ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Страницы: 1 2
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотёком, непроизвольно, на высших в ней всё бОльшую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет ещё собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.
В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени преднамеренности и сознательности.
Различают также воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.
Есть далее основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например в литературном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.
Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обременённые множеством частных деталей, и образы типизированные, обобщённые образы — схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения — более конкретного и более абстрактного. Различие «конкретного» и «абстрактного» воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, генерализованными образами — схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не является при этом
Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.
Страницы: 1 2Источники и литература
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
Смотрите также
Психология воображения | Диплом по психологии
Перейти к содержимомуПонятие воображения
Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.
Специфические характеристики воображения
- Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
- Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
- Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.
Механизмы воображения
- Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
- Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
- Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
- Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.
Виды воображения
- Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
- Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
- В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
- Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
- Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
- Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.
Дэниел Э. Ли, Psy.D., PC
Модель психологии Аристотеля уделяет большое внимание роли, которую воображение играет в динамике восприятия, эмоций, мотивации, сновидений, памяти, мышления и нашего общего субъективного опыта. Согласно Аристотелю, воображение (фантазия) порождает мысленные образы (фантазмы), которые играют существенную роль в динамике вышеупомянутых явлений. Аристотель (1984) писал: «…воображение есть то, благодаря чему у нас возникает образ…» (стр. 680).
Два типа воображения: чувственное и совещательное воображение
Аристотель различал два вида воображения или ментальных образов: чувственное воображение и совещательное воображение. Аристотель (1984) писал, что «Чувствительное воображение… встречается у всех животных, обдуманное воображение — только у расчетливых…» (стр. 690). Другими словами, чувствительное воображение, как и чувствительная способность, свойственно всем животным, включая людей, в то время как обдуманное воображение уникально для людей. Совещательное воображение уникально для людей, потому что оно предполагает использование рационального интеллекта или рационального познания.
Чувствительное воображение создает мысленные образы, сопровождающие чувственное восприятие. Чтобы понять роль и содержание образов чувственного воображения, мы должны рассмотреть роль специфического и общего чувственного в процессе восприятия. Для Аристотеля специфические органы чувств (то есть зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) работают в сочетании с тем, что называется общими чувствами (например, движением, покоем, фигурой, величиной, числом и единицей). Каждое из конкретных чувств связано со своим собственным органом чувств, в то время как общие чувства не связаны с конкретным органом чувств. Входные данные от конкретных чувств объединяются общими чувствами для создания образов, формирующих содержание восприятия. Эти образы мыслится как чувственное воображение. Например, когда человек воспринимает собаку, он испытывает интегрированное представление о собаке, которое мы называем восприятием. Он воспринимает, что у собаки четыре ноги (число), что собака имеет определенный размер (величина), что собака имеет определенную форму (фигуру), и слышит, что собака лает (звук). Согласно Аристотелю, комплексные предметные представления, составляющие содержание восприятий, представляют собой образы, создаваемые воображением.
Рассуждающее воображение, как мы уже говорили, встречается только у людей и обеспечивает содержание операций интеллекта. Воображение, по Аристотелю, является необходимым компонентом мышления, поскольку оно обеспечивает исходное содержание, которое используется в процессах мышления. Аристотель (1984) писал: «Для мыслящей души образы служат так, как если бы они были содержанием восприятия (и когда она утверждает или отрицает их как хорошие или плохие, она избегает их или преследует их). Вот почему душа никогда не мыслит без образа» (стр. 685). Другими словами, по Аристотелю, люди мыслят образами. Эти образы представляют собой репрезентации объектов, которые используются различными способами для обеспечения содержания различных видов деятельности интеллектуальных способностей (например, рассуждений). Процесс мышления включает в себя манипулирование этими образами или объектными представлениями.
Чтобы проиллюстрировать, как процесс рационального (разумного) или совещательного мышления использует ментальные образы, рассмотрим следующий пример человека, который решил построить себе дом. Именно благодаря созданию и манипулированию мысленными образами человек может намеренно представить себе, как будет выглядеть дом, когда он будет закончен. Чтобы выполнить задачу по строительству дома, человек должен быть в состоянии представить себе то, что может существовать потенциально (дом, который нужно построить), чтобы предпринять шаги, необходимые для того, чтобы дом стал реальностью. Когда он обдумывает или обдумывает, где ему получить необходимые материалы, он намеренно представляет свои варианты, рисуя в своем воображении образы, представляющие его варианты. Обдумывая, как установить опорную балку, он снова намеренно использует мысленные образы, просматривая в уме необходимые шаги, которые потребуются. Если он начинает обдумывать, что может пойти не так, и воображает, что опорная балка может не подойти, он может измерить бревно, чтобы обеспечить правильную длину, а затем может уверенно продолжить работу. Становится очевидным, что намеренно вызываемые мысленные образы участвуют в процессе построения. На каждом этапе строительства еще не построенного дома нужно уметь визуализировать то, что необходимо для превращения потенциально существующего в образе в действительность. Это сопровождение образов с совещательным мышлением, логикой или разумом называется совещательным воображением.
Целостное понимание Аристотелем человеческой личности ясно представлено в его понимании интерактивных отношений, существующих между чувственным восприятием, воображением и мышлением. Он считал, что все, что существует в интеллекте и воображении, должно было сначала быть в чувствах. Более того, Аристотель считает образы самой содержательной материей мысли. Аристотель (1984) писал:
Поскольку кажется, что нет ничего внешнего и отдельного в существовании от чувственных пространственных величин, объекты мысли находятся в чувственных формах, а именно. как абстрактные объекты, так и все состояния и состояния чувственных вещей. Следовательно, никто не может узнать или понять что-либо в отсутствие чувства, и когда ум активно осознает что-либо, он обязательно осознает это вместе с образом; ибо образы подобны чувственным содержаниям, за исключением того, что они не содержат материи». (стр. 687)
Аристотель учил, что люди обладают способностью сознательно вызывать мысленные образы и манипулировать ими различными способами. Аристотель (1984) писал: «Потому что воображение находится в нашей собственной власти, когда бы мы ни пожелали (например, мы можем вызвать изображение, как в практике мнемоники, используя мысленные образы)» (стр. 680). Утверждение Аристотеля о том, что человек обладает определенной степенью волевого контроля над образами в своем воображении, имеет важное значение для роли ментальных образов в психологических процессах человека. Например, как указывал Аристотель, человек может сознательно связывать образы с определенной информацией, чтобы помочь ему сохранить знания, как это происходит при использовании мнемонического обучения или стратегий запоминания. Люди также могут комбинировать элементы одного изображения с элементами других изображений для создания новых комбинаций, которых на самом деле не существует (например, кентавры, гарпии, минотавры и русалки). Таким образом, воображение обеспечивает исходное содержание или материал для таких вещей, как творческая деятельность, искусство и практическое планирование. Именно волевой контроль совещательного воображения позволяет человеку сознательно направлять использование образов. Другими словами, Аристотель учил, что воображение, которое, как он указывал, имеет отношение к телу, отвечает на направление рациональных способностей. Это представляет собой важный аспект его понимания взаимодействия между физиологической и интеллектуальной сферами.
Воображение и язык
Для Аристотеля общение с помощью устной речи зависит от способности ассоциировать звуки с соответствующими мысленными образами, связывающими звук и значение. Относительно сопровождения воображения произносимым словом Аристотель (1984) писал: «…то, что производит воздействие, должно иметь в себе душу и должно сопровождаться актом воображения, ибо голос есть звук со смыслом…» (1984). стр. 679). Другими словами, услышав звуки, из которых состоит определенное слово, воображение человека создает наполненные смыслом образы, которые связывают эти конкретные звуки с определенными значениями. Для Аристотеля это склад воображения, связанный со звуками/словами, который делает возможным разговорный язык. Расширение мысли Аристотеля предполагает, что воображение играет ту же роль для письменного языка, что особенно очевидно в древних пиктографических формах письменного языка. В пиктографических формах письменного языка писатель использует символы или письменные изображения для представления различных значений. В этом примере письменное изображение вызовет в воображении мысленный образ того, что представляет собой пиктограмма, тем самым делая возможным письменный язык.
Воображение и память
Согласно Аристотелю, образы также обеспечивают содержание памяти. В своей работе «О памяти» Аристотель (1984) писал: «…память даже об интеллектуальных объектах включает в себя образ, а образ есть проявление здравого смысла…» (стр. 714). Например, если бы человек, увидевший собаку, закрыл глаза и вызвал из памяти сцену, которую он только что увидел, мы сказали бы, что он вспоминает эту сцену. В процессе припоминания он вызовет целостный образ собаки. Этот интегрированный образ будет содержать входные данные от конкретных чувственных элементов (т. е. зрения, звука и т. д.) и ввод общих чувственных элементов (т. е. величину, число, фигуру и т. д.). Именно вызов мысленного образа позволяет ему вспомнить, как собака выглядела, издавала звуки и т. д.
Способность воображения считается одним из органов чувств и производит интегрированные представления объектов, формирующие содержимое памяти. Общие чувства, согласно Аристотелю, принадлежат телу, но реагируют на процессы интеллекта и могут ими управляться. Роль, которую воображение играет в памяти, является дополнительным свидетельством его целостного понимания отношений между разумом и телом.
Воображение и эмоции
Аристотель учил, что воображение также играет важную роль в работе аппетита и динамике эмоций. Аристотель (1984) писал, что мышление и ментальные образы вызывают эмоции: «Ибо мышление и воображение… производят то, что вызывает чувства, поскольку они производят формы, которые их вызывают» (стр. 1096). Другими словами, образы могут быть объектами аппетита, подобно тому, как мы реально видим желаемый объект. Аристотель (1984) описал, как человек может намеренно вызвать мысленный образ желаемого объекта, используя свое обдуманное воображение, и что мысленный образ затем становится объектом аппетита, «…как бы присутствующим перед глазами воображения» (стр. 2183). Рассмотрим, например, как это образ, который предъявляется аппетиту, когда человек думает о будущем благе, которое существует как возможность, но еще не существует как актуальность. Если кто-то должен созерцать потенциальное благо, не представленное чувствам, он должен использовать свое воображение. Образы также задействованы, когда страсти вызываются чувственным восприятием, из-за вышеупомянутой роли, которую ментальные образы играют в интеграции вклада конкретных чувственных ощущений в процессы обычных чувственных чувств.
Аристотель считал, что роль, которую образы играют в аффективном опыте человека, имеет важное значение для способности человека формировать свой эмоциональный опыт, поведение и общую феноменологию. Как мы видели выше, человек имеет некоторый волевой контроль над своим воображением и может вызывать и формировать образы, которые он испытывает. Эти образы, в свою очередь, способны вызывать эмоции, которые, в свою очередь, вызывают движение или поведение; поэтому, сознательно формируя и вызывая определенные образы, человек способен вызывать определенные страсти или эмоции, занимающие центральное место в процессах мотивации и поведения. Другими словами, сознательно вызывая или формируя ментальные образы, человек может воздействовать как на свои эмоции, так и на свое поведение.
Понимание Аристотелем роли, которую образы играют в психической, поведенческой и аффективной жизни человека, очень похоже на некоторые аспекты когнитивно-поведенческой терапии Бека (1979) и рационально-эмоционально-поведенческой терапии Эллиса (1975). У Аристотеля, Бека и Эллиса образы играют роль в возникновении аффекта и поведения (Аристотель, 1984; Бек, 1979; Эллис, 1975). Представление Аристотеля о роли и содержании мысленных образов также имеет несколько сходств с концептуализацией Бека (19).79) осмысление содержания и роли схемы. Понимание Аристотелем того, как мысленные образы представляют собой репрезентации объектов, влияющих на эмоции и поведение, также имеет много общего с современной теорией объектных отношений (Millon, 1996, 1999 и 2000).
Виды психотерапии | CAPTVRE Imagination
Существует много видов психотерапии и даже много разных подходов в рамках разных «типов». На этой странице я описываю некоторые из различных типов психотерапии, которые я использую, а также то, что каждый тип или подход значит для меня. Я также описываю типы пациентов, с которыми я склонен использовать каждый тип. Давайте начнем с некоторых основных определений и истории.
Что такое психотерапия?
Большинство людей слышали о Зигмунде Фрейде. Фрейд был изобретателем психотерапии как формальной услуги/профессии. Хотя не все идеи Фрейда сохранились с течением времени, профессия психотерапевта не была бы такой, какой она является сегодня, без влияния Фрейда. Фрейд активно практиковал и начал публиковаться о психотерапии более 100 лет назад. Чего большинство людей не знает, так это того, что Фрейд на самом деле был обучен гипнотизеру, и именно благодаря практике гипноза он разработал идею о том, что людей можно «вылечить» от проблем с психическим здоровьем с помощью разговоров. В ранние годы Фрейда гипноз стал популярным и показал ученым, что человеческий мозг можно заставить думать и вести себя по-новому просто под влиянием другого человека — в данном случае гипнотизера. Однако Фрейд начал задаваться вопросом, можно ли произвести подобные изменения без гипноза, если можно изменить мысли и поведение человека с помощью простого разговора, не вводя его в гипнотическое состояние. После десятилетий практики Фрейд понял, что был прав, и начал дальше развивать свое «лечение разговорами», которое в конечном итоге стало известно как психотерапия. Таким образом, в своей основе психотерапия просто относится к набору техник, которые один человек (терапевт) может использовать, чтобы влиять на поведение другого человека и изменять его. Однако еще одна вещь, которую Фрейд усвоил за свою карьеру и о которой он много публиковал, заключалась в том, что с силой психотерапии приходит и большая ответственность. Настоящий психотерапевт должен беспристрастно смотреть на общее психическое здоровье нашего пациента, и мы должны избегать ловушек, вызывая нездоровые изменения или извлекая выгоду из наших пациентов. По правде говоря, это общий страх потенциальных пациентов терапии, и это одна из причин, по которой люди в течение многих лет боялись «психологов» — опасаясь, что врач может воспользоваться преимуществом или, в лучшем случае, может непреднамеренно усугубить ситуацию.
Вот почему обучение психотерапии занимает так много лет. Терапевт с докторской степенью обучается не менее 5-6 лет, прежде чем он даже начнет принимать пациентов самостоятельно. Благодаря этому обучению мы не только узнаем обо всех различных типах психотерапии, но и узнаем о своей психологии и психологии других людей и о том, как они влияют на нашу работу. Мы много изучаем этику и обучаемся этичному использованию психотерапии, сводя к минимуму риск причинения вреда нашим пациентам.
Итак, в общем, я бы изменил приведенное выше определение психотерапии («набор техник, которые один человек может использовать, чтобы повлиять на поведение другого человека и изменить его»). Вместо этого я бы добавил, что психотерапия — это отношения между двумя или более людьми, которые приводят к терапевтическим изменениям по крайней мере для одного из участников этих отношений. В этом определении есть две действительно важные части. Во-первых, обратите внимание, что терапия — это отношения. Отношения предполагают связь и ответственность. Психотерапия не работает, если нет связи и если никто в отношениях не берет на себя ответственность за эти отношения. Во-вторых, терапия должна быть по определению терапевтической. Другими словами, мы, терапевты, не можем просто волей-неволей менять людей, заставляя их, подобно развлекающим гипнотизерам, крякать, как утка, каждый раз, когда кто-то говорит «мама». Это не будет терапией. Изменение должно привести к какому-то результату, который каким-то значимым образом принесет пользу общему психическому здоровью пациента.
Имея это в виду, давайте рассмотрим виды психотерапии, которые я практикую, и то, что они для меня значат.
Психодинамическая психотерапия
Психодинамический подход к психотерапии является старейшим и наиболее теоретически сложным из всех направлений. Из-за сложности психодинамическую теорию трудно описать в краткой форме, удобной для веб-сайта. Тем не менее, я потрачу больше времени и места на эту теорию здесь, чтобы дать ей справедливый обзор. Психодинамическая теория также представляет основную часть того, как я думаю и работаю как клиницист, и поэтому я думаю, что для того, чтобы вы поняли мой профессиональный стиль, необходим хороший обзор психодинамической теории.
Короче говоря, психодинамическая теория построена на нескольких основных компонентах. Во-первых, человеческий разум состоит из нескольких компонентов, некоторые из которых мы осознаем (сознательные), а некоторые покоятся под поверхностью нашего сознания (предсознательные и бессознательные). Эти части постоянно взаимодействуют друг с другом довольно плавным образом (они динамичны). Во-вторых, психодинамическая теория считает, что клинические симптомы возникают у больных в результате некоего неразрешенного психологического конфликта. Таким образом, способ лечения клинических состояний заключается в том, чтобы найти источник, а затем помочь разрешить этот конфликт с помощью психотерапии. В-третьих, неразрешенные конфликты почти всегда можно проследить до источников развития. Другими словами, психодинамическая теория уделяет большое внимание изучению детства человека и его обширной истории развития с основной целью затем помочь человеку разрешить этот конфликт естественным, здоровым способом.
Полный обзор всего вышеперечисленного буквально занял бы годы и несколько курсов высшей психологии для выпускников. Однако для наших целей здесь, я думаю, может быть полезно рассмотреть различные психологические потребности человека. У всех людей есть базовые психологические потребности, которые в идеале мы можем решать естественным путем в ходе нашего развития (чаще всего с помощью наших родителей или какого-либо другого более старшего и мудрого наставника).
Следующие потребности представлены в основном в том порядке, в котором они возникают естественным образом в процессе развития, от самой ранней потребности (присутствующей при рождении) до самой последней (которая обычно проявляется в подростковом возрасте и во взрослом возрасте). Важно также помнить одну вещь: здоровая психодинамика — это баланс. Таким образом, со всеми перечисленными ниже потребностями идеальное место для человека находится прямо посередине, не имея ни слишком много, ни слишком мало ни в чем.
Люди должны быть свободны от боли. Это понятно с самого рождения. Младенцы плачут, когда их что-то беспокоит — они голодны, грязны (подгузник), чувствуют себя некомфортно, хотят спать, скучают, злятся, испытывают физическую боль, одиноки и т. д. В идеале мы учимся справляться с этой болью рано, с помощью родителей. . Некоторые из нас учатся справляться с одной болью (например, с голодом), но не с другой (например, с одиночеством).
В идеале, однако, первые несколько лет нашей жизни тратятся на изучение того, как мы можем удовлетворить нашу собственную потребность быть свободными от боли, как физической, так и психологической. Кроме того, в идеале мы узнаем, что невозможно полностью избавиться от боли, и поэтому бесполезно всегда избегать любой боли. Вместо этого мы просто учимся справляться с неизбежностью боли, чтобы поддерживать ее в здоровом балансе.Людям нужно чувствовать себя сильными/автономными. Люди также должны чувствовать, что у нас есть некоторый контроль над нашим миром. Хотя это менее очевидно, чем № 1, вы также можете увидеть признаки автономии даже у младенцев, а именно, они плачут, когда им что-то нужно, и таким образом заставляют кого-то реагировать на них. Эта реакция — первый признак того, что мы, люди, в какой-то мере контролируем наш мир. Однако со временем, в идеале, мы узнаем, что не можем все контролировать. Таким образом, опять же, цель состоит в том, чтобы достичь баланса, чувствуя, что у нас есть некоторый контроль, но понимая ограниченность нашей силы.
Людям нужна любовь. Нам нужно и получать, и отдавать любовь, и нам нужно, чтобы любовь была безусловной. Любовь, что важно, НЕ о том, чтобы быть свободным от боли. Хотя то, что кто-то заботится о нас и воспитывает нас с раннего возраста, часто способствует любви, потребность в любви удовлетворяется не только заботой и тем, что кто-то помогает нам удовлетворить потребность № 1, описанную выше. Другими словами, потребность в любви больше, чем потребность в освобождении от боли, и независима от нее. С возрастом мы узнаем, насколько велика любовь. Кроме того, мы узнаем о несовершенствах тех, кто любит нас, и тех, кого любим мы. В идеале мы учимся справляться с этими несовершенствами и при этом испытывать любовь. Однако все может пойти не так, если мы этого не делаем, что может привести к трудностям с доверием, с обучением позволять себе любить других, с обучением любить себя и с тем, чтобы позволить другим любить их.
Людям нужно кого-то или что-то любить (называемое «объектом» в терминах психодинамики). Нам нужно не только чувство любви, как в № 3, но нам нужно что-то, на что можно было бы положить эту любовь (объект). Чаще всего нашим первым объектом являются наши родители, но объектом привязанности может быть кто угодно или что угодно. Разница между № 3 и № 4 становится яснее, когда мы исследуем страхи, которые могут возникнуть из-за этих потребностей. В № 3 (потребность в любви) ребенок может солгать, чтобы выбраться из неприятностей, потому что боится, что его родитель может разозлиться на него, что является естественным представлением легкой потери любви, через которую мы все проходим. В № 4 (потребность в объекте) ребенок может беспокоиться о том, что с кем-то, кого он любит, может случиться что-то плохое. В этом случае ребенок не беспокоится о потере любви, он беспокоится о потере объекта. Тревога разлуки — наиболее распространенный тип тревоги потери объекта (но не единственный). На самом деле, вы можете наблюдать потерю объектной тревожности во многих состояниях. Чтобы удовлетворить эту потребность, люди должны чувствовать, что мы действительно можем по желанию создать внутреннее представление «объекта», которое мы можем затем сохранить при себе, даже когда фактического объекта больше нет с нами.
Людям необходимо иметь возможность оправдывать собственные ожидания в отношении самих себя (потребность суперэго). Фрейд предложил три подразделения мотивации в нашем уме: Ид, Эго и Супер-Эго (которые переведены с оригинальных немецких терминов Фрейда Es, Ich и Uber-Ich, означающих «Оно», «Я» и «Я»). «Сверх-Я»). Грубо говоря (и это упрощение), Ид — это то, что мы хотим, Супер-Эго — это то, что мы должны делать, а Эго определяет разницу между ними. Таким образом, наша потребность в супер-эго может быть в основном переведена в нашу потребность делать то, что, как нам кажется, мы должны делать в этом мире. Когда то, что мы делаем, и то, что, как нам кажется, мы должны делать, совпадают, мы психологически становимся намного здоровее. Когда они не совпадают, может возникнуть конфликт. То, как мы определяем, что мы должны делать, меняется со временем. В детстве наше суперэго чаще всего основывается на том, что все остальные считают правильным. Однако с возрастом мы узнаём, что иногда другие не дают лучших советов, и мы становимся более зависимыми от собственного внутреннего понимания того, какова наша цель в жизни. Важно то, что суперэго всегда самоопределяемо. Другими словами, эта потребность связана исключительно с нашими ожиданиями в отношении самих себя, а не с удовлетворением ожиданий других, за исключением тех случаев, когда они пересекаются (а они часто совпадают).
Люди должны чувствовать, что мы можем доверять другим и быть свободными от несправедливого суждения со стороны других. Эта неудовлетворенная потребность часто проявляется как тревога преследования, то есть опасения по поводу того, что другие (непривязанные фигуры) думают о вас. Как и во всем вышеперечисленном, целью этой потребности является здоровый баланс. Люди — социальные существа, и мы должны в некоторой степени заботиться о том, как наши действия влияют на более широкую социальную сеть, в которой мы живем. Было бы нехорошо полностью освободиться от беспокойства преследования, потому что другие имеют значение. Однако другой крайностью является то, что мы настолько заботимся о том, что думают другие, что застываем в собственных действиях и ощущении себя. Если оставить его безудержным, это беспокойство может привести к тому, что человек станет неспособным сформировать независимое «я», вместо этого действие будет основано только на одобрении других.
Наконец, людям необходимо последовательное, целостное ощущение себя. Эту неудовлетворенную потребность часто называют дезинтеграционной тревогой. Это более сложное, чем все остальные, но лучший способ думать об этой потребности — сосредоточиться на нашей идентичности. Здоровая идентичность — это гибкая личность, в которой все наши части сливаются в осмысленное целое, как мозаика. Самость — это завершенная головоломка, а кусочки — это различные части нашей личности, которые делают нас теми, кто мы есть. Иногда личность человека может стать фрагментарной, и мы не можем понять, как собрать головоломку, что может привести к другим проблемам. В крайнем случае тревога дезинтеграции может даже вызвать диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Однако чаще люди просто изо всех сил пытаются понять, кто они и как различные части того, кто они есть, имеют смысл вместе.
Я применяю психодинамическую теорию, как определено выше, к каждому пациенту, с которым работаю, но большая часть этого происходит за кулисами. Другими словами, большинство пациентов не замечают, что я думаю обо всем вышеперечисленном, и крайне редко я использую динамическую терминологию со своими пациентами, особенно с детьми. Вместо этого динамическая теория, в частности подход, основанный на потребностях, влияет на то, как я выбираю цели вмешательства в рамках терапии. Итак, если я лечу ребенка, скажем, с тревогой перед экзаменами, главная задача состоит в том, чтобы найти, какая неудовлетворенная потребность вызывает эту тревогу перед экзаменами, и вмешаться в нее. Я считаю, что это работает лучше, чем просто дать ребенку навыки «сиюминутного» справляться с тревогой перед экзаменом (хотя я тоже буду это делать). Вместо этого я работаю над устранением источника, а не симптома.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), вероятно, является наиболее изученным подходом к психотерапии. В результате именно его чаще всего спрашивают по имени. Пациенты, которые проводят свои исследования, часто находят многочисленные рекомендации в средствах массовой информации и научной литературе о том, что когнитивно-поведенческая терапия является доказательным методом лечения широкого спектра психических расстройств. Это потому, что КПТ, безусловно, является наиболее «поддающимся исследованию» подходом к терапии. Теория проста и линейна. Вот основная предпосылка: клинические состояния проявляются симптомами, влияющими на наши мысли, чувства и поведение. При вмешательстве в этих условиях у нас не очень получается на напрямую меняя чувства. Когда у кого-то депрессия, мы не можем просто сказать: «Будь счастлив», и вдруг человек волшебным образом излечивается от счастья. Таким образом, вместо этого мы вмешиваемся в мысли и поведение, которые затем оказывают косвенное влияние на эмоции. Это КПТ.
КПТ фокусируется на следующем пути: есть событие, о котором у нас есть определенные мысли и на которое мы реагируем определенным поведением, и эти мысли и поведение надежно предсказывают определенные эмоции. КПТ фокусируется на обучении людей выработке моделей мышления и поведения, которые надежно приводят к здоровому функционированию. Благодаря исследованиям мы знаем, что ведет к здоровому функционированию. Мы смотрим на различия в мыслях и поведении, сравнивая людей с клиническими расстройствами и без них. Как только мы узнаем об этих различиях, мы знаем, где вмешаться. Это так просто.
Поскольку теория относительно проста, когнитивно-поведенческая терапия очень хорошо подходит для исследований. Относительно легко отслеживать изменения в поведении и мыслях и то, как они влияют на терапевтические изменения пациентов. Вот почему КПТ так много исследований. По моему мнению, когнитивно-поведенческая терапия не лучше других подходов к лечению психических заболеваний. Однако он более надежен. Другими словами, КПТ поставляется с простым набором предсказуемых «правил» для клиницистов, которым легче следовать. В результате людям легче обучаться когнитивно-поведенческой терапии. Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия включает в себя четко определенные наборы «домашних заданий», которые пациенты могут выполнять в своей повседневной жизни — форма «самопомощи». Динамическая теория, с другой стороны, плохо подходит для «самопомощи» у большинства пациентов. Итак, когнитивно-поведенческая терапия является для меня наиболее мощной по своей структуре и способности обучаться быстрее, чем другие подходы.
Я снова использую принципы КПТ (почти) для каждого пациента, с которым работаю в своей практике. Когда я использую когнитивно-поведенческую терапию, я даю пациентам конкретные навыки для практики дома, в которых они работают над изменением своих мыслей и поведения в сторону более здоровых результатов.
Личностно-центрированная психотерапия
Личностно-центрированная психотерапия была наиболее заметно разработана и пропагандирована Карлом Роджерсом, поэтому ее часто называют «роджерианским» подходом к терапии. На эту теорию сильно повлиял также Абрахам Маслоу, наиболее известный своей «иерархией потребностей», на вершине которой находится «Самоактуализация». Проще говоря, идея Маслоу состоит в том, что человек не может достичь оптимального психического здоровья до тех пор, пока сначала не будут удовлетворены все его другие потребности более низкого уровня. Таким образом, личностно-центрированная терапия фокусируется на основной идее о том, что для того, чтобы людям стало лучше, вы также должны относиться к ним и взаимодействовать с ними определенным образом. На самом деле, пуристы теории сказали бы, что если вы лечите человека с основными чертами, описанными ниже, у него, по сути, будет место и возможность вылечить себя. Таким образом, личностно-центрированная терапия, по своей сути, помогает устранить барьеры, мешающие оптимальному функционированию пациента.
Теория Роджера также является подходом «позитивной психологии». Он считает людей хорошими по своей природе, а не ущербными, и считает, что при правильных условиях все люди будут процветать. Есть три ключевых элемента личностно-центрированной терапии, на которых терапевт сосредоточен, чтобы способствовать возможностям самоисцеления.
1) Конгруэнтность или подлинность. Основная цель этого элемента состоит в том, чтобы отличать его от классической теории Фрейда, предполагавшей, что терапевт должен быть «чистым листом» и максимально тщательно контролировать свои внешние реакции, чтобы не проявлять внутренних переживаний во время терапии. Вместо этого роджерианская терапия утверждает, что терапевт должен быть искренним и позволять своим внутренним чувствам во время сеанса выходить наружу, что затем дает пациенту пространство для исцеления. Роджерс считал (и я разделяю это убеждение), что пациенты могут сказать, что вы не искренни с ними, что может негативно повлиять на отношения. Чтобы быть эффективным, терапевт должен быть честным.
2) Точная эмпатия. Терапевт также должен точно общаться с клиентами и должен легко демонстрировать это сочувствие во время сеанса.