Воспитание в психологии: Основные понятия психологии воспитания | Студент-Сервис

Содержание

Воспитание с точки зрения психологии

(обновлено )


Воспитание – не дрессировка: путь к успеху лежит через понимание психологии ребенка

Говорят, что в футболе и воспитании детей разбираются все. А вот под «воспитанным» понимают ребенка, который, как дрессированная собачка, послушно выполняет команды родителей или учителей. Зачастую не смея проявлять свою индивидуальность. Но это – не воспитание, а уничтожение личности. И создание проблем на всю оставшуюся жизнь. Настоящее же воспитание с точки зрения психологии – это обучение ребенка пониманию себя и эффективному, доброжелательному взаимодействию с окружающими. И достичь результатов при таком воспитании можно только при понимании того, что движет поведением ребенка. Что малыш – это не tabula rasa, а величайшее чудо сложнейших взаимодействий врожденных программ и работы мозга, связанной с обучением.

Как воспитать, а не выдрессировать?

И ведь действительно… Воспитать, или скорее «выдрессировать» послушного ребенка не так уж и сложно. Это сродни выработке павловских условных рефлексов, когда через страх (или, в лучшем случае, через вознаграждение) ребенок начинает просто выполнять требования. А вот его внутренние переживания сводятся к страху: он боится наказания или отсутствия поощрения за невыполнение команды. Гораздо сложнее по-настоящему воспитать человека, который действует не из страха, а из уважения к окружающим и желания жить в гармоничном мире. Для этого необходимо

тонкое знание психологии ребенка и умение использовать врожденные, они же инстинктивные, программы поведения для того, чтобы запустить осознанные и приемлемые в человеческом обществе реакции ребенка на окружающий мир. Поэтому родителям и учителям необходимо осознать, что человек – это не нечто, принесенное из космических далей, а создание – плоть от плоти – биосферы.
И что человеку присущи те же особенности, что есть и у других животных. И отличия его способностей не так качественные, как количественные. Поэтому, чтобы воспитать с точки зрения психологии здорового ребенка, следует научиться вычленять врожденные программы поведения и аккуратно направлять поведение малыша, с учетом его физиологической возможности контролировать себя. Например, зная, что ребенку свойственно исследовательское поведение, не следует его наказывать за то, что он изучает свойства муки и сахара. Просто следует дать ему возможность изучать их на столе, и останавливать, когда кроха пытается залезть в шкаф с продуктами. И для прекращения «диверсионной деятельности» – переключить внимание на те же муку и сахар, к которым он пробирается, но в специально отведенном месте.

Врожденные программы: как они работают

Даже у взрослых людей очень много активных врожденных программ поведения – это и любовь, и склонность отделять «своих» от «чужих», и стремление к устройству иерархических групп… У ребенка их еще больше.

Причем в силу малого жизненного опыта малыш повинуется этим программам – в далеком прошлом они были для человека спасительными. Сейчас же некоторые из них могут не соответствовать изменившемуся миру, но от этого не перестают функционировать. Действия в соответствии с такой программой не вызывают внутреннего сопротивления, и даже доставляют удовольствие. Невозможность действовать дискомфортно, раздражает, вызывает чувство обиды и злости. В приведенном примере с мукой – ребенку доставляет удовольствие изучать ее свойства. Если же просто забрать «объект исследования» – малыш определенно расстроится, начнет плакать и искать ее «источник», чтобы продолжать исследования. Или же вообще откажется от изучения, и в дальнейшем будет испытывать отвращение к работе с этим продуктом.
Поэтому программу «исследования» надо направлять – обеспечивая безопасное изучение, или же переключая внимание на безопасные объекты. Точно так же следует поступать и в других ситуациях.

Три этапа правильного воспитания

Есть три эффективных базовых шага в воспитательном поведении взрослых, которые позволяют ребенку стать осознанно воспитанным.

1. Дать возможность экспериментировать, создав безопасные условия (обеспечив страховку, причем о ней ребенок может и не знать).

2. Дать возможность исправить ошибки, если «эксперимент» пошел неправильно.

3. Если малышу не ясно, что его действие ошибочно – объяснить, почему это так, и после этого – дать возможность исправить ошибку.

Это работает во всем – от изучения свойств муки и до общения в новом коллективе. Ведь понимание того, что происходит, и каковы будут последствия, приводит к осмысленному выбору одобряемого обществом поведения. Страх же наказания гораздо менее эффективен – если страх уходит, исчезает тормоз, препятствующий антисоциальному поведению.

Tags: воспитание детей, детская психология, курсы детской психологии, психология детей и родителей, психология для родителей

Читайте также:

Тема 8.

Основные понятия психологии воспитания.

Педагогическая психология

    1. Психологические проблемы воспитания, как предмет психологии воспитания.

Психология воспитания изучает следующие проблемы:

  • Возможно ли активное целенаправленное формирование личности.

  • Каковы закономерности и механизмы развития нравственной сферы личности.

  • Каковы принципы и условия организации и воздействий на процесс развития личности.

  • Каковы оптимальные формы и средства организации процесса воспитания на каждом возрастном этапе развития личности.

Психология воспитания изучает (предмет психологии воспитания) психологические закономерности развития человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.

Методы воспитания отличаются от методов обучения. Обучение требует активности сознания обучаемого, потому что цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков, т.е. их восприятие, осознание, закрепление и реализация в деятельности. Воспитание адресовано как к сознанию, так и к подсознанию. Результат воспитания – это воспитанность. Она включает (разработала А.К. Маркова):

      1. Нравственные представления (знания норм).

      2. Нравственные убеждения (личное отношение к этим нормам).

      3. Реальное нравственное поведение.

Воспитанность означает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избежания наказания, а невозможность нарушения нравственных норм, ставших внутренними регуляторами поступков. Т.е. воспитание – это формирование общественно ценных потребностей.

    1. Психологические механизмы воспитания.

Идентификация – это механизм отождествления с образцом (реальный человек или вымышленный, собирательный образ), которое заключается в усвоении идеалов, ценностей, представленных в этом образце. Идентификация начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Ее источник – люди, несущее в себе ценные качества и желательные формы поведения. В это активно включены СМИ.

Подражание. Бессознательное воспроизведение человеком поведения других людей. Механизм является врожденным. Он наблюдается и у высших животных. Особенно отчетливо у человека проявляется на ранних этапах онтогенеза.

Внушение. Механизм, в результате которого происходит неосознанное воспроизведение человеком психических состояний людей, с которыми он общается.

Социальная фасилитация (облегчение и одновременно стимулирование). Это стимулирующие влияние поведения одних людей на деятельность других. Фасилитацию обычно сопровождают подражание и внушение. В наибольшей степени фасилитация проявляется в кругу знакомых и близких людей. Социальная ингибиция (социальное торможение) – противоположный механизм. Проявляется в кругу незнакомых людей. Оба механизма наиболее отчетливо проявляются на ранних этапах онтогенеза.

Конформность. Осознанное расхождение в мнениях с большинством группы при внешнем согласии с этим мнением. Конформность отличается наличием у человека внутреннего конфликта.

UW–Madison School of Education – отдел педагогической психологии

Добро пожаловать на факультет педагогической психологии в                                                                                     University of Wisconsin–Madison, где в 2023 г. проводится программа психологии образования № 1 в стране в U.S. News & World Отчет .

Узнайте, как исследования, наставничество и инновации позволяют нашей программе год за годом занимать лидирующие позиции.

Мы приглашаем вас узнать больше о наших степенях PhD, EdS и MS, а также о наших программах сертификации.

Доктор педагогической психологии

Развитие человека

В области развития человека применяется подход к индивидуальным изменениям на протяжении всей жизни.

Изучение наук

Направление «Науки об обучении» объединяет науку об обучении и образовательную практику.

Количественные методы

Выпускники в области количественных методов преподают, выступают в качестве консультантов исследователей в области образования и проводят исследования по статистике и психометрии в областях, связанных с образованием.

Степени школьной психологии

кандидат школьной психологии

Программа докторантуры в области школьной психологии полностью аккредитована Американской психологической ассоциацией и одобрена Национальной ассоциацией школьных психологов.

EdS в школьной психологии

Программа EdS in School Psychology готовит школьных психологов, которые помогают детям развивать позитивные отношения, развивать навыки и достигать успехов в учебе, а также преодолевать социальные, поведенческие и академические трудности.

Магистр педагогической психологии

Аналитика обучения (онлайн)

Онлайн-программа Learning Analytics MS позволяет выпускникам влиять на преподавание, обучение и политику, используя огромные объемы образовательных данных.

Профессиональные педагоги (онлайн)

Программа Professional Educators — это удобная, полностью онлайновая образовательная программа, позволяющая углубить и расширить ваши знания и навыки.

Новости в центре внимания

Шаффер назначен профессором Sears Bascom

Дэвид Уильямсон Шаффер (David Williamson Shaffer) был назначен профессором Sears Bascom по аналитике обучения в педагогической школе Университета Вашингтона в Мэдисоне. Эта награда признает Шаффер за десятилетия образцового преподавания, наставничества и исследований, включая создание области …

Тан получает награду за лучшую студенческую работу на международной конференции

Юанру Тан из UW-Madison получил награду за лучшую студенческую работу на Международной конференции по количественной этнографии этого года, которая проходила в Копенгагене, Дания, 15-19 октября. . Тан учится в докторантуре отдела педагогической психологии обучения …

Вопросы и ответы с Персивалем Мэтьюзом: «Разнообразие — одна из наших самых сильных сторон»

Спросите Персиваля Мэтьюза о его видении того, как должна выглядеть работа по обеспечению равенства, разнообразия и инклюзивности (EDI) в педагогической школе Университета Вашингтона в Мэдисоне, и он на мгновение замолкает. У него есть свои идеи. Много …

Наш факультет

Наши преподаватели на кафедре педагогической психологии являются ведущими учеными в своих областях, а также преданными делу и отличными преподавателями.

View Faculty Bios

События

  • Февраль
    • 17 февраля

      MS в образовательной психологии — Аналитика обучения: факультет пятница12: 30. Преподаватели: Среда Вопросы и ответы16:00, онлайн

    • 23 февраля

      Справедливость и влияние: MS in Educational Psychology – Learning Analytics12:00, Online

    • 24 февраля

      Магистр педагогической психологии — Аналитика обучения: Факультет, пятница, 12:30, онлайн

Другие события Еще

Педагогическая психология

Бакалавриат по специальностям психология, социология, образование, бизнес, английский язык, математика, и общение считают педагогическую психологию полезной и интересной степенью. Специалисты по педагогической психологии используют «обе стороны» своего мозга. Они учатся как человеческий разум может думать, учиться, решать проблемы и саморефлексировать. Они также учатся как мыслить аналитически, чтобы оценить идеальные условия для использования людьми их умы настолько эффективно и результативно, насколько это возможно.

Государственный университет Уичито предлагает несколько вариантов программ на получение степени, основанных на образовании. Психология:

Магистр педагогической психологии

Степень магистра педагогической психологии (MEd) имеет широкое применение и может быть получена 3 способами:

MEd в области педагогической психологии Общий курс

Педагогическая психология Общий курс — вариант диссертации

Вариант диссертации требует 32 кредитных часа курсовой работы плюс устный экзамен над диссертацией.

Педагогическая психология Общий курс — Вариант без диплома

Вариант без диплома требует 33 кредитных часа курсовой работы и письменного всеобъемлющего экспертиза.

Магистр педагогической психологии с настраиваемой специализацией

Педагогическая психология с настраиваемыми специализациями

Настраиваемые специализации позволяют учащимся сотрудничать со своими академическими консультант для определения факультативов, которые отвечают потребностям и интересам студента с акцентом на конкретных навыках и знаниях.

Доступные варианты специализации

  • Обучение и память
  • Управление поведением и мотивация
  • Разнообразие и защита интересов
  • Оценка программы
  • Профессиональное развитие
  • Институциональные и промышленные консультации
  • Социальная психология и лидерские навыки
  • Основы школьной психологии — для тех, кто хочет продолжить карьеру в области школьной психологии
  • Докторантура — готовит студентов к переходу на докторскую программу

Магистр педагогической психологии – Высшее образование / направление по работе со студентами

Высшее образование/Студенческие дела Требования

MEd в области педагогической психологии в Высшем образовании/студенческих делах (HESA) не требует диссертации и требует 30 кредитных часов курсовой работы и письменного комплексное обследование.

«Как директор детского сада я должен понимать, почему и как дети учатся, растут и добиться успеха. Программа «Педагогическая психология» помогла мне не только в этих областях. но это также помогло мне стать всесторонне развитой личностью. Доступные вечерние часы программы помогла уменьшить необходимость совмещать растущую семью и работать полный рабочий день. стрессовый. Профессора смогли обеспечить высокий уровень качественного образования, продолжая рассказывать в школе меньше о том, как вы справляетесь с тестом, и больше о том, как сделать уверены, что студенты действительно усваивают информацию.» — Марисса Харрис , директор учебного центра Angel Wings, LLC

 


 

Докторская степень в области лидерства в образовании, курс психологии образования

Трек лидерства в образовании в педагогической психологии пересекает дисциплины в предлагая степень EdD лицам, заинтересованным в понимании и формировании обучения, мышление, решение проблем в различных условиях, таких как школы, рабочие места, высшие образования, промышленности и других учреждений или организаций.

Докторская степень в области лидерства в сфере образования — курс психологии образования

Основные моменты программы:
  • Настраиваемое выделение
  • Преподавание гибкого курса
  • Передовые методы исследования/аналитика
  • Прикладные исследования/возможности обучения

 


 
Сертификаты выпускников

Образовательная психология WSU предлагает одну программу получения сертификата выпускника:

Инженерное образование

Эта программа сертификации предусматривает совместное наставничество с Колледжем прикладных исследований. и преподаватели инженерного колледжа. Студенты, которые планируют поступать в университет преподавательские должности после окончания учебы должны быть конкурентоспособными на рынке, который требует хорошее преподавание, а также хорошие исследования. Документ об инженерном образовании будет дать выпускникам WSU конкурентное преимущество.

 


 

Определите, подходит ли вам педагогическая психология:

Интересы, связанные с педагогической психологией

  • Привлечение внимания
  • Мотивация людей к обучению
  • Помочь людям лучше запоминать вещи
  • Определение эффективности программы
  • Руководство эффективными командами
  • Разработка учебных модулей
  • Понимание человеческого развития на протяжении всей жизни
  • Получение докторской степени

Кому выгодна степень педагогической психологии?

 

Карьера, связанная с педагогической психологией

Педагогическая психология предназначена либо для улучшения существующей карьеры, либо для начала новой карьеры, такие как:

  • воспитатели: напр. учителя, администраторы, консультанты, учебные тренеры
  • медицинские работники: напр. медсестры, социальные работники, дефектологи
  • высшее образование: напр. инструкторы, администраторы, персонал по работе со студентами
  • исследователи: например, научный сотрудник, написание грантов, управление данными, оценка программ
  • кроссовки: напр. бизнес, военные, больницы
  • дизайнеры цифрового обучения: напр. разработчики обучающего программного обеспечения, онлайн-опрос конструкторы, разработчики технических руководств

Почему другие студенты выбрали программу педагогической психологии WSU?

Пройдите курс CLES 512, чтобы изучить концепции и карьеры в области психологии образования

CLES 512 — Изучение концепций и карьеры в области психологии образования доступен для любого студента бакалавриата или магистратуры. Этот удобный для студентов 3-часовой курс предлагает «краткий» предварительный просмотр основных тем педагогической психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts