Воля и волевые качества личности в психологии: 29. Воля и волевые качества личности.

Содержание

29. Воля и волевые качества личности.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

Функции воли:

  • выбор мотивов и целей

  • регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации

  • организация психич. процессов в адекватную систему действий, выполняемых чел-ом

  • мобилизация психич. и физич. возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели

Волевые качества личности:

  • целеустремленность

  • решительность

  • инициативность

  • самостоятельность

  • диференцированность

  • самонаблюдение

  • настойчивость

  • энергичность

  • исполнительность

Потребность — это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Особенности:

1. имеет конкретный характер.

2. связаны с определенным предметом, которым человек стремиться обладать или с конкретной деятельностью, которая доставляет удовольствие.

3. ясное осознание потребностей, что сопровождается характерным эмоциональным состоянием.

4. наличие осознаваемого волевого состояния, ориентированного на поиск путей удовлетворения потребностей.

5. ослабление или полное исчезновение эмоционально-волевого состояния в случае удовлетворения потребностей .

6. повторное возникновение потребностей, когда нужда, лежащая в основе вновь дает о себе знать.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению человека энергетический импульс и общую направленность.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) с возникновением потребности, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, начинается мотивация;

2) осознание мотива ступенчато и происходит по этапам: (а) осознание причины эмоциональных недовольств; (б) поиск объекта, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить; (в) создание плана, который дает возможность достичь желаемого. 3) реализация энергетического компонента мотива в реальных поступках.

Виды мотивов:

  • не осознаваемые: (а) установка (б) влечения

  • осознаваемые: (а) интересы (б) убеждения (в) стремления

  • социальные:

    (а) аффилиация (б) отвергание (в) власть (г) просоциальное поведение (д) мотив агрессивности

Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности.

К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, воля, трудность, воспитание воли, достижение цели, качество, поведение человека, способность человека, действие, личность.

Природа, питание и свободная воля, The Atlas Society

Краткое изложение: Несмотря на влияние генетических факторов и факторов окружающей среды, которые ограничивают свободу воли, мы все же обладаем обширным волевым контролем над своими действиями и характером. В терапии крайне важно оценить, что находится под контролем пациента, а что нет.

Аллан Блюменталь, доктор медицинских наук, психиатр, практикующий в Нью-Йорке, выступил с докладом на тему «Природа, воспитание и свобода воли» на заключительном Форуме IOS 1992, состоявшейся 12 декабря.

Ниже приведены некоторые выдержки.

Когда красивая женщина говорит мне, что не может перестать рвать на себе волосы — и это случалось, — а мужчина с эмфиземой настаивает на том, что не может бросить курить — и это, безусловно, происходит, — я сталкиваюсь с вопросом о бесплатном воля. Что такое свобода воли? Какова его роль в мотивации человека? Каковы его ограничения, то есть какие еще соображения входят в картину? Эти вопросы интересовали как философов, так и психологов на протяжении поколений.

Этим вечером мы собираемся обсудить факторы, лежащие в основе психологического развития и мотивации, а также исследовать некоторые вклады биологии, окружающей среды и свободы воли. Биологический или природный компонент включает наследственность, гормоны, химические вещества и нейрофизиологические механизмы. Компонент воспитания состоит из факторов окружающей среды, действующих с рождения, которые создают усвоенное и автоматизированное поведение. Компонент свободы воли — это наша способность делать выбор. Поскольку эти три фактора взаимосвязаны — часто сложным образом — трудно выделить доминирующий элемент в любой момент времени и в любой конкретной проблеме. Понимание точного вклада воли в психическое здоровье и психические заболевания является особенно сложной проблемой.

С самого начала я хочу сказать, что твердо верю, что люди обладают свободой воли. Любые вопросы, которые я поднимаю, относятся не к ее существованию, а скорее к тому, где, как и при каких условиях она действует. Часть того, что я говорю, может быть спорной. Я надеюсь на это и надеюсь, что это вызовет оживленную дискуссию… думать, чтобы активировать концептуальный уровень сознания или приостановить его. Несомненно, это основной способ объяснения свободы воли. Однако из этого отождествления некоторые делают вывод, что практически все психологические проблемы являются результатом иррациональности, следствием неспособности человека мыслить, неспособности действовать на основе разума, неспособности развить рациональные предпосылки и умственные привычки. Поскольку она относит все человеческие действия к сфере морали, такая идея фактически обесценивает всю науку клинической психологии. Если бы эта точка зрения была верна, вся психотерапия состояла бы в основном из моральных наставлений, и очень немногие пациенты были бы поняты и им помогли.

И далее, будучи осуществлено на практике, убеждение, что все психологические проблемы являются продуктом волевых, моральных упущений, имеет катастрофические эмоциональные последствия: суждено испытать незаслуженную вину. Если он считает, что должен быть в состоянии выполнять или сопротивляться выполнению определенных действий одной лишь волей, и если он затем потерпит неудачу, он обязательно будет чувствовать себя неадекватным и неуверенным в себе. По этой причине очень важно, чтобы стандарты поведения и ожидания от себя были реалистичными, достижимыми и действительно находились под волевым контролем.

Действительная теория психотерапии должна основываться на двух основных элементах: философском понимании природы человека и научном наблюдении за человеческим поведением. Мы понимаем, что единственным средством выживания человека является разум — способность, которая должна проявляться по выбору. Однако волевая природа сознания не так проста…

Чтобы понять действие воли и способ осуществления разума, мы должны очень много знать об особой психологической природе человека, в том числе о его потребностях, его альтернативные способы их удовлетворения, его методы мышления и обучения, его психологические механизмы (такие как подавление, вытеснение, компартментализация, отрицание и проекция) и эффекты определенных психологических состояний (таких как тревога и депрессия). Это понимание не может быть достигнуто посредством одной только философии. Невозможно вывести природу всех человеческих психических операций из единственного метафизического факта, что человек есть разумное существо. Знание психологической природы человека должно быть получено посредством научных наблюдений и исследований…

ПРИМЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СКЛОННОСТЕЙ

Существует множество научных доказательств того, что мы рождаемся с психологическими склонностями. С нашим все более глубоким пониманием роли биологических факторов, особенно генетики, мы видим все больше и больше свидетельств того, что по крайней мере некоторые индивидуальные черты и предрасположенности на самом деле являются врожденными. Генетические факторы влияют на интеллект, темперамент, личность, психические заболевания и, возможно, на сексуальную ориентацию.

Сначала рассмотрим интеллект. Вероятно, интеллект — как способность — является врожденным. Однако степень функциональной интеллигентности индивидуума является продуктом дополнительных факторов — одних средовых, других волевых. Поскольку на самом деле мы можем измерить только функциональный интеллект человека, трудно точно оценить роль наследственности во всех случаях.

Мы можем быть гораздо более уверены, что наследуем темперамент. К компонентам темперамента относятся характерные уровни активности, ритмичность (циклы голода и сна-бодрствования), порог реагирования на изменения внешней среды, интенсивность реакций, качество настроения, длительность концентрации внимания, отвлекаемость. Темперамент как составляющая человеческой натуры признавался еще с древности.

Характеристики темперамента проявляются с рождения или даже раньше. Некоторые младенцы особенно активны еще в утробе матери; другие спокойны в утробе матери. Некоторые поднимают шум с самого рождения; другие новорожденные — «хорошие» дети, которые едят, спят и редко плачут. Эти черты вполне могут быть предшественниками характеристик, сохраняющихся на протяжении всей жизни.

Личность — похожая и родственная проблема. Термин «личность» в разговорном, нетехническом смысле — это внешняя форма или способ выражения индивидуального уникального сочетания характера, поведения, темперамента, эмоциональных и психических черт. Мы не можем быть уверены в том, в какой степени наши личности созданы самими собой, врожденны или подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Однако есть основания полагать, что личность содержит по крайней мере генетический компонент. Сравнение идентичных братьев и сестер, разлученных при рождении и воспитанных в совершенно разных условиях, показывает высокую согласованность личностных качеств и даже определенных ценностей и предпочтений, включая цвета, музыку, пищу, прически и одежду, манеру речи и интересы. В Нью-Йорке есть идентичные тройняшки, три брата, которые представляют собой прекрасный пример. Разделенные при рождении и не подозревающие друг о друге, они выросли в католических, еврейских и протестантских семьях. В студенческие годы они нашли друг друга и теперь работают вместе в одном бизнесе. Они поразительно похожи не только внешностью и поведением, но и способностями, взглядами и вкусами, включая даже цвет волос их жен…

ПРИМЕР ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В случае психического заболевания у нас есть гораздо более четкие научные данные о генетических факторах. Исследователи заметили, например, что в семьях лиц, страдающих шизофренией, биполярным расстройством (ранее известным как маниакально-депрессивный психоз), депрессией, расстройствами личности и злоупотреблением психоактивными веществами, заболеваемость психическими заболеваниями выше среднего. Исследование пациентов с биполярным расстройством показало, что у 50% из них хотя бы один из родителей страдает расстройством настроения. Подобные исследования установили, что дети родителей-алкоголиков становятся злоупотребляющими алкоголем примерно в четыре раза чаще, чем дети безалкогольных патентов. Были идентифицированы некоторые из биологических факторов, лежащих в основе психических расстройств, включая тревогу, депрессию, биполярное расстройство и обсессивно-компульсивный синдром, и многие из этих состояний успешно лечатся с помощью соответствующих лекарств в сочетании с психотерапией. ..

ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИИ

Теперь давайте рассмотрим некоторые факторы окружающей среды, которые играют роль в развитии индивидуальной психологии. Одни фоновые факторы имеют решающее значение, другие нет. Для некоторых людей раса, этническое происхождение, национальность, религиозная ориентация и вытекающие из них традиции имеют значение для психологического развития. Например, некоторые люди как бы запрограммированы пуританской трудовой этикой, еврейской или католической виной. Местность и обычаи региона, в котором растет человек, могут способствовать развитию ценностей. Жители Среднего Запада, как нам говорят, имеют «приземленные ценности». Положение человека в семье может влиять на его развитие: некоторые психологические школы считают, что существуют черты, характерные для первенца, среднего и младшего ребенка — или единственного ребенка, или ребенка поздней жизни, и т. д. Например, некоторые думают, что старший ребенок склонен быть «успешным»; средний ребенок, которому уделяется меньше всего внимания, склонен развивать и ценить крепкие отношения со сверстниками; младший ребенок обычно избалован и требователен. Эти наблюдения иногда подтверждаются, иногда нет.

Недавнее исследование дополняет список факторов окружающей среды, имеющих значение для психологического развития. Некоторые исследователи считают, что раннее взаимодействие братьев и сестер может оказывать влияние на всю жизнь. Последствия соперничества между братьями и сестрами могут сохраняться во взрослом возрасте, влияя на то, как человек общается с людьми в целом, и затрагивая даже брачные отношения….

ХВАЛА ВОЛИ роль биологии и окружающей среды, я прихожу не хоронить свободную волю, а восхвалять ее. Хотя биологические факторы и факторы окружающей среды влияют на психологическое развитие, размышления и самоанализ говорят нам, что они не определяют его. Они могут предрасполагать нас тем или иным образом, и, безусловно, окружающая среда дает нам материал для размышлений. Но если мы возьмем на себя ответственность, если решим подумать о том, чего мы хотим в жизни, тогда наш выбор, наши ценности и наша личная психологическая природа могут быть в значительной степени нашими собственными действиями.

..

ПРИМЕР ХАРАКТЕРА

Давайте сначала рассмотрим некоторые области, в которых мы можем быть наиболее уверены в доминирующей роли свободы воли.

Первый символ. Я убежден, что наш основной моральный характер находится, по существу, в пределах нашего волевого контроля. Конечно, на нас может влиять родительское руководство, учителя, религия и то, что мы видим вокруг себя, но в конечном счете именно человек несет ответственность за свои этические ценности и свое моральное поведение. Очевидно, когда мы говорим о «хорошем» человеке, порядочном человеке, добросовестном человеке, надежном человеке или честном человеке, мы говорим о похвале, подразумевая, что его или ее добродетельные поступки были избраны, а добродетель , следовательно, самодельный….

Помимо ценностей характера, воля, по-видимому, вносит существенный вклад в развитие ряда личных ценностей и взглядов. Например, в некоторых семьях принято, чтобы дети каждого поколения делали одну и ту же карьеру — становились врачами, юристами, политиками или занимались семейным бизнесом. Ожидается, что сыновья и дочери будут ходить в те же школы, что и родители, заниматься теми же видами спорта, поддерживать те же политические связи и т. д. Очевидно, что некоторые дети делают то, что от них ожидается, а другие — нет. Хотя мы можем теоретизировать, как биологические факторы или факторы окружающей среды могут влиять на эти решения, вполне вероятно, что воля играет наибольшую роль…

ГДЕ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ МЕНЕЕ ЯСНА

В примерах, которые я приводил до сих пор, окончательные решения были, как мне кажется, в основном волевыми. Однако можно привести случаи, когда роль свободы воли гораздо менее ясна. В этих случаях возникает вопрос: при каких условиях и в какой степени индивидуум может преодолевать негативные биологические предрасположенности и давление среды? Например, когда человек страдает от большой депрессии, вызванной биологическими факторами, он не может сосредоточиться, не может функционировать на своей работе и не может справляться с человеческими отношениями. Друзья из лучших побуждений могут дать такой совет, как «Вы не должны поддаваться этому» или «Вы должны стиснуть зубы и продолжать, несмотря на свои чувства». Но может ли это сделать человек в глубокой депрессии? В его волеизъявлении? Иногда он может заставить себя работать — на короткое время. Но в другое время он кажется едва способным позаботиться о своих самых примитивных потребностях. В этих условиях трудно составить мнение о том, что является произвольным, а что нет…

Часто неуместные действия кажутся — и я подчеркиваю, что кажутся — прямо волевыми. Некоторые из этих действий включают в себя неспособность думать перед лицом явной необходимости мыслить или действовать вопреки своему сознательному знанию, другими словами, уклоняться. Человек не может действовать против того, что полностью знает, кроме как выталкивая это знание или его последствия из головы. Но свобода воли означает, что мы обладаем способностью делать именно это. Преступники делают это как образ жизни.

СВОБОДА ВОЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ

Очевидно, что вопрос о свободе воли имеет первостепенное значение в психотерапии. Терапевт должен помочь пациенту произвести необходимые изменения в его или ее мышлении и поведении. Чтобы быть полезным, терапевт должен иметь реалистичное представление о том, какие изменения вообще возможны и какие действия находятся под контролем конкретного пациента в любой момент времени. Верить в силу свободы воли не значит думать, что способности человека безграничны. Терапевт должен иметь ожидания, находящиеся в пределах волевого контроля пациента, и, в идеале, ожидания, которые не являются ни нереально высокими, ни низкими.

Поскольку все сомнения в себе и защитные механизмы работают автоматически, человек с проблемами должен научиться контролировать мыслительную деятельность, которая приводит к неуместным эмоциям и действиям. Но насколько это возможно в данное время, не самоочевидно. Кто лучше всех судит о том, что является волевым? Терапевт? Он, конечно, должен делать грамотные расчеты, но он не всезнающий. Пациент? Возможно. Но у него или у нее еще меньше шансов иметь реалистичные ожидания…

Работа терапевта — поощрять пациента, а не запугивать его моральным осуждением. Это особенно верно в тех областях, где никто не может быть уверен в степени волевого контроля. Все терапевты отмечали, что в какой-то момент в ходе терапии пациенты оказываются неспособными предпринять или воздержаться от совершения определенных действий, которые стороннему наблюдателю кажутся волевыми. Очевидными примерами являются неспособность бросить курить, пить, злоупотреблять наркотиками, переедать, заниматься компульсивным сексуальным поведением, компульсивным поведением вьючной крысы и т. д.

Говоря об этом, я должен сказать кое-что о степени возможного психологического изменения в целом. Сколько изменений позволяет свобода воли…?

Я не верю, что кто-то может кардинально изменить себя. Во-первых, фундаментальное изменение будет означать изменение вашей идентичности — вашего представления о том, кто вы есть. Я не думаю, что кто-то, каким бы невротиком он ни был, захотел бы отказаться от своей идентичности, чтобы стать другим человеком. Я сомневаюсь, что человек может изменить свой основной характер, несмотря на свободную волю. В любом случае Я никогда его не видел. Я не имею в виду, что нельзя стать честнее, великодушнее, справедливее, совестливее и т. д. Всегда можно повысить степень уже имеющихся добродетелей. Но это не то же самое, что изменение основного характера….

ЦВЕТЕНИЕ ВЫБОРА

Теперь, для приятного разнообразия, давайте закончим рассмотрением некоторых положительных аспектов воли в повседневной жизни.

Осознание нашей способности действовать по своему выбору — уникальная человеческая черта. Даже если мы, люди, не одиноки перед альтернативами действий, только мы осознаем выбор. Для нас это осознание является психологической потребностью. Чтобы получать удовольствие от жизни, нам нужно знать, что мы сами себе хозяева, что именно мы определяем ход своей жизни. Знание того, что мы свободны действовать в соответствии со своими собственными решениями и в своих интересах, делает усилия достойными внимания и дает чувство выполненного долга. Люди нуждаются в этой психологической свободе так же, как и в политической свободе.

Вера в то, что нам не нужно ничего делать, кроме того, что мы считаем ценным для нас, создает положительную мотивацию. Сама мысль о том, что нам не нужно вставать по утрам, что нам не нужно идти на работу, нам не нужно решать проблемы, нам не нужно есть овощи, у нас нет зубной нитью наши зубы, освобождает. (Конечно, мы должны осознавать последствия такого выбора и должны быть готовы их принять. Мы не можем избежать реальности.)…

Как ни странно — а может быть и нет — по мере того, как мы приобретаем все больше знаний о значении природы и воспитания, мы все больше ценим силу свободы воли — не просто потому, что мы не можем высказать мнение, не приняв его, но потому, что мы понимаем свободу воли. чтобы объяснить невероятное разнообразие человеческих реакций, воображения и поведения, которые окрашивают наш мир и избавляют нас от серого соответствия автоматов.

Мы, люди, обнаруживаем, что чем больше мы думаем о выборе, чем больше возможных вариантов мы открываем, тем больше возможностей и проблем. Жизнь — это приключение, оно не может быть без воли.

Первоначально опубликовано в журнале IOS, том 3, номер 1 • май 1993 г. 143

Статус

Диссертация защищена 27 июня 2022 г.
Одобрена NCAA 25 ноября 2022 г.

Тезисы

– 0,86 Мб / на румынском
– 0,86 Мб / на английском

Диссертация

ЧЗУ 1590,922,7+159,947(043,3)

4,29 Мб/ на румынском
249 страниц


Ключевые слова

воля, настойчивость, волевые качества, черты личности, программа психологических воздействий, предподростковый возраст

Резюме

Структура диссертации: Диссертация состоит из: аннотации, списка сокращений, введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций; библиография, включающая 227 библиографических источников; 6 приложений, 137 страниц основного текста, 63 рисунка и 16 таблиц. Результаты исследования опубликованы в 10 научных статьях.

Область исследования: Психология развития, психология подросткового возраста

Целью данного исследования было изучение особенностей воли и волевых качеств у подростков, а также разработка и внедрение новой модели психологического вмешательства, направленного на развитие воли и волевых качеств и тем самым на содействие развитию личности. черты.

Задачи исследования: Анализ литературы по психологии в отношении воли, волевых качеств, предподросткового возраста, способов изучения воли, а также методов, приемов и способов развития волевых качеств; Выявление и выделение половых и возрастных различий в проявлении воли и волевых качеств в предподростковом возрасте; Выделение личностных черт подростков предподросткового возраста с разным уровнем развития воли; Разработка, реализация и оценка эффективности программы психологического воздействия, направленной на развитие воли и волевых качеств в предподростковом возрасте.

Полученные результаты, способствующие решению этой важной научной проблемы, состоят в комплексной концептуализации воли, выводимой из гендерно-возрастного подхода, в выявлении особенностей волевых качеств, зависящих от пола и возраста, а также в условиях выявление проявления личностных черт у подростков с разным уровнем развития воли, что легло в основу разработки и реализации модели психологического вмешательства, способствующей развитию воли и волевых качеств (умение достигать цели, смелость и способность принимать решения, настойчивость и твердость, инициатива и самостоятельность, выдержка и выдержка).

Научная новизна и оригинальность. Впервые на национальном уровне проводится теоретическое и экспериментальное исследование воли и волевых качеств у подростков. Нами разработана модель психодиагностики, направленная на исследование воли, волевых качеств и коррелирующих с ними черт личности у подростков. Мы сделали акцент на эволюции воли и волевых качеств в предподростковом возрасте. Нами установлены особенности воли и волевых качеств у мальчиков и девочек предподросткового возраста. Мы рассмотрели черты личности, характерные для подростков предподросткового возраста, имеющих разный уровень развития воли. Нами выделен психологический портрет подростка с высоким уровнем волевого развития. Нами разработана модель психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств у подростков предподросткового возраста.

Теоретическое значение диссертации . Результаты теоретико-экспериментального подхода обогащают область психологии развития и педагогической психологии новыми и обширными знаниями, касающимися развития воли и волевых качеств в предподростковом возрасте, половых и возрастных различий в проявлении волевых и волевых качеств у предподростков, а также особенностей личности и закономерностей развития предподростков с разным уровнем волевой активности. Результаты исследования и сделанные выводы имеют важное значение для теоретической разработки проблемы воли, эмоционально-волевой сферы и личности в контексте направления «Познавательное и психосоциальное развитие в предподростковом возрасте».

Прикладное значение диссертации. Представленные в данном исследовании идеи и закономерности развития воли и волевых качеств, взаимосвязей с чертами личности могут быть использованы в процессе развития и формирования уравновешенной и гармоничной личности. Предложенные нами средства психодиагностики для исследования воли, волевых качеств и черт личности могут быть использованы школьными психологами, клиническими психологами и психотерапевтами, учителями и т. д. Программа психологического вмешательства, направленная на развитие воли и волевых качеств, может быть используется школьными психологами, психотерапевтами, работающими с группами личностного развития, учителями, родителями и подростками, и может служить основой руководства по методологии надлежащей практики.

Внедрение научных результатов. Результаты теоретического и экспериментального исследования внедрены в рамках международной программы мобильности Erasmus+ (Университет Гранады, Испания, 2018 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts