Волюнтаризм | это… Что такое Волюнтаризм?
ТолкованиеПеревод
- Волюнтаризм
- Волюнтаризм
(от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. Волюнтаризм характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей «культуры», алогичного и антидиалектического склада мышления.
Шпак В.Ю.
Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
- Волюнтаризм
(от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883)
1) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц;
2) форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
- Война и вооруженный конфликт
- Геноцид
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Полезное
Волюнтаризм — что это такое простыми словами
Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 63 996 Автор: Дмитрий Петров«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.
Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.
Волюнтаризм — это…
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
- отчуждение народа от политической власти;
- бюрократическая модель управления;
- отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н. С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
- Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
волюнтаризм Определение и значение — Merriam-Webster
волю·ун·таризм ˈvä-lən-tə-ˌri-zəm
1
: принцип или система выполнения чего-либо с помощью добровольных действий или добровольцев или с опорой на них
2
: теория, которая считает волю доминирующим фактором в опыте или в мире
волюнтарист
ˈvä-lən-tə-rist
имя существительное
волюнтаристский
ˌvä-lən-tə-ˈri-stik
прилагательное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Флиттнер также является членом правления Indiana Wish и президентом Молодежной лиги Индианаполиса, организации женщин, которая стремится помочь сообществу в течение 9 лет.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «волюнтаризм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1838, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование волюнтаризма было в 1838 году
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
волюнтаризмувеличивать объем
волюнтаризм
добровольный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Волюнтаризм.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/voluntarism. По состоянию на 26 января 2023 г.Copy Citation
Еще от Merriam-Webster о
волюнтаризмеBritannica.com: Энциклопедическая статья о волюнтаризме
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск — без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
Является ли политический волюнтаризм инструментом социальных преобразований?
— Сантьяго-де-Чили — Редаксьон Чили
Этот пост также доступен на следующих языках: испанский, греческий
(Изображение Энцо Блонделя)Цели, поставленные перед современными обществами в отношении благополучия, не были достигнуты в количестве и размерах, которых ожидали люди, что вызвало социальные волнения. Ответственность за достижение этих достижений была возложена на политических лидеров; однако, учитывая постоянное несоответствие ожиданиям, сам политический класс был поставлен под сомнение. С одной стороны, подвергается сомнению честность их намерений и действий в отношении достижения заявленных целей, внушая извращенную психологию лиц, занимающихся политической деятельностью, которые будут лгать о своих истинных мотивах и ожидаемых последствиях своего поведения; с другой стороны, также ставятся под сомнение политические ориентации, которые, хотя и могут быть честными, считаются ошибочными или неэффективными в достижении своих целей.
Мануэль Летцкус и Давид Альварес
В этом контексте, независимо от честности или действенности политической ориентации, можно наблюдать, как правящий класс находится под влиянием вопросов со стороны различных социальных групп, которые требуют решений, требующих способностей, которые кажутся не существует у политиков; или, если у них есть эти способности, у них нет честных намерений использовать их в соответствии с требованиями современного общества.
Если исключить из анализа возможную нечестность политических лидеров, у нас останется только вопрос об их способности нести ответственность перед целями, поставленными современным обществом. У политических акторов есть ресурсы, которые можно использовать в бюрократической государственной структуре, но общества состоят из экономических и культурных структур, которые не находятся в полной досягаемости политической воли.
Таким образом, современное общество требует от своего политического класса экономических и культурных способностей, которых нет ни у одного социального класса, поскольку общество представляет собой случайную сеть групп и социальных взаимодействий, которые не поддаются полному контролю. В этом сценарии политическая воля — не причина социального порядка, а еще одна переменная в большем множестве, превосходящая его, переоцененная в своей реальной силе социальных преобразований.
Мануэль Летцкус и Давид Альварес, чилийские ученые из Департамента организационного управления UTEM
Информационный бюллетень
Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на нашу ежедневную службу новостей.