Воображение в психологии кратко: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Воображение и внимание

Общие понятия о воображении и внимании

Психический процесс воображения — это процесс создания образов предмета или ситуации с помощью перестройки уже имеющихся представлений человека. Возникающие в процессе воображения образы не всегда могут соответствовать окружающей человека реальности, в их присутствуют элементы фантазии и вымысла.

Процесс воображения направлен на создание новых образов предметов, несуществующих в реальности действий в процессе переработки получаемой информации из внешнего мира.

Замечание 1

Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти, внимания и мышления.

Внимание является психическим познавательным процессом, который направлен на отражение психических свойств, определённых состояний объекта, обеспечивающий сосредоточенность сознания человека.

Подобное фокусирование на определенных предметах и объектах имеет избирательную направленность и способствует эффективному процессу формирования индивидуального отношения человека к ним.

Основными объектами внимания выступают как окружающие человека другие люди, так и неодушевленные предметы, и объекты. В поле внимания человека могут также оказаться явления природы, предметы искусства и науки. Необходимо отметить тот факт, что в зону внимания человека чаще всего попадают те объекты и предметы, которые вызывают у него значительный интерес или присутствует необходимость их обязательного изучения.

Процесс развития внимания находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • возраст человека;
  • имеющейся целенаправленности стремлений человека при достижении поставленных целей;
  • содержательная сторона стоящих перед человеком целей;
  • наличие стойкого интереса к изучаемому предмету или объекту;
  • регулярности выполнения специальных упражнений, направленных на развитие внимания и сосредоточения.

Особенности взаимосвязи процессов воображения и внимания

Процесс развития воображения, как и внимания заключается в постоянном и систематическом упражнении. По мере совершенствования процесса воображения оно приобретает свойства гибкости и подвижности.

В результате возникающие образы начинают сменять друг друга с возрастающей быстротой и это может привести к тому, что человек теряет их из внимания и памяти быстрее, чем они могут выступить источником его творческого самовыражения.

Именно в связи с данным фактом человек должен иметь способность сосредотачивать свое внимание и держать образы перед своим внутренним взором в течение достаточно длительного времени. Это является основной связью воображения и внимания, которая является системообразующей для достижения творческих результатов деятельности человека.

Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы процесс воображения находил свое проявление в жизни человека в различных формах и являлся продуктивным и творческим человеку необходимо целенаправленно заниматься развитием внимания и в частности свойства сосредоточенности и устойчивости данного процесса.

От развития данных свойств внимания зависит продуктивность воображения. Данный процесс будет успешным только в том случае, если человек будет целенаправленно упражняться в развитии как внимания, так и воображения. Для того, чтобы правильно организовать процесс развития данных психических процессов необходимо правильно понимать природу и сущность, и внимания, и воображения.

Характерные особенности сосредоточения внимания

Рассмотрим более подробно, что именно представляет процесс сосредоточения внимания человека на определенных объектах и явлениях.

В результате психологического наблюдения исследователями было выявлено, что в моменты длительного сосредоточения внимания человека на каких — либо объектах, предметах, переживаниях или образах, наряду с его повседневными явлениями жизни, его обыденным существованием внутри него протекает еще и внутренняя жизнь – деятельная и напряженная.

Как раз в этот момент включается процесс воображения. Чем бы человек не занимался, в какой бы ни был в данный момент обстановке он постоянно представляет себе ожидаемое событие и мысленно детально его описывает.

Даже в тот момент, когда сознание полностью поглощено повседневными заботами, в глубине его человек не прерывает связи с ожидаемым воображаемым событием, объектом или образом. Внутренне человек находится в непрестанном деятельном состоянии. Эта деятельность характеризует прочную связь внимания и воображения человека.

В процессе осуществления деятельности внимания и воображения человек внутренне осуществляет одновременно четыре действия:

  • Во-первых человек держит незримо объект своего внимания в поле сознания;
  • Во-вторых, своими мыслями и воссозданием с помощью воображения человек как бы мысленно притягивает данный предмет или объект к себе
  • В-третьих, в результате постоянного удержания воображаемого объекта, предмета или события во внимании человек совершает непосредственные конкретные действия, направленные на его достижение;
  • Последним действием является достижение поставленной цели путем детального воображения ситуации, объекта или предмета и полного сосредоточения внимания на процессе достижения цели.

Замечание 2

Все эти действия, составляющие взаимосвязь процессов внимания и воображения, совершаются одновременно и представляют собой мощнейшую движущую силу деятельности человека.

Данный процесс не требует от человека физических усилий и практически полностью протекает в области сознания человека.

Даже в случае наличия объекта или предмета, являющего целью воображения и внимания человека в зоне досягаемости, процессы воображения и сосредоточения внимания находятся за пределами физического восприятия зрением, слухом или осязанием.

Таким образом исходя из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что между процессами внимания и воображения существует тесная связь, обеспечивающая продуктивность деятельности человека по достижению целей, поставленных на ближайшее будущее.

Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психология и философия воображения

Источник: intographics/Pixabay

[Статья обновлена ​​17 июня 2019 г.]

Эйнштейн считал, что воображение важнее знания: «Я достаточно художник, чтобы свободно рисовать на своем воображении. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Я определяю воображение как способность ума, которая формирует и манипулирует образами, предложениями, концепциями, эмоциями и ощущениями сверх и вне, а иногда и независимо от поступающих стимулов, чтобы открыть сферы абстрактного, фигуративного, возможное, гипотетическое, парадигматическое или универсальное.

Воображение проявляется во многих формах и на многих степенях, начиная от научных рассуждений и заканчивая музыкальным восприятием; и перекрывается с рядом других когнитивных конструкций, включая убеждение, желание, эмоцию, память, предположение и фантазию. Вера, как и восприятие, направлена ​​на соответствие реальности, а желание направлено на изменение реальности. Как и вера, эмоция также стремится соответствовать реальности, но, в частности, отражает значимость своего объекта или класса объектов для субъекта — аспект, который она разделяет со многими формами воображения. Подобно воображению, память может включать отдаленные образы. Но, в отличие от воображения, память укоренена (или стремится быть) в реальности и служит в первую очередь для формирования убеждений и управления ежеминутными действиями. Воспоминания часто более живы, чем представления, которые, в свою очередь, более живы, чем простые предположения. Предположения, как правило, холодны и познавательны, лишены эмоционального и экзистенциального измерения воображения и его живости. Наконец, фантазию можно понимать как тип воображения, а именно воображение невероятного.

Я говорю скорее о невероятном, чем о невозможном, потому что существует теория, согласно которой так же, как восприятие обосновывает убеждения о реальности, так и воображение обосновывает убеждения о возможности (или, по крайней мере, метафизической, а не естественной возможности). Цитируя Юма, «в метафизике установлено, что все, что разум ясно представляет, включает в себя идею возможного существования, или, другими словами, ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным». а другие воображаемые вещи действительно возможны? Я думаю, что непостижимость может быть лучшим проводником к невозможности, чем представимость к возможности. Но что значит быть мыслимым или немыслимым и кем? Легко представить вместо кислорода что-то иное, чем кислород, если ничего не знать о кислороде. В этом знание и наука ограничивают воображение, хотя, без сомнения, также помогают его сфокусировать. Взаимодействие между знанием и воображением наиболее проблематично, когда «знание» ошибочно.

В любом случае, до самого недавнего времени в большинстве человеческих обществ не проводилось четкого разделения между воображением и верой, вымыслом и реальностью, когда одно дополняло и обогащало другое. На самом деле можно утверждать, что во многих важных отношениях вымысел превосходил реальность — и даже что это было и, без сомнения, остается одной из отличительных черт homo sapiens . Сегодня существуют таблетки для людей, которые путают воображение и убеждения, но в те дни никто никогда не думал, что жизнь, несмотря на ее гораздо более тяжелые трудности, может быть бессмысленной — что, я думаю, многое говорит нам о воображении и его использовании, и также, кстати, о душевном заболевании и его причинах.

Существует множество применений воображения, больше, чем я могу перечислить. Большинство детей начинают играть в ролевые игры примерно в 15-месячном возрасте. Что делают дети, когда изображают игру? И почему они так поглощены произведениями воображения? Когда мне было семь лет, я поглощал книгу за книгой и умолял родителей за те, которых еще нет в книжном шкафу. Разыгрывая сценарии и выходя за пределы своего ограниченного опыта, дети стремятся осмыслить мир и найти в нем свое место. Это осмысление полно эмоций — радости, волнения, благоговения — и находит отклик в каждом последующем акте творчества.

Всякий раз, когда мы смотрим на такой объект, как Мона Лиза, мы видим гораздо больше, чем просто рамку и мазки. На самом деле мы едва видим мазки. В воображении, как и в наших снах, мы приписываем вещам форму, структуру и значение, а затем отражаем их обратно в эти вещи. Без этой работы по интерпретации и ассимиляции мир был бы не более чем бесконечным потоком чувственных впечатлений, как это может иногда казаться людям с недостатком воображения, без надежды на спасение или передышку.

Более того, с помощью воображения мы можем дополнить мир или наш мир, придумав недостающие части, и даже заселить совершенно другие миры, такие как Средиземье или Семь Королевств. Воображение остается очень активным на протяжении всей взрослой жизни, а что такое цыпочка или даже порнография, как не помощь взрослому воображению? За один год (2018) Pornhub зафиксировал 33,5 миллиарда посещений, что более чем в четыре раза превышает численность населения мира, и это только на одном сайте.

Если воображение позволяет нам чувствовать себя в этом мире как дома, оно также позволяет нам делать что-то в этом мире. Наука развивается благодаря гипотезе, которая является функцией воображения, а философия часто использует мысленные эксперименты, такие как мозг в бочке, проблема тележки и платоновская республика. Более того, воображение позволяет нам формировать ассоциации и связи и тем самым применять наши знания в реальных жизненных ситуациях. Он открывает альтернативы и возможности и направляет наши решения, проигрывая их в уме. Очень многие из наших неудач — и, осмелюсь сказать, некоторые из наших успехов — на самом деле провалы воображения.

Воображение также позволяет нам разговаривать друг с другом, понимать друг друга и работать вместе. Без него не было бы ни метафоры, ни иронии, ни юмора, ни прошедшего, ни будущего времени, ни условности. В самом деле, языка могло бы и не быть вовсе, ибо что такое слова, как не символы и представления? С помощью воображения мы можем поставить себя на место других людей, думать, что они думают, чувствовать то, что они чувствуют, и проецировать их и наши отношения в будущее. Проблемы при аутизме, которые можно понимать как расстройство воображения, включают аномалии в паттернах общения, нарушения социальных взаимодействий и ограниченный репертуар поведения, интересов и действий.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , воображение — это высшая форма мысли, почти божественная в своей досягаемости. Имея достаточно воображения, мы могли бы определить и решить все наши проблемы. При достаточном воображении нам никогда больше не пришлось бы работать — или, по крайней мере, не за деньги. При достаточном воображении мы могли бы завоевать или победить любого, кого захотим. Но наше воображение настолько бедно, что мы даже не представляем, каково это иметь такое воображение.

Мне повезло, что я получил приличное образование, но чего оно мне точно не дало, так это развития моего воображения. На самом деле, медицинская школа в частности сделала все, чтобы уничтожить его. В последние годы я пытался восстановить яркое и яркое воображение, которое я оставил в начальной школе. Для этого я делал всего три вещи, и все они были очень простыми — или, по крайней мере, очень простыми для объяснения.

  • Осознание важности воображения.
  • Находить время для сна и безделья.
  • Черпая вдохновение в мире природы.

Я закончу кратко этими несколькими словами Уильяма Блейка, которые указывают на значение мира природы и непревзойденную силу воображения:

Дерево, вызывающее у одних слезы радости, только в глазах других зеленая вещь, которая стоит на пути. Кто-то видит природу сплошь смехотворной и уродливой… а кто-то вообще ее не видит. Но для человека с воображением природа и есть само воображение.

Психология Аристотеля > Воображение (Стэнфордская философская энциклопедия)

Аристотель иногда признает в качестве отдельной способности наравне с восприятие и разум, воображение ( фантазия ) ( De Anima iii 3, 414b33–415a3). Хотя он не обсуждает это в длину, или даже охарактеризовать его каким-либо подробным образом, Аристотель прилагает все усилия, чтобы отличить его как от восприятия, так и от восприятия. разум. В кратком обсуждении, посвященном воображению ( Де Анима III 3), Аристотель определяет его как «то, в силу чего образ возникает в нас» ( De Anima iii 3, 428aa1–2), где это, очевидно, дает широкий спектр применения к деятельности связаны с мыслями, снами и воспоминаниями. Аристотель, однако, в основном касается различения воображения от восприятия и ума. Он отличает его от восприятия по целому ряду признаков, в том числе: (i) воображение создает образы, когда нет восприятия, как в мечты; (ii) у некоторых низших животных отсутствует воображение, хотя у них есть восприятие, которое показывает, что воображение и восприятие даже не соэкстенсивный; и (iii) восприятие, как утверждает Аристотель, всегда верно, тогда как воображение может быть ложным, ложным даже в фантастических способы ( De Anima iii 3, 428a5–16). Он также отрицает, что воображение может быть отождествлено с разумом или верой, или любой их комбинацией. веры и восприятия ( De Anima iii 3, 428a16–b10), даже хотя это происходит через чувственное восприятие ( De Anima iii 3, 429а1–2; De Insomniis 1, 459a17). Предложение, таким образом, что воображение — это способность человека и большинства других животных, которая производит, хранит и вспоминает образы, используемые в различных когнитивных деятельности, включая те, которые мотивируют и направляют действие ( Де Anima iii 3, 429a4–7, De Memoria 1, 450a22–25).

Поскольку он склонен трактовать воображение пиктографически ( De Анима iii 3, 429a2–4; ср. Де Сенсу 1, 437a3–17; 3, 439b6), Аристотель, по-видимому, рассматривает образы, используемые в познавательных целях. процессов как представлений, лучше всего мыслимых на модели копий или подобия внешних предметов. Это у него общего со многими другие эмпирически ориентированные когнитивные психологи. Обычно он будет предположить в этом ключе, что мысль требует образов, как генетически и в то же время, так что «всякий раз, когда кто-либо созерцает, он обязательно в то же время созерцает в образах» ( Де Анима III 8, 432а8-9, 431а16-17; Де Мемориа 1, 449b31–450a1). Его предложения в этом направлении могут показаться неудачными, поскольку для широкого круга мыслей, образов, истолковываемых естественно и узко, как графические изображения, кажутся ненужными или даже явно не имеющий отношения. (Трудно понять, например, какой образ соответствует думал что герундий делает неуклюжий синтаксис — еще меньше Ясно, какие основания могли заставить согласиться с тем, что какой-то образ или другие должен сопровождать ). Однако, возможно, его замечания должны быть умеренным признанием того, что Аристотель допускает существование бог, деятельность которого исчерпывается мышлением, но чье мышление правдоподобно не считается образным ( Метафизика xii 7,1072b26–30). Если это так, то Аристотель не мог принять тезис что для любого эпизода мысли t обязательно t есть или направлен на изобразительное изображение. Тем не менее, Аристотель явно ожидает образы, истолкованные таким образом, чтобы играть центральную или даже незаменимую роль в человеческое познание.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts