Ребенок ворует. Советы психолога
Любой детский психолог знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.
В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.
Малыш не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Все до чего дотянулись руки — мое. Все, чего хочу — должно быть моим, дайте!
В 5-6 лет ребенок уже понимает разницу между своим и чужим. Но желания так сильны, а самоконтроль еще не развит.
Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.
Тем не менее, нормальный ребенок, а нередко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?
Причины детского воровства
1. Кража из лучших побуждений
Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.
2. Очень хочется, не устоять
Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.
Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.
Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.
С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.
3. Необходимость обладать знаковой вещью
Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.
Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.
Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…
Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.
4. Стресс и потеря самоконтроля
Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.
Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.
Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!
Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.
На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.
5. Подражая друзьям
Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:
- так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
- разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
- возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.
5. Кража как месть
Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.
Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?
Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.
Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.
1. Не угрожать!
Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.
Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.
Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».
2. Без ярлыков
«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.
З. Без сравнений!
С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.
Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.
Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.
Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.
4. Не при свидетелях
Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.
5. Кто старое помянет…
Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.
Так как же на ребенка воздействовать?
1. Объяснить
Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.
2. Поддержать
Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.
3. Выяснить причины воровства
Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.
4. Исправить
Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.
7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.
11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.
Заключение
Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».
Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков, а Вы можете научиться мастерству воспитания на родительском тренинге.
Детское воровство. Что делать? Советы психолога. Элитные школы в Алматы
Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности, а также не могут представить, как владелец вещи посмотрит на его действия. В обязанность родителей входит научить ребенка уважительному отношению к чужой собственности. Вот один из наиболее эффективных приемов, позволяющих малышу это усвоить. Если он возьмет что-либо, принадлежащее другому ребенку, отдайте кому-нибудь одну из его любимых игрушек, к примеру, на один день. Когда же ваш малыш огорчится и выразит свое неудовольствие, скажите ему что-нибудь типа: «Теперь ты видишь, что он почувствовал, когда ты взял его курточку?» Если ребенок присваивает вашу собственность, преподайте ему аналогичный урок, спрятав от него на один день какую-нибудь особенно любимую им вещь.
Элитная школа в Алматы — Школа «Бакалавриат»
Если вы уличили в воровстве ребенка, который уже достаточно подрос, отнеситесь к этому как к серьезному кризису. Покажите ему, насколько вы разгневаны и разочарованы, объясните, что его поступок попирает права других людей и является, по сути, преступлением. Так, если он украл что-либо из магазина, то ни в чем не повинные продавцы будут вынуждены заплатить за этот товар. Дайте ребенку понять, что воровство лишает человека как уважения окружающих, так и самоуважения, от него отвернутся друзья, и он даже может попасть в тюрьму. Обязательно потребуйте, чтобы ребенок вернул незаконно взятую вещь и принес свои извинения. Если она была украдена из магазина, ему надлежит вернуться в магазин, попросить прощения у продавца и оплатить стоимость вещи, безусловно оставив ее тем не менее в магазине в качестве компенсации издержек, вызванных кражей. Если вернуть товар в магазин по каким-либо причинам невозможно, заставьте ребенка извиниться и обязательно оплатить стоимость украденного в двойном размере. В добавление к этому, заберите у него одну из его самых любимых вещей или предметов гардероба, чтобы он испытал ощущение утраты на себе.
Справедливым в этом случае будет и суровое наказание — никакая снисходительность в данной ситуации неуместна. Маленькому ребенку можно также запретить смотреть телевизор и делать любые покупки в течение трех недель, подростку — весь месяц пользоваться автомобилем или ходить на вечеринки. Объясните ребенку, что вам приходится прибегать к жестким мерам, потому что вы не хотите, чтобы он исковеркал всю свою жизнь.Не клеймите провинившегося ребенка негативными ярлыками, называя его вором, дрянью, преступником, он трансформирует ваши слова в личное мнение о себе как о безнадежно испорченном человеке. Отнеситесь к нему как к нормальному, хорошему ребенку, который совершил серьезную ошибку. В данной ситуации он особенно нуждается в вашей поддержке и вере в то, что он способен исправиться. Вероятность повторения кражи можно значительно снизить, если принять во внимание следующее. Прежде всего, вам следует контролировать состояние финансов вашего ребенка и покупки, которые он делает, чтобы можно было сразу заметить и покарать повторный проступок.
К этим проверкам следует относиться как к вынужденной родительской обязанности, однако, не показывайте, что вы ждете дальнейших неприятностей, и не настраивайтесь на это. Посоветуйте ребенку найти приработок, чтобы он был при деле и мог сам заработать себе на карманные расходы, а кроме того, испытывал гордость оттого, что он — рабочий человек. Если совершать кражи его вынуждало давление со стороны кого-либо из сверстников, разыгрывайте с ним поведенческие ролевые игры, способные научить его отказываться от противоправных действий и вести себя достойно в любой ситуации. Если, несмотря ни на что, случаи воровства продолжаются, обратитесь к главе, посвященной подросткам, где обсуждаются пути преодоления серьезных проблем с поведением в переходном возрасте.Источник: 5psy.ru
детей, которые воруют Лия Дэвис, M.Ed.
Лия Дэвис, M.Ed.
Воровство — это присвоение чужих вещей без их разрешения. Это действие распространено среди маленьких детей, потому что они склонны быть эгоцентричными и считают, что брать то, что они хотят, от других — это нормально.
Мотивы кражи у разных детей могут быть разными, и каждый ребенок может воровать по разным причинам. Дети могут воровать, потому что:
- Они плохо контролируют импульсы и хотят мгновенного удовлетворения.
- Они хотят внимания взрослых.
- Их не учили, что воровать нехорошо.
- Они наблюдали, как взрослые в своей жизни брали и хранили вещи, которые им не принадлежали, например, папа приносил домой канцелярские принадлежности или мама хранила неправильную сдачу, когда продавец ошибся.
- Им не хватает семейной близости и они чувствуют себя забытыми; украденный предмет может заменить любовь.
- Они страдают от жестокого обращения и нуждаются в помощи.
- Они выражают смещенные чувства беспокойства, гнева или отчуждения, вызванные серьезными переменами в жизни, такими как развод родителей, переход в новую школу или неприятие сверстниками.
- Они хотят отомстить за боль, которую, по их мнению, причинили им другие, поэтому они воруют, чтобы отомстить или причинить кому-то вред.
- Они жаждут того, что есть у других, но не могут купить, например: лакомства, одежду популярных брендов или электронное оборудование.
- Они хотят казаться крутыми, смелыми и важными.
- Они хотят соответствовать группе сверстников, которые воруют.
- Им нравится получать удовольствие от воровства.
- Они думают, что им это сойдет с рук.
- Они восстают против власти.
- Им нужны деньги на покупку наркотиков.
Дети, которые часто воруют, как правило, проявляют следующие характеристики: импульсивность, одиночество, отчужденность, бесчувственность, скука, гнев и низкая самооценка. Им часто трудно доверять другим и устанавливать близкие отношения. Когда школьный персонал проявляет уважение ко всем учащимся и создает в школе атмосферу взаимной поддержки, вероятность воровства снижается.
Что могут сделать учителя?
1. Объясните, что кража означает захват чего-то, что принадлежит кому-то другому, и что это неправильно, неприемлемо и нечестно. Уточните, что когда человек берет что-то, не спросив и не заплатив за это, кто-то пострадает. Например, если ребенок возьмет чей-то карандаш, он не сможет выполнять свою работу. Если у девушки украдут браслет, у нее могут быть неприятности дома.
2. Расскажите о концепции собственности и о том, что другие чувствуют, когда у них что-то украли. Приведите примеры и задайте детям такие вопросы, как: «Как бы вы себя чувствовали, если бы кому-то понравилось ваше новое пальто, он взял его и сказал, что оно его?»
4. Попросите школьного психолога провести урок честности.
5. Пригласите полицейского в качестве приглашенного докладчика, чтобы он объяснил последствия кражи.
Когда ребенка ловят на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это впервые или есть закономерность воровства. Когда это происходит впервые, внимание должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самом деянии.
Как действовать в случае кражи для первых правонарушителей
1. Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямолинейно. Показывайте свое неодобрение, но не допрашивайте, не поучайте и не унижайте ребенка.
2. Если вы уверены, кто взял предмет, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите что-то вроде: «Я знаю, что ты взял деньги. Я разочарован, потому что думал, что могу тебе доверять». Затем вы можете спросить: «Есть ли причина, по которой вам понадобились деньги?» Затем выслушайте и попытайтесь понять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка.
Одна учительница сообщила, что она тайком разговаривает с пойманным на краже ребенком. Она сказала, что указывает на то, что как класс все зависят от всех остальных. Она сказала, что говорит ученику, что он или она прекрасный человек, и если он заберет что-то у других, они не узнают, насколько он велик. Затем она выражает уверенность, что студент больше не будет воровать.
Учитель также делает правилом в не связанное с этим время возлагать на ребенка роль ответственного, чтобы она могла сделать ему комплимент перед сверстниками.
3. Учащиеся, которые воруют, должны столкнуться с последствиями, такими как извинения, возврат или замена предмета или возмещение ущерба каким-либо другим способом, а также потеря привилегии. Вам нужно решить, что произойдет, если ребенок снова украдет, и сообщить ему или ей, каковы будут последствия.
4. Если вы не уверены, кто взял предмет, дайте возможность «берущему» вернуть его и сохранить лицо. Например, скажите: «Тот, кто нашел шляпу Адама, должен вернуть ее». Или скажите: «Все загляните в свой рюкзак, чтобы убедиться, что шляпа Адама не попала туда случайно».
5. Не называйте ребенка «плохим» или «вором». Пусть ребенок испытает «чистый лист».
6. Найдите время, чтобы спросить себя, почему произошло такое поведение:
- Какие личные проблемы могут быть у ребенка?
- Ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание?
- Какие из перечисленных выше причин подходят этому ребенку?
Затем выберите способ лучше узнать ребенка. Примеры: обед с ним или с ней и одним или двумя другими детьми, разговор с ребенком на игровой площадке или встреча с ним или с ней до или после школы.
7. Ограничьте возможность кражи, заперев ценные предметы и внимательно наблюдая за ребенком.
Что делать, если вышеуказанные методы неэффективны, а учащийся не выражает раскаяния, продолжает воровать или имеет другие проблемы с поведением?
- Следуйте школьным правилам.
- Свяжитесь с администратором школы.
- Убедитесь, что родитель знает о проблеме.
- Привлеките школьного консультанта или школьного психолога, которые помогут ребенку научиться правильному поведению. Может потребоваться осмотр детского психиатра.
Привычное воровство у детей и молодежи является серьезной социальной проблемой, поскольку может привести к другим противоправным действиям. Однако, если основные проблемы частых правонарушителей можно решить в раннем возрасте, дальнейшее антиобщественное поведение будет менее вероятным. Учителя обязаны конструктивно относиться к ребенку, который ворует, соблюдать школьные правила в отношении воровства и при необходимости обращаться за помощью к другим специалистам.
Соответствующую статью см. в разделе «Говорить правду».
Используется с разрешения автора, Лия Дэвис и выбрано с веб-сайта Kelly Bear [www. kellybear.com], 3/06.
Нажмите ниже, чтобы увидеть больше.
80 СТАТЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ/КОНСУЛЬТАНТОВ • 16 РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ • 10 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ •
Воровство — Консультационный уголок
Когда ребенок или подросток ворует, родители, естественно, обеспокоены. Они беспокоятся о том, что заставило их ребенка воровать, и задаются вопросом, является ли их сын или дочь «несовершеннолетним правонарушителем».
Для очень маленьких детей нормально брать что-то, что вызывает у них интерес. Это не следует рассматривать как кражу, пока ребенок не станет достаточно взрослым, обычно от трех до пяти лет, чтобы понять, что брать что-то, что принадлежит другому человеку, неправильно. Родители должны активно учить своих детей правам собственности и уважению к другим. Родители также являются образцом для подражания. Если вы приходите домой с канцелярскими принадлежностями или ручками из офиса или хвастаетесь ошибкой на кассе в супермаркете, вашему ребенку будет намного труднее понять ваши уроки честности.
Хотя дети старшего возраста и подростки усвоили, что воровать нехорошо, они воруют по разным причинам. Подросток может украсть, чтобы уравнять отношения, если кажется, что брат или сестра одарены любовью или подарками. Иногда ребенок может украсть, чтобы продемонстрировать храбрость друзьям, или чтобы подарить подарки семье или друзьям, или чтобы быть более принятым сверстниками. Дети также могут воровать из-за боязни зависимости; они не хотят ни от кого зависеть, поэтому берут то, что им нужно.
Родители должны подумать, не украл ли ребенок потребность в большем внимании. В этих случаях ребенок может выражать гнев или пытаться «расквитаться» со своими родителями; украденный предмет может заменить любовь или привязанность. Родители должны приложить усилия, чтобы дать больше признания ребенку как важному члену семьи.
Если родители принимают надлежащие меры, в большинстве случаев воровство прекращается по мере взросления ребенка. Детские и подростковые терапевты рекомендуют, чтобы родители, узнав, что их ребенок что-то украл, сделали следующее:
сказали ребенку, что воровать нехорошо;
помочь подростку оплатить или вернуть украденный предмет;
убедиться, что ребенок никоим образом не получает выгоду от кражи;
избегать нотаций, предсказывая будущее плохое поведение или говоря, что они сейчас думают; ребенок будет вором или плохим человеком;
разъяснить, что такое поведение совершенно неприемлемо в рамках семейных традиций и общества;
Когда ребенок оплатил или вернул украденный товар, дело; не должны воспитываться заново родителями, чтобы ребенок мог начать заново с «чистого листа».