Воспитание в психологии это: воспитание | это… Что такое воспитание?

Содержание

воспитание | это… Что такое воспитание?

   ВОСПИТАНИЕ (с. 125)

   Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Свою лепту в эти рассуждения внесли философы, теологи, литераторы и моралисты всех времен. Ведь все они так или иначе размышляли о сущности человека, о смысле его существования, или, иными словами, о тех идеалах, к которым должно быть устремлено развитие личности, и соответственно о тех средствах, которые должны способствовать развитию в этом направлении. Изречения о целях, задачах и приемах воспитания можно отыскать в наследии любого мыслителя, от Конфуция до Сартра.

   К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце XIX в., и до наших дней, до начала XXI, эта проблема была и остается остро дискуссионной.

   Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Лежка (1632-1704) и Жана Жака Руссо (1712-1778). Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

   Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена». А каково, скажите, тем, кого судьба обделила благородным происхождением? Хоть ты и наделен врожденным разумом и стремлением к счастью, джентльмен с тобой церемониться не будет! Не правда ли, очень похоже на декларативный эгалитаризм наших дней?

   В противоположность взглядам Локка, французский философ Руссо (которого также относят и к великим педагогам) в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка.

Небезынтересно, что в личном опыте самого Руссо его теория оказалась заострена до абсурдной крайности: о воспитании нескольких своих внебрачных детей он не проявил ни малейшей заботы, все они были отданы в приют.

   Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями.

   Психологические теории, не замедлившие появиться после институционализации психологии в качестве самостоятельной науки, отличались, казалось бы, большим разнообразием. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что фактически любая из них либо явно тяготеет к одному из названных подходов, либо представляет собой более или менее (но никогда не всецело) успешную попытку их примирения.

   Одна из самых ранних собственно психологических концепций воспитания (назвать ее теорией было бы некоторым преувеличением) была выдвинута в 80-х гг. XX в. У.Джемсом и представлена им американским педагогам в цикле лекций, опубликованных впоследствии под названием «Беседы с учителями о психологии». Джемс писал: «Оно [воспитание] сводится в конечном счете к организации в человеке таких средств и сил для действия, которые дадут ему возможность приспособляться к окружающей социальной и физической среде». И далее: «Словом, воспитание лучше всего может быть определено как

организация приобретенных привычек поведения и наклонностей для действия [курсив автора]». В практическом плане Джемс предлагал конкретные рекомендации по формированию полезных привычек, которые как результат воспитания и призваны составить достоинства зрелой личности.

   Неудивительно, что многие исследователи относят Джемса к предтечам поведенческой психологии (хотя сам он активно оперировал понятием сознания, от которого поведенческая психология категорически отреклась). Идея формирования целесообразных форм поведения высказана им задолго до появления бихевиористского манифеста Дж. Уотсона. Но именно у Уотсона получил свое крайнее выражение подход к воспитанию как к формированию «правильных» реакций. «Психологический уход за ребенком» Уотсона стал одним из первых психолого-педагогических бестселлеров XX в. В этой работе и многочисленных публичных выступлениях основатель бихевиоризма отвергал какие бы то ни было природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести вовне — на приемы поощрения одних реакций и подавления других, к чему, собственно говоря, и сводился весь процесс воспитания. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно… » Причем это уже не были умозрительные рассуждения, соответствующая воспитательная стратегия была апробирована Уотсоном на реальных детях, более того — на своих собственных. Объективности ради к этому следовало бы добавить, что его вторая жена, мать этих «испытуемых», решилась выступить с собственной печатной работой, которую назвала «Я — мать сыновей бихевиориста». В самом названии сквозит некоторая отстраненность от педагогического подхода ученого мужа и отца.

Миссис Уотсон (как, наверное, любая нормальная женщина) не могла одобрить практику воспитания посредством дрессировки. А каковы же оказались плоды такого механистического подхода? Что касается сыновей Джона Уотсона то их судьба незавидна. Один уже в зрелые годы покончил с собой (слишком ломкой оказалась личность, вылепленная по отцовским формулам), другой долгие годы лечился у психоаналитиков, чьи усилия, как известно, направлены на исцеление полученных в детстве душевных травм.

   Тем не менее поведенческая воспитательная доктрина долгие годы господствовала в американской педагогике. Впрочем, не только в американской. Игнорирование внутренней детерминации становления личности оказалось чрезвычайно созвучно эгалитаристской доктрине, возобладавшей в XX в. на экспериментальной шестой части земной суши. Причем в начале века даже заимствовать американский опыт не понадобилось — бихевиористов было достаточно своих (разумеется, звать их предпочитали иначе). Тезис Уотсона «…выращу кого угодно» здесь исполнялся на мотив «Кто был ничем, тот станет всем» (очень уж хотелось верить, что такое возможно).

На долгие годы в отечественной педагогике утвердилось понимание воспитания, сформулированное Всесоюзным старостой: «Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю». Соответственно, эталоном для советской педагогики выступила система А.С. Макаренко, абсолютизирующая внешнее воспитательное воздействие. На примере работы исправительного учреждения для малолетних преступников (в дальнейшем деликатно именовавшихся беспризорниками) корифею советской педагогики удалось продемонстрировать высокую эффективность специально организованных усилий по перековке испорченного материала в добротное изделие. Важным моментом этой концепции выступала идея о воспитывающей роли коллектива. Но так или иначе приоритет отдавался внешнему воздействию, целенаправленному и формирующему, а по сути своей авторитарному. Наверное, поэтому, в связи с резкой сменой общественных настроений в конце 80-х теория Макаренко, содержащая немало конструктивных моментов, в одночасье вышла из моды.

   То же можно сказать и об основных положениях советской психологии, разрабатывавшихся на протяжении десятилетий, а сегодня многими поспешно признанных устаревшими. Одним из центральных принципов советской психологической науки выступал принцип единства сознания и деятельности и соответственно идея формирования сознания в деятельности. Опираясь на классическую формулу «бытие определяет сознание», отечественные психологи советской поры направляли свои усилия на обоснование и конкретизацию этого тезиса. Тут сугубо поведенческий (или, если угодно, бихевиористский) подход выступал лишь одним из вариантов. Фактически же все научные и практические изыскания были посвящены вскрытию механизмов интериоризации, то есть преобразования внешних стимулов во внутренние представления и побуждения.

   Для западной психологии, не столь жестко скованной рамками определенной идеологической доктрины, ограниченность поведенческого подхода выступила довольно давно. В качестве попытки ее преодолеть была выдвинута так называемая теория конвергенции двух факторов. Основоположником ее считается В.Штерн, хотя сходные идеи провозглашались целым рядом ученых. Все они утверждали, что становление человека нельзя сводить к простому восприятию внешних воздействий. В то же время, с позиций этой теории, неоправданно выводить качества личности из врожденных свойств. Психическое развитие — результат конвергенции (слияния) внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Штерн писал, что ни об одном свойстве, ни об одной функции нельзя спрашивать: происходит ли она извне или изнутри? Закономеретч лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

   Реальной альтернативой противоборствующим подходам теория конвергенции, однако, не стала. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс становления личности ребенка, чаще всего скрывалось предпочтение наследственной предопределенности развития. Даже в тех случаях, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственными факторами, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, поскольку среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

   В ряду так называемых биологизаторских доктрин обычно упоминается и психоаналитическая концепция воспитания. Нередко она рассматривается как фаталистская, что, казалось бы, естественно вытекает из фрейдистских представлений о формировании личности. Однако трактовать ее столь однозначно было бы несправедливо. Более того, в психоаналитической концепции воспитания явно прослеживается гуманистический аспект, а влияние внутренних и внешних факторов не столько противопоставляется, сколько комбинируется.

   Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

   Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

   При ближайшем рассмотрении поражает, насколько эти тезисы созвучны иному направлению в психологии и педагогике, формально противостоящему психоаналитической доктрине, а именно гуманистической психологии и основанной на ее принципах концепции гуманистического воспитания. Теоретики этого подхода приложили немало усилий к переоценке фрейдистского взгляда на человеческую природу. Однако предлагаемые ими воспитательные приемы по сути не входят в противоречие с теми, что предлагаются психоаналитиками.

   Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре ее внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции, субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы — от спонтанных и гибких до формализованных (если последние соответствуют потребностям и выбору детей).

   Во всем мире данный подход в первую очередь ассоциируется с теорией американского педиатра Б.Спока, сформулированной практически независимо от гуманистической психологии, но удивительно созвучной с ее основными построениями. В супербестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Его главная идея — признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребенка. При этом (что нередко упускают из виду) он подчеркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»: твердость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребенком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании.

   Однако некоторые родители восприняли гуманистические идеи Спока (как это нередко бывает с любыми гуманистическими идеями) как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось его предостережение о том, что бездумное следование даже самой здоровой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок специально переработал свою книгу для новых изданий, особо подчеркнув роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось ее логическим развитием. Основу дисциплины Спок, как и прежде, усматривал во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Наверное, в этом и состоит подлинный гуманизм — в сочетании любви и ответственности.


Воспитание | Понятия и категории

ВОСПИТАНИЕ. В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

В историческом процессе предметного и социального обособления деятельностей слово «воспитание» приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В профессионально-педагогическом смысле воспитание – это деятельность специально подготовленных взрослых (воспитателей), по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей. ..

Tags: 

Педагогика

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ — целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых — полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности…

Tags: 

Педагогика

Психология

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребёнка. Понятие естественное воспитание введено в широкий обиход Ж.Ж. Руссо и раскрыто в его романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или о воспитании» (1762). Подвергнув уничтожающей критике воспитание, характерное для того времени, за игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей, за его искусственность и авторитарность, Руссо выдвинул идею воспитания, которое совпадает с естественным ходом развития ребёнка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым. Разрабатывая теорию естественного воспитания, Руссо требовал, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми». Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т.п. Тот же принцип следует соблюдать и в отношении умственного развития…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ — совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уч-ся, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и усовершенствования. В педагогике до сих пор не существует единой трактовки и классификации В. м. Явления В. очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия.

Tags: 

Педагогика

Методология

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. В.э. находится в неразрывной связи со всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено прежде всего на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в её многообразных проявлениях.

Tags: 

Педагогика

Эстетика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики. Основная задача В.э. — формирование в человеке качеств хозяина (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия и т.д.). На формирование этих качеств активно влияют и др. направления общественного воспитания. Взаимодействуя с ними, В.э.

Tags: 

Педагогика

Экономика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — составляющая часть общественного В., направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность — естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного

Tags: 

Педагогика

Экология

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Психология воспитания | Диплом по психологии

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Основные трудности и проблемы воспитательного процесса

  1. Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
  2. Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
  3. Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
  4. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Что такое педагогическая психология?

Автор Ariel Grucza

В этой статье

  • Что такое теории педагогической психологии?
  • Чем занимается педагог-психолог?
  • Как стать педагогом-психологом?
  • История педагогической психологии

Мы знаем, что не все усваивают и запоминают информацию одинаково, так что же мы можем сделать, чтобы все получили пользу от своего образования? Целью исследований в области педагогической психологии является оптимизация обучения, а педагоги-психологи изучают и определяют новые методы обучения, которые принесут пользу учителям, ученикам и всем, кто пытается освоить новый навык.

Педагогическую психологию можно применять к любому человеческому обучению, а не только к формальному обучению в классе. Примеры педагогической психологии включают:

  • Изучение наиболее эффективных методов обучения людей с особыми трудностями в обучении, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дискалькулия или дислексия
  • Изучение того, насколько хорошо люди учатся в различных условиях
  • Оценка и анализ методов обучения и устранение препятствий к обучению
  • Изучение влияния таких факторов, как генетика, окружающая среда, социально-экономический класс и культура, на обучение

Что такое теории педагогической психологии?

Бихевиоризм

Бихевиоризм в педагогической психологии — это идея о том, что любое человеческое поведение проистекает из взаимодействия с окружающей средой, и изменение окружающей среды приводит к изменению поведения. Бихевиоризм обычно использует положительные и отрицательные стимулы — награды и наказания — для воздействия на поведение. Например, поощрение учащегося, хорошо сдавшего тест, было бы попыткой использовать бихевиоризм для поощрения учащегося к учебе.

Когнитивизм

Когнитивизм в педагогической психологии побуждает учащихся «думать о мышлении» и понимать свои сильные стороны и препятствия в своем образовании. Когнитивизм может способствовать вовлечению учащихся и дает учащимся больше власти над своим образованием. Студенты могут научиться лучше понимать свой когнитивный процесс и то, как на него могут влиять внутренние и внешние факторы.

Теория социального познания

Теория социального познания — это теория о том, что обучение происходит в социальном контексте. Эта теория утверждает, что на обучение влияют как внутренние факторы, такие как индивидуальные мысли, так и внешние факторы, такие как социальные взаимодействия, которые могут влиять на результаты обучения.

Когнитивно-поведенческая теория

Когнитивно-поведенческая теория утверждает, что наши мысли определяют наши чувства и поведение. Например, учащийся, который считает, что у него плохо с математикой, может чувствовать себя неадекватно в отношении своих способностей и испытывать большие трудности с изучением математики из-за такого мыслительного процесса.

Чем занимается педагог-психолог?

Педагоги-психологи стремятся понять, как социальные, эмоциональные и когнитивные процессы влияют на обучение. Педагоги-психологи изучают, как люди узнают и сохраняют информацию в самых разных областях, в том числе:

Разработка учебных программ

Разработчики учебных программ работают со школами, организациями и отдельными лицами над созданием эффективных систем обучения. Педагог-психологи могут внести свой вклад в разработку учебных программ, проанализировав существующие образовательные программы, чтобы определить, в чем новая учебная программа может улучшить старую.

Стандартизированное тестирование

Педагоги-психологи могут оценивать учреждения, испытывающие трудности с результатами тестов, и помогать им улучшать свои образовательные программы, выявляя пробелы, которые необходимо устранить для улучшения результатов тестов.

Психологи-педагоги могут помочь разработать практические стандартизированные тесты и исследовать связанные с ними темы, например, как уменьшить беспокойство учащихся по поводу стандартизированного тестирования.

Обучение учителей

Психологи-педагоги могут проводить обучение учителей, чтобы помочь учителям улучшить свои навыки, понять, почему некоторые методы обучения более эффективны, обеспечить индивидуальное обучение и поставить перед учениками соответствующие цели.

Как стать педагогом-психологом?

Психологи-педагоги обычно получают степень магистра педагогической психологии или психологии преподавания и обучения, хотя докторская степень может открыть больше возможностей для карьерного роста, например, должности в правительстве и университете.

Педагог-психологи обычно работают в академической среде, такой как школы, университеты, исследовательские лаборатории или испытательные компании. Частные фирмы и предприятия также нанимают педагогов-психологов.

Чем занимается педагог-психолог?

Средняя заработная плата школьных психологов в 2021 году составляет 78 780 долларов в год.

Ожидается, что занятость психологов будет расти со средней скоростью 8%.

История педагогической психологии

Педагогическая психология является современной областью формального изучения, но ученые уже очень давно увлечены тем, как люди учатся. Демокрит писал о влиянии домашней жизни человека на обучение в V веке до нашей эры, а Платон и Аристотель обсуждали такие темы педагогической психологии, как:

  • Индивидуальное обучение
  • Влияние художественного образования на развитие человека
  • Роль учителя
  • Различные методы обучения
  • Самообразование без учителя 2000 лет назад академический аргумент, который до сих пор вызывает споры.

    Эдварду Ли Торндайку широко приписывают создание педагогической психологии как отдельной области путем публикации его 1903 книга Педагогическая психология . Торндайк проводил эксперименты, чтобы изучить, как животные учатся, в надежде, что он сможет открыть «законы обучения», которые могли бы улучшить человеческое образование.

    Работа Торндайка была в основном основана на бихевиоризме — идее о том, что обусловливание определяет человеческое поведение и поощряемое поведение будет продолжаться, в то время как наказуемое поведение будет уменьшаться. Современная педагогическая психология отошла от бихевиоризма. Сегодня предпочтение отдается теориям педагогической психологии, основанным на когнитивизме, которые фокусируются на внутренних психических процессах, а не на наблюдаемом поведении.

    Департамент психологии образования — Мэри Фрэнсис Ранний колледж образования

    • Концентрации
    • программы
    • Программы без графиков
    • Стипендии
    • Студенческие организации
    • Последние новости
    • Поддержка наших программ
    • и персонал
    • Контактная информация

    Станьте лидером в области преподавания, обучения, человеческого развития и поведения в наших программах педагогической психологии. Исследователи аспирантуры изучают, как ученики думают и учатся, науку об одаренности и творчестве, количественную методологию и передовой опыт в области школьной психологии.

    Разрабатывая индивидуальные планы обучения, мы готовим вас к роли исследователя в области образования, теоретика или практика, работающего на благо различных групп населения. Наш отдел состоит из четырех взаимосвязанных областей, которые обеспечивают глубину и гибкость для настройки вашей программы обучения и становятся экспертами в области исследовательских навыков для получения знаний о том, как студенты думают и учатся.

    Наш отдел также является домом для нескольких ведущих исследовательских центров и клиник, которые предлагают возможности для практического опыта работы с клиентами и проведения исследовательских проектов. Сюда входят Клиника школьной психологии и Академический вычислительный центр. Наши студенты также могут тесно сотрудничать с Центром творчества и развития талантов Торранса.

    Наши преподаватели получили миллионы долларов федерального и частного финансирования для исследований по таким темам, как:

    • Оценка и устранение трудностей с чтением у детей
    • Половые различия в математических стратегиях
    • Недопредставленные группы населения в образовании для одаренных
    • Творчество
    • Понимание прочитанного и расширение словарного запаса
    • Модели диагностической классификации
    • Дошкольное вмешательство для детей, живущих в бедности
    • Дизайн учебной среды, ориентированной на учащихся
    • Предотвращение отсева

    Заявление о борьбе с расизмом

    Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим Заявлением о борьбе с расизмом

    Концентрации

    • Прикладные программы для выпускников Наши программы познания и развития 900 улучшать образование с помощью исследований, реализовывать проекты в школах и применять исследования и методы в различных условиях.

    • Одаренное и творческое образование

      Философия Программы обучения одаренных и творческих людей основана на принципах, согласно которым одаренность и творческие способности проявляются у людей по-разному; что творчество — это универсальный потенциал, который нужно развивать и развивать; и что лучшее образование адаптировано к конкретным потребностям учащегося.

    • Количественная методология

      Интересуетесь ли вы теоретическими разработками в области психометрии, статистики, измерений и других стратегий статистического моделирования? Программа QM существует для продвижения области количественной методологии и связи с реальными проблемами в исследованиях в области образования и социальных наук.

    • Школьная психология

      Программа школьной психологии предназначена для подготовки клинически квалифицированных ученых, хорошо разбирающихся в принципах теории, науки и практики. Мы полностью аккредитованы APA.

    Программы на получение степени

    Double Dawgs


    Комбинированные степени бакалавра и магистра
    • Бакалавр статистики/магистр количественной методологии

      Станьте экспертом в области сбора, анализа и представления данных в количественной методологии.

    Несовершеннолетние

    • Личное здоровье и благополучие Несовершеннолетний

      Размещенный в Департаменте педагогической психологии и Департаменте кинезиологии, несовершеннолетний личное здоровье и благополучие поддерживает исследование, понимание и развитие практик и привычек учащихся. которые поддерживают личное здоровье и благополучие.

    Магистр образования (MEd)

    • MEd в области педагогической психологии (прикладное познание и развитие)

      Станьте экспертом в области человеческого развития, обучения и мотивации или исследуйте одаренное и творческое образование или количественные методы.

    • Степень магистра педагогической психологии (обучение одаренных и творческих людей)

      Станьте экспертом в области человеческого развития, обучения и мотивации или исследуйте обучение одаренных и творческих способностей или количественные методы.

    • Степень магистра педагогической психологии (количественная методология)

      Станьте экспертом в области человеческого развития, обучения и мотивации или исследуйте одаренное и творческое образование или количественные методы.

    • MEd в области психологии образования (одаренное и творческое образование) (онлайн)

      Станьте экспертом в области человеческого развития, обучения и мотивации или исследуйте одаренное и творческое образование или количественные методы.

    Магистр гуманитарных наук (MA)

    • Магистр педагогической психологии (прикладное познание и развитие)

      Станьте экспертом в области человеческого развития, обучения и мотивации с помощью нашей программы прикладного познания и развития.

    • Магистр педагогической психологии (одаренное и творческое образование)

      Развитие знаний и навыков для исследования, обучения и поддержки одаренных, творческих и продвинутых учащихся P-12 при выполнении дипломного проекта.

    • Магистр педагогической психологии (количественная методология)

      Изучайте количественные методы, разрабатывая и распространяя достижения в области измерения в социальных и поведенческих науках, образовательной оценке и статистической методологии.

    Специалист в области образования (EdS)

    • EdS в области психологии образования (прикладное познание и развитие)

      Расширьте свои знания о том, как учащиеся учатся, или о том, как одаренные и творческие учащиеся видят свой мир.

    • EdS in Educational Psychology (обучение одаренных и творческих людей)

      Расширьте свои знания о том, как учатся учащиеся или как одаренные и творческие учащиеся видят свой мир.

    • EdS in Educational Psychology (обучение одаренных и творческих людей) (онлайн)

      Расширьте свои знания о том, как учащиеся учатся, или о том, как одаренные и творческие учащиеся видят свой мир.

    Доктор философии (PhD)

    • Кандидат педагогической психологии (прикладное познание и развитие)

      Исследуйте когнитивные процессы как в классе, так и за его пределами, свяжите реальные проблемы в образовании или станьте опытным психологом на всех уровнях развития ребенка.

    • Кандидат психологических наук в области педагогической психологии (одаренное и творческое образование)

      Изучите познавательный процесс как в классе, так и за его пределами, свяжите исследования с реальными проблемами образования или станьте квалифицированным психологом на всех уровнях развития ребенка.

    • Кандидат педагогической психологии (количественная методология)

      Изучайте количественные методы, разрабатывая и распространяя достижения в области измерения в социальных и поведенческих науках, образовательной оценке и статистической методологии.

    • Кандидат педагогической психологии (школьная психология)

      Изучите когнитивный процесс как в классе, так и за его пределами, свяжите исследования с реальными проблемами образования или станьте квалифицированным психологом на всех уровнях развития ребенка.

    Программы без получения степени

    Сертификаты

    Стипендии

    Помимо следующих ведомственных стипендий, узнайте больше о дополнительных возможностях финансовой помощи на нашей странице финансовой помощи .

    • Стипендия У. Оуэна Скотта за академические заслуги и профессиональные надежды

    Студенческие организации

    Ассоциация школьных психологов (ASP)

    Консультировать по научным целям и профессиональным интересам будущих школьных психологов.

    Консультант факультета: Скотт Патрик Ардуан

    Аспиранты-исследователи в области психологии образования

    Эта организация способствует общению между аспирантами и преподавателями факультета психологии образования и поощряет активное участие в проектах, связанных с областями, представленными на факультете.

    Консультант факультета: Сикара Фишер

    Последние новости

    • Преподаватели педагогической психологии входят в число «самых продуктивных» педагогических психологов в мире

      Трое преподавателей кафедры педагогической психологии вошли в список самых продуктивных начинающих психологов-педагогов.

    • Абрахам обсуждает креативность в APA Monitor on Psychology

      Профессор и директор Торранс-центра Анна Абрахам говорила о креативности в недавней статье журнала Американской психологической ассоциации Monitor on Psychology.

    • CABER упоминается в Red & Black для аутизма, месяц

      Центр исследований аутизма и поведенческого образования (CABER) был включен в недавнюю статью Red & Black, посвященную месяцу принятия аутизма.

    Support Our Programs

    Donate to a Specific Unit/Program

    Faculty and Staff

    Sycarah Fisher

    Associate Professor and Graduate Coordinator

    Shawn M. Glynn

    Josiah Meigs Distinguished Teaching Professor, Emeritus

    Contact Info

    Department Head : Эми Решли

    323 Адерхольд Холл 110 Карлтон-стрит Афины, Джорджия 30602

    Педагогическая психология – прикладная наука о развитии | Школа образования и человеческого развития

    Помогите изменить жизнь детей и молодежи, узнав, как улучшить их опыт развития.


    Если вы заинтересованы в обучении и исследовании того, как процессы развития влияют на обучение, успеваемость и поведение в образовательных учреждениях, вам подойдет степень магистра в области педагогической психологии и прикладных наук о развитии.

    The School of Education and Human Development Impact

    Программа педагогической психологии и прикладных наук о развитии (EP-ADS) направлена ​​на улучшение социальной и когнитивной жизни детей и подростков. Учащиеся EP-ADS изучают теорию и участвуют в практических исследованиях, которые изучают, как школьная и внешкольная среда влияет на обучение и развитие. Студенты также участвуют в разработке и оценке мероприятий, направленных на поддержку детей и молодежи. Курсовая работа нацелена на образовательную и прикладную психологию развития, а также на дизайн, методы и статистику исследований. Преподаватели и студенты EP-ADS работают вместе как сплоченные команды, создавая продуктивную, увлекательную и захватывающую среду обучения.

    EP-ADS:

    • Это междисциплинарная программа. Учащиеся понимают проблемы, с которыми сталкиваются дети и молодежь, и опираются на основы образования, психологии, образовательной политики и других областей своей работы.
    • Обеспечивает тщательную исследовательскую подготовку.   Студенты хорошо обучены и получают наставничество, чтобы развивать навыки проектирования и продвинутых процедур анализа данных.
    • Применяет подход, основанный на сильных сторонах.   Учащиеся понимают сложные проблемы, с которыми дети и молодежь сталкиваются в своих домах, школах, внешкольных программах и сообществах.
    • Прикладные исследования, влияющие на образовательные учреждения. Многие важные исследовательские вопросы проистекают из проблем, с которыми учителя, школьная администрация, сообщества и лица, определяющие политику, сталкиваются ежедневно.

    «Я понял, что эта программа мне подходит, когда во время стажировки посетил УВА и обнаружил, что сотрудники [Школы образования и человеческого развития] создали групповую динамику, не похожую ни на одну другую программу для выпускников, которую я посещал. Это было сообщество, которым руководили, структурировали и поддерживали».

    – Шеннон Варга, доктор философии. кандидат педагогической психологии-прикладной науки развития

    Карьера

    Выпускники программы EP-ADS покидают Школу образования и развития человека, готовые к научной карьере в сфере образования в академических, политических и исследовательских организациях. Наш M.Ed. выпускники часто работают аналитиками-исследователями, преподавателями или координаторами программ. Кандидат наук. выпускники обычно работают в научных кругах или исследовательских организациях.

    Недавние выпускники работали научными сотрудниками или аналитиками в таких организациях, как Edvance Research, Inc., и в различных университетах (таких как SUNY-Buffalo, Университет Джона Хопкинса, Нью-Йоркский университет и UVA). Некоторые стали координаторами общественных программ, таких как Computer4Kids. Другие являются преподавателями в престижных школах, таких как Университет Джорджа Мейсона, Университет Луисвилля, Мичиганский университет, Вест-Пойнт, Университет Западного Мичигана и альтернативные или чартерные школы. Наши выпускники также находят полезную работу, помогая учащимся с ограниченными возможностями.

    Ознакомьтесь с нашими степенями

    Выбор правильной степени имеет решающее значение для достижения ваших конечных целей в карьере, но с таким количеством вариантов выбор может быть неочевидным. Позвольте нам помочь вам с выбором.

    Детали программы


    • Аффилированные исследования и программы

      Магистры и докторанты в рамках программы «Педагогическая психология-прикладная наука о развитии» узнают о школах, классах и других социальных условиях как о контекстах, имеющих решающее значение для развития детей и подростков. Доступны исследовательские возможности в отношении профессионального развития учителей и влияния учителей, качества дошкольных классов, изучающих английский язык в раннем детстве, социальных и эмоциональных учебных вмешательств, восприятия стигмы подростками, качества классов в раннем детстве, программ наставничества и позитивного развития молодежи. программы.

      Школа Образования и Развития Человека предлагает несколько важных образовательных возможностей для проведения исследований.

      • Исследовательские возможности

      И, пожалуйста, перейдите по этим ссылкам для получения информации об этих связанных программах:

      • Летняя исследовательская программа бакалавриата
      • Стипендии в области образования и науки штата Вирджиния (VEST)
    • Ассоциации
      • Общество исследований детского развития (SRCD)
      • Американская ассоциация исследований в области образования (AERA)
      • Общество исследований подросткового возраста (SRA)
      • Общество исследований эффективности образования (SREE)
      • Американская психологическая ассоциация (АПА)
      • Общество профилактических исследований (SPR)
      • Национальный совет учителей математики (NCTM)
    • Родственный факультет

      Джулия Джексон Коэн Адъюнкт-профессор образования

      Катрина Дебнам Доцент

      Нэнси Л.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts