Воспитанный человек — Психологос
Фильм «Джентльмены удачи»
Воспитанный человек – человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.
При этом воспитанный человек – не обязательно человек высоконравственный. Иногда среди воспитанных людей можно встретить и мошенника, и подлеца, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой порядочности.
Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но связь здесь случайная. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с большими церемониями.
Фильм «Отпетые мошенники»
Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью.
Образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.
А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.
Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны. Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.
Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, не мертвое, а внимательное, отражающее состояние партнера и вовремя выражающее те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости выражать поддержку и нет нужды в оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально доброжелаетельно.
Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками у воспитанных людей не приветствуется. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность – это их тонкость.
Жесты красивые, не лапой, не всей ладонью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Удивление не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Тонкость, красота, эстетика каждого движения – черта воспитанных людей.
Воспитанность и душевное здоровье
Воспитанность и душевное здоровье – взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью. См.→
Кто такой «воспитанный человек» и как им стать
7 апреля 2017
BroDude
Воспитанный человек — это не тот, кто говорит тебе «Здрасте» и убирает за собой поднос в McDonald’s. Если тебя учили переводить через дорогу старушек и водили в музыкальную школу, то ты всё равно не можешь носить это почетное звание. Воспитанный — это звание, которое нужно заслужить. И за него ответственны не только твои родители, но и ты сам.
Фото: BroDudeBroDude
Уважает личность и не рисуется
Видео дня
Воспитание — это прежде всего уважение человеческой личности. Само собой, такой человек не позволит себе унизительно шутить в присутствии других и будет вежлив даже с самым последним хамом (но ровно до того момента, как хамло перешагнет за рамки дозволенного). Воспитанный человек будет мягок и тактичен, он не будет пытаться с первых секунд показать себя, заполнить собой и своим эго всё пространство и устроить презентацию своих возможностей. Ты считаешь, что это плохо, что нужно себя преподносить, чтобы тебя заметили? Отчасти ты прав, но воспитанность всегда бросается в глаза. Она не такая шумная, как бахвальство, не такая громоздкая, как наглость, но такая же заметная. Не путай воспитанность со скромностью и молчаливостью, наш герой совсем не такой. Он мало говорит, но всегда по делу, не перебивает, вежлив, общается остроумно, но без оскорблений, и старается поддерживать контакт со всеми. Вспомни таких людей на различных вписках и вечеринках (или как вы, молодежь, это называете?). Зачастую обнаруживается спокойный чувак, к которому привлечено внимание всех остальных. А ведь он не декламирует стихи Лаэртского, не хлопает ногами, стоя на руках, не шутит про какашки.
Не вопит по пустякам
Если вдруг что-то пошло не так, воспитанный человек не станет поднимать панику, визжать как свинья на бойне и доставать людей своим нытьем. Он будет вести себя как белый офицер перед расстрелом — невозмутимо и горделиво. Просто ему вовремя сказали, что истеричный мужик выглядит очень гнусно. А уж волноваться по мелочам вроде потерянного зонта — это вообще глупо. Воплями и нервами беде не поможешь, только окружающих выбесишь.
Сострадателен и справедлив не только к кошкам
У воспитанного человека повышенное содержание сострадательности и справедливости в крови. Если тебя воспитывали нормально, то наверняка говорили про взаимовыручку и помощь ближнему. Не надо вспоминать про волчьи законы и кричать, что на этой планете порядка нет, все друг друга предают и кидают. Это крайности. А вот прийти на выручку другу, которому нужно перевезти гроб, помочь с деньгами или помочь в пьяных разборках — это святое. Вызвать скорую сваленному инсультом пенсионеру, мимо которого прошли десятки ног — это не героизм, когда-то это считалось в порядке вещей. Поддержать морально сломленного приятеля — это обычное дело. Молча помочь занести коляску в троллейбус — тоже из этой же серии поступок.
Тут не благородство, о чем речь, это проявление воспитания. Тебя никто не просит продавать квартиру в пользу нищих, ты не граф Толстой, да и сам по себе такой поступок находится на грани дебилизма и героизма. А тебя просят делать простые вещи. Так что будь сострадателен не к одним только кошечкам и собачкам.
Отдает долги
Воспитанный человек умеет уважать. Не кого попало, а только тех, кто этого достоин. Он им не завидует, он ими искренне восхищается и искренне благодарен за помощь или поддержку. И именно поэтому воспитанный человек всегда платит долги и старается это делать вовремя. Это благодарность за помощь и проявление уважения к чужой собственности.
Самодостаточность и чувство собственного достоинства
И еще немного об уважении. Стоит ли говорить, что воспитанный человек не будет принижаться, не будет вызывать к себе сочувствие, сострадание, намекать, что ему пригодилась бы помощь? Ну это ведь как-то неприлично и унизительно, ты не находишь? Всё это от чувства самоуважения. Просто воспитание не позволяет пользоваться столь низкими, столь грязными и столь подлыми приемами. Поэтому воспитанный человек старается отыскать в себе какой-нибудь талант и развить его максимально. Так что самодостаточность — это во многом следствие воспитанности.
Не приемлет ложь
Человек воспитанный ложь не принимает и не одобряет. Зачем ему лгать, это ведь некрасиво, неприлично и глупо. Даже мелкая ложь по пустякам неприемлема. Как мы говорили, у воспитанного человека с чувством собственного достоинства всё в порядке, поэтому ему не нравится, когда ему вешают лапшу на уши. А воспитанные люди как раз ведут себя в соответствии с библейским принципом «Не делай того, чего бы сам себе не пожелал». Поэтому они не рисуются и не пускают пыль в глаза, не делают вид, что им интересна пустая дребедень вроде машин или бинарных опционов только для того, чтобы поддержать разговор.
Культура поведения превыше всего
Воспитанный человек не обязательно должен разбираться в культуре и отличать Моне от Мане. Но культура внутренняя у него должна быть. Лучше не знать, кто такой Глюк, но при этом жить в чистоте, чем цитировать Державина и при этом жить в свинарнике, ходить неряшливо-грязным, с нестриженными ногтями. Он не нажирается до свинского состояния, руководствуясь предлогом «а почему бы и нет», он выпивает, когда есть возможность. Это культура поведения, которая передается и на культуру взаимоотношений, и на образ жизни. Воспитанный человек при знакомстве с девушкой не будет отпускать шутки в адрес выдающихся прелестей, он будет максимально романтичен и вежлив. Чехов называл это «умением облагородить свой половой инстинкт». Быть может, он меняет партнерш как перчатки, но не относится к женщинам как к средству самоудовлетворения на двух ногах.
Определение образованного человека | Гарвардская высшая школа образования
Ответить на вопрос о том, что определяет образованного человека, не всегда легко, но важно попытаться. Тем не менее, участники форума Askwith Forum на прошлой неделе согласились с тем, что педагоги часто не задумываются над этим вопросом, а когда и задумываются, то получают не те ответы, которые можно было бы ожидать.
«Я нахожу этот вопрос одновременно обнадеживающим и обескураживающим», — сказала Дебора Делисл, кандидат на пост помощника министра начального и среднего образования Министерства образования США и бывший суперинтендант штата Огайо. «Удручает тем, что это редкий разговор на местном уровне, уровне штата или федеральном уровне. Мы не строим наши школы вокруг [этого вопроса]».
Делиль был одним из пяти участников дискуссии, включая почетного президента Университета Тафтса и резидента HGSE Лоуренса С. Бэкоу, профессора Гарвардской школы Кеннеди и директора Центра общественного лидерства Дэвида Гергена, почетного профессора Гарвардского университета Генри Розовского и Вермонта. Комиссар Департамента образования Армандо Виласека, который обсудил цели и средства обучения студентов в наше время на форуме «Определение образованного человека». Форум был спонсирован Инициативой передового лидерства в Гарварде (ALI), которая предназначена для повышения и использования навыков высококвалифицированных, опытных лидеров, посвятивших себя решению важных социальных проблем.
Чтобы считаться образованными, заявили участники дискуссии, учащиеся должны покинуть школу с глубоким пониманием себя и своего места в мире, а также изучить то, что некоторые называют «мягкими навыками» — решение сложных проблем, творчество, предпринимательство, способность управлять собой и способность учиться всю жизнь. Как резюмировал профессор Фернандо Реймерс, модератор дискуссии, существует несоответствие между тем, как осуществляется обучение в классе, и общим желанием учащихся стать хорошими, всесторонне развитыми людьми.
Делиль отметил, что преподаватели часто упускают из виду воспитание всесторонне развитых учеников, потому что они заняты борьбой за ответственность и за то, кто виноват в классе. По ее словам, преподаватели, как правило, больше сосредотачиваются на «серебряных пулях» и «лучших практиках» как средствах решения образовательных проблем.
С годами Бакоу заметил, что часть проблемы может заключаться в том, что цель образования каким-то образом стала более инструментальной. Прошли те времена, когда поступление в колледж было больше связано с расширением кругозора, а не с поиском работы.
Хотя многое в образовании можно изменить, Розовский сказал, что любит спрашивать людей, что не нужно менять. Хотя Розовский сказал, что многие люди не могут ответить на этот вопрос, однажды он получил незабываемый ответ: значимый человеческий контакт.
Розовский также задавался вопросом, усугубило ли создание технологий разрыв между тем, что делает человека образованным, и тем, как это образование предоставляется. Мнения участников дискуссии по этому поводу неоднозначны. Виласека, например, рассматривает технологии как инструмент, который не заменит людей. «Я не думаю, что отношения уходят, отношения — это самое главное», — сказал он.
Однако некоторые утверждают, что технологии мешают нашей созерцательной природе. По словам Бэкоу, технологии значительно сократили количество времени, которое люди действительно думают о вещах. «Нам нужно найти больше времени для размышлений и размышлений», — сказал он.
Несмотря на немедленное удовлетворение технологии, Герген добавил, что студенты действительно понимают необходимость уединения и размышлений.
«Каким мы хотим видеть образованного человека?» — сказал Бакоу. «Мы хотим, чтобы они были мудрыми, творческими, чуткими, заинтересованными. Есть много процессов, с помощью которых мы можем привести учеников к такому состоянию бытия, и есть роль для семьи, роль для учителей и роль для созерцания и размышления. попасть туда.»
10 качества либерально образованного человека-программа L & S Honors-UW-Madison
Профессор Уильям Кронон
Бывший режиссер, программа L & S (1996-1998)
1. они слышат.
Это настолько просто, что, пожалуй, кажется, не стоит говорить, но в наш рассеянный и перегруженный век, я думаю, стоит заявить, что образованный человек умеет обращать внимание – на людей и на окружающий их мир. Они усердно работают, чтобы услышать, что говорят другие люди. Они могут следить за аргументом, отслеживать логические рассуждения, обнаруживать нелогичность, слышать эмоции, которые лежат за логикой и нелогичностью, и в конечном итоге сопереживать человеку, который испытывает эти эмоции.
2. Читают и понимают.
Это тоже очень просто сказать, но очень трудно достичь, так как в этом мире так много способов чтения. Образованный человек грамотен в широком диапазоне жанров и средств массовой информации. Они могут читать и усваивать New York Times, включая первую полосу, раздел искусства, раздел спорта, раздел бизнеса, раздел науки по вторникам и редакционные статьи; они могут читать не только журнал Time, но и Scientific American, New York Review of Books, Better Homes and Gardens, The National Enquirer и Reader’s Digest, им нравится читать популярную художественную литературу, начиная от последнего бестселлера, детективного романа или комикса и заканчивая произведение классической литературы; и они заняты документальной литературой, начиная от биографий и заканчивая дебатами о текущей государственной политике и последними открытиями науки.
3. Они могут поговорить с кем угодно.
Образованный человек умеет говорить: он может произнести речь, он может рассмешить людей, он может задавать вдумчивые вопросы и может поддерживать разговор с любым встречным, будь то бросивший школу или Нобелевский лауреат, ребенок или пациент, умирающий в больнице, заводской рабочий, фермер или генеральный директор корпорации. Более того, образованный человек участвует в таком разговоре не потому, что любит говорить о себе, а потому, что ему искренне интересен другой человек.
4. Они могут писать ясно, убедительно и трогательно.
То, что нужно для разговора, подходит и для письма: образованный человек знает тонкое ремесло изложения слов на бумаге.
Я не говорю об умении разобрать предложение, составить абзац или написать эссе. Я говорю о способности выразить то, что у вас на уме и в вашем сердце, чтобы донести это до человека, который читает ваши слова, чтобы научить, убедить и тронуть этого человека. Я говорю о письме как о форме прикосновения, похожего на прикосновение, которое происходит в удивительно волнующей беседе.
5. Они могут решить множество головоломок и задач.
Эта способность решать головоломки и задачи свидетельствует о многих навыках. К ним относятся основы счета, способность обращаться с числами и понимание того, что многие проблемы, которые кажутся связанными с вопросами качества, на самом деле могут быть интерпретированы как тонкие проблемы количества. В наши дни сравнимый навык включает в себя умение управлять компьютером, будь то обработка текстов, уплата налогов или игра в игры. Я мог бы продолжать, но более широкие и практические навыки, которые я здесь описываю, принадлежат аналитику, менеджеру, инженеру, критику: способность смотреть на сложную реальность, разбивать ее на части и выяснять, как это работает, и конечным результатом является возможность делать практические вещи в реальном мире. Частично сложность в этом, конечно, заключается в способности снова собрать реальность после того, как она была разбита на части, ибо только так мы можем достичь практических целей, не нарушая целостности мира, который мы пытаемся изменить.
6. Они уважают строгость не столько ради нее самой, сколько как способ поиска истины.
То есть истинно образованные люди любят учиться, но еще больше любят мудрость. Они могут оценить тщательно аргументированный аргумент, не будучи чрезмерно впечатлены простой логикой. Они понимают, что знания служат ценностям, и стремятся поставить эти две вещи — знания и ценности — в постоянный диалог друг с другом. Способность распознавать истинную строгость — одно из самых важных достижений в любом образовании; но он бесполезен и даже опасен, если он не поставлен на службу некоему более широкому видению, которое делает его также гуманным.
7. Практикуют уважение и смирение, терпимость и самокритику.
Это еще один способ сказать, что они могут чувствовать и понимать силу снов и кошмаров других людей, а также свои собственные. У них есть интеллектуальный диапазон и эмоциональная щедрость, чтобы выйти за пределы своего собственного опыта и предубеждений, чтобы признать ограниченность своих собственных точек зрения, тем самым открывая себя для взглядов, отличных от их собственных.
8. Они понимают, как добиться успеха в жизни.
Описывая цель своей стипендии Родса, Сесил Родс говорил о попытках выявить молодых людей, которые проведут свою жизнь, участвуя в том, что он назвал «мировой борьбой», под которой он имел в виду борьбу за то, чтобы сделать мир лучше. чем его находят. Изучение того, как добиться успеха в мире, чтобы сделать его лучше, несомненно, является одним из самых практических и важных уроков, которые мы можем извлечь из нашего образования.
Это чревато опасностью, потому что властью действовать в мире так легко злоупотребить — но мы обманываем себя, если думаем, что можем избежать действий, избежать применения власти, избежать участия в мировой борьбе. Бездействие означает перекладывание на других ответственности за попытки сделать мир лучше, даже перед лицом того, что мы знаем как несправедливость. Итак, мы изучаем власть и спрашиваем себя, что значит действовать правильно и неправильно при использовании власти. Мы изо всех сил пытаемся понять, как мы можем делать добро и избегать ошибок.9. Они воспитывают и укрепляют окружающих.
10. Они следуют предписанию Э. М. Форстера в романе «Конец Говарда»: «ТОЛЬКО ПОДКЛЮЧАТЬСЯ».
Быть образованным человеком больше, чем что-либо другое, означает уметь видеть связи, чтобы понимать мир и действовать в нем творчески. Все остальные качества, которые я описал здесь — умение слушать, читать, писать, говорить, решать головоломки, видеть глазами других людей, расширять возможности других, руководить — все до последнего из них, в конечном счете, связаны с установлением связи.