Воображение в психологии свойства: Свойства воображения

виды и характеристики, основные функции

Содержание:

  • Воображение в психологии – что это такое
  • Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного
  • Свойства воображения как психологического процесса
  • Что дает воображение человеку
    • Какие функции выполняет
  • Способы развития воображения у детей и взрослых

Содержание

  • Воображение в психологии – что это такое
  • Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного
  • Свойства воображения как психологического процесса
  • Что дает воображение человеку
    • Какие функции выполняет
  • Способы развития воображения у детей и взрослых

Воображение в психологии – что это такое

Существует много определений данного термина.

В психологии обычно используется следующее понятие.

Определение

Воображение – это психический процесс создания образов в сознании человека. Лежит в основе наглядно-образного мышления.

В широком смысле – это любой мыслительный процесс, в котором используются образы. Человек может воображать как реально существующие объекты, так и вымышленные.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Присуще только человеку и влияет на такие важные его мыслительные функции и процессы, как:

  • моделирование;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • творчество;
  • игра.

На физиологическом уровне представляет собой создание связей между нейронами, их перегруппировку, распад и новое объединение.

Во временном отношении воображение:

  • воссоздает образы прошлого;
  • моделирует будущее;
  • помогает образно воспринимать настоящее.

Иногда его путают с другим мыслительным процессом – восприятием.

Восприятие основано на анализе информации из внешнего мира. Воображение – на переработке имеющихся в памяти образов, идей, представлений.

Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного

В зависимости от степени осознанности выделяют:

  1. Непроизвольное (пассивное).
  2. Произвольное (активное).

Пассивное возникает, когда осознанная часть мышления ослаблена. Человек не прилагает специальных усилий, а воображаемые образы приходят сами собой.

Бывает преднамеренным и

непреднамеренным. Первое возникает, когда перед человеком проплывают образы, основанные на его личных предпочтениях и особенностях характера. Второе – это сновидения и галлюцинации. Во сне мышление человека перерабатывает полученный днем опыт и создает фантастические сцены.

Активное воображение – это когда человек осознанно им управляет. Примеры: решение задач, написание сценария к фильму, создание эскиза картины.

Его подразделяют на воссоздающее и творческое.

Первое подразумевает способность психики человека воссоздавать предметы, события и явления, которые он никогда раньше не видел. Например, при чтении сказок, научно-фантастических романов.

Второе позволяет человеку создавать новые образы, генерировать гипотезы, решать научные задачи, создавать произведения искусства.

Одним из видов активного воображения является

мечта – сознательное прогнозирование желаемых результатов.

Свойства воображения как психологического процесса

Воображение является одним из важных объектов изучения в психологии. Учеными были выделены следующие его основные свойства:

  • интенсивность;
  • осмысленность;
  • целостность;
  • системность;
  • способность предвидения;
  • конструирование;
  • критичность;
  • точность;
  • устойчивость.

В воображении информация обрабатывается с помощью набора специальных приемов:

  • схематизация – выявление схожих признаков и сглаживание различий;
  • агглютинация – совмещение несоединимых качеств, свойств, характеристик. Пример – Минотавр, русалка, Сирин;
  • изменение размеров объекта в сторону увеличения или уменьшения. Пример –великан, гном;
  • заострение – подчеркивание и гиперболизация отдельных черт. Пример: трусость зайца, упрямство осла.

Что дает воображение человеку

Воображение – неотъемлемая часть трудовой деятельности человека. Созданию любого предмета предшествует его осмысление в виде конкретного образа.

Все виды творчества основаны на способности человека к воображению.

Какие функции выполняет

  1. Регуляторная – определяет поведение человека, помогает ему совершать конкретные практические действия.
  2. Эмоциональная – целенаправленное создание образов в психотерапевтических практиках, влияет на эмоциональное состояние человека.
  3. Репрезентативная
    – отражает реальность в психике в виде конкретных образов.
  4. Футуристическая – помогает прогнозировать будущее, моделировать и создавать его.

Способы развития воображения у детей и взрослых

Основной вид деятельности детей – игра. Она основана на творчестве. Вовлечение детей в активные игровые формы, поощрение их любопытства, создание позитивного настроя способствуют развитию их творческих способностей.

Возникновение воображения относят ко второму году жизни ребенка, а его осознанное использование только к 4-5 годам.

Причины угнетения его функций:

  • авторитарный стиль воспитания;
  • создание ситуаций конформности;
  • запрет задавать вопросы;
  • противопоставление игры и обучения;
  • подавление воли ребенка.

Его развитию помогает:

  • решение творческих и научных задач;
  • конструирование схем и моделей;
  • практика владения несколькими языками;
  • создание ситуаций незавершенности;
  • участие в игровой деятельности.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения — Студопедия

Поделись  

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.

В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т. д.).

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие

виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами

Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя

артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.



Воображение | Психология Вики | Фэндом

в: Статьи с утверждениями без источников, Познание, Когнитивные процессы,

а также еще 3

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Воображение — это способность формировать новые идеи, или мысленные образы, или представления о внешних объектах, событиях и сценах, не воспринимаемых органами чувств, а также способность спонтанно генерировать образы в собственном уме. Это помогает придать смысл опыту и понимание знаниям; это основное средство, с помощью которого люди познают мир, [1] [2] [3] , и оно также играет ключевую роль в процессе обучения. [1] [4] Основной тренировкой воображения является прослушивание рассказов (нарративов), [1] [5] , в которых точность выбранных слов является фундаментальным фактором для «пробуждения миров». ‘. [6]

Считается врожденной способностью и процессом изобретать частичные или полные личные сферы в уме из элементов, полученных из чувственного восприятия общего мира. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Этот термин технически используется в психологии для обозначения процесса возрождения в уме восприятий объектов, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Воображаемые образы видятся «мысленным взором».

Одна из гипотез эволюции человеческого воображения состоит в том, что оно позволило сознательным существам решать проблемы (и, следовательно, повышать физическую форму человека) с помощью мысленного моделирования.

Содержимое

  • 1 Описание
  • 2 Воображение против веры
  • 3 Воображение как реальность
  • 4 Воображение предшествует реальности
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера

Описание

Обычно этот термин используется для обозначения процесса формирования в уме новых образов, которые ранее не переживались или, по крайней мере, частично или в различных комбинациях. Вот несколько типичных примеров:

  • Сказка
  • Художественная литература
  • Форма правдоподобия, часто используемая в фэнтези и научной фантастике, предлагает читателям притворяться, что такие истории правдивы, ссылаясь на объекты разума, такие как вымышленные книги или годы, которые не существуют отдельно от воображаемого мира.

Воображение в этом смысле, не ограничиваясь приобретением точных знаний требованиями практической необходимости, до известного момента свободно от объективных ограничений. Способность представить себя на месте другого человека очень важна для социальных отношений и понимания. (Некоторые психиатры подозревают, что это недоступно социопату. Все, что они знают, это удовлетворение личного удовольствия).

В различных сферах, однако, даже воображение на практике ограничено: так, человек, чье воображение нарушает элементарные законы мышления, или необходимые принципы практической возможности, или разумные вероятности данного случая, считается безумный.

Те же ограничения накладываются на воображение в области научных гипотез. Прогресс в научных исследованиях в значительной степени обусловлен предварительными объяснениями, которые строятся с помощью воображения, но такие гипотезы должны быть сформулированы в отношении к ранее установленным фактам и в соответствии с принципами конкретной науки.

Воображение — это экспериментальная часть разума, используемая для создания теорий и идей, основанных на функциях. Беря объекты из реальных восприятий, воображение использует сложные ЕСЛИ-функции для создания новых или пересмотренных идей. Эта часть разума жизненно важна для разработки более эффективных и простых способов выполнения старых и новых задач. Эти экспериментальные идеи можно безопасно проводить в виртуальном мире, а затем, если идея вероятна и функция верна, идея может быть реализована в реальности. Воображение является ключом к новому развитию ума, и им можно делиться с другими, развивая коллективно.

Воображение и убеждение

Воображение коренным образом отличается от убеждения, поскольку субъект понимает, что то, что лично изобретено разумом, не обязательно влияет на образ действий, предпринятый в очевидно общем мире, в то время как убеждения являются частью того, что человек считает истинами о как общий, так и личный мир. Игра воображения, кроме очевидных ограничений (например, избегания явного внутреннего противоречия), обусловлена ​​только общим направлением ума в данный момент. Вера же непосредственно связана с практической деятельностью: вполне можно вообразить себя миллионером, но, не веря в это, он, следовательно, не действует как таковой. Вера стремится соответствовать переживаемым субъектом условиям или вера в возможность этих условий; тогда как воображение как таковое специфически свободно. Граница между воображением и верой широко варьируется на разных этапах технологического развития. Таким образом, человек из первобытной культуры, который болен, создает идеальную реконструкцию причин своей болезни и приписывает ее враждебной магии врага, основанной на вере и традициях, а не на науке. В неведении науки о патологии субъект удовлетворяется этим объяснением и действительно верит в него, иногда до смерти, из-за того, что известно как эффект ноцебо.

Из этого следует, что усвоенное различие между воображением и верой на практике зависит от религии, традиции и культуры.

Воображение как реальность

Воспринимаемый мир на самом деле представляет собой интерпретацию данных, по-видимому поступающих от органов чувств, и как таковой он воспринимается как реальный, в отличие от большинства мыслей и представлений. Это различие только в степени и может быть изменено несколькими историческими причинами, а именно изменениями в химии мозга, гипнозом или другими измененными состояниями сознания, медитацией, многими галлюциногенными препаратами и электричеством, воздействующим непосредственно на определенные части мозга. Разница между воображаемым и воспринимаемым реальным может быть настолько незаметной, что вызывает острые состояния психоза. Многие психические заболевания могут быть связаны с этой неспособностью различать ощущаемый и внутренне созданный миры. В некоторых культурах и традициях кажущийся общим мир даже рассматривается как иллюзия разума, как в случае с буддистской майей, или впадают в противоположную крайность и принимают воображаемые и сновиденные сферы как равноправные с кажущимся общим миром, как это делают австралийские аборигены со своим миром. концепция сна.

Воображение, свободное от внешних ограничений, часто может стать источником настоящего удовольствия и ненужной боли. Человек с живым воображением часто остро страдает от воображаемых опасностей, подстерегающих друзей, родственников или даже незнакомцев, таких как знаменитости. Также калечащий страх может быть результатом слишком серьезного отношения к воображаемому болезненному будущему.

Воображение также может вызывать некоторые симптомы реальных болезней. В некоторых случаях они могут казаться настолько «реальными», что возникают специфические физические проявления, такие как сыпь и кровоподтеки на коже, как если бы воображение перешло в веру или воображаемые события действительно происходили. См., например, психосоматическое заболевание и folie a deux.

Также предполагалось, что все человеческое познание основано на воображении. То есть ничто из того, что мы воспринимаем, не является чисто наблюдением, но все является переходом между чувством и воображением.

Воображение, предшествующее реальности

Когда два существующих восприятия объединяются в уме, результирующее третье восприятие, называемое его синтезом, а иногда и четвертое, называемое антитезой, которое в этот момент существует только как часть воображения, часто может стать вдохновение для нового изобретения или техники [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст] .

См. также

  • Концептуальные изображения
  • Идея
  • Магическое мышление
  • Vicarious Experiences

Примечания

  1. 1.0 1.1 1.2 Norman 2000 pp.1-2
  2. ↑ Брайан Саттон-Смит 1988, с. 22
  3. ↑ Арчибальд Маклиш 1970, стр. 887.
  4. ↑ Киран Иган 1992, стр. 50
  5. ↑ Нортрап Фрай 1963, с. 49)
  6. ↑ Как отмечает Джованни Пасколи

Ссылки

  • Иган, Киран (1992). Воображение в преподавании и обучении . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Фрай, Н. (1963). Образованное воображение . Торонто: Канадская радиовещательная корпорация.
  • Норман, Рон (2000) Развитие воображения в обучении взрослых Материалы 41-го ежегодного исследования в области образования взрослых.
  • Саттон-Смит, Брайан. (1988). В поисках воображения . В К. Игане и Д. Наданере (ред.), Воображение и образование. Нью-Йорк, издательство Педагогического колледжа.

Философ, для которого воображение является центральным понятием, — Джон Саллис. См., в частности:

  • Джон Саллис, Сила воображения: Чувство элементаля (2000)
  • Джон Саллис, Интервалы — разума и воображения. В Текстах Канта, Фихте, Гегеля (1987)

См. также

  • Эта статья включает текст из Британской энциклопедии , одиннадцатое издание , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Воображение – Лаборатория голодных мыслей

Когда мы начали изучать воображение, мы столкнулись с двумя загадочными проблемами.

Во-первых, все, кого мы спрашивали, говорили, что у них есть какое-то воображение. Увы, всестороннего психологического теста для измерения и описания воображения не существовало.

Вторым сюрпризом было то, что все, с кем мы разговаривали, говорили, что считают воображение в принципе хорошей вещью. Но никто толком не знал, для чего.

Последние два года мы пытались решить оба парадокса, и нам кажется, что мы нашли некоторые *предварительные* ответы. Во-первых, мы разработали серию тестов, оценивающих индивидуальные различия в воображении. С другой стороны, мы провели эти тесты для различных групп — студентов, матерей, работающих взрослых — чтобы увидеть, предсказывает ли воображение конкретные результаты или поведение. Но начнем с самого начала… что такое воображение?

Воображение – это склонность создавать мысленные представления объектов, идей и ощущений, а также идей, которые одновременно не воспринимаются органами чувств. Воображение варьируется от воссоздания в уме изображений реальностей, которые мы ранее видели или переживали, до создания образов заново, независимо от предыдущего фактического сенсорного ввода. Это внутреннее, стабильное измерение индивидуальных различий, которое находится на пересечении интеллекта — нашей способности создавать мысленные представления — и личности — нашей типичной тенденции создавать мысленные представления.

Тестовая батарея imQ

Наша батарея тестов на воображение включает два типа тестов. Первый — явный: это тесты, которые оценивают аспекты вашей личности или характера, о которых знают люди. Мы себя хорошо знаем, и если меня спросят, люблю ли я мечтать, я могу дать квалифицированный ответ. Однако не все части нашей индивидуальности доступны нам через самоанализ. Дело не в том, что мы не хотим видеть в себе определенные вещи (хотя такое тоже случается), а в том, что мы не знаем себя полностью. В психологии характеристики, недоступные для самоанализа, оцениваются с помощью имплицитных тестов, которые пытаются выявить подсознательные мотивы или автоматические ассоциации в памяти.

Для оценки явного воображения мы разработали шкалу вовлеченности воображения и поведения (IBES). Этот тест фиксирует индивидуальные различия в типичном повседневном образном поведении, например, в мечтах или игре с идеями в уме. Тест включает в себя семь областей воображаемого поведения.

Чтобы оценить неявную ассоциацию, мы создали Тест условного мышления на любопытство (CRT-C). Погодите, почему любопытство, а не воображение? Причина в том, что любопытство является частью более широкого конструктивного пространства воображения. В частности, любопытство описывает индивидуальные различия в склонности к поиску нового опыта, начиная от возможностей интеллектуального обучения и заканчивая сенсорными исследованиями внутри и вне собственного разума. Для сравнения, воображение относится к созданию мысленных представлений о нашем опыте, поэтому любопытство и воображение идут рука об руку.


Вот одна из наших статей о том, как оценивать воображение.

Для чего нужно воображение?

Воображение, вероятно, связано со многими видами поведения, например, насколько вы креативны или как часто у вас возникают исключительные сенсорные переживания. В Hungry Mind Lab нас особенно радует один поведенческий результат: успехи в обучении.

Люди различаются по своей способности к обучению: некоторые из нас умнее и обладают большими способностями к рассуждениям, чем другие. Люди также различаются по типу и объему знаний, которые они накапливают — некоторые из нас знают больше, чем другие. Наши различия в знаниях, однако, лишь частично являются функцией наших различий в наших способностях к рассуждениям.

Многие другие факторы играют роль в обучении, например мотивация и интерес, но нас больше всего интересует личность. В частности, нас интересуют инвестиционные черты личности, которые определяют, где, когда и как люди применяют и инвестируют свои мыслительные способности для накопления знаний. Идея о том, что личностные черты влияют на обучение, также известна как инвестиционная теория интеллекта взрослых.

Мы хотели проверить, является ли воображение чертой личности инвестора. Мы пригласили чуть более 200 британских студентов посетить нашу лабораторию на 3 недели и показать нам, как они учились. Каждую неделю мы просили студентов изучать сложный научный текст: на первой неделе текст был посвящен кубинскому ракетному кризису; на второй неделе речь шла о CRISPR; а на третьей неделе они прочитали о пузыре доткомов. Мы попросили их изучить тексты как можно лучше, потому что позже они должны были отвечать на тесты с несколькими вариантами ответов в стиле экзамена по текстам. Затем мы проверили, было ли воображение учащихся связано с тем, насколько хорошо они справились с экзаменационными вопросами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts