5 принципов Льва Выготского, которых не хватает современной школе
School vector created by pch.vector — www.freepik.com
Лев Выготский — одна из самых ярких звёзд отечественной психологии. Его работы, несмотря на частую критику в последние годы, лежат в основе образовательных программ по всему миру. Разбираемся: почему сформулированные в начале XX века принципы воспитания актуальны до сих пор.
Сформулированный Львом Выготским подход к изучению развития детей стал по-настоящему революционным и продолжает оставаться таким и сегодня. Но примечательны не только научные изыскания Выготского (учёный изменил одну букву в своей фамилии Выгодский, чтобы его не путали с однофамильцем), но и его биография сама по себе.
У него была масса профессиональных интересов, он глубоко разбирался в искусстве и иностранных языках. Выготский издавал книги, редактировал журналы, писал работы по литературе, а в начале 20-х годов прошлого века его главным интересом стала психология. Он работал во множестве лабораторий, проводил многочисленные исследования, в том числе с Александром Лурией, отцом-основателем российской нейропсихологии.
В итоге вокруг Выготского и Лурии объединились множество специалистов, так называемый круг Выготского — Лурии. Считается, что благодаря этой группе появилось и стало развиваться направление культурно-исторической психологии, а сам Выготский считается основоположником культурно-деятельностного подхода.
Его принципы и сейчас лежат в основе современных воспитательных и образовательных практик, используются в лучших западных практиках, включая знаменитое «финское образование».
1. Важно не то, что ребёнок уже умеет, а то, чему он может научиться
Kids vector created by pikisuperstar — www.freepik.com
Один из важнейших тезисов Выготского, который часто не учитывает современная системная школа, работающая на знания и оценивание, — это теория зон ближнего развития ребёнка. В каждом возрасте, утверждал психолог, ребёнок может усвоить лишь определённые знания. Не стоит требовать от пятилетки правильного решения уравнений, если к этому нет никаких видимых предпосылок.
Ориентироваться нужно на зону ближайшего развития ребёнка. Её можно представить как задачу, которую ребёнок пока не способен решить сам, но вот-вот сможет. Например, начинающий гимнаст не может подтянуться на первом занятии 10 раз подряд, но может 7–8. Это значит, что его зона ближайшего развития — 10 подтягиваний, которые пока он делает при помощи родителя или учителя. Но через пару тренировок он будет подтягиваться уже 10 раз, а его зона ближайшего развития сдвинется на два подтягивания вперёд.
То же самое происходит и с обучением в школе. Динамику развития ученика можно оценивать с помощью зон ближайшего развития: что-то ребёнок может изучать самостоятельно, а что-то — только с помощью родителя или учителя.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
2. Свободная игра — основа будущих успехов ребёнка
Kids vector created by macrovector — www.freepik.com
Выготский обосновал право ребёнка на игру, которое сейчас можно назвать краеугольным принципом всего дошкольного образования. Он показал, как связаны игра и развитие человека (то, что мы сейчас часто отнимаем у детей преждевременным погружением в навыки и умения).
При этом Выготский не воспринимал её как то единственное, что способен делать ребёнок. Он верил в силу, которая двигает человека вперёд. Игра ведёт за собой развитие мышления, памяти, воображения, метапредметности. Сегодня у нас есть научное обоснование, которое позволяет утверждать: если у ребёнка нет пространства для свободной игры в дошкольном возрасте, это влечет за собой дальнейшие проблемы в учёбе. Выготский говорил о них ещё сто лет назад.
Он разобрал игровую деятельность, наглядно показав, как она работает в становлении речи, помогает ребёнку действовать в познавательной ситуации, даёт ему возможность быть и чувствовать себя кем-то. При этом, говоря о том, что раннее погружение в «образование» не соответствует возможностям детей, он указывал и на то, что слишком позднее обучение тоже может быть плохо для ребёнка. Он определил не только нижний, но и верхний порог того момента, когда стоит начинать обучать детей.
«Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — всё это возникает в игре и ставит её на высший уровень развития».
3. Задача взрослых — помогать развиваться
People vector created by pch.vector — www.freepik.com
Все родители уверены, что школа помогает ребёнку «научиться дружить», а в детский сад его отводят, чтобы он социализировался. Согласно Выготскому, социализация действительно важнейший этап становления. Только заключается она не в том, что мы куда-то и зачем-то там отдаём ребёнка, а в культурном контексте. Именно он ведёт ребёнка дальше, помогает ему стать личностью с собственным «я».
Здесь принципиально важной оказывается среда, в которой находится ребёнок. Она включает в себя всех — от родителей до педагогов. И главной задачей любого важного для ребёнка взрослого становится оценка, но не абсолютной успешности (в понятной нам системе пятёрок и двоек), а относительной, то есть прогресса. И родители, и учителя должны помогать ребёнку в этом движении.
Так Выготский сформулировал один из основных принципов того образования, которое мы сейчас называем прогрессивным: важным в школе должно быть не то, чему ребёнок уже научился, а то, на что он ещё способен. В этой системе координат задачей педагога становится не дрессура, а развитие.
Вариантов взаимодействия может быть множество — под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве, ориентированное на ребёнка и его личность. Причём на это Выготский обращал особое внимание, говоря о том, что важны не системы, а судьбы. И школа должна сделать шаг от системного к индивидуальным вариантам развития.
«Дефекты школы могут сказаться в том, что ребёнок будет учиться вхолостую: он будет изучать научное понятие, но в спонтанных понятиях останется на том же уровне; он будет научное понятие усваивать чисто вербально, схематически, увеличивая расхождение между ними».
4. Оценки не рассказывают, чему же научился ребёнок
People vector created by pch.vector — www.freepik.com
Мы привыкли мыслить в рамках пятибалльной шкалы, но каждый знает, что пятёрки не равны друг другу, а тройки в дневнике часто инерционны. Они даже не показатель знаний, а маркер положения ребёнка в классе, внимания к нему педагога (или его отсутствия).
Говоря о развитии и возможностях детей, Выготский приводил простой пример из одного исследования. Сравнивали две группы: одни умели на момент поступления читать 20 слов в минуту, другие — пять; первые после года обучения умели читать 30 слов в минуту, а вторые — 15.
«По абсолютной успешности учитель будет считать лучшим учеником, конечно, ученика первой категории. А по относительной успешности эти ученики успели увеличить беглость чтения в полтора раза, в то время как ученики второй группы — в три раза, т. е. относительная успешность вторых по сравнению с первыми больше, тогда как абсолютная успешность их в два раза меньше по сравнению с первыми. Такое несовпадение абсолютной успешности с относительной поставило целый ряд очень важных проблем».
Анализируя успехи и уровень развития разных групп детей, Выготский говорит о том, что главным, по сути, должно быть умственное развитие ребёнка в школе.
«Сама по себе двойка есть только отрицательное описание состояния знаний программы у этих детей, но она не говорит, что же эти дети вообще получили в школе».
5. У каждого ребёнка есть желание учиться
School vector created by pch. vector — www.freepik.com
Почему же мы так часто вспоминаем Выготского именно сейчас? Во-первых, он сформулировал революционный тезис: врождённые способности влияют на развитие и самореализацию ребёнка, но не определяют их.
Он первым заговорил о тех принципах, лежащих в основе образования тех стран, которые стали образцами личностного, а не системного подхода. Учёба в них строится не на принципах зазубривания и подчинения. Наоборот, школа становится пространством, которое помогает ребёнку осваивать не только знания и навыки, но развивает его как личность, дает ему возможность двигаться вперёд. В ней оценивается не только ребёнок, а результат общего образовательного и воспитательного процесса.
Выготский был человеком, который первым сказал, что у каждого ребёнка есть шанс расти. Что даже те, кто кажется труднообучаемым, отличающимся или неспособным, могут успешно идти вперёд.
«В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребёнок будет хотеть всё видеть, если он близорук, всё слышать, если у него аномалия слуха, и хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание».
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
#воспитание #педагогика #дети #Лев Выготский #игровое обучение #школа #психология развития ребенка
Назад
«В раннем детстве дети не умеют лгать».
9 принципов воспитания от Льва ВыготскогоСоветский психолог Лев Выготский прожил 37 лет, и за это время успел внести гигантский вклад в развитие детской психологии. Трудные подростки, воспитание детей с особенностями, интеллектуальный возраст детей. Вот несколько тезисов из его работ.
1. Уступайте ребёнку, чтобы потом взять верх
В книге «Трудное детство» Выготский приводит пример, как ребёнок собирается выбросить ранец в окно и учительница спокойно разрешает ему это сделать. Ответ ставит ребёнка в тупик, и он не делает того, что собирался. Разрешайте делать ребёнку то, чего он совсем не ожидает. Вполне возможно, что после этого он потеряет интерес к тому, что задумал, и переключится на что-то другое.
«Своим ответом, как бы уступая ребёнку, учительница сразу в корне подрезает эту реакцию и тем самым ставит его в затруднительное положение. И всякий такой пример воспитания, всякий такой ход рассчитан на то, чтобы, понимая психологические корни той или иной реакции или установки ребенка, внешне приспособиться к его недостатку, а потом взять над ним верх, то есть уступить ему для того, чтобы наступать на него».
2. Позвольте ребёнку почувствовать себя главным
Да-да, чтобы справиться с неуправляемым ребёнком, иногда стоит сделать его главным. Например, обязать его что-то организовать или за что-то отвечать. Тут, главное, не пропустить момент вседозволенности и аккуратно направить энергию ребёнка в нужное русло. Такой способ называется «методической диалектикой» — когда иногда нужно сделать противоположно желаемой цели, чтобы добиться нужного результата.
«Вы предлагаете ему роль организатора в классе, делаете его вожаком группы, и в группе наступает относительное благополучие. Относительное, потому что такой ход очень опасен, если вы вовремя не завладеете этим вожаком. <…> Но если вы ребёнка, который стремится к известному положению в группе и выражает это в срыве занятий, не поставите в такое положение, тогда это его чувство найдёт выход. Если вы разбиваете его в упрямстве самодержца, он пойдёт по тому руслу, которое для вас выгодно».
3. Даже у трудных есть плюсы и таланты, рассмотрите их
Взрослые часто замечают только плохое. Забывают похвалить или сказать, а вот сделать лишний раз замечание или поругать — не забудут никогда. А ведь на самом деле даже у трудных подростков есть свои плюсы, а Выготский считал, что «трудновоспитуемые дети» особенно талантливы стороны — главное, разглядеть эти таланты и постараться развить.
«Старое наблюдение говорит о том, что трудновоспитуемые дети нередко даровиты, хотя в этих случаях приходится сталкиваться с детской ложью, упрямством. <…> На деле эта проблема бесконечно трудна, потому что если развитие пошло по неверному пути, то целый ряд органических и внешних сил и обстоятельств, в том числе случайных, способствует тому, что развитие пойдет именно в этом направлении».
4. Превратите недостаток ребёнка в его достоинство
Выготский подробно рассматривает такое понятие, как сверхкомпенсация: «Сверхкомпенсация была бы волшебным, а не биологическим процессом, если бы она всякий недостаток обращала в достоинство». Например, введение вакцины. В этот момент организм мобилизует все силы и выделяет больше «противоядия», чем нужно. Таким образом, в будущем мы защищены от болезни. Получается, что любой недостаток можно в той или иной степени обратить в достоинство.
«В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха, и хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание».
5. Ребёнок плохо себя ведёт не просто так
На это всегда есть причина. То есть ребёнок не обязательно сразу «психически болен» и уж точно не нужно сразу тащить его к психиатру или психоаналитику, чтобы разобраться. Попробуйте для начала поговорить с ним и проанализировать, когда и при каких обстоятельствах ребёнок начинает устраивать бесчинства. Только в школе или когда вы ездите к бабушке в деревню. Выготский убежден, что среда тоже влияет на поведение, но говорить о психических отклонениях только на её основе — нельзя.
«Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики ребёнка, часто коренится в бессознательном, к изучению трудновоспитуемого ребенка следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии. Однако метод психоанализа в его классической форме неприменим при изучении трудного ребенка».
6. Позвольте ребёнку играть — это основа его взрослой жизни
Игра — одна из форм воспитания, направлена на будущее ребёнка. Выготский считает, что именно игры закладывают основные принципы ребёнка и готовят его ко взрослой жизни. Например, когда ребёнок двух лет неосознанно, например, качает куклу, ухаживает за ней, повторяя за мамой или проецируя её действия, которые она совершала с самим ребенком.
«Игра — как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из её направленности на будущее. Она возникает из недостатка прирожденных реакций для выполнения сложных жизненных задач. Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие».
7. В раннем детстве ребёнок не умеет обманывать
Как доказательство этого факта Выготский приводит весьма любопытный опыт: ребёнок двух лет легко повторяют за взрослыми фразы «Курица идёт», «Собака бежит». Но если перед ними посадить некую Таню и сказать «Таня идёт», в тот момент, когда Таня сидит, ребенок не сможет повторить. Дело в том, что сенсорная и моторная функции в этом возрасте сильно связаны, поэтому малыш ещё не способен выдумывать.
«То, что он видит, действует на него гораздо сильнее, и потому его слова не могут разойтись с действительностью. Это объясняет один из фактов, на который давно обращено внимание исследователей: в раннем детстве ребёнок почти не может лгать. Только к концу раннего детства возникает у ребенка самая элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле. Он пока не способен и к выдумке».
8. Позднее развитие так же плохо, как и раннее
Выготский считал, что определение реального уровня развития ребенка — важнейшая задача, чтобы понимать отклонения в развитии. В пример он приводит мальчиков восьми лет. Детям давали задачи не по возрасту. Один из детей справился с задачами, рассчитанными на 9-летнего ребенка, а второй с задачами для 12-летнего. То есть один мальчик опережает свой уровень развития на год, а второй мальчик — на четыре года.
При этом есть оптимальные сроки для обучения ребёнка. Так, к примеру, 4-месячного нельзя научить говорить, а двухлетнего — невозможно научить грамоте. Дело в том, что мозг ребёнка еще не созрел для таких действий. Отсюда некоторые ученые сделали вывод, что чем позже начать обучать ребенка, тем легче ему будут даваться навыки. Но на практике это не так. Если начать ребенка учить говорить только в три года, а учить грамоте в 12, то будет слишком поздно.
«Если бы существовал только нижний предел для возможности обучения в определенном возрасте, мы могли бы ожидать, что чем позже начинается соответствующее обучение, тем легче оно должно даваться ребенку и тем оказываться плодотворнее, ибо в более позднем возрасте мы встречаемся и с большей степенью зрелости предпосылок, необходимых для обучения. На деле это неверно. Слишком позднее обучение так же трудно и малоплодотворно для ребенка, как и слишком раннее. Очевидно, существует и верхний порог оптимальных сроков обучения с точки зрения развития ребенка».
9. Не мешайте ребёнку исследовать мир
Маленькие дети любопытны от природы и открыты для всего нового. Если ребёнок видит коробочку, то непременно нужно её открыть. Вещи притягивают детей, они хотят изучить их. Главное, не мешать это делать.
«Известный повелительный характер всякой вещи присущ какой-то аффект, настолько побудительный, что он приобретает для ребенка характер „принудительного“ аффекта, и поэтому ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, как бы в силовом поле, где на него действуют все время вещи, притягивающие и отталкивающие. У него нет равнодушного или „бескорыстного“ отношения к окружающим вещам <…> лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь, чтобы он ее закрыл и открыл, колокольчик чтобы он в него позвонил коробочка, чтобы он ее закрыл и открыл; круглый шарик, чтобы он его покатил».
В материалы приведены цитаты из работ Выготского «Вопросы детской психологии», «Развитие трудного ребёнка и его изучение», «Дефект и сверхкомпенсация» и «Трудное детство».
Иллюстрации: Shutterstock (Nata Kuprova, Nataliia Pyzhova, Natalia Andreychenko, Iuliia Kazakova, annaveroniq, Tina Bits, Faenkova Elena, Super Cat, OlyaSenko, Le Panda)
Философия образования Выготского — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Лев Выготский (1896–1934) входил в группу ученых-революционеров, работавших в начале ХХ века над созданием новой школы советской психологии. Сам Выготский за свою короткую жизнь создал внушительный корпус работ. Ему приписывают создание основ культурной психологии и культурно-исторической теории, в которых подчеркивалось, что человеческие изменения и развитие, особенно развитие нашего мышления, находятся под влиянием общества и культуры. Эта теория широко исследовалась в отношении образования, а также оказала поддержку таким областям, как позитивная психология. Его работы были репрессированы при сталинском режиме, и многие его теории не получили широкого распространения до 19-го века.80-е годы. Поскольку Выготский развивал свою работу в совершенно ином социальном, культурном и политическом контексте, важно приспособить и переконтекстуализировать его работу для нашего времени и ситуации.
теории образования ВыготскогоКак и Пиаже, Выготский подчеркивал обучение как процесс создания смысла, хотя культурно-исторический подход Выготского к человеческому мышлению характеризуется упорством в том, что как личности, так и социокультурного явления. В то время как он подчеркивал социальные, культурные и исторические влияния на мышление, Выготский также сохранял внимание к личности, с его концепцией зона ближайшего развития , например (подробнее об этом ниже).
Согласно теории Выготского:
Человеческая деятельность находится в социокультурной, исторической среде, а является опосредованной посредством инструментов4
0 и 4 знаков. Все действия человека, включая мышление, опосредованы материальными и символическими объектами (инструментами и знаками), которые созданы культурой и социально используются. Например, словесное объяснение значения слова или процедура научного эксперимента работает, чтобы опосредовать (вмешаться, повлиять или изменить) мышление учащегося. То, как учащиеся думают, решают проблемы и используют концепции, связано с их социальным и культурным контекстом.
Студенты ’ развитие га s социальное происхождение. Выготский видел новые когнитивные способности учащихся, особенно высшие психические процессы, такие как решение проблем, логика и формирование понятий, как возникающие сначала во взаимодействии с другими, прежде чем учащиеся воспримут их самостоятельно. Например, учитель может помочь учащемуся решить математическую задачу со словами, работая над набором вопросов, чтобы определить, что они знают и что им нужно выучить. В следующий раз, когда учащийся сталкивается с похожей проблемой, он или она прокручивает в уме те же вопросы, и вопросы становятся инструментом мышления учащегося.
Посредничество различных видов имеет решающее значение для психологического и социального развития человека. Все виды социальных процессов и культурных ресурсов используются людьми в их мышлении, и школы являются основным источником для ознакомления учащихся со многими различными посредническими средствами, такими как инструменты и артефакты, системы символов и специализированный дискурс. Например, понятия и язык, относящиеся к дисциплине, могут помочь учащимся говорить о явлениях, которые они замечают в науке, а числовые сетки и квадраты в математике — это инструменты, которые облегчают детям понимание взаимосвязей между числами.
Обучение предшествует развитию . Выготский считал обучение ведущим развитием (а не зависимостью от него). Обучение создает условия, необходимые для развития, поэтому обучение должно быть направлено на следующий этап развития ребенка. (ZPD)0004 . ZPD описывает обучение , на которое способен отдельный учащийся, которое выходит за рамки того, чего он или она может достичь самостоятельно (оно является «ближним»). Учащиеся могут осваивать только те знания и навыки, которые относятся к их конкретной ZPD, и им потребуется поддержка и помощь более способного сверстника, учителя или других посреднических ресурсов, таких как словари, числовые линии и диаграммы.
Научные концепции строятся на повседневных концепциях и преобразуют их . Бытовые или спонтанные понятия (‘собака’, ‘ящерица’) основаны на нашем повседневном восприятии мира, каким он предстает через наши органы чувств, в то время как научные понятия (‘млекопитающие’, ‘рептилии’) более систематичны, поэтому их можно легче обдумывать и манипулировать. Например, понимание геометрического понятия «круг» основано на опыте учащихся с монетами, колесами и пиццей, но позволяет получить более общее представление о форме.
Что е эмпирическое свидетельство существует ли эта философия на практике?Исследования действительно показывают, что в целом посредничество улучшает языковые и мыслительные навыки 1 . Что касается конкретно теории посредничества Выготского, исследования показали, что посредническое обучение может привести к улучшению мыслительных навыков, производительности и способности к самостоятельному обучению 2 , а также к самостоятельному решению проблем и решению новых задач 3 . Имеются также некоторые данные, подтверждающие использование ZPD в обучении 9.0099 4 .
Влияние Выготского i на педагогическую практикуТеория Выготского и, в частности, идея ZPD, оказали влияние на различные образовательные практики, включая взаимное обучение и создание лесов. Можно также считать, что теория Выготского оказала влияние на ключевые методы, такие как оценивание для обучения, в то время как большинство учителей осознают, что извлекают выгоду из культуры, сообщества и среды учащихся как факторов, влияющих на их обучение и развитие. подход к знаниям.
ПодмостиЦель подмостей (это не термин Выготского) состоит в том, чтобы предложить помощь, чтобы убедиться, что учащийся успешен в обучении, поэтому она имеет сильные параллели с концепцией посредничества Выготского в ZPD. Вместо того, чтобы адаптировать задачу, строительные леса помогают учащимся выполнить ее одним или несколькими из следующих способов:
- моделирование необходимого мышления или поведения
- упрощение роли учащегося посредством вмешательства
- структурирование решения задач путем уменьшения степеней свободы
- выделение критических особенностей задачи
- предоставление учащимся площадки для обсуждения их идей
На самых ранних этапах ZPD учащемуся нужна последовательность простых и точные инструкции. Они понимают задачи и директивы в результате их выполнения под руководством (‘производительность важнее компетентности’). По мере того, как они начинают понимать, им может понадобиться только поддержка или подсказки. В школьной среде под созданием каркаса часто понимают предоставление рамок (таких как начальные предложения или ряд заголовков), рабочих примеров, четких критериев эффективности или рекомендаций, которые помогают учащимся структурировать свое обучение. Важно убедиться, что эти более фиксированные и предопределенные каркасы конкретно реагируют на ZPD каждого учащегося, как и предполагал Выготский.
Совместное обучениеСовместное обучение позволяет получить поддержку большему количеству учащихся, чтобы они достигли более высокого уровня компетентности, чем это было бы возможно, если бы учитель был единственным посредником. Учащихся необходимо тщательно объединять в пары, и им может потребоваться инструктаж, чтобы они могли эффективно помогать друг другу. Взаимное обучение также может включать в себя студентов, играющих разные роли в одной и той же задаче. Например, при изучении второго языка можно объединить учащегося, у которого есть сильные словарные запасы, с учащимся, у которого есть сильные стороны в грамматике.
Фонды знанийПодход «фонды знаний» к обучению устанавливает социальные отношения с семьями, чтобы облегчить понимание того, как домашняя жизнь учащихся может способствовать их обучению в классе. Фонды знаний — это стратегии, приспособления и знания, которые семьи развивают, чтобы помочь им в повседневной жизни, и которые можно использовать в качестве основы для изучения академических концепций и процедур в классе. Например, если учителя узнают, что семья занимается выращиванием и сбором лекарственных растений, они могут связать эти ботанические знания с учебной программой по естествознанию в классе.
Оценка для обучения ( AfL )AfL – это педагогика, в которой учителя и учащиеся вместе оценивают текущую успеваемость учащегося и согласовывают стратегии устранения пробелов в том, что им нужно знать или делать, чтобы работать лучше. Таким образом, он представляет собой пример того, как учащийся продвигается вперед по сравнению со своим текущим уровнем успеваемости при поддержке более знающего взрослого. Однако там, где разговоры об AfL ограничены заранее установленными целями и задачами, регулируемыми процедурами суммативного оценивания и необходимостью помочь учащимся достичь определенных оценок и результатов, может быть меньше совпадений с концепцией ZPD Выготского, которая является более индивидуальной, совместной. построена и открыта для намерений и мотивов учащегося.
Взаимное обучениеВзаимное обучение связано с концепцией ZPD. Он используется при обучении чтению, когда часть текста читается вслух или про себя, прежде чем «лидер обучения» помогает группе понять прочитанное, используя определенные стратегии чтения (вопрошание, уточнение, подведение итогов и прогнозирование). Учитель является первым лидером в обучении и моделирует использование стратегии, прежде чем каждый ученик возьмет на себя ответственность быть лидером в обучении. Цель состоит в том, чтобы учащиеся контролировали собственное понимание и усвоили некоторые стратегии для улучшения понимания.
Диалогическое обучениеТеория Выготского использовалась для привлечения внимания к интерактивным и совместным организациям преподавания и обучения, которые побуждают учащихся учиться в ходе социального взаимодействия со сверстниками и с учителем. Диалогическое обучение фокусируется на совместном конструировании знаний в социальных условиях, когда учащиеся учатся использовать определенные стратегии рассуждения и аргументации, характерные для конкретных областей знаний, а также вербально разрабатывать, сравнивать и обсуждать свои развивающиеся концепции.
Ссылки и дополнительная литература
DeVries, R. (2000). Выгостский, Пиаже и образование: взаимное усвоение теорий и образовательных практик. Новые идеи в психологии, 18, 187-213.
Флавиан, Х. (2019). Посредничество и развитие мышления в школах: теории и практики для педагогов. Emerald Publishing Ltd.
Молл, Л. (2014 г.). Л. С. Выготский и образование. Рутледж.
Мур, А. (2012). Преподавание и обучение: педагогика, учебная программа и культура. Рутледж.
Выготский Л. С. (1978). Психика в обществе: Развитие высших психических процессов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Выготский Л. С. (1934/1986). Мысль и язык . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Примечания
[1] Флавиан, 2019.
[2] Флавиан, 2019.
[3] Flavian, 2019.
[4] Moll, 2014.
от доктора Вики Харгрейвес
Подготовлены к образовательному центру
DR Vicki Hargraves
Vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins vickiins. серии, а также отвечает за создание многих наших обзоров исследований ЕЭК. Вики — учительница, мать, писатель и исследователь, живущая в Мальборо. Недавно она защитила докторскую диссертацию, используя философию для изучения творческих подходов к пониманию дошкольного образования. Она вдохновлена разнообразием доступных исследований в области образования и стремится сделать их доступными и полезными для учителей.
Полное руководство по теориям обучения Льва Выготского
Имя Льва Выготского хорошо известно большинству учителей, его работы легли в основу современных исследований в области образования, основанных на фактических данных.
Каковы теории обучения Выготского?
- Зона ближайшего развития
- Область понимания, выходящая за пределы того, что они знают, но способны учиться
- Более осведомленный Другой
- Человек, проводящий обучение, родитель или учитель
- Подмости
- Структура, предназначенная для формирования понимания вокруг, которая удаляется по мере обретения уверенности
- Теория социального обучения
- Процесс, посредством которого учащиеся переходят от мышления вслух к использованию внутренней речи к речи узнать
Кем был Лев Выготский?
Лев Выготский 1896-1934Влияние Льва Выготского в области психологии развития тем более необычайно, что его относительно короткая жизнь оборвалась из-за туберкулеза в возрасте 37 лет. 0005
Выготский родился в 1896 году в еврейской семье среднего достатка в дореволюционной России и с юных лет демонстрировал интеллектуальные способности. Его формальное образование включало домашнее обучение, посещение еврейской школы, а затем поступление в Московский университет по системе квот, которая гарантировала, что три процента принятых студентов были евреями.
Его интеллектуальные интересы в то время были самыми разнообразными, включая психологию, но не ограничиваясь ею. Однако, когда ему было около 20 лет, он сосредоточил свою научную работу на психологии, защитив диссертацию в 1919 г.25 по психологии искусства (типично междисциплинарная тема для мыслителя с такими широкими и разнообразными интересами).
Он получил степень заочно из-за резкого рецидива туберкулеза, который едва не унес его жизнь. Хотя он выздоровел после этого эпизода, болезнь унесла его жизнь менее чем через десять лет, в 1934 году.
Чем известен Выготский?
Зона ближайшего развития (ZPD), Другие более осведомленные (MKO), Строительные леса и Теория социального обучения. Все это описано в этой статье.
Ключевые понятия Выготского:
Зона ближайшего развития
Зона ближайшего развития (ЗБР) — это термин, обозначающий область знаний, выходящую за пределы того, что человек в настоящее время имеет, но способен воспринять. Чаще всего используется в отношении детей, он описывает те концепции, которые ребенок способен усвоить и которые находятся в пределах его досягаемости, но еще не усвоены.
Если представить ЗБР как зону, окружающую текущее понимание ребенка, то нижняя граница — это точка, в которой ребенок может достичь понимания своими собственными усилиями. Верхний диапазон зоны — это понятия, которые ребенок способен понять, но которые находятся вне досягаемости, если другая сторона не вмешается, чтобы помочь ребенку в получении этих знаний.
Ключевым ответвлением этой концепции является то, что обучение не основано исключительно на развитии когнитивных способностей ребенка до обучения. Скорее, сам процесс обучения способствует когнитивному развитию.
Что приводит нас к:
Больше Знающих Других
Идея «Более Знающих Других» (МКО) работает рука об руку с концепцией ZPD. Этот человек, как следует из самого термина, знает больше об изучаемом понятии, чем ребенок.
Наиболее очевидными примерами таких людей являются родители и учителя, но они не ограничиваются этими группами и не обязательно должны быть взрослыми. Сверстники также могут быть MKO, если они лучше владеют концепцией, чем ребенок.
МКО служит средством, с помощью которого ребенок может изучать и понимать понятия, которые он не смог бы понять, если бы был предоставлен самому себе. Именно благодаря этому процессу когнитивное развитие происходит посредством обучения, а не чего-то, что должно произойти до процесса обучения. Достижение способности изучать концепцию и обучение могут происходить одновременно, а не одно за другим.
MKO — это основной способ, с помощью которого ребенок может расширить свое понимание за пределы своих нынешних способностей, предоставляя рекомендации и обратную связь.
Как ZPD, так и MKO можно ретроспективно рассматривать как метакогнитивные стратегии.
Выготский Строительные леса
Часть ЗПД, Строительные леса включает деятельность, предусмотренную МКО. Эти действия поддерживают учащегося при прохождении ZPD.
Уровень поддержки постепенно снижается по мере того, как ученик становится более компетентным и уверенным в себе. Это известно как строительные леса, поскольку это аналогично тому, как строительные леса снимаются со здания по мере завершения строительства.
В конце концов, все строительные леса убраны, и учащийся снова может выполнить задание самостоятельно.
Леса Выготского также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Розеншайн.
Узнайте больше о строительных лесах.
Выготский Теория социального обучения
Выготский о языке и мышлении
Возможно, самые драматические и далеко идущие идеи Выготского были сосредоточены на роли языка в отношении к мышлению и сознанию.
Выготский считал, что в то время как ребенок изучал внешний язык (то есть разговорный и, в конечном итоге, письменный язык) в молодом возрасте, это использование языка в конечном итоге интернализировалось и создавало ментальный ландшафт самого сознания.
На ранних стадиях дети буквально «думают вслух», используя разговорный язык, чтобы улавливать понятия и рассуждать на их основе. Однако это все больше становится внутренним процессом («внутренней речью»), что в конечном итоге приводит к когнитивным процессам, зависящим от языка, но уже не очень похожим на внешний язык устных и письменных слов.
Тем не менее, как продукт лингвистического развития, мысль (включая сознание в его более узком смысле полного самосознания) в конечном итоге была создана социально.
Выготский о личности и обществе
Когда раскроются следствия этих идей, легко увидеть, как Выготский пришел к такому взгляду на отношения между индивидуумом и обществом, как он это сделал.
Для Выготского индивидуум не был ни самодостаточным агентом, ориентирующимся в социальном мире, ни набором воплощенных ответов на окружающие его стимулы, созданными обществом. Скорее, индивидуум и общество существовали в интерактивных отношениях, когда одно влияло на другое.
Общество сильно повлияло на развитие отдельных людей, что затрудняет определение универсальных моделей развития. Однако индивид не был пассивным участником этого процесса, а мог (в большей или меньшей степени) влиять на окружающую его социальную среду.
Кто повлиял на Выготского?
Барух Спиноза
Самое глубокое философское наследие Выготского принадлежит Баруху Спинозе, голландскому философу XVII века. В частности, Выготский опирался на интерес Спинозы к теме сознания и роли эмоций в мышлении.
Карл Маркс
Выготский также находился под влиянием философии Карла Маркса, чье внимание к связям между материальным миром и человеческим мышлением оказало большое влияние на Выготского, особенно в начале его карьеры.
Кроме того, идеи Зигмунда Фрейда и Ивана Павлова подготовили почву для Выготского. Хотя тоже современники, эти два мыслителя были значительно старше Выготского.
Зигмунд Фрейд
Акцент Фрейда на важности детского опыта в становлении личности и роли эмоций в сознании предвосхитил внимание Выготского на развитии детства и месте чувств в познании.
Иван Павлов
Интерес Павлова к взаимодействию между внешними символами и внутренними состояниями ума может быть связан с представлениями Выготского о социальной роли языка в создании сознания. Что еще более важно, интерес Павлова к применению психологических открытий к теории научения во многом совпадает с интересом Выготского.
Кем были современники Выготского?
Короткая жизнь Выготского совпала с жизнью таких известных психологов, как Фрейд, Павлов, Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Вольфганг Келер и Б. Ф. Скиннер. Однако самым известным современником Выготского был Жан Пиаже.
Пиаже против Выготского
Они не только принадлежали к одному поколению психологов и имели схожие интересы, но и их идеи предлагают четкое исследование контрастов. Хотя оба они разделяли живой интерес к тому, как развивается мышление у детей и как происходит обучение, они пришли к существенно разным выводам по ряду вопросов.
Пиаже уделял больше внимания взаимодействию со сверстниками как средству когнитивного развития, чем Выготский. Как отмечалось выше, Выготский определенно считал, что взаимодействие со сверстниками может иметь решающее значение, но прежде всего в той мере, в какой сверстники играли роль «более знающего другого».
Эту роль чаще всего играли важные взрослые в жизни ребенка, такие как родители и учителя.
У этих двоих также были разные представления о роли общества в формировании личности. Как мы видели, Выготский считал, что общество играет ключевую роль в развитии и что природа этой роли различается от культуры к культуре. Однако Пиаже считал, что развитие носит более универсальный характер.
Несмотря на влияние общества, когнитивное развитие шло относительно стандартным путем независимо от социального окружения человека.
Ответвлением этого является то, что Пиаже сформулировал систематизированную серию шагов, через которые, по его мнению, проходило развитие, в то время как Выготский считал этот процесс слишком гибким и изменчивым, чтобы его можно было разбить на стандартные шаги, которые всегда следовали друг за другом в предсказуемом порядке.
Возможно, наиболее важным был тот факт, что теории Пиаже относительно мало говорили о роли языка в когнитивном развитии, в то время как у Выготского она занимала центральное место.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о Piaget
Наследие Выготского
Влияние Выготского было минимальным в течение первых нескольких десятилетий после его смерти. Его идеи не ладились с советскими мыслителями, которые часто критиковали их. За пределами СССР было доступно несколько переводов с русского языка. Прежде всего, ранняя смерть Выготского оставила незавершенными многие важные аспекты его зрелой мысли.
Хотя его работы были известны за пределами его родины, Выготский не пользовался большим влиянием за пределами круга последователей в СССР.70-х и 1980-х годов. В частности, его идеи повлияли на ряд мыслителей об обучении в классе.
Например, на теорию когнитивных инструментов Кирана Игана повлияла работа Выготского.
Однако не обошлось без вопросов. Незавершенность более поздних работ Выготского привела к тому, что многие «выготскианские» концепции имеют сомнительное отношение к его фактическим письменным работам, а либеральные — даже фантастические — разработки его идей подпадают под лозунг «выготских исследований».
Однако вне зависимости от того, сформулировал ли сам Выготский идеи, возникшие после его смерти и связанные с ним, или нет, его работа, безусловно, послужила катализатором дальнейших размышлений в области развития и обучения детей.
Применение работ Выготского в образовании
Идеи Выготского приобретают все большее значение в последние несколько десятилетий в области образования.
Учитывая центральную роль «более знающего другого», концепции Выготского придают особое значение роли учителя как катализатора не только обучения, но и когнитивного развития.
Конкретным примером подхода Выготского к обучению является концепция «строительных лесов», при которой учащийся сначала изучает понятия и навыки, которые затем позволяют ему достичь второго, более высокого уровня понятий, и так далее, пока, наконец, не овладеет достижения общего навыка или идеи.
Именно благодаря этому процессу учащийся продвигается по ZPD, изучая не только содержание, но и *как изучать* содержание, что позволяет ему достичь более высоких уровней понимания.
Другим конкретным применением является использование взаимного обучения. Как уже отмечалось, «МКО» не обязательно должен быть учителем для взрослых. Сверстники, которые лучше разбираются в теме или имеют более развитые навыки, могут выступать в роли MKO, помогая одноклассникам достичь большего мастерства. В идеале, взаимное обучение включает в себя группы, в которых каждый человек может быть «MKO» в отношении какого-либо аспекта концепции или навыка, при этом каждый вносит свой вклад в обучение своих сверстников.
Одним из ответвлений важности сверстников в развитии является значение игр в классе, включая (но не ограничиваясь) образовательные игры.
Выготский предположил, что игра — это по своей сути полезная деятельность, не зависящая от каких-либо конкретных понятий, усвоенных в процессе.