Воспитание в психологии это: ВОСПИТАНИЕ это

Содержание

Воспитание с точки зрения психологии

(обновлено )


Воспитание – не дрессировка: путь к успеху лежит через понимание психологии ребенка

Говорят, что в футболе и воспитании детей разбираются все. А вот под «воспитанным» понимают ребенка, который, как дрессированная собачка, послушно выполняет команды родителей или учителей. Зачастую не смея проявлять свою индивидуальность. Но это – не воспитание, а уничтожение личности. И создание проблем на всю оставшуюся жизнь. Настоящее же воспитание с точки зрения психологии – это обучение ребенка пониманию себя и эффективному, доброжелательному взаимодействию с окружающими. И достичь результатов при таком воспитании можно только при понимании того, что движет поведением ребенка. Что малыш – это не tabula rasa, а величайшее чудо сложнейших взаимодействий врожденных программ и работы мозга, связанной с обучением.

Как воспитать, а не выдрессировать?

И ведь действительно… Воспитать, или скорее «выдрессировать» послушного ребенка не так уж и сложно. Это сродни выработке павловских условных рефлексов, когда через страх (или, в лучшем случае, через вознаграждение) ребенок начинает просто выполнять требования. А вот его внутренние переживания сводятся к страху: он боится наказания или отсутствия поощрения за невыполнение команды. Гораздо сложнее по-настоящему воспитать человека, который действует не из страха, а из уважения к окружающим и желания жить в гармоничном мире. Для этого необходимо

тонкое знание психологии ребенка и умение использовать врожденные, они же инстинктивные, программы поведения для того, чтобы запустить осознанные и приемлемые в человеческом обществе реакции ребенка на окружающий мир. Поэтому родителям и учителям необходимо осознать, что человек – это не нечто, принесенное из космических далей, а создание – плоть от плоти – биосферы. И что человеку присущи те же особенности, что есть и у других животных. И отличия его способностей не так качественные, как количественные. Поэтому, чтобы
воспитать с точки зрения психологии здорового ребенка
, следует научиться вычленять врожденные программы поведения и аккуратно направлять поведение малыша, с учетом его физиологической возможности контролировать себя. Например, зная, что ребенку свойственно исследовательское поведение, не следует его наказывать за то, что он изучает свойства муки и сахара. Просто следует дать ему возможность изучать их на столе, и останавливать, когда кроха пытается залезть в шкаф с продуктами. И для прекращения «диверсионной деятельности» – переключить внимание на те же муку и сахар, к которым он пробирается, но в специально отведенном месте.

Врожденные программы: как они работают

Даже у взрослых людей очень много активных врожденных программ поведения – это и любовь, и склонность отделять «своих» от «чужих», и стремление к устройству иерархических групп… У ребенка их еще больше.

Причем в силу малого жизненного опыта малыш повинуется этим программам – в далеком прошлом они были для человека спасительными. Сейчас же некоторые из них могут не соответствовать изменившемуся миру, но от этого не перестают функционировать. Действия в соответствии с такой программой не вызывают внутреннего сопротивления, и даже доставляют удовольствие. Невозможность действовать дискомфортно, раздражает, вызывает чувство обиды и злости. В приведенном примере с мукой – ребенку доставляет удовольствие изучать ее свойства. Если же просто забрать «объект исследования» – малыш определенно расстроится, начнет плакать и искать ее «источник», чтобы продолжать исследования. Или же вообще откажется от изучения, и в дальнейшем будет испытывать отвращение к работе с этим продуктом.
Поэтому программу «исследования» надо направлять – обеспечивая безопасное изучение, или же переключая внимание на безопасные объекты. Точно так же следует поступать и в других ситуациях.

Три этапа правильного воспитания

Есть три эффективных базовых шага в воспитательном поведении взрослых, которые позволяют ребенку стать осознанно воспитанным.

1. Дать возможность экспериментировать, создав безопасные условия (обеспечив страховку, причем о ней ребенок может и не знать).

2. Дать возможность исправить ошибки, если «эксперимент» пошел неправильно.

3. Если малышу не ясно, что его действие ошибочно – объяснить, почему это так, и после этого – дать возможность исправить ошибку.

Это работает во всем – от изучения свойств муки и до общения в новом коллективе. Ведь понимание того, что происходит, и каковы будут последствия, приводит к осмысленному выбору одобряемого обществом поведения. Страх же наказания гораздо менее эффективен – если страх уходит, исчезает тормоз, препятствующий антисоциальному поведению.

Психология воспитания ребенка

Воспитательный процесс очень увлекательный, зачастую непредсказуемый, в каждом случае творческий. Большинство психологов и педагогов утверждают, что существуют парадоксы воспитания, говорят о вопросах, на которые сложно найти ответ. Стоит упомянуть образное и вдумчивое описание воспитания, изложенное в книге «Педагогика для всех» писателя, журналиста «Первого сентября» и «Учительской газеты» С.Л. Соловейчика: «Воспитание детей можно назвать старейшим из всех людских дел, оно ни на одни сутки не младше самого человечества; из-за этого оно представляется нетрудной работой: все справляются, и мы тоже справимся. В реальности оно обманчиво, можно даже сказать – коварно. В давние времена его считали самым трудным из занятий, искусством из искусств».

Так что же на самом деле представляет собой процесс воспитания?

Воспитательная проблема настолько широка, что с ней взаимодействуют многие науки, среди которых педагогика, философия, психология, социология и прочие. И любая из данных наук обозначает собственный предмет исследования в этом вопросе.

Например, психология воспитания выявляет некие психологические механизмы, а также закономерности процесса воспитания.

Определение 1

В словаре Даля понятие «воспитывать» обозначено как «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего ребенка, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (касательно растения), одевать и кормить до возраста; в высшем значении наставлять, научать, обучать всему, что нужно для жизни…». 2. Согласно толковому словарю Ожегова, воспитание – это «навыки поведения, которые привиты семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Стоит указать, что в психологической и педагогической литературе можно найти описание воспитания и как передачу социального опыта, и как некое воздействие на индивида либо группу людей, и как организацию образа жизнедеятельности воспитанников, и как формирование условий для личностного развития. Такое разнообразие определений напрямую зависит от позиции автора, а также от влияния обыденного сознания на определения данного понятия.

В психологии воспитательный процесс рассматривается, во-первых, как некое целенаправленное создание условий (духовных, материальных, организационных), которые, в свою очередь, способствуют формированию:

  • Конкретных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Мировоззрения.
  • Поведения (как некоего проявления мировоззрения и отношения).

Стоит указать, что ученые-психологи напрямую связывают воспитательный процесс с развитием смысловой сферы конкретной личности – то есть личностных смыслов и демонстрирующих их в поведении индивида смысловых установок, непосредственно с развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, а также процесса открытия его собственному сознанию смыслов и мотивов деятельности индивида.

Рассматривая воспитание с точки зрения психологии, стоит обратить внимание на определенные механизмы, а также закономерности развития человеческой личности, которые и определяют все течение данного процесса.

Психологической сущностью воспитательного процесса считается понимание, а также учет психологических механизмов образования личности при взаимодействии воспитанника и воспитателя, изучение эффекта воспитательных влияний исходя из разных индивидуально-психологических особенностей конкретного ребенка.

Воспитательный процесс индивида напрямую зависит от его социализации, а также от формирования личности человека. Стоит узнать глубже о взаимосвязи между данными понятиями, и о существующих психологических механизмах социализации, а также формировании личности.

Определение 2

Социализация – это непрерывающийся процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, примеров поведения, которые присущи конкретному обществу, социальной общности либо группе, и воспроизводства им социальных связей, а также социального опыта.

Понятия ценности и нормы

Стоит указать, что очень важны термины «ценности» и «нормы», которые более точно отображают процесс социализации ребенка.

Согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ценности обозначают важность, некое значение. В психологической науке ценности рассматриваются не в качестве объективных свойств предметов либо явлений, а в виде субъективной оценки определенных свойств, которые втянуты в систему социальных отношений. Система ценностей задается с помощью интенциональных норм и является повседневным ориентиром в предметной, а также социальной реальности индивида.

Норма, согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, обозначает общепризнанный обязательным порядок. Но в психологическом смысле норма представляет собой не просто «сообразность поведения» (согласно А.В. Петровскому), но и его творческую направленность. Именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что норма является абсолютно отвлеченным понятием определенной средней величины наиболее частных случаев и на деле не представлена в чистом виде – всегда с определенной добавкой форм, не являющихся нормальными.

Определение 3

Под социальными нормами и ценностями на данный момент понимают сформировавшиеся в обществе правила, образцы и эталонные примеры поведения, которые, в свою очередь, регламентируют и регулируют жизнь и деятельность индивида в системе социальных отношений.

Они четко определяют границы допустимого, а также недопустимого в поведении индивида в различных (и при этом конкретных) условиях жизнедеятельности.

Обычно выделяют следующие формы существования общественных норм:

  • Нормы морали – это поведенческие правила внутри определенной социальной группы, в которых отображаются общественные представления касательно плохого и хорошего, добра и зла и прочего, несоблюдение которых вызывает общественное порицание.
  • Правовые нормы – это формально определенные поведенческие правила, которые установлены либо санкционированы государством, а также поддерживаемые его собственной принудительной силой; такие нормы отображены в законах либо прочих нормативных правовых актах.
  • Религиозные нормы – это поведенческие правила, которые сформулированы в текстах священных книг или установлены определенными религиозными организациями.
  • Политические нормы – это поведенческие правила, с помощью которых регулируется политическая деятельность, а также взаимоотношения гражданина и государства и проч.
  • Эстетические нормы – это нормы, закрепляющие представления о красивом и уродливом и так далее.

В процессе социализации, продолжающемся на протяжении всей жизни человека, А.В. Петровский указал на следующие макрофазы социального личностного развития:

  • Детство – представляет собой адаптацию человека, которая выражается в овладении нормами общественной жизни.
  • Отрочество – это некая индивидуализация, которая отражается в потребности человека в возможно большей персонализации, в огромном желании «стать личностью».
  • Юность – это интеграция, которая выражается в получении черт и свойств личности, отвечающих потребности и нужности группового и личного развития. Во время социализации индивид примеряет на себя и затем выполняет разноплановые роли, которые называют социальными ролями. С помощью данных ролей индивид проявляется как личность, социальный индивид.

Социализация индивида осуществляется в условиях стихийного взаимодействия личности с окружающей ее средой, а воспитание в данном случае рассматривается в качестве процесса целенаправленной и контролируемой осознанно социализации (это школьное, семейное, религиозное воспитание). Получается, что воспитание выступает в виде определенного механизма управления процессами социализации.

Нынешняя ситуация, которая напрямую связана с сильным развитием рыночной экономики и определенной переориентацией на материальные ценности, вызвала некое усиление развития у молодых людей подобных качеств, как равнодушие, эгоцентризм, пассивность. Воспитание же дает возможность преодолеть либо уменьшить негативные последствия социализации, придать ей некую гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования, а также конструирования педагогической тактики и стратегии.

Взрослый индивид оказывает ребенку помощь в социализации, и также исправляет некие отрицательные моменты стихийной социализации подрастающего индивида.

В своей работе «Педагогическая психология», выпущенной в 1926 году, Л.С. Выготский обосновывает идеи воспитания детей, основываясь на теоретических основах психологической науки и при этом подтверждает их примерами, которые взяты из практики.

Он утверждает, что ребенок воспитывается на своем личном опыте. Психологическая точка зрения обязывает признавать, что в воспитательном процессе собственный опыт ученика представляет собой все.

Определение 4

Он говорит о том, что цель воспитания – это не приспособление к уже имеющейся среде, и некие составляющие данной среды могут зачастую иметь абсолютно вредные и губительные влияния.

Именно из-за этого на долю педагога во время воспитания выпадает также активная роль, заключающаяся в лепке, кромсании элементов среды, сочетании их различными способами, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему требуется. Здесь говорится том, чтобы педагог брался «лепить» не самого ребенка, а среду, и только с ее помощью самого ребенка. Группа детей под руководством грамотного, любящего детей учителя считается лучшей социальной средой, которая способна воспитать детей как личностей.

Можно сказать о том, что ребенка, ученика воспитывает не сам педагог, а педагогически организованная им социальная среда, в которой обучающийся воспитывается самостоятельно.

Понятие формирования личности

Более обширным, нежели воспитание, считается понятие формирования личности.

Определение 5

Формирование личности – это некий процесс изменения самой личности во время взаимодействия ее с реальной действительностью, появления определенных физических и социально-психологических структур в самой личности (согласно Л.И. Божович).

Стоит указать, что на формирование личности индивида оказывают влияние различные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены:

  • Общественное бытие, а также сознание, сформировавшиеся в государстве.
  • Определенные особенности производства, культуры, быта, природы населенного пункта, а также географического района проживания и, соответственно, развития индивида.
  • Семья, в которой индивид родился и воспитывался.
  • Неформальное окружение, в которое входят соседи, знакомые, друзья и прочие.
  • Общественное воспитание в различных внешкольных организациях (спортивные школы, разные кружки и прочее).
  • Школа, в которой происходит обучение и воспитание обучающегося.

Стоит указать, что данные факторы оказывают на детей свое влияние не прямым и непосредственным образом, а только с помощью преломления через внутренние условия собственно данной личности ученика (особенности его психики, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Получается, что в процессе жизни происходит формирование человеческой личности, требования социума напрямую связаны с постоянным процессом социализации, а воспитание выступает как определенный механизм управления этими процессами, но, при этом, не выступает в роли определяющего фактора в развитии личности определенного индивида. Никто не сможет с точностью предсказать конечный итог воспитания любого человека.

Из-за этого довольно сложно рассуждать о воспитательных технологиях.

Определение 6

Педагогические технологии – это сложнейшие системы методик и приемов, которые объединены главными общеобразовательными целями.

В основе педагогической технологии располагается идея абсолютной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, а также возможность анализа с помощью поочередного воспроизведения. Процессы создания и осуществления данных воспитательных технологий гораздо сложнее, нежели технологии обучения из-за того, что в их основе в каждом конкретном случае лежат более личностные отношения между педагогом и обучающимися. Воспитательные технологии состоят из таких системообразующих компонентов, как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностная составляющая, контрольно-управленческая составляющая. Самыми известными воспитательными технологиями считаются следующие: гуманно-личностная технология, предложенная Ш.А. Амонашвили, технология коллективного творческого воспитания, предложенная И.П. Ивановым, технология гуманного коллективного воспитания, предложенная В.А. Сухомлинским, технология организации и проведения группового воспитательного дела, предложенная Н. Е. Щурковой. Характерной особенностью и технологий обучения, и технологий воспитания считается возможность воспроизведения воспитательной последовательности и ее последующий пошаговый анализ.

Развитие ребенка, его последующее обучение, а также воспитание происходят в некоем единстве, во взаимодействии. Но стоит сказать, что большинство исследователей отдают первенство именно воспитанию. Например, ученый из Литвы Р. Тидикис в своей статье «Об уровнях воспитания» указывает, что на практике гораздо чаще не образование определяет нравственность, а, скорее, нравственность определяет потребность индивида в образовании (цитата согласно С.Л. Соловейчику). Нравственный индивид никогда не окажется ниже своей среды согласно культурному уровню.

Рассматривая воспитательный процесс во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической стороны допустимо утверждать, что образование у ребенка поведенческих мотивов, во-первых, и, во-вторых, доступных для ребенка, достигшего определенного возраста, форм и способов поведения и считается сущностью воспитания.

Структура воспитательного процесса

Структура процесса воспитания представляет собой взаимные связи базовых элементов, среди которых:

  • Цели и содержание.
  • Средства и методы.
  • Полученные результаты.

Цели воспитания в каждом случае точно отвечают состоянию, а также перспективам развития социума, его текущей экономической и социальной структуре. В научном смысле намечать и указывать воспитательные цели – это задача общей педагогики и социальной этики, и педагогическая психология способна одинаково направляться на каждую из систем воспитания. Она способна указать, как нужно воспитывать раба или свободного индивида. Физика и химия в равной доле служат и войне, и культуре. Из-за этого любая педагогическая система обязана иметь собственную систему педагогической психологии. Это точно отражает воззрения Л.С. Выготского.

Данное мнение Выготского действительно актуально и на сегодняшний день. Из-за усиления расслоения общества появляются разнообразные социальные запросы и, конечно же, учебные заведения с некой конкретной заданностью в развитии личности молодого индивида. Всегда есть некое взаимодействие влияний, а также связь между малой и большой социальной средой, и вся трудность психологической проблематики воспитания состоит именно в установлении реальных границ данной независимости. Стоит вспомнить образовательную систему русской царской школы, которая и создавала институты и лицеи для обучения дворянских детей, реальные училища для детей городских буржуа, а также приюты и ремесленные училища для детей бедняков.

Из-за этого, включаясь в воспитательный процесс, останавливаясь на одной либо другой педагогической системе с ее методами и подходами, нам стоит отдавать себе отчет в том, кого именно мы хотим воспитать, какие именно качества мы стремимся активизировать в растущем индивиде.

Относительно направления можно выделить следующие виды воспитания:

  • Умственное – это развитие интеллектуальных способностей индивида, а также определенного интереса к познанию окружающего мира и самого себя.
  • Нравственное – это этические требования социума, базовые постулаты которых были указаны в Библии и Коране.
  • Трудовое – это развитие добросовестного, творческого и ответственного отношения к различным формам трудовой деятельности.
  • Физическое – это тренировка навыков движения, а также закаливание организма.
  • Эстетическое – это развитие эстетического отношения к реальности.

Данные воспитательные направления взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вывод 1

Получается, что воспитателю, педагогу и родителю важно ставить определенные цели воспитания ребенка, беря в расчет его индивидуальные особенности, такие как свойства нервной системы, мотивы, интересы, способности и прочее, а также условия развития.

Для решения задач воспитания стоит выбрать различные сочетания приемов, методов и средств. В собственной работе воспитатель применяет систему методов относительно поставленных целей. А так как методы, согласно мнению Л.С. Макаренко, считаются инструментами прикосновения к личности, то при их выборе стоит учитывать абсолютно все тонкости и особенности личности воспитанника.

В современной литературе можно встретить разнообразные методы воспитания:

  1. Прямое воздействие воспитателя на своего воспитанника: то есть нравоучения, убеждения, приказы, требования, угрозы, наказания, поощрения, собственный пример, совет, просьба.
  2. Создание особых условий или ситуаций, в которых воспитанник должен изменить свое отношение либо поведение, показать характер, выразить собственную позицию.
  3. Воздействие СМИ, мнения референтной группы либо авторитетного для воспитанника индивида.
  4. Создание совместно осуществляемой деятельности для воспитанника и воспитателя.
  5. Передача данных либо социального опыта в семейном кругу, во время дружеского либо профессионального общения.
  6. Погружение в среду народных традиций, изучение соответствующей художественной литературы.

В последнее время обширное распространение приобрели методы психотерапевтического влияния на личность. Данные методы ориентированы на оказание помощи воспитаннику в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, разрешении учебных и личных проблем. К таким методам можно отнести беседу и социально-психологический тренинг. Стоит указать на сильную значимость данных методов в работе с детьми из-за того, что с каждым годом фиксируются все более значительные нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в условиях школы, что выражается в тревожности, агрессии, страхах.

Стоит отметить следующие различия в методах воспитания, которые связаны с областью воздействия:

  • Когнитивные методы воздействия нацелены на изменение системы знаний индивида (это убеждения, которые связаны с системой аргументации).
  • Эмоциональные воспитательные действия, которые связаны с «заражением» некими эмоциями, а также отношением, они способствуют появлению у воспитанника некого аффективного состояния (то есть радости, интереса, покоя).
  • Поведенческие воспитательные воздействия напрямую нацелены на поступки индивида, они связаны с выработкой привычек в трудовой и учебной деятельности, а также коммуникации.

Но так как знания, поступки и эмоции индивида напрямую связаны между собой, с помощью каждого из данных действий осуществляется воздействие на личность в целом. В своей работе «О воспитании привычек у детей», вышедшей в 1996 году, С.Я. Рубинштейн рассмотрел взаимное влияние данных составляющих психики. Он указал на то, что повторение ребенком любого, даже самого полезного действия, но вызывающего при этом отрицательные эмоции, не сформируется как привычное. Воспитание у ребенка позитивных привычек, которые К.Д. Ушинский назвал рычагом воспитательной деятельности, обязано сочетаться с позитивными эмоциями и явным интересом.

В то же время большинство педагогов и психологов говорят о рассогласовании между собой понимания и осознания правильного поведения, а также непосредственного его осуществления. А.С. Макаренко говорил, что сколько бы люди не создавали верных представлений касательно того, что нужно делать, если не будет воспитываться привычка преодолевать долговременные трудности, можно утверждать то, что индивид не воспитал ничего.

Замечание 1

Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания верности действия, желание его повторять – все это лежит в основе образования привычек, которые придают прочность, а также устойчивость любой воспитательной системе.

От верного взаимодействия ребенка и взрослого человека напрямую зависит развитие личности ребенка, его личная самооценка, а также успешность в разных областях деятельности. Выбирая методы влияния, нужно учитывать также возрастные особенности. Например, малышу до шести лет не все нужно доказывать и даже демонстрировать наглядно. Данную ступень стоит обозначить, как ступень категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда возрастает значение наглядного мышления, а также наглядной памяти, сильное значение будет нести пример окружающих индивидов, а также литературный образ. Эта ступень называется ступенью наглядного образа. Уже в более старшем возрастном периоде, когда начинает формироваться отвлеченное мышление, очень многое нужно доказывать. Но на самом деле бывает наоборот. Мы нередко длительно убеждаем ребенка, где стоит просто потребовать, категорически запрещаем что-то ребенку в подростковом возрасте, когда стоит обосновать данный запрет, чтобы он смог внутренне его принять.

Выбирая методы воспитательного воздействия на ребенка, очень значимо учитывать его актуальное психическое состояние, которое в огромной мере определяет восприятие данного воздействия. К примеру, учащийся различно реагирует на замечание, когда возбужден и когда спокоен. Есть правило, согласно которому стоит взыскивать, когда ребенок уже отойдет от сделанного им проступка. В обратном случае возбуждение от свершившегося наказания только присоединяется к остаточному после совершения проступка возбуждению, в определенной мере усиливая его.

Получается, что реакция школьников на разные методы воздействия определяется не просто объективной справедливостью либо несправедливостью действий педагога, но также психологическими свойствами и нынешним состоянием школьника.

Воспитательный процесс ребенка начинается с его семьи. Из-за этого довольно важно остановиться на особенностях именно семейного воспитания.

Педагог, психолог и философ В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.) в своем труде «Психология детства», вышедшем в 1924 году, утверждал, что нормальная семья способна и не ставить перед собой педагогические задачи, ведь она все равно осуществляет воспитательный процесс своим собственным строем, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над ребенком собственным авторитетом, но также и приближаются к нему в нежной своей любви. Практически все социальные чувства находят материал для себя во внутрисемейных отношениях.

Замечание 2

Внутрисемейные взаимоотношения считаются мощнейшим фактором формирования «Я» ребенка, его собственной личности.

Для того чтобы воспитательные воздействия стали эффективными, выработаны психологические требования к организации воспитательного процесса.

Некоторые такие требования можно найти в работах таких ученых, как М.В. Гамезо, Л.М. Фридман и К.Н. Волкова:

  1. Базой воспитания выступает формирование у ребенка нужной мотивации. Это означает, что перед тем, как воспитывать в детях определенные качества, отношения и свойства, стоит пробудить у них потребность именно в данных качествах, отношениях и свойствах.
  2. Значимо с настойчивостью формировать у детей позитивные привычки, и также помогать избавляться от негативных. Огромную роль здесь имеет подкрепление. Отсутствие оценивания действий ребенка со стороны взрослого человека нередко не дает ему верно ориентироваться в ситуации.
  3. Воспитание личностных качеств у школьников допустимо исключительно во время их собственной деятельности, которую нужно организовать так, чтобы во время ее выполнения формировались и правильные мотивы, привычные способы действий.
  4. Воспитательные воздействия взрослый человек обязан адресовать не столько уму школьника, сколько его чувствам.
  5. Во время воспитательного процесса нужно ориентироваться на позитивные качества ребенка, а также проявлять абсолютное уважение к его собственной личности.

Естественно, происходит изучение законов и механизмов процесса воспитания. Но стоит отметить, что данный процесс так и остается практически непредсказуемым, а также творчески захватывающим.

Как и у любого вида деятельности, у процесса воспитания должен быть ощутимый результат. Во-первых, нужно указать, что не существует однозначных решений проблемы определения неких критериев, а также показателей стадий воспитанности. О воспитанности индивида допустимо судить по многим показателям: его отношению к прочим индивидам, к их деятельности; по внешнему виду и разговору; по манере вести себя в общем и конкретным поступкам; по ценностным ориентациям.

Получается, что в критериях воспитания заметны следующие аспекты: внешний, которые связан с исполнением норм и правил поведения, а также внутренний, который определяется именно моральными установками, нравственными выборами, существующими мотивами.

Результативность воспитательного процесса проявляется в виде усиления самостоятельности, а также активности воспитанника, передачи ему неких обязанностей и полномочий. Значимо, чтобы у него появилась мотивация к самовоспитанию.

Базовыми приемами воспитания называют самостимулирование, самопознание и самообладание.

Очень значимо, чтобы ребенок был в состоянии осознавать собственные поступки, анализировать не просто внешнюю сторону своего поведения, но также и мотивы поступков. Приемы самообладания дают возможность пробудить силу воли, научиться сдерживать свои эмоции, получить уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают в себя самоободрение, самонаказание, самопоощрение, они дают возможность ребенку отрегулировать собственное состояние и собственную деятельность.

Можно сказать, что в процессе воспитания, как в процессе со множеством факторов, особенно важны группы и объективных, и субъективных условий. Особо значимыми среди объективных условий можно назвать стиль внутрисемейного общения и школьную атмосферу. Многие исследователи считают, что меняя внутрисемейную и школьную атмосферу, возможно полностью изменить отклоняющиеся от нормы правила поведения ребенка и его развитие (по М. Раттеру, А.С. Спиваковской и прочим).

Для педагога воспитательный процесс в первую очередь связан с классным коллективом, педагог делает из него воспитательную среду, организует педагогическую деятельность так, чтобы школьники не просто усваивали знания, но и получали человеческие личностные качества. Из-за этого успех педагога как воспитателя напрямую связан с тем, как он смог превратить обучение в собственную деятельность школьников, в которой они самостоятельно развивают и воспитывают себя.

Образование | Психология сегодня

Обучение

Отзыв от Psychology Today Staff

Образование может формировать жизнь человека как в классе, так и за его пределами. Качественное образование может заложить основу для успешной карьеры, но это далеко не единственная его цель. Образование — как формальное, так и неформальное — дает знания, навыки критического мышления и, во многих случаях, улучшает способность подходить к незнакомым ситуациям и предметам непредвзято.

Напротив, считается, что некоторые из требований современного образования способствуют увеличению числа проблем с психическим здоровьем среди современных детей и молодых людей. Изучение существующих подходов к образованию и выявление того, как они могут быть контрпродуктивными, может помочь родителям, учителям и другим заинтересованным сторонам лучше поддерживать благополучие учащихся.

Чтобы узнать больше о том, как помочь детям добиться успеха в школе, см. раздел Академические проблемы и навыки.

Содержание
  • Цель образования
  • Что делает образование эффективным?
  • Как мы можем улучшить образование?

Какова цель образования?

На протяжении всей истории ученые и философы спорили о цели образования. Некоторые утверждали, что образование необходимо заинтересованным гражданам; некоторые считали, что его целью было поощрение послушания и приобщение молодежи к доминирующим культурным идеям; третьи считали, что стремление к знаниям само по себе является добродетельной или даже духовной целью. Сегодня разговоры о целях образования, как правило, сосредоточены на развитии детей и экономике, то есть на том, как образование может помочь детям вырасти здоровыми, компетентными взрослыми, способными обеспечить себя в финансовом отношении и внести свой вклад в общество. Однако некоторые эксперты предупреждают, что чрезмерная сосредоточенность на экономических и прагматических преимуществах образования лишает процесс удовольствия. Они утверждают, что люди, особенно дети, являются естественными учениками, и обучение может быть наиболее ценным, когда оно преследуется само по себе.

Почему образование важно для развития ребенка?

Образование в широком смысле ценно для обучения детей социальным, эмоциональным и когнитивным навыкам, необходимым для функционирования в обществе. Считается, что формальное образование способствует социальному обучению, развивает исполнительные навыки и позволяет детям изучать предметы, с которыми они, возможно, не знакомятся естественным образом. Неформальное образование обычно позволяет им развивать свои собственные интересы и учиться самостоятельности, что само по себе является важным жизненным навыком.

Как образование готовит детей к будущему?

В идеале в современном мире образование должно обучать как техническим навыкам, необходимым для будущего успеха, так и развивать способности критического мышления, которые позволяют людям творчески подходить к проблемам, открывать новые перспективы и внедрять инновации в постоянно меняющемся мире. Однако эффективность нынешней системы формального образования является источником серьезных дебатов как среди общественности, так и среди политиков.

Лучше ли формальное образование, чем неформальное?

Большинство политиков и педагогов-психологов согласны с тем, что какое-то формальное образование необходимо для функционирования в современном мире. Но многие эксперты утверждают, что его чрезмерная сосредоточенность на оценках, тестировании и следовании установленному учебному плану, а не на интересах детей, на самом деле может быть контрпродуктивной и мешать естественному процессу обучения, который часто обеспечивают более неформальные подходы к обучению. Также считается, что чрезмерно жесткое школьное обучение способствует повышенной тревожности у детей, особенно у тех, кто отстает или иным образом не является нормативным.

Каковы плюсы и минусы домашнего обучения?

Обучение на дому, при котором ребенок не учится в официальной школе, а вместо этого получает образование у своих родителей или с другими учениками на дому, имеет как преимущества, так и недостатки. Некоторые общие преимущества, о которых сообщают семьи, включают повышенную гибкость в том, что изучается, возможность адаптировать учебную программу к потребностям ребенка и благоприятную учебную среду. Потенциальные минусы включают ограниченные возможности для социализации, ограниченное разнообразие мнений и тем, с которыми может столкнуться ребенок, а также эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, возлагаемую на родителей, которые могут изо всех сил пытаться увлечь своего ребенка или обновлять свои собственные знания, чтобы убедиться, что они повторная передача полезной, актуальной информации.

Помогают ли оценки детям учиться?

Оценки могут быть ценными инструментами для определения того, какие дети усваивают материал, а какие испытывают затруднения. Но, несмотря на широко распространенные мифы о том, что хорошие оценки необходимы для успеха в жизни, оценки в средней школе и колледже не обязательно коррелируют с долгосрочным успехом. А чрезмерная сосредоточенность на оценках может иметь крайне негативные последствия, поскольку ученики, стремящиеся к отличным оценкам любой ценой, часто борются с тревогой, депрессией или чувством выгорания.

Возможна ли цель среднего образования поступить в лучший колледж?

Широко распространено мнение, что колледжи с высоким рейтингом приносят пожизненные преимущества своим учащимся, включая более высокие доходы и более престижную и приносящую удовлетворение карьеру. Но это не обязательно так. Действительно, данные свидетельствуют о том, что, если учитывать предыдущий социально-экономический статус и академические достижения, посещение элитного колледжа мало влияет на чей-либо доход в будущем. Другие исследования показывают, что тип колледжа, который посещает человек, не влияет на его удовлетворенность дальнейшей жизнью; напротив, наличие поддерживающих профессоров или участие в значимых мероприятиях во время учебы в колледже лучше всего предсказывает чье-то будущее благополучие.

Что делает образование эффективным?

Учителя, родители и общество в целом долго обсуждали критерии, определяющие «хорошее» образование. В последние годы многие преподаватели пытались разработать свои учебные программы на основе исследований и данных, интегрируя результаты психологии развития и науки о поведении в свои планы уроков и стратегии обучения. Недавние дебаты были сосредоточены на том, сколько информации следует адаптировать для отдельных учащихся по сравнению с классом в целом, и, все чаще, о том, следует ли и как интегрировать технологии в классы. Возраст учащихся, культура, индивидуальные сильные и слабые стороны, личный опыт, а также любые проблемы с обучаемостью, которые у них могут быть, — все это играет роль в эффективности конкретных учителей и методов обучения.

Имеют ли значение «стили обучения» в классе?

Способствует ли движение обучению?

Дети по своей природе очень активны, и неспособность двигаться в течение дня часто вызывает невнимательность и плохое настроение, что не способствует обучению. Было показано, что перемещение во время обучения , а не только до или после него, также полезно; дети, которым разрешено двигаться в классе, лучше учатся, как показывают исследования, уделяя больше внимания и достигая более высоких результатов.

Помогают ли домашние задания детям учиться?

Вопрос о том, полезна ли домашняя работа, является предметом споров. Сторонники утверждают, что домашняя работа укрепляет уроки и способствует управлению временем и организационным навыкам. Оппоненты утверждают, что чрезмерная домашняя работа коррелирует с более низкими оценками по важным предметам, таким как математика и естественные науки, а также с ухудшением физического и психического здоровья. Большинство экспертов утверждают, что если домашнее задание назначается, оно должно служить определенной цели, а не просто быть занятой работой, и должно быть адаптировано к возрасту и потребностям ребенка.

Онлайн-обучение так же эффективно, как очное?

В целом данные свидетельствуют о том, что онлайн-курсы менее эффективны, чем курсы, на которых студенты могут встречаться лично. Однако, когда очное обучение невозможно, например, во время пандемии COVID-19, хорошо продуманные программы дистанционного обучения могут восполнить пробел. Исследования показывают, что онлайн-программы, которые сочетают пассивное обучение с активной практикой и позволяют учащимся продвигаться в своем собственном темпе, как правило, наиболее эффективны.

Есть ли кризис психического здоровья в колледже?

Депрессия, тревога и другие расстройства психического здоровья сегодня значительно чаще встречаются у студентов колледжей, чем когда-то. Исследования показывают, что почти каждый пятый студент университета страдает от тревоги или депрессии, и многие колледжи, особенно крупные, сталкиваются по крайней мере с одним студентом, совершающим самоубийство в год. Эксперты предупреждают, что причины этого сложны, но могут быть связаны с такими факторами, как рост распространенности социальных сетей, финансовый и академический стресс в колледже, сокращение экономических возможностей после окончания учебы и снижение устойчивости среди сегодняшней молодежи в результате чрезмерного родительского контроля. -вовлечение.

Как мы можем улучшить образование?

Мир быстро меняется, как и образовательные потребности детей. Хотя многие люди согласны с тем, что образование должно готовить детей к конкурентоспособной глобальной экономике, также было стремление признать, что благополучие детей следует принимать во внимание при планировании учебных программ и организации учебного дня.

С этой целью родители и педагоги сталкиваются с такими педагогическими вопросами, как: какое оптимальное время для начала учебы, чтобы учащиеся могли эффективно учиться и достаточно отдыхать? Сколько и какие перерывы нужны студентам в течение дня? Как лучше всего учиться ученикам, и различаются ли они в зависимости от преподаваемого предмета или от самих учеников?

В некоторых из этих областей уже происходят большие изменения. Некоторые штаты, например, рассматривают или уже приняли законы, которые отсрочат начало занятий в школе, что сделает их более благоприятными для графика сна детей. В других штатах приняты законы, требующие перерыва, гарантирующие детям доступ к физической активности в течение дня. Эти реформы, наряду с другими, направлены на защиту физического и психического здоровья детей, а также на улучшение их способности концентрироваться, учиться и расти.

Должна ли школа начинаться позже?

Многие эксперты в настоящее время считают, что начинать школу позже — обычно после 8:30 утра — лучше для детей, чем раньше. Это особенно верно для детей среднего и старшего школьного возраста, которые, естественно, ложатся спать позже, чем взрослые, и могут с трудом функционировать, если проснуться слишком рано. Многие школьные округа ввели более позднее время начала занятий, чтобы учесть эту биологическую реальность.

Зачем маленьким детям нужен перерыв?

Прежде всего, школьные каникулы обеспечивают физическую активность, которая имеет решающее значение для физического и психического здоровья ребенка. Но перемена — это также возможность для детей пообщаться без (чрезмерного) вмешательства взрослых, что позволяет им научиться сотрудничеству и навыкам разрешения конфликтов.

Нужна ли детям ранняя академическая подготовка?

Детские сады и дошкольные программы все больше внимания уделяют обучению детей таким академическим навыкам, как математика и чтение. Но данные свидетельствуют о том, что, поскольку дети еще когнитивно или эмоционально не подготовлены к работе с большей частью академического материала, такая ранняя академическая подготовка может причинить долговременный вред. Некоторые исследования показали, что дети, участвующие в таких программах, в долгосрочной перспективе учатся хуже, чем дети, которые провели дошкольные и детские сады, играя и общаясь.

Как школы могут поддерживать психическое здоровье учащихся?

Дети и молодые люди сегодня гораздо чаще испытывают проблемы с психическим здоровьем, особенно тревогу и депрессию, чем в прошлые десятилетия, и многим из них потребуются вмешательства в области психического здоровья в школе. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что школы любого уровня могут лучше всего поддерживать и помогать в лечении учащихся с психическими расстройствами, активно выявляя учащихся, нуждающихся в помощи, способствуя формированию школьной культуры, в которой психическое благополучие является приоритетом, и работая над снижением стигмы, связанной с оказанием психиатрической помощи. среди учащихся и их семей. Для учащихся без диагностируемых психических заболеваний школы все же могут оказать поддержку, обеспечив разумную рабочую нагрузку; предоставление возможностей для движения, творчества и социальных связей; и напоминание детям, подросткам и молодым людям о том, что просить о помощи – это нормально.

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Педагогическая психология – Колледж образования Великобритании Департамент педагогической, школьной и консультационной психологии

Прием заявок на программу педагогической психологии (Ph. D. и MS) в настоящее время закрыт. Веб-сайт будет обновляться после открытия приложений.

Программа педагогической психологии факультета педагогической, школьной и консультативной психологии (EDP) Университета Кентукки (Великобритания) направлена ​​на подготовку психологов-педагогов, которые имеют прочные теоретические, концептуальные и практические связи с педагогической психологией и которые также обладают исключительными навыками в области измерения, статистики, оценки и методологии исследования.

Мы готовим студентов к профессиональным должностям не только в академических учреждениях, но и в различных государственных и частных учреждениях на должности политиков, советников по вопросам образования и консультантов по исследованиям. Наша программа для выпускников в области психологии образования отражает модель совместного ученичества, которая побуждает студентов выходить за рамки прохождения курсов и проверки требований.

Наша цель — помочь студентам-педагогам-психологам развить знания, навыки и инструменты, чтобы стать эффективными потребителями и создателями образовательных исследований, а также ставить продуманные вопросы, которыми они руководствуются в своих исследованиях. Мы считаем, что лучший способ научиться проводить исследования, анализировать данные, сообщать результаты и обучать других — это как можно раньше напрямую взаимодействовать с преподавателями и продвинутыми студентами в рамках своей программы магистратуры. Аспиранты, поступающие на программу, выберут программу обучения, ориентированную на одну из четырех областей специализации: поликультурное образование, количественные методы, мотивация и развитие.

Подход социальной справедливости к педагогической психологии

Доктор Тайлер выступает с докладом FRED о сложности личности.

Социальная справедливость включает в себя видение общества, в котором ресурсы распределяются справедливо и все члены находятся в физической и психологической безопасности. Активизм в области социальной справедливости включает в себя людей, которые имеют чувство собственной силы, а также чувство социальной ответственности по отношению к другим и обществу в целом. Социальная справедливость в педагогической психологии включает осознание преподавателями и студентами многочисленных и системных факторов (например, демографических — возраст, раса, социально-экономический статус; межличностных — отношения между учителем и учеником; контекстуальных — семья, культурная гегемония, расизм, сексизм), которые влияют на познание, аффект и поведение людей, а также контексты окружающей среды, в которых живут люди. Социальная справедливость в педагогической психологии также включает в себя исследования и преподавание, которые подчеркивают справедливое и непредвзятое отношение ко всем людям.

Работа над социально справедливой педагогической психологией включает в себя тщательное изучение взаимодействия между окружающей средой (например, социальной, исторической, культурной, политической), личной (например, убеждениями, восприятием, познанием, аффектом) и поведенческими (например, социальными, академическими , межличностные, внутриличностные, саморегулируемые, связанные с карьерой, здоровьем) факторы, поскольку они относятся к функционированию всех заинтересованных сторон образования, в частности учащихся и учителей. Таким образом, приверженность социальной справедливости в педагогической психологии требует чувствительности и уважения к разнообразию мыслей и действий во всем содержании курсовой работы и исследований в области педагогической психологии, а также среди членов местного и глобального сообщества.

Мы полагаем, что психолог-педагог может по-разному отстаивать социальную справедливость. Педагоги-психологи, содействующие социальной справедливости, будут

  • содействовать равенству и справедливости для всех людей
  • Определите, кто они как существа в этом мире и как их уникальный опыт сформировал их нынешнее мировоззрение о людях, отличных от них самих
  • Информировать несколько сообществ учащихся об образовательных практиках, которые облегчают или подрывают возможности всех учащихся достичь академического, физического и психологического благополучия
  • Вопрос о том, подходят ли существующие теоретические модели для всех групп учащихся
  • Повысить свою собственную и чужую осведомленность о контекстуальных факторах микро-, мезо- и макроуровня, влияющих на жизнь учащихся, учителей, администраторов, родителей и членов сообщества
  • Изучение альтернативных объяснений успеваемости учащихся (и соответствующих факторов)
  • Проводить исследования, которые прямо или косвенно информируют о социально-справедливых образовательных практиках
  • Предоставление специалистам в области образования и заинтересованным сторонам ресурсов для решения вопросов социальной справедливости
  • Поощряйте трудные диалоги в образовательных учреждениях, которые способствуют критическому осмыслению различных вопросов социальной справедливости.

Почему педагогическая психология?

Степень в области психологии образования предоставляет студенту несколько вариантов карьеры в зависимости от направленности курсовой работы студента и уровня полученной степени. На уровне магистра человек может приобрести опыт в областях, которые легко найти на рынке в школьной системе: человек может работать над разработкой учебных программ, программ обучения, созданием программ тестирования, исследованиями и другими областями. Дополнительные возможности трудоустройства можно найти в учебных отделах различных отраслей, а также в учебных подразделениях государственных и федеральных агентств.

На уровне докторантуры индивидуальный опыт и конкурентоспособность могут быть намного шире. Например, выпускники программ могут предпочесть преподавать и/или заниматься исследованиями и разработками в колледжах и университетах, стать администраторами в высших учебных заведениях, работать в области медицинского образования или исследований, развивать и управлять учебными отделами в промышленности, работать в различных областях издательского дела, проводить разработка продуктов и исследований и/или разработка программ, консультирование государственных и федеральных агентств или их руководство, проведение измерений и оценок в школьных округах или создание частной консалтинговой фирмы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts