Воспитание по монтессори: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

Воспитание по Монтессори. Мифы и реальность.

Уже давно Монтессори-педагогика стала частью российской педагогической жизни. За это время она успела обрасти многочисленными мифами, сквозь которые приходится продираться каждому, кто хочет разобраться, что же это на самом деле такое — воспитание по Монтессори. Какие заблуждения более всего распространены?

Миф первый: Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии.
В реальности: Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами. Они побудили её изобрести специальные дидактические материалы — очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности?

Миф второй: это иностранная методика, которая не может эффективно осуществляться в России.


В реальности: Ценность Монтессори-метода как раз и состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребёнка, не зависящие от национальных различий. В какой бы стране мира мы ни оказались, Монтессори-класс всегда узнаваем. И в японской, и в русской Монтессори-школах обязательно есть материалы, обучающие детей пользоваться столовыми приборами. При этом русский ребёнок будет оперировать ложкой, а японский — палочками, действуя в рамках своей культуры. Но с одинаковым рвением они будут выстраивать друг за другом кубики розовой башни — одного из классических Монтессори-материалов.

Миф третий: среда Монтессори-класса искусственная, не имеющая ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребёнка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки.
В реальности: Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации.

А в Монтессори-школе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее бельё горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов.
А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт — опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасёт человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.

Миф четвертый: с одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, это похоже на специальное натаскивание. Но, с другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия.
В реальности: Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так: «свобода-в-дисциплине». Можно всё, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребёнок волен выбирать: что, как долго и с кем он будет делать.

Миф пятый: В Монтессори-школе учитель ничего не делает, а ходит между работающими детьми и наблюдает.
В реальности: Действительно, в Монтессори-школах нет уроков в общепринятом смысле, когда учитель объясняет изо дня в день что-то всему классу. Чаще это происходит наедине с конкретным ребёнком, осваивающим новую информацию через очень короткий индивидуальный урок. Педагогическое мастерство Монтессори-учителя определяется не его способностью давать уроки (хотя и это он, конечно, тоже может), а его умением наблюдать свободное развитие детей и создавать специальные материалы, помогающие этому развитию, организовывать школьное пространство и время так, чтобы дети учили себя сами.

Миф шестой: У детей, занимавшихся в группе Монтессори, возникают трудности при поступлении в начальную школу.

В реальности: Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе и аргументировано отстаивать своё мнение. Дети, обучавшиеся в среде Монтессори, внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Принципы метода Монтессори

Главная  / Школа Монтессори / Принципы системы

Мария Монтессори выделяла несколько особенностей воспитания и обучения своего метода.
1. Ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности
2. Ребенку должна быть предоставлена свобода мышления, он должен удовлетворять собственные запросы
3. Выбор ребенку не должен ставиться под вопрос, так как педагог должен удовлетворять собственные запросы ребенка, а не навязывать их.

Главные принципы методики — это максимум свободы и минимум вмешательства, что способствует реализации индивидуальных подходов к обучению.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен точно разобраться, понять, что интересно ребенку в данный момент, и в зависимости от этого, обеспечить ему соответствующую образовательную среду для занятий и научить ребенка активно пользоваться ею. Взрослый помогает малышу раскрыть способности, заложенные в нем природой, а также пройти свой собственный путь развития.

Принцип возрастной периодизации

Человек рождается на свет с уже организованной структурой «впитывающего разума», который развивается опосредованно.

В период от рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного, он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких людей. Он хотел бы трогать предметы, которые видит и слышать, как называют их взрослые и хотел бы много и разнообразно двигаться.

В период от 3-х до 6 лет М. Монтессори называла ребенка «строителем самого себя». Он хотел бы самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

В период от 6 до 9 лет – ребенок становиться «лаборантом — исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает его целостную картину. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.

Принцип сенситивных периодов от рождения до школы

Сенситивные периоды роста – это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования. К восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного узкого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время, и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания.

Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла:

Сенситивный период развития речи (от рождения до-6лет)
2 – 3 года наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи.
3 – 4 года ребенок осваивает буквы как символы звуков.
4 – 4,5 года время спонтанного письма.
5 -6 лет ребенок читает без принуждения

Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет).
Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но предоставив ему с первых дней жизни возможность деференцировать и развивать («утончать») свои чувства мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», — говорит М. Монтессори.

Сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет).
На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т.е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев, ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные действия с ними: внутрь-наружу, тяни-толкай и др., постепенно овладевая все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы.

Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет).
Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука — тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Следуя своим наблюдениям, М. Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные коробочки с мелкими предметами — бусинами, фишками, стерженьками. Она предлагала детям действовать с ними и называть их.
Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5 — 4 года.

Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет).
Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. М. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:
Порядок в окружающем пространстве /порядок положения вещей/ Порядок во времени /определенный режим/
Порядок во взаимоотношениях с окружающими.

Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет).
Ребенка интересует формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

Принцип актуального и ближайшего развития

Специально-подготовленная среда детского сада Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель, (неосознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития (термин Л. В. Выготского). В 20-х годах Лев Семенович Выготский объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развитие к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно и тем, на что он способен с помощью учителя.

Принцип свободной работы детей в специально-подготовленной среде

Еще одним важным принципом является самостоятельность как форма обучения, познания мира, осознанного действия. Метод Марии Монтессори построен именно на стимулировании самостоятельного стремления к действию и познанию.

Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М. Монтессори открыть «феномен поляризации внимании», из которого она делает вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду, и, перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю активность детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. А независимость и самостоятельность – есть основа человеческого достоинства.

Принцип проявления дисциплины в свободе

Очень важным принципом метода Монтессори является принцип проявления дисциплины в свободе, что кажется на первый взгляд взаимоисключающим, но на самом деле предполагает формирование у ребенка осознанного стремления самореализовываться, не задевая при этом свободу других. Задача воспитателя в этом случае — помочь ребенку осознать основные принципы поведения в обществе и пресекать на определенном этапе формирования его личности все поступки, задевающие достоинство других, являющиеся невежливыми или оскорбительными для тех, с кем ребенок общается. Таким образом личность формирует внутренние границы, которые, будучи им восприняты как должное, становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества. Именно так дисциплина проявляется в рамках внутренней свободы.

М. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Человек не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия человека направлены к определенной цели и сопровождаются внутренней концентрацией. Направленным действиям надо учится. М. Монтессори требовала максимально строгих презентаций окружающих ребенка предметов. Фундаментальным для М. Монтессори является требование иметь в классе только один материал данного типа. Все же вместе они составляют десятки предметов несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори, с точки зрения современной психологии, является их ИЗОМОРФНОСТЬ. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.

Принцип разновозрастности детской группы

В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития — достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за свое поведение в определенных жизненных обстоятельствах.

Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела.

Важными результатами общения и взаимодействия детей 3-6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:

— умение предложить помощь и попросить о помощи;
— эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
— учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно, – терпимость и толерантность;
— адекватная самооценка;
— уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
— коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.

К принципам воспитания и обучения детей по системе М. Монтессори относятся также:

1. Создание специальной подготовленной развивающая среды, которая включает в себя оборудованное помещение, разновозрастную группу, подготовленного педагога.
2. Наличие обучающих материалов.
3. Предоставление детям свободы во время занятий:
— свобода выбора материала
— свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом
— свобода выбора места для работы
— свобода выбора партнера или партнеров
— свобода выбора общения с педагогом или другими детьми
4. Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»
5. Соблюдение атмосферы доброжелательности, доверия сотрудничества, принятия каждого ребенка
6. Наблюдение педагогом за детьми и при необходимости оказания помощи в их самостоятельном обучении
7. Подготовка и проведение педагогом индивидуальных и общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых происходит по выбору и желанию детей.

Преимущества Монтессори-образования для вашего ребенка

Монтессори-образование помогает вашему ребенку развить независимость, чувство сопереживания и социальной справедливости, а также любовь к учебе на всю жизнь.

Выбор Монтессори-среды для вашего ребенка имеет много преимуществ. Метод Монтессори, известный своим индивидуальным темпом обучения и воспитанием независимости, также поощряет эмпатию, стремление к социальной справедливости и радость от обучения на протяжении всей жизни.

Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори становятся уверенными, полными энтузиазма, самостоятельными учениками. Они способны критически мыслить, работать сообща и действовать смело — набор навыков для 21 века.

Как это происходит?

  • Каждый ребенок ценится как уникальная личность. Монтессори-образование признает, что дети учатся по-разному, и подходит для всех стилей обучения. Студенты могут свободно учиться в своем собственном темпе, каждый продвигается вперед по мере готовности, руководствуясь учителем и индивидуальным планом обучения.
  • С раннего возраста Монтессори воспитывает порядок, концентрацию и независимость. Преднамеренный дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают зарождающуюся «саморегуляцию» учащегося (способность обучать себя и думать о том, что он изучает) от малышей до подростков.
  • Студенты являются частью тесного и заботливого сообщества. Разновозрастной класс, обычно рассчитанный на 3 года, воссоздает семейную структуру. Учащиеся старшего возраста пользуются статусом наставников и образцов для подражания; младшие дети чувствуют поддержку и обретают уверенность в предстоящих задачах. Учителя демонстрируют уважение, любящую доброту и мирное разрешение конфликтов.
  • Ученики Монтессори наслаждаются свободой в определенных пределах. Работая в рамках параметров, установленных их учителями и классным сообществом, учащиеся являются активными участниками в принятии решения о том, на чем будет сосредоточено их обучение.
  • Учащимся оказывается поддержка в том, чтобы они стали активными искателями знаний. Учителя создают среду, в которой учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои вопросы. Внутреннее удовлетворение стимулирует любопытство и интерес ребенка и приводит к радостному обучению, которое сохраняется на протяжении всей жизни.
  • Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью подхода в классе Монтессори. По мере взросления учащиеся учатся критически относиться к своей работе и приобретают навыки распознавания, исправления и извлечения уроков из своих ошибок.
  • Монтессори поддерживает социально-эмоциональные навыки. Современные исследования подтверждают эффективность столетнего метода Монтессори, показывая, что дети, которые учатся в классах Монтессори, демонстрируют более сильные социально-эмоциональные навыки во многих областях, чем дети в более традиционной среде.

Своими словами

Родители делятся своими мыслями о том, что делает Монтессори особенной:

Удивительное чувство видеть, как она каждый день идет в школу, улыбаясь, счастливая и зная, что занимается любимым делом.

«Я думаю, что у всех детей есть врожденное чувство удивления и любопытства… Монтессори поощряет и развивает это».

 «Все дети разные. У них другое мировоззрение, другой дух. Монтессори учитывает эти различия».

 «Студенты развивают лидерские качества, находят свой собственный путь».

«Монтессори дала [моим детям] основу для всех их академических достижений».

«Монтессори — это подготовка к жизни».

AMS рекомендует

Узнать больше

Терминология Монтессори

Узнать больше

Что такое Монтессори?

Узнать больше

Почему стоит выбрать Монтессори

Узнать больше

В классе Монтессори

О Монтессори-образовании

Узнайте, как и почему работает Монтессори.

Монтессори — это инновационный, ориентированный на ребенка подход к образованию, разработанный сто лет назад женщиной, опередившей свое время.

Основные разделы

Узнать больше

Что такое Монтессори?

Монтессори — это образовательная философия и практика, которая способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития с целью воспитания естественного стремления каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.

Узнать больше

Почему стоит выбрать Монтессори?

Узнайте, что отличает Монтессори от традиционного образования. Узнайте, как он развивает способных, ответственных и знающих учащихся с сильным чувством собственного достоинства, которое им необходимо для процветания в реальном мире.

У вас есть вопросы. У нас есть ответы.

Часто задаваемые вопросы