Виды общения — классификация, особенности и нормы
Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.
С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.
Содержание
- Содержательный компонент процесса общения
- Цели общения
- Средства общения
- Временной критерий коммуникации
- Другие виды общения
- Количество участников в процессе коммуникации
- Классификация по Е.И. Рогову
- Императивное
- Манипулятивное
- Диалогическое
- Педагогическое общение
Содержательный компонент процесса общения
Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.
- Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
- Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
- Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
- Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
- Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.
Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.
Цели общения
Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.
- Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
- Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.
Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.
Средства общения
Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.
- Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
- Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
- Прямое — люди общаются между собой лично.
- Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.
Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:
- вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
- невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.
Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.
Временной критерий коммуникации
Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:
- кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
- долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.
В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.
Другие виды общения
Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:
- деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
- воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
- диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
- инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
- личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.
Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
- Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
- Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
- Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
- активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
- пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
- соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
- безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
- настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
- доверие к собеседнику без оценивания его личности;
- участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
- в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
- общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Педагогическое общение
Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.
Существует несколько стилей общения:
- на основе заинтересованности общим делом;
- коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
- форма диалога;
- соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
- устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
- заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.
Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.
Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.
Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.
В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.
В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.
1.3. Виды и средства общения
пами, которые возникают в силу недостаточного жизненного опыта и информации и существуют в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические стереотипы и другие социальные стереотипы.
Таким образом, эффективное общение людей предполагает обмен информацией, организацию взаимодействия и взаимопонимание. Люди, являются активными субъектами социального управления и иного взаимодействия должны не только развивать свои коммуникативные качества, т. е. владеть технологией и конкретными техниками общения, но и способствовать оптимизации этих качеств у собеседников.
Как синоним термина «общение» часто используется термин «коммуникация». Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность – спо-
собность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения: достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ради сов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определена круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Средства общения можно определить как способы кодирования, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
К средствам общения относятся:
1.Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмыс- ленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует свой, личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга;
2.Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
3.Мимика, позы, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
4.Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи;
36
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Взависимости от средств общения последнее может быть непосредственным (с помощью естественных органов речи человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).
Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и слушать. Стратегии общения рассматриваются в зависимости от того, какой тип мы имеем в виду: 1) открытое или закрытое общение; 2) монологической или диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) или межличностное. Может быть использована и другая типология, отражающая очень специфический подход.
• Открытое общение предполагает желание и умение полно выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение связано с нежеланием либо неумением понятно выразить свою точку зрения, своеотношение, имеющуюся информацию.
Использование закрытых коммуникаций оправдано в следующих случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях (открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно).
Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).
«Одностороннее выспрашивание» – это полузакрытая коммуникация, в
которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.
•Истерическое предъявление проблемы» также полузакрытая коммуни-
кация – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».
Взависимости от содержания, целей и средств можно выделить деловое, личностное и целевое общение. Деловое общение присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности. Деловое общение сосредоточено на том, чем заняты люди, а личностное связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека, например с познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг и т. д. Целевое общение служит средством удовлетворения специфических потребностей, в том числе потребности в общении с людьми.
37
Управление предполагает планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также тесно связанные с осуществлением этих функций коммуникации и принятие решений. Исходя из этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.
Выделяют несколько форм управленческого общения:
1)субординационная форма общения — это общение между руководи-
телями и подчиненными, в основу которого положены административноправовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями исполнителями, так и между руководителями разных уровней. Субординационная форма общения может носить линейный, функциональный и смешанный линейно-функциональный, характер. При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый подчиненный непосредственно имеет только одного руководителя. Что касается функциональных отношений, то работник (или сектор) может подчиняться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной функции;
2)служебно-товарищеская форма общения — это общение между кол-
легами, в основу которого положены административно-моральные нормы.
3)дружеская форма общения – это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными, в основе которого лежат моральнопсихологические нормы взаимодействия.
В зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных «срезов», производственных и общественных условий, индивидуальных психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения.
Современная наука выделяет следующие основные этико-
психологические принципы управленческого общения:
1.Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей. Этому во многом способствует делегирование некоторых полномочий руководителя, т. е. передача подчиненным ряда задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя. Некоторые руководители опасаются того, что подчиненные будут рассматривать это делегирование как попытку переложить свою работу на их плечи. Такие опасения неизбежно приводят к снижению эффективности управления: объект текущей работы препятствует осуществлению основной функции руководителя – определению и реализации стратегических целей предприятия. А подчиненные при этом чувствуют недоверие к себе.
Техника делегирования полномочий предполагает подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координацию выполнения
38
порученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценку их деятельности. Делегировать необходимо специализированную деятельность, частные вопросы, рутинную и подготовительную работу, но не окончательную формулировку целей, планов, программ. Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как установление целей и принятие решений, контроль результатов, руководство сотрудниками и мотивация их деятельности, задачи особой важности и высокой степени актуальные срочные дела строго доверительного характера.
2.Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен знать свою должностную инструкцию, т. е. задачи, обязанности и права их реализации. Руководитель призван заботиться о социальном, служебном и персональном статусе своих сотрудников. Социальный статус – это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус – это регламентация служебных прав и обязанностей работника, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, систематическая и справедливая оценка личностно-деловых качеств. Персональный статус означает удовлетворенность работников своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей.
3.Принцип поощрения и наказания. Любой человек стремится к самоутверждению, и большинство из нас – к признанию именно в производственной сфере. Поэтому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать отдельные, пусть небольшие, успехи каждого подчиненного. Отдавая дань традиционным формам поощрения, руководитель должен помнить, что новизна и персональность поощрения – мощные стимулы развития творческой активности личности. Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителя коллективом вызывает у нее желание восстановить справедливость, что в случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением уровня его трудовых достижений и появлением у него чувства неудовлетворенности и обиды. К сожалению, 46 % руководителей предпочитают тактику кнута, а не пряника. Никто не отрицает наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главенствующей и применять ее нужно только строго индивидуально. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность «нарушителя» в целом. Разговор-наказание должен строиться по схеме: положительные эмоции (высокая оценка личности в целом) – отрицательные (анализ проступка) – и вновь положительные (выражение уверенности в том, что подобная ситуация не повторится).
4.Принцип рационального использования рабочего времени руководи-
теля. Исследования показывают, что из каждой сотни менеджеров лишь одному достаточно рабочего времени, десятерым требуется на 10 % больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25 % времени, остальным не хватает и дополнительных 50 %.
39
Типы связи (с примерами)
Любая работа требует общения. Являетесь ли вы фермером, писателем, инженером-программистом или строителем, наша взаимосвязанная экономика опирается на эффективную коммуникацию для удовлетворения широкого спектра ваших потребностей и желаний.
Вы можете даже не осознавать, как часто вы пользуетесь средствами связи на работе. Это связано с тем, что существуют разные типы и характеристики общения, некоторые из которых более тонкие, чем другие. Таким образом, все они играют важную роль в вашем профессионализме и успехе на рабочем месте.
Ключевые выводы:
Четыре типа общения: письменный, вербальный, невербальный и визуальный.
Четыре стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.
Улучшите свое общение, оценивая свои сильные и слабые стороны, практикуясь и активно слушая.
Лучшие коммуникаторы ясны, кратки, чутки и привлекательны.
- Важность общения
- Какие существуют четыре типа общения?
- Письменное общение
- Вербальное общение
- Невербальное общение
- Визуальное общение
- Типы стилей общения
- Советы по улучшению вашего общения
- Подпишитесь на дополнительные советы и вакансии 900 16
Показать больше
Важность коммуникации
Когда вы спрашиваете менеджеров по найму и рекрутеров, общение неизменно считается самым важным навыком межличностного общения, которым должен обладать кандидат на работу. Это первый шаг к тому, чтобы понять кого-то другого и быть понятым.
На рабочем месте общение важно, потому что:
Нужно быть продуктивным.
Компания не может двигаться вперед со своими планами без понимания проблем и целей.Когда связь нарушается, это может привести к вредоносным ошибкам, вызвать новые проблемы и поставить под угрозу вашу работу. Требуется ваша способность общаться с другими, чтобы понять, что нужно сделать и как это сделать.
Он строит отношения. Общение также является ключом к развитию отношений. Как и ваши друзья и семья, ваши профессиональные отношения зависят от того, как вы и ваши коллеги понимаете друг друга.
Помогает создать здоровое рабочее место. Здоровая рабочая среда будет иметь здоровое чувство общения между сотрудниками, где каждый чувствует, что его слушают и открыты для мыслей других людей.
Ради собственной выгоды практикуйте и развивайте свои коммуникативные навыки. Это сделает вас лучшим сотрудником, что, в свою очередь, откроет больше возможностей.
Если вы активно ищете работу, ваши коммуникативные навыки будут большим преимуществом для получения работы. В любом случае ваши коллеги и руководители признают способность, которая очень ценится и приветствуется.
Теперь давайте разделим общение на четыре основные категории и рассмотрим, как лучше всего использовать каждую из них.
Какие существуют четыре типа связи?
Четыре типа связи:
Письменный
Устный
Невербальный
Визуальный
Обратите внимание, что некоторые методы связи могут использовать два или более типа связи одновременно. Например, рассмотрите записку с письменным содержанием и графическими элементами или речь, в которой язык тела говорящего действует, чтобы подчеркнуть его устное сообщение.
Письменная коммуникация
Письменная коммуникация – это любая коммуникация, включающая письменное слово.
Это происходит каждый день при обмене электронной почтой и текстовыми сообщениями. Он также появляется, когда компании рассылают служебные записки, отчеты, счета-фактуры и информационные бюллетени. Чтобы получить работу, вы должны использовать свои навыки письменного общения для своего резюме и сопроводительного письма.
Фактически, именно в вашем резюме и сопроводительном письме ваш потенциальный работодатель получает первое представление о ваших навыках письма.
Письменное общение — это когда вы облекаете идеи в слова и числа. Одна из его самых сильных сторон заключается в том, что письменное общение может храниться как постоянная запись. Это важно понимать и помнить, потому что то, что вы записываете, может быть распространено и просмотрено многими другими.
На самом деле, письменное общение может происходить в течение длительного времени с участием многих людей. Простой текстовый чат может передаваться между двумя людьми, цепочка электронных писем может быть передана нескольким коллегам в течение недели, а книгу могут прочитать тысячи людей спустя годы после ее написания.
Для успешного профессионального письменного общения необходимо стремиться к совершенствованию нескольких качеств:
Тон. Следите за своим тоном. В отличие от других форм общения, ваш тон в письме не всегда может быть понят. Шутки и сарказм, в частности, чрезвычайно сложны. Если вы не чувствуете себя очень комфортно со своими коллегами и не хотите, чтобы ваши замечания были неверно истолкованы, лучше перестраховаться.
Помните, что ваши слова могут храниться в постоянной записи и могут вернуться, чтобы преследовать вас. В целом, в профессиональном письме ваш тон должен быть прямым и сердечным. Это будет держать дискуссию в фокусе.
Ясность. Никого не впечатлит, если вы используете громкие слова или много слов без причины. Это не обязательно делает вас более осведомленным, но на самом деле это может только усугубить ситуацию и запутать того, с кем вы разговариваете. Уважайте время людей и их понимание. Пишите четкими, прямыми заявлениями и по возможности избегайте технического жаргона.
Если вам нужно углубиться, подумайте о своей аудитории и объясните как можно более целенаправленно. Хороший совет — убедитесь, что ваше письменное сообщение имеет структуру. Создавайте логический поток информации и используйте как можно меньше слов, обеспечивая при этом ясность сообщения.
Редакция. Думая о тоне и ясности, просматривайте то, что вы пишете, прежде чем отправлять его. В профессиональных сценариях вы хотите представить себя в качестве эффективного коммуникатора. Потратьте столько времени, сколько необходимо, чтобы просмотреть свою работу. Если это возможно, попросите кого-нибудь еще прочитать ваше письмо, чтобы увидеть точку зрения со стороны.
Вербальное общение
Вербальное общение достигается посредством устной речи. Это может произойти на небольшом расстоянии, например, во время разговора или лекции, или на большом расстоянии, например, во время телеконференции или телефонного звонка. Как правило, задержка по времени практически отсутствует. Однако возможна ситуация, когда голосовые записи отправляются и прослушиваются позже.
Устное общение прекрасно, потому что это самый естественный выбор для нас. Разговор иногда может быть самым быстрым способом передачи информации, поскольку реакции людей происходят в режиме реального времени. Однако в профессиональной среде вы должны знать, как воспринимается ваше вербальное общение. Особое внимание уделяется:
Тон. Помните о своей аудитории. Непринужденная беседа с коллегами будет иметь другой тон, чем презентация для членов правления. Избегайте любых неуместных выражений или тем.
Ясность. Как и в письменном общении, ясность произнесенных вами слов будет влиять на то, как вас поймут. Лучший способ прояснить ситуацию — говорить уверенным голосом, который будет хорошо слышен в любом окружении, в котором вы находитесь.
Слушай. Вербальная коммуникация содержит множество обменов между ее участниками. К сожалению, многие не слушают во время разговора. Вместо этого они сосредотачиваются на том, что планируют сказать дальше.
Чтобы выделиться, используйте активное слушание. Вовлекайте и присутствуйте с другим говорящим и размышляйте над тем, что он говорит, чтобы показать, что вы слушаете.
Невербальное общение
Невербальное общение — самая тонкая форма общения. Вы можете даже не осознавать масштабы того, как невербальное общение может повлиять на разговор.
Он включает в себя использование языка тела и пространства для выражения мыслей и чувств невысказанными способами. В связи с этим невербальное общение обычно ассоциируется с вербальным личным общением.
Невербальное общение важно, потому что его воздействие может напрямую изменить то, как ваши слова интерпретируются аудиторией. Он основан на зрительном контакте, выражении лица, жестах, позах и расстоянии. Все факторы в совокупности определяют ваше невербальное общение.
Плохая невербальная коммуникация может уменьшить и даже свести на нет влияние других ваших форм общения. Например, вы можете произнести речь, которая соответствует всем критериям хорошего письменного общения. Это может быть краткий, логичный аргумент. Однако, если вы говорите с опущенной головой, хмуро и плохо одеты, ваши слова, скорее всего, будут проигнорированы.
Точно так же предположим, что вы разговариваете с коллегой и пытаетесь сделать несколько комплиментов, стоя слишком близко к собеседнику. В этом случае вы можете подумать, что вы дружелюбны, но они могут счесть вас агрессивным и расстроиться.
Невербальная коммуникация должна дополнять соответствующую устную и/или письменную коммуникацию, чтобы быть успешной. Воспользуйтесь следующими советами, которые помогут вам улучшить невербальное общение:
Будьте в курсе. Большая часть невербального общения является результатом наших внутренних мыслей и чувств. Если мы грустим или злимся, наше тело, скорее всего, покажет это независимо от слов, которые мы говорим.
Поэтому важно, чтобы вы регистрировали свои чувства.
Подходит. Ваша невербальная коммуникация должна соответствующим образом соответствовать любому сообщению, которое вы передаете. Если все сделано правильно, это усилит ваше сообщение и окажет более сильное воздействие.
Например, очень ценится дружеская беседа с открытой позицией и личным пространством, которое не слишком близко и не слишком далеко.
Мимик. Если вы не знаете, как себя вести, подражайте окружающим. Это позволяет вам вписаться и успокоить других. Не переусердствуйте и не копируйте всех в точности, а используйте их поведение в качестве основы для своих собственных действий.
Визуальная коммуникация
Визуальная коммуникация — это использование изображений для передачи сообщения. Мы постоянно видим визуальную коммуникацию в виде рекламных щитов, мемов, инфографики и таблиц содержания данных.
Это чрезвычайно полезные способы быстрого обращения к аудитории, которые очень полезны для визуалов и разных аудиторий, говорящих на разных языках.
На рабочем месте визуальная коммуникация — отличный способ внести поправки в презентацию или выделить важную информацию в документе. Тем не менее, вы должны учитывать определенные аспекты, которые делают визуальные эффекты подходящим инструментом, как и все другие формы коммуникации. К ним относятся:
Надлежащее размещение. Не переусердствуйте с визуальными эффектами. Слишком много визуальных элементов через некоторое время становятся белым шумом, и в этот момент вы также можете использовать текст. Кроме того, убедитесь, что ваши визуальные эффекты соответствуют теме и аудитории.
Эстетика. Убедитесь, что ваши визуальные эффекты приятны для глаз. Например, графики должны быть организованы таким образом, чтобы они четко передавали данные. Подумайте о том, как предупреждающие надписи и уличные знаки немедленно сообщают об их назначении.
Если вы не уверены в своих визуальных эффектах, попросите оставить отзыв. Коллеги могут быстро сказать вам, понимают ли они сообщение, потому что доступность — это самая сильная сторона визуальной коммуникации. Визуальная коммуникация должна доносить суть очень очевидным образом.
Если вы творческая личность, возможно, вы захотите использовать визуальную коммуникацию на рабочем месте. Это может послужить источником вдохновения для ваших интересов, и вполне возможно, что ваши коллеги и руководитель признают этот талант.
Типы стилей общения
Так же, как существует четыре типа общения, существует также четыре типа стилей общения:
Пассивный. Пассивные коммуникаторы более склонны слушать других и принимать предложения без особого возражения или даже участия. Они могут казаться равнодушными, но когда пассивный коммуникатор действительно заботится о теме, они склонны накапливать негодование по отношению к другим. Эта неспособность сообщить о своих потребностях или пожеланиях может привести к большому количеству недоразумений.
Пассивные коммуникаторы могут также демонстрировать некоторые проблемы с невербальным общением, поскольку они не могут установить или поддерживать зрительный контакт или проявлять почтение другими способами. Это люди, которым очень трудно сказать «нет» на любую просьбу.
Положительным моментом является то, что с пассивными коммуникаторами обычно легко ладить, поскольку они редко выражают противоположное мнение и склонны избегать конфликтов. Они также становятся отличными активными слушателями, когда людям просто нужно высказаться, не получая информации.
Агрессивный. Агрессивные коммуникаторы склонны доминировать в разговоре и говорить требовательно. Их язык тела, как правило, очень похож на альфа-самца, а зрительный контакт поддерживается скорее для устрашающего эффекта, чем для демонстрации внимательности.
Обратите внимание, что агрессивные коммуникаторы не всегда ужасные хулиганы. Иногда они являются эффективными менеджерами, лидерами и тренерами, которые требуют от своих подчиненных лучшего и часто добиваются лучших результатов благодаря такой тактике. Просто они обычно не привыкли к тому, что им говорят «нет», и в результате с ними может быть трудно работать.
Пассивно-агрессивный. Мы все знакомы с пассивно-агрессивным поведением и словами. Люди, которые общаются пассивно-агрессивно, обычно хотят, чтобы они могли говорить просто агрессивно, но их сдерживает отсутствие достаточного статуса, положения или уверенности в себе, чтобы бросить вызов другим.
Они также могут быть пассивными коммуникаторами, у которых просто накопилось слишком много обиды с течением времени. Эти люди пытаются ниспровергнуть других с помощью распространения слухов, саботажа и других детских средств мести в стиле средней школы.
Пассивно-агрессивное общение — это попытка выразить законную потребность или желание очень глупыми и косвенными методами.
Напористый. Это стиль общения, к которому мы все стремимся. Он прямой, но не грубый, и внимательный, но не подчиненный. Напористые коммуникаторы знают, чего они хотят и как выразить это честно, принимая во внимание то, как слушатели могут относиться к теме.
«Я»-утверждения — важная часть уверенного общения. Сосредоточившись на том, что вы чувствуете, и не предполагая, что чувствуют другие, вы берете на себя ответственность за свое поведение и слова, не обвиняя никого в этом.
Напористые коммуникаторы также знают, когда сказать «нет» на просьбу или отстаивать свою позицию в дебатах, не проявляя при этом непрофессионализма.
Советы по улучшению общения
Общение — это навык, который всегда можно улучшить. Великие профессионалы также являются отличными коммуникаторами, и даже некоторым из них пришлось поработать над своим мастерством. Независимо от того, чувствуете ли вы себя хорошо в общении, примите во внимание следующее:
Знай свои сильные и слабые стороны. Первый шаг к улучшению — понять, с чего начать. Будь то самооценка или обратная связь от другого человека, вы должны убедиться, что у вас есть честное представление о ваших коммуникативных способностях.
Знайте, над какой областью вы хотите работать. Возможно, вам нужно поработать над одним конкретным типом или стилем общения, или это может быть общая потребность научиться лучше общаться.
Найдите способ потренироваться. Если вы хотите улучшить свое общение, вам нужно применить свои навыки на практике. Тем не менее, вам нужна безопасная среда, в которой вы можете не бояться совершать ошибки. Например, если ваше письменное общение плохое, возможно, поработайте над написанием электронных писем друзьям и семье.
Наблюдать за другими. Подумайте о том, кто является лучшим коммуникатором, и посмотрите, как они себя ведут. Вы можете заметить, что они действительно хороши в том, чтобы быть ясными, краткими и чуткими со своей аудиторией.
Практика активного слушания. Слушание — это половина общения. Вы должны знать, с кем вы общаетесь. Это требует от вас внимательного слушания и понимания потребностей и желаний вашей аудитории.
Общение имеет решающее значение для здоровой и успешной профессиональной жизни. Работайте над своим общением как можно больше и постоянно проверяйте себя, чтобы увидеть, как у вас дела. Не принимайте общение как должное. Наверняка есть над чем работать.
Насколько полезен был этот пост?
Нажмите на звездочку, чтобы оценить!
Средний рейтинг / 5. Количество голосов:
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.
Понимание вашего стиля общения | UMatter
Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.
Пассивное общение
- Невыражение чувств или потребностей; игнорировать свои личные права и позволять это делать другим
- Уступка другим в принятии решений во избежание напряженности или конфликта
- Часто приводит к непониманию, накопившемуся гневу или обиде
- Может быть более безопасным вариантом общения, когда конфликт может перерасти в насилие
Примеры включают такие утверждения, как «Я согласен на все, что вы хотите сделать»; язык тела включает в себя неспособность установить зрительный контакт или смотреть вниз.
Агрессивное общение
- Выражение чувств, потребностей и идей за счет других; игнорирование прав других ради поддержки своих
- Обороняющийся или враждебный при столкновении с другими
- Часто отталкивает и причиняет боль другим
- Может помочь быстро удовлетворить ваши потребности
Примеры включают такие утверждения, как «это то, что мы делаем» или «преодолей это»; язык тела включает скрещивание рук, закатывание глаз или указание пальцем.
Пассивно-агрессивное общение
- Выглядит пассивным на поверхности, но тонко проявляет гнев
- Осуществление контроля над другими с помощью сарказма и косвенного общения или избегания разговора
- Ограниченное внимание к правам, потребностям или чувствам других
Примеры включают пассивные заявления и язык тела, за которыми следует «молчаливое обращение», распространение слухов и саботаж усилий другого человека.
Напористое общение
- Прямое, честное выражение мыслей и чувств
- Уважать чувства, идеи и потребности других, отстаивая при этом свои собственные
- Может быть неэффективным при взаимодействии с лицами, которые угрожают вашей личной безопасности
- Люди часто ошибочно воспринимают напористое поведение как агрессивное — в результате американцы и женщины часто ошибочно воспринимаются как
Примеры включают «я»-утверждения типа «Я чувствую… когда ты… и мне нужно, чтобы ты сделал…»; язык тела включает зрительный контакт, прямую позу и расслабленные жесты.