальные и нездоровые импульсы, и они не по своей вине становятся жертвами преступных действий. Поэтому необходима сильная воля, чтобы определить академическую цель, профессиональные амбиции, правильный курс действий и поведения и настойчиво идти по пути прогресса.
Во время учебы возникают трудности в процессе учебы, особенно при изучении таких сложных предметов, как инженерное дело. Без сильной воли ни один студент не сможет добиться высшего образования. Многие студенты бросают учебу и бросают учебу на середине.
4. Факторы Воли:Воля зависит от:
(i) Мысль,
(ii) Суждение,
(iii) Внимание и
9000s.(i) Мысль:
Воля к действию возникает из какой-то мысли или желания. Если нет мысли или желания, нет и воли. Тип мысли или желания определяет волю. Мысль вора украсть формирует основу его желания украсть. Третьеразрядная мысль порождает волю этого разряда.
(ii) Решение:
Ни одно действие не может быть совершено без предварительного решения. Индивидуум должен определить курс действий. Как только суждение вынесено, возникает побуждение воплотить его в жизнь. Суждение может быть импульсивным, т. е. основанным на импульсивном желании. Такие суждения недолговечны и часто ошибочны. Некоторые суждения могут быть случайными суждениями.
Существует множество альтернатив, и человек может прийти к одной из них, не задумываясь. Но лучшим типом суждения является «рациональное суждение», на которое влияют не инстинкты и импульсы, а принципы, идеалы и рассуждения. Тип неправильного суждения называется «вынужденным суждением».
Может быть из-за отсутствия рациональной силы или силы чужого внушения и слабости воли. Часто человек, однажды приняв решение, размышляет над ним, пересматривает свое суждение. Он может передумать после получения новой информации.
(iii) Внимание:
Воля требует внимания и концентрации ума. Это очень важно для школьника. Студентам, которым не хватает концентрации, не хватает силы воли, фиксация внимания играет важную роль в развитии силы воли. И наоборот, сильная сила воли помогает развитию концентрации.
(iv) Эмоции:
Воля иногда находится под влиянием эмоций. Человек может принять неправильное решение из-за волнения или порыва. «Воля» под напором волнения недолговечна. Точно так же «воля» под влиянием «упрямства» нездорова. Дети иногда становятся эмоциональными (например, злыми), отказываются принимать пищу или вести себя должным образом. Они становятся упрямыми, не следуя совету родителей. Но через какое-то время они могут осознать свою ошибку и направить свою волю на правильный путь. Упрямство — это злоупотребление «волей».
5. Тренировка Воли :Воля проявляет тройственный аспект ментальной жизни. Он преимущественно волевой. Это горм, поднятый до высшей точки. Но это познавательно, поскольку включает суждение. Оно аффективно, поскольку сила действия зависит от степени удовлетворения организованных инстинктов и чувств. Следовательно, при тренировке воли необходимо уделять внимание всем трем аспектам: волевому, познавательному и аффективному.
(i) Для обучения творческой стороне мы должны предоставить учащимся возможность принимать собственные решения, и мы должны предусмотреть в учебной программе подходящие ситуации, когда учащиеся могут принимать решения и действовать под свою ответственность и по собственной инициативе. Воля тренируется прежде всего упражнениями в подходящих условиях. Пусть у учеников есть проекты для самостоятельной организации.
Пусть отмечают различные праздники и события. Единственная гарантия — следить за тем, чтобы они не принимали импульсивных, опрометчивых и упрямых решений. Часто ученикам не хватает силы воли только из-за недостатка упражнений. «Если у волевых родителей рождаются слабовольные дети, недостаток силы воли у последних можно с полным основанием приписать недостатку физических упражнений»
(ii) Аффективную сторону воли можно развивать, позволяя консолидировать свои эмоции и чувства. Импульсивные действия должны быть проверены. Волны волнения должны раствориться в океане чувств.
(iii) Когнитивный аспект тренировки воли включает в себя развитие правильного суждения. Ребенок должен думать и обдумывать, и знать последствия своих действий. Он не должен прыгать в темноте. Он не должен думать о сиюминутных выгодах, но должен иметь достаточно дальновидности, чтобы знать постоянные выгоды. Не следует переусердствовать с обдумыванием перед действием, чтобы предотвратить правильное действие в нужное время.
Темперамент человека :Темперамент – врожденное психическое качество, имеющее в основном физическую основу. Некоторые химические изменения, происходящие в тканях тела, влияют на нервную систему и тем самым на психические процессы. Например, если пищеварительная система не в порядке, у человека раздражительный темперамент.
Выделения желез внутренней секреции, таких как щитовидная железа, оказывают большое влияние на умственную деятельность. Некоторые из таких телесных воздействий на разум являются наследственными. Но их можно изменить с помощью правильной диеты и лекарств. Некоторые из них могут быть приобретены в течение жизни. Эти эффекты темперамента носят временный характер, но они все же оказывают некоторое влияние на развитие характера и личности.
Характер человека: 1. Что такое Характер?Характер – это организованное Я, т. е. организация инстинктов, эмоций, привычек, комплексов, темпераментов и чувств в одного человека. Сила и слабость характера зависят от силы организации. Если инстинкты и эмоции работают менее организованно и более или менее независимо от личности, характер будет слабым и распущенным. Но высокий характер формируется сильными идеалами и чувствами, организованными под самочувствием.
2. Факторы характера :Характер человека зависит от его:
(i) инстинктов,
(ii) темперамента,
(iii) моральных идеалов, 9000битов и
(v) Уилл.
Поскольку большинство перечисленных выше факторов не являются врожденными или наследственными, а приобретаются, характер является продуктом развития:
(i) Инстинктов:
Что касается инстинктов, то индивидуумы изначально наделены инстинктами в относительно различной силы. Именно эти вариации приводят к различиям в характере.
(ii) Темпераменты:
Темпераменты — это телесные воздействия на разум. Они имеют некоторое влияние на характер, но не определяют его форму. По словам Росса, «врожденные различия в темпераменте — это просто основа индивидуальности» — кирпичики, из которых можно вылепить характер.
(iii) Привычки:
Привычки только механические, а потому ненадежные. Но если определенные действия совершаются на рациональной основе, они могут привести к формированию здоровых привычек, и, естественно, эти привычки станут частью характера. Но прежде чем эти привычки станут частью характера, они превращаются в чувства.
(iv) Воля:
Воля – это воля. «Это организованное Я в его динамическом аспекте». Поэтому его называют «персонажем в действии». Отсюда сильнее воля, крепче характер.
(v) Чувства:
Хорошие чувства влияют на характер. Человек с благородными чувствами придерживается определенных идеалов, решительно направляет на них свою волю, и таким образом хорошо организованные чувства формируют его характер.
3. Обучение персонажа :1. Необходимые дополнения:
.
(d) Внушение,
(e) Подражание,
(f) Любовь и привязанность и
(g) Награды и наказания.
(а) Тренировка воли:
Воля – это характер в действии, а значит, необходимо развитие воли и самодисциплины. Индийские психологи придают большое значение самодисциплине и развитию воли. Вся тема йога-психологии заключается в сдерживании колебаний ума. О методе тренировки воли говорилось выше. Единственный рецепт, упомянутый в «Йоге» и «Бхагавад-гите» для тренировки воли, — это «практика». Практика делает человека совершенным, и это изречение верно и в этой области.
(b) Организация хороших привычек:
Хорошие привычки составляют существенный элемент характера, потому что на характер влияют правильно выбранные привычки мышления и действия.
(c) Развитие достойных идеалов:
Развитие достойных идеалов так же необходимо, как и формирование привычек. Поэтому учителя должны следовать богатой программе нравственного воспитания в школах. Это может быть частично через моральные наставления, но в основном через привитие моральных идей, духовных ценностей, обязанностей и жизненных обязательств, а также через побуждения к правильному поведению.
(d ) Организация чувств:
Развитие характера также состоит в сублимации инстинктов и эмоций, оно также нуждается в формировании некоторых чувств, таких как чувство собственного достоинства, моральное чувство и патриотическое чувство. Сильное Я может быть построено только путем слияния этих чувств в одно организованное целое.
(e) Внушение:
Внушение также играет определенную роль, потому что дети очень склонны к внушению. Следовательно, им нужно рассказывать хорошие истории, рассказывать о жизни великих героев и поощрять их к общественному служению.
(f) Имитация:
Имитация также эффективна. Ребенок подражает старшим. Следовательно, родители и учителя должны быть очень осторожны в своих действиях и поведении. Пример лучше, чем наставление.
(ж) Награды и наказания:
Награды и наказания имеют свои собственные эффекты. Награды побуждают ребенка двигаться по правильному пути. Но наказания приносят больше вреда, чем пользы. Наказания вызывают неправильную реакцию и, следовательно, должны применяться только в крайнем случае.
(h) Любовь и привязанность:
Любовь и привязанность являются позитивными стимулами для правильного поведения. Отсутствие того же у родителей и учителей порождает конфликты и комплексы, которые мешают развитию воли и характера. Но слишком сильная привязанность также может быть непсихологичной, поскольку она носит ребенка.
4. Программа воспитания характера :1. Личность учителя:
Личность учителя оказывает длительное влияние на характер детей. Учителя древней Индии, которых называли Гуру или Ачарья, были хозяевами самого себя, чье прямое влияние превращало неблагородный металл в золото. За учителем наблюдают, ему подражают и следуют ученики, бессознательно и сознательно. Следовательно, его собственный характер должен быть открытым. Отпечаток его характера на пластическом сознании детей будет носить стойкий характер.
2. Деятельность:
Задача персонажа — провести учеников через серию плодотворных и социально приемлемых событий. Скаутинг, пешие походы, экскурсии и общественные встречи имеют хорошее тренировочное значение в этом направлении. Школы и колледжи должны создавать активную среду и обеспечивать совместную деятельность и ответственность.
Студентов следует поощрять к тому, чтобы они добровольно оказывали всевозможные социальные услуги. Их нужно научить не стесняться ручного труда, а впитывать достоинство труда. У них может быть активная программа социального обслуживания по соседству в виде поднятия села или шрамдана в период каникул.
3. Нравственное воспитание:
Включает в себя формирование достойного идеала, формирование хороших привычек, понимание ценности нравственной жизни. Регулярные моральные наставления не будут иметь такого большого влияния, как предложенная выше программа действий.
Учителя могут устраивать кинопоказы на дидактические темы или биографии великих деятелей. Это будет более эффективно, чем моральная проповедь. Награды могут быть даны тем, кто сделал какое-то доброе дело. Социальные услуги могут быть включены в учебную программу.
Главная ›› Психология ›› Человек ›› Воля и характер человека
Роль воли и характера в развитии личности
Статьей поделился
РЕКЛАМА:
Роль воли и характера в развитии личности!
Воля:«Воля – это сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности и своего поведения, направленного на преодоление трудностей в достижении поставленных целей».
Воля означает способность принимать решения, решительность, настойчивость и мобилизацию повышенных усилий и результатов в преодолении препятствий и трудностей.
а. Возраст человека:Для формирования сильной воли очень важен возраст человека. Маленький ребенок или пожилой человек не могут сделать сильный и решительный ум, чтобы чего-то достичь. Например, подъем в гору.
б. Физическое и психическое здоровье:Состояние здоровья, как физическое, так и психическое, очень важно для принятия твердого решения. Человек с некоторыми физическими проблемами со здоровьем не может иметь силы воли для достижения какой-либо цели. Так же и человек с некоторой фобией, беспокойством, беспокойством, стрессом не может осмелиться проявить сильную волю в отношении какого-либо действия.
в. Количество практики:Сильная воля зависит от количества практики или обучения. Человек с хорошими знаниями, подготовкой и практикой может создать сильную волю для продолжения работы.
Символ:Слово «персонаж» происходит от греческого языка, где оно означает «Гравировка (искусство вырезания рисунка и знака)».
Александр Шан определил характер как «ментальную и моральную установку, приобретенную в результате воспитания и окружающей среды и проявляющуюся в поведении человека и его отношениях с людьми». Следовательно, можно сказать, что характер представляет собой ментальную структуру, организованную и устойчивую (долговременную), постоянно влияющую на наше поведение и социальное поведение.
Характер – это прижизненное приобретение человека, который, вовлекаясь в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, формирует свою личность и индивидуальность. Характер – это результат роста, он не врожденный. Значит, мы не рождаемся с характером — мы его приобретаем.
Наши эмоциональные установки и чувства ведут к развитию характера. Отношение и привычки отличаются от характера. Все приобретенные склонности, вместе взятые, становятся характером. Характер может быть хорошим и сильным, как служебный девиз, честность, дружелюбие и т.д., может быть плохим, например, ложь, обман других, нечестность и т.д. физические, психологические и темпераментные качества человека. Нормальное функционирование этих процессов приведет к нормальной личности. С другой стороны, любая аномалия приведет к некоторым изменениям или изменениям личности. В большей степени это относится к психологическим расстройствам.
Когда человек испытывает сильное разочарование, тревогу, стресс и т. д., он не может управлять своим равновесием. Это приводит к распаду личности. В этом состоянии его мышление, рассуждение, восприятие, память и подобные другие интеллектуальные функции парализуются. Распад в функционировании этих процессов приводит к определенным изменениям личности.
Некоторыми из часто встречающихся изменений личности являются двойные или множественные личности (при которых разум расщепляется на более чем один процесс, что приводит к формированию различных уникальных личностей).